Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Склонность к зависимому поведению подростков в контексте копинг стратегий

Работа №88558

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы75 с.
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
232
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения особенностей склонности к зависимому поведению подростков в контексте_ копинг стратегий 7
1.1 Подходы к исследованию склонности к зависимому поведению
в психологической науке 7
1.2 Копинг - стратегии подростков склонных к зависимому_поведению 20
1.3 Характеристика подросткового возраста 23
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей склонности к зависимому поведению подростков в контексте копинг стратегий 36
2.1. Организация и методы исследования 37
2.2. Анализ результатов изучения склонности к зависимому поведению
подростков в контексте копинг стратегий 41
2.3. Методические рекомендации к ранней психологической профилактики
склонности к зависимому поведению в подростковом возрасте 49
Заключение 55
Список использованной литературы 59
Приложения 65


За последние десятилетие наблюдается интенсивный рост интереса во всем мире к феномену поведения, которое диктуется разными видами зависимости.
Начиная со времен зарождения науки «психиатрия» и по сей день, врачи изучают абсолютно разные виды зависимостей: наркотическая, алкогольная, гемблинг и т.д. Но только в последние время психологи стали обращать внимание на закономерности поведения зависимых людей.
На данный момент феномен склонности к зависимому поведению подростков в контексте копинг стратегий уже достаточно продуктивно стал изучаться в западных психологических исследованиях, при этом в отечественной психологической науке он не имеет особой разработанности, поэтому для нас видится актуальным проводить данные исследования, позволяющие в будущем учитывать российскую ментальность в проявлении данного вида зависимости.
В литературе можно встретить утверждения о том, что склонности к зависимому поведению и копинг стратегии - одни из самых распространенных проблем, мешающих полноценной жизни людей. Н.Г. Артемцева считает, что подобное поведение характерно для 98% взрослого населения.
По мнению зарубежных и отечественных авторов, данный недуг является источником большей части человеческих страданий (М.Е. Керр и М. Боуэн, С. Карпман, Н.Г. Артемцева, Е.В. Емельянова, В.Д. Москаленко и др.).
Актуальность выбранной темы обусловлена не только желанием изучить, причины и особенности зависимого поведения отдельных личностей, но еще и объяснить в последующем копинг стратегии общества в целом, которое создает условия, благоприятствующие зависимым отношениям и их передаче из поколения в поколение.
Так, с увеличением интереса к аспекту зависимого поведения со стороны психологов, психотерапевтов и общества в целом, перед психологической наукой ставится проблема поиска первопричин зависимости в
контексте копинг стратегий.
Имея определенный научный интерес в сфере изучения зависимости, актуальность которого диктуют проблемы современного общества и семьи, в частности, мы решили рассмотреть, насколько копинг стратегии личности диктуют выбор того или иного поведения и построения отношений со значимым другим.
Целью исследования стало выявление особенностей склонности к зависимому поведению подростков в контексте копинг стратегий, которые проживают в семьях, где один из родителей имеет химическую зависимость.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретико-методологические подходы к исследованию особенностей склонности к зависимому поведению подростков в контексте копинг стратегий в психологической науке.
2. Проанализировать психолого-педагогическую литературу для выделения характеристик психологического портрета склонных к зависимому поведению подростков, проживающих в семьях, где один из родителей имеет химическую зависимость.
3. Сделать обобщение возрастных периодизаций и выделить характеристику подросткового возраста.
4. Подобрать диагностический инструментарий и план исследования по изучению особенностей склонности к зависимому поведению подростков в контексте копинг стратегий.
5. Проанализировать результаты эмпирического исследования, сделать выводы на основании количественного и качественного анализа результатов.
Объект исследования: склонность к зависимому поведению.
Предмет исследования: исследование склонности к зависимому поведению подростков в контексте копинг стратегий.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что существуют особенности склонности к зависимому поведению подростков, которые проявляются в копинг стратегиях и заниженной самооценки. Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы:
- Выделяющие зависимое поведение как психологический феномен, ав¬торов В.Д. Менделевич, Е.В. Змановская, А.Е. Личко, Ц.П. Короленко, Г.В. Старшенбаум, А.В. Смирнов и другими;
- Подходы, рассматривающие склонность к зависимому поведению в трудах Л.Н. Антилогова, Д.В. Лазаренко, Л.В. Левина, Н.А. Бородина, С.А. Минаков, Е. А. Чеверикина, Р.И. Айзман, С.М. Ширко, А.С. Меркулова, О.В Каминская, Т.В. Пантелеева, А.В. Дьяков, Е.П. Пчелкина и других;
- Исследование закономерностей формирования личности и характера в подростковом возрасте Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.Е. Личко, Н.Н. Толстых, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон, Д.Б. Эльконин и др.
В работе использовался следующий комплекс методов исследования:
1. Теоретические методы: анализ научной психолого¬
педагогической литературы, синтез, обобщение.
2. Эмпирические методы: методы сбора эмпирических данных (биографический метод и психологическое тестирование) тестирование по методикам: Методика измерения самооценки, которая представляет собой вариант известной методики Дембо-Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан 1984,1988); [52], Методика «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана (адаптация Н.А. Сирота 1994 и В.М. Ялтонский 1995) [2], Тест «Склонность к зависимому поведению (В. Д. Менделевич) [49],.
3. Методы математико-статистической обработки данных (U- критерий Манна-Уитни, корреляционный и факторный анализ с использованием программы IMB SPSS Statistics 23). 

результатов исследования.
Эмпирическая выборка исследования была собрана в МБОУ «Налобихинская СОШ №1 им. А.И. Скурлатого». Общая выборка исследования составила 40 человек (с письменного добровольного согласия родителей), возраст подростков от 13 лет до 15 лет, из них 19 подростков стоят на учете у социального педагога, по факту того, что один из родителей имеет химическую (алкогольную) зависимость.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (67 источников, из них 12 на иностранном языке), 2 таблиц, 4 рисунков и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в первой главе были рассмотрены сущность понятий зависимого поведения, копинг-стратегий, а так же особенности подросткового возраста.
Зависимое поведение - одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях.
Выбор зависимого поведения обусловлен трудностями в адаптации к проблемным жизненным ситуациям.
Подростковый возраст - один из кризисных этапов в становлении личности человека, он является наиболее «опасным» сточки зрения формирования как химических, так и нехимических зависимостей.
Наиболее характерные черты подросткового поведения и психологического состояния, часто переживаемые подростками, это резкое ухудшение поведения, проявляющееся в негативизме (т.е. в желании поступать вопреки чужой воле), упрямстве, драчливости, противопоставлении себя учителям и взрослым и т.п. o выраженная противоречивость стремлении и их настойчивый характер.
Механизмы преодоления стресса у подростков определяют развитие и формирование различных вариантов поведения, приводящих к адаптации, либо дезадаптации индивида. Эти модели поведения могут сменять друг друга, претерпевая определенное прогрессивное или регрессивное развитие, и могут носить фиксированный характер и в дальнейшем усложняться, а также могут привести к возникновению нарушений.
Исходя из всего вышесказанного сделано предположение, что в под¬ростковом возрасте в формировании склонности к зависимому поведению важную роль играет выбор копинг-стратегий.
Мы провели экспериментальное исследование склонности к зависимому поведению подростков в контексте копинг стратегий. Цель нашего исследования состояла в выявлении особенностей склонности к зависимому поведению подростков в контексте копинг стратегий, которые проживают в семьях, где один из родителей имеет химическую зависимость. Исследование проводилось в МБОУ Налобихинская СОШ им Скурлатого. Выборка составила 40 подростков, от 13 до 15 лет. Для изучения склонности к зависимому поведению подростков в контексте копинг стратегий использовались такие методики как: методика измерения самооценки, которая представляет собой вариант известной методики Дембо- Рубинштейн; методика «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана (адаптация Н.А. Сирота и В.М. Ялтонский); тест «Склонность к зависимому поведению (В. Д. Менделевич).
В итоге можно сделать вывод, что склонность к зависимому поведению подростков в контексте копинг стратегий из контрольной группы имеют свои особенности. Уровень притязаний часто бывает либо завышенным, либо заниженным. Самооценка подростков из группы контраста также часто либо завышена, либо занижена. Такие результаты свидетельствует о наличии определенных отклонений в формировании личности. Подростки менее склонные к зависимости имеют более высокие показатели по таким копинг- стратегиям, как бегство-избегание. Эти качества предполагают
определенную степень враждебности и готовности к риску, усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость, мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы. У подростков склонных к зависимости выявлен высокий уровень к компьютерн зависимости, алкогольной и наркотической , то есть у них преобладают те качества, которые в большей степени свидетельствуют о его направленности на употребление спиртных напитков и риск развития психологической зависимости от алкоголя.
Полученные в эмпирическом исследовании результаты можно использовать для подготовки несовершеннолетних к дальнейшей жизни, в том числе и семейной, а так же в службах защиты прав детей.



1. Айзман Р. И. Оценка склонностей к психосоциальным зависимостям
среди студентов 1718 лет // Интеграция образования. 2017. Т.21, № 4 (89).
695-708 с.
2. Альманах психологических тестов. М.,1995, 112-116 С.
3. Ананьев Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психологические проблемы высшей школы. Ленинград: Издво ЛГУ, 1984. 212 С.
4. Антилогова Л. Н., Лазаренко Д. В. Психологические особенности
аддиктивного поведения студентов // Психопедагогика в
правоохранительных органах. 2014. №2 (57). 40-43 с.
5. Бек Дж. С. Когнитивная терапия: полное руководство. Москва: ООО «И.Д. Вильямс», 2016. 400 С.
6. Бек Дж. С. Когнитивноповеденческая терапия. От основ к направлениям. Москва: ООО «И.Д. Вильямс», 2018. 435 С.
7. Божович Л. И. Личность и ее формирование. Москва: Просвещение, 2018. 765 С.
8. Ворошилин Н. А. Психологическая причинность аддиктивного поведения личности: автореф. дис. канд. психол. наук. Новосибирск: НГУ,
2005. 45 С.
9. Будковведен И. С., Терещенко А. Г. Профилактика аддиктивных форм поведения среди студентов колледжа // Вестник Омского университета. Серия: психология. 2016 № 2 . 411 С.
10. Будко Е. В., Степашов Н. С., Хабаров А. А. Сравнительный анализ мнения первокурсников медицинского вуза об аддиктивном поведении // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3 (41). 77- 79 с.
11. Бурдин М. В. Предикторы эффективности когнитивноповеденческой психотерапии зависимости в условиях анонимного амбулаторного лечения: автореф. дис. канд. мед. наук. М.: МГУ, 2008. 22 С.
12. Бухановский А. О. Болезнь зависимого поведения. РостовнаДону: ФЕникс, 2017. 654 С.
13. Варенникова А. Д. Психологопедагогическая работа как основа профилактики аддиктивного поведения студентов // Педагогическое образование в России. 2011. № 1. 93-98 С.
14. Ворошилин С. И. Расстройства привычек и влечений: феноменология проявлений и границы диагностики // Журнал практического психолога. 2008. №2 (мартапрель). 34-47 С.
15. Гаранян Н. Г. Практические аспекты когнитивной психотерапии // Московский психотерапевтический журнал. 1996. № 3. 10-24 С.
16. Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика: учебнометодическое пособие. Москва, МПСИ; Воронеж, МОДЭК, 2020. 240 с.
17. Диагностический портфель для определения склонности к аддиктивному поведению / Под общ. ред. О. В. Иониной. Тула: ГУ ТО «Региональный центр «Развитие», 2019. 39 с.
18. Дьяков А. В. Личностные черты студентов, склонных к формам аддиктивного поведения // Молодой ученый. 2016. № 27 (131). 778-781 С.
19. Дьячкова М. Г., Мордовский Э. А. Аддиктивное поведение молодежи и подростков как социальное явление // Современные проблемы науки и образования. 2011. №6. 20-27 С.
20. Егоров А. Ю. Любовные аддикции // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2015. Том 11. №2. 64-81 С.
21. Егоров А. Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции (обзор) // Аддиктология. 2005. №1. 65-77 С.
22. Егоров А. Ю. Психология девиантного поведения. СанктПетербург: Изд. СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2016. 567 с.
23. Егоров А. Ю. «Социально приемлемые» формы зависимостей // Руководство по аддиктологии. СанктПетербург: Изд. СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2007. 501-519 С.
24. Завьялов В. Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости. Новосибирск: Наука. Сиб. отдние, 1988. 198 С.
25. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося
поведения). Москва: Академия, 2018. 312 с.
26. Зорин Н. Зависимости: Часть I // Психиатрия и психофармакотерапия.
2006. Т. 8. № 4. 64-67 С.
27. Каминская О. В. Характеристика зависимости // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2013 № 12. 169-171 С.
28. Кинг М. Гипнотерапия вредных привычек / М. Кинг, У. Каэн, Ч. Цитренбаум. М.: Просвещение, 2018. 280 С.
29. Кириллова О. Г. Механизмы саморегуляции у подростков с аддиктивным поведением (в процессе приобщения к употреблению токсичных веществ): автореф. дис. канд. псих. наук. Казань, 1999. 24 С.
30. Коваль Н. А., Мильруд Р. П. Зависимости как психологический феномен // Мир психологии. 2006. № 4. 230-238 С.
31. Когнитивная психотерапия расстройств личности / Под ред. А. Бека, А. Фримена. Санкт Петербург: Питер, 2019. 544 с.
32. Кон И. С. Психология ранней юности. Москва: Просвещение, 2019. 532 с.
33. Кон И. С. Психология юношеского возраста. Москва: Просвещение, 2016. 400 с.
34. Короленко Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1991. №. 8-15 С.
35. Короленко Ц. П. Психосоциальная аддиктология / Ц. П. Короленко, Н.
В. Дмитриева. Новосибирск: Олсиб, 2011. 251 с.
36. Короленко Ц. П. Зависимости как форма аддиктивного поведения // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1993. №4. 17-29 С.
37. Короленко Ц. П. Социодинамическая психиатрия / Ц. П. Короленко, Н.
В. Дмитриева. М.: Академический проект, 2010. 220 с.
38. Короленко Ц. П. Семь путей к катастрофе. Деструктивное поведение в современном мире / Ц. П. Короленко, Т. А. Донских. Новосибирск: Наука, 2010. 248 с.
39. Кошенова М. И. Зависимости: путь к дезадаптации? // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017 Том 2, № 2. С. 152-164.
40. Лазаренко Д. В., Антилогова Л. Н. Склонность к аддитивному поведению студентов ВУЗа и ее профилактика // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Том 8, № 2. 62-76 С.
41. Лайнен М. Когнитивноповеденческая терапия. Москва:
Академический проект, 2019. 245 с.
42. Левина Л. В. Психологические возможности коррекции отклоняющегося поведения личности с учетом его специфических особенностей: автореф. дис. канд. психол. наук. Томск, 2012. 47 с.
43. Леонова Л. Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения. Учебнометодическое пособие под редакцией зав. кафедрой психиатрии НМИ, членакорреспондента АН ВШ, действительного члена НьюЙоркской академии наук, д.м.н., профессора Ц.П. Короленко / Л. Г. Леонова, Н. Л. Бочкарева. Новосибирск: НМИ, 1998. 90 с.
44. Литвак М. Лекция 11. Когнитивная терапия: А. Бек // Из Ада в Рай. Избранные лекции по психотерапии. Учебное пособие. РостовнаДону: Феникс, 2015. 325 с.
45. Лихи Р. Техники когнитивной психотерапии. СанктПетербург: Питер,
2020. 654 с.
46. Личко А. Е. Подростковая наркология / Е. А. Личко, В. С. Бтенский. СанктПетербург: Наука, 2011. 260 с.
47. Лоскутова В. А. Зависимость как форма аддиктивных расстройств: Автореф. дис. канд. мед. наук. Новосибирск, 2004. 25 с.
48. МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии СанктПетербург: Речь, 2011. 388 с.
1. 49. Менделевич В. Д. Психология зависимой личности, или
подросток в окружении соблазнов / В. Д. Менделевич, Р. Г. Садыкова. Казань: РЦПНН при КМРТ, 2002. 240-243 С.
50. Морли С. Методы когнитивной терапии и тренинга социальных навыков /С. Морли, Дж. Шефферд, С. Спенс. СПб: Феникс, 1996. 241 С.
51. Негериш Н.В. Основные принципы и приемы проведения групповой психотерапии больных зависимостью от ПАВ / Вопросы наркологии. 1999. № 2. 23-35 С.
52. Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина. М.: Владос ИМПЭ им. А.С.С. Грибоедова, 2001. 64 с.
53. Старшенбаум Г.В. Аддиктология: психология и психотерапия за- 155 висимостей. М.: Когито-Центр, 2006. 367 с.
54. Смирнов А. В. Наш взгляд на аддикцию // Психологические проблемы развития и существования человека в современном мире: Сб. науч. трудов / Отв. ред. С. А. Минюрова. Екатеринбург: Издво Уральск. гос. пед. унта, 2008. 75-100 С.
55. Фрейд З. Психоаналитические этюды / З. Фрейд, сост. Д. И. Донской,
В. Ф. Круглянский. Минск: Поппури, 2017. 608 С.
56. Beck A. T. Advances in cognitive theory and therapy // Annu Rev Clin Psychol. 2014. №10. Р. 124.
57. Beck A. T. Cognitive therapy and the emotional disordes. N. Y.: International University Press, 1976. 567 р.
58. Cabriales J. A., Cooper T. V., Hernandez N., Law J. Psychographic characteristics, tobacco, and alcohol use in a sample of young adults on the U.S./Mexico border // Addictive Behaviors. 2016 Vol. 63 P. 12-18.
59. Forster M., Grigsby T. J., Rogers C. J., Benjamin S. M. The relationship between familybased adverse childhood experiences and substance use behaviors among a diverse sample of college students // Addictive Behaviors. 2018. Vol. 76 P. 298-304.
60. Griffiths M. D. Internet fuels other addictions // Students British Medical Journal. 1999. Vol. 7. Р. 428.
61. Griffiths M. D. Workaholism is still a useful construct // Addiction Research and Theory. 2005. Vol. 13, N 2. P. 97.
62. Liese B. S., Tripp J. C. Advances in CognitiveBehavioral Therapy for Substance Use Disorders and Addictive Behaviors, in: Science and Practice in Cognitive Therapy: Foundations, Mechanisms, and Applications / ed. by Robert L. Leahy. New York: The Guilford Press, 2018. Р. 298-316.
63. Pearson M. R., Liese B. S., Dvorak R. D. College student marijuana involvement: Perceptions, use, and consequences across 11 college campuses // Addictive Behaviors. 2017 Vol. 66 P. 83-89.
64. Schlosser S., Black D. W., Repertinger S., Freet D. Compulsive buying: Demography, phenomenology, and comorbidity in 46 subjects // General Hospital Psychiatry. 1994. Vol. 16, N 3. P. 205-212.
65. Shaffer H. J., et al. Toward a syndrom model of addiction: Multiple expressions, common etiology // Harvard Review of Psychiatry. 2004. Vol. 12(6). Р. 367-374.
66. Szondi L. Lehrbuch der Experimentellen Triebdiagnostik. Bern: HansHuber Verlag, 1972. 673 p.
67. Zhang Ch., Brook J. S., Leukefeld C. G., Brook D. W. Longitudinal psychosocial factors related to symptoms of Internet addiction among adults in early midlife // Addictive Behaviors. 2016 Vol. 62 P. 65-72.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ