Склонность к зависимому поведению подростков в контексте копинг стратегий
|
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения особенностей склонности к зависимому поведению подростков в контексте_ копинг стратегий 7
1.1 Подходы к исследованию склонности к зависимому поведению
в психологической науке 7
1.2 Копинг - стратегии подростков склонных к зависимому_поведению 20
1.3 Характеристика подросткового возраста 23
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей склонности к зависимому поведению подростков в контексте копинг стратегий 36
2.1. Организация и методы исследования 37
2.2. Анализ результатов изучения склонности к зависимому поведению
подростков в контексте копинг стратегий 41
2.3. Методические рекомендации к ранней психологической профилактики
склонности к зависимому поведению в подростковом возрасте 49
Заключение 55
Список использованной литературы 59
Приложения 65
1.1 Подходы к исследованию склонности к зависимому поведению
в психологической науке 7
1.2 Копинг - стратегии подростков склонных к зависимому_поведению 20
1.3 Характеристика подросткового возраста 23
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей склонности к зависимому поведению подростков в контексте копинг стратегий 36
2.1. Организация и методы исследования 37
2.2. Анализ результатов изучения склонности к зависимому поведению
подростков в контексте копинг стратегий 41
2.3. Методические рекомендации к ранней психологической профилактики
склонности к зависимому поведению в подростковом возрасте 49
Заключение 55
Список использованной литературы 59
Приложения 65
За последние десятилетие наблюдается интенсивный рост интереса во всем мире к феномену поведения, которое диктуется разными видами зависимости.
Начиная со времен зарождения науки «психиатрия» и по сей день, врачи изучают абсолютно разные виды зависимостей: наркотическая, алкогольная, гемблинг и т.д. Но только в последние время психологи стали обращать внимание на закономерности поведения зависимых людей.
На данный момент феномен склонности к зависимому поведению подростков в контексте копинг стратегий уже достаточно продуктивно стал изучаться в западных психологических исследованиях, при этом в отечественной психологической науке он не имеет особой разработанности, поэтому для нас видится актуальным проводить данные исследования, позволяющие в будущем учитывать российскую ментальность в проявлении данного вида зависимости.
В литературе можно встретить утверждения о том, что склонности к зависимому поведению и копинг стратегии - одни из самых распространенных проблем, мешающих полноценной жизни людей. Н.Г. Артемцева считает, что подобное поведение характерно для 98% взрослого населения.
По мнению зарубежных и отечественных авторов, данный недуг является источником большей части человеческих страданий (М.Е. Керр и М. Боуэн, С. Карпман, Н.Г. Артемцева, Е.В. Емельянова, В.Д. Москаленко и др.).
Актуальность выбранной темы обусловлена не только желанием изучить, причины и особенности зависимого поведения отдельных личностей, но еще и объяснить в последующем копинг стратегии общества в целом, которое создает условия, благоприятствующие зависимым отношениям и их передаче из поколения в поколение.
Так, с увеличением интереса к аспекту зависимого поведения со стороны психологов, психотерапевтов и общества в целом, перед психологической наукой ставится проблема поиска первопричин зависимости в
контексте копинг стратегий.
Имея определенный научный интерес в сфере изучения зависимости, актуальность которого диктуют проблемы современного общества и семьи, в частности, мы решили рассмотреть, насколько копинг стратегии личности диктуют выбор того или иного поведения и построения отношений со значимым другим.
Целью исследования стало выявление особенностей склонности к зависимому поведению подростков в контексте копинг стратегий, которые проживают в семьях, где один из родителей имеет химическую зависимость.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретико-методологические подходы к исследованию особенностей склонности к зависимому поведению подростков в контексте копинг стратегий в психологической науке.
2. Проанализировать психолого-педагогическую литературу для выделения характеристик психологического портрета склонных к зависимому поведению подростков, проживающих в семьях, где один из родителей имеет химическую зависимость.
3. Сделать обобщение возрастных периодизаций и выделить характеристику подросткового возраста.
4. Подобрать диагностический инструментарий и план исследования по изучению особенностей склонности к зависимому поведению подростков в контексте копинг стратегий.
5. Проанализировать результаты эмпирического исследования, сделать выводы на основании количественного и качественного анализа результатов.
Объект исследования: склонность к зависимому поведению.
Предмет исследования: исследование склонности к зависимому поведению подростков в контексте копинг стратегий.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что существуют особенности склонности к зависимому поведению подростков, которые проявляются в копинг стратегиях и заниженной самооценки. Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы:
- Выделяющие зависимое поведение как психологический феномен, ав¬торов В.Д. Менделевич, Е.В. Змановская, А.Е. Личко, Ц.П. Короленко, Г.В. Старшенбаум, А.В. Смирнов и другими;
- Подходы, рассматривающие склонность к зависимому поведению в трудах Л.Н. Антилогова, Д.В. Лазаренко, Л.В. Левина, Н.А. Бородина, С.А. Минаков, Е. А. Чеверикина, Р.И. Айзман, С.М. Ширко, А.С. Меркулова, О.В Каминская, Т.В. Пантелеева, А.В. Дьяков, Е.П. Пчелкина и других;
- Исследование закономерностей формирования личности и характера в подростковом возрасте Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.Е. Личко, Н.Н. Толстых, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон, Д.Б. Эльконин и др.
В работе использовался следующий комплекс методов исследования:
1. Теоретические методы: анализ научной психолого¬
педагогической литературы, синтез, обобщение.
2. Эмпирические методы: методы сбора эмпирических данных (биографический метод и психологическое тестирование) тестирование по методикам: Методика измерения самооценки, которая представляет собой вариант известной методики Дембо-Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан 1984,1988); [52], Методика «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана (адаптация Н.А. Сирота 1994 и В.М. Ялтонский 1995) [2], Тест «Склонность к зависимому поведению (В. Д. Менделевич) [49],.
3. Методы математико-статистической обработки данных (U- критерий Манна-Уитни, корреляционный и факторный анализ с использованием программы IMB SPSS Statistics 23).
результатов исследования.
Эмпирическая выборка исследования была собрана в МБОУ «Налобихинская СОШ №1 им. А.И. Скурлатого». Общая выборка исследования составила 40 человек (с письменного добровольного согласия родителей), возраст подростков от 13 лет до 15 лет, из них 19 подростков стоят на учете у социального педагога, по факту того, что один из родителей имеет химическую (алкогольную) зависимость.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (67 источников, из них 12 на иностранном языке), 2 таблиц, 4 рисунков и приложений.
Начиная со времен зарождения науки «психиатрия» и по сей день, врачи изучают абсолютно разные виды зависимостей: наркотическая, алкогольная, гемблинг и т.д. Но только в последние время психологи стали обращать внимание на закономерности поведения зависимых людей.
На данный момент феномен склонности к зависимому поведению подростков в контексте копинг стратегий уже достаточно продуктивно стал изучаться в западных психологических исследованиях, при этом в отечественной психологической науке он не имеет особой разработанности, поэтому для нас видится актуальным проводить данные исследования, позволяющие в будущем учитывать российскую ментальность в проявлении данного вида зависимости.
В литературе можно встретить утверждения о том, что склонности к зависимому поведению и копинг стратегии - одни из самых распространенных проблем, мешающих полноценной жизни людей. Н.Г. Артемцева считает, что подобное поведение характерно для 98% взрослого населения.
По мнению зарубежных и отечественных авторов, данный недуг является источником большей части человеческих страданий (М.Е. Керр и М. Боуэн, С. Карпман, Н.Г. Артемцева, Е.В. Емельянова, В.Д. Москаленко и др.).
Актуальность выбранной темы обусловлена не только желанием изучить, причины и особенности зависимого поведения отдельных личностей, но еще и объяснить в последующем копинг стратегии общества в целом, которое создает условия, благоприятствующие зависимым отношениям и их передаче из поколения в поколение.
Так, с увеличением интереса к аспекту зависимого поведения со стороны психологов, психотерапевтов и общества в целом, перед психологической наукой ставится проблема поиска первопричин зависимости в
контексте копинг стратегий.
Имея определенный научный интерес в сфере изучения зависимости, актуальность которого диктуют проблемы современного общества и семьи, в частности, мы решили рассмотреть, насколько копинг стратегии личности диктуют выбор того или иного поведения и построения отношений со значимым другим.
Целью исследования стало выявление особенностей склонности к зависимому поведению подростков в контексте копинг стратегий, которые проживают в семьях, где один из родителей имеет химическую зависимость.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретико-методологические подходы к исследованию особенностей склонности к зависимому поведению подростков в контексте копинг стратегий в психологической науке.
2. Проанализировать психолого-педагогическую литературу для выделения характеристик психологического портрета склонных к зависимому поведению подростков, проживающих в семьях, где один из родителей имеет химическую зависимость.
3. Сделать обобщение возрастных периодизаций и выделить характеристику подросткового возраста.
4. Подобрать диагностический инструментарий и план исследования по изучению особенностей склонности к зависимому поведению подростков в контексте копинг стратегий.
5. Проанализировать результаты эмпирического исследования, сделать выводы на основании количественного и качественного анализа результатов.
Объект исследования: склонность к зависимому поведению.
Предмет исследования: исследование склонности к зависимому поведению подростков в контексте копинг стратегий.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что существуют особенности склонности к зависимому поведению подростков, которые проявляются в копинг стратегиях и заниженной самооценки. Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы:
- Выделяющие зависимое поведение как психологический феномен, ав¬торов В.Д. Менделевич, Е.В. Змановская, А.Е. Личко, Ц.П. Короленко, Г.В. Старшенбаум, А.В. Смирнов и другими;
- Подходы, рассматривающие склонность к зависимому поведению в трудах Л.Н. Антилогова, Д.В. Лазаренко, Л.В. Левина, Н.А. Бородина, С.А. Минаков, Е. А. Чеверикина, Р.И. Айзман, С.М. Ширко, А.С. Меркулова, О.В Каминская, Т.В. Пантелеева, А.В. Дьяков, Е.П. Пчелкина и других;
- Исследование закономерностей формирования личности и характера в подростковом возрасте Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.Е. Личко, Н.Н. Толстых, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон, Д.Б. Эльконин и др.
В работе использовался следующий комплекс методов исследования:
1. Теоретические методы: анализ научной психолого¬
педагогической литературы, синтез, обобщение.
2. Эмпирические методы: методы сбора эмпирических данных (биографический метод и психологическое тестирование) тестирование по методикам: Методика измерения самооценки, которая представляет собой вариант известной методики Дембо-Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан 1984,1988); [52], Методика «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана (адаптация Н.А. Сирота 1994 и В.М. Ялтонский 1995) [2], Тест «Склонность к зависимому поведению (В. Д. Менделевич) [49],.
3. Методы математико-статистической обработки данных (U- критерий Манна-Уитни, корреляционный и факторный анализ с использованием программы IMB SPSS Statistics 23).
результатов исследования.
Эмпирическая выборка исследования была собрана в МБОУ «Налобихинская СОШ №1 им. А.И. Скурлатого». Общая выборка исследования составила 40 человек (с письменного добровольного согласия родителей), возраст подростков от 13 лет до 15 лет, из них 19 подростков стоят на учете у социального педагога, по факту того, что один из родителей имеет химическую (алкогольную) зависимость.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (67 источников, из них 12 на иностранном языке), 2 таблиц, 4 рисунков и приложений.
Таким образом, в первой главе были рассмотрены сущность понятий зависимого поведения, копинг-стратегий, а так же особенности подросткового возраста.
Зависимое поведение - одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях.
Выбор зависимого поведения обусловлен трудностями в адаптации к проблемным жизненным ситуациям.
Подростковый возраст - один из кризисных этапов в становлении личности человека, он является наиболее «опасным» сточки зрения формирования как химических, так и нехимических зависимостей.
Наиболее характерные черты подросткового поведения и психологического состояния, часто переживаемые подростками, это резкое ухудшение поведения, проявляющееся в негативизме (т.е. в желании поступать вопреки чужой воле), упрямстве, драчливости, противопоставлении себя учителям и взрослым и т.п. o выраженная противоречивость стремлении и их настойчивый характер.
Механизмы преодоления стресса у подростков определяют развитие и формирование различных вариантов поведения, приводящих к адаптации, либо дезадаптации индивида. Эти модели поведения могут сменять друг друга, претерпевая определенное прогрессивное или регрессивное развитие, и могут носить фиксированный характер и в дальнейшем усложняться, а также могут привести к возникновению нарушений.
Исходя из всего вышесказанного сделано предположение, что в под¬ростковом возрасте в формировании склонности к зависимому поведению важную роль играет выбор копинг-стратегий.
Мы провели экспериментальное исследование склонности к зависимому поведению подростков в контексте копинг стратегий. Цель нашего исследования состояла в выявлении особенностей склонности к зависимому поведению подростков в контексте копинг стратегий, которые проживают в семьях, где один из родителей имеет химическую зависимость. Исследование проводилось в МБОУ Налобихинская СОШ им Скурлатого. Выборка составила 40 подростков, от 13 до 15 лет. Для изучения склонности к зависимому поведению подростков в контексте копинг стратегий использовались такие методики как: методика измерения самооценки, которая представляет собой вариант известной методики Дембо- Рубинштейн; методика «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана (адаптация Н.А. Сирота и В.М. Ялтонский); тест «Склонность к зависимому поведению (В. Д. Менделевич).
В итоге можно сделать вывод, что склонность к зависимому поведению подростков в контексте копинг стратегий из контрольной группы имеют свои особенности. Уровень притязаний часто бывает либо завышенным, либо заниженным. Самооценка подростков из группы контраста также часто либо завышена, либо занижена. Такие результаты свидетельствует о наличии определенных отклонений в формировании личности. Подростки менее склонные к зависимости имеют более высокие показатели по таким копинг- стратегиям, как бегство-избегание. Эти качества предполагают
определенную степень враждебности и готовности к риску, усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость, мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы. У подростков склонных к зависимости выявлен высокий уровень к компьютерн зависимости, алкогольной и наркотической , то есть у них преобладают те качества, которые в большей степени свидетельствуют о его направленности на употребление спиртных напитков и риск развития психологической зависимости от алкоголя.
Полученные в эмпирическом исследовании результаты можно использовать для подготовки несовершеннолетних к дальнейшей жизни, в том числе и семейной, а так же в службах защиты прав детей.
Зависимое поведение - одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях.
Выбор зависимого поведения обусловлен трудностями в адаптации к проблемным жизненным ситуациям.
Подростковый возраст - один из кризисных этапов в становлении личности человека, он является наиболее «опасным» сточки зрения формирования как химических, так и нехимических зависимостей.
Наиболее характерные черты подросткового поведения и психологического состояния, часто переживаемые подростками, это резкое ухудшение поведения, проявляющееся в негативизме (т.е. в желании поступать вопреки чужой воле), упрямстве, драчливости, противопоставлении себя учителям и взрослым и т.п. o выраженная противоречивость стремлении и их настойчивый характер.
Механизмы преодоления стресса у подростков определяют развитие и формирование различных вариантов поведения, приводящих к адаптации, либо дезадаптации индивида. Эти модели поведения могут сменять друг друга, претерпевая определенное прогрессивное или регрессивное развитие, и могут носить фиксированный характер и в дальнейшем усложняться, а также могут привести к возникновению нарушений.
Исходя из всего вышесказанного сделано предположение, что в под¬ростковом возрасте в формировании склонности к зависимому поведению важную роль играет выбор копинг-стратегий.
Мы провели экспериментальное исследование склонности к зависимому поведению подростков в контексте копинг стратегий. Цель нашего исследования состояла в выявлении особенностей склонности к зависимому поведению подростков в контексте копинг стратегий, которые проживают в семьях, где один из родителей имеет химическую зависимость. Исследование проводилось в МБОУ Налобихинская СОШ им Скурлатого. Выборка составила 40 подростков, от 13 до 15 лет. Для изучения склонности к зависимому поведению подростков в контексте копинг стратегий использовались такие методики как: методика измерения самооценки, которая представляет собой вариант известной методики Дембо- Рубинштейн; методика «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана (адаптация Н.А. Сирота и В.М. Ялтонский); тест «Склонность к зависимому поведению (В. Д. Менделевич).
В итоге можно сделать вывод, что склонность к зависимому поведению подростков в контексте копинг стратегий из контрольной группы имеют свои особенности. Уровень притязаний часто бывает либо завышенным, либо заниженным. Самооценка подростков из группы контраста также часто либо завышена, либо занижена. Такие результаты свидетельствует о наличии определенных отклонений в формировании личности. Подростки менее склонные к зависимости имеют более высокие показатели по таким копинг- стратегиям, как бегство-избегание. Эти качества предполагают
определенную степень враждебности и готовности к риску, усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость, мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы. У подростков склонных к зависимости выявлен высокий уровень к компьютерн зависимости, алкогольной и наркотической , то есть у них преобладают те качества, которые в большей степени свидетельствуют о его направленности на употребление спиртных напитков и риск развития психологической зависимости от алкоголя.
Полученные в эмпирическом исследовании результаты можно использовать для подготовки несовершеннолетних к дальнейшей жизни, в том числе и семейной, а так же в службах защиты прав детей.
Подобные работы
- Склонность к девиантному поведению в контексте копинг-стратегий у подростков, оставшихся без попечения родителей
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Склонность к зависимому поведению студентов-первокурсников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Связь копинг-стратегий студентов с уровнем выраженности депрессивных состояний
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2021 - Особенности психозащитного поведения обучающихся в подростковом возрасте в общеобразовательной школе (Томский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2023 - Влияние личностных особенностей руководителей на выбор копинг - стратегий поведения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - Копинг-стратегии матерей, воспитывающих детей младенческого возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2021 - Влияние психологической незащищенности на девиантное поведение подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Предпочтения в копинг-стратегиях у старшеклассников, занимающихся спортом
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЛИЦЕЙНЫХ КЛАССАХ МЕТОДАМИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018





