Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние психологической незащищенности на девиантное поведение подростков

Работа №115922

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы79
Год сдачи2023
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
69
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
Базы исследования: Московская средняя общеобразовательная школа №199.
Выборка: 60 учеников от 12 до 13 лет (34 девочки и 26 мальчиков).
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗАВИСИМОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НЕЗАЩИЩЕННОСТИ И ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 6
1.1. Основные подходы к определению понятия и структуры психологической незащищенности 6
1.2. Понятие и виды девиантного поведения в современной зарубежной и отечественной психологии 14
1.3. Девиантное поведение и психологическая незащищенность в подростковом возрасте 19
1.4. Психологическая незащищённость у подростков, склонных к 26
девиантному поведению 26
Выводы по главе 1 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НЕЗАЩИЩЕННОСТИ НА ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ 33
2.1. Описание эмпирической выборки и методик исследования. 33
2.2. Анализ результатов исследования.37
Выводы по главе 2. 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ………………63


Проблема изучения подростков с девиантным поведением является одной из важных научно-практических проблем, поскольку современные условия жизни наполнены разнообразными соблазнами и противоречиями, которые могут располагать еще несформировавшуюся личность к демонстрации различных форм отклонений в поведении.
К девиантному поведению относится поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в определенном обществе на данном уровне социального и культурного развития, и влекущее за собой санкции: изоляцию, наказание, лечение, осуждение и другие формы порицания нарушителя. Подростки с девиантным поведением отличаются неустойчивостью, импульсивностью, впечатлительностью, часто проявляют агрессию и враждебность. На девиантное поведение подростка в целом имеет влияние неблагоприятная социокультурная среда, которая затрудняет его личностное становление. [Я.И. Гилинский, В.В. Делибалт, Ю.А. Клейберг, Р. Мертон, Ж. Фишер и др.].
Одним из перспективных в современных исследованиях является изучение психологической защищенности человека от негативных воздействий со стороны социальной среды. Интерес к нему обусловлен радикальными изменениями в мире, которые часто приводят к росту социальной напряженности, конфликтности и насилия [Л.Н. Антилогова, И.А. Баева, Е.В. Кузнецова, Г.В. Семья и др.].
Актуальность темы исследования. На фоне резких перемен в жизни происходит возрастание нагрузки на психику, изменение ценностей и стереотипов сознания, усиление насильственных и агрессивных форм взаимодействия в различных институтах социума. Особенно опасны данные проявления в подростковом возрасте, т.к. дети в этот период наиболее уязвимы и внушаемы.
Взаимосвязь психологической незащищённости с девиантным поведением является достаточно редким направлением для исследования в психологии. Поэтому изучение роли психологической защищенности в формировании девиантного поведения может служить основой для более глубокого его понимания.
Анализ множества научных работ показал, что у данной проблемы множество аспектов: психологический, социологический, педагогический, философский.
Цель исследования: провести теоретическое изучение и эмпирическое исследование психологической незащищенности и девиантного поведения у подростков.
Объект исследования: психологическая незащищённость в подростковом возрасте.
Предмет исследования: особенности психологической незащищенности подростков склонных к девиантному поведению. 
Гипотезы исследования:
1.У подростков, склонных к девиации в большей мере выражены признаки психологической незащищенности, чем у подростков, не склонных к девиации.
2.Существует взаимосвязь между склонностью к девиации и параметрами психологической незащищенности.
Задачи:
1. Изучить проблему девиантного поведения в подростковом возрасте;
2. Проанализировать понятие и составляющие психологической незащищенности в психологический литературе;
3. Описать специфику девиантного поведения и психологической незащищенности в подростковом возрасте.
4. Подобрать методики для диагностики психологической незащищенности и девиантного поведения подростков.
5. Провести эмпирическое исследование и выявить специфику психологической незащищенности подростков с девиантным поведением.
6. Определить специфику взаимосвязи психологической незащищенности подростков и склонности к девиантному поведению.
Методы и методики исследования.
1. Теоретические методы анализа данных: изучение и анализ научно-психологической литературы, монографий и периодики, синтез, обобщение.
2. Эмпирические методы анализа данных, методики исследования:
3. Методы математической статистики: критерий Краскела Уоллиса, метод корреляционного анализа по Спирмену.
Методологическая основа исследования: концепция психологической безопасности Дэниэля Бар-Таля, концепция компонентов психологической безопасности с точки зрения субъектов взаимодействия (И.А. Баева, М.Ю. Михайлина).
Характеристика выборки исследования.
Исследование проходило на свободной выборке подростков школьного возраста 7 класса Московской средней общеобразовательной школы №199, давших добровольное согласие на участие в исследовании в количестве 60 человек: 34 девочек и 26 мальчиков.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы в работе детских психологов и школьных психологов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью исследования было проведение теоретического и эмпирического исследования психологической незащищенности и девиантного поведения у подростков.
В ходе работы была проанализирована проблема девиантного поведения в подростковом возрасте. Было определено, что девиантное поведение – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам (существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам) и разрушающее сложившуюся систему межличностных взаимодействий и общения в социуме.
В ходе анализа понятия психологической незащищенности удалось определить, что психологическая защищенность - это устойчивый личностный феномен, она формируется в условиях стабильности и определенности. В свою очередь психологическая незащищенность складывается на фоне негативных переживаний в ситуациях, воспринимаемых как угрожающие, на фоне оценивания собственных личностных ресурсов как недостаточных для преодоления данной ситуации.
Была определена специфика девиантного поведения и психологической незащищенности в подростковом возрасте. Подростки с девиантным поведением отличаются неустойчивостью, импульсивностью, впечатлительностью, часто проявляют агрессию и враждебность. На девиантное поведение подростка в целом имеет влияние неблагоприятная социокультурная среда, которая затрудняет его личностное становление.
Эмпирическое исследование было проведена на двух выборках подростков- склонных к девиации и не склонных к девиации. Оказалось, что у подростков, склонных к девиации все признаки психологический незащищённости: тревожность, фрустрация, ригидность, низкая самооценка, ориентация на избегание, эмоциональная ориентация, низкие адаптивные способности, низкая нервно-психическая устойчивость, низкий уровень моральной нормативности, хороший уровень развития коммуникативных способностей.
Были выявлены различия в когнитивном, эмоциональном, поведенческом параметрам психологической незащищенности у подростков, склонных и не склонных к девиации, что полностью подтвердило гипотезу исследования о том, что у подростков, склонных к девиации в большей мере выражены признаки психологической незащищенности, чем у подростков, не склонных к девиации.
Также была выявлена взаимосвязь между склонностью к аутоагрессии и ригидностью, копингом, ориентированным на эмоцию, т.е. существует взаимосвязь между склонностью к девиации и параметрами психологической незащищенности.
Таким образом, задачи исследования были решены, цель достигнута, а гипотезы полностью подтверждены.



1. Антилогова Л.Н. Виды психологической защиты у девиантных подростков / Л.Н. Антилогова, Л.А. Рассудова // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2012. - №2. – С. 23-39.
2. И.С. Арон Социальная ситуация развития и субъектные ресурсы профессионального самоопределения девиантных подростков [Электронный ресурс] // Педагогика и психология образования. – 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deviantnoe-povedenie-paradigmy-izucheniya
3. Е.Г. Артамонова Подростки «цифрового поколения»: штрихи к портрету/ Е.Г. Артамонова // Образование личности. - 2017. - № 4. - С 28-34.
4. Баева И.А. Психология безопасности: история, становление, перспективы [Электронный ресурс] / И.А. Баева // Национальный психологический журнал. – 2007. https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-bezopasnosti-istoriya-stanovlenie-perspektivy
5. И.А. Баева Ресурсы психологической защищенности и факторы сопротивляемости насилию в онтогенезе / И.А. Баева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2013. - №4. – С. 90-97.
6. И.А. Баева Психологическая защищенность и психологическая безопасность современного человека / И.А. Баева [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ruscenter.ru/netcat_files/multifile/2416/_Psihologicheskaya_zaschischennost_ologicheskaya_bezopasnost_sovremennogo_cheloveka_text_i_audiozapis_vystupleniya_Baeva_I._A.pdf (доступ свободный).
7. Т.Г. Визель Девиантное поведение подростков: теории и эксперименты / Т.Г. Визель, Л.В. Сенкевич, В.А. Янышева, А.К. Железнова [Текст]. - Тула: Факультет повышения квалификации Моск. гор. психолого-педагогического ун-та, 2007. -341 с.
8. В.Л. Воробьева Социально-психологическая защищенность студентов Вуза / В.Л. Воробьева. – М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2009. – 192 с.
9. Я.И. Политический режим и преступность / Я.И. Гилинский. - СПб: Юридический центр Пресс, 2014. – 65 с.
10. Ю.В. Голубев Основные подходы к классификации девиантного поведения личности [Электронный ресурс] //Армия и общество. – 2013. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-klassifikatsii-deviantnogo-povedeniya-lichnosti
11. Т.А. Двойнина Семейное насилие как причина формирования девиантного поведения подростков / Т.А. Двойнина // Инновационная наука. – 2017. - №6. – С.80-83.
12. В.В. Делибалт Вариативные модели деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в контексте работы с несовершеннолетними с девиантным поведением / В.В. Делибалт, А.В. Дегтярев // Итоги и перспективы реализации важнейших положений национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы: сб. материалов конференции / Под ред. З.Ф. Драгункиной, В.В. Рубцова, Г.В. Семьи, А.С. Дубовик, А.А. Шведовской – М.: ГБОУ ВПО МГППУ. - 2015. - С 117–118.
13. Дозорцева Е.Г. Девиантное поведение и агрессия у девочек-подростков /Е. Г. Дозорцева// В кн.: Т.Б. Дмитриева, К.Л. Иммерман, М.А. Качаева, Л.В. Ромасенко Криминальная агрессия женщин с психическими расстройствами. - М.: «Медицина», 2003. - С. 44-78.
14. Донцов А. И. Психологическая безопасность личности: учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры / А.И. Донцов, Ю.П. Зинченко, О.Ю. Зотова, Е.Б. Перелыгина. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 222 с.
15. О.В. Евдошенко Девиантное поведение подростков как социальная проблема современного общества / О.В. Евдошенко // Вестник науки и образования. – 2019. - №4. – С. 90-93.
16. Н.С. Ефимова Основы психологической безопасности : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 050104 "Безопасность жизнедеятельности" / Н.С. Ефимова. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2015. - 192 с.
17. О.А. Идобаева Делинквентная личность: методологические подходы к изучению и эмпирические данные / О.А. Идобаева, А.И. Подольский, О.И. Ефимова, В.Б. Салахова: моногр. - Ульяновск: РИО УлГУ, 2017. – 230 с.
18. Интенсивный стресс в контексте психологической безопасности / Н.В. Тарабрина [и др.] ; [под общ. ред. Н.Е. Харламенковой] ; Рос. акад. наук, Ин-т психологии. - М. : Институт психологии РАН, 2017. - 344 с.
19. Т.С. Кабаченко Нарушение психологической безопасности в контексте активности профессионала. Автореф. дисс. ... докт. пси-хол. наук. — М., 2000. – 20 с.
20. В.Г. Казанская Подросток: Трудности взросления. Книга для психологов, педагогов, родителей. 2-е изд., доп. / В. Г. Казанская. - СПб: Питер, 2008. - 283 с.: ил. - (Серия «Вне серии»). - 283 с.
21. Ю.А. Клейберг Ювенальная юридическая психология: учебник / Ю.А. Клейберг, Е.А. Орлова, Ю.Л. Орлова; под ред. проф. Ю.А. Клейберга. — М.: ЮСТИЦИЯ, 2017. - 264 с.
22. И.В. Кондакова Личностные ресурсы психологической защищенности взрослых от негативных последствий насилия, пережитого в детстве / И.В. Кондакова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2012. – С. 80-86.
23. М.А. Котик Психология и безопасность / М.А. Котик. Таллин: Валгус, 2001. – 440 с.
24. Т.М. Краснянская Психология экстремальности: личность, субъект, безопасность: монография / Т.М. Краснянская. - П: ПГЛУ, 2011. – 140 с.
25. Е.В. Кузнецова Психологическая безопасность личности подростков разных типов учебных заведений / Е.В. Кузнецова, Т.А. Павлова // Вестник Брянского государственного университета. – 2015. - №6. – С. 112-117.
26. С.С. Кутафьева Девиация как индикатор социальной стратификации общества в кризисный период / С.С. Кутафьева // Теория и практика общественного развития. – 2014. - №20. – С. 36-40
27. В.Ю. Лаптева Структура психологической защищенности подростков от насилия в образовательной среде / В.Ю. Лаптева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2010. - №1. – С. 210-214.
28. Д.А. Леонтьев Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. - М.: Смысл, 2016. – 63 с.
29. Э.В. Леус Особенности распространенности девиантного поведения у подростков городской и сельской среды /Э.В. Леус, П.И. Сидоров, А.Г. Соловьев. // Известия Южного федерального университета. - 2009. - № 3. - С. 175-179.
30. А.В. Лобанова Изучение факторов, обеспечивающих психологическую безопасность личности подростков / А.В. Лобанова, Л.С. Музыченко // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2012. - № 2. - С. 12-18.
31. О.В. Логвенок Проявления психологической защищенности в отношении к людям / О.В. Логвенок // Тезисы Междунар.науч.-практ. конф. Студентов и аспирантов «Психология XXI века». – СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2015. – 572 с.
32. Д.Г. Лоуренс Психоанализ и бессознательное. Порнография и непристойность / Д.Г. Лоуренс. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2003
33. М.Ю. Михайлина Психологическая помощь подросткам в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги: / М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 230 с.
34. В.Д. Менделевич Психология девиантного поведения / В.Д. Менеделевич. СПб.: Речь, 2005. - 445 с.
35. К.Р. Мертон Социальная структура и аномия / К.Р. Мертон // Социс. – 1992. -№2-4. – С. 45-48.
36. М.В. Погодаева Аксеологический подход к воспитанию личности безопасного типа поведения / М.В. Погодаева // Интернет-журнал «Мир науки». - 2018. - №1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/02PDMN118.pdf (доступ свободный).
37. Психолого-педагогический словарь. / Сост. Е.С. Рапацевич– Минск, 2016. - 640 с.
38. Психологическая безопасность личности: имплицитная и эксплицитная концепции / Н.Е. Харламенкова [и др.]; Рос. акад. наук, Ин-т психологии. - М.: Институт психологии РАН, 2017. - 262 с.
39. Психология безопасности: учебное пособие для вузов / АИ. Донцов, Ю. П. Зинченко, О.Ю. Зотова, Е.Б. Перелыгина. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 276 с.
40. Л.А. Ральникова Девиантное поведение несовершеннолетних: причины и проявления / Л.А. Ральникова // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2015. - №2. – С. 62-67.
41. Д.А. Рожней Особенности самоотношения и жизнестойкости у старших подростков с девиантным поведением / Д.А. Рожей // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2018. - №3. – С. 45-51.
42. Г.В. Семья Основы психологической защищенности детей, оставшихся без попечения родителей: Дис. ... д-ра психол. наук / Г.В. Семья. - М., 2004. - 230 с.
43. Н. Смелзер Социология / Н. Смелзер. - М.: Феникс, 1994.— 688 с.
44. А.Ю. Смирнова Значение поддержки социального окружения в сохранении психологической защищенности работником в ситуации угрозы потери работы / А.Ю. Смирнова // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 58. С. 10. URL: http://psystudy.ru
45. Ю.В. Смык Состояние психологической защищенности подростков, склонных к девиантному поведению [Электронный ресурс] / Ю.В. Смык // Мир науки», 2018 №4, https://mir-nauki.com/PDF/23PSMN418.pdf
46. Г.М. Суворова Психологические основы безопасности : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Г.М. Суворова. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. - 183 с.
47. В.И. Уваров Социально-психологическая безопасность личности: влияние внешних и внутренних факторов // Современная психология: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). - Казань: Бук, 2017. - С. 19-25. - URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/254/12925/
48. Усова Л.П. Девиантное поведение: парадигмы изучения// Вестник забайкальского государственного университета. – 2014. - №04. – С. 122 -125.
49. 3. Фрейд Я и Оно. Психология бессознательного / З. Фрейд. - М.: Мысль,1989.-300 с.
50. Э. Фромм Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. - М.: Мысль,1998. – 340 с.
51. Н.Е. Харламенкова Понятие психологической безопасности и его обоснование с разных научных позиций / Н.Е. Харламенкова // Психологический журнал. - 2019. - Т. 40. - № 1. - С. 28-37.
52. Н.В. Юдин Психологическая защищенность студентов от неблагоприятных воздействий социальной среды: Автореф. дис. . канд. психол. наук. / Н.В. Юдин. - СПб., 2009. - 23 с.
53. Н.В. Юдин Личностные ресурсы психологической защищенности студентов вуза в трудных жизненных ситуациях / Н.В. Юдин // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 98. - С. 317-320.
54. Seddig D. Values, Attitudes Toward Interpersonal Violence, and Interpersonal Violent Behavior / D. Seddig, El. Davidov // Frontiers in psychology. - 2018. - Том 9. - Номер статьи: 604. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.00604 [Электронный ресурс].

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ