Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние имплицитных процессов на эмоциональное состояние человека

Работа №88555

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы82 с.
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
171
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические основы влияния имплицитных процессов на эмоциональное состояние человека 7
1.1 Общая характеристика имплицитных процессов 7
1.2 Социально-психологические феномены имплицитных процессов 14
1.3 Взаимосвязь имплицитных процессов с эмоциональным состоянием ..18
1.4 Особенности эмоционального состояния студентов 26
Глава 2. Исследование влияния имплицитных процессов на эмоциональное состояние человека 41
2.1 Методы исследования имплицитных процессов 41
2.2 Описание проведенного исследования 45
2.3 Результаты исследования влияния имплицитных процессов на
эмоциональное состояние человека 52
Заключение 56
Список использованной литературы 59
Приложение 66


Актуальность темы исследования заключается в том, что подсознательные процессы невидимы сознанию, неясны ему и неконтролируемы им. Тем не менее, эти процессы влияют на мысли, эмоции и поведение. Точкой отсчета академических исследований подсознательных (имплицитных) процессов можно обозначить вторую половину XIX века. Именно тогда Гельмгольц выдвигает идею о том, что осознаваемое восприятие основывается на неосознаваемых умозаключениях (Лазарев, 1959). На основе наблюдений истерии и гипноза понятие подсознательного мышления развивали П. Жане (Janet, 1901), У. Джеймс (2011), Дорфман (2010). Еще несколько десятилетий назад вершиной учения о бессознательном считался психоанализ З. Фрейда, одно из главных положений которого постулировало обусловленность сознательной ментальной жизни человека его подсознательным конфликтом, проистекающим в значительной степени из примитивных сексуальных и агрессивных импульсов (Фрейд, 2007). Однако ситуация приобрела совершенно новый вид благодаря произошедшей в когнитивной психологии в 80-х годах ХХ века «имплицитной революции», (Barsade, Ramarajan, & Westen, 2009). Через 20 лет после «когнитивной революции», поколебавшей устои поведенческой психологии, внутри самой когнитивной психологии, наряду с традиционным для нее изучением памяти, появляется новая область исследований - изучение ментальных событий под углом зрения их осознания. В частности, были открыты имплицитные психологические процессы, возникающие и существующие за пределами сознания.
Имплицитность - это особая форма знания, обладающая такими признаками, как неосознаваемость,невербализуемость,неконтролируемость, автоматичность. Психологические источники объясняют данные термины при помощи понятий «бессознательное», «неосознаваемое», «неосознанное», «интуитивное», «автоматическое».
Вопрос о том, могут ли люди не осознавать свои эмоциональные состояния, казалось бы, отражает внутреннее противоречие в отношении содержания понятия имплицитных эмоций: эмоции должны чувствоваться, и эмоциональное чувство, согласно любому принятому в науке определению, представляет собой осознаваемое переживание. В самом деле, некоторые авторы отвергают имплицитные эмоции на том основании, что признание самого факта их существования противоречит пониманию фундаментальной роли сознания в определении эмоций. Между тем, разрешение данного противоречия зависит от того, как определяются эмоции: если как осознаваемое переживание, то неосознаваемым эмоциям не остается места; если определять их иначе, то для исследования открывается область именно имплицитных эмоций.
Понятие «имплицитные эмоции» имеет несколько взаимозаменяемых значений. Поскольку под имплицитными подразумеваются подсознательные процессы, активируемые или подвергаемые обработке за пределами сознания и в силу этого не осознаваемые, то термины «эмоции», «эмоциональные процессы», «эмоциональные состояния», «аффект», «чувство» используются для данного контекста синонимично. Применительно к имплицитным эмоциям такое расширительное толкование эмоций (без дифференциации их на отдельные классы) оправдано, поскольку подсознательные эмоции выпадают из области осознаваемых переживаний и нуждаются в иной, чем для осознаваемых переживаний, классификации.
Одной из актуальных проблем современной психологической науки является исследование особенностей развития эмоциональной сферы человека, что обусловлено ее ролью в социальном и личностном аспектах. Современные условия жизни предъявляют все более высокие требования к поведению и деятельности человека в различных ситуациях, формируя необходимость преодоления внутренних и внешних барьеров. При этом важное значение приобретает способность гибко реагировать в стремительно меняющихся условиях жизни и, при этом, устанавливать и поддерживать
эффективные контакты с окружающими. Это во многом зависит от особенностей эмоционального состояния человека, который в настоящее время все чаще становится основным предметом многочисленных исследований в различных междисциплинарных областях.
Истоки исследований имплицитных эмоций восходят, с одной стороны, к изучению когнитивного бессознательного в русле когнитивной психологии, и, с другой стороны, к системным (интегративным) теориям эмоций. До недавнего времени внимание исследователей сосредоточивалось на изучении осознаваемых чувств. Однако в настоящее время начинают больше изучать имплицитные (подсознательные) эмоциональные процессы, которые, помимо описанного выше, влияют на мышление, поведение и осознаваемые эмоциональные переживания.
Объект исследования - имплицитные процессы.
Предмет исследования - влияние имплицитных процессов на эмоциональное состояние человека.
Цель работы - выявление влияния имплицитных процессов на эмоциональное состояние человека путем просмотра специально смонтированного видеоматериала .
Теоретический анализ литературных источников по заявленной проблеме позволил сформулировать гипотезу: существует ли влияние имплицитных процессов и эмоциональное состояния человека.
На основании цели и гипотезы исследования в работе были определены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы влияния имплицитных
процессов на эмоциональное состояние человека;
- провести эмпирическое исследование на тему влияния имплицитных процессов и эмоционального состояния.
- представить анализ результатов исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
представления о эмоциональном состоянии и особенности образа будущего
5
студента (И.С. Башкова,); Изучение интеллектуального развития
обучающихся, при рассмотрении основных аспектов изучения разных языков, путем эмпирического и теоретического изучения когнитивной деятельности студентов (М.Б. Богус).
При выполнении работы был использован следующий комплекс методов:
1. Общенаучные методы: анализ литературных источников по проблеме исследования, обобщение, сравнение и систематизация теоретических и эмпирических данных.
2. Эмпирические методы: методы психодиагностического
исследования, тестирование с помощью комплекса тестовых методик.
3. Методы математико-статистического анализа данных. Для
осуществления процедуры сравнительного анализа был применен непараметрический критерий U-манна-Уитни, исследование взаимосвязи между параметрами эмоционального интеллекта и когнитивных способностей у студентов осуществлено при помощи корреляционного анализа r-Спирмена.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы в котором 55 источников, 9 из которых на иностранном языке, 5 приложений, 9 рисунков и 7 таблиц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


После проведенного исследования на тему влияния имплицитных процессов на эмоциональное состояние человека, были сформулированы следующие выводы. В первую очередь, мы рассмотрели научно-психологические подходы к понятию имплицитных процессов, их общую характеристику, так же рассмотрели теоретические основы влияния бессознательного на эмоциональную сферу человека.
Из большого числа психических фактов, которые имеют место быть за пределами сознания, только некоторые из них выступают бессознательными, так как они становятся причиной появления негативных чувств. Многие бессознательные механизмы не обладают связью и обусловленностью с чувствами, травмами, ссорами или потерями. Большая совокупность простых психических процессов может выступать обособленной от перечня осознаваемых идей и результативно реализовываться за границами сознания. Указанные процессы формируют вероятность «имплицитного» воздействия на эмоции и поступки; говоря другими словами, за счет данных процессов мысли, эмоции и поступки людей могут испытывать на себе воздействие событий, которые личность не может открыто понять. Указанная система имплицитных процессов формирует «психическое бессознательное - систему психических объектов и процессов, воздействующую на эмоции, ум и поступки, но в отношении которых нельзя осуществить феноменальное осознание».
За время выполнения работы мы проведи следующий комплекс методов: обзор и анализ отечественных и зарубежных источников
литературы, касательных проблемы исследования, обобщение, сравнение и систематизация полученных данных. Проведение психодиагностического исследования при помощи таких методик как, опросник «Самочувствие, активность, настроение» (прил. 1), тест на измерение эмоционального интеллекта Н. Холла, в адаптации Е. А. Сергиенко (прил. 2).
Основной этап исследования включал в себя просмотр специально подготовленного видеоматериала с вставками положительных и отрицательных эмоций человека. Данные вставки располагались в видео в зависимости от группы испытуемых, т.е. у первой группы были положительные эмоции, а у второй отрицательные, третья группа являлась контрольной для того, чтобы проследить достоверность исследования. Изображения с эмоциями были установлены с продолжительностью в 0.04 секунды, а также, прозрачность вставок была снижена до 30% в соответствии с концепцией Я.А. Пономарева, в которой говорится о различии скорости и зависимости восприятия информации сознанием и фиксацией глаза человека.
Исходя из полученных результатов после проведенного исследования, мы получили подтверждение ранее сформулированной гипотезе, о том, что существует влияние имплицитных процессов на эмоциональное состояние человека.
Повторное прохождение методики САН после просмотра видеоматериала, дало нам возможность наблюдать изменение показателя среднего значения эмоционального состояния студентов первой и второй группы.
Показатели по шкалам опросника САН были изменены следующим образом:
Первая группа, значения эмоционального состояния до и после просмотра видеоматериала:
Шкала самочувствие - средний показатель был повышен с 5.38 до 5.61 (4.28%)
Шкала активность - средний показатель был повышен с 4,54 до 5,27 (16.08%)
Шкала настроение - средний показатель был повышен с 5,01 до 6,07 (21.16%)
Вторая группа, значения эмоционального состояния до и после просмотра видеоматериала:
Шкала самочувствие - средний показатель был понижен с 5,16 до 4,29 (16.87%)
Шкала активность - средний показатель был понижен с 4,04 до 3,07 (24.01%)
Шкала настроение - средний показатель был понижен с 4,69 до 3,65 (22.18%)
Обобщив полученные результаты, можно сказать, что эмоциональное состояние у студентов из 1 группы увеличилось на 14.51%, а у студентов из 2 группы уменьшилось на 27.79%.
Неизменность эмоционального состояния после просмотра
видеоматериала у третьей группы испытуемых (контрольная группа, без изменения видеоматериала), подтверждает влияние имплицитных процессов на эмоциональное состояние человека.
Полученные в эмпирическом исследовании результаты, можно использовать для поддержания либо повышения эмоционального состояния среди сотрудников различных сфер деятельности. Например, использование видеоматериала со специально подобранными вставками, добавленными при помощи монтажа, для поддержания патриотического духа, среди военнослужащих.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что поставленные задачи и цели исследования выполнены.



1. Авдулова, Т. П. Психология студентового возраста: учебник и практикум для вузов / Т. П. Авдулова. Москва: Издательство Юрайт, 2022. 394 с.
2. Аксенова, О. Е. Изучение эмоционального интеллекта и общительности у студентов / О. Е. Аксенова // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании: Сборник научных статей V международной научно-практической конференции, Ярославль- Минск, 27 апреля 2021 года / Под научной редакцией Е.В. Карповой. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2021. С. 6-10.
3. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И.Н. Андреева. - Новополоцк: ПГУ, 2011. 388 с.
4. Батенова, Ю. В. Развитие эмоционального интеллекта детей в условиях цифровизации информационной среды / Ю. В. Батенова, А. Ю. Герасимова // Экопсихологические исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития : сборник научных статей, Москва, 17-18 марта 2020 года. Москва: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2020. С. 422-426.
5. Власовец, Ю. М. Методы развития эмоционального интеллекта в начальной школе / Ю. М. Власовец // Молодой ученый. 2022. № 6(401). С. 45-47.
6. Восковская А. С. Влияние эмоционального интеллекта студенто в вузов на академическую успеваемость / А. С. Восковская // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 2(94). С. 162-168.
7. Восковская Л. В. Психология ощущений и восприятия : учебное пособие для вузов / Л. В. Восковская. Москва : Издательство Юрайт, 2022. 511 с.
8. Выготский Jl. С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. М.: Уч.пед.гиз, 1934.-321 с.
9. Горскова Г. Г. Введение понятия эмоционального интеллекта в психологическую культуру / Г.Г. Горскова // Ананьевские чтения: тез. научн.-практ. конф. СПб. 1999. С. 45-18.
10. Гулевич, О. А. Психология межгрупповых отношений: учебник для вузов / О. А. Гулевич. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2022. 345 с.
11. Дегтярев А.В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии /А.В. Дегтярев // Психологическая наука и образование. 2012. № 2 С. 1-13.
12. Диянов, Р. Т. Эмоционалды интеллект феномен! / Р. Т. Диянов, Д. М. Искакова, С. С. Шутенова // Актуальные проблемы современности. 2020. N 4(30). С. 127-130.
13. Диянов, Р. Т. Эмоционалды интеллект феномен! / Р. Т. Диянов, Д. М. Искакова, С. С. Шутенова // Актуальные проблемы современности. 2020. No 4(30). P. 127-130.
14. Иванников В. А. Психология: учебник для среднего профессиона
льного образования / В. А. Иванников. Москва : Издательство Юрайт,
2022. 480 с.
15. Ильиных, Ю. В. Взаимосвязь эмоционального интеллекта
студентов с особенностями детско-родительских отношений / Ю. В. Ильиных, О. В. Бородачева // Социальная психология: вопросы теории и практики : Материалы VI Международной научно-практической
конференции памяти М.Ю. Кондратьева, Москва, 12-13 мая 2021 года. Москва: Московский государственный психолого-педагогический
университет, 2021. С. 196-198.
16. Карпов А.В. Психология эмоционального интеллекта: теория, диагностика, практика / А.В. Карпов, А.С. Петровская. Ярославль: ЯрГУ,
2008. 344 с.
17. Кожухарь Г. С. Особенности диагностики эмоционального интеллекта школьников в условиях инклюзивного образования / Ф. Р. Кетова // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы : Материалы II Всероссийского Форума с международным участием, Нальчик, 26-27 ноября 2020 года. Нальчик: Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, 2021. С. 76-81.
18. Колосова, Т. А. Психология детей с нарушением интеллекта : учебное пособие для вузов / Т. А. Колосова, Д. Н. Исаев ; под общей редакцией Д. Н. Исаева. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2022. 151 с.
19. Конопкин О. А. Психология общения : учебник и практикум для вузов / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. Москва : Издательство Юрайт, 2022. 440 с.
20. Крюкова Е. А. Эмоциональный интеллект: черта или способность (к результатам русскоязычной адаптации опросника «черты эмоционального интеллекта») / Е. А. Крюкова, М. А. Шестова, Т. В. Корнилова // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен. - Москва : Институт психологии РАН, 2020. С. 1694-1700.
21. Крюкова, Е. А. Эмоциональный интеллект: черта или
способность (к результатам русскоязычной адаптации опросника «черты эмоционального интеллекта») / Е. А. Крюкова, М. А. Шестова, Т. В. Корнилова // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен. Москва : Институт психологии РАН, 2020. С. 1694-1700.
22. Ларина А.Т. Эмоциональный интеллект / А.Т. Ларина // АНИ: педагогика и психология. 2016. № 3. С. 275-278.
23. Лебеденко, М. С. Изучение взаимосвязи между уровнем социального интеллекта и показателями эмоционального интеллекта / М. С. Лебеденко // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. 2020. № 4. С. 129-135.
24. Лисина М. И. Изучение взаимосвязи между уровнем социального интеллекта и показателями эмоционального интеллекта / М. И. Лисина // Психология и педагогика: пути развития. 2020. № 4. С. 129-135.
25. Лобанов А.П., Коптева С.И., Ткачук О.А. Интеллект и личностный рост: учеб. пособие / А.П. Лобанов. Минск: БГПУ, 2002. 128 с.
26. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн / Д.В. Люсин // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3-22.
27. Малкина, С. А. Созависимость и эмоциональный интеллект у лиц с нарушением пищевого поведения / С. А. Малкина, Н. Г. Артемцева // Психология - наука будущего : Материалы IX Международной конференции молодых ученых, Москва, 18-19 ноября 2021 года / Отв. редакторы: Е.А. Сергиенко, Н.Е. Харламенкова. - Москва: Институт психологии РАН, 2021. С. 217-221.
28. Маралов В. Г. Психология саморазвития : учебник и практикум для вузов / В. Г. Маралов, Н. А. Низовских, М. А. Щукина. 2-е изд., испр. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2022. 320 с.
29. Мечик-Грозная, О. С. Эмоциональный интеллект как предмет научных исследований: исторический экскурс / О. С. Мечик-Грозная, Л. Ф. Вязникова // Психологическая наука и практика в современном обществе: реальность и тенденции развития : Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Хабаровск, 25-27 ноября 2020 года / Под редакцией Е.Н. Ткач. Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2021. С. 222-227.
30. Молчанов С. В. Психология студентового и юношеского возраста :
учебник для вузов / С. В. Молчанов. Москва : Издательство Юрайт,
2022. 351 с.
31. Мухаметгалина, Л. Р. Проблема развития эмоционального интеллекта в студенческом возрасте / Л. Р. Мухаметгалина // Polish Journal of Science. 2020. № 27-4(27). С. 58-61.
32. Немов, Р. С. Психология в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / Р. С. Немов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2022. 243 с.
33. Полянова Jl.M. Использование моделей эмоционального интеллекта в оценке управленческой деятельности / Л.М. Полянова // Вестник РУДН, серия «Социология». 2014. № 2. С. 161-173.
34. Психология : учебник и практикум для вузов / А. С. Обухов [и др.] ; под общей редакцией А. С. Обухова. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2022. 404 с.
35. Рубанова, Е. Ю. Эмоциональный интеллект как ресурс личности / Е. Ю. Рубанова // Национальное здоровье. 2020. № 4. С. 93-94.
36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. / С.Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. 382 с.
37. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. 416 с.
38. Руссу, Н. А. Развитие эмоционального интеллекта детей среднего детства в процессе танцевальной деятельности / Н. А. Руссу // Труды Санкт- Петербургского государственного института культуры. 2020. Т. 221. С. 67-72.
39. Сергиенко, Е. А. Тест эмоционального интеллекта студентов (MSCEIT-YRV): русскоязычная адаптация / Е. А. Сергиенко, Е. А. Хлевная, Т. С. Киселева // Современная зарубежная психология. - 2021. Т. 10. № 4. С. 73-84.
40. Соколова, А. В. Психогимнастика как средство развития эмоционального интеллекта младших школьников с задержкой психического развития / А. В. Соколова, Я. В. Кузякина // Вопросы педагогики. 2022. № 1¬2. С. 308-312.
41. Спасибина, Е. С. Возможность использования игры "эмоциональный интеллект, eq" для развития эмоционального интеллекта у обучающихся в системе СПО / Е. С. Спасибина, Н. С. Шарова // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2020. №
12. С. 114-117.
42. Толстых, Н. Н. Психология студентового возраста : учебник и практикум для вузов / Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан. Москва : Издательств о Юрайт, 2022. 406 с.
43. Фролова, С. В. Особенности эмоционального интеллекта и копинг - стратегий у студентов медицинских специальностей / С. В. Фролова, И. Ю. Елькина // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2021. Т. 10. № 5-1. С. 145-154.
44. Хлевная Е.А. Роль эмоционального интеллекта в эффективности деятельности: на примере руководителей: спец. 19.00.01 «Психология»: дис. канд. псих, наук / Хлевная Елена Антольевна; ЯрГУ им. П.Г. Демидова. Ярославль, 2012. 212 с.
45. Холодная 1.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М.А. Холодная. М.: Изд-во «Барс», 1997. 392 с.
46. Чеснакова О. Б. Психологические особенности проявления
эмоционального интеллекта и психологических защит / О. Б. Чеснакова, А. И. Гусева // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. 2020. № 4. С. 65-79.
47. BrunerJ.S., Tagiuri R. The perception of people // Lindscy G. (Ed.): Handbook of social psychology. Cambridge: Addison-Wcsley, 1954. Vol. 2. P. 634-654.
48. Ekman P. Darwin and facial expression: Century of research in review. N.Y.: Academic Press, 1973. 294 p. ISBN 978-1883536886.
49. Greenwald A.G., Banaji M., Rudnam L., Farnham S., Nosek B.A. and Mellott D. (2002). A unified theory of implicit attitudes, stereotypes, self-esteem and self-esteem. Psychological Review, 109, 3-25.
50. Kilstrom, J. F. (1990). Psychological unconscious. In L. A. Pervin (Ed.), Handbook of Personality: Theory and Research (p. 445464). New York: Guildford Press.
51. Mayer J.D. What is emotional intelligence? / J.D. Mayer, P. Salovey // P. Salovey, D. Sluyter (Eds.), Emotional development and emotional intelligence: Educational implications. New York: Basic, 1997.-P. 3-31.
52. Nissbet R.A. An invitation to constructivist psy-chotherapies // Neimeyer R.A. & Mahoney M.J. (Eds.). Constructivism in psychotherapy. Washington, DC: American Psychological Association, 1995. P. 1-8.
53. Rachman S., Hodgson R. Obsessions and compulsion. New York: Prentice-Hall, 1980
54. Sergienko, E. Development of an objective methodology for measurement of emotional intelligence. Emotional intelligence and socio-demographics of employees in Russian organizations / E. Sergienko, E. Khlevnaya, E. Osipenko // Организационная психология. 2020. Vol. 10. No 1. P. 45-61.
55. Vanyushina, N. An integrative model of emotional intelligence development of the Chinese secondary language personality in the context of modern management / N. Vanyushina, A. Makarova, G. Shanturova // Економiчний часопис-XXI. 2020. Vol. 183. No 5-6. P. 142-149.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ