Глава 1. Теоретические аспекты психических процессов, физиологического стресса и цветовой фотостимуляции 7
1.1. Психологические и физиологические основы стресса 7
1.2. Определение психических процессов в науке 19
1.4. Физиологические основы цветовосприятия человека 46
1.5. Особенности влияния цвета на организм человека в условиях цветовой
фотостимуляции 48
Выводы по главе 1 52
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния цветовой фотостимуляции на психические процессы в условиях физиологического стресса 54
2.1. Описание выборки и метода исследования 54
Анализ полученных результатов исследования 57
Выводы по главе 2 61
Заключение 62
Список использованной литературы 63
Приложение 1 69
Актуальность темы исследования:
В современном мире множество людей ежедневно сталкиваются с ситуациями, вызывающими стресс и негативно сказывающимися на психологическом и физиологическом здоровье. Непонимание причин возникновения хронического стресса, длительное нахождение в условиях стресса, игнорирование психолого-физиологических признаков стресса и отсутствие информации об инструментах профилактики данного явления могут повлечь за собой необратимые изменения в здоровье человека и воздействовать на психические процессы. Так как психические процессы человека тесно связаны с его физиологическими процессами и оказывают друг на друга взаимное влияние - современная научная практика разработала множество инструментов для непосредственного влияния и профилактики нарушения функционирования физиологических и психических процессов в организме. Одним из признанных эффективных инструментов комплексной профилактики на данный момент является цветотерапия. Цветотерапия (хромотерапия) является методом , целью которого является использование всего цветового спектра для воздействия на организм человека. Использование определённого цвета непосредственно влияет на человека, вызывая угнетение или возбуждение деятельности ЦНС в организме, действуя на ощущение, восприятие и запоминание окружающих нас предметов, влияя на поведение, эмоции, мышление, сознание и подсознание.
Краски окружающего мира оказывают на нас не только чисто психологическое или эмоциональное значение: они глубоко воздействуют на наш характер и наше здоровье. Цветовая гамма на рабочем месте оказывает прямое влияние на работоспособность в зависимости от вида трудовой деятельности, самого человека и его характера. Так архитекторы и дизайнеры помещений особое внимание обращают на изучение цветов при создании цветовой гаммы в помещении, так как влияние определённого цвета может создать крайне негативную обстановку в помещении для человека.
Окружив себя предметами определенного цвета, можно изменить свое эмоциональное состояние и воздействовать на эффективность лечения некоторых заболеваний. Цвет активно используется в маркетинговой сфере. С помощью цветовой диагностики мы можем диагностировать эмоциональное настроение человека. В данном случае мы будем диагностировать наличие изменений психических процессов до и после цветовой фотостимуляции в условиях физиологического стресса.
Научные атрибуты:
Цель исследования: Изучить особенности влияния цветовой
фотостимуляции на психические процессы в условиях физиологического стресса.
Задачи:
1. Изучить понятие психических процессов в цветопсихологии и физиологического стресса.
2. Изучение общих представлений о психических процессах в
психологии и анатомии.
3. Изучение общих представлений стресса в психологической и
физиологической науках.
4. Изучение особенностей цветовой стимуляции на психические
процессы человека.
5. Раскрытие и описание основных особенностей влияния цветовой фотостимуляции на психические процессы в условиях физиологического стресса.
6. Провести диагностику на выявление особенностей влияния цветовой фотостимуляции на психические процессы в условиях физиологического стресса у субъектов юношеского возраста (студентов 19-23 лет).
физиологического стресса.
Предмет исследования: Особенности влияния цветовой
фотостимуляции на психические процессы в условиях физиологического стресса.
Гипотезы:
1. Цветовая фотостимуляция оказывает положительное влияние на психические процессы в условиях физиологического стресса.
2. Показатель умственных способностей при физиологическом стрессе выше показателей умственных процессов при цветовой фотостимуляции.
Теоретико-методологические основания: Теория «стресса» Г.Селье, Генетически-конституциональная теория, Модель предрасположенности к стрессу, Психодинамическая модель З. Фрейда, Модель Г. Вульфа , Междисциплинарная модель стресса, Теории конфликтов, Модель Д. Механика.
Методы исследования:
1. Теоретические методы - анализ психолого-физиологической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы - физиологическое тестирование на
анализ умственных способностей. Использовались инструменты
«упражнение на запоминание 20 слов» и корректурный тест Бурдона.
3. Методы математико-статистической обработки данных - для
математико-статистической обработки полученных результатов
исследования использовалась программа IBM SPSS Statistics Version 22. Для проверки данных на нормальность распределения нами был использован одновыборочный критерий Колмогорова-Смирнова. Для нахождения статистических различий между результатами шкал нами был использован W-критерий Вилкоксона. Для определения наличия корреляции между результатами в трёх шкалам нами был использован критерий корреляции Спирмана.
Эмпирическая база исследования: в исследовании приняли участие 20 юношей в возрасте от 18 до 23 лет, обучающихся на 1-4 курсах Алтайского государственного университета, г. Барнаула - Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Образования «Алтайский государственный университет»».
Научная новизна исследования заключается в расширении представлений об особенностях влияния цветовой фотостимуляции в условиях физиологического стресса, в контексте процесса изучения функционирования умственных способностей (памяти и внимания).
Проблема исследования влияния цвета на умственные и психические процессы человека в современных реалиях всегда останется актуальной, так как несмотря на огромное количество научного материала, опубликованного по данной теме - исследования продолжаются и по сей день. Современный человек каждый день попадает под влияния определенных цветов, которые могут как положительно, так и отрицательно сказываться на его психологическом здоровье. Исходя из данной постановки общей проблематики - были выбраны комфортные цвета для проведения цветовой фотостимуляции после выполнения физических упражнений. Интересна была тенденция наблюдения по отношению к изменениям показателей после выполнения физических упражнений и цветовой фотостимуляции.
Вследствие проведённого эксперимента были ясно доказаны, выведенные ранее гипотезы.
1. Цветовая фотостимуляция оказывает положительное влияние на психические процессы в условиях физиологического стресса.
2. Показатель умственных способностей при физиологическом стрессе выше показателей умственных процессов при цветовой
фотостимуляции.
Что доказывает нашу гипотезу о том, что пребывание человека в комфортной по цвету среде с физической активностью благоприятно влияет на его умственные способности.
1. Александровский Ю.А. Стресс и его влияние на здоровье / Ю.А.
Александровский. Текс: электронный //Медвести: [сайт].
URL:https://medvestnik.ru content/medarticles/Stress-i-ego-vliyanie-na-
zdorove.html (дата обращения: 05.05.2022).
2. Андреева Е.А. Тип мышления как детерминанта стрессоустойчивости личности // Мир науки. Педагогика и психология. 2019 г. №6. С.1-6.
3. Булгакова Д.А., Линькова-Даниелс Н.А. Возможное возникновение дистресса у студентов во время интенсивного учебного труда // Валео- педагогические проблемы здоровье формирования подростков, молодежи, населения. 2014г. №10. С.39-41.
4. Бодров В.А. Психологический стресс: к проблеме его преодоления / В.А. Бодров // Проблемы психологии и эргономики. Тверь. 2001г. №4. С.43¬52.
5. Бектаева А.Э. Цветотерапия: психология цвета // Проблемы
современной науки и образования. 2020г. №3. С.84-92.
6. Бенджамин Б. Б. Корректурная проба - тест Бурдона / Б. Б. Бенджамин.
Текст: электронный // Методика "Корректурная проба" : [сайт]. URL: https:// https://crthm.ru/wp-content/uploads/2021/05/loginovskix_3_3_6.pdf (дата
обращения: 08.06.2022).
7. Бьюзен Э. Методика для запоминания 20 слов. / Э. Бьюзен. Текст:
электронный //Мнемоническое упражнение "20 слов": [сайт]. URL:
https://azps.ru/training/cogn/mnemo_20_word.html (дата обращения:
08.06.2022).
8. Бодня, С. В. Управление доступностью дизайнерских услуг / С. В. Бодня. Текст: электронный // IX Международная научно -практическая Интернет-конференция «Наука в информационном пространстве»: [сайт]. URL: http://www.confcontact.com/2013 nauka v informatsionnom prostranstve ek4 lagoda.htm (дата обращения: 08.06.2022).
9. Белов А.В., Михайлова С.А., Осипов А.Ю. Развитие у студентов здоровье сберегающих компетенций на занятиях физической культурой // Валео-педагогические проблемы здоровье формирования подростков, молодежи, населения. 2014г. №10. С.35-37.
10. Бодня С. В. Научно-обоснованное проектирование медицинской архитектурной среды с учетом влияния света и цвета // Вестник ПДАБА. 2011г. №5.С. 47-54.
11. Ватомов А.В., Марчук С.А. О взаимосвязи физической культуры с интеллектом человека // Валео-педагогические проблемы здоровье формирования подростков, молодежи, населения. 2014г. №10. С.43-46.
12. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2008г. -336с.
13. Газиева М.З. Современные подходы к проблеме исследования стресса и стрессоустойчивости // Мир науки, культуры и образования. 2018г. №3. С. 348-350.
14. Гаркави Л.Х., Михайлов Н.Ю., Жукова Г.В., Мащенко Н.М. Средства и методы для диагностики физиологического стресса. // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2009г. №5. С.41-45.
15. Горбий А.Ю., Третьяков А.А. Особенности использования физических упражнений для повышения умственной работоспособности и снижения нервно-эмоционального напряжения студентов. // Наука 2020. 2012г. №3. С.174-180.
16. Ермакова Е.Г. Влияние физических упражнений на умственную деятельность человека и их взаимосвязь // Педагогические науки. 2019г. С. 44-46.
17. Зеленская А.А. Влияние цвета на организм человека. // Бюллетень медицинских конференций. 2015г. №5. С.32-36.
18. Журихина Я.Э., Веденина О.А. Комплексный подход - залог успеха при формировании здорового образа жизни современного человека // Валео- педагогические проблемы здоровье формирования подростков, молодежи, населения. 2014г. №10. С.106-108.
19. Игнатьева В.Л. Повышение стрессоустойчивости руководителей и специалистов инвестиционо-строительной сферы. М.: МГСУ 2009г.-36с.
20. Игумнов С.А., Жебентяев В.А. Стресс и стресс - зависимые
заболевания. СПб: Речь, 2011.-349с.
21. Капустина А.В., Кузьмина Л.П., Юшкова О.И. Психофизиологическая оценка устойчивости к стрессу при нервно-эмоциональной умственной деятельности. // Международный научно-исследовательский журнал. 2021г. №5. С.83-89.
22. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. М., Академический проект, 2009г.-943с.
23. Лазарус Р Теория стресса и психофизиологические исследования. М.: 1970. -112с.
24. Литвинова Н.А., Иванов В.И., Березина М.Г., Глебов В.В. Оценка психофизиологического потенциала в процессе адаптации к учебной деятельности. // Психология. Психофизиология. 2021 г. №2.Т.14. С.108-122.
25. Лиходкина И.А. Отражение эмоций и качеств человека с помощью цветовых ассоциаций. // Филологические науки. Вопросы теории и практики.
65
2017г. №5.Т.15. С.138-142.
26. Люшер М. Оценка личности посредством выбора цвета. - М.: Эксмо- Пресс. 1998г.-156с.
27. Мануков С. Бегом за интеллектом // Ассоциация сибирской академической инновации. 2012г. №10. С.12-19.
28. Марчук С.А. Влияние экзаменационного стресса на психофизическое состояние студентов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019г. №10. С.222-226.
29. Мельников В.И. Стресс студентов и методы его коррекции // Вестник СГУПС: гуманитарные исследования. 2018г. №2. С.86-92.
30. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии:
эмпирические исследования // Психологический журнал. 2001г. №1.С. 33-39.
31. Украинцева Ю.В., Берлов Д.Н., Русалова М.Н. Индивидуальные поведенческие и вегетативные проявления эмоционального стресса у человека // Журнал высшей нервной деятельности. 2006г. Т. 56, №2. С. 183¬192.
32. Усманбекова Л. Научно-теоретическая интерпретация причин, вызывающих стресс и стрессовые состояния // Общество и инновации. 2021г. №10. С.141-146.
33. Прохоров В.Д.Индивидуально психологическое восприятие человеком цвета // Вестник науки. 2019г. №6(15). Т.3. С.299-304.
34. Простяков, А. А. Влияние регулярных занятий спортом на работу мозга / А. А. Простяков. Текст: электронный // СуЬег1ешпка: [сайт]. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/vliyanie regulyarnyh zanyatiy sportom na rabotu mozga (дата обращения: 08.06.2022).
35. Простяков А.А., Спирин А.М., Козенко Е.Ю. Влияние регулярных занятий спортом на работу мозга // Интерактивная наука. 2020г. №8. С.19-21.
36. Питкевич М.Ю.. Стрессовые состояния и стрессоустойчивость человека. // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2015г. №1. С.115-120.
37. Решетова П.С., Семенов П.А. Влияние стресса на снижение зрения. // Вестник Совета молодых учёных и специалистов. 2016г. №3. С.78-82.
38. Салимзанова Д.А., Шавалиева Г.Т. Структура психических состояний // Russian Journal of Education and Psychology. 2015г. №11. С.494-508.
39. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Наука, 1979г.-124с.
40. Синицына А.Н. Коммуникативные свойства цвета и их использование в учебном процессе. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010г. №55. С.343-346.
41. Соколова Л.П. Адаптация к стрессу - основополагающий фактор жизнеспособности и когнитивной активности // Клиническая геронтология. 2011 г. №3-4. С.16-20.
42. Юнусова С.Г., Розенталь А.Н., Балтина Т.В. Стресс. биологический и психологический аспекты // Ученые записки казанского государственного университета. 2008г. Т.150. №.3. С.139-150.
43. Хохлова Л.А., Дерягина Л.Е. Индивидуальные особенности цветопредпочтений и их роль в изучении иностранных языков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2009г. №10. С.109-113.
44. Хитрова М.А. Влияние цвета на психику и здоровье человека. // Бюллетень медицинских конференций. 2013г. №7. С.76-85.
45. Шалимова Л.А., Насонова Л.И. Теория изучения цвета // Вестник Бурятского государственного университета. 2012 г. №3. С.23-26.
46. Шалимова, Л. А. Теория изучения цвета. / Л. А. Шалимова. Текст: электронный//СуЬет1ешпка: [сайт]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7teoriya -izucheniya-tsveta (дата обращения: 08.06.2022).
47. Шумахер Г. И., Елисеев В. В., Быкодаров А. В. Применение хромотерапии у лиц, занимающихся интенсивным умственным трудом. // Саратовский научно-медицинский журнал. 2012г. №2. С.567-570.
48. Щетинина С.Ю., Бурцева Т.В. Влияние физических нагрузок на динамику умственной работоспособности студентов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021г. №4-4. С.203-205.