Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическое благополучие руководителей государственной налоговой службы

Работа №88526

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы84 с.
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
177
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. Теоретико-методологические подходы изучения особенностей психологического благополучия руководителей государственной налоговой службы ИФНС 8
1.1 Понятие, анализ основных теоретических подходов к определению
сущности психологического благополучия 8
1.2 Структура, основные компоненты психологического благополучия
руководителей 14
1.3 Специфика управленческой деятельности руководителей
государственной налоговой службы ИФНС 20
1.4 Психологические особенности руководителей 23
Выводы по 1 главе 34
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей психологического благополучия руководителей государственной налоговой службы 34
2.1 Методы и организация исследования 35
2.2. Анализ результатов исследования 43
2.3. Прикладная направленность полученных результатов исследования:
карьерное консультирование руководителей 53
Выводы по 2 главе 57
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложения 67

Актуальность исследования. Проблема психологического благополучия личности является одной из фундаментальных в психологии, однако интерес к ней сохраняется на протяжении уже длительного периода в ряде исследований. Психологическое благополучие чаще рассматривалось через противопоставление психологическому нездоровью или неблагополучию. В настоящее время под влиянием активно развивающегося экзистенциально-феноменологического подхода к личности сформировалось новое представление о модели психологического благополучия, в рамках позитивных аспектах функционирования личности, что и определило актуальность исследования данного феномена и его взаимосвязи с позиции профессиональной идентичности особенно в должности руководителей.
Анализируя исследования К. Риффа, стало возможным выделить ключевые факторы психологического благополучия - это принятие себя, компетентность, целеустремленность (цели, которые определяют смысл жизни, личностный рост).
Проблема значимости профессиональной деятельности как фактора определяющего развитие профессионально-важных личностных качеств личности указана в работах Н.И. Птуха, И.А. Краснобаева, В.В. Кушнирык, что повышает эффективность сотрудника при выполнении функциональных обязанностей, а также демонстрирует нам как увеличение требований к руководителям, к результатам его профессиональной деятельности, увеличение эмоциональной нагрузки в целом определяют особенности психологического благополучия руководителей [37].
Степень изученности проблемы. Предположения, высказанные в русле позитивной психологии М. Селигманом, М. Аргайлом и Э. Дайнером, которые описывали возможную связь в 90-е годы в ряде теорий, где целеполаганию и активности субъекта отводилась ключевая роль в детерминации удовлетворенности жизнью [54].
Поэтому в настоящее время стало важным изучить особенности психо-логического благополучия руководителей государственной службы как условия продуктивности в профессиональной деятельности в совокупности со способностью к управленческой деятельности. В данном исследовании нам было важно определить, как условия профессиональной деятельности определяют психологическое благополучие руководителей разных организаций, таких как инспекция федеральной налоговой службы (далее ИФНС) и коммерческая организация разной направленности в рамках сферы деятельности предприятия.
Таким образом, актуальность проблемы изучения психологического благополучия руководителя ИФНС и руководителя коммерческой сферы и его содержательных характеристик определяется ее высокой значимостью для решения прикладных вопросов, а именно будет востребована сотрудниками кадровых служб для определения возможных подходов к выделению методов и приемов повышения эффективности управленцев и управления персоналом, а значит и эффективного функционирования учреждения в целом. Психологическое благополучие руководителей опосредованно проявляется в удовлетворенности профессией, вовлеченностью персонала в выполнение профессиональных задач, так возможно улучшение межличностных взаимодействий в рамках модели взаимодействия «руководитель- подчиненный».
Цель исследования: изучить особенности психологического благополучия руководителей государственной службы налоговой инспекции (на примере Межрайонной ИФНС России № 14 по Алтайскому краю) и руководителей, которые не имеют стажа работы в системе государственной службы.
Объект исследования: психологическое благополучие личности.
Предмет исследования: показать структурные и содержательные аспекты психологического благополучия личности руководителя.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
1. Рассмотреть теоретико-методологические подходы к исследованию психологического благополучия руководителей государственной гражданской службы в психологической науке, выделить структурные компоненты управленческой деятельности руководителей государственной гражданской службы;
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования, подобрать методы исследования;
3. Показать содержательные особенности психологического благополучия личности руководителей государственной гражданской службы (на примере руководителей ИФНС).
4. Проанализировать полученные результаты эмпирического исследования психологического благополучия личности руководителей
5. Подобрать методы для оптимизации психологического благополучия руководителей ИФНС.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что существуют статистически достоверные различия в компонентах психологического благополучия личности руководителя, гражданского служащего ИФНС и руководителя, не работающего в государственной структуре.
Теоретическая и методологическая основа исследования:
- анализ психологического благополучия опирается на сформированные в рамках гуманистического подхода представления о позитивных аспектах функционирования личности (Дж. Бюдженталь, С. Джурард, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Шостром; А.Б. Орлов, Л.А. Петровская) [52];
- концепции психологического благополучия Н. Брэдберна, К. Рифф, А.В. Ворониной;
- принцип системности в изучении личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов).
- работы, посвященные анализу психологических особенностей управ-ленческого персонала организаций (О.В. Евтихов, А.В. Заграновская, Е.Н. Кишкель, Е.А. Моисеева, Е.Э. Нетребко, Н.И. Птуха, Е.А. Шагаева) [22].
В работе использовался следующий комплекс методов исследования:
1. Теоретические методы: анализ научной психологической литературы, синтез, обобщение.
2. Эмпирические методы: методы сбора эмпирических данных (психо-логическое тестирование), тестирование по методикам: Тест «Смысложизненных ориентаций» (СЖО) (Дж. Крамбо в адаптации Д.А. Леонтьева) [31]; Шкала психологического благополучия К. Рифф (адаптация Шевеленковой-Фесенко) [47]; Методика «Изучение мотивационного профиля личности» (Ш. Ричи и П. Мартин (Sheila Ritchie, Peter Martin)) [38].
3. Методы математико-статистической обработки данных: (U- критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ, регрессионный анализ с использованием программы IMB SPSS Statistics 23).
4. Качественный анализ и содержательная интерпретация результатов.
Теоретическая значимость исследования.
Определение понятия «психологическое благополучие» руководителей с позиции разных авторов и уточнено с учетом специфики работы в системе гражданской службы, которое рассмотрено с позиций К. Рифф как совокупность личностных ресурсов, а именно самооценка, личностный рост, автономия, что непосредственно обеспечивает субъективную и объективную эффективность управленца, меняющуюся в зависимости от сферы профессиональной деятельности руководителя. [40].
Показано, что специфика управленческой деятельности определяет структуру психологического благополучия руководителей и содержательно меняется в зависимости от сферы профессиональной деятельности руководителя.
Эмпирическая база исследования.
В качестве эмпирической базы исследования были выбраны руководители государственной гражданской службы возрасте от 35 до 55 лет (с их письменного добровольного согласия), работающие в Межрайонной ИФНС России № 14 по Алтайскому краю в должности руководителей. В качестве группы контраста, были исследованы руководители, не работающие в государственных структурах и не находящиеся на гражданской службе, в возрасте от 35 лет до 55 лет.
Общий объем выборки составил 70 управленцев, со стажем работы руководителем от 3х лет до 10 лет (в данном исследовании принимали участие только мужчины зрелого возраста).
Результаты исследования были апробированы и внедрены в работу Межрайонной ИФНС России №14 по Алтайскому краю.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 64 источника, в том числе 12 на иностранном языке. Текст работы содержит 6 таблиц, 8 рисунков и 5 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе были исследованы особенности психологического благополучия руководителей государственной налоговой инспекции (на примере Межрайонной ИФНС России № 14 по Алтайскому краю). Одной из базовых категорий работы были психологическое благополучие, которое понимается как наличие у человека специфических, устойчивых психологических черт, позволяющих функционировать значимо более успешно, в том числе и в профессиональной деятельности, чем при их отсутствии.
В рамках работы проведен теоретико-методологический анализ основных существующих теоретических подходов по проблеме исследования в психологической литературе. Проведен сравнительный анализ понятий, а также подходы к пониманию специфике профессиональной деятельности руководителя. В рамках этого были определены значимые для этой области исследований проблемы, такие как, различное толкование составляющих характеристик психологического благополучия руководителя и факт разносторонних подходов, к специфики трудовой деятельности, которые чаще дополняют друг друга, что является свидетельством, как сложности изучаемой проблемы, так и её неполной разработанности.
Проведено эмпирическое исследование психологического благополучия руководителей государственной службы, в государственной налоговой инспекции (на примере Межрайонной ИФНС России № 14 по Алтайскому краю), что определило теоретическую и практическую значимость работы, и могут быть полезны при организации работ с руководителями, могут способствовать повышению их эффективности в руководящей должности, а также по повышению личной эффективности руководителей
По результатам эмпирического исследования был выделен мотивационный профиль личности и компоненты психологического благополучия руководителей ФНС. В процессе карьерного консультирования были сопоставлены индивидуальные задачи для каждого управленца, связанные с принятием управленческих решений в сфере профессиональных действий с подчиненными, определено сопоставление ожиданий клиента в части профессио¬нальной карьеры и объективной реальности - суть проблематизации консультации. Были переформулированы цели и задачи некоторых управленцев - готовность к реальным изменениям, а не пассивное ожидание карьерных изменений.
В результате проведенного исследования задачи поставленные в начале работы, были решены, гипотезы подтверждены, соответственно цель исследования достигнута.



1. Ананьев Ю.В. Культура как интегратор социума / Ю.В. Ананьев. - Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 1996. С.17-19.
2. Абульханова-Славская К.А. Акмеологическое понимание субъекта / Основы общей и прикладной акмеологии. М.:Изд-во РАГС, 2010. С.20-24.
3. Аргайл М. Психология счастья. М., 1990.С.36-38.
4. Барко В.И. Профессионально значимые индивидуально-психологические особенности руководителя / В.И. Барко, А.А. Марченко // Психодиагностика в государственных органах. 2013. С.10-15.
5. Бекузарова А.Т. Психологическое благополучие как предмет зарубежных и отечественных исследований. 2014. С.16-25.
6. Белбин Р. М. Типы ролей в командах менеджеров. М.: HIPPO, 2003. 232c.
7. Березовская Р.А. Профессиональное благополучие: проблемы и перспективы психологических исследований. Психологические исследования, 2018, 9(45), 2. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 22.04.2021).
8. Берри Дж. Кросс-культурная психология. Исследования и применение / Дж. Берри, А.Х. Пуртинга, М.Х. Сигал, П.Р. Дасен. - Харьков: Гуманитарный Центр, 2011. - 255 с.
9. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.-25 c.
10. Биктагирова А.Р. Влияние психологической культуры руководителей на успешность принимаемых решений / А.Р. Биктагирова // Высшее образование сегодня. 2019. № 5. С. 65-67.
11. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы / В.А. Бодров; Рос. акад. наук, Ин-т психологии. Москва: ИПРАН, 1995. С. 136.
12. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности: Теоретические и практические проблемы. Ин-т психологии РАН., 2016. С. 623.
13. Бурлачук Л.Ф. Психология жизненных ситуаций: Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 263 с.
14. Демина Л.Д. Психологическая культура личности: контекст субъективного переживания времени жизни / Л.Д. Демина, И.А. Ральникова // Вестник Алтайской науки: Проблемы социологии и психологии. 2001. С. 78.
15. Демина Л.Д. Психологическая культура личности: проблема становления и развития / Л.Д. Демина, Н.А. Лужбина // Сибирский социологический вестник, 2003.С. 153.
16. Диянова З.В. Психология личности. Закономерности и механизмы развития личности: учебное пособие для вузов. М: Издательство Юрайт, 2020.173 с.
17. Егорова Т.Е. Психологическая культура: теоретический анализ и практика становления / Т.Е. Егорова; Рос. гос. проф.-пед. ун-т, Волго-Вят. акад. гос. службы. Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2006. 283 с.
18. Еремизина Л.А. Корреляционный анализ социально-психологических ролей в управленческой команде / Л. А. Еремизина // Профессионал года 2018: сб. ст. X Междунар. науч.-практ. конкурса. Пенза, 2018. С. 62-67.
19. Еромасова А.А. Общая психология. Методы активного обучения: учеб. пособие для вузов М.: Издательство Юрайт, 2019. С. 182.
20. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». М.: Флинта: МПСИ, 2018. 648 с.
21. Ибрагимова Л.А. Психологические особенности личности руководителя // В сборнике: Развитие правового сознания в образовательном пространстве. Материалы Международной научно-практической конференции. 2017.С. 251-257.
22. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб.пособие. - М.: Гардарики, 2005.46 с.
23. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. М.,2018. С.368.
24. Кишкель Е.Н. Управленческая психология / Е.Н. Кишкель. М.: Высшая школа, 2014.110 с.
25. Корнеенков С.С. Психология и этика профессиональной деятельности: учебное пособие для среднего профессионального образования / Москва: Из¬дательство Юрайт, 2020. 304 с.
26. Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе / Р.Л. Кричевский. М.: Книга по требованию, 2016. С.127.
27. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2017. С. 376
28. Крюкова Т.Л. Совладание с трудностями и жизненный стиль современника // Вестник костромского государственного университета. Серия: педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23. № 1. С. 91-96.
29. Кучина Т.И. Мотивы, ценности и эффективность управленческой деятельности менеджера // Социально-психологические факторы устойчивого социально-экономического развития: Материалы Всероссийской научной конференции. 2016. С. 82-86.
30. Лазурский А. Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности / А.Ф. Лазурский. М.: Алетейя, 2001. 192 с.
31. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Наука, 1975. 325 с.
32. Леонтьев Д.А. Возвращение к человеку // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива. М.: Смысл, 1997.С. 3-18.
33. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2015. С. 16-24.
34. Маринкин Д.Н. Нравственные (этические) требования к деятельности сотрудников служащих в Российской Федерации // ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» Юридический факультет. Пермь 2018. С. 256-258.
35. Назаренко А.В. Личностно-профессиональный потенциал руководителя / А.В. Назаренко, В.В. Лаврик // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2014. С. 23-26.
36. Обозов Н.Н. Психологическая культура отношений / Н.Н. Обозов; Меж- дунар. акад. психол. наук, Автор. шк. практ. психологии. - СПб.: АО НПО ЦКТИ, 1995. C. 186-187.
37. Птуха Н.И. Индивидуально-психологические особенности личности руководителя / Н.И. Птуха, И.А. Краснобаева, В.В. Кушнирык // Сервис в России и за рубежом. 2009. С. 186-187.
38. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией: Учеб. пособие для вузов / Пер. с англ., под ред. проф. Е.А. Климова. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С.399.
39. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии Издательство: Питер, 2002. С. 20-26.
40. Сергиенко Е.А. Системно-субъектный подход: обоснование и перспектива / Е.А. Сергиенко // Психологический журнал. 2018. Т. № 1. С. 120-132.
41. Судаков К.В. Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу. М.: Горизонт, 2018. С. 256-258.
42. Тарабрина Н.В. Интенсивный стресс в контексте психологической безопасности / под ред. Н.Е. Харламенковой; Ин-т психологии Рос. акад. наук. М: Ин-т психологии РАН, 2017. С. 344
43. Шагаева Е.А. Психологическая структура контактности руководителя / Е.А. Шагаева // Вестник ТГУ. 2011. С. 119-123.
44. Шамардина М. В., Першина Н. А. Организационная психология и основы управленческого консультирования. Бийск: АГГПУ, 2017. С. 200.
45. Шамардина М.В. Управленческая деятельность: мотивационный профиль руководителя / М.В. Шамардина // Человеческий капитал. 2018. № 12.С.110.
46. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов. Москва: Издательство Юрайт. 2020. С. 457
47. Шевеленкова Т.Д., Т.П. Фесенко. Психологическое благополучие личности / Психологическая диагностика, 2005. С. 95-121.
48. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции: учеб. пособие для бакалавриата и специалитета. М.: Издательство Питер, 2014. С. 256-258.
49. Шляпников В.Н. Уроки зарубежной психологии воли / В. Н. Шляпников // Актуальные проблемы психологического знания. - 2019. - № 3/4. С. 83-93.
50. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Владо. 2006. С.360.
51. Ялтонский В.М., Сирота Н.А. Психология совладающего поведения: развитие, достижения, проблемы, перспективы. М.: Институт психологии РАН, 2018. С. 21-54.
52. Яремчук С. Факторы субъективного благополучия личности: объективные и субъективные переменные. LAP lambert academic publishing. - 2012. С. 99.
53. Atkinson J.W., Feather N.T. A theory of achievement motivation. N.Y.: Wiley, 1966. Р. 391.
54. Arthaud-Day M.L., Rode J.C., Mooney C.H., Near J.P. The subjective wellbeing construct: A test of its convergent, discriminant, and factorial validity. Social Indicators Research, 2005, 74(3), 445-476.
55. Cantor N., Sanderson C.A. Life task participation and well-being: The im¬portance of taking part in daily life. In: D. Kahnemann, E. Diener, N. Schwarz (Eds.), Well-being: The foundation of hedonic psychology. New York, NY: Russel Sage Foundation, 2003. pp. 230-243.
56. Diener E. Emmons R.A. Larsen R.J. & Griffin S. The Satisfaction With Life Scale. // Journal of Personality Assessment. - 1984, - N 49. - P. 71-75.
57. Diener E. Pavot W. Review of the Satisfaction With Life Scale. Journal of Per-sonality Assessment. - 1993, - Vol 5, №2, - P. 164-172.
58. Folkman S., Lazarus R.S. An analysis of coping in a middleaged community sample // J. of Health and Social Behavior. 1980. V. 21. Iss. 3. 219-239 рр.
59. Frank B., Cary C., Valerie J.S. (Eds.). Organizational Stress Management: A Strategic Approach. Publisher: Palgrave Macmillan, 2018.
60. Libin, E. (Eds.). Coping Intelligence: Efficient Life Stress Management // Front. Psychol. 2017 Vol. 8:302. doi: 10.3389/fpsyg.2017.00302
61. Maddi S. R. The personality construct of hardiness: Effects on experiencing, coping, and strain // Consulting Psychology Journal: Practice and Research, 1999.
62. Haan N. // Handbook of Stress: Theoreticaland Clinical Aspects / Eds
L. Goldberger, S. Breznitz. New York, 1982.
63. Rokeach M. The nature of human values. New York: Free Press, 1973. 438 p.
64. Sheldon K.M., Kasser T. Getting older, getting better? Personal strivings and psychological maturity across the life span. Developmental Psychology. 2001. No. 4. Р. 491-501.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ