Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совладающее поведение руководителей государственной службы в контексте командных ролей

Работа №88724

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы105
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
156
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретико - методологические подходы к изучению совладающего поведения в психологических науках руководителей
государственной гражданской службы в контексте командных
ролей 10
1.1. Изучение особенностей совладающего поведения личности в
психологической науке 10
1.2. Особенности трудовой деятельности госслужащих 19
1.3. Психологический портрет руководителей государственной гражданской
службы 29
Выводы по 1 главе 40
Глава 2. Эмпирическое исследование особенности совладающего поведения руководителей государственной службы с учётом командной
роли 42
2.1. Организация и методы исследования 42
2.2. Результаты исследования особенности совладающего поведения
руководителей государственной службы с учётом командной роли 48
2.3. Прикладная направленность полученных результатов 65
Выводы по 2 главе 69
Заключение 71
Список использованной литературы 73
Приложение 85


Актуальность исследования. В настоящее время в обществе происходят кардинальные изменения, которые в значительной степени определяют смену привычных для людей способов жизнедеятельности, поэтому каждый человек в отдельности вынужден приспосабливаться к стремительно меняющейся социальной ситуации. Совладание является одним из способов, с помощью которых люди справляются со стрессовыми ситуациями. Этим объясняется повышенный интерес психологической науки к изучению данного поведенческого феномена.
Многочисленные исследования совладания личностью с разнообразными сложными ситуациями социальной среды привели к образованию такого нового направления в психологии, как копинг- исследования, получившего широкое развитие как в Российской науке (Л.И. Анцыферова, B.A. Бодров, Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова, Е.Ю. Кожевникова, Л.Г. Дикая, А.В. Махнач, Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк,). Активное развитие исследований копинг-поведения объясняется еще и тем, что стрессогенные факторы, оказывая значительное давление на личность, способны вызывать серьёзные психические изменения в организме и даже в личностной сфере, в частности, в ее когнитивной составляющей. Это говорит о необходимости исследования социально-психологических характеристик личности, направленных на совладание с критическими ситуациями.
Так, в частности, А.Л. Журавлев, Т.А. Нестик, А.В. Юревич указывают на важность повышения способности людей справляться с трудностями в современных условиях высокой нестабильности социальной среды.
В связи с этим, актуальным становится вопрос о личностных факторах, определяющих копинг-поведение и факторах, определяющих выбор и особенности копинг-стратегий: социальный статус, уровень образования, возрастные и гендерные особенности и пр., что, наиболее важно определит личностные особенности.
В прикладном аспекте высокую значимость имеет исследование копинг-поведения руководителя, чей труд характеризуется высоким уровнем сложности и предъявляет специфические требования к личностным характеристикам руководителя. Руководитель берет на себя ответственность за принятие решений, управляет и координирует деятельность других людей, отвечает за действия своих подчиненных и т.п.
Управленческая деятельность характеризуется необходимостью одновременного выполнения многих действий и решения многих задач, в ситуации неопределенности, нехватки времени и других ресурсов. Постоянный дефицит времени при возрастающей интенсивности труда - явление, характерное для большинства руководителей во всем мире. В свою очередь, это является причиной того, что современный руководитель находится в состоянии постоянного стресса, хронической усталости, и как следствие - возникновение различных психологических и соматических заболеваний. Ни один из способов решения этих проблем не обойдётся без всестороннего исследования личности руководителя. Это поможет в понимании становлении проблем и в выработке способов их преодоления. А также в современном мире повышаются требования к эффективности деятельности тех или иных организаций и учреждений, а это в свою очередь зависит от эффективного руководства. Эффективное руководство же предполагает высокую профессиональную компетентность, востребует определённые личностные качества и ресурсы. Для руководителей способность к созданию положительного психологического климата в коллективе с целью оптимизации деятельности организации является одной из составляющих профессиональной компетентности.
Данными обстоятельствами определяется актуальность работы.
Степень разработанности проблемы. Отечественные и зарубежные ученые изучали разные вопросы в области совладающего поведения. В рамках субъектно-деятельностного подхода С.Л. Рубинштейна (была выдвинута и развита система идей об особенностях деятельности, осуществляемой человеком (субъектом) [25; 81].
Р. Лазарус и С. Фолкман в рамках когнитивного транзактного подхода дали определение совладающему поведению как постоянно изменяющимся когнитивным и поведенческим усилиям индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, оцениваемые индивидом как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы [42; 98].
В исследованиях авторов Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский, S.R. Maddi была отображена работа по изучению механизма действия копинг-стратегий, их взаимосвязь с копинг-ресурсами. Н. Хаан в своих работах изучала и разграничила понятие «копинг» и «механизмы психологической защиты». Т.Л. Крюкова изучала психологические закономерности совладающего поведения [102].
Исследованием копинг-ресурсов занимались Е.А. Дорьева, С.А. Хазова и описали феноменологию и динамические процессы в системе копинг- ресурсов субъекта.
Также существуют работы, посвященные изучению возрастных особенностей копинг-поведения (Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский , Е.В. Куфтяк) [84]. Г.А. Виленская, И.М. Никольская, Р.М. Грановская изучали особенности копинг-стратегий в различных возрастных периодах, от детства до зрелости. Изучением особенностей копинг-стратегий гендерных групп занимались Н.О. Белорукова, О.Б. Подобина [22].
Изучение феномена стрессоустойчивости и саморегуляции осуществляли такие ученые, как В.Е. Клочко, О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий, И.М. Семенов. Важнейший вклад в постановку и раскрытие важных аспектов проблемы саморегуляции психики внесла научная школа В.М. Бехтерева, а также его ученики и последователи Б.Г. Ананьев, М.Я. Басов, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, Д. Гринберг [58].
Исследование вопросов, связанных со стрессом и механизмами формирования стрессоустойчивости человека в различных профессиях Ф.Б. Березин, Б.С. Положий, Г.С. Никифоров, В.А. Абабков, М. Перре, А.Б. Леонова [1; 60].
Работы, посвящённые изучению психосоциальных факторов риска отдельных групп работников (работников социальной направленности), имеются, к сожалению, в единичных количествах в отечественной литературе. В своих исследованиях Е.С. Старченкова выделила уровни совладания со стрессом [24; 86].
Всё многообразие накопленного теоретического и эмпирического материала говорит о том, что понятие совладающего поведения руководителя занимает важное место в психологии. Но при всём многообразии существующих работ по данной теме, в общем смысле, не достаточно в полной мере отображено принципиального совпадения интересов индивида и общества, при вхождении в профессиональную среду. Интересен момент анализа профессионализации личности при учёте вместе с тем её интересов. Остаются мало изученными вопросы, определения самодетерминации развития в профессиональном плане руководителей государственной службы, со становлением профессионального опыта, основополагающего в формировании мотивации, и профессиональной одарённости.
Целью исследования стало показать особенности совладающего поведения руководителей государственной службы с учетом командной роли и различного стажа работы в государственной налоговой инспекции (на примере Межрайонной ИФНС России № 14 по Алтайскому краю).
Объект исследования - феномен совладающего поведения.
Предмет исследования - совладающее поведение личности руководителя государственной службы при различных командных ролях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
1) Изучить теоретико-методологические основания исследования совладающего поведения руководителей государственной гражданской службы в психологической науке, выделить структурные компоненты управленческой деятельности руководителей государственной гражданской службы;
2) Разработать и апробировать программу эмпирического исследования;
3) Показать содержательные особенности совладающего поведения руководителей государственной гражданской службы с различным количеством человек в подчинении в контексте командных ролей;
4) Проанализировать полученные результаты исследования личности руководителей государственной гражданской службы.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что существуют определенные составляющие совладающего поведения руководителей государственной службы, которые могут выступать предпосылками формирования командной роли.
Данная гипотеза конкретизируется в ряде частных гипотез:
1. Вероятно, что составляющие совладающего поведения руководителей государственной гражданской службы могут иметь специфическую выраженность и проявляться в определенной командной роли руководителей с различным стажем работы;
2. Правила, связывающие совладающее поведение, коммуникативные и организаторские способности, командные роли, проявляются соответственно у руководителей государственной гражданской службы.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
■ субъектно-деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, К.А. Альбуханова,);
■ когнитивный транзактный подход к совладающему со стрессом поведению (Р. Лазарус, С. Фолкман);
■ отечественный подход к стрессу (трудным жизненным ситуациям) и совладанию с ним (Л.И. Анцыферова, В.А. Бодров, Л.А. Китаев-Смык);
■ Типологии ролей в команде (модель «Роли в команде менеджеров» Белбина)
В работе использовался следующий комплекс методов исследования:
1. Теоретические методы: анализ научной психолого¬
педагогической литературы, синтез, обобщение.
2. Эмпирические методы: методы сбора эмпирических данных
(биографический метод и психологическое тестирование) тестирование по методикам: Опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса;
Опросник «Проактивное совладающее поведение (РСХ)» (Proactive Coping Inventory, PCI) разработан Э. Грингласс, Р. Шварцером и коллегами (Esther Greenglass, Ralf Schwarzer), тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» (А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана), «Коммуникативные и организаторские способности» (В.В. Синявский и В.А. Федорошин), методика определения ролевого поведения людей и их взаимодействие с командой (Р. Мередит Белбин), методика «Индикатор копинг-стратегий» разработана Джеймсом Амирханом (James H. Amirkhan).
3. Методы математико-статистической обработки данных (U- критерий Манна-Уитни, корреляционный и регрессионный анализ с использованием программы IMB SPSS Statistics 23).
4. Качественный анализ и содержательная интерпретация результатов.
Эмпирическая база исследования.
В качестве эмпирической базы исследования были выбраны руководители государственной гражданской службы возрасте от 28 до 55 лет, работающие в Межрайонной ИФНС России № 14 по Алтайскому краю в должности руководителей.
Общий объем выборки составил 60 человек.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 102 источников, в том числе 6 на иностранном языке. Текст работы содержит 5 таблиц, 7 рисунков и 7 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе были исследованы особенности совладающего поведения руководителей государственной службы с учетом командной роли и различного стажа работы в государственной налоговой инспекции (на примере Межрайонной ИФНС России № 14 по Алтайскому краю). Одной из базовых категорий работы были командная роль и волевая саморегуляция, которая понимается как выраженность отдельных характеристик личностей в организационных и коммуникативных способностях.
В рамках работы проведен теоретико-методологический анализ основных существующих теоретических подходов по проблеме исследования в психологической литературе, составлен психологический портрет руководителя государственной службы ФНС. Проведен сравнительный анализ понятий групповая роль и командная, а также подходы к пониманию специфике профессиональной деятельности руководителя. В рамках этого были определены значимые для этой области исследований проблемы, такие как, различное толкование составляющих характеристик эффективного руководителя и факт разносторонних подходов к специфики трудовой деятельности, которые чаще дополняют друг друга, что является свидетельством, как сложности изучаемой проблемы, так и её неполной разработанности.
Проведено эмпирическое исследование особенности совладающего поведения руководителей государственной службы с учетом командной роли и различного стажа работы в государственной налоговой инспекции (на примере Межрайонной ИФНС России № 14 по Алтайскому краю), что определило теоретическую и практическую значимость работы, и могут быть полезны при организации работ с руководителями, могут способствовать повышению их эффективности в руководящей должности, а также по повышению личной эффективности руководителей.
Апробирован и приведен в соответствии с командной ролью и совпадающим поведением «мотивационный профиль» руководителей государственной гражданской службы. Выявлена специфика содержания и психологических особенностей совладающего поведения руководителей с различным стажем работы в ФНС, работающих в государственной гражданской службе.
В результате проведенного исследования задачи поставленные в начале работы, были решены, гипотезы подтверждены, соответственно цель исследования достигнута.



1. Абабков В. А. Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. РЕЧЬ Санкт-Петербург 2004г.
2. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1987. С. 35-40
3. Абульханова-Славская К.А. Акмеологическое понимание субъекта / Основы общей и прикладной акмеологии. М.: Изд-во РАГС, 2010.
4. Аведисова A.C. Канаева Л.С., Ибрагимов Д.Ф. Копинг и механизмы его реализации / A.C. Аведисова, Л.С. Канаева, Д.Ф. Ибрагимов: аналитический обзор // Российский психиатрический журнал. 2017. № 4. С. 64.
5. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды. М.,1996.
6. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал, 2015, том 15, № 1. С. 3-18.
7. Арутюнян А.А. Стрессоустойчивость как профессиональная
компетенция работника социальной службы [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2016. N15.1. С. 56-60. URL
https://moluch.ru/archive/119/33099/ (дата обращения: 10.04.2019).
8. Бакулина А.С. Общение в социальной работе // Сборник публичных лекций преподавателей кафедры социальной работы и социального права Филиала РГСУ в г. Люберцы / Ред. сост. Н. Н. Волкова, Н. В. Кузнецова. М.: Изд-во Перо, 2016. С. 51-68.
9. Басов М. Я. Общие основы педологии / М. Я. Басов ; отв. ред. Е. В. Левченко . СПб. : Алетейя, 2007 . 773 с.
10. Батыршина А.Р. Историческая представленность категорий «воля» и «волевая регуляция» в отечественных учебниках психологии / А.Р.
Батыршина, В.А. Мазилов // Ярославский педагогический вестник.
2014. Т. 2, № 4.
11. Белбин Р. М. Типы ролей в командах менеджеров. М.: HIPPO, 2003. 232 c.
12. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация
человека. Л., 1988. 270 с.
13. Березовская Р.А. Профессиональное благополучие: проблемы и
перспективы психологических исследований. Психологические исследования, 2016, 9(45), 2. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 22.04.2020).
14. Биктагирова А.Р. Влияние психологической культуры руководителей на успешность принимаемых решений / А.Р. Биктагирова // Высшее образование сегодня. 2009. № 5. С. 65-67.
15. Битюцкая Е.В. Современные подходы к изучению совладания с
трудными жизненными ситуациями // Вестник Московского
университета. Серия 14. Психология 2015. №1 С. 100-111.
16. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы / В.А. Бодров; Рос. акад. наук, Ин-т психологии. Москва: ИПРАН, 1995. С. 136.
17. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности:
Теоретические и практические проблемы. Ин-т психологии РАН., 2016. С. 623
18. Бондаренко И. Н. Дис. Личностные детерминанты процессуальной мотивации трудовой деятельности. Москва 2010 г.
19. Бурлачук Л.Ф. Психология жизненных ситуаций: Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 263 с.
20. Варютина Ю.С. Никуленкова О.Е. Исследование стресса и
стрессоустойчивости в зарубежной психологии [Электронный ресурс] // Материалы VII Международной студенческой научной конференции
«Студенческий форум» URL:
https://scienceforum.ru/2015/article/2015014790 (дата обращения:
10.04.2019)
21. Ветрова И.И. Связь совладающего поведения с контролем поведения и психологической защитой в системе саморегуляции / Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. С. 179-215.
22. Виленская Г.А. Стратегии контроля поведения как предшественники копинг-стратегий у детей-близнецов раннего возраста. Институт психологии РАН, г. Москва 2008 г.
23. Водопьянова Н.Е. Копинг-стратегии как фактор профессиональной адаптации // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина № 1 Т. 5. СПб.: Изд-во ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. С. 73-82.
24. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. от выгорания к обновлению: опыт и перспективы изучения синдрома выгорания в россии. // национальный психологический журнал - 2006. - №1(1)
25. Водопьянова Н. Е. Стресс-менеджмент: учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. Е. Водопьянова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. С. 283.
26. Гарбер А. Н. Совладающее поведение: аналитический обзор
зарубежных исследований [Электронный ресурс] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). Челябинск: Два комсомольца,
2015. С. 17-19. URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7325/ (дата обращения: 18.04.2020).
27. Гнездилов Г.В. Психологические особенности подготовки к
деятельности руководителей контрольных подразделений территориальных налоговых инспекций / Г.В. Гнездилов, В.В. Киселев, Е.В. Шемчук // Психология обучения. 2018. № 4. С. 151-159
28. Дикая Л.Г. Социальная психология труда: теория и практика. Т. 1 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Л.Г. Дикая. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010.
29. Диянова З.В. Психология личности. Закономерности и механизмы развития личности: учебное пособие для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2020. 173 с.
30. Куфтяк Е.В. Факторы становления совладающего поведения в детском и подростковом возрасте // Психологические исследования. 2012. № 2(22)
31. Еремизина Л.А. Корреляционный анализ социально-психологических ролей в управленческой команде / Л. А. Еремизина // Профессионал года 2018 : сб. ст. X Междунар. науч.-практ. конкурса. Пенза, 2018. С. 62-67.
32. Еромасова А.А. Общая психология. Методы активного обучения : учеб. пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2019. С. 182.
33. Журавлева А.А., Третьяков В.П. Порождающие игры как способ управления знаниями. // Вестник Санкт-петербургского университета. Серия 12: психология. Социология. Педагогика. 2012 N 4. С. 35-40
34.Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». М.: Флинта: МПСИ, 2016. 648 с.
35. Иванова С.П. Психологическая устойчивость личности как фактор противодействия негативным влияниям // Образование и общество. 2017. N 6.
36. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной
деятельности / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2016. 432 с.
37. Ильин Е. П. Психология риска / Е. П. Ильин. Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2012. 286 с. : ил. (Мастера психологии).
38. Кавун Л.В. Психология личности. Теории зарубежных психологов: учебное пособие для вузов Москва: Издательство Юрайт, 2020. 109 с.
39. Калмыкова О.Ю. Соловова Н.В., Правдина К.А. Профилактика профессионального стресса работников организации [Электронный ресурс] // Вестник СамГУ. 2015. N8 (130). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/profilaktika-professionalnogo-stressa- rabotnikov-organizatsii (дата обращения: 10.04.2019).
40. Калмыкова О.Ю. Соловова Н.В., Правдина К.А. Профилактика профессионального стресса работников организации [Электронный ресурс] // Вестник СамГУ. 2015. N8 (130). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/profilaktika-professionalnogo-stressa- rabotnikov-organizatsii (дата обращения: 10.04.2019).
41. Камионский С.А. Управление подчиненными: эффективные
технологии руководителя / С. А. Камионский. М. : URSS : Изд-во ЛКИ, 2007. 224с.
42. Карнаухов В.А. Специфика защитно-совладающего поведения
личности, и его взаимосвязь с психологическим здоровьем человека // Материалы V междунар. науч.- практ. конф. «Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы» Чебоксары: Изд-во ЦНС «Интерактив плюс», 2017. С. 78-84.
43. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. М.,2015. С. 368.
44. Кобозев И.Ю. Оценка профессионального стресса и его влияния на копинг поведение руководителей // Вестник психотерапии. 2011. № 37(42).С.92-100.
45. Кожевникова Е.Ю. Психологические ресурсы в преодолении трудных жизненных ситуаций/ Е.Ю. Кожевникова// Психология ХХ1века: Тез. международной науч.-практ. конф. студентов и аспирантов. СПб., 2002.
46. Комлева В.В. К вопросу о профессиональной деформации
государственных служащих // Вестник ТГУ. 2002. Выпуск №4 (28). С.38-42.
47. Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. 2004. № 2. С. 127-135.
48. Конопкин О.А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности / О. А. Конопкин // Вопросы психологии. 2008. № 3. С. 22-34.
49. Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека. СПб.: Изд-во РХГА, 2006.
50. Корнеенков С.С. Психология и этика профессиональной деятельности: учебное пособие для среднего профессионального образования / Москва: Издательство Юрайт, 2020. 304 с.
51. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова студия оперативной полиграфии «Авантитул»,
2017. С. 376
52. Крюкова Т.Л. Совладание с трудностями и жизненный стиль современника // Вестник костромского государственного университета. Серия: педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23. № 1. С. 91-96.
53. Крюкова Т.Л. Стили совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях // Журнал практического психолога. 2010. № 2. С. 3-22.
54. Кузьмина Ю.М. Эмоциональное выгорание в профессиональной
деятельности специалистов социальной работы: проявление и
профилактика. Казань: КГТУ, 2016. 154 с.
55. Кучина Т.И. Мотивы, ценности и эффективность управленческой
деятельности менеджера // Социально-психологические факторы устойчивого социально-экономического развития: Материалы
Всероссийской научной конференции. 2016. С. 82-86.
56. Лазарус Р. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу. М.: Изд-во «Женева», 2018. С. 121-126.
57. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. Изд- во «Медицина», 2016. С. 178-208.
58. Лазурский А. Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности / А.Ф. Лазурский. - М.: Алетейя, 2001. 192 с.
59. Леонов Н.И. Психология общения: учеб. пособие для СПО. М. : Издательство Юрайт, 2019. С. 193.
60. Леонова А.Б. Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы: Хрестоматия. М.: Родикс, 1995.
61. Либина А.В. Психология совладания: учебное пособие для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2020. 318 с.
62. Либина Е.В. Индивидуальные различия в стратегиях разрешения человеком сложных жизненных ситуаций: Автореф. канд. психол. наук. / Е.В. Либина. М., 2006. 58 с.
63. Лозгачева О.В. Особенности формирования устойчивости к стрессу в процессе профессионального развития личности // Педагогическое образование в России. 2015. № 2. С.35-37.
64. Лозгачева О.В. Особенности формирования устойчивости к стрессу в процессе профессионального развития личности // Педагогическое образование в России. 2015. № 2. С.35-37.
65. Макарченко Т.А. Проблема саморегуляции руководителя в условиях профессионального стресса // Вестник Брянского государственного университета. 2015. N 1. С.84-87.
66. Макарченко Т.А. Проблема саморегуляции руководителя в условиях профессионального стресса // Вестник Брянского государственного университета. 2015. N 1. С.84-87.
67. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его
мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2015. Т. 22. № 1. С. 16-24
68. Марищук В.Л. Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.: Изд-во «Дом», 2008. 176 с.
69. Махнач А.В. Жизнеспособность человека и семьи: социально-психологическая парадигма. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016.
70. Мерзлякова Д.Р. Профессиональные риски специалистов
социономической сферы // Вектор науки ТГУ. 2016. № 3 (10). С.157-159.
71. Михеева А.В. Стрессоустойчивость: к проблеме определения // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. 2014. N 2.
72. Нартова-Бочавер С. К. «Coping Behavior» в системе понятий психологии личности. Психологический журнал, т. 18, № 5, 1997.
73. Нестик Т.А., Журавлев А.Л., Юревич А.В Прогноз развития
психологической науки и практики к 2030 г Наука. Культура. Общество, издательство ИСПИ РАН (М.), № 2
74. Никифоров Г.С. Практикум по психологии здоровья. СПб: Питер; 2005.
75. Никольская И.М. Защитная система человека. Психологическая защита и копинг - поведение // Оказание психологической и психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие / Н.В. Агазаде, И.М. Никольская, И.В. Добряков, Е.С. Молчанова и др. - Бишкек: Папирус-Print, 2013.
76. Никольская И.М. Совладающее поведение в защитной системе человека / И. М. Никольская // Материалы междун. науч.- практ.конференции «Психология совладающего поведения» / Под ред. Е. А. Сергиенко, Т. Л. Крюковой. Кострома, 2017. С. 52-54.
77. Никольская И.М. Совладающее поведение в защитной системе человека / И. М. Никольская // Материалы междун. науч. - практ.конференции «Психология совладающего поведения» / Под ред. Е. А. Сергиенко, Т. Л. Крюковой. Кострома, 2017. С. 52-54.
78. Одинцова М.А. Психология стресса: учебник и практикум для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2019. С. 299.
79. Положий Б.С. Психическое здоровье как отражение социального состояния общества. Обозрение психиатрии и мед. психологии. 1998. № 4.
80. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2016. N 3(17). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 01.03.2020).
81. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии Издательство: Питер, 2002 г., 720 стр.
82. Самоукина Н. Карьера без стресса. СПб: Питер, 2016. С. 45.
83. Сергиенко Е.А. Системно-субъектный подход: обоснование и
перспектива / Е.А. Сергиенко // Психологический журнал. 2017. Т. 32. № 1. С. 120-132.
84. Сирота Н.А. Ялтонский В.М. Теоретические основы копинг- профилактики наркоманий как база для разработки практических превентивных программ // Вопросы наркологии, Вопросы наркологии. 1996. № 4 .
85. Слабинский В.Ю. К вопросу концепции проактивности [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. Науч. Журн.
2016. N 1(36) Режим доступа: http://www.medpsy.ru/mprj/
archiv_global/2016_1_36/nomer03.php (дата обращения: 15.03.2020).
86. Старченкова Е. С. Феномен проактивного совладающего поведения в психологии профессионального здоровья: 2019 г. 2019
87. Стеблянко Ю.В. Роль и значение защитных механизмов в процессе стрессоустойчивости // Мир современной науки. 2016. № 3. С.89-92.
88. Судаков К.В. Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу. М.: Горизонт, 2018. С. 256.
89. Тарабрина Н.В. Интенсивный стресс в контексте психологической безопасности / под ред. Н.Е. Харламенковой ; Ин-т психологии Рос. акад. наук. - Москва: Ин-т психологии РАН, 2017. С. 344
90. Тарабрина Н.В. Интенсивный стресс в контексте психологической безопасности / под ред. Н.Е. Харламенковой ; Ин-т психологии Рос. акад. наук. - Москва: Ин-т психологии РАН, 2017. С. 344
91. Хазова С.А., Дорьева Е.А. Ресурсы субъекта: теория и практика исследования. Кострома, КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012. 250 с.
92. Хазова С.А. Когнитивные ресурсы совладающего поведения: эмпирические исследования. Кострома, КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. 152 с.
93. Церковский А.Л. Современные взгляды на копинг-проблему// Вестник ВГМУ. 2006. Т. 5. №3. С. 112-121.
94. Шамардина М. В. Управленческая деятельность: мотивационный профиль руководителя / М. В. Шамардина // Человеческий капитал.
2018. № 12. С. 109-116.
95. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2020. С. 457
96. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции: учеб. пособие для бакалавриата и специалитета. М. : Издательство Питер, 2014. С. 256.
97. Ялтонский В.М., Сирота Н.А. Психология совладающего поведения:
развитие, достижения, проблемы, перспективы. М.: Институт
психологии РАН, 2018. С. 21-54.
98. Folkman S., Lazarus R.S. An analysis of coping in a middleaged community sample // J. of Health and Social Behavior. 1980. V. 21. Iss. 3. 219-239 рр.
99. Frank B., Cary C., Valerie J.S. (Eds.). Organizational Stress Management: A Strategic Approach. Publisher: Palgrave Macmillan, 2015.
100. Libin, E. (Eds.). Coping Intelligence: Efficient Life Stress Management // Front. Psychol. 2017 Vol. 8:302. doi: 10.3389/fpsyg.2017.00302
101. Maddi S. R. The personality construct of hardiness: Effects on experiencing, coping, and strain // Consulting Psychology Journal: Practice and Research, 1999.
102. Haan N. // Handbook of Stress: Theoreticaland Clinical Aspects / Eds L. Goldberger, S. Breznitz. New York, 1982.
103. Rokeach M. The nature of human values. New York : Free Press, 1973.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ