ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
НАЦИОНАЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1 Государственное управление национальными проектами в Российской
Федерации 7
1.2 Структура системы образования в Российской Федерации 10
1.3 Правовое регулирование и государственная политика Российской
Федерации в сфере образования 13
1.4 Основы формирования современной национальной политики в сфере
образования 19
2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»
В АЛТАЙСКОМ КРАЕ 23
2.1 Актуальные характеристики системы образования Алтайского края 23
2.2 Основные результаты реализации национального проекта «Образование» в Алтайском крае 27
2.3 Оценка эффективности реализации национального проекта «Образование» в Алтайском крае 45
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ
НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ 49
3.1 Основные проблемы и перспективы реализации национального проекта
«Образование» в Алтайском крае 49
3.2 Повышение эффективности системы образования на основе национальных проектов 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 6
В настоящее время проблема создания эффективной системы национального образования выходит на первый план, поскольку наличие грамотных специалистов, высококвалифицированных кадров определяет развитие экономических сил и социальную основу любого государства.
После подписания Президентом Российской Федерации В.В. Путиным Указа от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» национальная политика страны и решение ключевых задач осуществляется в соответствии с проектным подходом. В условиях динамичных изменений и кардинальных сдвигов в обществе проектирование становится фундаментальным способом создания изменений в сфере образования и выявления механизмов ее развития. Посредством реализации приоритетных национальных проектов обеспечивается стабильность, эффективность и динамичное развитие научно-образовательного пространства страны и последовательная интеграция в мировое образовательное пространство.
Российская Федерация как социальное государство, ориентированное на создание условий, обеспечивающих достойный уровень и качество жизни населения, а также свободное человеческое развитие, следит за системой образования и помогает ее развитию. Необходимость изучения опыта национального проектирования в сфере образования обусловлена формированием нового образа образования, как универсального средства трансляции исторического и социального опыта.
Вопросы, касающиеся государственного управления сферой образования, тенденций развития и совершенствования российской системы образования, подробно рассмотрены в исследованиях отечественных ученых: А.П. Абрамова, Е.П. Белозерцева, Э.Д. Днепрова, А.А Касьян, B.C. Лазарева, О.В. Смолина, В.И. Солдаткина и др.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение опыта национального проектирования в сфере образования и выявление направлений совершенствования системы образования в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты государственного управления национальными проектами в сфере образования Российской Федерации;
2. Описать структуру системы образования в Российской Федерации;
3. Исследовать правовую основу государственного управления в сфере образования Российской Федерации;
4. Рассмотреть актуальные характеристики системы образования в Алтайском крае;
5. Проанализировать результаты реализации национального проекта «Образование» в Алтайском крае;
6. Выявить и проанализировать проблемы и перспективы реализации национального проекта «Образование»;
7. Разработать предложения по повышению эффективности системы
образования на основе национальных проектов.
Объектом исследования является национальное проектирование в сфере образования Российской Федерации.
Предметом исследования является государственное управление национальным проектом «Образование» в Алтайском крае.
Методологической основой исследования выступают методы общенаучного познания: сравнение и описание, систематизация и логически познавательное осмысление, группировка.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты национального проектирования в сфере образования: описана структура системы образования в Российской Федерации; раскрыты нормативно-правовые основы государственного управления в сфере образования, а также отражены основы формирования современной национальной политики. Вторая глава посвящена анализу реализации национального проекта «Образование» в Алтайском крае: рассмотрены характеристики системы образования Алтайского края; определены основные результаты работы по реализации национального проекта «Образование» в Алтайском крае; дана оценка эффективности национального проекта «Образование» на основе достигнутых результатов. В третьей главе определяются основные пути совершенствования системы образования на основе национальных проектов: выявлены основные проблемы и перспективы реализации национального проекта «Образование»; разработаны конкретные предложения для повышения эффективности системы образования в Российской Федерации.
При написании работы использовалось действующее законодательство Российской Федерации, положения, регулирующие деятельность в сфере образования, периодические издания, а также нормативно - правовые акты региональных органов исполнительной власти Алтайского края, в том числе Министерства образования и науки Алтайского края.
Национальное проектирование является основой развития социальной сферы Российской Федерации. Приоритетные национальные проекты эффективно решают возникающие социально-экономические проблемы, аккумулирую имеющиеся управленческие, финансовые, технические, информационные ресурсы на важнейших направлениях развития страны.
Преобразования в социальной системе российского общества, неоднозначные тенденции в моральной и духовной сферах жизнедеятельности приводят к обострению интересов к проблемам управления образованием и способам их решения на федеральном и региональном уровне. Своевременное решение данных проблем определяет перспективы движения нашей страны по пути социального прогресса.
На данный момент образовательная политика Российской Федерации выражается в национальном проекте «Образование», который обеспечивает достижение национальной цели Российской Федерации, определенной Президентом Российской Федерации, по обеспечению возможности для самореализации и развития талантов. Всего на исполнение нацпроекта планируется потратить 784,5 млрд. рублей. Приоритетный национальный проект предполагает системные изменения по главным направлениям модернизации образования, включающим формирование нового представления о качестве образования на основе его открытой внешней оценки, создание основ единой для страны системы оценки качества образования, определение новых подходов к аттестации педагогических кадров и образовательных программ учреждений, введение новой системы оплаты труда учителей.
В рамках реализации мероприятий национального проекта «Образование» в Алтайском крае утверждена государственная программа «Развитие образования в Алтайском крае», включающая 8 региональных проектов. В ходе анализа было установлено, что по итогам 2018-2020 годов все плановые показатели региональных проектов достигнуты, мероприятия выполнены в полном объеме.
Вопросы реализации национального проекта «Образование» имеют высокую социальную значимость, и поэтому всегда будут оставаться приоритетными для нашей страны. Выполнение нацпроекта осложняется системными проблемами в сфере образования, для решения которых необходим комплексный подход, основанный на тесном сотрудничестве власти, образовательных организаций и общества.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный источник]/ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения: 20.04.2022)
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный источник]/http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 20.04.2022)
4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный источник]/ https://base.garant.ru/71937200/(дата обращения: 20.04.2022)
5. Постановление Правительства РФ от 15.06.2018 N 682 (ред. от 01.04.2022) «Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» [Электронный источник]/ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_300363/(дата обращения: 16.05.2022)
6. Постановление Правительства Алтайского края от 13 декабря 2019 г. N 494(ред. от 25.02.2022) «Об утверждении государственной программыАлтайского края «Развитие образования в Алтайском крае» [Электронный источник]/http ://publication.pravo. gov.ru/Document/V iew/2200201912180004/ (дата обращения: 16.05.2022)
7. Паспорт приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания
инноваций» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25.10.2016 № 9)[Электронный источник]/
http ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216430/ (дата обращения: 16.05.2022)
8. Паспорт национального проекта «Здравоохранение» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16) [Электронный источник]/ https://base.garant.ru/72185920/(дата обращения: 16.05.2022)
9. Паспорт национального проекта «Культура» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16) [Электронный источник]/ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319207/(дата обращения: 16.05.2022)
10. Паспорт национального проекта «Наука» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16) [Электронный источник]/http://static.government.ru/media/files/vCAoi8zEXRVSuy2Yk7D8hvQbpbUSwO8y.pdf/
(дата обращения: 16.05.2022)
11. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 N 7) [Электронный источник]/ https://base.garant.ru/72190282/ (дата обращения: 16.05.2022)
12. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16) [Электронный источник]/ https://base.garant.ru/72185920/(дата обращения: 16.05.2022)
13. Паспорт приоритетной программы «Повышение производительности труда и поддержка занятости» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30.08.2017 Ы9)[Электронный источник]/ http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_278556/ (дата обращения: 16.05.2022)
14. Паспорт приоритетного проекта «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25.10.2016 N 9)[Электронный источник]/http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216431/ (дата обращения: 16.05.2022)
15. Паспорт приоритетного проекта «Создание современной образовательной среды для школьников» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25.10.2016 N 9) [Электронный источник]/http://static.government.ru/media/files/wSAAH3KqxYqFts2Xt0vT5z19lhjfzQmc.pdf/ (дата обращения: 16.05.2022)
16. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25.10.2016 N 9) [Электронный источн ик]/https://base.garant.ru/71677640/ (дата обращения: 16.05.2022)
17. Актуальные вопросы функционирования экономики Алтайского края: сборник статей / Гл. ред. Вал.В. Мищенко. - Вып. 11. - Барнаул : Изд- во Алт. ун-та, 2019. - 196 с.
18. Алдакимов, А.Н. Тенденции развития современной системы образования в России: историко - педагогический и социальный аспекты / А.Н. Алдакимов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-3. С. 3
19. Алексеева Е.С., Вольфсон Э.Н. Государственное управление в сфере образования: проблемы и перспективы: Сборник/ Учим управлять и учимся управлять - Кемерово, 2020.- с. 69-72.
20. Арсеньев Ю.Н., Минаев В.С., Алимов М.А. Государственное управление в сферах экономики, безопасности и образования // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. -
2018. - № 1-- с. 45-58.
21. Берендеева А.Б., Рычихина Н.С., Коробова О.О. Подходы к оценке
эффективности реализации социальных проектов государства в регионах России // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение . 2021. №1 (65). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/podhody-k-otsenke-
effektivnosti-realizatsii-sotsialnyh-proektov-gosudarstva-v-regionah-rossii (дата обращения: 16.05.2022).
22. Боренштейн А.Л., Позднякова Е.В. Реформирование государственного управления в сфере образования: проблемы и пути решения // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. - 2014. - № 3. -c. 40-44.
23. Галактионова, Ю.Ю. Состояние системы образования в современной России и прогнозирование ее дальнейшего развития / Ю.Ю. Галактинова // Аллея науки. 2018. Т. 4. № 1 (17). С. 795-797.
24.Зозуля А.В., Зозуля П.В., Еремина Т.Н. Современные проблемы реализации приоритетных национальных проектов // Вестник евразийской науки. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-realizatsii-
prioritetnyh-natsionalnyh-proektov (дата обращения: 16.05.2022).
25. Иванов О.Б., Иванова С.В. Запросы общества на качество образования как фактор формирования современного образовательного пространства // Сборник материалов международной конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» (EEIA-2016) / Под ред. С.В. Ивановой.
26. Иванов О.Б., Бухвальд Е.М. Национальные проекты России: региональное измерение // ЭТАП. 2019. №1. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalny e-proekty-rossii-regionalnoe-izmerenie (дата обращения: 16.05.2022).
27. Иванова С.В., Иванов О.Б. Национальные проекты - основной фактор
формирования и развития единого образовательного пространства // ЭТАП.
2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7natsionalnye-proekty-osnovnoy- faktor-formirovaniya-i-razvitiya-edinogo-obrazovatelnogo-prostranstva (дата
обращения: 16.05.2022).
28. Ильченко С.В. Национальные проекты России и риски их реализации // Бизнес и дизайн ревю. 2021. № 2 (22). С. 1.
29. Корнетов Григорий Борисович Национальный проект «Образование»: инновационный контекст // Инновационные проекты и программы в образовании. 2019. №5 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnyy- proekt-obrazovanie-innovatsionnyy-kontekst(дата обращения: 16.05.2022).
30. Леонидова Г.В., Головчин М.А. Национальный проект «Образование» и возможность его влияния на развитие человеческого капитала //
Проблемы развития территории. 2019. №4 (102). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnyy-proekt-obrazovanie-i-vozmozhnost- ego-vliyaniya-na-razvitie-chelovecheskogo-kapitala(дата обращения : 16.05.2022).
31. Литвинов И.И. О некоторых актуальных вопросах государственного управления в сфере образования: Сборник / Право и правопорядок: приоритетные направления развития сборник научных трудов. - Хабаровск, 2019. - с. 192-195.
32. Манукян А.М. Система государственного управления образованием в России // Форум молодых ученых. - 2019. - № 11 (39). - c. 267-272.
33. Мухамед Т.В. Основные функции образования в системе современной культуры // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2015. №2 (17).
34. Панченко А.Б. Структура системы управления образованием в России // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2021. №2 (71).
35. Соколова Е.В. Модернизация российской системы образования в современных условиях развития общества / Е.В. Соколова // Дельта науки.
2020. № 1. С. 82-84.
36. Чумаков М.В., Елизарова А.А., Берендеева А.Б. Анализ эффективности и
рисков в реализации государственных программ, проектов, стратегий в регионах России // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение . 2021. №2 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-
effektivnosti-i-riskov-v-realizatsii-gosudarstvennyh-programm-proektov- strategiy-v-regionah-rossii (дата обращения: 16.05.2022).
37. Шагидаева А.Б. Совершенствование государственного и регионального управления сферой высшего образования // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2019. - № 10 (128). - c. 39.
38. Шейшеканова А.Т. Государственное управление в сфере образования: правовой аспект // Известия ВУЗов Кыргызстана. - 2016. - № 4. - c. 124-126.
39. Национальные проекты России. Официальный сайт. URL: https://национальныепроекты.рф/?special=y (дата обращения: 16.05.2022)
40. Федеральное казначейство. Официальный сайт. URL: http://roskazna.ru (дата обращения: 16.05.2022)
41. World Skills in Russia 2019. Официальный сайт. URL: https://worldskills.ru(дата обращения: 16.05.2022)