Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальное проектирование как инструмент реализации молодежной политики

Работа №20695

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы83
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1030
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Государственная молодежная политика как объект исследования 6
1.1 Основные тенденции развития государственной молодежной
политики 6
1.2 Основные направления и перспективы развития молодежной
политики Красноярского края 12
2 Социальное проектирование в контексте реализации молодежной
политики 19
2.1 Теоретические основы социального проектирования 19
2.2 Роль социального проектирования в молодежной политике 28
3 Реализация технологии социального проектирования в молодежной
политике Красноярского края 37
3.1 Деятельность учреждений молодежной политики Красноярского
края с использованием технологии социального проектирования 37
3.2 Рекомендации по повышению эффективности социального
проектирования в учреждениях молодежной политики Красноярского края 46
Заключение 51
Список использованных источников 54
Приложение


Среди основных направлений социально-экономических программ Российской Федерации особое значение уделяется молодежной политике. Государственная молодежная политика в настоящее время направлена на вовлечение молодежи практически во все сферы жизни общества, приобретение ею активной гражданской позиции и активное участие в социально-проектной деятельности. Такой подход находит отражение и в региональной молодежной политике. Так, в государственной программе «Молодежь Красноярского края XXI века» отмечается, что важнейшими итогами реализации данной программы должны стать увеличение количества поддержанных социально-экономических проектов, реализуемых молодежью на территории Красноярского края, а также количества молодых людей, являющихся членами проектной команды по реализации социально - экономических проектов Красноярского края [1]. Тем самым определены и два основных ожидаемых результата от внедрения программы - расширение участия молодежи в деятельности по социально -экономическому развитию края, что обеспечит его стабильность. А также распространение проектного мышления среди молодежи как нового стратегического социального ресурса.
Значимость этого ресурса не до конца оценена, но признается большинством ученых. Например, В.М. Аньшин, профессор, член ученого совета Высшей школы экономики, утверждает, что проектное мышление — это то, что необходимо и востребовано сегодня в мире [2]. Т.М. Катаева также говорит о том, что важнейшим результатом социального проектирования является приобретение молодыми людьми ряда важнейших и необходимых с позиции современных тенденций развития социума компетенций [3]. Качественные характеристики населения и особенно молодежи в условиях ускорения развития приобретают значение приоритетного и одновременно основополагающего ресурса, который создает условия для активного использования остальных ресурсов.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. отмечается, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь [4]. Таким образом, инновационный потенциал молодежи может стать основой для успешного развития государства, в том случае, если он будет создан как социокультурный ресурс. Для эффективного развития этого потенциала необходимо пересмотреть основные подходы к реализации молодежной политики - требуется активное использование инновационных методов реализации и регулирования молодежной политики, к которым относится социальное проектирование.
Как видим, актуальность рассматриваемой проблемы связана с необходимостью совершенствования деятельности учреждений молодежной политики в сфере организации работы с молодежными инициативами. В связи с этим представляется необходимым разработать рекомендации по
использованию технологии социального проектирования в учреждениях молодежной политики.
Объектом выпускной квалификационной работы является
государственная молодежная политика.
Предмет - социальное проектирование как инструмент молодежной политики.
Цель - разработать рекомендации по повышению эффективности социального проектирования в учреждениях молодежной политики.
Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда задач:
1. проанализировать основные проблемы и перспективы развития молодежной политики Российской Федерации;
2. выявить особенности молодежной политики Красноярского края;
3. рассмотреть теоретические основы социального проектирования;
4. изучить особенности социального проектирования в контексте реализации молодежной политики;
5. выявить проблемы в реализации технологии социального проектирования в учреждениях молодежной политики.
Методы, применяемые в данной работе: анализ документов, опрос (анкетирование), глубинное интервью, включенное наблюдение.
Материалы выпускной квалификационной работы были апробированы и представлены на научной конференции:
1. Арушанян Н.А. Социальное проектирование как основа формирования актуальных компетенций молодежи Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Енисейские политико- правовые чтения». Сибирский федеральный университет (СФУ), 14-18 мая 2018 года, г. Красноярск.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Социальное проектирование как инструмент реализации молодежной политики стало необходимым для российского общества механизмом создания единой системы вовлечения молодежи в развитие общества и страны. Изучив цели, основные направления и перспективы развития молодежной политики на федеральном и региональном уровне, следует подчеркнуть, что в настоящее время для достижения целей молодежной политики необходимы инновационные подходы в разработке и реализации молодежной политики, которые были бы адекватны потребностям современного общества. Управленческая деятельность органов молодежной политики неспособна авторитарными способами решать проблемы современной молодежи. Именно поэтому сегодня для развития молодежи апробируются такие формы, как комплексные программы развития, молодежный парламент, развитие инновационных направлений и многое другое
Одним из таких инновационных инструментов молодежной политики является социальное проектирование. В работе были раскрыты теоретические основы социального проектирования, такие как подходы к социальному проектированию, принципы социально-проектной деятельности, понятие социального проектирования, виды социальных проектов и методы, используемые в социальном проектировании.
Рассмотрена роль социального проектирования в молодежной политике - мы изучили мнения экспертов и провели собственное исследование, и пришли к выводу о том, что роль социального проектирования в молодежной политике достаточно высока, не только потому что социально -проектная деятельность способствует вовлечению молодежи в социальную практику и повышает её активность и включенность в решение социальных проблем. Но и потому, что способствует формированию конкурентоспособной, постоянно
совершенствующейся, эрудированной, способной адаптироваться к
меняющимся условиям и восприимчивой к новым созидательным идеям, молодежи, что согласно «Основам государственной молодежной политики Российской Федерации до 2025 года» является важнейшим приоритетом государственной молодежной политики и способствует становлению личности молодых людей.
Проведен анализ деятельности учреждений молодежной политики Красноярского края и г. Красноярска по реализации технологии социального проектирования. Путем анализа документов, включенного наблюдения, проведения глубинного интервью и бесед со специалистами молодежных центров и тренерами по социальному проектированию было отмечено, что в г. Красноярске и Красноярском крае ведется масштабная работа по развитию социального проектирования в молодежной среде. Органы государственной власти активно поддерживают проекты молодежи, проводится масса различных мероприятий, направленных на повышение уровня проектной грамотности и проектной активности молодежи. Красноярский край занимает лидирующие позиции в рейтинге эффективности молодежной политики регионов, в том числе по направлению грантовой поддержки социальных проектов.
Однако в процессе исследований были выявлены некоторые дефициты, которые снижают эффективность использования на этом этапе технологии социального проектирования. К таким дефицитам автор относит: отсутствие качественной оценки получаемого молодыми людьми опыта, недостаточный уровень вовлечения молодых людей в социально-проектную деятельность и низкий уровень осознания ценности владения технологией социального проектирования у участников на начальных этапах, а также недостаточность знаний у ребят, приступивших к реализации собственных проектов. В работе были представлены рекомендации по нивелированию выявленных недостатков для повышения эффективности использования технологии социального проектирования в учреждениях молодежной политики Красноярского края.
Социальное проектирование способствует развитию у молодежи ряда важнейших компетенций. Именно через развитие компетентности молодых людей, государство делает вклад в развитие всего общества и страны в целом.
В процессе социально-проектной деятельности у молодых людей формируется проектное мышление, которое представляет собой систему восприятия реальности, способ формулирования целей и выполнения планов, ориентированных на действия по решению различных проблем. Таким образом, социальное проектирование способствует становлению и развитию успешного общества, способного решать задачи нового времени.


1 Об утверждении государственной программы Красноярского края
«Молодежь Красноярского края в XXI веке» [Электронный ресурс] :
Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 519-п.- Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/422436852.
2 Проектное мышление [Электронный ресурс] : Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики. - Режим доступа: www.hse.ru
3 Катаева, Т. М. Социальное проектирование в молодежной
политике РФ: особенности, проблемы и направления реализации / Т. М. Катаева, М. Г. Крук // Вестник ТИУиЭ.-2016. - № 2 (24). - С. 57-60.
4 О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008. - № 1662-р (ред. от 10.02.2017) // Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5 Когай, Е. А. Социальное проектирование в региональной
молодежной политике / Е. А. Когай, А. Е. Атанасов // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2013 .- № 4 (28). - С. 271-277.
6 Бражников, С. А. Проблемы и перспективы формирования и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации /
С. А. Бражников // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. - 2016. - № 40-2. - С. 290-292.
7 Корнеева, Ю. А. Проблемы и перспективы развития молодежной
политики / Ю. А. Корнеева, Д. Б. Чупрова // Материалы IV-й ежегодной научно-практической конференции Северо-Кавказского федерального
университета «Университетская наука - региону» / под ред. Ушвицкого Л.И., Савцовой А.В.-Ставрополь : Издательско-информационный центр «Фабула». -
2016. - С. 165-167.
8 Об утверждении основ государственной молодежной политики до 2025 года [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014. № 2403-р. - Режим доступа: http://government.ru/docs.
9 Елисеев, А. Л. Государственная молодежная политика Российской Федерации: проблемы и перспективы / А. Л. Елисеева, А. Ю. Кретов // Вестник государственного и муниципального управления. - 2017. - № 1. - С. 46-52.
10 Попов, М. Ю. Проблемы и перспективы молодежной политики в
современной России: оптимизация или имитация? / М.Ю. Попов,
О. М. Шевченко // Еуманитарные, социально -экономические и общественные науки. - 2017. - №8-9. - С. 116-119.
11 О государственной молодежной политике Красноярского края [Электронный ресурс] : Закон Красноярского края от 08.12.2006. - № 20-5445. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/985009870.
12 Проект Стратегии социально-экономического развития
Красноярского края до 2030 года [Электронный ресурс] : утвержден
Правительством Красноярского края 23.06.2016. - Режим доступа:
http ://www.krskstate.ru/203 0/plan.
13 Молодежный портал Красноярского края [Электронный
ресурс] : Портал агентства молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края. - Режим доступа:
http://www.MыMoлoдыe.PФ.
14 Портал Еражданского общества Красноярского края [Электронный ресурс] : Официальный портал Агентства молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края. - Режим доступа: http://gokrk.ru.
15 Еремина Л. И. Социальное проектирование в профессиональной
подготовке студентов [Электронный ресурс] / Л. И. Еремина // Общество: социология, психология, педагогика.-2015.-№3. -Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-proektirovanie-v-professionalnoy- podgotovke-studentov.
16 Чуйкова И. В. Социальное проектирование как фактор профессионализации будущих специалистов социальных сфер [Электронный ресурс] / И. В. Чуйкова // Концепт.-2013. - № 2. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-proektirovanie-kak-faktor- professionalizatsii-buduschih-spetsialistov-sotsialnyh-sfer.
17 Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М., 2010. - 223 с.
18 Дубинина С. В. Социальное проектирование как технология социальной работы : Технологии социальной работы: материалы межрегион. заочной научи.-практ. конф., 11-14 ноября 2013 г. / С. В. Дубинина, А. В. Дубинина. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. - 448 с.
19 Чалдышкина Н. Н. Социальное проектирование в области духовно -
нравственного воспитания детей и молодежи [Электронный ресурс] /
Н. Н. Чалдышкина // Вестник Марийского государственного университета. -
2015. - № 5(20). - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/articleZn/sotsialnoe- proektirovanie-v-oblasti-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-detey-i-molodezhi.
20 Чащина, А. А. Социально-философский анализ социальных проектов : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 / Чащина Анна Александрова. - Красноярск, 2007. - 23 с.
21 Луков, В. А. Социальное проектирование. - М., 2007. - 397 с.
22 Никитина, Н. Н. Технология воспитания и обучения / Н. Н. Никитина. - Ульяновск, 2011. - 207 с.
23 Стенина, Т. Л. Социальное проектирование в контексте реализации молодежной политики на региональном уровне / Т. Л. Стенина. - Ульяновск : УлГТУ, 2011. - 129 с.
24 Куликова, Н. В. Особенности реализации социальных проектов
[Электронный ресурс] : Программа «Менторинг (Наставничество) для развития профессиональных компетенций женщин-предпринимателей». - Режим
доступа: http://www.mentoring.kom20.ru/assets/files/biblio/p_01.pdf.
25 Курбатов В. И. Социальное проектирование / В.И. Курбатов, О. В. Курбатова // : учебное пособие. — Ростов на Дону : «Феникс», 2001. — 416 с.
26 Гынгазов, Р. П. Социальный всеобуч / Р. П. Гынгазов, А. В. Ковалев // - Томск, 2010. - 69 с.
27 Грантовая поддержка [Электронный ресурс] : Официальный сайт
Федерального агентства по делам молодежи. - Режим доступа:
https ://fadm. gov.ru/ activity/grant.
28 Фонд президентских грантов [Электронный ресурс] : официальный сайт фонда-оператора президентских грантов по развитию гражданского общества.-Режим доступа: https://пpeзидeнтcкиeгpaнты.pф.
29 Всемирный фестиваль молодежи и студентов 2017 [Электронный ресурс] : официальный сайт.-Режим доступа: http://russia2017.com.
30 The future of Jobs and Skills Report [Электронный ресурс] :
официальный сайт The World Economic Forum.-Режим доступа:
http://reports.weforum.org/future-of-jobs-2016/shareable-infographics/
31 Андрюхина, Л. М. Компетенции XXI века: методология форсайта и
адронации [Электронный ресурс] : Центр образовательных разработок
Московской школы управления СКОЛКОВО. - Режим доступа:
http ://trends. skolkovo.ru.
32 Устав Краевого государственного автономного учреждения «Центр молодежных инициатив «Форум» : внутренний документ Краевого государственного автономного учреждения «Центр молодежных инициатив «Форум» / не опубликован.
33 Положение о порядке и проведении мероприятия «Международный молодежный форум «Территория инициативной молодежи «Бирюса 2018» [Электронный ресурс] : официальный сайт Международного молодежного форума «Территория инициативной молодежи «Бирюса 2018». - Режим доступа: http://timbiryusa.ru.
34 Положение о реализации краевого инфраструктурного проекта ТИМ «Юниор» в 2018 году [Электронный ресурс] : официальный сайт. -Режим доступа: Ы4р://краспутевка.рф.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ