Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕХНОЛОГИИ МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК ОСНОВА СНИЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ДЕВИАЦИЙ

Работа №99862

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы145
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
82
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ КАК ОСНОВЫ
ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНЫХ ДЕВИАЦИЙ 13
1.1 Поколения: определение и характеристика поколений 13
1.2 Особенности коммуникации между поколенческими группами 25
1.3 Социальные девиации: понятие, виды и характер влияния на молодежь .... 36
1.4 Регулирование деятельности по профилактике социальных девиаций через
межпоколенческие коммуникации 53
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКОЙ
КОММУНИКАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ 68
2.1 Выделение и классификация технологийкоммуникаци между поколениями 68
2.2 Результаты исследования влияния межпоколенческой коммуникации на
социальные девиации в молодежной среде 82
2.3 Разработка проекта по использованию технологий межпоколенческой
коммуникации 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 113
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 116
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Программа эмпирического исследования магистерской диссертации 126
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Анкета социологического исследования для группы «младшее поколение» 129
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Анкета социологического исследования для группы «страшее поколение» 136
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Положение об акции-вызове (челлендж) «Рассказы семьи Х» 144


РЕФЕРАТ
Магистерская диссертация «Технологии межпоколенческой коммуникации как основа снижения социальных девиаций» состоит из 145 страниц, содержащих 4 приложения, 6 таблиц (без учета приложений), 5 рисунков. В библиографическом списке представлено 82 источника. Ключевые слова: поколения, межпоколенческая коммуникация, социальные девиации, технологии межпоколенческой коммуникации, направления коммуникаций между поколениями
Актуальность диссертационной работы заключается в необходимости изучения взаимосвязи между технологиями коммуникации среди поколений в семье и снижением социальных девиаций в молодежной среде.
Объект исследования - система межпоколенческих коммуникаций. Предмет исследования - технологии коммуникации между поколениями.
Целью диссертационной работы является разработка технологий межпоколенческой коммуникации в семье, направленных на снижение социальных девиаций в молодежной среде.
Для достижения цели необходимо изучить теоретико-методологические основания к определению особенностей понятий «поколения», «коммуникации между поколенческими группами», «социальные девиации»; проанализировать регулирование деятельности по профилактике социальных девиаций через межпоколенческие коммуникации; проклассифицировать технологии коммуникации между поколениями; провести исследование по оценке влияния технологий межпоколенческих коммуникаций на социальные девиации в молодежной среде; разработать проект по снижению социальных девиаций в молодежной среде с использованием технологий межпоколенческой коммуникации.
Методы исследования: теоретический анализ и синтез, сравнительный метод, методы проектирования и анкетирования и др.
В первой главе представлены теоретические основания исследования межпоколенческих коммуникаций как основы профилактики социальных девиаций. Выявлено, что неправильные коммуникации приводят к формированию социальных девиаций преимущественно у младших поколений. По итогам изучения регулирования деятельности по профилактике социальных девиаций через межпоколенческие коммуникации нами выделены агенты, занимающиеся профилактикой, обозначены их задачи в области превентологии и компетенции.
Во второй главе исследованы технологии межпоколенческой коммуникации, предложена классификация по трем основаниям и описаны три технологии. В ходе опроса представителей старшего и младшего поколений выявлено наличие проблем во взаимоотношениях между поколениями в семье, связанных с непониманием друг друга, противоречием в коммуникативной обратной связи и неумением находить выход из конфликтных ситуаций в семье.
Новизна работы заключается в предложении технологий межпоколенческой коммуникации, их классификации по трем основаниям и описание трех значимых технологии.
Практическая значимость работы заключается в разработке модели проекта, в рамках которого формируются и укрепляются взаимоотношения между младшим и старшим поколениями, проводятся междисциплинарные мероприятия для специалистов сферы превентологии. Данный проект может быть использован в любой общеобразовательной организации, а описанные технологии в учреждениях молодежной и социальной политики.
Актуальность и постановка проблемы исследования. Проблема взаимоотношений между поколениями в современной реальности все также имеет актуальность как и пятьдесят, и десять лет назад. Каждый человек понимает, что существует особая взаимосвязь между поколениями: представители предыдущих поколений влияют на формирование поколений настоящих, а те, в свою очередь, - будущих. При этом каждое поколение отличается особыми характеристиками, подходами к обучению и воспитанию, а также способами коммуникации. В одной семье может быть несколько поколений, поэтому она является важным элементом в формировании личности индивида, при этом от качества коммуникаций в семье зависит процесс социализации ребенка.
Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года представляет собой нормативно-правовой документ, устанавливающий направления деятельности в отношении семьи в стране . Одна из задач семейной политики касается повышения ценности семьи через сохранение и поддержание поколенческой преемственности и взаимосвязи в семье, а также через развитие программ межпоколенных взаимоотношений между пожилыми людьми и детьми. То есть на законодательном уровне существует необходимость в реализации мероприятий по укреплению отношений между поколениями в семье.
Согласно результатам социологических исследований отечественных ученых-конфликтологов (А. В. Воробьев , А. Д. Ронжина, О. А. Сухоплюева, Р. И. Щукина ) все так же актуальны проблемы во взаимоотношениях в семье между родителями и детьми как и 10, 20 лет назад, при этом трудности в коммуникациях усугубляются наличием социальных отклонений как у детей, так и у взрослых.
В научной среде представлен широкий ряд исследований на темы «поколения» (Д. С. Милль, О. Конт, Б. Ц. Урланис), «проблемы поколений» (К. Мангейм, И.С. Кон, М. Мид), «социальные девиации» (А. А. Зиненкова, В. В. Кузнецова, И. С. Крутько, А. А. Беликова, Н. В. Майсак, Г. С. Абдирайымова), «проблемы молодежи» (А. В. Пономарев, Н. В. Попова, В. В. Загребин, М. А. Бедулева, Т. А. Морозова)4,5’ ’ .Весьма проблематично найти работы, связанные со следующими тематиками: межпоколенческая коммуникация в контексте взаимоотношений между поколениями внутри семьи, конкретные технологии улучшения межпоколенческих коммуникаций, взаимосвязь социальных девиаций и межпоколенческого общения.
Вместе с тем возникает необходимость в определении технологий работы по укреплению межпоколенческих взаимоотношений в семье, имеющих профилактический эффект. Также стоит отметить многопрофильный характер использования таких технологий, подходящий для специалистов разных направлений - социальной работы, работы с молодежью, работы с семьями, культурно-досуговой, физкультурно-оздоровительной и образовательной деятельности.
Проблема исследования заключается в необходимости разработки актуальных и систематизированных технологий межпоколенческой коммуникации, направленных на профилактику социальных девиаций в молодежной среде.
Цель исследования - разработать технологии межпоколенческой коммуникации в семье, направленные на снижение социальных девиаций в молодежной среде.
Объект исследования - система межпоколенческих коммуникаций.
Предмет исследования - технологии коммуникации между поколениями.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что технологии межпоколенческой коммуникации оказывают влияние на снижение социальных девиаций в молодежной среде.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1) изучить и обобщить теоретико-методологические основания к определению понятия «поколения» и характеристику его видов;
2) проанализировать особенности коммуникации между поколенческими группами;
3) выявить специфику социальных девиаций и характер их влияния на молодежь;
4) проанализировать регулирование деятельности по профилактике социальных девиаций через межпоколенческие коммуникации;
5) выделить и проклассифицировать технологии коммуникации между поколениями;
6) провести исследование по оценке влияния технологий межпоколенческих коммуникаций на социальные девиации в молодежной среде;
7) разработать проект по снижению социальных девиаций в молодежной среде с использованием технологий межпоколенческой коммуникации.
Теоретическая значимость.
В исследовании уточнены особенности понятий «межпоколенческая коммуникация», «социальные девиации», «технологии коммуникации между поколенческими группами», проведена систематизация их классификаций, выделены их основные компоненты. Определены возможности профилактики социальных девиаций средствами технологий межпоколенческой коммуникации.
Практическая значимость исследования и положения, выносимые на защиту:
1) классификация актуальных технологий коммуникации между поколениями в качестве профилактики социальных девиаций молодежи;
2) результаты эмпирического исследования, которые предоставили возможность для изучения проблемной ситуации и выявления степени влияния технологий межпоколенческих коммуникаций на социальные девиации в молодежной среде;
3) разработанная модель проекта по профилактике социальных девиаций молодежи средствами технологий межпоколенческой коммуникации, включающая в себя профилактический, профессиональный и коммуникативный компоненты;
4) методические рекомендации по работе с современными технологиями межпоколенческой коммуникации для профильных организаций в сферах образования, молодежной и социальной политики.
Новизна диссертационного исследования заключается в актуализации технологий работы по укреплению межпоколенческих коммуникаций, а также через их практического применение в качестве одного из способов профилактики социальных девиаций в молодежной среде. Кроме того, на основании технологий межпоколенческого взаимодействия разработана модель проекта по формированию навыков межпоколенческой коммуникации на базе общеобразовательной организации, направленная на младшее и старшее поколения в семье (обучающихся и их родителей), а также на профессиональное сообщество специалистов, занимающихся профилактикой социальных отклонений.
Методология исследования основана на теоретическом анализе и синтезе и дополнена историческим и сравнительным методами, методами проектирования. Для получения эмпирических данных применялся метод анкетирования. Исследование также основано на анализе нормативной базы и публикаций, связанных с темами межпоколенческих коммуникаций и социальных девиаций.
Структура магистерской диссертации отражает последовательность, содержание и итоги исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав и семи параграфов, заключения, списка литературы, включающего 82 источника, 4 приложения. Объем работы составил 145 страниц.
Апробация результатов. Основные положения работы были представлены на международных и всероссийских научных конференциях:
- Международная молодежная научно-исследовательская
конференция «Инновационный потенциал молодежи: гражданственность, профессионализм, творчество» (Екатеринбург, 24 ноября 2020 г.), доклад на тему «Роль межпоколенческой коммуникации в формировании патриотизма и гражданственности молодежи».
- IV Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Теория и практика военного образования в гражданских вузах: педагогический поиск» (Екатеринбург, 14-15 октября 2021 г.), публикация на тему «Патриотическое воспитание молодежи в аспекте социального заказа в государственной молодежной политике».
- Международная молодежная научно-исследовательская
конференция «Инновационный потенциал молодежи: спорт, культура, образование» (Екатеринбург, 26 октября 2021 г.), доклад на тему «Роль семьи в формировании физической культуры молодежи».
- Международная молодежная научно-исследовательская
конференция «Государственная молодежная политика: вызовы и современные технологии работы с молодежью» (Екатеринбург, 1 апреля 2022 г.), доклад на тему «Технологии межпоколенческой коммуникации как основа снижения социальных девиаций».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Настоящая диссертационная работа посвящена проблеме взаимоотношений между поколениями в семье. Изучив различные подходы к проблеме, мы разработали и обосновали технологии межпоколенческой коммуникации в семье, направленные на снижение социальных девиаций в молодежной среде, что явилось целью нашей работы.
В первой главе нами изучены теоретические основания исследования межпоколенческих коммуникаций как основы профилактики социальных девиаций. Дано обозначение межпоколенческой коммуникации в контексте семьи как равного социально-реального процесс обмена и интерпретации информации между представителями разных поколений для сохранения культурного поля и культурной идентичности. Выявлено, что правильные коммуникации имеют положительные эффекты для поколенческих групп, а неправильные коммуникации приводят к формированию социальных девиаций преимущественно у младших поколений.
По итогам изучения регулирования деятельности по профилактике социальных девиаций через межпоколенческие коммуникации нами выделены агенты, занимающиеся профилактикой, обозначены их задачи в области превентологии и компетенции.
Во второй главе исследованы технологии межпоколенческой коммуникации, предложена классификация по трем основаниям и описаны три технологии: технология социальной адаптации, технология регулирования эмоциональных состояний и рекреационно-оздоровительные технологии. Выведено авторское определение «технологий межпоколенческой коммуникации».
Исходя из полученной классификации, мы сделали вывод, что технологии коммуникации между поколениями направлены на формирование социальных навыков и умений у молодежи, а также активное взаимодействие со старшим поколением.
Проведен предпроектный анализ для последующей разработки модели проекта по улучшению коммуникаций между поколениями в семье и профилактике социальных девиаций в молодежной среде с применением технологий межпоколенческой коммуникации. В ходе анализа правовых документов и результатов опросов молодежи выявлено, что в малочисленных муниципальных округах Пермского края проводится неэффективная деятельность по предупреждению преступности несовершеннолетних, а молодежь отмечает наличие в семьях межпоколенных конфликтов. В ходе социологического опроса, проводившегося в рамках диссертации, выявлено наличие проблем во взаимоотношениях между поколениями в семье, связанных с непониманием друг друга, противоречием в коммуникативной обратной связи и неумением находить выход из конфликтных ситуаций в семье.
Для решения выявленных проблем разработан проект, в рамках которого формируются и укрепляются взаимоотношения между младшим и старшим поколениями, проводятся междисциплинарные мероприятия для специалистов сферы превентологии. В описании проект используются элементы международных стандартов проектного управления. Разработанный проект положительно влияет на родительскую компетентность, на формирование навыков социализации у молодежи, на улучшение качества общения между поколениями, на организацию локального профессионального профилактического сообщества на партнерских началах.
Проект может быть интересен образовательным организациям для проведения семейных мероприятий, а также межведомственным структурам при реализации профилактических мероприятий по укреплению отношений между родителями и трудными подростками. Предложены рекомендации по работе с актуальными технологиями межпоколенческой коммуникации для профильных организаций в сферах образования, молодежной и социальной политики.
Предложенная нами модель проекта и рекомендации по использованию специфических технологий имеют прямое влияние на снижение социальных девиаций в молодежной среде. Таким образом, можно утверждать, что поставленные в исследовании задачи решены, в процессе их выполнения приведенная гипотеза подтвердилась, что отражено в положениях, вынесенных на защиту.


1. Алёхин А. И. Методы саморегуляции психических состояний как способы борьбы со стрессом в современных условиях / А. И. Алёхин,
А. А. Метелева // Молодой ученый. 2019. № 2 (240). С. 315-317.
2. Алимова Б. М. Функции семьи: традиции и современное состояние / Б. М. Алимова, М. К. Мусаева // Вестник Института истории, археологии и этнографии. 2016. № 4(48). С. 140-149.
3. Беликова А. А. Девиации в молодежной среде / А. А. Беликова // «Наука и молодежь - 2015», подсекция «Социология и социальная работа» : материалы 12-й всерос. Науч.-техн. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (Барнаул, 20-30 апр. 2015 г). Выпуск 17. С.1-3.
4. Бердечникова М. В. Особенности технологий рекреационного туризма / М. В. Бердечникова // Молодежь и наука: сборник материалов Х Юбилейной Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной восьмидесятилетию образования Красноярского края. Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2014. 4 с. НЕЕ: https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/18241 (дата обращения: 04.04.2022).
5. Вавилина И. С. Роль межпоколенческой коммуникации в формировании патриотизма и гражданственности молодежи / И. С. Вавилина, Л. Л. Толвайшис. // Инновационный потенциал молодежи: гражданственность, профессионализм, творчество : сборник научных трудов Международной молодежной научно-исследовательской конференции (Екатеринбург, 24 ноября 2020 г.). Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2020. С. 115-119.
6. Возможности и перспективы снижения уровня девиаций в условиях новой социальной реальности (на примере РФ) / В. А. Безвербный, С. Г. Карепова, А. С. Лукьянец [и др.] // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2016. № 6. С. 13-32.
7. Воробьев А. В. Исследование взаимоотношений родителей и детей / А. В. Воробьев, И. Я. Скуя, Л. Л. Абелите // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). Т. 0. Уфа : Лето, 2013. С. 172-175.
8. Гилинский Я. И. Конструирование девиантности:
проблематизация проблемы / Я. И. Гилинский // Петербургская социология сегодня. 2009. Т. 1. С. 327-344.
9. Гуров Д. В. Воспитательная функция семьи / Д. В. Гуров, Е. В. Гурова, Н. Р. Гоцкая // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 2(57). С. 191-193.
10. Егорова Е. Н. Современные педагогические технологии как объективная потребность / Е. Н. Егорова, Ю. Н. Бахметова // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 1. С. 66-68.
11. Завьялова Н. Ю. К вопросу о понятии социальной нормы / Н. Ю. Завьялова, А. Н. Руденко // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 10-1. С. 213-216.
12. Загребин В. В. Социально опасные девиации современной молодежи: теория и практика / В. В. Загребин // Вестник ВятГУ. 2014. №3. С. 32-36.
13. Зиненкова А. А. Социальные девиации и их виды в сознании молодых людей / А. А. Зиненкова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. №2 (59). С. 161-166.
14. Змановская Е. В. Психология девиантного поведения: структурно¬динамический подход : специальность 19.00.06 «Юрид. психология» : диссертация на соискание ученой степени доктора психол. Наук ; Санкт- Петербургский университет МВД России. СПб, 2006. 450 с.
15. Клемантович И. П. Взаимодействие между поколениями в современных условиях / И. П. Клемантович, М. К. Соболева, И. В. Перлова // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 3-6. С. 839-843.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ