ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В РЕГИОНЕ 7
1.1 Понятие и роль топливно-энергетического комплекса в экономике региона 7
1.2 Нормативно-правовое регулирование топливно-энергетического комплекса региона 11
1.3 Особенности государственного регулирования развития топливно-энергетического комплекса региона 15
2 АНАЛИЗ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО
КОМПЛЕКСА АЛТАЙСКОГО КРАЯ 22
2.1 Тенденции развития топливно-энергетического комплекса Алтайского края
2.2 Оценка регулирования топливно-энергетического комплекса Алтайского края 38
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ РАЗВИТИЯ
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
В экономике Российской Федерации топливно-энергетический комплекс занимает существенное место и играет роль базовой инфраструктуры, основы формирования доходов бюджетной систем. Кроме того, развитие топливно-энергетического комплекса способствует удовлетворению внутреннего спроса энергетической продукции и услуг, формируемого в том числе в рамках реализации национальных программ и проектов.
В связи с особой значимостью данной отрасли, в целях осуществления государственной политики, направленной на защиту прав и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов, государством ведется всестороннее регулирование работы топливно-энергетического комплекса, которое заключается, в первую очередь, в определении долгосрочных стратегий, направленных на эффективное развитие отрасли, а также создание условий для экономического роста.
Топливно-энергетический комплекс в экономике России и ее отдельных регионов выполняет системообразующую, бюджетообразующую функции, играет важную роль в жизнеобеспечении населения. Благодаря топливно-энергетическому комплексу Россия обеспечивает энергетическую независимость и надежную безопасность.
Топливно-энергетический комплекс и развитие соответствующей инфраструктуры в регионах Российской Федерации является одним из ключевых факторов, которые оказывают влияние на региональное социально-экономическое развитие.
Совершенствование экономики невозможно без качественного и планомерного развития топливно-энергетического комплекса как страны в целом, так и отдельных регионов, а потому возникает необходимость в изучении теоретических и практических аспектов его функционирования в целях выявления проблем и разработки рекомендаций по его регулированию развитию. Таким образом, высокая значимость топливно-энергетического комплекса для экономики страны и ее отдельных регионов обусловливает необходимость исследования проблем и перспектив развития топливных отраслей и определяет актуальность данной темы.
Среди отечественных исследователей, занимающихся проблемами, стоящими перед российским топливно-энергетическим комплексом, следует выделить работы В. Андрианова, О.Ф. Лапаевой, О.А. Иневатовой, А.С. Некрасова, Н.А. Рой, Е. С. Мишиной, В.И. Салыгина, Н.Н. Сергеева и др. Проблемы развития отдельных отраслей топливно-энергетического комплекса рассмотрены в трудах К.С. Бейсенова, В.В. Дегтяревой, А.А. Кулагина, А.И. Нурдавлятовой, О.А. Павлюк, М.В. Прохоровой, Н.С. Симонова, Н.Ф. Чеботарева и др. Вопросам изучения развития топливно-энергетического комплекса в регионах посвящены таких авторов как С.С. Анашкин, М.В. Галушко, А.Ю. Куренкова, Н.Г. Любимова, Т.Н. Романова и др.
Целью исследования является анализ государственного регулирования развития топливно-энергетического комплекса региона и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие и роль топливно-энергетического комплекса в экономике региона;
- изучить нормативно-правовое регулирование топливно-энергетического комплекса региона;
- выявить особенности государственного регулирования развития топливно-энергетического комплекса региона;
- провести анализ государственного регулирования топливно-энергетического комплекса Алтайского края;
- разработать рекомендации по регулированию развития топливно-энергетического комплекса Алтайского края.
Объект исследования - топливно-энергетический комплекс.
Предмет исследования - система государственного регулирования развития топливно-энергетического комплекса Алтайского края.
Методы исследования. Методологической базой исследования послужили общенаучные методы: анализ абсолютных и относительных показателей, синтез, индукция, дедукция, обобщение, сравнение, сопоставление, анализ документов.
Информационную базу исследования составила учебная, учебно-методическая и научная литература, материалы периодических изданий, нормативно-правовые акты, данные официальной статистики, данные отчетов органов исполнительной власти Алтайского края.
Практическая значимость заключается в возможности применения предложенных рекомендаций для совершенствования государственного регулирования развития топливно-энергетического комплекса регионов Российской Федерации.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из ведения, трех основных глав, заключения, списка используемых источников и литературы. Во введении представлены актуальность темы, объект и предмет, цель, задачи, информационная база, а также структура работы. В первой главе изложены теоретические аспекты государственного регулирования развития топливно-энергетического комплекса в регионе. Во второй главе проведен анализ государственного регулирования топливно-энергетического комплекса Алтайского края и разработаны рекомендации его совершенствованию. В заключении представлены основные выводы по результатам проведенного исследования.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, решены поставленные задачи.
Топливно-энергетический комплекс является важнейшим структурным звеном составляющим экономику как страны в целом, так и отдельных регионов. Топливно-энергетический комплекс считается базовой отраслью отечественной экономики, а также играет важную роль как в экономике государства в целом, так и отдельных регионов. Кроме того, развитие топливно-энергетического комплекса способствует удовлетворению внутреннего спроса энергетической продукции и услуг, формируемого в том числе в рамках реализации проектов. Развитие топливно-энергетического комплекса способствует удовлетворению внутреннего спроса энергетической продукции и услуг. Кроме того, формирование ТЭК в регионе должно происходить с учетом быстрорастущих потребностей в топливе и электроэнергии.
Одним из приоритетных направлений деятельности органов исполнительной власти регионов является развитие ЖКХ в тесной взаимоувязке с единой системой газоснабжения. Без функционирования ТЭК невозможно развитие других важных отраслей таких как промышленность, транспорт, сельское хозяйство и др. Именно поэтому государственное регулирование развития ТЭК в регионах имеет важное значение.
В целом, в Российской Федерации создана довольно обширная нормативно-правовая база, регулирующая развитие ТЭК. Развитие ТЭК регулируется как на федеральном, так и на региональном уровнях. В соответствие с Энергетической стратегией органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано руководствоваться ее положениями. При этом существуют нормативно-правовые акты, регулирующие отдельные направления ТЭК такие как топливная промышленность, электроэнергетика. На основании федерального законодательства разрабатываются регулирующие развитие ТЭК регионов.
Государственное регулирование ТЭК региона ориентировано на повышение энергоэффективности региональной экономики путем применения принципов, инструментов и различных методов как прямого, так и косвенного воздействия.
По результатам анализа тенденций развития топливно-энергетического комплекса Алтайского края были деланы следующие выводы.
Топливно-энергетический комплекс Алтайского края представлен топливной промышленностью, электроэнергетикой и транспортировкой, которая представлена газопроводами и линиями электропередач. Топливная промышленность Алтайского края представлена производством кокса и нефтепродуктов. Крупным промышленным предприятием региона, занимающейся производством кокса является градообразующее предприятие моногорода Заринска - АО «Алтай-Кокс». За исследуемый период наблюдается увеличение объемов производства кокса в Алтайском крае на 1,7 млн. тонн или 53,1%. увеличение загрузки производственных мощностей АО «Алтай-Кокс» на 8,7%, также увеличился и объем продаж коксохимической продукции - на 10,5%.
Добыча угля в Алтайском крае осуществляется на Мунайском месторождении в Солтонском районе, которое является единственным месторождением угля на территории Алтайского края. Добычу угля на данном месторождении осуществляет предприятие ООО «Мунайский разрез», которое имеет лицензию на осуществление данного вида деятельности, выданную Управлением по недропользованию по алтайскому краю. Необходимо отметить, что добыча бурого угля осуществляется открытым способом. Предприятие осуществляет поставки угольной продукции на внутренний рынок. При этом, отгрузка угольной продукции осуществляется непосредственно с собственного разреза.
За исследуемый период в Алтайском крае наблюдается увеличение объемов добычи бурого угля на 12,2 млн. тонн или 12,4%. Значительная доля продукции топливно-энергетического комплекса Алтайского края отправляется на экспорт. При этом, в общей структуре экспорта Алтайского края доля продукции топливно-энергетического комплекса имеет тенденцию роста.
Производство нефтепродуктов осуществляется на нефтеперерабатывающих заводах. На территории Алтайского края данным видом деятельности занимается ООО «Сибирский баррель», которая находится в Зональном районе. В основном нефтепродукты на территорию региона импортируются, а их дальнейшее хранение осуществляется на нефтебазах - хранилищах нефтепродуктов, которые расположены во всех районах края. На нефтебазах также осуществляется распределение нефтепродуктов по районам Алтайского края. Крупнейшими нефтебазами Алтайского края являются нефтебаза «Барнаульская Газпромнефть», нефтебаза «Бийская», нефтебаза «Благовещенская», нефтебаза «Завьяловская», нефтебаза «Поспелихинская». За исследуемый период наблюдается увеличение объемов импорта нефтепродуктов в Алтайском крае на 6,5%. Резкое увеличение объемов импорта связано со снижением производственных мощностей алтайского предприятия по производству нефтепродуктов ООО «Сибирский баррель». В 2021 году наблюдается увеличение доли минерального топлива и нефтепродуктов в общей структуре импорта Алтайского края до 4,7%.
Газификация Алтайского края осуществляется достаточно низкими темпами. Однако, показатели газификации Алтайского края за исследуемый период имеют положительную динамику. Увеличилась протяженность построенных газовых сете как межпоселковых, так и внутрипоселковых.
В соглашение с ПАО «Газпром» на 2021-2025 годы включено строительство двух магистральных газопроводов-отводов к крупным городам - Рубцовску и Славгороду, что позволит газифицировать южные и юго-западные районы края. Проект предусматривает строительство 600 километров магистральных газопроводов-отводов, двух газораспределительных станций, 338 километров межпоселковых и 61 километра внутрипоселковых сетей.
За период 2019-2021 гг. наблюдается увеличение общей протяженности линий электропередач (ЛЭП) на 4581,1 км. Важным показателем развития электроэнергетики является возраст линий электропередач. Наибольшая доля ЛЭП, расположенных на территории Алтайского края имеет возраст 37-50 лет - более 40%. В качестве негативной тенденции необходимо отметить увеличение доля ЛЭП возрастом свыше 50 лет с 17,% до 23%.
За исследуемый период наблюдается рост объема инвестиций в развитие топливно-энергетического комплекса. В Алтайском крае функционирует государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» целью которой является снижение энергоемкости экономики Алтайского края. Ответственным исполнителем данной программы является Министерство промышленности и энергетики Алтайского края. наибольшие объемы финансирования на реализацию программы предусмотрены из внебюджетных источников. При этом наибольшие объемы финансирования предусмотрены в первые три года реализации программы. Необходимо отметить, что объем финансирования подлежит ежегодному уточнению при формировании краевого бюджета на очередной финансовый год и на плановый период. В целом по Алтайскому краю индекс промышленного производства ниже аналогичного показателя по России. При этом, в 2020 г. произошло его снижение. В то время как данный показатель в производстве кокса и нефтепродуктов увеличился в 2020 году. Однако по итогам 2021 года он вновь уменьшился.
Алтайский край входит в Программу газификации 2021-2025. Газораспределительная организация региона (ГРО) - ООО «Газпром газораспределение Барнаул». Правительство Алтайского края в рамках вышеупомянутой программы обеспечит строительство внутрипоселковых газопроводов, подготовку к приему газа 3 тыс. домовладений, 27 котельных и предприятий.
В качестве основных стратегических направлений развития топливно-энергетического комплекса Алтайского края, с учетом выявленных проблем, являются следующие: повышение уровня газификации региона;
энергосбережение и обновление системы электрических сетей.
Решение проблемы газификации региона, в частности газификации муниципальных образований возможно путем привлечения частного капитала, так как, как было выявлено в результате исследования, у муниципальных и краевого бюджетов не хватает средств для строительства внутрипоселковых распределительных сетей. В данном случае рекомендуется использование государственно-частного партнерства (ГЧП). Взаимодействие государства с бизнесом выражается в осуществлении государственно-частного партнерства, цель которого состоит в улучшении инвестиционной среды.
Таким образом, рекомендуется разработка и реализация проектов по строительству и обслуживанию газораспределеительных сетей в муниципальных образованиях Алтайского края в форме государственно- частного партнерства.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 14.03.2020 №1-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. Об экспорте газа: Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 117-ФЗ (ред. 24.04.2020 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - №30. - Ст. 3293.
3. О газоснабжении в Российской Федерации: Федеральный закон от 31 марта 1999 г. №69-ФЗ (ред. 11.06.2021 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1999. - №14. - Ст. 1667.
4. Об электроэнергетике: Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ (ред. 11.06.2021 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - №13. - Ст. 1177.
5. О теплоснабжении: Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190- ФЗ (ред. 02.07.2021 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2010. - №31. - Ст. 4159.
6. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. №261-ФЗ (ред. 21.12.2021 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - №48. - Ст. 5711.
7. О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса: Федеральный закон от 11 июля 2011 г. №256-ФЗ (ред. 11.06.2021 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - №30. - Ст. 4604.
8. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие энергетики»: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №321 (ред. 31.07.2021 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - №18. - Ст. 2167.
9. О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики: Постановления Правительства Российской Федерации от 17
61 октября 2009 №823 (ред. 12.07.2021 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - №43. - Ст. 5073.
10. Об Энергетической стратегии РФ на период до 2035 г.: Распоряжение Правительства РФ от 9 июня 2020 г. № 1523-р
11. Об утверждении схемы и программы «Развитие электроэнергетики Алтайского края» на 2018-2022 годы»: Указ Губернатора Алтайского края от 28 апреля 2017 г. №43 (ред. 23.05.2017 г.) // Сборник законодательства Алтайского края. - 2017.
12. Андрианов В. Актуальные проблемы и перспективы развития ТЭК России // Общество и экономика, 2017. № 6. С. 78-81.
13. Анашкин С.С., Борисовский А.П., Ерохина Ю.Е. Способы повышения надежности электроснабжения потребителей в сельской местности // Молодой ученый. 2018. № 3. С. 34-36.
14. Бейсенов К.С. Проблемы и перспективы развития электроэнергетики в современных условиях // Молодой ученый. 2017. №20. С. 235-237.
15. Галушко М.В. Инновационная деятельность региона: основные проблемы и перспективы развития (на примере Приволжского федерального округа) // Креативная экономика. 2019. № 1. С. 48-52.
16. Государственное и муниципальное управление: учебник и
практикум для вузов / под ред. С.Е. Прокофьева, О.В. Паниной, С.Г. Еремина, Н. Н. Мусиновой. - М.: Издательство Юрайт, 2020. 608 с.
17. Дегтярева В.В., Камчатова Е.Ю. Развитие среднего и малого
предпринимательства в сфере энергетики: особенности развития
высокоинтеллектуальных проектов // Экономика и социум: современные модели развития. 2018. № 3. С. 57-64.
18. Кулагина А.А. Топливная промышленность в России // Интеграция нук. 2018. №4. С. 150-153.
19. Куренкова А.Ю. Анализ и прогноз электропотребления в Алтайском крае // Вестник университета. 2018. №4. С. 42-46.
20. Лапаева О.Ф. Современные проблемы и перспективы развития топливно-энергетического комплекса // Экономические отношения. 2019. №3. С. 212-216.
21. Лапаева О.Ф. Инновации в топливно-энергетическом комплексе России // Экономика и предпринимательство. 2018. № 12. С. 122-129.
22. Лапаева О.Ф. Совершенствование организационно-экономической модели управления электроэнергетикой региона // Интеллект. Инновации. Инвестиции, 2017. № 4. С. 113-117.
23. Некрасов А.С., Синяк Ю.В. Перспективы развития топливно-энергетического комплекса России до 2030 года / А. С. Некрасов, Ю. В. Синяк. - М.: ИНП РАН, 2017. 118 с.
24. Нурдавлятова А.И. Международное сотрудничество в сфере электроэнергетики как способ решения проблем в отрасли // Экономические отношения. 2019. № 2. С. 609-616.
25. Павлюк О.А. Современное состояние и тенденции развития газовой отрасли РФ // Молодой ученый. 2020. №3. С. 366-369.
26. Прохорова М.В., Гареева З.А. Анализ основных характеристик нефтегазовой отрасли // Молодой ученый. 2020. № 21. С. 177-179.
27. Резер Т.М. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун¬та, 2021. 100 с.
28. Романова Т.Н. Современное состояние вопроса газификации природным газом // Construction and Geotechnics. 2019. №9. С. 113-117.
29. Рой Н.А., Мишина Е.С. Правовое обеспечение государственного управления топливно-энергетическим комплексом // Вестник экономики, права и социологии. 2018. № 1. С. 34-37.
30. Салыгин В.И., Дениз Д.С. Потенциал возобновляемой энергетики и трансформация глобального топливно-энергетического баланса: теоретические аспекты // Вопросы инновационной экономики. 2021. № 4. С. 117-122.
31. Сергеев Н.Н., Жвакин А.С. Механизмы государственного регулирования устойчивого развития топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации / ARS ADMINISTRANDI. 2018. №5. С. 56-59.
32. Симонов Н.С. Реформы в электроэнергетике России в контексте развития энергетического права // Эко. 2018. № 3. С. 56-59.
33. Чеботарев Н.Ф. Инновационная политика и человеческий капитал в нефтегазовой отрасли ТЭК России. М.: Проспект, 2018. 175 с.
34. Официальный сайт Министерства энергетики Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: https://minenergo.gov.ru/(дата обращения 12.01.2022)
35. Официальный сайт Министерства промышленности и энергетики Алтайского края [Электронный ресурс]. - URL: http://alt-prom.ru/- заглавие с экрана
36. Официальный сайт ПАО «Росссети Сибирь» [Электронный ресурс].
- URL: https://cabinet.rosseti-sib.ru/- заглавие с экрана