Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОЛЛЕКЦИЯ ЖИВОПИСИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ РУССКОМ МУЗЕЕ: ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ФОРМЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ

Работа №88411

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы73 с.
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
192
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКЦИЙ ЖИВОПИСИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ РУССКОМ МУЗЕЕ В XIX В 8
1.1 История создания Государственного Русского музея 8
1.2 Создание коллекции живописи Государственного Русского музея
в XIX в 20
ГЛАВА 2.КОМПЛЕКТОВАНИЕ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОЛЛЕКЦИЙ
ЖИВОПИСИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ РУССКОМ МУЗЕЕ В
ХХВ
.27
2.1 Пополнение коллекций живописи в Государственном Русском
музее в первой половине ХХ в 27
2.2 Комплектование и презентация коллекций живописи в
Государственном Русском музее во второй половине ХХ в 40
ГЛАВА 3. ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОЛЛЕКЦИЙ ЖИВОПИСИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ РУССКОМ МУЗЕЕ В XXI В 47
3.1 Экспозиции и выставки коллекций живописи Государственного
Русского музея в XXI в 47
3.2 Виртуальные формы презентации
коллекций живописи в Государственном Русском музее в XXI в 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 68

Актуальность. Музеи сохраняют и представляют культурное наследие, укрепляют культурную идентичность, играют важную роль в воспитании патриотизма. В музее аккумулирован и осмыслен опыт многих поколений. Музей незаменим, ведь каждое новое поколение начинает свой путь с освоения духовного и материального богатства общества, проходит социальную и культурную адаптацию к современному миру. Музеи способны внести существенный вклад в повышение качества жизни всех слоев населения, обеспечивая непрерывность и преемственность в развитии культуры. В формировании положительного имиджа стран неуклонно возрастает роль музеев и культурного наследия .
В зависимости от состава коллекций музеи делятся на профильные группы: художественные музеи; исторические музеи; литературные музеи; искусствоведческие музеи; архитектурные музеи; педагогические музеи; естественно - научные музеи; научно - технические музеи, в. том числе политехнические; отраслевые музеи; комплексные музеи .
Художественные музеи, профильная группа музеев, документирующих развитие искусства, удовлетворяющих эстетическую потребность человека и с этой целью осуществляющих собирание, хранение, изучение, экспонирование и популяризацию произведений искусства. По составу собрания музейного ныне выделяют: музеи изобразительного — национального и зарубежного — искусства, панорамы, слепков музеи, декоративно-прикладного искусства музеи, художественно-промышленные музеи и выставки, народного искусства музеи, мемориальные музеи, посвященные выдающимся художникам, в том числе дома-музеи, музеи- квартиры, музеи-мастерские. Собрания многих художественных музеев включают произведения как изобразительного, так и декоративно-прикладного и народного искусства .
К художественным музеям относится и Государственный Русский музей — крупнейший в мире музей русского искусства, уникальный архитектурно-художественный комплекс в историческом центре Санкт- Петербурга.
Сегодня Русский музей - обширный музейный комплекс, крупнейший авторитетный научно-исследовательский, реставрационно-хранительский и методический центр, курирующий работу всех художественных музеев страны . Разнообразная деятельность ГРМ на современном этапе, в частности, презентация коллекций, сформированных с периода основания музея по настоящее время, требует обобщения, анализа. Определение тенденций и форм в презентации собраний ГРМ, таким образом, является своевременным.
Цель и задачи. Цель работы — выделить этапы формирования коллекций живописи Государственного Русского музея и выявить формы их презентации.
Задачи:
1. Выявить особенности становления коллекции живописи Императорского русского музея им. Александра III и проанализировать процесс ее формирования в XIX в.
2. Проанализировать формы комплектования и презентации коллекции живописи Г осударственного Русского музея в XX в.
3. Определить формы презентации коллекции живописи в Государственном Русском музее в XXI в.
Объект исследования — Г осударственный Русский музей.
Предмет исследования — история формирования и формы презентации коллекции живописи в Государственном Русском музее.
Территориальные рамки работы совпадают с современным географическим расположением г. Санкт-Петербурга.
Хронологические рамки работы охватывают период от XIX до начала XXI вв. - время основания Государственного Русского музея и формирование его художественных коллекций.
Историографический обзор использованной литературы.
По данной теме выпускной квалификационной работы посвящен ряд научных статей. Основные сведения по истории Государственного Русского музея (далее ГРМ) и его собраний представлены в основном разделами в учебных изданиях по истории музейного дела . Отдельные статьи о музеях, в общем, по истории ГРМ и о его коллекциях представлены в Российской музейной энциклопедии .
Военные годы музея подробно рассмотрены в книге Балтуна П.К. «Русский музей — эвакуация, блокада, восстановление: (Из воспоминаний музейного работника)». В данной книге Петр Казимирович рассказывает о ГРМ в период Великой Отечественной войны, о спасении его художественных ценностей в условиях блокады Ленинграда, о культурно¬просветительной и выставочной деятельности в осажденном городе и на Урале, куда были вывезены музейные коллекции . Также военные годы ГРМ рассмотрены в отдельных статьях .
В периодических изданиях опубликованы статьи, посвященные истории Русского музея . Стоит отметить статьи О.А. Туминской, в которых автор описывает культурно-просветительную и экскурсионную работу в Государственном Русском музее . Издательскую деятельность ГРМ подробно описывает в статье Л.Д. Шехурина .
В сети Интернет имеются отдельные обобщенные публикации по истории музея и его выставочной деятельности .
Источники. Основными источниками сведений выступали официальные сайты Государственного Русского музея , Российского этнографического музея и библиотеки Государственного Русского музея , содержащие информацию по истории комплектования собраний данного музея, электронный каталог экспонатов и виртуальный тур по экспозициям.
Методика исследования. В выпускной квалификационной работе использованы следующие методы: анализ, систематизация, синтез, описание.
Апробация. Основные положения работы были представлены в виде докладов для обсуждения по дисциплине «Спецсеминар» на кафедре археологии, этнографии и музеологии института истории и международных отношений Алтайского государственного университета.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и источников, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Государственный Русский музей был учрежден в Санкт-Петербурге по Указу императора Николая II в 1895 году и торжественно открыт для посетителей 7(19) марта 1898 года, став первым в России государственным музеем русского изобразительного искусства. В 1992 году Указом Президента Российской Федерации отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов России.
Первоначально музей располагался в залах Михайловского дворца. Собрание музея в этот период насчитывало 1880 произведений живописи, скульптуры, графики и древнерусского искусства, переданные из Императорских дворцов, Эрмитажа и Академии Художеств.
Известно, что будущий Император Александр III увлекался искусством с молодости и даже учился живописи у академика и профессора Академии художеств Николая Тихобразова. Экспозиция, по его замыслу, должна была включать шедевры русских живописцев, доступные для просмотра каждому и соответствовала бы престижу страны, поднятию патриотических настроений. Основу собрания музея составили поступления из Эрмитажа, Академии Художеств, императорских дворцов (Зимнего и пригородных).
Вне основного экскурсионного маршрута экспонировались частные коллекции князей Лобановых-Ростовских, М. К. Тенишевой, Г. Т. Тагарина. В 1897-1907 гг. собрание ГРМ увеличилось в 2 раза, коллекции пополнялись путём приобретений и пожертвований .
Отдельные полотна и целые группы произведений поступали с выставок Исаака Левитана (в 1901 г. - посмертная), В. В. Верещагина (в 1905 г. - посмертная), Я. Ф. Ционглинского (в 1914 г. - посмертная), Товарищества передвижных художественных выставок (Станислава Жуковского, Николая Касаткина, Владимира Маковского), Нового общества художников (Бориса
Кустодиева), от авторов (Александра Головина, Валентина Серова, Михаила Нестерова), от случайных частных владельцев .
В первое десятилетие после Октябрьской революции 1917 года рост коллекции происходил ускоренными темпами, благодаря деятельности Государственного музейного фонда, осуществлявшего в 1921-1928 годы распределение между музеями национализированных сокровищ русского и мирового искусства. В это время в состав собрания вошли и многочисленные частные коллекции .
Также в коллекции музея представлены работы художников — представителей значительных школ, существовавших в советское время . После смерти Казимира Малевича в 1935 году его коллекция была передана сначала на временное хранение, потом часть работ была подарена семьей .
В конце 1950-х — 1970-е гг., благодаря активной деятельности директора ГРМ, Василия Пушкарева, возродилась благородная традиция передачи музею семейных художественных ценностей частными лицами .
С 1954 года в музее была организована собственная экспертно¬закупочная комиссия. В последующие десятилетия регулярными стали поступления произведений современного искусства через министерства культуры СССР и РСФСР, Союз художников, закупки на зональных, республиканских, всесоюзных групповых и персональных выставках .
Сегодня Государственный Русский музей - это музей нового типа. Созданный музейный комплекс является не только красивейшим архитектурным ансамблем, но и местом активного досуга, культурным центром, решающим образовательные, научно-просветительские и
организационные задачи для всех слоев населения, вне зависимости от возраста, образования и социального положения.
В настоящее время коллекция Русского музея насчитывает более 400000 экспонатов и охватывает все исторические периоды и тенденции развития русского искусства, все его основные виды и жанры, направления и школы более чем за 1000 лет: с Х по ХХ! век .
Музейное собрание постоянно пополняется. Немало ценных коллекций и отдельные произведения русского изобразительного искусства безвозмездно передают в дар коллекционеры, авторы и их наследники. Редкие вещи приобретает музей на международном антикварном рынке - на аукционах "Кристи" и "Сотби".
Ежегодно в стенах музея проводится около 50 временных выставок и около десяти - в городах России и за рубежом .
Государственный Русский музей традиционно активно занимается межмузейным сотрудничеством в рамках многочисленных проектов. Это во многом обусловлено тем, что Русский музей является методическим центром, своеобразным «координатором» работы, «куратором» музеев художественного профиля Российской Федерации на государственном уровне. Нередко Русский музей организует на своих площадках масштабные временные выставки, в которых участвуют уникальные произведения со всей России. Но еще более распространенным способом межмузейного взаимодействия является организация выездных выставок Русского музея в стенах музеев-партнеров .
25 марта 2015 года в испанском городе Малага (Андалусия) открылся первый в Европе филиал Русского музея. Ежегодно предполагается проведение трех выставок: одной на протяжении 9 месяцев и двух выставок по 6 месяцев .
Государственный Русский музей активно использует в своей работе современные технологии, создает виртуальные филиалы .Проект «Русский музей: виртуальный филиал» реализуется Русским музеем с 2003 года. Целью проекта является приобщение широкой зрительской аудитории к ценностям российской культуры, историческому прошлому России через свободный доступ к электронно-цифровым и печатным материалам, а также формирование единого культурно-информационного пространства между участниками проекта. В настоящий момент проект вырос в сеть из 209 виртуальных филиалов, которые работают в музеях, учебных заведениях и учреждениях дополнительного образования, науки и культуры в России и за рубежом .
Почти 25 млн. зрителей онлайн-трансляций, посетителей социальных сетей и сайта — с таким впечатляющим итогом Государственный Русский музей пережил тяжелейший 2020 год и занял первое место по посещаемости среди российских музеев, вошедших в ежегодный международный рейтинг The Art Newspaper .



1. Алянский, Ю. Рассказы о Русском музее. — Л.: Искусство, 1987. — 240 с.
2. Балтун, П.К. Русский музей — эвакуация, блокада, восстановление: (Из воспоминаний музейного работника) / Предисл. А.К. Лебедева. — М., Изобраз. Искусство, 1980. —144 с.
3. Воронова, М.В. Музейное строительство - строительство музея (из истории Российского этнографического музея в 1902-1923 гг.) / М.В. Воронова, В.Э. Первак // Кунсткамера. - 2019. - № 3 (5). - С. 39-47.
4. Гребенникова, Т.Г. История музеев России: учебное пособие / Т.Г. Гребенникова, Т.В. Тишкина. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016. - 174 с.
5. Гребенникова, Т.Г. Музеология: введение в профессию: учебное пособие / Т.Г. Гребенникова. — Барнаул : Изд-воАлт. ун-та, 2014. — С. 63-66.
6. Грусман, В.М. Этнографический отдел Русского музея и концепция национального музея/ В.М. Грусман, В.А. Дмитриев// Музей. Традиции. Этничность. - 2012. - № 1. - С. 10-27.
7. Ивановская, Н.И. Этнографический отдел Русского музея в реалиях общественно-политической жизни 1920-1930-х гг. / Н.И. Ивановская // Историческая этнология. - 2021. - Т. 6 (1). - С. 120-131.
8. Кальницкая, Е.Я. Исторические предпосылки и характер зарождения
музейной деятельности в памятниках архитектуры
ПетербургаХУШвека / Е.Я. Кальницкая // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 81. - С. 188.
9. Карасик, И.Н. Русский музей/И.Н. Карасик // Российская музейная энциклопедия: В 2т. - М.: Прогресс, «РИПОЛ КЛАССИК», 2001. - Т.2. - С. 154-158.
10. Каулен, Е.В. Музей / Е.В. Каулен, Е.В. Мавлеев // Российская музейная энциклопедия: В 2т. - М.: Прогресс, «РИПОЛ КЛАССИК», 2001. - Т.1. - С. 395.
11. Козиев, В.Н. Музей и общество / В.Н. Козиев — «Алетейя», 2015. — 143 с.
12. Литвин, Т.А. Выездная выставка как объект музеологического исследования: на основе опыта ГосударственногоРусского музея / Т.А. Литвин, Е.В. Рубанцева // Вопросы музеологии. — 2020. — Т 11 (1).— С. 15-24.
13. Майстровская, М.Т. Художественные музеи / М.Т. Майстровская, Е.А. Воронцова // Российская музейная энциклопедия: В 2т. - М.: Прогресс, «РИПОЛ КЛАССИК», 2001. - Т.2. - С. 306.
14. Национальное достояние Русскому музею - 110 лет // Третьяковская галерея. - 2008. - № 3. - С. 16-27.
15. Нерадовский, П. И. Из жизни художника. — Л.: Художник РСФСР, 1965. — 196 с.
16. Пантелеева, А.И. Самые знаменитые достопримечательности Санкт- Петербурга: иллюстрированная энциклопедия. — М. : Белый город. — С. 74.
17. Туминская, О.А. Культурно-просветительная работа Русского музея в годы войны (блокада и эвакуация) / О.А. Туминская // Вестник СПбГИК. — 2020. — № 4 (45). — С. 111-118.
18. Туминская, О.А. Этапы экскурсионной работы Русского музея / О.А. Туминская // Вопросы музеологии. — 2018. — Т. 9 (2). — С. 162¬170.
19. Шехурина, Л.Д. Издательская деятельность Русского музея (1898¬1917)/ Л.Д. Шехурина// Библиосфера. — 2012. - № 1 - С. 67-71.
Электронные ресурсы
20. Александр III [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/AneKcaHgp_III,n,aTa обращения
19.01.2022.
21. Андреева, Е.Тайны хранилищ Русского музея [Электронный
ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/v-strane/5032545 Дата
обращения: 26.05.2022.
22. Балтун, П.К. Русский музей: эвакуация Горький — Пермь
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.world-
war.ru/russkij-muzej-evakuaciya-gorkij-perm/Дата обращения:
22.11.2021.
23. Возрождение Русского музея после войны: «Последний день Помпеи» в Молотове, разрушенный корпус Бенуа и заседания в подвальном гардеробе [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://topdialog.ru/2019/09/17/rusmuseum-resurrection/Дaтa обращения: 22.11.2021.
24. Выставка в Русском музее рассказывает о царе-миротворце
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://historyrussia.org/sobytiya/vystavka-v-russkom-m Дата
обращения: 06.05.2022.
25. Государственный Русский музей [электронный ресурс]. Режим
доступа: https://www.culture.ru/institutes/36178/gosudarstvennyi-
russkii-muzei Дата обращения: 11.11.2020.
26. Государственный Русский музей [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https: //www. krugo svet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_isku sstvo/GOSUDARSTVENNI_RUSSKI_MUZE.html Дата обращения:
22.11.2021.
27. Государственный Русский музей [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://ru.wikipedia. org/wiki/Г осударственный_Русский_музей Дата
обращения: 23.11.2021.
28. Государственный Русский музей [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://spbarchives.ru/cultural_objects_4 Дата обращения:
22.11.2021.
29. Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20130319/927831653.html Дата обращения: 27.12.2021.
30. Государственный Русский музей: история создания [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rosimperija.info/post/1981Дата обращения: 26.05.2022.
31. ГРМ (Государственный Русский музей) [Электронный ресурс].
Режим доступа: https://rusavangard.ru/online/history/grm/Дата
обращения:05.05.2022.
32. Домик Петра I [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://rusmuseum.ru/cabin-of-peter-1/history/ Дата обращения:
25.05.2022.
33. Информационно-образовательный центр «Русский музей:
виртуальный филиал» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ghmak.ru/posetitelyam/russian-museum-virtual Дата обращения: 26.05.2022.
34. Климов, П.Ю. Александр III и русские художники [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusmuseum.narod.ru/hudia.htm Дата обращения: 21.03.2022.
35. Коллекция императора Александра III и открытие Русского музея
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https ://zen.yandex.ru/media/id/5f36a8cb3a3f9b2c3ccf8744/kollekciia- imperatora-aleksandra-iii-i-otkrytie-russkogo-muzeia- 60b3bc050d73310cf0b5517a Дата обращения: 21.03.2022.
36. Коновалов, А. Русский музей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://histrf.ru/read/articles/russkii-muziei Дата обращения: 29.04.2022.
37. Корпус Бенуа (Русский музей) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/museu m/33377 Дата обращения: 26.03.2022.
38. Летний дворец Петра I [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://rusmuseum.ru/summer-palace-of-peter-1/history/ Дата
обращения: 25.05.2022.
39. Минаков, С. Самый русский музей [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http ://www. stoletie. ru/kultura/samyj_russkij_muzej_196. htm
Дата обращения: 19.01.2022.
40. Михайловский замок [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/castles /12502 Дата обращения: 24.04.2022.
41. Нерадовский Петр Иванович [Электронный ресурс]. Режим чтения:
https ://ru. wikipedia. org/wiki/Нерадовский,_Пётр_Иванович Дата
обращения: 25.03.2022.
42. Отдел реставрации музейных ценностей Русского музея
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://rusmuseum.ru/about/restoration/ Дата обращения: 23.11.2021.
43.Официальный сайт библиотеки Русского музея [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://library.rusmuseum.ru/russian/about.htm Дата обращения: 18.04.2021.
44. Официальный сайт Российского этнографического музея [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ethnomuseum.ru/Дата обращения: 28.05.2021.
45. Павлова, Т.В. Деятельность мастерской реставрации живописи
Русского музея после 1945 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://restoration.rusmuseum.ru/rest-pavlova--
restoration.htmДата обращения: 06.05.2022.
46. Пушкарев Василий Андреевич [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://rusmuseumvrm. ru/data/collections/photo/pushkarev_vasiliy_andre evich/index.phpДата обращения: 19.01.2022.
47. Растрелли Б.-К. «Анна Иоановна с арапчонком» [Электронный
ресурс]. Режим доступа:
https ://rusmuseumvrm. ru/data/collections/sculpture/ 18_20/rastrelli_kb_a nna_ioannovna_s_arapchonkom_1741_sk_391 _sk_392/ Дата
обращения: 15.06.2022.
48. Роль музеев в современном мире [Электронный ресурс]. Режим
доступа: https://cyberpedia.su/15x72c9.html Дата обращения:
19.05.2022.
49. Российский этнографический музей [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Российский_этнографический_музей Дата обращения: 05.05.2022.
50. Русский музей [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.museum.ru/M117 Дата обращения: 23.11.2021.
51. Русский музей: история коллекции [Электронный ресурс]. Режим
доступа: https://vtbrussia.ru/culture/rm/russkiy-muzey-istoriya-
kollektsii/ Дата обращения: 22.11.2021.
52. Русский музей в первые послевоенные годы [электронный ресурс]. Режим доступа: https://rusmuseum.ru/news/of-world-war-2 Дата обращения: 22.11.2021.
53. Русский музей и война: уникальные кадры и хроника [Электронный
ресурс]. Режим доступа:
https://rusmuseumvrm.ru/data/events/2018/05/russkiy_muzey_i_voyna/ Дата обращения: 22.11.2021.
54. Русский музей - крупнейшее мировое собрание русского искусства [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://russkiy-muzey.ru Дата обращения: 26.05.2022.
55. Сделано в России. Кто и как создавал Государственный Русский
музей [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://spb.aif.ru/culture/event/1470897 Дата обращения: 25.05.2022.
56. Советская живопись 1950-1960 годов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://smalti.ru/soviet-art/sovetskaya-givopis-1950-godov/ Дата обращения: 06.05.2022.
57. Тайны реставраторов: мастерские Русского музея [Электронный
ресурс]. Режим доступа: https://spbcult.ru/articles/reportagi-i- recenzii/russkij-muzej,-restavracziya-i-petr-i/ Дата обращения:
04.05.2022.
58. Уникальная коллекция древних икон академика Лихачева... Жизнь
ученого «До» и «После» Революции 1917 года [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://zen.yandex.ru/media/sofia_piter/unikalnaia-kollekciia-drevnih- ikon-akademika-lihacheva-jizn-uchenogo-do-i-posle-revoliucii-1917- goda-618fa0d0c4f14b04c1f6ed6f Дата обращения: 23.04. 2022.
59. Филиал Русского музея в городе Малага [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rusmuseum.ru/about/malaga/ Дата обращения: 26.05.2022
60. Хакназаров, Е. Прикоснуться к шедевру: как реставраторы Русского
музея спасают национальное культурное достояние [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://portal-
kultura.ru/articles/dostoyanie/340778-prikosnutsya-k-shedevru-kak- restav Дата обращения: 04.05.2022.
61. Хозяин музея [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://amnesia.pavelbers.com/Zivopis%2082.htm Дата обращения:
06.05.2022.
62.Чижмак, М. Государственный Русский музей [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rulit.me/books/gosudarstvennyj Дата обращения: 05.05.2022.
63.Шкуренок, Н. Владимир Гусев: «Музей должен меняться, и музей не должен меняться» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.theartnewspaper.ru/posts/20210823-bTev/ Дата обращения: 26.05.2022



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ