КОЛЛЕКЦИЯ ЖИВОПИСИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ РУССКОМ МУЗЕЕ: ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ФОРМЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ
|
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКЦИЙ ЖИВОПИСИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ РУССКОМ МУЗЕЕ В XIX В 8
1.1 История создания Государственного Русского музея 8
1.2 Создание коллекции живописи Государственного Русского музея
в XIX в 20
ГЛАВА 2.КОМПЛЕКТОВАНИЕ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОЛЛЕКЦИЙ
ЖИВОПИСИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ РУССКОМ МУЗЕЕ В
ХХВ
.27
2.1 Пополнение коллекций живописи в Государственном Русском
музее в первой половине ХХ в 27
2.2 Комплектование и презентация коллекций живописи в
Государственном Русском музее во второй половине ХХ в 40
ГЛАВА 3. ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОЛЛЕКЦИЙ ЖИВОПИСИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ РУССКОМ МУЗЕЕ В XXI В 47
3.1 Экспозиции и выставки коллекций живописи Государственного
Русского музея в XXI в 47
3.2 Виртуальные формы презентации
коллекций живописи в Государственном Русском музее в XXI в 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 68
1.1 История создания Государственного Русского музея 8
1.2 Создание коллекции живописи Государственного Русского музея
в XIX в 20
ГЛАВА 2.КОМПЛЕКТОВАНИЕ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОЛЛЕКЦИЙ
ЖИВОПИСИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ РУССКОМ МУЗЕЕ В
ХХВ
.27
2.1 Пополнение коллекций живописи в Государственном Русском
музее в первой половине ХХ в 27
2.2 Комплектование и презентация коллекций живописи в
Государственном Русском музее во второй половине ХХ в 40
ГЛАВА 3. ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОЛЛЕКЦИЙ ЖИВОПИСИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ РУССКОМ МУЗЕЕ В XXI В 47
3.1 Экспозиции и выставки коллекций живописи Государственного
Русского музея в XXI в 47
3.2 Виртуальные формы презентации
коллекций живописи в Государственном Русском музее в XXI в 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 68
Актуальность. Музеи сохраняют и представляют культурное наследие, укрепляют культурную идентичность, играют важную роль в воспитании патриотизма. В музее аккумулирован и осмыслен опыт многих поколений. Музей незаменим, ведь каждое новое поколение начинает свой путь с освоения духовного и материального богатства общества, проходит социальную и культурную адаптацию к современному миру. Музеи способны внести существенный вклад в повышение качества жизни всех слоев населения, обеспечивая непрерывность и преемственность в развитии культуры. В формировании положительного имиджа стран неуклонно возрастает роль музеев и культурного наследия .
В зависимости от состава коллекций музеи делятся на профильные группы: художественные музеи; исторические музеи; литературные музеи; искусствоведческие музеи; архитектурные музеи; педагогические музеи; естественно - научные музеи; научно - технические музеи, в. том числе политехнические; отраслевые музеи; комплексные музеи .
Художественные музеи, профильная группа музеев, документирующих развитие искусства, удовлетворяющих эстетическую потребность человека и с этой целью осуществляющих собирание, хранение, изучение, экспонирование и популяризацию произведений искусства. По составу собрания музейного ныне выделяют: музеи изобразительного — национального и зарубежного — искусства, панорамы, слепков музеи, декоративно-прикладного искусства музеи, художественно-промышленные музеи и выставки, народного искусства музеи, мемориальные музеи, посвященные выдающимся художникам, в том числе дома-музеи, музеи- квартиры, музеи-мастерские. Собрания многих художественных музеев включают произведения как изобразительного, так и декоративно-прикладного и народного искусства .
К художественным музеям относится и Государственный Русский музей — крупнейший в мире музей русского искусства, уникальный архитектурно-художественный комплекс в историческом центре Санкт- Петербурга.
Сегодня Русский музей - обширный музейный комплекс, крупнейший авторитетный научно-исследовательский, реставрационно-хранительский и методический центр, курирующий работу всех художественных музеев страны . Разнообразная деятельность ГРМ на современном этапе, в частности, презентация коллекций, сформированных с периода основания музея по настоящее время, требует обобщения, анализа. Определение тенденций и форм в презентации собраний ГРМ, таким образом, является своевременным.
Цель и задачи. Цель работы — выделить этапы формирования коллекций живописи Государственного Русского музея и выявить формы их презентации.
Задачи:
1. Выявить особенности становления коллекции живописи Императорского русского музея им. Александра III и проанализировать процесс ее формирования в XIX в.
2. Проанализировать формы комплектования и презентации коллекции живописи Г осударственного Русского музея в XX в.
3. Определить формы презентации коллекции живописи в Государственном Русском музее в XXI в.
Объект исследования — Г осударственный Русский музей.
Предмет исследования — история формирования и формы презентации коллекции живописи в Государственном Русском музее.
Территориальные рамки работы совпадают с современным географическим расположением г. Санкт-Петербурга.
Хронологические рамки работы охватывают период от XIX до начала XXI вв. - время основания Государственного Русского музея и формирование его художественных коллекций.
Историографический обзор использованной литературы.
По данной теме выпускной квалификационной работы посвящен ряд научных статей. Основные сведения по истории Государственного Русского музея (далее ГРМ) и его собраний представлены в основном разделами в учебных изданиях по истории музейного дела . Отдельные статьи о музеях, в общем, по истории ГРМ и о его коллекциях представлены в Российской музейной энциклопедии .
Военные годы музея подробно рассмотрены в книге Балтуна П.К. «Русский музей — эвакуация, блокада, восстановление: (Из воспоминаний музейного работника)». В данной книге Петр Казимирович рассказывает о ГРМ в период Великой Отечественной войны, о спасении его художественных ценностей в условиях блокады Ленинграда, о культурно¬просветительной и выставочной деятельности в осажденном городе и на Урале, куда были вывезены музейные коллекции . Также военные годы ГРМ рассмотрены в отдельных статьях .
В периодических изданиях опубликованы статьи, посвященные истории Русского музея . Стоит отметить статьи О.А. Туминской, в которых автор описывает культурно-просветительную и экскурсионную работу в Государственном Русском музее . Издательскую деятельность ГРМ подробно описывает в статье Л.Д. Шехурина .
В сети Интернет имеются отдельные обобщенные публикации по истории музея и его выставочной деятельности .
Источники. Основными источниками сведений выступали официальные сайты Государственного Русского музея , Российского этнографического музея и библиотеки Государственного Русского музея , содержащие информацию по истории комплектования собраний данного музея, электронный каталог экспонатов и виртуальный тур по экспозициям.
Методика исследования. В выпускной квалификационной работе использованы следующие методы: анализ, систематизация, синтез, описание.
Апробация. Основные положения работы были представлены в виде докладов для обсуждения по дисциплине «Спецсеминар» на кафедре археологии, этнографии и музеологии института истории и международных отношений Алтайского государственного университета.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и источников, приложения.
В зависимости от состава коллекций музеи делятся на профильные группы: художественные музеи; исторические музеи; литературные музеи; искусствоведческие музеи; архитектурные музеи; педагогические музеи; естественно - научные музеи; научно - технические музеи, в. том числе политехнические; отраслевые музеи; комплексные музеи .
Художественные музеи, профильная группа музеев, документирующих развитие искусства, удовлетворяющих эстетическую потребность человека и с этой целью осуществляющих собирание, хранение, изучение, экспонирование и популяризацию произведений искусства. По составу собрания музейного ныне выделяют: музеи изобразительного — национального и зарубежного — искусства, панорамы, слепков музеи, декоративно-прикладного искусства музеи, художественно-промышленные музеи и выставки, народного искусства музеи, мемориальные музеи, посвященные выдающимся художникам, в том числе дома-музеи, музеи- квартиры, музеи-мастерские. Собрания многих художественных музеев включают произведения как изобразительного, так и декоративно-прикладного и народного искусства .
К художественным музеям относится и Государственный Русский музей — крупнейший в мире музей русского искусства, уникальный архитектурно-художественный комплекс в историческом центре Санкт- Петербурга.
Сегодня Русский музей - обширный музейный комплекс, крупнейший авторитетный научно-исследовательский, реставрационно-хранительский и методический центр, курирующий работу всех художественных музеев страны . Разнообразная деятельность ГРМ на современном этапе, в частности, презентация коллекций, сформированных с периода основания музея по настоящее время, требует обобщения, анализа. Определение тенденций и форм в презентации собраний ГРМ, таким образом, является своевременным.
Цель и задачи. Цель работы — выделить этапы формирования коллекций живописи Государственного Русского музея и выявить формы их презентации.
Задачи:
1. Выявить особенности становления коллекции живописи Императорского русского музея им. Александра III и проанализировать процесс ее формирования в XIX в.
2. Проанализировать формы комплектования и презентации коллекции живописи Г осударственного Русского музея в XX в.
3. Определить формы презентации коллекции живописи в Государственном Русском музее в XXI в.
Объект исследования — Г осударственный Русский музей.
Предмет исследования — история формирования и формы презентации коллекции живописи в Государственном Русском музее.
Территориальные рамки работы совпадают с современным географическим расположением г. Санкт-Петербурга.
Хронологические рамки работы охватывают период от XIX до начала XXI вв. - время основания Государственного Русского музея и формирование его художественных коллекций.
Историографический обзор использованной литературы.
По данной теме выпускной квалификационной работы посвящен ряд научных статей. Основные сведения по истории Государственного Русского музея (далее ГРМ) и его собраний представлены в основном разделами в учебных изданиях по истории музейного дела . Отдельные статьи о музеях, в общем, по истории ГРМ и о его коллекциях представлены в Российской музейной энциклопедии .
Военные годы музея подробно рассмотрены в книге Балтуна П.К. «Русский музей — эвакуация, блокада, восстановление: (Из воспоминаний музейного работника)». В данной книге Петр Казимирович рассказывает о ГРМ в период Великой Отечественной войны, о спасении его художественных ценностей в условиях блокады Ленинграда, о культурно¬просветительной и выставочной деятельности в осажденном городе и на Урале, куда были вывезены музейные коллекции . Также военные годы ГРМ рассмотрены в отдельных статьях .
В периодических изданиях опубликованы статьи, посвященные истории Русского музея . Стоит отметить статьи О.А. Туминской, в которых автор описывает культурно-просветительную и экскурсионную работу в Государственном Русском музее . Издательскую деятельность ГРМ подробно описывает в статье Л.Д. Шехурина .
В сети Интернет имеются отдельные обобщенные публикации по истории музея и его выставочной деятельности .
Источники. Основными источниками сведений выступали официальные сайты Государственного Русского музея , Российского этнографического музея и библиотеки Государственного Русского музея , содержащие информацию по истории комплектования собраний данного музея, электронный каталог экспонатов и виртуальный тур по экспозициям.
Методика исследования. В выпускной квалификационной работе использованы следующие методы: анализ, систематизация, синтез, описание.
Апробация. Основные положения работы были представлены в виде докладов для обсуждения по дисциплине «Спецсеминар» на кафедре археологии, этнографии и музеологии института истории и международных отношений Алтайского государственного университета.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и источников, приложения.
Государственный Русский музей был учрежден в Санкт-Петербурге по Указу императора Николая II в 1895 году и торжественно открыт для посетителей 7(19) марта 1898 года, став первым в России государственным музеем русского изобразительного искусства. В 1992 году Указом Президента Российской Федерации отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов России.
Первоначально музей располагался в залах Михайловского дворца. Собрание музея в этот период насчитывало 1880 произведений живописи, скульптуры, графики и древнерусского искусства, переданные из Императорских дворцов, Эрмитажа и Академии Художеств.
Известно, что будущий Император Александр III увлекался искусством с молодости и даже учился живописи у академика и профессора Академии художеств Николая Тихобразова. Экспозиция, по его замыслу, должна была включать шедевры русских живописцев, доступные для просмотра каждому и соответствовала бы престижу страны, поднятию патриотических настроений. Основу собрания музея составили поступления из Эрмитажа, Академии Художеств, императорских дворцов (Зимнего и пригородных).
Вне основного экскурсионного маршрута экспонировались частные коллекции князей Лобановых-Ростовских, М. К. Тенишевой, Г. Т. Тагарина. В 1897-1907 гг. собрание ГРМ увеличилось в 2 раза, коллекции пополнялись путём приобретений и пожертвований .
Отдельные полотна и целые группы произведений поступали с выставок Исаака Левитана (в 1901 г. - посмертная), В. В. Верещагина (в 1905 г. - посмертная), Я. Ф. Ционглинского (в 1914 г. - посмертная), Товарищества передвижных художественных выставок (Станислава Жуковского, Николая Касаткина, Владимира Маковского), Нового общества художников (Бориса
Кустодиева), от авторов (Александра Головина, Валентина Серова, Михаила Нестерова), от случайных частных владельцев .
В первое десятилетие после Октябрьской революции 1917 года рост коллекции происходил ускоренными темпами, благодаря деятельности Государственного музейного фонда, осуществлявшего в 1921-1928 годы распределение между музеями национализированных сокровищ русского и мирового искусства. В это время в состав собрания вошли и многочисленные частные коллекции .
Также в коллекции музея представлены работы художников — представителей значительных школ, существовавших в советское время . После смерти Казимира Малевича в 1935 году его коллекция была передана сначала на временное хранение, потом часть работ была подарена семьей .
В конце 1950-х — 1970-е гг., благодаря активной деятельности директора ГРМ, Василия Пушкарева, возродилась благородная традиция передачи музею семейных художественных ценностей частными лицами .
С 1954 года в музее была организована собственная экспертно¬закупочная комиссия. В последующие десятилетия регулярными стали поступления произведений современного искусства через министерства культуры СССР и РСФСР, Союз художников, закупки на зональных, республиканских, всесоюзных групповых и персональных выставках .
Сегодня Государственный Русский музей - это музей нового типа. Созданный музейный комплекс является не только красивейшим архитектурным ансамблем, но и местом активного досуга, культурным центром, решающим образовательные, научно-просветительские и
организационные задачи для всех слоев населения, вне зависимости от возраста, образования и социального положения.
В настоящее время коллекция Русского музея насчитывает более 400000 экспонатов и охватывает все исторические периоды и тенденции развития русского искусства, все его основные виды и жанры, направления и школы более чем за 1000 лет: с Х по ХХ! век .
Музейное собрание постоянно пополняется. Немало ценных коллекций и отдельные произведения русского изобразительного искусства безвозмездно передают в дар коллекционеры, авторы и их наследники. Редкие вещи приобретает музей на международном антикварном рынке - на аукционах "Кристи" и "Сотби".
Ежегодно в стенах музея проводится около 50 временных выставок и около десяти - в городах России и за рубежом .
Государственный Русский музей традиционно активно занимается межмузейным сотрудничеством в рамках многочисленных проектов. Это во многом обусловлено тем, что Русский музей является методическим центром, своеобразным «координатором» работы, «куратором» музеев художественного профиля Российской Федерации на государственном уровне. Нередко Русский музей организует на своих площадках масштабные временные выставки, в которых участвуют уникальные произведения со всей России. Но еще более распространенным способом межмузейного взаимодействия является организация выездных выставок Русского музея в стенах музеев-партнеров .
25 марта 2015 года в испанском городе Малага (Андалусия) открылся первый в Европе филиал Русского музея. Ежегодно предполагается проведение трех выставок: одной на протяжении 9 месяцев и двух выставок по 6 месяцев .
Государственный Русский музей активно использует в своей работе современные технологии, создает виртуальные филиалы .Проект «Русский музей: виртуальный филиал» реализуется Русским музеем с 2003 года. Целью проекта является приобщение широкой зрительской аудитории к ценностям российской культуры, историческому прошлому России через свободный доступ к электронно-цифровым и печатным материалам, а также формирование единого культурно-информационного пространства между участниками проекта. В настоящий момент проект вырос в сеть из 209 виртуальных филиалов, которые работают в музеях, учебных заведениях и учреждениях дополнительного образования, науки и культуры в России и за рубежом .
Почти 25 млн. зрителей онлайн-трансляций, посетителей социальных сетей и сайта — с таким впечатляющим итогом Государственный Русский музей пережил тяжелейший 2020 год и занял первое место по посещаемости среди российских музеев, вошедших в ежегодный международный рейтинг The Art Newspaper .
Первоначально музей располагался в залах Михайловского дворца. Собрание музея в этот период насчитывало 1880 произведений живописи, скульптуры, графики и древнерусского искусства, переданные из Императорских дворцов, Эрмитажа и Академии Художеств.
Известно, что будущий Император Александр III увлекался искусством с молодости и даже учился живописи у академика и профессора Академии художеств Николая Тихобразова. Экспозиция, по его замыслу, должна была включать шедевры русских живописцев, доступные для просмотра каждому и соответствовала бы престижу страны, поднятию патриотических настроений. Основу собрания музея составили поступления из Эрмитажа, Академии Художеств, императорских дворцов (Зимнего и пригородных).
Вне основного экскурсионного маршрута экспонировались частные коллекции князей Лобановых-Ростовских, М. К. Тенишевой, Г. Т. Тагарина. В 1897-1907 гг. собрание ГРМ увеличилось в 2 раза, коллекции пополнялись путём приобретений и пожертвований .
Отдельные полотна и целые группы произведений поступали с выставок Исаака Левитана (в 1901 г. - посмертная), В. В. Верещагина (в 1905 г. - посмертная), Я. Ф. Ционглинского (в 1914 г. - посмертная), Товарищества передвижных художественных выставок (Станислава Жуковского, Николая Касаткина, Владимира Маковского), Нового общества художников (Бориса
Кустодиева), от авторов (Александра Головина, Валентина Серова, Михаила Нестерова), от случайных частных владельцев .
В первое десятилетие после Октябрьской революции 1917 года рост коллекции происходил ускоренными темпами, благодаря деятельности Государственного музейного фонда, осуществлявшего в 1921-1928 годы распределение между музеями национализированных сокровищ русского и мирового искусства. В это время в состав собрания вошли и многочисленные частные коллекции .
Также в коллекции музея представлены работы художников — представителей значительных школ, существовавших в советское время . После смерти Казимира Малевича в 1935 году его коллекция была передана сначала на временное хранение, потом часть работ была подарена семьей .
В конце 1950-х — 1970-е гг., благодаря активной деятельности директора ГРМ, Василия Пушкарева, возродилась благородная традиция передачи музею семейных художественных ценностей частными лицами .
С 1954 года в музее была организована собственная экспертно¬закупочная комиссия. В последующие десятилетия регулярными стали поступления произведений современного искусства через министерства культуры СССР и РСФСР, Союз художников, закупки на зональных, республиканских, всесоюзных групповых и персональных выставках .
Сегодня Государственный Русский музей - это музей нового типа. Созданный музейный комплекс является не только красивейшим архитектурным ансамблем, но и местом активного досуга, культурным центром, решающим образовательные, научно-просветительские и
организационные задачи для всех слоев населения, вне зависимости от возраста, образования и социального положения.
В настоящее время коллекция Русского музея насчитывает более 400000 экспонатов и охватывает все исторические периоды и тенденции развития русского искусства, все его основные виды и жанры, направления и школы более чем за 1000 лет: с Х по ХХ! век .
Музейное собрание постоянно пополняется. Немало ценных коллекций и отдельные произведения русского изобразительного искусства безвозмездно передают в дар коллекционеры, авторы и их наследники. Редкие вещи приобретает музей на международном антикварном рынке - на аукционах "Кристи" и "Сотби".
Ежегодно в стенах музея проводится около 50 временных выставок и около десяти - в городах России и за рубежом .
Государственный Русский музей традиционно активно занимается межмузейным сотрудничеством в рамках многочисленных проектов. Это во многом обусловлено тем, что Русский музей является методическим центром, своеобразным «координатором» работы, «куратором» музеев художественного профиля Российской Федерации на государственном уровне. Нередко Русский музей организует на своих площадках масштабные временные выставки, в которых участвуют уникальные произведения со всей России. Но еще более распространенным способом межмузейного взаимодействия является организация выездных выставок Русского музея в стенах музеев-партнеров .
25 марта 2015 года в испанском городе Малага (Андалусия) открылся первый в Европе филиал Русского музея. Ежегодно предполагается проведение трех выставок: одной на протяжении 9 месяцев и двух выставок по 6 месяцев .
Государственный Русский музей активно использует в своей работе современные технологии, создает виртуальные филиалы .Проект «Русский музей: виртуальный филиал» реализуется Русским музеем с 2003 года. Целью проекта является приобщение широкой зрительской аудитории к ценностям российской культуры, историческому прошлому России через свободный доступ к электронно-цифровым и печатным материалам, а также формирование единого культурно-информационного пространства между участниками проекта. В настоящий момент проект вырос в сеть из 209 виртуальных филиалов, которые работают в музеях, учебных заведениях и учреждениях дополнительного образования, науки и культуры в России и за рубежом .
Почти 25 млн. зрителей онлайн-трансляций, посетителей социальных сетей и сайта — с таким впечатляющим итогом Государственный Русский музей пережил тяжелейший 2020 год и занял первое место по посещаемости среди российских музеев, вошедших в ежегодный международный рейтинг The Art Newspaper .





