ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ
КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1 Понятие и сущность доходов коммерческой организации 8
1.2 Методика анализа формирования доходов коммерческой организации 13
1.3 Порядок формирования доходов коммерческой организации 16
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ НА ПРИМЕРЕ ООО «ГЕОТЕХ» . 19
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Геотех» 19
2.2 Анализ формирования доходов ООО «Геотех» 25
2.3 Рекомендации по совершенствованию формирования доходов ООО «Геотех» 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45
ПРИЛОЖЕНИЯ
Деятельность коммерческой организации предполагает получение доходов и осуществление расходов. Эффективное управление доходами организации способствует достижению оптимального уровня прибыли, поддержанию конкурентоспособности, стабильности спроса на продукцию или услуги, осуществлению развития. Процесс формирования доходов важен для любой коммерческой организации, которая функционирует на рынке товаров, работ и услуг.
В настоящее время увеличивается самостоятельность хозяйствующих субъектов, а также их экономическая и юридическая ответственность. В этих условиях существенно увеличивается роль анализа формирования доходов.
Показатели доходов коммерческой организации составляют основу для расчета показателей финансовых результатов, которые характеризуют абсолютную эффективность деятельности организации. Кроме того, обеспечение высокого уровня доходности способствует росту успешности, финансовой устойчивости, повышению конкурентоспособности и деловой активности коммерческой организации на рынке. Это и обусловливает актуальность анализа формирования доходов. Анализ формирования доходов позволяет обеспечить рост прибыли, которая является источником роста и развития коммерческих организаций. Таким образом, роль доходов в деятельности коммерческой организации очень велика.
Изучению вопросов формирования доходами коммерческих организаций посвящены труды таких авторов как А.С. Выскребенцева, К.Л. Ермакова, А.И. Закурдаева, А.В. Запорожцев, Г.С. Ивлева, К.В. Казарян, Я.Н. Калмыкова, В.В. Ковалев, В.В. Коршунов, А.Д. Кузнецова, Ю.Е. Кутернега, К.Д. Муха, А.А. Ожигина, Е.А. Панфилова, С.В. Соколова, Л.А. Червань, Л.Н. Чечевицына, Т.К. Руткаускас и др. Изучению вопросов анализа доходов и расходов коммерческой организации посвящены труды таких авторов как М. И. Баканов, В. И. Бариленко, О. В. Баскакова, Е. А. Брыкина, О. Н. Ганюта, О. С. Дарьина, Е. Е. Дергачева, А. П. Понкратова, Е.Е. Румянцева, Г. В. Савицкая, С. Б. Тюрин, Г. В. Шадрина, А. Д. Шеремет и др.
Таким образом, существует большое количество научных работ, выясняющих различные стороны управления доходами коммерческой организации, которое является важным элементом ее функционирования. Вместе с тем, ряд вопросов повышения эффективности формирования доходов требуют дополнительных исследований, которые дают возможность решить многие вопросы функционирования коммерческой организации.
Цель - выявление проблем и разработка рекомендаций по совершенствованию формирования доходов коммерческой организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и сущность доходов коммерческой организации;
- рассмотреть методику анализа формирования доходов коммерческой организации;
- определить порядок формирования доходов коммерческой организации;
- провести анализ формирования доходов коммерческой организации;
- разработать рекомендации по совершенствованию формирования доходов.
Объектом исследования являются доходы коммерческой организации, а предметом - формирование доходов ООО «Геотех».
Основными методами исследования являются анализ, синтез, описание, сравнение и обобщение, структурно-функциональный анализ, математико-статистический анализ Метод анализа состоял в анализе явлений и процессов. Методы анализа используемые в работе: экономический, статистический, анализ абсолютных и относительных показателей. Метод синтеза состоял в соединении некоторых исследуемых признаков или свойств объекта в единое целое.
Теоретическую и методическую основу исследования составили учебная, учебно-методическая и научная литература по экономике, финансам, финансовому менеджменту, финансовому анализу, нормативно-правовые акты, материалы периодической печати, данные отчетности ООО «Геотех».
Практическая значимость заключается в возможности использования разработанных рекомендаций по оптимизации формирования доходов коммерческих организаций.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении представлена актуальность выбранной темы, сформулированы цели, задачи, предмет и объект выпускной квалификационной работы. Также отражены методологическая, практическая и информационная базы, применяемые в работе.
В первой главе представлены теоретические аспекты формирования доходов коммерческой организации, рассмотрено понятие и сущность доходов коммерческой организации, методика анализа формирования доходов коммерческой организации и порядок формирования доходов коммерческой организации. Во второй главе проведен анализ формирования доходов коммерческой организации и разработаны рекомендации по совершенствованию формирования доходов.
В заключении представлены основные выводы по результатам проведенного исследования.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, решены поставленные задачи изучено понятие и сущность доходов коммерческой организации; рассмотрена методика анализа формирования доходов коммерческой организации; определен порядок формирования доходов коммерческой организации; проведен анализ формирования доходов коммерческой организации; разработаны рекомендации по совершенствованию формирования доходов.
Показатели доходов коммерческой организации составляют основу для расчета показателей финансовых результатов, которые характеризуют абсолютную эффективность деятельности организации. Анализ формирования доходов коммерческой организации осуществляется в несколько этапов. В процессе анализа доходов и расходов исследуется их состав, структура и динамика за определенный период времени. На заключительном этапе осуществляется разработка практических предложений и рекомендаций по результатам проведенного анализа, а также обосновываются пути оптимизации формирования коммерческой организации.
По результатам анализа формирования доходов ООО «Геотех» были сделаны следующие выводы.
ООО «Геотех» - компания которая занимается торговлей и установкой навигационного оборудования для сельскохозяйственной техники. Основными целями финансово-хозяйственной деятельности ООО «Геотех» являются следующие: обеспечение существования компании на рынке; максимизация прибыли; оптимальное увеличение объема сбыта.
За исследуемый период в ООО «Геотех» наблюдается снижение выручки, которое связно, прежде всего, с введением санкций против России со стороны Запада. В целом, за исследуемый период ООО «Геотех» функционирует не достаточно эффективно, так как наблюдается снижение основных экономических показателей, таких как выручка, прибыль от продаж и чистая прибыль.
Наибольшую долю в структуре доходов ООО «Геотех» имеют доходы от основного вида деятельности - реализации навигационного оборудования. Однако за исследуемый период наблюдается снижение данного показателя. Наибольшую долю в структуре продаж ООО «Геотех» имеют полевые подруливающие устройства и системы автоматического вождения. Наиболее слабой является группа дисплеев, что связано с высокой стоимостью как самого товара, так и расходных материалов и комплектующих. Это связано с колебанием курса доллара, а также с перебоями в поставках. Издержки обращения ООО «Геотех» имеют динамику снижения и за исследуемый период. Это, прежде всего, связано со снижением объемов продаж навигационного оборудования, а соответственно и объема закупа. ООО «Геотех» при ценообразовании использует метод полных издержек. Исходя из данного метода определяется возможность получения прибыли с использованием торговой наценки. При этом базовая торговая наценка составляет 25%. уровень маржи ООО «Геотех», рассчитанный как разница между выручкой и издержками, за исследуемый период имеет положительное значение. Следовательно, полученная предприятием выручка полностью покрыла все издержки предприятия. Цена закупа увеличилась наибольшими темпами, чем розничная цена, по которой оборудование реализуется конечному потребителю. За исследуемый период наблюдается снижение рентабельности продукции ООО «Геотех». Это, прежде всего, связано с ростом закупочных цен на оборудование, увеличением тарифов на транспортные услуги, а также снижением объема продаж оборудования конечному потребителю.
В целях решения выявленных проблем ООО «Геотех» рекомендуется рассчитывать стоимость установки навигационного оборудования и его сервисного обслуживания отдельно по каждому клиенту компании. Это позволит увеличить доходы предприятия и усовершенствовать процесс формирования доходов. Необходимо отметить, что услуги по установке оборудования заложены в его стоимости как одна из составляющих. Стоимость установки не зависит от того, в каком районе края находится клиент. Расчет стоимости установки оборудования рекомендуется по таким параметрам как: удаленность предприятия-клиента от г. Барнаула; сложность установки.
Так как клиенты ООО «Геотех» расположены в различных районах Алтайского края и других регионах, то расчет удаленности рекомендуется производить путем произведения километража на 20 рублей. В данную сумму входят затраты на горючее, амортизационные расходы на содержание транспортного средства и зарплата инженера. Для расчета сложности установки оборудования рекомендуется введение коэффициентов для каждого вида оборудования. Наибольший коэффициент сложности установки имеет набор гидравлики, так как его установка непосредственно требует больших физических затрат инженера. Наименьший - дисплеи и контроллеры движения. Услуги по установки оборудования включают выезд инженера, обследование техники, непосредственно установка оборудования, калибровка оборудования, консультация клиента по работе оборудования. Даже если каждое предприятие - клиент ООО «Геотех» в прогнозном периоде приобретет по одной единице дисплея это позволит увеличить выручку на 335060 руб.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 05.08.2000 №117 -ФЗ (ред. от 09.03.2022 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - №2. - ст. 3340.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 25.02.2021 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - №32. - ст. 3301.
3. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 6.12.2011 г. №402 - ФЗ. (в ред. 30.12.2021 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - №50. - Ст. 7344.
4. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный
закон от 8.02.1998 г. №14-ФЗ. (в ред. 25.02.2022 г.) // Собрание
законодательства РФ. - 1998. - №7. - Ст. 785.
5. Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Доходы организаций» ПБУ 9/99: Приказ Минфина России от 06.05.1999 №32н (ред. 6.04.2015 г.) // Российская газета. - 1999. - №24
6. Баканов, М.И. Теория экономического анализа: учебник / М.И. Баканов, М.В. Мельник, А.Д. Шеремет. - М.: Финансы и статистика, 2018. - 536 с.
7. Бариленко, В.И. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебник и практикум для академического бакалавриата / В.И. Бариленко. - М.: Изд-во Юрайт, 2018. - 455 с.
8. Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации): учебник для бакалавров / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. - М.: ИТК Дашков и К, 2017. - 372 с.
9. Брыкина, Е.А. Особенности анализа прибыли предприятия / Е.А. Брыкина, И.В. Гелета // Аллея науки. - 2018. - №8. - С. 521.
10. Воробъева, Д.А. Порядок формирования доходов и расходов организации для целей налогообложения прибыли / Д.А. Воробъева, О.Е.
Дронов, Н.Н. Губернаторова // Калужский экономический вестник. - 2019. - №2. - С. 37-41.
11. Выскребенцева, А.С. Учет доходов и анализ источников доходов в учреждении культуры / А.С. Выскребенцева // Инновационная экономика: материалы IV Междунар. науч. конф. - Казань: Бук, 2017. - С. 48-52.
12. Ганюта, О.Н. Проблемы финансового анализа доходов и расходов в организации / О.Н. Ганюта, А.В. Вахитов // Аллея науки. - 2019. - № 2. - С. 439-442
13. Герасимова, Л.Н. Особенности формирования доходов и расходов компании / Л.Н. Герасимова // Аудит и финансовый анализ - 2018. - № 2. - С. 36-38.
14. Дарьина, О.С. Методология анализа и учета доходов и расходов на предприятии / О.С. Дарьина // Молодой ученый. - 2017. - № 11. - С. 102-103
15. Дергачева, Е.Е. Анализ доходов и расходов в формировании финансовых результатов в коммерческой организации / Е. Е. Дергачева // Экономика и жизнь. - 2017. - № 11 - С. 66-68
16. Ермакова, К.Л. Анализ управления издержками на предприятии / К.Л. Ермакова, К.В. Штоколова, А.Р. Тусаева // Современные научные исследования и инновации. - 2018. - № 1. - С. 17-23.
17. Закурдаева, А.И. Экономическое понятие доходов и расходов предприятия / А.И. Закурдаева, О.С. Дьяконова // Молодой ученый. - 2018. - №49. - С. 347-349.
18. Запорожцев, А.В. Системный подход к управлению доходами организации / А. В. Запорожцев // Фундаментальные исследования. - 2017. - №7. - С. 30-34
19. Ивлева, Г.С. Инновационные методы расчетов доходов и расходов в организации / Г. С. Ивлева // Вектор экономики. - 2018. - № 2. - С. 9-13
20. Ковалев, В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика / В.В. Ковалев. - М.: Проспект, 2017. - 1103 с.
21. Коршунов, В.В. Экономика организации (предприятия): учебник и практикум для вузов / В.В. Коршунов. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 347 с.
22. Крюкова, А. А. Формирование и структура доходов коммерческой организации и их анализ / А. А. Крюкова // Молодой ученый. - 2019. - № 52. - С. 373-376.
23. Кутернега, Ю.Е Пути повышения прибыли предприятия в современных условиях / Ю.Е. Кутернега // Символ науки. - 2017. - №4. - С. 119-121
24. Муха, К.Д. Стратегическое управление доходами предприятия / К.Д. Муха // Молодой ученый. - 2019. - № 52. - С. 384-387.
25. Никонов, В.А. Понятия и виды доходов и расходов коммерческой организации / В.А. Никонов // Economics. - 2019. - №3. - С. 54-57.
26. Ожигина, А.А. Управление доходами и расходами современного предприятия / А. А. Ожигина // Молодой ученый. - 2021. - №51. - С. 107-109.
27. Панфилова, Е.А. Учет и анализ доходов и расходов в организации / Е. А. Панфилова // Молодой ученый. - 2020. - № 17. - С. 364-368.
28. Понкратова, А.П. Анализ финансовых результатов деятельности организации / А.П. Понкратова, В.Н. Цыганкова // Современные научные исследования и инновации. - 2019. - № 5. С. 45-49.
29. Рощупкина, Т.С. Источники и методика анализа доходов, расходов и финансовых результатов организации / Т. С. Рощупкина, Н. Н. Никитина // Инновционная экономика. - 2019. - №5. - С. 172-175.
30. Румянцева, Е. Е. Экономический анализ: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.Е. Румянцева. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 381 с.
31. Савицкая, Г.В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г. В. Савицкая. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 608 с.
32. Садиков, И.Р. Современные пути управления доходами и расходами организации / И.Р. Садиков // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - №32. - С. 642-644.
33. Соколова, С.В. Экономика организации: учебник / С.В. Соколова. - М.: Academia, 2017. - 128 с.
34. Тюрин, С.Б. Методика анализа финансовых результатов деятельности предприятия / С.Б. Тюрин, А. Д. Бурыкин // БИСТ. - 2019. - №1. - С. 37-45.
35. Червань, Л.А. Экономическое содержание и виды доходов и расходов коммерческого предприятия / Л. А. Червань // Инновационная наука. - 2018. - №3. - С. 77-81.
36. Шадрина, Г.В. Экономический анализ: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г.В. Шадрина. - М.: Юрайт, 2019. - 431 с.
37. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа: учебно¬
методическое пособие / А.Д. Шеремет, Е.А. Козельцева. - М.: Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 2020. - 200 с.
38. Экономика организации (предприятия): учебное пособие / Под ред. Т.К. Руткаускас. - Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2018. - 260 с.
39. Экономика организации: учебник и практикум для академического бакалавриата / Под ред. Л.А. Чалдаевой, А.В. Шарковой. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 361 с.
40. Экономика предприятия: учебник / Под ред. В.И. Гришина, Я.П. Силина. - М.: КНОРУС, 2019. - 472 с.