ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА, ОСЛОЖНЕННОГО ИНОСТРАННЫМ ЭЛЕМЕНТОМ
|
Глава Г ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА.... 6
1.1. Понятие исполнительного производства и его место в системе права 6
1.2. Правоотношения, возникающие в ходе принудительного исполнения 12
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ И ИСТОЧНИКИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА С ИНОСТРАННЫМ ЭЛЕМЕНТОМ 17
2.1. Особенности исполнительного производства, осложненного иностранным
элементом 17
2.2. Национальные источники правового регулирования исполнительного
производства 26
2.3. Источники правового регулирования исполнительного производства
международного уровня 31
Глава 3. ПРИЗНАНИЕ И ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ ИНОСТРАННЫХ СУДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 35
3.1. Условия допустимости признания и исполнения решений иностранных
судов в Российской Федерации 35
3.2. Порядок обращения иностранных судебных решений к исполнению в
Российской Федерации 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
1.1. Понятие исполнительного производства и его место в системе права 6
1.2. Правоотношения, возникающие в ходе принудительного исполнения 12
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ И ИСТОЧНИКИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА С ИНОСТРАННЫМ ЭЛЕМЕНТОМ 17
2.1. Особенности исполнительного производства, осложненного иностранным
элементом 17
2.2. Национальные источники правового регулирования исполнительного
производства 26
2.3. Источники правового регулирования исполнительного производства
международного уровня 31
Глава 3. ПРИЗНАНИЕ И ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ ИНОСТРАННЫХ СУДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 35
3.1. Условия допустимости признания и исполнения решений иностранных
судов в Российской Федерации 35
3.2. Порядок обращения иностранных судебных решений к исполнению в
Российской Федерации 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
Отличительными чертами современного мира являются глобализация мирового хозяйства, интенсификация международной экономической интеграции, увеличение международной мобильности населения, активизация научного, образовательного и культурного взаимодействия, а также тенденция к цифровизации все большего количества сфер общественной жизни.
Взаимозависимость государств обусловливает расширение отношений между людьми независимо от их гражданства и места проживания, а также рост деловых контактов между юридическими лицами различных стран, что неизбежно приводит к возникновению юридических споров, разрешаемых компетентными органами. Правоприменительные решения последних не всегда исполняются обязанными лицами добровольно, в связи с чем возникает необходимость в их принудительном исполнении в рамках исполнительного производства, которое, в силу осложненности иностранным элементом, имеет ряд особенностей.
Изучение особенностей исполнительного производства, осложненного иностранным элементом, является важным условием для эффективной реализации прав участников отношений по принудительному исполнению, исключения ошибок судебной и правоприменительной практики. Это, в конечном итоге, будет создавать предпосылки для реального восстановления нарушенных прав, то есть достижения задач судопроизводства, что поспособствует социально-политической стабильности правового государства, которым согласно Конституции является Россия .
Участие иностранных лиц в исполнительном производстве в большинстве случаев обусловлено предварительным обращением к компетентному российскому суду, в полномочия которого входит подтверждение возможности исполнения на территории РФ судебного акта, постановленного за рубежом, и
дача санкции на его принудительное исполнение (процедура признания и принудительного исполнения решения иностранного суда).
Незнание условий, при наличии которых возможно признание и исполнение иностранных судебных решений в России, а также важных моментов названной процедуры может послужить достаточным препятствием к получению заинтересованными в исполнении иностранного судебного акта лицами положительного результата либо привести к судебным ошибкам и, как следствие, негативно отразиться на эффективности правосудия как универсального (а иногда и единственного) способа защиты прав и охраняемых законом интересов, что в конечном итоге может повлечь нарушение права на справедливое судебное разбирательство, гарантированное каждому ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод , что является недопустимым в силу принятых на себя Россией международных обязательств.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере принудительного исполнения судебных актов. Предметом исследования выступают совокупность правовых норм, затрагивающих вопросы принудительного исполнения; правоприменительная (судебная) практика, а также положения юридической науки.
Цель данной работы - изучить правовую природу и особенности исполнительного производства, осложненного иностранным элементом, а также процедуру признания и обращения иностранного судебного решения к принудительному исполнению на территории РФ. В связи с поставленной целью выдвигаются следующие задачи исследования:
- исследовать понятие исполнительного производства;
- выявить правовую природу исполнительного производства, его место в системе права;
- рассмотреть субъектов, объект и содержание правоотношений, возникающих в ходе принудительного исполнения;
- проанализировать нормативные правовые акты и выявить особенности правоотношений, возникающих в ходе исполнительного производства, осложненного иностранным элементом;
- рассмотреть российские и международные источники правового регулирования исполнительного производства с иностранным элементом;
- путем анализа норм и судебной практики определить условия, при которых в РФ допустимо признание и исполнение иностранных судебных решений;
- установить особенности процедуры признания и принудительного исполнения решений иностранных судов в РФ.
Методологическую основу исследования составили научные методы системного анализа и синтеза, позволившие выявить особенности исполнительного производства с иностранным элементом и процедуры признания и принудительного исполнения решений иностранных судов; формально-юридический; статистический; метод сравнения.
По теме исследования исполнительного производства, в том числе осложненного иностранным элементом, а также вопросов признания и принудительного исполнения иностранных судебных решений, традиционно рассматриваемых в рамках науки процессуального права, следует отметить труды А. Т. Боннера, Д. X. Валеева, М. Л. Гальперина, В. А. Гуреева, А. А. Исаенкова, О. В. Исаенковой, К. Г. Килоева, А. А. Костина, Д. Я. Малешина, И. В. Решетниковой, А. Н. Сарычева, И. О. Хлестовой, В. В. Яркова и других ученых-юристов. Выводы, сделанные исследователями, составили теоретическую основу настоящей работы.
Нормативная база представлена Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, зарубежными и международными нормативными правовыми актами.
Структура магистерской диссертации определена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения и библиографического списка.
Взаимозависимость государств обусловливает расширение отношений между людьми независимо от их гражданства и места проживания, а также рост деловых контактов между юридическими лицами различных стран, что неизбежно приводит к возникновению юридических споров, разрешаемых компетентными органами. Правоприменительные решения последних не всегда исполняются обязанными лицами добровольно, в связи с чем возникает необходимость в их принудительном исполнении в рамках исполнительного производства, которое, в силу осложненности иностранным элементом, имеет ряд особенностей.
Изучение особенностей исполнительного производства, осложненного иностранным элементом, является важным условием для эффективной реализации прав участников отношений по принудительному исполнению, исключения ошибок судебной и правоприменительной практики. Это, в конечном итоге, будет создавать предпосылки для реального восстановления нарушенных прав, то есть достижения задач судопроизводства, что поспособствует социально-политической стабильности правового государства, которым согласно Конституции является Россия .
Участие иностранных лиц в исполнительном производстве в большинстве случаев обусловлено предварительным обращением к компетентному российскому суду, в полномочия которого входит подтверждение возможности исполнения на территории РФ судебного акта, постановленного за рубежом, и
дача санкции на его принудительное исполнение (процедура признания и принудительного исполнения решения иностранного суда).
Незнание условий, при наличии которых возможно признание и исполнение иностранных судебных решений в России, а также важных моментов названной процедуры может послужить достаточным препятствием к получению заинтересованными в исполнении иностранного судебного акта лицами положительного результата либо привести к судебным ошибкам и, как следствие, негативно отразиться на эффективности правосудия как универсального (а иногда и единственного) способа защиты прав и охраняемых законом интересов, что в конечном итоге может повлечь нарушение права на справедливое судебное разбирательство, гарантированное каждому ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод , что является недопустимым в силу принятых на себя Россией международных обязательств.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере принудительного исполнения судебных актов. Предметом исследования выступают совокупность правовых норм, затрагивающих вопросы принудительного исполнения; правоприменительная (судебная) практика, а также положения юридической науки.
Цель данной работы - изучить правовую природу и особенности исполнительного производства, осложненного иностранным элементом, а также процедуру признания и обращения иностранного судебного решения к принудительному исполнению на территории РФ. В связи с поставленной целью выдвигаются следующие задачи исследования:
- исследовать понятие исполнительного производства;
- выявить правовую природу исполнительного производства, его место в системе права;
- рассмотреть субъектов, объект и содержание правоотношений, возникающих в ходе принудительного исполнения;
- проанализировать нормативные правовые акты и выявить особенности правоотношений, возникающих в ходе исполнительного производства, осложненного иностранным элементом;
- рассмотреть российские и международные источники правового регулирования исполнительного производства с иностранным элементом;
- путем анализа норм и судебной практики определить условия, при которых в РФ допустимо признание и исполнение иностранных судебных решений;
- установить особенности процедуры признания и принудительного исполнения решений иностранных судов в РФ.
Методологическую основу исследования составили научные методы системного анализа и синтеза, позволившие выявить особенности исполнительного производства с иностранным элементом и процедуры признания и принудительного исполнения решений иностранных судов; формально-юридический; статистический; метод сравнения.
По теме исследования исполнительного производства, в том числе осложненного иностранным элементом, а также вопросов признания и принудительного исполнения иностранных судебных решений, традиционно рассматриваемых в рамках науки процессуального права, следует отметить труды А. Т. Боннера, Д. X. Валеева, М. Л. Гальперина, В. А. Гуреева, А. А. Исаенкова, О. В. Исаенковой, К. Г. Килоева, А. А. Костина, Д. Я. Малешина, И. В. Решетниковой, А. Н. Сарычева, И. О. Хлестовой, В. В. Яркова и других ученых-юристов. Выводы, сделанные исследователями, составили теоретическую основу настоящей работы.
Нормативная база представлена Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, зарубежными и международными нормативными правовыми актами.
Структура магистерской диссертации определена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения и библиографического списка.
По итогам проведенного исследования можно отметить, что в современном мире в настоящее время активно развиваются отношения между людьми независимо от их гражданства и места проживания, а также растет число деловых контактов между юридическими лицами различных стран, что неизбежно приводит к возникновению юридических споров, разрешаемых компетентными органами. Однако правоприменительные решения этих органов не всегда исполняются обязанными лицами добровольно, в связи с чем возникает необходимость в их принудительном исполнении в рамках исполнительного производства - заключительной стадии гражданского, арбитражного и административного судопроизводства, на которой вынесенный по делу судебный акт реализуется в принудительном порядке.
Правоотношения в исполнительном производстве возникают между взыскателем, должником (как правило - бывшими истцом и ответчиком по делу), судебным приставом-исполнителем и иными участниками исполнительного производства. Складываются такие отношения по поводу принудительного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований.
Иностранное лицо-участник исполнительного производства, иностранный исполнительный документ и место совершения исполнительных действий, находящееся за пределами РФ, - это те иностранные элементы, которыми может быть осложнено правоотношение, возникшее в ходе исполнительного производства.
В исполнительном производстве, по которому в качестве должника выступает иностранное государство, имеются специфические особенности - это привилегии, обусловленные его статусом, позволяющие на законных основаниях уклоняться от исполнения возложенных на него судебным актом обязанностей (юрисдикционные иммунитеты). Эти иммунитеты должны быть применены судом или судебным приставом-исполнителем, если государством в установленном порядке не заявлен отказ от них.
Конституция РФ прямо не устанавливает, к чьим предметам ведения относится правовое регулирования исполнительного производства - исключительно Российской Федерации или Федерации и ее субъектов совместно. Так как по вопросам регулирования исполнительного производства нет ни одного нормативного правового акта органов власти субъектов РФ или органов местного самоуправления, правовое регулирование исполнительного производства находится в исключительном ведении органов государственной власти Российской Федерации.
Федеральными органами власти как на законодательном, так и на подзаконном уровне приняты различные нормативные правовые акты, регламентирующие процедуру принудительного исполнения: федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ, ведомственные документы органа принудительного исполнения - Федеральной службы судебных приставов.
Международные документы составляют большой массив среди источников правового регулирования исполнительного производства. Особенно это касается регламентации отношений по принудительному исполнению, осложненных иностранным элементом. К ним относятся как универсальные документы о правах человека, так и много- и двусторонние договоры о правовой помощи, действующие для Российской Федерации. Отдельные нормы, касающиеся исполнения судебных решений, содержат также специальные международные конвенции, посвященные отдельным вопросам гражданского процесса с участием иностранных лиц.
Предпосылкой участия иностранных лиц в исполнительном производстве является получение разрешения на принудительное исполнение решения, вынесенного иностранным судом, от компетентного суда РФ (экзекватура).
Закон в качестве условия признания и разрешения принудительного исполнения на территории РФ решений иностранных судов устанавливает наличие международного договора по соответствующему вопросу, действующего между Россией и государством, от суда которого исходит решение. Однако на практике суды идут вразрез с нормой закона и выдают экзекватуру на исполнение решений иностранных судов, руководствуясь началами взаимности или принципом международной вежливости. Такой подход является недопустимым, ввиду чего имеется необходимость реформирования института признания и принудительного исполнения иностранных судебных решений путем расширения оснований для признания и принудительного исполнения, например, исключения требования о наличии международного договора, а также либо установления в качестве основания принципа взаимности, либо открытого режима признания, основанного на принципе международной вежливости и исключающего требование о наличии и международного договора, и начал взаимности.
Однако достаточно подробная регламентация процедур исполнительного производства, а также признания и принудительного исполнения иностранных судебных решений, тем не менее, не лишена противоречий и пробелов, когда это отношения осложнены иностранным элементом. Как правило, потенциальными пользователями соответствующих положений законов являются иностранные граждане, юридические лица, либо иностранные государства в лице органов власти. Наличие противоречий как между двумя кодифицированными актами (ГПК РФ и АПК РФ) при одинаковой природе рассматриваемых вопросов, так и между нормами одного закона, производят негативное впечатление у иностранных пользователей, что само по себе не может не отражаться на уважении и доверии как к российским органам правосудия, так и к России в целом.
В связи с этим считаем, что законодателю необходимо продолжить работу по совершенствованию правового регулирования исполнительного производства и процедуры признания и принудительного исполнения иностранных судебных актов с целью минимизации ошибок правоприменительной практики, недопущения нарушения прав участников соответствующих отношений и скорейшего восстановления нарушенных прав, для чего и существует вся процедура принудительного исполнения.
Правоотношения в исполнительном производстве возникают между взыскателем, должником (как правило - бывшими истцом и ответчиком по делу), судебным приставом-исполнителем и иными участниками исполнительного производства. Складываются такие отношения по поводу принудительного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований.
Иностранное лицо-участник исполнительного производства, иностранный исполнительный документ и место совершения исполнительных действий, находящееся за пределами РФ, - это те иностранные элементы, которыми может быть осложнено правоотношение, возникшее в ходе исполнительного производства.
В исполнительном производстве, по которому в качестве должника выступает иностранное государство, имеются специфические особенности - это привилегии, обусловленные его статусом, позволяющие на законных основаниях уклоняться от исполнения возложенных на него судебным актом обязанностей (юрисдикционные иммунитеты). Эти иммунитеты должны быть применены судом или судебным приставом-исполнителем, если государством в установленном порядке не заявлен отказ от них.
Конституция РФ прямо не устанавливает, к чьим предметам ведения относится правовое регулирования исполнительного производства - исключительно Российской Федерации или Федерации и ее субъектов совместно. Так как по вопросам регулирования исполнительного производства нет ни одного нормативного правового акта органов власти субъектов РФ или органов местного самоуправления, правовое регулирование исполнительного производства находится в исключительном ведении органов государственной власти Российской Федерации.
Федеральными органами власти как на законодательном, так и на подзаконном уровне приняты различные нормативные правовые акты, регламентирующие процедуру принудительного исполнения: федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ, ведомственные документы органа принудительного исполнения - Федеральной службы судебных приставов.
Международные документы составляют большой массив среди источников правового регулирования исполнительного производства. Особенно это касается регламентации отношений по принудительному исполнению, осложненных иностранным элементом. К ним относятся как универсальные документы о правах человека, так и много- и двусторонние договоры о правовой помощи, действующие для Российской Федерации. Отдельные нормы, касающиеся исполнения судебных решений, содержат также специальные международные конвенции, посвященные отдельным вопросам гражданского процесса с участием иностранных лиц.
Предпосылкой участия иностранных лиц в исполнительном производстве является получение разрешения на принудительное исполнение решения, вынесенного иностранным судом, от компетентного суда РФ (экзекватура).
Закон в качестве условия признания и разрешения принудительного исполнения на территории РФ решений иностранных судов устанавливает наличие международного договора по соответствующему вопросу, действующего между Россией и государством, от суда которого исходит решение. Однако на практике суды идут вразрез с нормой закона и выдают экзекватуру на исполнение решений иностранных судов, руководствуясь началами взаимности или принципом международной вежливости. Такой подход является недопустимым, ввиду чего имеется необходимость реформирования института признания и принудительного исполнения иностранных судебных решений путем расширения оснований для признания и принудительного исполнения, например, исключения требования о наличии международного договора, а также либо установления в качестве основания принципа взаимности, либо открытого режима признания, основанного на принципе международной вежливости и исключающего требование о наличии и международного договора, и начал взаимности.
Однако достаточно подробная регламентация процедур исполнительного производства, а также признания и принудительного исполнения иностранных судебных решений, тем не менее, не лишена противоречий и пробелов, когда это отношения осложнены иностранным элементом. Как правило, потенциальными пользователями соответствующих положений законов являются иностранные граждане, юридические лица, либо иностранные государства в лице органов власти. Наличие противоречий как между двумя кодифицированными актами (ГПК РФ и АПК РФ) при одинаковой природе рассматриваемых вопросов, так и между нормами одного закона, производят негативное впечатление у иностранных пользователей, что само по себе не может не отражаться на уважении и доверии как к российским органам правосудия, так и к России в целом.
В связи с этим считаем, что законодателю необходимо продолжить работу по совершенствованию правового регулирования исполнительного производства и процедуры признания и принудительного исполнения иностранных судебных актов с целью минимизации ошибок правоприменительной практики, недопущения нарушения прав участников соответствующих отношений и скорейшего восстановления нарушенных прав, для чего и существует вся процедура принудительного исполнения.
Подобные работы
- Правовое регулирование трудовых отношений с иностранным участием
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (12.00.14)
Диссертации (РГБ), налоговое право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСГРАНИЧНОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - Особенности правового регулирования иностранной инвестиционной деятельности недропользования в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2022 - Признание и исполнение иностранных судебных решений в
Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - ПРИЗНАНИЕ И ПРИВЕДЕНИЕ В ИСПОЛНЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ СПОРАМ В ЕАЭС И ЕС
Диссертация , юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВАЯ ПРИРОДА
АРБИТРАЖНОГО СОГЛАШЕНИЯ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Особенности трудовой миграции в российской экономике в современных условиях
Дипломные работы, ВКР, мировая экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОКАЗАНИЮ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016





