Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности трудовой миграции в российской экономике в современных условиях

Работа №63370

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

мировая экономика

Объем работы87
Год сдачи2016
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
320
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретике - методологические основы изучения трудовой миграции ... 6
1.1. Понятие трудовой миграции: сущность и виды 7
1.2. Развитие теории трудовой миграции в экономической науке 13
1.3. Объективные условия и предпосылки трудовой миграции 27
Глава II. Состояние трудовой миграции в России в современных условиях 33
2.1 Участие России в трудовой миграции 33
2.2. Структура и динамика трудовой миграции 38
2.3. Основные проблемы трудовой миграции 48
Глава III Перспективы развития государственного регулирования трудовой миграции 57
3.1. Последствия трудовой миграции 57
3.2. Основные направления совершенствования государственного регулирования 65
Заключение 78
Список использованной литературы 83

В современных условиях социально-экономического развития России, постановки и решения задач, связанных с модернизацией национальной экономики, особое значение приобретает грамотно выстроенная
государственная политика в области трудовой миграции. В первую очередь она должна быть направлена на эффективное распределение и использование трудового потенциала по отраслевой и территориальной структуре экономики Российской Федерации.
Рост промышленного производства в современной России как фактор стабилизации экономики должен быть обеспечен постоянным воспроизводством трудовых ресурсов. Для этого необходимо проводить активную политику занятости, использовать гибкие методы и инструменты при осуществлении профессиональной подготовки и переподготовки кадров, повышении конкурентоспособности работников, способствовать улучшению профессиональной ориентации населения и территориальной мобильности незанятых граждан. Свое место в реализации данной политики должна занять и трудовая миграция.
Потенциал трудовой миграции следует оценивать исходя из реализации долгосрочной стратегии воспроизводства трудовых ресурсов и использовать в практике разрешения противоречий в социально-трудовой сфере.
При этом необходимо четко понимать, что наряду с внешней трудовой миграцией, которая, несмотря на ее необходимость, часто приводит к межэтническим конфликтам, внутренняя или межрегиональная трудовая миграция, особенно по отношению к высококвалифицированным кадрам, должна получать поддержку со стороны государства, так как это способствует повышению эффективности политики занятости населения страны. Труд иностранных работников, особенно в крупных городах, стал структурообразующим фактором экономики, которая не в состоянии эффективно функционировать без привлечения трудовых мигрантов.
Актуальность исследования. В связи с процессами реструктуризации российской экономики на повестку дня выходит проблема регулирования качественных и количественных характеристик спроса, ориентированного на внешний и внутренний рынок рабочей силы, как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе. Поэтому особую актуальность приобретает определение базовых основ федеральной и региональной миграционной политики. Одновременно с этим необходимо быть готовым к вызову, что рост численности трудовых мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья неизбежно приведет к возникновению противоречий в сфере социально-трудовых отношениях и проблем обеспечения официальной занятости.
Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью разработки концептуальных направлений в области регулирования процессов трудовой миграции с целью повышения уровня занятости населения и роста эффективности национальной экономики.
Степень научной разработанности темы. Исследованию роли и динамики трудовой миграции как средства решения «провалов» в обеспечении занятости населения, а также ее влияние на развитие национальных и региональных рынков труда исследованы зарубежными и российскими учеными и специалистами. В первую очередь следует выделить классиков экономической мысли А.Смита, Д.Рикардо, Т.Мальтуса, К.Маркса, Д.Кейнса, М.Фридмана, Дж. Гэлбрейта, Д.Массея и др. Проблемы международной трудовой миграции и международного движения рабочей силы рассматриваются с разных точек зрения в трудах таких зарубежных экономистов как Е.Равенстейн, Е.Андерсон, Х.Барнетт, Г.Гудвин-Гилл, Х.Кек, Дж.Лучини, Л.Моррис, Ж.Пикто, П.Фишер, Д.Харрис, М.Тодаро, К.Тейлор и других.
Проблемами рынка труда, социально-трудовых отношений, трудовой миграции как элемента рынка труда и политики занятости населения в России в контексте темы дипломного исследования занимались известные российские ученые: Е.В.Белкин, В.Н.Бобков, И.О.Буланов, Е.И.Валентей, А.Г.Вишневский, Н.А.Волгин, Н.А.Восколович, В.Е.Гимпельсон, Г.И.Глущенко, И.В.Гуськова, А.Б.Докторович, Е.А.Егорова, Е.М.Жидкова, А.Л.Жуков, Ж.А.Зайончковская, Б.Г.Збышко, А.Ф.Зубкова, Л.Н.Иванова- Швец, И.В.Ивахнюк, В.А.Ионцев, С.В.Калашников и другие.
Объектом исследования является механизм регулирования процесса трудовой миграции в рыночной экономике.
Предмет исследования - социально-трудовые отношения, возникающие в процессе совершенствования механизма регулирования трудовой миграции.
Цель исследования - является разработка концептуальных предложений по совершенствованию процесса регулирования трудовой миграции, направленного на повышение эффективности занятости населения.
Для достижения поставленной цели в работе потребовалось определить и решить следующие задачи:
- раскрыть понятие трудовой миграции: сущность и виды,
- охарактеризовать развитие теории трудовой миграции в экономической науке,
- определить объективные условия и предпосылки трудовой миграции,
- охарактеризовать участие России в трудовой миграции,
- рассмотреть структуру и динамику трудовой миграции,
- обозначить проблемы трудовой миграции и пути решения,
- рассмотреть организационно-правовое регулирование трудовой миграции,
-раскрыть механизмы,инструменты и направления государственного регулирования трудовой миграции.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов в области международного движения рабочей силы, занятости населения, экономики труда.
В ходе исследования были использованы методы систематизации, теоретического обобщения, научной классификации, сравнительного анализа, а также статистические методы.
Структура исследования состоит из введения, трех глав, заключения,
списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подведем основые итоги по работе.
Анализ юридической и научной литературы позволил сформулировать следующие определения для целей исследования повседневных практик внешних и внутренних трудовых мигрантов:
Внешняя трудовая миграция - кратковременные или долговременные перемещения граждан одной страны в другую страну с целью найма на работу или поиска работы с последующим трудоустройством, которые не подразумевают перемены постоянного места жительства.
Внешний трудовой мигрант - гражданин одной страны, который временно пребывает на территории другой страны с целью поиска работы и осуществления трудовой деятельности.
Внутренняя трудовая миграция - временное перемещение граждан по территории своей страны с целью осуществления трудовой деятельности или поиска работы в регионе, отличном от места постоянного проживания.
Внутренний трудовой мигрант - гражданин страны, который с целью осуществления трудовой деятельности или поиска работы временно переезжает в другой регион своей страны.
Активная миграция 1990-х гг. привела к формированию внутри России национальных диаспор из стран СНГ, которые имеют мощный демографический и социально-экономический потенциал. В настоящее время диаспоры выполняют важную роль в социально-экономическом развитии - пересылают денежные переводы, обеспечивают определенный уровень потребления своих домохозяйств, инвестируют средства в экономику стран происхождения.
Главной причиной миграции является возможность извлечения более высокого заработка, воспользоваться национальными стандартами условий труда и жизни. Наиболее привлекательными, как показывает опыт, выступают развитые страны Западной Европы. Трудовая миграция внутри России связана с поисками оптимальных условий работы и оплаты собственного труда. Выезд большого количества «белых воротничков» вызвал острый дефицит квалифицированных кадров, поэтому у граждан появился реальный шанс получить более достойную, по профессиональному признаку, работу, чем это было бы возможно в родном городе.
Основными причинами кадрового дефицита и привлечения трудящихся- мигрантов являются:
— нежелание российских работников трудиться по ряду профессий из-за низкого качества рабочих мест (низкий уровень оплаты труда, вредные и опасные условия труда;
— высокие риски профессиональных заболеваний, тяжёлый физический и неквалифицированный труд;
— отсутствие кадров необходимой квалификации в связи с потерей взаимосвязи между рынком труда и рынком образовательных услуг, недостаточной профессиональной ориентацией граждан, низкой профессиональной и территориальной мобильностью рабочей силы. Переход экономики на инновационный путь развития неизбежно приведёт к росту структурной безработицы, в связи с чем часть занятого населения столкнётся с необходимостью менять профессию либо место приложения своего труда.
Несмотря на сбалансированную миграционную политику в России, очень остро стоит проблема трудовой миграции в страну. В данной работе были разобрано понятие миграции, её классификация, основные причины трудовой миграции, а также социально-экономические последствия, к которым может привести массовая международная миграция в страну. Трудовая миграция влечет за собой оздоровление рынка труда, и демографического положения в стране, однако ухудшает социальную напряжённость. Благодаря состоявшимся мифам о трудовой миграции это явление рассматривается гражданами России как негативное, что влечет к усилению межнациональных противоречий и враждебных настроений.
Согласно динамике миграционного сальдо в России с 1990г. приток в страну был максимален в период 90-х годов, однако начиная с 2005г.
миграционный прирост в страну остаётся на стабильном уровне в пределах 300 тыс. чел., в том числе данная цифра была свойственна и для 2015г.
Основным поставщиком трудовых ресурсов в страну являются страны ближнего зарубежья, бывшие страны СНГ: Украина, Узбекистан, Таджикистан, Молдова, Белоруссия. На фоне стабильного миграционного прироста растет доля иммигрантов в составе экономически активного населения страны. Так, на начало 2016г. более 6% экономически активного населения были иностранцами. Официально из Узбекистана на территории страны находится
1,6 млн. чел., или чуть более 4% от экономически активного мужского населения страны.
Иностранная рабочая сила в России неквалифицирована и заполняет непрестижные ниши на рынке труда (более 90%), которые не востребованы местным населением, тем самым положительно влияя на отдельные отрасли (промышленность, рыболовство, сельское хозяйство, мелкая торговля) и на экономику страны в целом.
В прогнозе экономического развития Российской Федерации отдельно выделен пункт иностранной миграции, в оптимистическом прогнозе сальдо миграции к 2018г. достигнет цифры более 500 тыс. чел., которое призвано уменьшить демографический спад в стране.
Однако проблемой остаётся негативное отношение граждан страны к иммигрантам. Усугубляются враждебные отношения, и увеличивается количество радикально настроенных людей, выступающих за запрет въезда мигрантов. Особенно данные тенденции проявляются в крупных городах, Санкт-Петербурге и Москве. Иностранная рабочая сила увеличивает социальную и межнациональную напряженность в стране, что ухудшает адаптационные условия для мигрантов, а значит, на их решение о долгосрочной миграции, таким образом, влияя негативно на долгосрочную перспективу развития экономики страны.
Ставя задачу привлечения в страну мигрантов для восполнения населения, рабочей силы и развития инновационного потенциала, Российской Федерации необходимо:
1) создавать условия для адаптации и интеграции мигрантов, защиты их прав и свобод, обеспечения их социальной защищенности;
2) облегчить процедуру получения статуса постоянно проживающего в Российской Федерации, а также урегулировать правовое положение иностранных граждан:
- обеспеченность жильем по нормам, установленным действующим законодательством для данного региона;
- обеспеченность рабочим местом;
- обеспеченность социальной защитой по нормам, установленным действующим законодательством для конкретной социальной группы населения;
3) принять государственные программы адаптации и интеграции, а к организации таких программ привлечь все заинтересованные стороны (правительства стран происхождения мигрантов, самих мигрантов, бизнес- структуры, неправительственные организации), в полной мере задействовать потенциал средств массовой информации;
4) оказывать содействие в жилищном обустройстве вынужденных переселенцев, усовершенствовать процедуры предоставления статуса беженца и временного убежища по гуманитарным обстоятельствам;
5) принять Федеральный закон "Об адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации", подготовленный ФМС России по поручению Правительства Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и направленный на закрепление в законодательстве основных понятий, необходимых для обеспечения деятельности в области адаптации и интеграции мигрантов в Российской Федерации.
Как сказано в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 8 июня 2012 года, "переселение мигрантов на постоянное место жительства в Российскую Федерацию становится одним из источников увеличения численности населения страны в целом и ее регионов, а
82 привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально- квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики является необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития".
Поэтому принятие Федерального закона "Об адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации" будет способствовать:
- созданию инфраструктуры для адаптации и интеграции мигрантов в российское общество;
- координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере адаптации и интеграции мигрантов;
- снижению опасности возникновения социальной напряженности в обществе;
- противодействию сегрегации мигрантов и возникновению закрытых этнических анклавов;
- созданию условий для эффективной защиты прав и законных интересов мигрантов, обеспечению их безопасного и комфортного пребывания на территории Российской Федерации;
- оптимизации процессов на российском рынке труда;
- снижению уровня незаконной миграции;
- обеспечению межнационального согласия в российском обществе;
- популяризации русского языка и российской культуры за рубежом и формированию позитивного имиджа Российской Федерации.


1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, C. 445.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2015) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), C. 1.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 31.12.2014)// Российская газета. 2001. 31 декабря.
4. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. 29.07.2002. N 30. C. 3032.
5. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 25 июля 2002 года (ред. от 22.12.2014) // СЗ РФ. 2002 № 30. С.3032; 2009. № 52 (1 ч.). С.6450.
6. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: Федеральный закон от 15 августа 1996 года // СЗ РФ. 1996. № 34. С.4029; 2010. № 11. С.1173.
7. Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»// Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. - М., 1993, № 32, C. 1227; Российская газета, 2004, 5 ноября; там же, 2006, 27 июля.
8. О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 года № 681 // СЗ РФ. 2006. № 47. С. 4911.
9. О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 года № 9 (ред. от 29.05.2014) // СЗ РФ. 2007. № 5. С.653; 2009 № 46. С.5503.
10. Об установлении на 2010 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2009 года № 1031 // СЗ РФ. 2009. № 51. С.6331.
11. Об утверждении формы бланка заявления о выдаче работодателю или заказчику работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников и формы бланка разрешения на привлечение и использование иностранных работников: Приказ Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 25 декабря 2006 года № 369 (в ред. Приказа ФМС РФ от 05 марта 2009 года № 47).
12. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года // Минэкономразвития [Электронный ресурс].ПКЕ: http://economy.gov.ru/minec/activity (дата обращения: 19.01.2016).
Специальная литература
13. Архипов Ю.А. Миграционная ситуация и её влияние на положение в стране и регионе // Миграция и внутренняя безопасность. Аспекты взаимодействия. М., 2011.
14. Бабаев М.М., Кузнецова Э.В., Урланис Е.Б. Влияние демографических процессов на преступность. М., 2013.
15. Бай Н.Г. Правовое регулирование трудовой миграции, осложненной иностранным элементом, в государствах Таможенного Союза и Европейского Союза. Автореф. дис. ... канд. юрид. Наук. - 2014. - С.20.
16. Баньковская С.П. Миграция, свобода и гражданство: парадоксы
маргинализации // Полис, 2014, №4. - С. 121-122.
17. Баранов В.М. Незаконная миграция в современной России: понятие, виды, эффективность противодействия // Миграция, права человека и экономическая безопасность современной России... С. 44 - 49.
18. Витковская В.Г. Вынужденная миграция: проблемы и перспективы. М.,
2013.
19. Гришанова А.Г., Красинец Е.С. Трудовая миграция и миграционная политика в современном российском обществе // Миграционное право. № 1. -
2014. - С.31.
20. Дмитриев А.В. Миграция: конфликтное измерение. - М., 2013.
21. Зайончковская Ж.А. Прогноз миграции населения // Социологический журнал. 1995. N 3.
22. Заславская Т.И., Рыбаковский Л.Л. Процессы миграции и их регулирование в социалистическом обществе // Социологические исследования. 1978. N 1.
23. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. М., 2012.
24. Кузьмина Н.В., Смирнова Д.А. Преступность мигрантов: тенденции развития и особенности предупреждения // Актуальные проблемы теории и истории права и государства на современном этапе: Сборник научных трудов X международной научно-практической конференции. - Кострома: Изд-во Костромск. госуд. технол. ун-та, 2013. - С. 185-188.
25. Лукьянова А.Ю. Социальный контекст миграционной политики России // Демографическое будущее России проблемы и пути решения. - М., 2011.
26. Лунеев В.В. Преступность XXI века. М., 2013.
27. Магеррамов М.А. Нелегальная миграция: понятие, общественная опасность, уголовно-правовое и криминологическое противодействие (по материалам России и Азербайджана) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.
28. Малахов А.И. Миграционная ситуация и пограничная политика России // Пограничная политика Российской Федерации. М., 2010.
29. Муртазалиев А.М. Совершенствование правовых основ миграционной политики на региональном уровне // Миграционные процессы на Юге - России. - Ростов н/Д, 2013, вып. 1, C. 30-32.
30. Нежибецкая И.Е. Криминологические и уголовно-правовые меры борьбы с преступностью мигрантов в России : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.
31. Организованная преступность, миграция, политика / Под ред. А.И. Долговой. М., 2002.
32. Парфенцева О.А., Топилин А.В. Влияние миграционных процессов на состояние региональных рынков труда // Демографические перспективы России и задачи демографической политики: матер. междунар. науч.-практич конф. М., 2010.
33. Пить В.В. Коммуникативные стратегии иностранных работников в контексте протестного настроения населения. Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие: материалы IV Очередного Всерос. социол. конгресса / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. М.: РОС, 2012
34. Романова Н. А. Детерминанты внутренней миграции населения в современной России [Текст] / Н. А. Романова // Молодой ученый. — 2011. — №3. Т.1. — С. 190-196.
35. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения. Вып. 5. Стадии миграционного процесса. М., 2013.
36. Рыбаковский Л.Л. Региональный анализ миграции. М., 1973.
37. Татаркин А.И. Перспективы сохранения и развития трудового потенциала регионов России в условиях новой демографической ситуации // Горизонты демографического развития России: смена парадигм научного предвидения: сб. трудов IV Уральского демографического форума. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2013. С. 9—12.
38. Тер-Акопов А.А., Ткаченко М.Ф. Влияние трудовой миграции на расширение интеграционных связей на евразийском пространстве // Миграционное право. № 1. - 2014. - С.25.
39. Терехов А.М., Синиченко В.В. Влияние иностранной миграции на жизнедеятельность Восточной Сибири и Русского Дальнего Востока (1856 - 1917 гг.). Иркутск, 2014.
40. Тюркин М.Л. Совершенствование концептуально-правовых основ
87 миграционной системы России. М., 2013.
41. Тюркин М.Л. Сущность, структура и перспективы совершенствования миграционного процесса в Российской Федерации // Государство и право. 2013. N 9. С. 97 - 100.
42. Хабриева Т.Я. Основные направления развития миграционного законодательства // Миграция, права человека и экономическая безопасность современной России: состояние, проблемы, эффективность защиты: Сб. статей / Под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород, 2013.
43. Христюк А.А. Особенности современной международной трудовой
миграции // Экономика и социум. - №2(15). - 2015 - С.90.
44. Шелегов Ю.В Миграционная ситуация в Российской Федерации и проблемы роста преступности среди мигрантов // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. № 1 (68). - 2014. - С. 77-81.
45. Юридический энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.Е. Крутских. 3¬е изд., перераб. и доп. М.: 2000.
46. Ястребова А.Ю. Современные тенденции регулирования трудовой
миграции: опыт и приоритеты межгосударственных интеграционных
объединений (ЕС, СНГ, ЕврАзЭС) // Евразийский юридический журнал. № 3 (70). - 2014. - С.15.
Интернет- источники
47. В России появится Миграционный кодекс. [Электронный ресурс] http://www.fms.gov.ru/press/news/news_detail.php?ID=65747 (дата обращения: 29.01.2014).
48. Доклад о мировом социальном положении, 2007 год: императив занятости. URL:http://gtmarket.ru/news/state/2007/11/29/1483 (дата обращения: 06.01.2016).
49. Козловский В. Поназарабатывали тут. URL: http://www.rg.ru/2015/ 11/22/perevodi-site.html (дата обращения: 26.01.2016).
50. Материалы итоговой коллегии Министерства здравоохранения Республики Татарстан. URL: http: //minzdrav.tatarstan.ru/rus/materiali-itogovoy-
88 kollegii- 2015-goda.htm.
51. Мигранты выбирают Татарстан // Электрон- ная газета Tatcenter.ru. URL: http://info.tatcenter.ru/ article/138021.
52. Президент утвердил Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://www.kremlin.ru/news/15635/ (дата обращения: 29.01.2014).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ