Театральная критика в новых медиа
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТРАНСФОРМАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ КРИТИКИ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ МЕДИА
1.1. История театральной критики в России 7
1.2. Жанровое своеобразие театральной критики 18
1.3. Трансформация функций и жанровой иерархии современной театральной
критики под влиянием новых медиа 27
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА РАБОТЫ В ЖАНРЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ РЕЦЕНЗИИ
2.1. В поисках нового жанра: проблемы театральной критики в региональных
медиа 36
2.2. Этап pre-production в производстве мультимедийной рецензии на
примере материалов «Пигмалион по Крепостному. История первой золушки vz рождение личности» и «Первый мюзикл в МТА. Любовь как прежде побеждает» 43
2.3. Этапы production и post-production в производстве мультимедийных рецензий на примере материалов «Пигмалион по Крепостному. История первой золушки vz рождение личности» и «Первый мюзикл в МТА. Любовь как прежде побеждает» 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА 62
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТРАНСФОРМАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ КРИТИКИ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ МЕДИА
1.1. История театральной критики в России 7
1.2. Жанровое своеобразие театральной критики 18
1.3. Трансформация функций и жанровой иерархии современной театральной
критики под влиянием новых медиа 27
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА РАБОТЫ В ЖАНРЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ РЕЦЕНЗИИ
2.1. В поисках нового жанра: проблемы театральной критики в региональных
медиа 36
2.2. Этап pre-production в производстве мультимедийной рецензии на
примере материалов «Пигмалион по Крепостному. История первой золушки vz рождение личности» и «Первый мюзикл в МТА. Любовь как прежде побеждает» 43
2.3. Этапы production и post-production в производстве мультимедийных рецензий на примере материалов «Пигмалион по Крепостному. История первой золушки vz рождение личности» и «Первый мюзикл в МТА. Любовь как прежде побеждает» 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА 62
ПРИЛОЖЕНИЕ
Бурное развитие театральной критики в России пришлось на XIX и XX века, так как именно в это время происходил рост количества театров, появлялись кружки, объединяющие тех, кто интересовались проблемами сценического искусства. Вследствие увеличения интереса к данному виду зрелищного искусства в печатных изданиях появлялись постоянные колонки, посвященные театру, а также начали издаваться первые специализированные журналы и газеты. На страницах популярных изданий печатались крупные рецензии, портреты, очерки и интервью. В это период формируется жанровая система, теория театральной критики, а также появляются первые критические школы. Огромный вклад в развитие критической театральной мысли вынесли В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, А. А. Григорьев, А. С. Пушкин, Н. Г. Чернышевский. Именно на XX век, по мнению театроведов, приходится «золотой век» данного критического направления, заключающийся в том, что театральная критика этого периода находила связь и полностью отражала состояние и веяния общества.
Все кардинально меняется XXI веке. По мнению исследователя М.Ю. Дмитриевской сейчас театральная критика прибывает в кризисном состоянии, так как на современном этапе на смену глубоким аналитическим материалам, исследующим художественный объект, пришли короткие новостные заметки и анонсы. В первую очередь, искоренение объемных жанров, характерных для театральной критики, их диффузия связаны с появлением интернета и новых медиа. Критики вынуждены приспосабливаться к новым платформам и их требованиям. При этом происходит ассимиляция жанров театральной критики, грозящая их полным исчезновением. Актуальным на данным момент является поиск и выявление алгоритмов работы с новыми жанрами театральной критики, которые бы соответствовали классическим требованиям театральной критики, при этом были адаптированы под форматы новых медиа, в том числе социальных сетей, где сосредоточена большая часть аудитории. По данным за 2020 год, траффик потребления контента через социальные сети составил 92%. Актуальность данной творческой бакалаврской работы также определяется ее практической и теоретической значимостью: определением и описанием конкретных алгоритмов, специфики работы в создании публикаций в цифровых жанрах театральной критики.
Степень изученности проблемы. Дискурс, связанный с историей и теорией театральной критики в России, окончательно сформировали исследователи в XX веке. Данной теме посвящены работы Б. В. Алперс, А. А. Григорьев, Л. П. Гроссман, В. М. Дорошевич, Е. Г. Холодов, А. Р. Кугель, П. А. Марков, А. Я. Альтшуллер. В исследованиях вышеперечисленных авторов систематизирует знания о театре, становлении театральной мысли в России, формировании критических школ и теории.
Исследователи Е. А. Набиева, Н. Л. Лейдерман, Л. Е Кройчик, Е. Л. Вартанова, В. В. Ученова и другие в своих работах писали о журналистских жанрах, в том числе многие работы были посвящены конкретно жанрам театральной критики. На данный момент есть только эпизодические исследования, публикации и статьи, посвященные современному состоянию театральной критики. Наиболее интересные и содержательные исследования по данному вопросу есть у В. Борзенко, М. Ю. Дмитриевской, Т. Д. Орловой, Н. А. Таршис, А. А. Тертычного.
Объект исследования: отечественная театральная критика.
Предмет исследования: специфика работы театрального критика в новых цифровых форматах.
Цель творческой работы: на основе разработанных алгоритмов производства создать журналистские материалы в новых мультимедийных жанрах театральной критики.
Для достижения поставленной цели в творческой бакалаврской работе необходимо выполнить следующие задачи:
• изучить исторический процесс формирование театральной критики, систему жанров театральной критики в России;
• проанализировать и выявить особенности современного состояния театральной критики в России, в том числе в Алтайском крае;
• выявить специфику новых цифровых жанров театральной критики;
• описать алгоритмы производства публикаций в новых мультимедийных жанрах театральной критики на стадиях production и post-production на примере мультимедийной рецензии.
Эмпирической базой для исследования стали публикации, посвященные театру, в средствах массовой коммуникации Алтайского края. Это такие газеты и журналы, сетевые издания как «Комсомольская правда - Барнаул», «Altapress.ru», «Алтайская правда», а также телеканал «Толк» и новостная программа «Вести Алтай».
Новизна творческой работы состоит в следующем: в исследовании и проекте определяется и формируется алгоритм работы над новым жанром театральной критики - мультимедийной рецензией.
Методы исследования. Выбор методов исследования обусловлен практической частью работы, которая подразумевает проект, то есть создание модели публикации в новом жанре. В работе использовались классические теоретические методы исследования: анализ, классификация, обобщение и аналогия. В практической части использовались методы модерирования и описание.
Теоретическая значимость творческой работы заключается в том, что она обновляет и систематизирует информацию об истории, жанрах театральной критики в России, рассматривая подходы разных критических школ.
Практическая значимость творческой работы видится в том, что смоделированные в рамках проекта публикации представят интерес для журналистов-практиков, а разработанные алгоритмы помогут возродить аналитические жанры театральной критики, утратившие ценность в современном медиадискурсе.
Структура работы: бакалаврская творческая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Все кардинально меняется XXI веке. По мнению исследователя М.Ю. Дмитриевской сейчас театральная критика прибывает в кризисном состоянии, так как на современном этапе на смену глубоким аналитическим материалам, исследующим художественный объект, пришли короткие новостные заметки и анонсы. В первую очередь, искоренение объемных жанров, характерных для театральной критики, их диффузия связаны с появлением интернета и новых медиа. Критики вынуждены приспосабливаться к новым платформам и их требованиям. При этом происходит ассимиляция жанров театральной критики, грозящая их полным исчезновением. Актуальным на данным момент является поиск и выявление алгоритмов работы с новыми жанрами театральной критики, которые бы соответствовали классическим требованиям театральной критики, при этом были адаптированы под форматы новых медиа, в том числе социальных сетей, где сосредоточена большая часть аудитории. По данным за 2020 год, траффик потребления контента через социальные сети составил 92%. Актуальность данной творческой бакалаврской работы также определяется ее практической и теоретической значимостью: определением и описанием конкретных алгоритмов, специфики работы в создании публикаций в цифровых жанрах театральной критики.
Степень изученности проблемы. Дискурс, связанный с историей и теорией театральной критики в России, окончательно сформировали исследователи в XX веке. Данной теме посвящены работы Б. В. Алперс, А. А. Григорьев, Л. П. Гроссман, В. М. Дорошевич, Е. Г. Холодов, А. Р. Кугель, П. А. Марков, А. Я. Альтшуллер. В исследованиях вышеперечисленных авторов систематизирует знания о театре, становлении театральной мысли в России, формировании критических школ и теории.
Исследователи Е. А. Набиева, Н. Л. Лейдерман, Л. Е Кройчик, Е. Л. Вартанова, В. В. Ученова и другие в своих работах писали о журналистских жанрах, в том числе многие работы были посвящены конкретно жанрам театральной критики. На данный момент есть только эпизодические исследования, публикации и статьи, посвященные современному состоянию театральной критики. Наиболее интересные и содержательные исследования по данному вопросу есть у В. Борзенко, М. Ю. Дмитриевской, Т. Д. Орловой, Н. А. Таршис, А. А. Тертычного.
Объект исследования: отечественная театральная критика.
Предмет исследования: специфика работы театрального критика в новых цифровых форматах.
Цель творческой работы: на основе разработанных алгоритмов производства создать журналистские материалы в новых мультимедийных жанрах театральной критики.
Для достижения поставленной цели в творческой бакалаврской работе необходимо выполнить следующие задачи:
• изучить исторический процесс формирование театральной критики, систему жанров театральной критики в России;
• проанализировать и выявить особенности современного состояния театральной критики в России, в том числе в Алтайском крае;
• выявить специфику новых цифровых жанров театральной критики;
• описать алгоритмы производства публикаций в новых мультимедийных жанрах театральной критики на стадиях production и post-production на примере мультимедийной рецензии.
Эмпирической базой для исследования стали публикации, посвященные театру, в средствах массовой коммуникации Алтайского края. Это такие газеты и журналы, сетевые издания как «Комсомольская правда - Барнаул», «Altapress.ru», «Алтайская правда», а также телеканал «Толк» и новостная программа «Вести Алтай».
Новизна творческой работы состоит в следующем: в исследовании и проекте определяется и формируется алгоритм работы над новым жанром театральной критики - мультимедийной рецензией.
Методы исследования. Выбор методов исследования обусловлен практической частью работы, которая подразумевает проект, то есть создание модели публикации в новом жанре. В работе использовались классические теоретические методы исследования: анализ, классификация, обобщение и аналогия. В практической части использовались методы модерирования и описание.
Теоретическая значимость творческой работы заключается в том, что она обновляет и систематизирует информацию об истории, жанрах театральной критики в России, рассматривая подходы разных критических школ.
Практическая значимость творческой работы видится в том, что смоделированные в рамках проекта публикации представят интерес для журналистов-практиков, а разработанные алгоритмы помогут возродить аналитические жанры театральной критики, утратившие ценность в современном медиадискурсе.
Структура работы: бакалаврская творческая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
В бакалаврской работе был изучен процесс становления театральной критики в России. Данный вид критики в России начал развиваться с XVIII века, в это время появляются первые критические замечания о театре, но активное развитие театральной критики приходится на XIX-XX веке. Прежде всего это связано с тем, что театральная критика тесно связана с развитием самого театре, именно в этот период увеличивается число театров и происходит становление науки о нем.
В XIX-XX веке формируются первые российские критические школы, а также тематические издания или постоянные колонки, в которых обозревалась театральная жизнь. За это время менялись идеологическая направленность театральной критики, а также наклон повествования менялся от теоретической направленности до описания эмоций от постановки в зависимости от умонастроений в обществе. Однако за это время сформировались основные функции и задачи театральной критики в России:
• функция театральной критики - сохранение информации о сценическом искусстве, показанная в динамике и сопоставлении с другими временными периодами;
• оценка сценического действия, основанная на анализе художественного объекта;
• всесторонний анализ художественный объекта: содержание спектакля и первоисточника, режиссерскую работу, игру актеров, освещение и декорации.
При этом все эти вышеперечисленные компоненты должны быть взаимосвязаны. Также в бакалаврской работе было изучено жанровое своеобразие театральной критики, определен метажанр - театральная рецензия, в которой сосредоточены все основные характеристики данного вида критики, а именно, глубокий анализ компонентов спектакля и его оценка.
В XXI веке театральная критика переживает кризис. Это подтверждает как мнение исследователей, так и анализ региональных СМИ. Прежде всего коренным образом на это повлияло два процесса: появление интернета и новых медиа, диффузия жанров.
В новых медиа меняются критерии к материалам, они должны быть мультимедийными и интерактивными. Данным критериям не соответствует современная театральная критика, в связи с чем она становится невостребованной у аудитории новых медиа.
Анализ СМИ показал главную тенденцию в жанрах театральной критики: исчезают крупные формы театральной критики, большая часть публикаций - анонсы и новостные заметки. На данный момент театральная критика выполняет информационную и рекламную функцию, а не информационную. Благодаря данным процессам появилось новое понятие «театральная журналистика», главная функция которой информирование. Она вытесняет театральную критику. В связи с этим в бакалаврской работе была предпринята попытка создать новый цифровой жанр - мультимедийная театральная рецензия. При этом для ее подачи был выбран формат новых медиа - лонгрид.
Для мультимедийной рецензии в формате лонгрида был создан алгорим работы, основанный на этапах кинопроизводства. В работе подробно описан каждый этап подготовки мультимедийной рецензии: pre¬production - написание синопсиса будущей рецензии и организация съемок; production - съемочный процесс; post-production - верстка лонгрида. В результате работы было подготовлено два проекта для публикации в новых медиа: «Пигмалион по Крепостному. История первой золушки vz рождение личности» и «Первый мюзикл в МТА. Любовь как прежде побеждает». Материалы доступны по ссылкам: http://project2360127.tilda.ws/ и
http://project2360127.tilda.ws/page28086894.html
Данные проекты базируются на цифровой платформе, содержат мультимедийные и интерактивные компоненты, при этом материал соответствует и критериям классической крупной форме театральной критики - театральной рецензии. В проектах представлен анализ художественного объекта, а именно, содержания спектакля, режиссерской работы и другого. Можно сделать вывод, что разработанный проект прошел апробацию и может быть использован на практике.
В XIX-XX веке формируются первые российские критические школы, а также тематические издания или постоянные колонки, в которых обозревалась театральная жизнь. За это время менялись идеологическая направленность театральной критики, а также наклон повествования менялся от теоретической направленности до описания эмоций от постановки в зависимости от умонастроений в обществе. Однако за это время сформировались основные функции и задачи театральной критики в России:
• функция театральной критики - сохранение информации о сценическом искусстве, показанная в динамике и сопоставлении с другими временными периодами;
• оценка сценического действия, основанная на анализе художественного объекта;
• всесторонний анализ художественный объекта: содержание спектакля и первоисточника, режиссерскую работу, игру актеров, освещение и декорации.
При этом все эти вышеперечисленные компоненты должны быть взаимосвязаны. Также в бакалаврской работе было изучено жанровое своеобразие театральной критики, определен метажанр - театральная рецензия, в которой сосредоточены все основные характеристики данного вида критики, а именно, глубокий анализ компонентов спектакля и его оценка.
В XXI веке театральная критика переживает кризис. Это подтверждает как мнение исследователей, так и анализ региональных СМИ. Прежде всего коренным образом на это повлияло два процесса: появление интернета и новых медиа, диффузия жанров.
В новых медиа меняются критерии к материалам, они должны быть мультимедийными и интерактивными. Данным критериям не соответствует современная театральная критика, в связи с чем она становится невостребованной у аудитории новых медиа.
Анализ СМИ показал главную тенденцию в жанрах театральной критики: исчезают крупные формы театральной критики, большая часть публикаций - анонсы и новостные заметки. На данный момент театральная критика выполняет информационную и рекламную функцию, а не информационную. Благодаря данным процессам появилось новое понятие «театральная журналистика», главная функция которой информирование. Она вытесняет театральную критику. В связи с этим в бакалаврской работе была предпринята попытка создать новый цифровой жанр - мультимедийная театральная рецензия. При этом для ее подачи был выбран формат новых медиа - лонгрид.
Для мультимедийной рецензии в формате лонгрида был создан алгорим работы, основанный на этапах кинопроизводства. В работе подробно описан каждый этап подготовки мультимедийной рецензии: pre¬production - написание синопсиса будущей рецензии и организация съемок; production - съемочный процесс; post-production - верстка лонгрида. В результате работы было подготовлено два проекта для публикации в новых медиа: «Пигмалион по Крепостному. История первой золушки vz рождение личности» и «Первый мюзикл в МТА. Любовь как прежде побеждает». Материалы доступны по ссылкам: http://project2360127.tilda.ws/ и
http://project2360127.tilda.ws/page28086894.html
Данные проекты базируются на цифровой платформе, содержат мультимедийные и интерактивные компоненты, при этом материал соответствует и критериям классической крупной форме театральной критики - театральной рецензии. В проектах представлен анализ художественного объекта, а именно, содержания спектакля, режиссерской работы и другого. Можно сделать вывод, что разработанный проект прошел апробацию и может быть использован на практике.
Подобные работы
- Трансформация жанра кинорецензии в условиях дигитализации
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2020 - Трансформация ресторанной критики в Сети
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - Функциональный диапазон книжного блогинга (на материалах сетевой публицистики Г. Юзефович и канала «Книжный чел»)
Дипломные работы, ВКР, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Телевизионный фильм о спектакле «Два костра для Жанны д'Арк» (творческая работа)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - Телевизионный фильм о спектакле «Два костра для Жанны д'Арк» (творческая работа)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4050 р. Год сдачи: 2017 - Авторский проект о театре в сетевом издании «Молодежный медиахолдинг “Есть talk!”» (творческая работа)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Театральная рецензия для молодежной аудитории (творческая работа)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Разработка интернет-портала о театральном искусстве
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - ПРОДВИЖЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО ПРОДУКТА В ТЕАТРАЛЬНОЙ СФЕРЕ Г. КРАСНОЯРСКА МЕТОДАМИ ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГА
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2021



