Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Театральная критика в новых медиа

Работа №88200

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы124
Год сдачи2022
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
141
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТРАНСФОРМАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ КРИТИКИ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ МЕДИА
1.1. История театральной критики в России 7
1.2. Жанровое своеобразие театральной критики 18
1.3. Трансформация функций и жанровой иерархии современной театральной
критики под влиянием новых медиа 27
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА РАБОТЫ В ЖАНРЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ РЕЦЕНЗИИ
2.1. В поисках нового жанра: проблемы театральной критики в региональных
медиа 36
2.2. Этап pre-production в производстве мультимедийной рецензии на
примере материалов «Пигмалион по Крепостному. История первой золушки vz рождение личности» и «Первый мюзикл в МТА. Любовь как прежде побеждает» 43
2.3. Этапы production и post-production в производстве мультимедийных рецензий на примере материалов «Пигмалион по Крепостному. История первой золушки vz рождение личности» и «Первый мюзикл в МТА. Любовь как прежде побеждает» 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА 62
ПРИЛОЖЕНИЕ


Бурное развитие театральной критики в России пришлось на XIX и XX века, так как именно в это время происходил рост количества театров, появлялись кружки, объединяющие тех, кто интересовались проблемами сценического искусства. Вследствие увеличения интереса к данному виду зрелищного искусства в печатных изданиях появлялись постоянные колонки, посвященные театру, а также начали издаваться первые специализированные журналы и газеты. На страницах популярных изданий печатались крупные рецензии, портреты, очерки и интервью. В это период формируется жанровая система, теория театральной критики, а также появляются первые критические школы. Огромный вклад в развитие критической театральной мысли вынесли В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, А. А. Григорьев, А. С. Пушкин, Н. Г. Чернышевский. Именно на XX век, по мнению театроведов, приходится «золотой век» данного критического направления, заключающийся в том, что театральная критика этого периода находила связь и полностью отражала состояние и веяния общества.
Все кардинально меняется XXI веке. По мнению исследователя М.Ю. Дмитриевской сейчас театральная критика прибывает в кризисном состоянии, так как на современном этапе на смену глубоким аналитическим материалам, исследующим художественный объект, пришли короткие новостные заметки и анонсы. В первую очередь, искоренение объемных жанров, характерных для театральной критики, их диффузия связаны с появлением интернета и новых медиа. Критики вынуждены приспосабливаться к новым платформам и их требованиям. При этом происходит ассимиляция жанров театральной критики, грозящая их полным исчезновением. Актуальным на данным момент является поиск и выявление алгоритмов работы с новыми жанрами театральной критики, которые бы соответствовали классическим требованиям театральной критики, при этом были адаптированы под форматы новых медиа, в том числе социальных сетей, где сосредоточена большая часть аудитории. По данным за 2020 год, траффик потребления контента через социальные сети составил 92%. Актуальность данной творческой бакалаврской работы также определяется ее практической и теоретической значимостью: определением и описанием конкретных алгоритмов, специфики работы в создании публикаций в цифровых жанрах театральной критики.
Степень изученности проблемы. Дискурс, связанный с историей и теорией театральной критики в России, окончательно сформировали исследователи в XX веке. Данной теме посвящены работы Б. В. Алперс, А. А. Григорьев, Л. П. Гроссман, В. М. Дорошевич, Е. Г. Холодов, А. Р. Кугель, П. А. Марков, А. Я. Альтшуллер. В исследованиях вышеперечисленных авторов систематизирует знания о театре, становлении театральной мысли в России, формировании критических школ и теории.
Исследователи Е. А. Набиева, Н. Л. Лейдерман, Л. Е Кройчик, Е. Л. Вартанова, В. В. Ученова и другие в своих работах писали о журналистских жанрах, в том числе многие работы были посвящены конкретно жанрам театральной критики. На данный момент есть только эпизодические исследования, публикации и статьи, посвященные современному состоянию театральной критики. Наиболее интересные и содержательные исследования по данному вопросу есть у В. Борзенко, М. Ю. Дмитриевской, Т. Д. Орловой, Н. А. Таршис, А. А. Тертычного.
Объект исследования: отечественная театральная критика.
Предмет исследования: специфика работы театрального критика в новых цифровых форматах.
Цель творческой работы: на основе разработанных алгоритмов производства создать журналистские материалы в новых мультимедийных жанрах театральной критики.
Для достижения поставленной цели в творческой бакалаврской работе необходимо выполнить следующие задачи:
• изучить исторический процесс формирование театральной критики, систему жанров театральной критики в России;
• проанализировать и выявить особенности современного состояния театральной критики в России, в том числе в Алтайском крае;
• выявить специфику новых цифровых жанров театральной критики;
• описать алгоритмы производства публикаций в новых мультимедийных жанрах театральной критики на стадиях production и post-production на примере мультимедийной рецензии.
Эмпирической базой для исследования стали публикации, посвященные театру, в средствах массовой коммуникации Алтайского края. Это такие газеты и журналы, сетевые издания как «Комсомольская правда - Барнаул», «Altapress.ru», «Алтайская правда», а также телеканал «Толк» и новостная программа «Вести Алтай».
Новизна творческой работы состоит в следующем: в исследовании и проекте определяется и формируется алгоритм работы над новым жанром театральной критики - мультимедийной рецензией.
Методы исследования. Выбор методов исследования обусловлен практической частью работы, которая подразумевает проект, то есть создание модели публикации в новом жанре. В работе использовались классические теоретические методы исследования: анализ, классификация, обобщение и аналогия. В практической части использовались методы модерирования и описание.
Теоретическая значимость творческой работы заключается в том, что она обновляет и систематизирует информацию об истории, жанрах театральной критики в России, рассматривая подходы разных критических школ.
Практическая значимость творческой работы видится в том, что смоделированные в рамках проекта публикации представят интерес для журналистов-практиков, а разработанные алгоритмы помогут возродить аналитические жанры театральной критики, утратившие ценность в современном медиадискурсе.
Структура работы: бакалаврская творческая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В бакалаврской работе был изучен процесс становления театральной критики в России. Данный вид критики в России начал развиваться с XVIII века, в это время появляются первые критические замечания о театре, но активное развитие театральной критики приходится на XIX-XX веке. Прежде всего это связано с тем, что театральная критика тесно связана с развитием самого театре, именно в этот период увеличивается число театров и происходит становление науки о нем.
В XIX-XX веке формируются первые российские критические школы, а также тематические издания или постоянные колонки, в которых обозревалась театральная жизнь. За это время менялись идеологическая направленность театральной критики, а также наклон повествования менялся от теоретической направленности до описания эмоций от постановки в зависимости от умонастроений в обществе. Однако за это время сформировались основные функции и задачи театральной критики в России:
• функция театральной критики - сохранение информации о сценическом искусстве, показанная в динамике и сопоставлении с другими временными периодами;
• оценка сценического действия, основанная на анализе художественного объекта;
• всесторонний анализ художественный объекта: содержание спектакля и первоисточника, режиссерскую работу, игру актеров, освещение и декорации.
При этом все эти вышеперечисленные компоненты должны быть взаимосвязаны. Также в бакалаврской работе было изучено жанровое своеобразие театральной критики, определен метажанр - театральная рецензия, в которой сосредоточены все основные характеристики данного вида критики, а именно, глубокий анализ компонентов спектакля и его оценка.
В XXI веке театральная критика переживает кризис. Это подтверждает как мнение исследователей, так и анализ региональных СМИ. Прежде всего коренным образом на это повлияло два процесса: появление интернета и новых медиа, диффузия жанров.
В новых медиа меняются критерии к материалам, они должны быть мультимедийными и интерактивными. Данным критериям не соответствует современная театральная критика, в связи с чем она становится невостребованной у аудитории новых медиа.
Анализ СМИ показал главную тенденцию в жанрах театральной критики: исчезают крупные формы театральной критики, большая часть публикаций - анонсы и новостные заметки. На данный момент театральная критика выполняет информационную и рекламную функцию, а не информационную. Благодаря данным процессам появилось новое понятие «театральная журналистика», главная функция которой информирование. Она вытесняет театральную критику. В связи с этим в бакалаврской работе была предпринята попытка создать новый цифровой жанр - мультимедийная театральная рецензия. При этом для ее подачи был выбран формат новых медиа - лонгрид.
Для мультимедийной рецензии в формате лонгрида был создан алгорим работы, основанный на этапах кинопроизводства. В работе подробно описан каждый этап подготовки мультимедийной рецензии: pre¬production - написание синопсиса будущей рецензии и организация съемок; production - съемочный процесс; post-production - верстка лонгрида. В результате работы было подготовлено два проекта для публикации в новых медиа: «Пигмалион по Крепостному. История первой золушки vz рождение личности» и «Первый мюзикл в МТА. Любовь как прежде побеждает». Материалы доступны по ссылкам: http://project2360127.tilda.ws/ и
http://project2360127.tilda.ws/page28086894.html
Данные проекты базируются на цифровой платформе, содержат мультимедийные и интерактивные компоненты, при этом материал соответствует и критериям классической крупной форме театральной критики - театральной рецензии. В проектах представлен анализ художественного объекта, а именно, содержания спектакля, режиссерской работы и другого. Можно сделать вывод, что разработанный проект прошел апробацию и может быть использован на практике.



1. Алперс Б. В. Актерское искусство в России: в 2 т. Т. 1. Л.: Искусство, 1945. 550 с.
2. Анненкова И. В. Медиадискурс XXI века. Лингвофилософский аспект языка СМИ. М.: Изд-во Москва, 2011. 390 с.
3. Баканурский А. Г. Театральная журналистика // Современный театрально-драматический словарь / А. Г. Баканурский, А. П. Овчинникова. О.: Студия «Негоциант», 2007. С. 96-103.
4. Барнуэл Д. Фундаментальные основы кинопроизводства. М.: Тридэ Кукинг, 2010. 207 с.
5. Бекасов Д. Г. Теория и практика советской периодической печати / Д. Г. Бекасов, В. М. Горохов / М.: Высш. школа, 1980. 376 с.
6. Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9 т. Т. 5. М.: Худож.
литература, 1979. 863 с.
7. Богданова П. Б. Для кого пишут критики? [Электронный ресурс] //
Театральный смотритель, 2001. Режи доступа:
http://www.smotr.ru/pressa/text/crit.htm (дата обращения: 15.03.2022).
8. Борзенко В. В. «Русские театральные журналы и газеты XIX века»
[Электронный ресурс] // Культурно-исторический журнал «Наше наследие», 2016. Режим доступа: http://www.nasledie-
rus.ru/red_port/001700.php (дата обращения: 04.02.2022).
9. Борзенко В. Театральные журналы в дореволюционной России
[Электронный ресурс] // Regla: электрон. научно-культурол. журн., 2006. № 21. Режим доступа:http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu- www.woa/wa/Main?textid=1311&level1=main&level2=articles (дата
обращения: 26.11.2022).
10. Вартанова Е. Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. М.: МедиаМир, 2013. 277 с.
11. Гаранина Н. С. О стиле театральной критики. М.: изд-во Моск. ун-та, 1965. 68 с.
12. Григорьев А. А. Критический взгляд на основы, значение и приемы
современной критики искусства. [Электронный ресурс] / М.:
Художественная литература, 1990. Режим доступа:http://grigoryev.lit- info.ru/grigoryev/kritika-grigorev/kriticheskij -vzglyad-na-osnovy.htm (дата обращения: 26.03.2022).
13. Григорьев А. А. Театральная критика. Л.: Искусство, 1985. 407 с.
14. Гроссман Л. П. Борьба за стиль: Опыты по критике и поэтике. M.: Никитинские субботники, 1927. 337 с.
15. Гульченко В. Любим ли мы театр или откуда берутся плохие спектакли // Театр. 1983. № 2. С. 68-71.
16. Дмитревская М. Ю. О природе театральной критики // Петербургский театральный журнал. 2012. №1 С. 5-13.
17. Дмитриевский В. Н. Театр и зрители. Отечественный театр в системе отношений сцены и публики. М.: Дмитрий Буланин, 2013. 696 с.
18. Дорошевич В. М. Старая театральная Москва. Пг.: Москва, 1923. 174 с.
19. Дурнев П. Кодекс театрального критика [Электронный ресурс] //
livejournal.com., 2012. Режим доступа:
https://pavelrudnev.livejournal.com/1351204.html (дата обращения: 02.12.2021).
20. Жуковский В. А. О критике // Вестник Европы. 1809. Ч. 48. № 21. С. 33-49.
21. История русского драматического театра. В 7 т. Т. 5. 1862-1881 / под ред. Е.Г. Холодов. М.: Искусство, 1980. 550 с.
22. Карамзин Н. М. Избранные сочинения. В 2 т. Т. 2. Л.: Художественная литература, 1964. 591 с.
23. Коньков В. И. Язык СМИ: современное состояние и тенденции развития / В. И. Коньков, А. Н. Потсар, С. И. Сметанина // Современная русская речь: функционирование. СПб.: филологический факультет, 2004. 151 с.
24. Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. 272 с.
25. Крылов. И. А. Примечания на комедию «Смех и горе» // «Санкт- Петербургский Меркурий». 1793. Ч. 1. С. 104-130.
26. Крылова. И. А. Марфа Посадница, или покорение Новаграда // Драматический вестник. 1808. Ч. 1. С. 57-60.
27. Кугель А. Р. Утверждение театра. М.: изд-во журн. «Театр и искусство», 1923. 208 с.
28. Кузнецова Т. М. Критика в искусстве и науке как элемент культуры, (философско-методологические проблемы). автореф. дис. ... канд. филос. наук. С., 1986. 189 с.
29. Лазутина Г. В. Жанры журналистского творчества / Г. В. Лазутина, С. С. Распопова / М.: Аспект Пресс, 2011. 319 с.
30. Лебедев А. А. Драматург перед лицом критики: Вокруг А. Н. Островского и по поводу его. Идеи и темы русской критики. М.: Искусство, 1974. 190 с.
31. Лейдерман Н. Л. Движение времени и законы жанра: Жанровые закономерности развития советской прозы в 60-70-е годы. С.: Сред.- Урал. кн. изд-во, 1982. 254 с.
32. Львов-Анохин Б. Диалектика театральной рецензии // Журналист. 1972. № 10. С. 21-22.
33. Лонгрид как актуальный журналистский метод подачи информации [Электронный ресурс] // cyberleninka.ru, 2019. Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/longrid-kak-aktualnyy-zhurnalistskiy-metod-podachi-informatsii (дата обращения: 12.03.2022).
34. Марков П. А. Дневник театрального критика. М.: Искусство, 1930¬1976. 585 с.
35. Набиева Е. А. Рецензия как публицистический жанр. М.: Флинта, 2015. 155 с.
36. Некрасов Н. А. Полное собрание сочинений и писем. В 15 т. Т. 11-15. Л.: Наука, 1989. 475 с.
37. Немирович-Данченко В. И. Рождение театра: воспоминания, статьи, заметки, письма. М.: АСТ, 2009. 650 с.
38. Николаева Н. «Зачем-то мне это надо». Кто ведет театральные блоги и может ли телеграм-канал о театре быть популярным [Электронный ресурс] // Театралий, 2018. Режим доступа:https://teatralium.com/articles(дата обращения: 21.02.2022).
39. Николаева Н. «Описать спектакль, глядя с Марса». Театральные критики - о текстах для умных и идиотов, собаках и невоспитанных коллегах [Электронный ресурс] // Театралий, 2018. Режим доступа: https://teatralium.com/articles/kritiki (дата обращения: 18.01.2022).
40. Новиков. А. А. Театральная реформа // Петербургский театральный журнал, 2005. № 40. С. 5-7.
41. Орлова Т. Д. Театральная критика нового времени. Минск: Лггаратура i Мастацтва, 2010. 230 с.
42. Остович Е. Н. Языковая организация текста газетной рецензии. автореф. дис. ... канд. филол. наук. Л., 1989. 17 с.
43. Очерки истории русской театральной критики. Конец XIX - начало XX века / Под. ред. А. Я. Альтшуллера. Л.: Искусство. Ленингр. отделение, 1979. 327 с.
44. Очерки истории русской театральной критики. Вторая половина XIX века / под ред. А. Я. Альтшуллера. Л.: Искусство, 1976. 340 с.
45. Павлова В. Е. Библиотека для чтения: русская театральная критика 30¬х годов XIX века: автореф. дис. ... канд. искусствовед. М., 2009. 26 с.
46. Пушкин А. С. Мои замечания об русском театре. В 16 т. Т. 11. Л.: Изд- во АН СССР, 1819-1834. 595 с.
47. Руднев П. А. Кодекс театрального критика [Электронный ресурс] //
livejournal.com, 2012. Режим доступа: https://pavelrudnev.livejournal.com/1351204.html (дата обращения: 22.03. 2022)
48. Соколянский А. Ю. Проблемы методики анализа и описания драматического спектакля в театрально-критической рецензии (70-80¬ые года). автореф. дис. ... канд. искусствовед. М., 1986. 251 с.
49. Сумароков. А. П. От автора трагедии Синава и Трувора Татиане
Михайловне Троепольской [Электронный ресурс] // Русская поэзия: электронный портал. Режим доступа: http://russian-
poetry.ru/PrintPoem.php?PoemId=8993 (дата обращения: 14.10.2021).
50. Мокульский С. С. Театральная критика / Театральная энциклопедия
[Электронный ресурс] // М.: Советская энциклопедия, 1967. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01005666610 (дата обращения:
26.01.2022).
51. Таршис Н. А. Театральная критика и театроведение. СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2011. 366 с.
52. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2000. 310 с.
53. Тимофеева А. С. Театральная критика П.А. Маркова: система воззрений и принципов: дис. ... кан. искусствоведения. М., 1984. 205 с.
54. Токарева М. Старатели. Итоги театрального сезона [Электронный
ресурс] // Новая газета. 2016. 17 июн. // Режим доступа:
https://novayagazeta.ru/articles/2016/06/17/68956-starateli (дата
обращения: 18.02.2022).
55. Упадок или перезагрузка? Современная театральная критика в поисках нового формата [Электронный ресурс] // Сибкрай.ги., 2012. Режим доступа:https://sibkray.ru/news/4/390911/ (дата обращения: 23.12.22).
56. Ученова В. В. Современные тенденции развития журналистских жанров // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 1976. №4. С. 66-73.
57. Ученова В. В. Три грани теории журналистики. М.: Аспект Пресс, 2009. 556 с.
58. Ушаков. Д. Н. Рецензия // Большой толковый словарь русского языка: современная редакция. М.: Дом славянский кн., 2008. С. 598.
59. Шаповалов Н. А. Наша программа // Театральная библиотека. 1879. №1. С. 1-2.
60. Щепкин М. С. Записки актера Щепкина. Л.: Academia, 1933. 398 с.
61. Якубовский А. А. Профессия: театральный критик. М.: ГИТИС, 2008. 552 с.
62. Ярцев П. М. Новая сцена // Театр и искусство, 1903, № 44, С. 814-816.
63. Barnstein I. Interpersonal comparison versus persuasiveargumentation // Jornal of experimental social psychology. 1973. N3, V.9. P. 236-245.
64. Miller R. Toward a Typology of Student Social Media Users Based on Posting Behavior / Miller R., Melton J. // Journal of the Midwest Association for Information Systems (JMWAIS), 2017. Iss. 1, Article 5. Р. 53-61.
65. Neuman R. W. The Future of the Mass Audience. Cambridge: Cambridge University Press 1991. 220 p.
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА
1. Алтайский край: рейтинг СМИ за 2021 год [Электронный ресурс] //
mlg.ru, 2022. Режим доступа:
https://www.mlg.ru/ratings/media/regional/10926/ (дата обращения:
12.05.2022).
2. В Молодёжном театре Алтая прошли первые показы мюзикла «Фауст» [Электронный ресурс] // alt.kp.ru, 2022. Режим доступа: https://www.ap22.ru/paper/V-Molodezhnom-teatre-Altaya-proshli-pervye-pokazy-myuzikla-Faust.html (дата обращения 17. 04.2022).
3. ИД «Алтапресс» [Электронный ресурс] // altapress.ru, 2022. Режим доступа:https://altapress.ru (дата обращения 18.04.2022).
4. «Даром любить нельзя. В Музыкальном театре поставили мюзикл про деньги и чувства по пьесе Островского [Электронный ресурс] // altapress.ru, 2022. Режим доступа:https://altapress.ru/afisha/story/darom-lyubit-nelzya-v-muzikalnom-teatre-postavili-myuzikl-pro-dengi-i-chuvstva-po-pese-ostrovskogo-303800 (дата обращения 18.04.2022).
5. Телеканал «Толк» [Электронный ресурс] // tolknews.ru, 2022. Режим
доступа: https://tolknews.ru/search?q=%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D1%8C (дата обращения
14.04.2022).
6. В Алтайском государственном театре кукол «Сказка» готовят премьеру
для взрослых [Электронный ресурс] // tolknews.ru, 2022. Режим
доступа: https://tolknews.ru/telekanal/71665-chto-za-premera-dlya-
vzroslih-proydet-v-altayskom-teatre-kukol-skazka (дата обращения 14.04.2022).
7. «Вести Алтай» [Электронный ресурс] // vesti22.tv, 2022. Режим
доступа: https://vesti22.tv/search/?s=Y&q=%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D 1 %82%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D 1 %8C (дата обращения
15.04.2022).
8. Какие секреты хранит театр кукол «Сказка» [Электронный ресурс] //
vesti22.tv, 2022. Режим доступа:https://vesti22.tv/news/kakie-sekrety-
khranit-teatr-kukol-skazka-/ (дата обращения 15.04.2022).
9. Новый главреж Алтайского государственного театра рассказала о
планах на сезон [Электронный ресурс] // vesti22.tv, 2022. Режим доступа: https://vesti22.tv/news/novyy-glavrezh-altayskogo-
gosudarstvennogo-muzykalnogo-teatra-rasskazala-o-planakh-na-sezon/?sphrase_id=36056 (дата обращения 15.04.2022).
10. Комсомольская правда - Барнаул [Электронный ресурс] // alt.kp.ru,
2022. Режим доступа: https://www.alt.kp.ru (дата обращения 16.
04.2022).
11. «Молодежный театр Алтая презентовал «Фауста» [Электронный
ресурс] // alt.kp.ru, 2022. Режим доступа:
https://www.alt.kp.rU/daily/27378.5/4560182/ (дата обращения 16.
04.2022).
12. Алтайская правда [Электронный ресурс] // ap22.ru, 2022. Режим
доступа:https://www.ap22.ru/ (дата обращения 17. 04.2022).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ