Email-маркетинг информационного портала «Такие дела»: коммуникативные стратегии и жанрово-стилистические особенности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. EMAIL-МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ
ЖУРНАЛИСТИКИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Социальная журналистика и специфика социального текста 7
1.2. Коммуникативные стратегии 11
1.3. Жанрово-стилистические особенности публикаций 16
1.4. Email-маркетинг в СМИ 22
ГЛАВА 2. EMAIL-МАРКЕТИНГ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОРТАЛА «ТАКИЕ ДЕЛА» 30
2.1. Коммуникативные стратегии, используемые авторами интернет- рассылки СМИ «Такие дела» 30
2.2. Жанрово-стилистические особенности материалов и экспрессивно-
маркированная лексика e-mail-рассылки издания «Такие дела» 38
2.3. Текстовое и мультимедийное содержание e-mail-маркетинга портала
«Такие дела»: особенности и причины эффективности 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 77
ГЛАВА 1. EMAIL-МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ
ЖУРНАЛИСТИКИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Социальная журналистика и специфика социального текста 7
1.2. Коммуникативные стратегии 11
1.3. Жанрово-стилистические особенности публикаций 16
1.4. Email-маркетинг в СМИ 22
ГЛАВА 2. EMAIL-МАРКЕТИНГ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОРТАЛА «ТАКИЕ ДЕЛА» 30
2.1. Коммуникативные стратегии, используемые авторами интернет- рассылки СМИ «Такие дела» 30
2.2. Жанрово-стилистические особенности материалов и экспрессивно-
маркированная лексика e-mail-рассылки издания «Такие дела» 38
2.3. Текстовое и мультимедийное содержание e-mail-маркетинга портала
«Такие дела»: особенности и причины эффективности 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 77
Актуальность. Социальные проблемы в современном мире являются одной из наиболее обсуждаемых тем. Они часто освещаются в прессе, на телевидении, в интернете, становятся заглавной темой кинофильмов, музыкальных произведений, художественных инсталляций, обсуждаются на дискурсах ученых и общественных деятелей. В то же время четкого определения что именно включает в себя понятие «социальные проблемы» в медиапространстве нет. Одновременно оно может включать в себя как общемировые проблемы перенаселения, миграции, социального обеспечения стран со слабой экономической системой и т.д.; так и проблемы индивидов или социальных групп: идентификации личности, гендерного равенства и, в том числе, алкоголизма, безработицы и прочее. Ввиду этого существует необходимость обсуждения понятия «социальных проблем».
В ходе данного обсуждения необходимо выяснить способы и методы актуализации социальной сферы в СМИ. Выявить коммуникативные стратегии и языковые средства, используемые журналистами в публикуемых материалах. А также в контенте, созданном для продвижения работ на социальную тематику. В частности, интернет-рассылок, целью которых является привлечение внимания к материалам издания и самому СМИ.
В журналистских работах высокую степень важности имеют жанрово-стилистические особенности. Они определяют стиль, язык и средства для достижения поставленной цели материалов. Последние, в свою очередь, формируют собой информационную политику СМИ.
Социальная журналистика, учитывая специфику сферы работы с общественно-важными явлениями и проблемами, подвергается частому анализу в работах, связанных с психолингвистикой и риторикой. На сегодняшний день тема «языка социальных медиа» является особенно актуальной в связи с повышенным вниманием к проблемам социума. Частое упоминание в массовой культуре различных социальных явлений вызывает вопрос о способах достижения желаемого эффекта на широкую общественность. Каким образом нужно формировать контент, как не вызвать негативную реакцию в случае неверного использования языковых средств или стратегий, направленных на острую эмпатическую реакцию — вопросы, возникающие у создателей контента и его потребителей, в случае анализа материала на протяжении десятилетий работы социологов и журналистов.
Email-маркетинг как часть интернет-маркетинга непосредственно связан с этими вопросами. В его задачи помимо вышеперечисленных входят цели по распространению и продвижению материалов СМИ и издания в целом. Помимо прочего, в отношении email-маркетинга существует ряд предубеждений со стороны пользователей электронной почты. Email - маркетинг в социальной среде многими воспринимается негативно ввиду сложившегося недоверия и репутации спама.
Целью нашей работы - изучение материалов рассылки интернет- портала «Такие дела» для выявления их жанрово-стилистических особенностей и используемых коммуникативных стратегий, а также эффективности их воздействия на аудиторию.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить особенности социальной журналистики и специфику написания материалов на социальную тематику.
2. Охарактеризовать понятие «социальные проблемы» и метод конструкционизма для обозначения специфики социальной журналистики.
3. Определить особенности эмпатии с точки зрения воздействия на аудиторию СМИ.
4. Изучить коммуникативные стратегии, используемые авторами интернет-рассылки СМИ «Такие дела».
5. Проанализировать жанрово-стилистические особенности материалов и экспрессивно-маркированную лексику рассылки.
6. Изучить текстовое и мультимедийное содержание e-mail-маркетинга портала «Такие дела», выявить его основные особенности и определить эффективность.
Объект исследования - тексты и мультимедиа в рассылке интернет- портала «Такие дела».
Предмет исследования - жанрово-стилистические особенности и используемые коммуникативные стратегии интернет-рассылки, а также эффективность их воздействия на целевую аудиторию портала «Такие дела».
Методы исследования - анализ научной литературы, контент-анализ, сравнительный анализ рассылок, контекстуальный и жанрово-стилистический анализ текстов.
Материалом для работы послужили 57 материалов интернет-рассылок информационного портала «Такие дела» за 2021-2022 гг..
Теоретической основой для написания выпускной квалификационной работы стали труды Д.С. Авраамова, С.И. Виноградова, И.М. Дзялошинского, М.И. Дзялошинской, Д. Кота, Т.И. Фроловой, И.Г. Ясавеева и других отечественных и зарубежных исследователей социальной журналистики, интернет-маркетинга, рекламы, психологии и лингвистики.
Гипотеза исследования: в России среди общественно-политических изданий сравнительно небольшое количество СМИ на социальную тематику. Тем временем социальные проблемы не теряют актуальности, что вызывает необходимость в привлечении внимания к ним и их решению. Но в связи с невысокой популярностью среди широкой общественности изданий, занимающихся данной проблематикой, последние также нуждаются в популяризации. Для выполнения этой задачи портал «Такие дела» как социальное СМИ использует email-маркетинг. На основе анализа материалов рассылки мы можем выявить, каким образом определенные коммуникативные стратегии и жанрово-стилистические особенности влияют на формирование интереса аудитории и привлечение новых читателей СМИ.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в выявлении влияния email-маркетинга и его коммуникативных стратегий и жанрово-стилистических особенностей на формирование интереса аудитории и привлечение читателей в издание. Результаты могут быть полезны как практикующим журналистам, так и студентам вузов, обучающимся по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
В ходе данного обсуждения необходимо выяснить способы и методы актуализации социальной сферы в СМИ. Выявить коммуникативные стратегии и языковые средства, используемые журналистами в публикуемых материалах. А также в контенте, созданном для продвижения работ на социальную тематику. В частности, интернет-рассылок, целью которых является привлечение внимания к материалам издания и самому СМИ.
В журналистских работах высокую степень важности имеют жанрово-стилистические особенности. Они определяют стиль, язык и средства для достижения поставленной цели материалов. Последние, в свою очередь, формируют собой информационную политику СМИ.
Социальная журналистика, учитывая специфику сферы работы с общественно-важными явлениями и проблемами, подвергается частому анализу в работах, связанных с психолингвистикой и риторикой. На сегодняшний день тема «языка социальных медиа» является особенно актуальной в связи с повышенным вниманием к проблемам социума. Частое упоминание в массовой культуре различных социальных явлений вызывает вопрос о способах достижения желаемого эффекта на широкую общественность. Каким образом нужно формировать контент, как не вызвать негативную реакцию в случае неверного использования языковых средств или стратегий, направленных на острую эмпатическую реакцию — вопросы, возникающие у создателей контента и его потребителей, в случае анализа материала на протяжении десятилетий работы социологов и журналистов.
Email-маркетинг как часть интернет-маркетинга непосредственно связан с этими вопросами. В его задачи помимо вышеперечисленных входят цели по распространению и продвижению материалов СМИ и издания в целом. Помимо прочего, в отношении email-маркетинга существует ряд предубеждений со стороны пользователей электронной почты. Email - маркетинг в социальной среде многими воспринимается негативно ввиду сложившегося недоверия и репутации спама.
Целью нашей работы - изучение материалов рассылки интернет- портала «Такие дела» для выявления их жанрово-стилистических особенностей и используемых коммуникативных стратегий, а также эффективности их воздействия на аудиторию.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить особенности социальной журналистики и специфику написания материалов на социальную тематику.
2. Охарактеризовать понятие «социальные проблемы» и метод конструкционизма для обозначения специфики социальной журналистики.
3. Определить особенности эмпатии с точки зрения воздействия на аудиторию СМИ.
4. Изучить коммуникативные стратегии, используемые авторами интернет-рассылки СМИ «Такие дела».
5. Проанализировать жанрово-стилистические особенности материалов и экспрессивно-маркированную лексику рассылки.
6. Изучить текстовое и мультимедийное содержание e-mail-маркетинга портала «Такие дела», выявить его основные особенности и определить эффективность.
Объект исследования - тексты и мультимедиа в рассылке интернет- портала «Такие дела».
Предмет исследования - жанрово-стилистические особенности и используемые коммуникативные стратегии интернет-рассылки, а также эффективность их воздействия на целевую аудиторию портала «Такие дела».
Методы исследования - анализ научной литературы, контент-анализ, сравнительный анализ рассылок, контекстуальный и жанрово-стилистический анализ текстов.
Материалом для работы послужили 57 материалов интернет-рассылок информационного портала «Такие дела» за 2021-2022 гг..
Теоретической основой для написания выпускной квалификационной работы стали труды Д.С. Авраамова, С.И. Виноградова, И.М. Дзялошинского, М.И. Дзялошинской, Д. Кота, Т.И. Фроловой, И.Г. Ясавеева и других отечественных и зарубежных исследователей социальной журналистики, интернет-маркетинга, рекламы, психологии и лингвистики.
Гипотеза исследования: в России среди общественно-политических изданий сравнительно небольшое количество СМИ на социальную тематику. Тем временем социальные проблемы не теряют актуальности, что вызывает необходимость в привлечении внимания к ним и их решению. Но в связи с невысокой популярностью среди широкой общественности изданий, занимающихся данной проблематикой, последние также нуждаются в популяризации. Для выполнения этой задачи портал «Такие дела» как социальное СМИ использует email-маркетинг. На основе анализа материалов рассылки мы можем выявить, каким образом определенные коммуникативные стратегии и жанрово-стилистические особенности влияют на формирование интереса аудитории и привлечение новых читателей СМИ.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в выявлении влияния email-маркетинга и его коммуникативных стратегий и жанрово-стилистических особенностей на формирование интереса аудитории и привлечение читателей в издание. Результаты могут быть полезны как практикующим журналистам, так и студентам вузов, обучающимся по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
В данном исследовании перед нами стояла цель - изучение материалов email-рассылки интернет-портала «Такие дела» для выявления их жанрово-стилистических особенностей и используемых коммуникативных стратегий, а также эффективности их воздействия на аудиторию. Данная цель была достигнута в ходе решения задач в теоретической и практической части работы. По итогам изучения научной литературы и рассылки «Таких дел» мы сделали следующие выводы.
В области социальной журналистики email-маркетинг - непростая задача для маркетологов и журналистов. Это связано с механизмом работы рассылок, журналистским творчеством в них, а также спецификой морально-этических норм.
При использовании коммуникативных стратегий в работе с читателем журналисты должны учитывать ряд факторов. Это важно, чтобы верно донести позицию, не теряя при этом миссию одного конкретного материала или всей редакции средства массовой информации.
Основа email-маркетинга - текст. Рассылка формируется таким образом, что визуализация иногда снижает число кликов, делает материал неэффективным. Чтобы этого не случалось, нужно мастерски оперировать словом. Существуют разные коммуникативные стратегии email-маркетинга, которые обуславливаются общепринятыми правилами и миссией конкретного издания. Также необходимо учитывать немаловажный факт: несмотря на социальную сферу распространения маркетинговой кампании, одной из задач ставится привлечение новой аудитории и поддержание интереса у преданных читателей.
Чтобы воздействовать на аудиторию в социальной сфере, журналист должен использовать жанрово-стилистические особенности текста, связанные с эмпатической стилистической окраской языковых средств, такие как разговорные элементы, экспрессивно-маркированную лексику для усиления эффекта воздействия на аудиторию. Одна из лучших стратегий для социальной журналистики, когда автор находится внутри аудитории, принимает на себя эффект обеих сторон, то есть героев публикаций и их будущих читателей.
Коммуникативные стратегии в email-рассылках «Таких дел» - диалоговые стратегии, кооперация с аудиторией, фокусирование на потребителе, имидже издания и медиапродукте. Все рассылке по почте делятся на письма для читателей портала «Такие дела», письма для людей, которые собираются стать донорами фонда «Нужна помощь», письма для рекуррентов (людей, которые оформляют автоматическое ежемесячное списание какой-либо суммы). 65% рассылок создаются для читателей портала «Такие дела», для рекуррентов и будущих доноров создается меньшее количество (35%) писем в общем объеме. Коммуникативная стратегия email- маркетинга должна включать как ценностные, так и продающие письма в пропорции 80 к 20 процентам. В издании «Такие дела» при работе с рассылками данная пропорция не соблюдается.
Изучив жанрово-стилистические особенности материалов и экспрессивно-маркированную лексику e-mail-рассылки издания «Такие дела», мы заключили, что по форме 90% email-рассылок за период с 1.01.2021 по 20.05.2022 относятся к подборкам, среди жанров чаще всего встречается фиче, комментарий и эссе. Именно эти жанры позволяют реализовать коммуникативные стратегии (кооперация с аудиторией, диалоговый тип речевых стратегий, предпринимательская, фокусирование на потребителях, фокусирование на имидже издания / медиапродукте), взаимодействовать с читателем.
Основные стилеобразующие черты в email-рассылках «Таких дел» - авторская оценка, обилие деталей, лирические отступления, полемичность, призывность и выразительность. Средства выразительности, которые чаще всего используются авторами рассылки - риторические вопросы и восклицания, авторские знаки препинания, тропы (метафоры, эпитеты), другие лексические средства.
Анализ во второй части исследования показал, что основными функциями использования эмоционально-маркированной лексики в материалах рассылок «Таких дел» являются функции привлечения внимания, влияния на аудиторию, вовлечения в контент и призыва к целевому действию (пожертвованию).
Подводя итоги анализу мультимедийного содержания рассылок «Таких дел», мы можем сказать, что оно было классифицировано по типу и жанру мультимедийных элементов. Сначала мы выделили несколько групп: фотографии, иллюстрации и гифки, далее уточнили жанры или типы в каждой группе. Чаще всего в письмах используются фотоснимки жанров фотоочерк, фотозарисовка, фотопортрет и фоторепортаж. Среди иллюстраций наиболее распространенные - портретные иллюстрации и иллюстрации, показывающие противопоставление «человек - общество» и «человек - система». Функции мультимедийного контента в рассылках «Таких дел» разнообразны - это не только привлечение внимания читателя, вовлечение его в контент, но и стремление показать значимость определенных социальных проблем, подталкивание к целевому действию - пожертвованию.
Тексты рассылки позволяет сделать отличительными авторское включение: неравнодушие к проблемам, знакомство со всеми контекстами, которые используются при создании информации для читателей, попытка осмыслить и интерпретировать для читателя все то, что создали за неделю журналисты.
Авторы рассылки - редакторы, которые вычитывали тексты, знакомились со всеми материалами и знают досконально, что важно в том или ином тексте.
Больше всего в издании представлено рассылок для читателей. Контент «Таких дел» специфический, журналисты работают преимущественно с социальными темами и поднимают те вопросы, которые не рассматривают в большинстве изданий. Соответственно, в рассылку для читателей попадают самые яркие тексты недели, которые признаны одним из редакторов наиболее важными и нужными к прочтению.
Оригинальные формы коммуникации с читателем, используемые коммуникативные стратегии позволяют показать тексты под разным углом - каждый автор рассылки находит в них что-то своё, важное, что и выносится на первый план и подчеркивается в лиде.
Таким образом, email-рассылки издания «Такие дела» являются довольно эффективными для социального маркетинга, выступают способом онлайн-продвижения, настраивают взаимодействие с читателями и позволяют редакторам продвигать лучшие тексты и привлекать пользователей к пожертвованиям.
В области социальной журналистики email-маркетинг - непростая задача для маркетологов и журналистов. Это связано с механизмом работы рассылок, журналистским творчеством в них, а также спецификой морально-этических норм.
При использовании коммуникативных стратегий в работе с читателем журналисты должны учитывать ряд факторов. Это важно, чтобы верно донести позицию, не теряя при этом миссию одного конкретного материала или всей редакции средства массовой информации.
Основа email-маркетинга - текст. Рассылка формируется таким образом, что визуализация иногда снижает число кликов, делает материал неэффективным. Чтобы этого не случалось, нужно мастерски оперировать словом. Существуют разные коммуникативные стратегии email-маркетинга, которые обуславливаются общепринятыми правилами и миссией конкретного издания. Также необходимо учитывать немаловажный факт: несмотря на социальную сферу распространения маркетинговой кампании, одной из задач ставится привлечение новой аудитории и поддержание интереса у преданных читателей.
Чтобы воздействовать на аудиторию в социальной сфере, журналист должен использовать жанрово-стилистические особенности текста, связанные с эмпатической стилистической окраской языковых средств, такие как разговорные элементы, экспрессивно-маркированную лексику для усиления эффекта воздействия на аудиторию. Одна из лучших стратегий для социальной журналистики, когда автор находится внутри аудитории, принимает на себя эффект обеих сторон, то есть героев публикаций и их будущих читателей.
Коммуникативные стратегии в email-рассылках «Таких дел» - диалоговые стратегии, кооперация с аудиторией, фокусирование на потребителе, имидже издания и медиапродукте. Все рассылке по почте делятся на письма для читателей портала «Такие дела», письма для людей, которые собираются стать донорами фонда «Нужна помощь», письма для рекуррентов (людей, которые оформляют автоматическое ежемесячное списание какой-либо суммы). 65% рассылок создаются для читателей портала «Такие дела», для рекуррентов и будущих доноров создается меньшее количество (35%) писем в общем объеме. Коммуникативная стратегия email- маркетинга должна включать как ценностные, так и продающие письма в пропорции 80 к 20 процентам. В издании «Такие дела» при работе с рассылками данная пропорция не соблюдается.
Изучив жанрово-стилистические особенности материалов и экспрессивно-маркированную лексику e-mail-рассылки издания «Такие дела», мы заключили, что по форме 90% email-рассылок за период с 1.01.2021 по 20.05.2022 относятся к подборкам, среди жанров чаще всего встречается фиче, комментарий и эссе. Именно эти жанры позволяют реализовать коммуникативные стратегии (кооперация с аудиторией, диалоговый тип речевых стратегий, предпринимательская, фокусирование на потребителях, фокусирование на имидже издания / медиапродукте), взаимодействовать с читателем.
Основные стилеобразующие черты в email-рассылках «Таких дел» - авторская оценка, обилие деталей, лирические отступления, полемичность, призывность и выразительность. Средства выразительности, которые чаще всего используются авторами рассылки - риторические вопросы и восклицания, авторские знаки препинания, тропы (метафоры, эпитеты), другие лексические средства.
Анализ во второй части исследования показал, что основными функциями использования эмоционально-маркированной лексики в материалах рассылок «Таких дел» являются функции привлечения внимания, влияния на аудиторию, вовлечения в контент и призыва к целевому действию (пожертвованию).
Подводя итоги анализу мультимедийного содержания рассылок «Таких дел», мы можем сказать, что оно было классифицировано по типу и жанру мультимедийных элементов. Сначала мы выделили несколько групп: фотографии, иллюстрации и гифки, далее уточнили жанры или типы в каждой группе. Чаще всего в письмах используются фотоснимки жанров фотоочерк, фотозарисовка, фотопортрет и фоторепортаж. Среди иллюстраций наиболее распространенные - портретные иллюстрации и иллюстрации, показывающие противопоставление «человек - общество» и «человек - система». Функции мультимедийного контента в рассылках «Таких дел» разнообразны - это не только привлечение внимания читателя, вовлечение его в контент, но и стремление показать значимость определенных социальных проблем, подталкивание к целевому действию - пожертвованию.
Тексты рассылки позволяет сделать отличительными авторское включение: неравнодушие к проблемам, знакомство со всеми контекстами, которые используются при создании информации для читателей, попытка осмыслить и интерпретировать для читателя все то, что создали за неделю журналисты.
Авторы рассылки - редакторы, которые вычитывали тексты, знакомились со всеми материалами и знают досконально, что важно в том или ином тексте.
Больше всего в издании представлено рассылок для читателей. Контент «Таких дел» специфический, журналисты работают преимущественно с социальными темами и поднимают те вопросы, которые не рассматривают в большинстве изданий. Соответственно, в рассылку для читателей попадают самые яркие тексты недели, которые признаны одним из редакторов наиболее важными и нужными к прочтению.
Оригинальные формы коммуникации с читателем, используемые коммуникативные стратегии позволяют показать тексты под разным углом - каждый автор рассылки находит в них что-то своё, важное, что и выносится на первый план и подчеркивается в лиде.
Таким образом, email-рассылки издания «Такие дела» являются довольно эффективными для социального маркетинга, выступают способом онлайн-продвижения, настраивают взаимодействие с читателями и позволяют редакторам продвигать лучшие тексты и привлекать пользователей к пожертвованиям.



