ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ (на примере спортивной гимнастики)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ 6
1.1 Влияние спортивной деятельности на состояние здоровья спортсменов
6 1.2. Применение оздоровительных технологий в учебно-тренировочном процессе детско-юношеской спортивной школе 23
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 39
ГЛАВА II ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЕ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ 40
2.1 Организация экспериментальной работы 40
2.2 Характеристика экспериментальной оздоровительной программы для
повышения уровня здоровья в образовательном учреждении 44
2.3 Динамика уровня физического развития гимнасток в процессе
эксперимента 49
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В современной жизни человечества трудно найти более распространенную сферу социальной активности и такое многофункциональное явление, как спорт. Заключая в себе, как утверждают теоретики, гуманистические функции, благородное духовное содержание. Современный спорт, тем не менее, не лишен и ряда негативных тенденций в своем развитии. Может показаться парадоксальным, но основная негативная черта большого спорта (с точки зрения врача) - постоянное стремление к росту спортивных результатов. Уровень рекордов сегодня давно превысил возможности человеческого организма, и новые достижения могут быть реализованы либо за счет увеличения тренировочных нагрузок, либо применения допинговых препаратов. И тот, и другой путь опасен для здоровья спортсменов.
Негативные черты современного спорта обусловлены также его профессионализацией и коммерциализацией, появлением новых технических элементов и даже новых видов спорта, сопровождающихся высоким риском для здоровья и жизни спортсменов, вовлечением в спорт высоких достижений детей и подростков, расширением диапазона женских видов спорта из арсенала тех, которые ранее считались исключительно мужскими, и пр.
Все перечисленные и другие особенности все более приближают спортивную медицину, обеспечивающую большой спорт, к экстремальной медицине, призванной сохранять здоровье и работоспособность тех лиц, профессиональная деятельность которых связана с экстремальными воздействиями (авиационная и космическая медицина, подводная медицина и т.п.).
Таким образом, тезис Э. Дойзера о том, что современный спорт высших достижений имеет малого общего со здоровьем спортсмена, становится все более аргументированным. И спортивно-медицинская практика подтверждает это. За последние 1,5-2 десятилетия заметно возросло количество случаев внезапных смертей и серьезных отклонений в состоянии здоровья спортсменов. При этом количество этих отклонений четко связано с периодами предолимпийского цикла или графиком других соревнований мирового уровня: чем ближе старт, тем больше и выраженные отклонения в состоянии здоровья спортсменов [9].
Следовательно необходимо поиск благоприятных средств и методов по сохранению здоровья спортсмена, что определяет актуальность нашего исследования.
Цель исследования - теоретически и экспериментально обосновать применение оздоровительных технологий в учебно-тренировочном процессе ДЮСШ.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Определить исходный уровень физического развития экспериментальной и контрольной групп.
3. Разработать оздоровительную программу повышающую уровень физического развития учащихся ДЮСШ.
4. Повторно исследовать уровень здоровья детей экспериментальной и контрольной группы по окончании эксперимента.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс в детско- юношеской спортивной школе.
Предмет исследования - эффективность применения оздоровительной программы в учебно-тренировочный процесс в детско- юношеской спортивной школе.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы; тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Гипотеза исследования. Предполагается, что применения экспериментальной программы в детско-юношеской спортивной школе, будет способствовать положительной динамики физического развития детей.
Практическая значимость. Результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента могут быть использованы в работе тренеров-преподавателей ДЮСШ.
Структура работы. Работа состоит из введения, отражающего актуальность исследования, литературного обзора по поставленной проблеме, цели, задач, методов, методики, организации исследования, результатов проведенного исследования и их обсуждения, выводов, списка литературы состоящих из 54 источников.
Достижение высоких спортивных результатов в спорте, желание каждого ребенка приходящего в детско-юношескую спортивную школу.
Однако негативные черты современного спорта обусловлены также его профессионализацией и коммерциализацией, появлением новых технических элементов и даже новых видов спорта, сопровождающихся высоким риском для здоровья и жизни спортсменов, вовлечением в спорт высоких достижений детей и подростков, расширением диапазона женских видов спорта из арсенала тех, которые ранее считались исключительно мужскими, и пр.
При неправильно поставленном тренировочном процессе, при нагрузках, превышающих возможности организма, у спортсменов возникает ряд состояний - переутомление, перенапряжение и перетренированность. Нарушения здоровья спортсменов как результат неправильно организованного тренировочного процесса. Использование чрезмерных физических и психических нагрузок, несоблюдение режима дня и питания, несвоевременное устранение последствий острых заболеваний и преждевременный допуск к тренировке могут приводить к различным заболеваниям спортсменов.
Следовательно, необходимо поиск новых средств, методов организации тренировочного процесса.
Нами разработана программа по внедрению оздоровительных технологий в учебно-тренировочный процесс спортсменов. В содержание программы тренировочного процесса входили следующие разделы: теоретическая подготовка, психологическая подготовка, тактическая подготовка, физическая подготовка, оздоровительные технологии.
Экспериментальная группа занималась по разработанным планам тренировочного процесса в присутствии медицинского персонала. Ежедневно контролировалось самочувствие занимающихся. Два раза в год проводилась плановая диспансеризация и контроль в пред соревновательном периоде, соревновательном и после соревновательном периоде.
При внедрении в тренировочные занятия оздоровительные технологии нами прослеживалась динамика показателей физического развития: ЧСС, АД, масса тела, длина тела, окружность грудной клетке, а так же заболеваемость в течении года. В конце эксперимента отчетливо видно достоверно значимые различия между экспериментальной и контрольными группами во всех изучаемых показателях (р<0,05). Следует отметить о положительном влияние разработанной программы.
1. Аллак, Ж. Вклад в будущее: приоритет образования / Ж. Аллак- М.: Педагогика. - Пресс/Юнеско: Междун. ин-т планиров. Образования, 2003. - 168 с.
2. Амосова, Т.Ю. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой / авт.-сост. Т.Ю. Амосова. - М.: РИПОЛ классик, 2005. - 64с.
3. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого
саморазвития / В.И. Андреев. - 2-е изд. - Казань: Центр
инновационных технологий, 2000. - 608 с.
4. Антропова М.В. Родителям о здоровье школьников. М.: Педагогика, 2001. - 77 с.
5. Атутов, П.Р. Технология и современное образование / П.Р. Атутов. // Педагогика. - 2006. - №2. - С. 11-14.
6. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. - 2000. - Т. 7. - №2. - С.21-28.
7. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 2002г. - 480 с.
8. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский - М., «Просвещение» 2005 - 208 с.
9. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. — М.: Просвещение, 2002. — 192 с.
10. Беспалько, В.П. Педагогика и современные технологии обучения / В.П. Беспалько В.П. — М..: Педагогика,,2009. - 160 с.
11. Бутова С. В. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа», 2006, №8.
12. Вендровская, Р.Б. Очерки истории советской педагогики / Р.Б. Вендровская. — М.: Педагогика, 2002. — 128 с.
13. Верзилин, Н.М. Об определении и классификации методов обучения / Н.М. Верзилин // Сов. педагогика. — 2007. — № 8. — С. 85—98.
14. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю. К. Бабанского. — М.: Педагогика, 2001. — 176 с.
15. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю. К. Бабанского. — М.: Педагогика, 2001. — 176 с.
16. Голант, Е.Я. К теории методов обучения в советской школе / Е.Я. Голант // Сов. педагогика. — 2006. — № 11. — С. 90—98.
17. Закон Российской Федерации «Об образовании». Постановление Верховного Совета РФ от 10.07.2002, №3267 - 1. - М., 2002. - 57 с.
18. Захарова, Т.Н. Формирование здорового образа жизни у младших школьников / авт.-сост. Т.Н. Захарова и др. - Волгоград: Учитель, 2007. - 174с.
19. Зинченко, Г.П. Предпосылки становления теории непрерывного образования / Г.П. Зинченко //Советская педагогика. - 2001. - № 1. - с. 81-87.
20. Казаковцева Т.С., Косолапова Т.Л. К вопросу здоровотворческой деятельности в образовательных учреждениях // «Начальная школа», 2006, №4.
21. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации
здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005, №11.
22. Кирсанов, А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема / А.А. Кирсанов. - Казань: Казан. ун-т, 2002. - 224 с.
23. Колобов, Ф.Г. Дыхание по Бутейко / Ф.Г Колобов. - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. - 120с.
24. Кондаков, М.И. Содержание: Логический словарь - справочник - 4-е изд. / М.И. Кондаков - М.: Наука, 2001. - С. 556 - 557
25. Краткий педагогический словарь пропагандиста / Под ред. М. И. Кондакова и А. С. Вишнякова. - М.: Политиздат, 2004. - 320 с.
26. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.
27. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М., 2000.
28. Левина, М.М. О сущности методов обучения / М.М. Левина // Сов. педагогика. - 2000. - № 2. - С. 106 - 115.
29. Леднев, B.C. Содержание образования: сущность, структура,
перспективы / B.C. Леднев. - 2-е изд. перераб. - М.: Высшая школа, 2001. - 224 с.
30. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер.
- М.: Педагогика, 2001. - 184 с.
31. Лийметс, Х.И. Групповая работа на уроке / Х.И. Лийметс. - М.: Знание, 2005. - 64 с.
32. Львова И.М. Физкультминутки // «Начальная школа», 2005, №10.
33. Матрусов, И.С. К проблеме методов обучения / И.С. Матрусов, М.В. Рыжаков // Сов. педагогика. - 1984. - № 1. - С. 44 - 48.
34. Махмутов, М.И. Педагогические технологии развития мышления учащихся / М.И. Махмутов, Г.И. Ибрагимов, М.А. Чошанов. - Казань: ТГЖИ, 2003. - 88 с.
35. Махмутов, М.И. Современный урок. Вопросы теории / М.И. Махмутов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогика, 2005. - 184 с.
36. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению пере-грузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008.
— 112 с. — (Педагогическая мастерская).
37. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, №6.
38. Мочалова, Н.М. О методах развивающего обучения / Н.М. Мочалова // Сов. педагогика. - 2000. - № 8. - С. 53 - 59.
39. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. -М., 2002.
40. Наш выбор - здоровье: досуговая программа, разработки
мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. - Волгоград: Учитель, 2009. - 184 с.
41. Новиков, A.M. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы наследия, векторы развития / A.M. Новиков - М.: Эгвес, 2000. - 272 с.
42. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений: Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 2007. - 944 с.
43. Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. - М.: КНОРУС, 2006. С. 147
44. Ощепкова Т.Л. Воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста // «Начальная школа», 2006, №8.
45. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003.
46. Россия: образование в переходный период, Всемирный банк Управления Европы и Центральной Азии, Департаменты, отдел социальных ресурсов [Б.М.] 2005. - 259 с.
47. Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения / М.Н. Скаткин. - М.: Педагогика, 2001. - 206 с.
48. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО, 2002. - с. 62.
49. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. -Ростов н/Дону: Феникс, 2007. - 285 с.
50. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. - 2000. - Т. 7. - №2. С.29-34.
51. Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001.
52. Управление качеством образования: Практикоориентированная
монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 448 с.
53. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-
воспитательном процессе / авт.-сост. И.В. Чупаха и др. // Научно-практический сборник инновационного опыта. - М.: Илекса,
Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001. - 400с.
Шевченко Л.Л. От охраны здоровья к успеху в учебе // «Начальная школа», 2006, №8.