Введение 3
Глава 1. Электронные образовательные ресурсы в сети Интернет 5
1.1 Электронные образовательные ресурсы 5
1.2 Особенности проектирования цифровых образовательных ресурсов
для образовательных учреждений 9
1.3 Электронный образовательный ресурс по разделу «Оптика» 12
Глава 2. Разработка электронного образовательного ресурса 13
2.1 Проектирование структуры электронного образовательного ресурса
по разделу «Оптика» 13
2.2 Содержательное наполнение электронного образовательного ресурса
15
2.3 Программа MyTest 21
Глава 3. Введение в эксплуатацию и сопровождение электронного образовательного ресурса 24
3.1 Технические требования 24
Глава 4. Тестовые вопросы по разделу «Оптика» 26
4.1 Дисперсия 26
4.2 Дифракция света 31
4.3 Закон отражения. Плоское зеркало 38
4.4 Закон преломления. Полное внутреннее отражение 45
4.5 Интерференция света 51
4.6 Линзы 60
4.7 Поляризация 66
Заключение 73
Список использованной литература 75
Актуальность. Постоянные изменения, происходящие в жизни современного информационного общества, должны находить адекватное и незамедлительное отражение, как в самом учебном процессе, так и в различных учебных материалах. Одним из возможных выходов из сложившейся ситуации может являться разработка тестов в электронных средствах обучения практически по всем дисциплинам и их публикация в мировых телекоммуникационных сетях или на информационных носителях, предоставляющих возможность несложного оперативного тиражирования. Кроме того, практическая работа обучаемых с информацией, представленной в электронном виде, сыграет положительную роль в общем ознакомлении будущих специалистов с компьютерными и телекоммуникационными технологиями.
Современный образовательный процесс трудно представить без качественного обеспечения учебными электронными материалами. За последнее время их видовой состав пополнился такими новейшими педагогическими программными средствами, как электронные учебные пособия, средства компьютерного моделирования, Интернет-сайты, тренажеры, обучающие программы и другие образовательные ресурсы. В связи с этим особую значимость приобретают вопросы создания качественных программных средств для обучения.
Электронный образовательный ресурс позволяет расширить круг учащихся. Такой вид обучения позволяет улучшить качество обучения, способствует развитию познавательного интереса в неограниченном количестве. Поэтому, данная дипломная работа направлена на создание электронного образовательного ресурса, который позволит обучать студентов по разделу «Оптика».
Цель работы: изучение, создание и применение на практике разработанный электронный образовательный ресурс по разделу "Оптика".
Объект исследования: электронный образовательный ресурс.
Предмет исследования: электронный образовательный ресурс по разделу «Оптика».
В соответствии с целью, предметом и объектом исследования были определены следующие задачи:
• анализ нормативной, технической, специальной,
организационной литературы по теме исследования;
• анализ электронных образовательных ресурсов по разделу "Оптика";
• разработка структуры и дизайна электронного
образовательного ресурса "Оптика";
• разработка электронного образовательного ресурса "Оптика".
Методы исследования:
• анализ и систематизация литературы по данному разделу;
• обобщение опыта создания программных средств для образовательного процесса.
Практическая значимость исследования: разработанный электронный образовательный ресурс может быть использован при изучении раздела "Оптика" по курсу физики.
Внедрение в сферу ЭОР, необходимый, прогрессивный и немаловажный шаг в развитии и усовершенствовании нынешней системы образования.
Учебный процесс с использованием ПК посредством, которого реализуется ЭОР, являет собой имитацию учебно-исследовательской деятельности, при которой на ПК перекладывается та или иная часть функций преподавателя: выдача учебной информации, указаний, заданий, контроль знаний и умений и др. Общение ПК с обучаемым происходит путём диалога, содержание которого заложено в ЭОР. Управление познавательной деятельностью ученика в целом возлагается на ЭОР, хотя в отдельных случаях, в соответствии с рекомендациями психологов может быть предоставлена возможность выбора пути обучения.
На основе анализа нормативной, технической, специализированной, организационной литературы по теме исследования были выявлены особенности, которые необходимо учитывать для создания электронных образовательных ресурсов в образовательных учреждениях:
• учитывать возрастные психолого-педагогические особенности учащихся и существующие различия в культурном опыте учащихся;
• содержать материалы, ориентированные на работу с информацией, представленной в различных формах (графики, таблицы, составные и оригинальные тексты различных жанров, видеоряды и т.д.);
• содержать набор заданий (как обучающего, так и диагностического характера) ориентированных преимущественно на нестандартные способы решения.
При проектировании будут учитываться эргономические, нормативно-правовые, психолого-педагогические требования.
Электронный образовательный ресурс по разделу" Оптика" включает 3 модуля-программы:
• теоретический модуль;
• практический модуль;
• энциклопедический модуль.
Программная реализация электронного образовательного ресурса была сделана в программе Microsoft Office FromPage 2003.Ink.
Разработка электронного пособия осуществлялась поэтапно:
1. подбор и анализ литературу;
2. разработка структуры электронного ресурса;
3. разработка дизайна и навигации ресурса;
4. тестирование электронного образовательного ресурса.
Созданный цифровой образовательный ресурс по «Оптике» потенциально может облегчить освоение учащимися данного раздела.
1. Абалуев Р.Н. Интернет-технологии в образовании: Учебно¬
методическое пособие [Текст] / Р.Н. Абалуев, Н.Г. Астафьева, Н.И. Баскакова. - Тамбов: ТГТУ, 2002. - 114 с.
2. Ардатский С.Н. Технологические принципы информационного образовательного ресурса [Текст] / Р.Н. Ардатский, О.С. Бартунов // Сборник статей "Образовательные порталы России". Выпуск 1. - М.: Технопечать, 2004. - С. 130-137.
3. Беляев М.И. Основы концепции создания образовательных
электронных изданий [Электронный документ] / М.И. Беляев, В.М. Вымятин, С.Г. Григорьев //
www.eir.ru/comission.php?doc=/trudi/seminar31 belaev
4. Бугровская Е.В. Дидактические свойства, функции и возможности образовательных сайтов [Текст] / Е.В. Бугровская // Сборник научных работ студентов и молодых ученых. - Новосибирск: ГЦРО, 2004. - С. 269-284
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 профессиональное обучение (по отраслям) (квалификация (степень) «бакалавр») [Текст].
6. Григорьев С.Г. Рекомендации по эффективному формированию информационных ресурсов образовательных порталов [Текст] /С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, Г.А. Краснова // Интернет-порталы: содержание и технологии. Выпуск 3. - М.: Просвещение, 2005. - С. 134-166.
7. ЗАКОН РФ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 24.04.2008) [Текст] // Российская газета. - 2008. - № 48 30 апреля.
8. Инькова Н.А. Создание Web-сайтов: Учебно-методическое пособие [Текст] / Н.А. Инькова, Е.А. Зайцева, Н.В. Кузьмина. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. - 56 с.
9. Лещев Д. Создание интерактивного web-сайта: учебный курс [Текст] /Д. Лещев. - СПб.: Питер, 2003. - 544 с.
10. Печникова В. Н. Создание Web-сайтов без посторонней помощи [Текст] / В. Н. Печникова. - М.: Технический бестселлер, 2006. - 464 с.
11. Пунина Т.Г. Проектирование и размещение в сети Интернет
административных сайтов образовательных учреждений: Учебно-методическое пособие [Текст] / Т.Г. Пунина - Тамбов: ТГТУ, Педагогический Интернет-клуб, 2007. - 55 с.
12. Рудакова Д.Т. Интернет в профессиональной деятельности. Научно-методический сборник [Текст] / Под ред. Д.Т. Рудаковой. - М.: ИОСО РАН, 2003. - 160 с.
13. В.Б. Ясинским "Каким должен быть электронный учебник"
14. http://ru.wikipedia.org/wiki/CMS/ [Электронный ресурс] - Википедия - свободная энциклопедия.
15. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний: Монография. - М.: МИСиС, 1994.
16. Аванесов В.С. Тесты: теория и методика их разработки. Начала теории. // Управление школой, 1999. №28.
17. Ивлиев М.К. Разработка тестовых заданий для компьютерного
тестирования: Учебно-методическое пособие. - М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001. - 69 с.
18. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). — М., «Интеллект-центр», 2001. — 296 с.
19. Горбатов, Д. С. Тестирование учебных достижений (тесты для оценки знаний, умений и навыков) / Д. С. Горбатов // Педагогика. -1995. — № 4. С. 105—110.
20. http://optika8.narod.ru/questions/
21. http://www.afportal.ru/physics/with-answers
22. А.Х. Чертов, А.А.Воробьев Задачник по физике: Учеб. пособие для
студентов вузов.— 5-е изд., перераб. и доп.— М.: Высш. шк.,
1988.— 527 с: ил.
23. Ф.М. Сабирова общая физика- Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2008.- 70 с