Концептуальные основы внешней политики России в сфере международной информационной безопасности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОЛИТИКА РОССИИ В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 16
1.1. Нормативно-правовые основы государственной политики России в области МИБ: история формирования 16
1.2. Институциональная база России в области МИБ 22
ГЛАВА II. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 39
2.1. Внешнеполитические инициативы в рамках ООН 39
2.2. Внешнеполитические инициативы России в рамках региональных структур 48
2.3. Двустороннее сотрудничество по МИБ с участием России 60
ГЛАВА III. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ 65
3.1. Современное состояние информационного общества в России 65
3.2. Технологические аспекты угроз информационной безопасности России во внешнеполитической сфере 70
3.3. Приоритетные направления обеспечения информационной безопасности России: внешнеполитическая составляющая 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
БИБЛИОГРАФИЯ 83
ГЛАВА I. ПОЛИТИКА РОССИИ В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 16
1.1. Нормативно-правовые основы государственной политики России в области МИБ: история формирования 16
1.2. Институциональная база России в области МИБ 22
ГЛАВА II. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 39
2.1. Внешнеполитические инициативы в рамках ООН 39
2.2. Внешнеполитические инициативы России в рамках региональных структур 48
2.3. Двустороннее сотрудничество по МИБ с участием России 60
ГЛАВА III. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ 65
3.1. Современное состояние информационного общества в России 65
3.2. Технологические аспекты угроз информационной безопасности России во внешнеполитической сфере 70
3.3. Приоритетные направления обеспечения информационной безопасности России: внешнеполитическая составляющая 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
БИБЛИОГРАФИЯ 83
В российской и зарубежной политологии в последние годы уделялось много внимания научной разработке проблем, связанных с эволюцией ИКТ. Общие и частные вопросы развития политической коммуникации в рамках глобального информационного общества рассматриваются в трудах российских исследователей: М.С. Вершинина , М.Н. Грачева , Ю.Б. Кашлева , Ю.Ю. Лекторовой , Е.А. Максимовой , О.А. Малакановой, М.Г. Морозовой , Ю.А. Нисневича и др. Из зарубежных исследователей можно выделить Г. Алмонда , М. Кастельса , Д. Лиллекера и др. Во всех данных трудах вышеперечисленных авторов исследуются методологические основы изучения коммуникативистики и проводится анализ различных вариантов использования каналов политической коммуникации в рамках развития информационного общества.
В ряду российских ученых, разрабатывающих проблемы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, необходимо назвать: Р.Ф. Абдеева, И.В. Сурма, А.В. Аникина , А.Г. Володина , А.В. Крутских , др. Многие данные работы имеют научно-прикладной характер, однако отметить также необходимо работы В. Емелина и И.В. Сурмы , посвященные практическим проблемам и перспективам реализации тех или иных моделей информационного общества.
Особо следует отметить труды ученых, исследующих формы и методы информационной активности на международной арене, проблемы обеспечения информационной безопасности отдельных актов международных отношений. Особого внимания заслуживают работы: Д.Ю. Базаркиной , Н.В. Бурлиновой , О.П. Иванова, Т.А. Закаурцевой , О.Г. Карповича и др.³⁰
Отдельный блок литературы по вопросам ИОВД представлен изданиями научного, учебного, публицистического и мемуарного характера, посвященными дипломатической службе: теории и практике деятельности дипломатических ведомств, организации работы загранучреждений, составлению информационных документов и т.п. Так, различные аспекты информационной работы органов внешних сношений рассматриваются в трудах Т.В. Зоновой , Н.С. Капто , Т.В. Кашириной , Н.И. Козырева и др.
Таким образом, имеется немало достижений в политологических и правовых исследованиях, связанных с особенностями проведения внешней политики России в отношении международной информационной безопасности.
Важно отметить, что именно сотрудничество между странами в международных правоотношениях в том числе в сфере обеспечения международной информационной безопасности является основой для изменения внутригосударственной политики, на увеличение возможностей реального противодействия информационным опасностям и выработки эффективных методов борьбы с ними.
Цель диссертационного исследования – исследовать концептуальные основы внешней политики России в области МИБ.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1) определить основные направление российской государственной политики в области международной информационной безопасности;
2) изучить нормативно-правовую и институциональную базы международной информационно безопасности в России;
3) рассмотреть особенности развития международной политической коммуникации в рамках ООН;
4) выделить основные внешнеполитические инициативы России на региональном уровне;
5) проанализировать современные формы и методы информационного сотрудничества, а также способы использования ИКТ в практике МИД зарубежных стран;
6) охарактеризовать современное информационное общество Российской федерации;
7) раскрыть сущность возможных информационных угроз и способов их преодоления на внешнеполитическом уровне;
8) разработать пути совершенствования информационного обеспечения России и выявить основные приоритетные направление в области внешнеполитического информационного сотрудничества.
Исследовательский вопрос. Каковы концептуальные основания внешней политики России в области международной информационной безопасности?
Гипотеза исследования. Внешняя политика России в области международной информационной безопасности исходит из логики политического реализма и направлена на защиту национальных интересов, понимаемых в терминах и категориях власти и безопасности.
Методологическую основу работы составил системный подход к анализу объекта исследования - международных отношений и международной политической коммуникации, что позволило использовать как общенаучные методы познания (диалектический, логический анализ, синтез и др.). сравнительный, формально-правовой, метод политического прогнозирования). Теоретико-методологический подход данной работы является теория политического реализма как мета-теория. Социальный конструктивизм как теория среднего уровня.
В ряду российских ученых, разрабатывающих проблемы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, необходимо назвать: Р.Ф. Абдеева, И.В. Сурма, А.В. Аникина , А.Г. Володина , А.В. Крутских , др. Многие данные работы имеют научно-прикладной характер, однако отметить также необходимо работы В. Емелина и И.В. Сурмы , посвященные практическим проблемам и перспективам реализации тех или иных моделей информационного общества.
Особо следует отметить труды ученых, исследующих формы и методы информационной активности на международной арене, проблемы обеспечения информационной безопасности отдельных актов международных отношений. Особого внимания заслуживают работы: Д.Ю. Базаркиной , Н.В. Бурлиновой , О.П. Иванова, Т.А. Закаурцевой , О.Г. Карповича и др.³⁰
Отдельный блок литературы по вопросам ИОВД представлен изданиями научного, учебного, публицистического и мемуарного характера, посвященными дипломатической службе: теории и практике деятельности дипломатических ведомств, организации работы загранучреждений, составлению информационных документов и т.п. Так, различные аспекты информационной работы органов внешних сношений рассматриваются в трудах Т.В. Зоновой , Н.С. Капто , Т.В. Кашириной , Н.И. Козырева и др.
Таким образом, имеется немало достижений в политологических и правовых исследованиях, связанных с особенностями проведения внешней политики России в отношении международной информационной безопасности.
Важно отметить, что именно сотрудничество между странами в международных правоотношениях в том числе в сфере обеспечения международной информационной безопасности является основой для изменения внутригосударственной политики, на увеличение возможностей реального противодействия информационным опасностям и выработки эффективных методов борьбы с ними.
Цель диссертационного исследования – исследовать концептуальные основы внешней политики России в области МИБ.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1) определить основные направление российской государственной политики в области международной информационной безопасности;
2) изучить нормативно-правовую и институциональную базы международной информационно безопасности в России;
3) рассмотреть особенности развития международной политической коммуникации в рамках ООН;
4) выделить основные внешнеполитические инициативы России на региональном уровне;
5) проанализировать современные формы и методы информационного сотрудничества, а также способы использования ИКТ в практике МИД зарубежных стран;
6) охарактеризовать современное информационное общество Российской федерации;
7) раскрыть сущность возможных информационных угроз и способов их преодоления на внешнеполитическом уровне;
8) разработать пути совершенствования информационного обеспечения России и выявить основные приоритетные направление в области внешнеполитического информационного сотрудничества.
Исследовательский вопрос. Каковы концептуальные основания внешней политики России в области международной информационной безопасности?
Гипотеза исследования. Внешняя политика России в области международной информационной безопасности исходит из логики политического реализма и направлена на защиту национальных интересов, понимаемых в терминах и категориях власти и безопасности.
Методологическую основу работы составил системный подход к анализу объекта исследования - международных отношений и международной политической коммуникации, что позволило использовать как общенаучные методы познания (диалектический, логический анализ, синтез и др.). сравнительный, формально-правовой, метод политического прогнозирования). Теоретико-методологический подход данной работы является теория политического реализма как мета-теория. Социальный конструктивизм как теория среднего уровня.
Кибератаки и киберконфликты между крупными державами стали элементом политической реальности. Результатом сложившейся ситуации стало появление нового метода международной политической коммуникации – тактики непрямых действий с использованием различных видов медиа и методов. Участились нарушения нормального функционирования информационно-телекоммуникационных систем, безопасности информационных ресурсов и угрозы несанкционированного доступа к ним. Информационно-коммуникационные технологии стали важнейшим инструментом влияния государств на международную политику.
С становлением глобального информационного общества возникает новое информационное измерение в системе международных отношений и международной политической коммуникации. Его влияние на существующие политические взаимодействия выражается в том, что многие аспекты отношений (и противоречий) между ведущими государствами современного миропорядка выходят за рамки миропорядка. Эти реальные действия превращаются в виртуальную информационную сферу, которая становится одной из важнейших «линий защиты» национального суверенитета.
В практике внешнеполитических ведомств зарубежных стран ИКТ используются двояко: как в интересах безопасности обеспечение информационного обеспечения внешнеполитических приоритетов государства, так и в качестве ослабление позиций политических соперников. Второе направление в отношении России в последние годы принимает форму открытой «информационной войны», являющейся частью «гибридной» стратегии западных стран по «изоляции» РФ и ослаблению ее влияния на международной арене. В условиях распространения глобальных информационных сетей основными методами этой войны являются: вбросы дезинформации, фейки («утки»), троллинг, астротурфинг, размазывание, оскорбление исторической памяти народа и т.д.
В целях повышения эффективности информационного обеспечения внешней политики России, укрепления позиций российских СМИ в мировом информационном пространстве предлагается следующее:
● официально признать информационное обеспечение внешнеполитической деятельности стратегически важным элементом информационной политики государства;
● продолжить работу по разработке и принятию ООН в рамках законотворческой деятельности в сфере международной информационной безопасности;
● постоянно совершенствовать алгоритм информационного взаимодействия МИД России с загранпредставительствами России, а также со средствами массовой информации в целях предоставления оперативной и достоверной информации по международным вопросам, реагирования на оперативные прогнозно-информационные вызовы;
● утвердить методику оценки эффективности национальной информационной безопасности.
Таким образом, структурный кризис системы международной безопасности в начале XXI века в основном проявляется в неадекватном ответе на новые вызовы и угрозы, возникшие в контексте подъема глобального информационного общества. Следовательно, необходимо переосмыслить концепцию и методологические принципы международного сотрудничества в области информационной безопасности, выявить сбои в развитии глобальной информационной безопасности и провести четкое разграничение между глобальными, региональными и национальными приоритетами в политике реагирования на современные информационные угрозы.
С становлением глобального информационного общества возникает новое информационное измерение в системе международных отношений и международной политической коммуникации. Его влияние на существующие политические взаимодействия выражается в том, что многие аспекты отношений (и противоречий) между ведущими государствами современного миропорядка выходят за рамки миропорядка. Эти реальные действия превращаются в виртуальную информационную сферу, которая становится одной из важнейших «линий защиты» национального суверенитета.
В практике внешнеполитических ведомств зарубежных стран ИКТ используются двояко: как в интересах безопасности обеспечение информационного обеспечения внешнеполитических приоритетов государства, так и в качестве ослабление позиций политических соперников. Второе направление в отношении России в последние годы принимает форму открытой «информационной войны», являющейся частью «гибридной» стратегии западных стран по «изоляции» РФ и ослаблению ее влияния на международной арене. В условиях распространения глобальных информационных сетей основными методами этой войны являются: вбросы дезинформации, фейки («утки»), троллинг, астротурфинг, размазывание, оскорбление исторической памяти народа и т.д.
В целях повышения эффективности информационного обеспечения внешней политики России, укрепления позиций российских СМИ в мировом информационном пространстве предлагается следующее:
● официально признать информационное обеспечение внешнеполитической деятельности стратегически важным элементом информационной политики государства;
● продолжить работу по разработке и принятию ООН в рамках законотворческой деятельности в сфере международной информационной безопасности;
● постоянно совершенствовать алгоритм информационного взаимодействия МИД России с загранпредставительствами России, а также со средствами массовой информации в целях предоставления оперативной и достоверной информации по международным вопросам, реагирования на оперативные прогнозно-информационные вызовы;
● утвердить методику оценки эффективности национальной информационной безопасности.
Таким образом, структурный кризис системы международной безопасности в начале XXI века в основном проявляется в неадекватном ответе на новые вызовы и угрозы, возникшие в контексте подъема глобального информационного общества. Следовательно, необходимо переосмыслить концепцию и методологические принципы международного сотрудничества в области информационной безопасности, выявить сбои в развитии глобальной информационной безопасности и провести четкое разграничение между глобальными, региональными и национальными приоритетами в политике реагирования на современные информационные угрозы.
Подобные работы
- Подход РФ к международной информационной безопасности
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2023 - Внешнеполитические приоритеты России в современных условиях
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2024 - Международное сотрудничество государств в сфере информационной безопасности
Бакалаврская работа, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - Политика Великобритании на постсоветском пространстве до и после Брексит
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2022 - ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Диссертация , юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2012 - Приоритетные направления внешней политики Великобритании в начале 21 века
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Внешняя политика Германии на Ближнем Востоке на рубеже веков
(1990-2015 гг.)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016 - Публичная дипломатия как инструмент внешней политики РФ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Арктическая политика России в эпоху глобальных вызовов/рисков
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2023



