Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Концептуальные основы внешней политики России в сфере международной информационной безопасности

Работа №88025

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы90
Год сдачи2022
Стоимость3000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
142
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОЛИТИКА РОССИИ В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 16
1.1. Нормативно-правовые основы государственной политики России в области МИБ: история формирования 16
1.2. Институциональная база России в области МИБ 22
ГЛАВА II. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 39
2.1. Внешнеполитические инициативы в рамках ООН 39
2.2. Внешнеполитические инициативы России в рамках региональных структур 48
2.3. Двустороннее сотрудничество по МИБ с участием России 60
ГЛАВА III. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ 65
3.1. Современное состояние информационного общества в России 65
3.2. Технологические аспекты угроз информационной безопасности России во внешнеполитической сфере 70
3.3. Приоритетные направления обеспечения информационной безопасности России: внешнеполитическая составляющая 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
БИБЛИОГРАФИЯ 83

В российской и зарубежной политологии в последние годы уделялось много внимания научной разработке проблем, связанных с эволюцией ИКТ. Общие и частные вопросы развития политической коммуникации в рамках глобального информационного общества рассматриваются в трудах российских исследователей: М.С. Вершинина , М.Н. Грачева , Ю.Б. Кашлева , Ю.Ю. Лекторовой , Е.А. Максимовой , О.А. Малакановой, М.Г. Морозовой , Ю.А. Нисневича и др. Из зарубежных исследователей можно выделить Г. Алмонда , М. Кастельса , Д. Лиллекера и др. Во всех данных трудах вышеперечисленных авторов исследуются методологические основы изучения коммуникативистики и проводится анализ различных вариантов использования каналов политической коммуникации в рамках развития информационного общества.
В ряду российских ученых, разрабатывающих проблемы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, необходимо назвать: Р.Ф. Абдеева, И.В. Сурма, А.В. Аникина , А.Г. Володина , А.В. Крутских , др. Многие данные работы имеют научно-прикладной характер, однако отметить также необходимо работы В. Емелина и И.В. Сурмы , посвященные практическим проблемам и перспективам реализации тех или иных моделей информационного общества.
Особо следует отметить труды ученых, исследующих формы и методы информационной активности на международной арене, проблемы обеспечения информационной безопасности отдельных актов международных отношений. Особого внимания заслуживают работы: Д.Ю. Базаркиной , Н.В. Бурлиновой , О.П. Иванова, Т.А. Закаурцевой , О.Г. Карповича и др.³⁰
Отдельный блок литературы по вопросам ИОВД представлен изданиями научного, учебного, публицистического и мемуарного характера, посвященными дипломатической службе: теории и практике деятельности дипломатических ведомств, организации работы загранучреждений, составлению информационных документов и т.п. Так, различные аспекты информационной работы органов внешних сношений рассматриваются в трудах Т.В. Зоновой , Н.С. Капто , Т.В. Кашириной , Н.И. Козырева и др.
Таким образом, имеется немало достижений в политологических и правовых исследованиях, связанных с особенностями проведения внешней политики России в отношении международной информационной безопасности.
Важно отметить, что именно сотрудничество между странами в международных правоотношениях в том числе в сфере обеспечения международной информационной безопасности является основой для изменения внутригосударственной политики, на увеличение возможностей реального противодействия информационным опасностям и выработки эффективных методов борьбы с ними.
Цель диссертационного исследования – исследовать концептуальные основы внешней политики России в области МИБ.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1) определить основные направление российской государственной политики в области международной информационной безопасности;
2) изучить нормативно-правовую и институциональную базы международной информационно безопасности в России;
3) рассмотреть особенности развития международной политической коммуникации в рамках ООН;
4) выделить основные внешнеполитические инициативы России на региональном уровне;
5) проанализировать современные формы и методы информационного сотрудничества, а также способы использования ИКТ в практике МИД зарубежных стран;
6) охарактеризовать современное информационное общество Российской федерации;
7) раскрыть сущность возможных информационных угроз и способов их преодоления на внешнеполитическом уровне;
8) разработать пути совершенствования информационного обеспечения России и выявить основные приоритетные направление в области внешнеполитического информационного сотрудничества.
Исследовательский вопрос. Каковы концептуальные основания внешней политики России в области международной информационной безопасности?
Гипотеза исследования. Внешняя политика России в области международной информационной безопасности исходит из логики политического реализма и направлена на защиту национальных интересов, понимаемых в терминах и категориях власти и безопасности.
Методологическую основу работы составил системный подход к анализу объекта исследования - международных отношений и международной политической коммуникации, что позволило использовать как общенаучные методы познания (диалектический, логический анализ, синтез и др.). сравнительный, формально-правовой, метод политического прогнозирования). Теоретико-методологический подход данной работы является теория политического реализма как мета-теория. Социальный конструктивизм как теория среднего уровня.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Кибератаки и киберконфликты между крупными державами стали элементом политической реальности. Результатом сложившейся ситуации стало появление нового метода международной политической коммуникации – тактики непрямых действий с использованием различных видов медиа и методов. Участились нарушения нормального функционирования информационно-телекоммуникационных систем, безопасности информационных ресурсов и угрозы несанкционированного доступа к ним. Информационно-коммуникационные технологии стали важнейшим инструментом влияния государств на международную политику.
С становлением глобального информационного общества возникает новое информационное измерение в системе международных отношений и международной политической коммуникации. Его влияние на существующие политические взаимодействия выражается в том, что многие аспекты отношений (и противоречий) между ведущими государствами современного миропорядка выходят за рамки миропорядка. Эти реальные действия превращаются в виртуальную информационную сферу, которая становится одной из важнейших «линий защиты» национального суверенитета.
В практике внешнеполитических ведомств зарубежных стран ИКТ используются двояко: как в интересах безопасности обеспечение информационного обеспечения внешнеполитических приоритетов государства, так и в качестве ослабление позиций политических соперников. Второе направление в отношении России в последние годы принимает форму открытой «информационной войны», являющейся частью «гибридной» стратегии западных стран по «изоляции» РФ и ослаблению ее влияния на международной арене. В условиях распространения глобальных информационных сетей основными методами этой войны являются: вбросы дезинформации, фейки («утки»), троллинг, астротурфинг, размазывание, оскорбление исторической памяти народа и т.д.
В целях повышения эффективности информационного обеспечения внешней политики России, укрепления позиций российских СМИ в мировом информационном пространстве предлагается следующее:
● официально признать информационное обеспечение внешнеполитической деятельности стратегически важным элементом информационной политики государства;
● продолжить работу по разработке и принятию ООН в рамках законотворческой деятельности в сфере международной информационной безопасности;
● постоянно совершенствовать алгоритм информационного взаимодействия МИД России с загранпредставительствами России, а также со средствами массовой информации в целях предоставления оперативной и достоверной информации по международным вопросам, реагирования на оперативные прогнозно-информационные вызовы;
● утвердить методику оценки эффективности национальной информационной безопасности.
Таким образом, структурный кризис системы международной безопасности в начале XXI века в основном проявляется в неадекватном ответе на новые вызовы и угрозы, возникшие в контексте подъема глобального информационного общества. Следовательно, необходимо переосмыслить концепцию и методологические принципы международного сотрудничества в области информационной безопасности, выявить сбои в развитии глобальной информационной безопасности и провести четкое разграничение между глобальными, региональными и национальными приоритетами в политике реагирования на современные информационные угрозы.



1) Официальные документы РФ
1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. – № 50. – Ст. 7074.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (дата обращения: 12.02.2022).
3. О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества (утв. Указом Президента РФ от 6 сентября 2008 г. № 1315 (в ред. от 24 октября 2018 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. – № 37. – Ст. 4181.
4. О некоторых мерах по повышению эффективности деятельности государственных средств массовой информации: Указ Президента РФ от 9 декабря 2013 г. № 894 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. – № 50. – Ст. 6568.
5. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – № 7. – Ст. 776.
6. Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации: Указ Президента РФ от 30 ноября 2016 г. № 640 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. – № 49. – Ст. 6886.
7. Об утверждении Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию (утв. Указом Президента РФ от 20.04.2014 г. № 259) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 17. – Ст. 2036.
8. Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 г. (утв. Президентом РФ 24 июля 2013 г., № Пр-1753) // – URL: http://base.garant.ru/71556224/#friends (дата обращения: 11.02.2022).
9. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы, утв. Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2017. – № 20. – Ст. 2901.
10. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // – URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 01.02.2022).
11. Указ Президента РФ от 12.04.2021 № 213 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности» // URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_381999/bf5c7fe0978f57ed0cab894d81a0430b172e0958/ (дата обращения: 12.04.2022).
12. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (в ред. от 3 апреля 2020 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 31 (Ч. I). – Ст. 3448.
13. Федеральный закон РФ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» // – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_201078/ (дата обращения: 01.04.2022).

2) Официальные документы международных организаций и союзов
14. Венская конвенция ООН о дипломатических сношениях. Вена, 18 апреля 1961 г. // – URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/dip_rel (дата обращения: 11.02.2022).
15. Закон Китайской Народной Республики «О национальной безопасности»// – URL: https://chinalaw.center/administrative_law/china_state_security_law_2015_russian/ (дата обращения: 12.02.2022).
16. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/53/70 “Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности”. -URL: https://www.un.org/ga/search/viewm_doc.asp?symbol=A/RES/53/70
17. Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности. - URL: https://www.etalonline.by/document/?regnum=a01300055
18. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Федеративной Республики Бразилии о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной коммуникационной безопасности от 14.05.2010 – URL: https://base.garant.ru/70226648/
19. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) // – URL: http://www.un.org/ru/charter-united-nations/index.html (дата обращения: 12.02.2022).
20. National Cyber Security Strategy of USA. September 2018 // – URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2018/09/National-Cyber-Strategy.pdf (дата обращения: 12.02.2022).
21. National Security Strategy and Strategic Defence and Security Review 2015 // – URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/555607/2015_Strategic_Defence_and_Security_Review.pdf (дата обращения: 12.02.2022).
22. The French White Paper on defense and national security – URL: Users/User/Downloads/Dossier_de_presse_LBlanc_DSN_en_anglais.pdf (дата обращения: 12.02.2022).
23. The White Paper on Security Policy and the Future of the Bundeswehr // – URL: https://issat.dcaf.ch/Learn/Resource-Library/Other-Documents/The-2016-German-White-PaperStrategic-Review-and-Way-Ahead (дата обращения: 12.02.2022).
Список литературы
24. Авдеев В.А. Научные и практико-ориентированные основы квалификации преступлений и их модификация в условиях эволюционного детерминизма // Российский судья. – 2019. – № 16. – С. 28-37.
25. Аникин В.И., Абдеев Р.Ф., Сурма И.В. Философские аспекты информационной цивилизации и современные проблемы управления в ракурсе глобальной безопасности // Вопросы безопасности. – 2017. – № 2. – С. 44-54.
26. Аникин В.И., Анненков В.И., Бажанов Е.П., Громыко А.А., Жильцов С.С., Иванов О.П., Келин А.В., Конышев В.Н., Кукарцева М.А., Митрофанова Э.В., Мозель Т.Н., Неймарк М.А., Орлов В.А., Рудницкий А.Ю., Сурма И.В., Соловьев Э.Г., Чуркин В.И. Современный мир и геополитика. – М.: Канон+, 2015. – 448 с.
27. Базаркина Д.Ю. Роль коммуникационного обеспечения в антитеррористической деятельности европейского союза: автореф. дис. … д-ра полит. наук. – М., 2017. – 197 с.
28. Биндас Д.В. Понятие информационной войны в системе философских воззрений // Социально-гуманитарные знания. – 2019. – №3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-informatsionnoy-voyny-v-sisteme-filosofskihvozzreniy (дата обращения: 01.05.2022).
29. Бойко С. Сотрудничество России в области обеспечения международной информационной безопасности: двусторонний формат. Журнал “Международная жизнь”. - Декабрь. - 2019.
30. Булахова И.А. Средства и методы ведения информационной войны. Фальсификация событий Великой отечественной войны и Второй мировой войны. – М., 2020. – 110 с.
31. Бурлинова Н.В. Концепция внешней политики 2016 и «мягкая сила» России // – URL: http://www.picreadi.ru/koncepciya-vneshney-politiki-2016-i-myagkaya (дата обращения: 11.02.2022).
32. Васильева М.М. Становление информационного общества в России в условиях глобального информационного пространства // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2020. – С. 50-58.
33. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. – М.: Наука, 2009. – 267 с.
34. Володин А.Г. «Плебеизация» культуры – угроза национальной безопасности // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. – 2016. – № 2. – С. 205-214.
35. Грачев М.Н. Политическая коммуникация: понятие, сущность. Политическая коммуникативистика: теория, методология и практика / Под ред. Л.Н. Тимофеевой. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2012. – С. 77-90.
36. Гриб В.Г. Факторы, влияющие на борьбу с хищениями и коррупцией, и меры по их устранению / В. Г. Гриб // Российский следователь. – 2015. – № 4. – С. 85-99.
37. Добринская Д.Е. Цифровое общество в социологической перспективе // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. – 2019. – Т. 25. – № 4. – С. 175-192.
38. Емелин В.Д. Идентичность в информационном обществе. – М., 2017. – 360 с.
39. Епифанцева К.С. Ресурсы Интернет в государственном управлении: проблемы обеспечения национальной безопасности // К. С. Епифанцева, Е. И. Казакова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2017. – № 2. – С. 13-16.
40. Закаурцева Т.А., Иванов О.П. Россия и НАТО: новая парадигма отношений // Россия и современный мир. – М., 2015. – С. 44-59.
41. Зинина У.В. Преступления в сфере компьютерной информации в российском и зарубежном уголовном праве: автореф. дис. … канд. юрид. наук / У. В. Зинина. – М., 2007. – 224 с.
42. Зонова Т.В. Дипломатия. Модели, формы, методы. – М., 2013. – 361 с.
43. Капто А.С. На изломе века: записки политика и дипломата. – М., 2006. – 422 с.
44. Карпович О.Г. Практика проведения США операций информационной войны в сфере внешней политики // Национальная безопасность. – 2017. – № 1. – С. 112-126.
45. Кастельс M. Информационная эпоха (экономика, общество и культура). – М., 2001. – 326 с.
46. Каширина Т.В., Федотова К.Е. Культурная дипломатия как средство внешней культурной политики // Дипломатическая служба. – 2017. – № 2. – С. 22-27.
47. Кашлев Ю.Б. Становление глобального информационного общества и место России // Информация. Дипломатия. Психология. – М., 2002. – С. 23-25.
48. Келеберда Н.Г., Атанесян А.В. Информационное общество и оптимизация образования в современных условиях: опыт России и Армении // Научный альманах стран Причерноморья. – 2020. – С. 84-87.
49. Кибальник А.Г. Современное понимание свободы воли в российской уголовно-правовой доктрине / А.Г. Кибальник // Общество и право. – 2017. – № 1 (59). – С. 155-159.
50. Кихтан В.В., Качмазова З.Н. Информационная война: понятие, содержание и основные формы проявления // Вестник ВУиТ. – 2018. – №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-voyna-ponyatie-soderzhanie-iosnovnyeformy-proyavleniya (дата обращения: 01.03.2022).
51. Козырев Н.И. Российская дипломатия ныне и в прошлом: мера преемственности // Вестник Дипакадемии МИД России. Россия и мир. – 2016. – № 4. – С. 33-44
52. Красовская Н.Р., Гуляев А.А. К вопросу классификации информационных войн // Социология науки и технологий. – 2019. – №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-klassifikatsii-informatsionnyh-voyn (дата обращения: 01.03.2022).
53. Кузьмина Т.И. Современный миф и информационная война // Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм. – 2021. – С. 109-115.
54. Ланье Дж. Кому принадлежит будущее? Мир, где за информацию платить будут вам. – М., 2020. – 560 с.
55. Лекторова Ю.Ю. Политическая коммуникация в информационном пространстве: опыт теоретико-методологического осмысления // Вестник пермского университета. Серия: Политология. – 2011. – № 1. – С. 71-80.
56. Лиллекер Д. Политическая коммуникация. Ключевые концепты / Пер. с англ. С.И. Остенек, под ред. О.А. Шипиловой. – Xарьков, 2010. – 418 с.
57. Липская О.Г., Дроздов Д.П. Информационная война: понятие и сущность //Молодежная наука-гарант инновационного развития АПК. – 2019. – С. 248-252.
58. Максимова Е.А. Политическая коммуникация как форма информационного взаимодействия // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Общественные науки. – 2013. – № 2. – С. 127-133.
59. Маякова А.С. Компьютерные преступления: отдельные вопросы квалификации / А.С. Маякова // Проблемы экономики и юридической практики. – 2017. – № 6. – С. 48-57.
60. Миронов В.В. Цифровая пещера как возможный вектор развития культуры // Мировое развитие: проблемы предсказуемости и управляемости: Материалы XIX Международных Лихачевских научных чтений. – СПб., 2019. – С. 183-186.
61. Морозов Ю. В. Фальсификация итогов Второй мировой войны в рамках информационной борьбы против России // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2016. – №11-3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/falsifikatsiya-itogov-vtoroymirovoy-voynyv-ramkah-informatsionnoy-borby-protiv-rossii-1 (дата обращения: 02.03.2022).
62. Морозова М.Г. Технологии политической коммуникации в условиях информационного общества // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2012. – № 10. – С. 107-112.
63. Нисневич Ю.А. Информационно-коммуникационная стабилизация политической системы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. – 2006. – № 1. – С. 68-80
64. Орлов С.В. Переход к цифровому обществу: в чем качественный сдвиг? // Философия и культура информационного общества: Тезисы докладов IX Международной научно-практической конференции. – СПб., 2021. – С. 23–25.
65. Россия и США налаживают сотрудничество в сфере информационной безопасности. - URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/rossiya-i-ssha-nalazhivayut-sotrudnichestvo-v-sfere-informatsionnoy-bezopasnosti/
66. Стожко Д.К. Информационная безопасность в контексте развития цифровой экономики и международного сотрудничества [Электронный ресурс] / Д.К. Стожко, К.П. Стожко // АОН. – 2019. – №3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-bezopasnost-v-kontekste-razvitiyatsifrovoy-ekonomiki-i-mezhdunarodnogo-sotrudnichestva (дата обращения: 01.05.2022).
67. Сурма И.В. Возможности и приоритеты России в мировом информационном пространстве // Россия и современный мир. – М., 2015. – С. 71-94.
68. Технологический прогресс и современные международные отношения // Крутских А.В., Торкунов А.В., Федоров А.В. и др. / Под общ. ред. А.В. Крутских. – М., 2004. – 515 с.
69. Утарбеков Ш. Г. Понятие и место информационной безопасности в национальной безопасности России / Ш. Г. Утарбеков // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. – 2021. – Т. 6, вып. 3. – С. 34-38.
70. Хадижат С.С. Регулирование информационной безопасности Российской Федерации // Государственная служба и кадры. – 2021. – С. 47-53.
71. Comparative Politics Today: A World View / Gen. ed. G.A. Almond, G. Bingham Powell. 2nd ed. – Boston; Toronto, 1980. – 362 p.
72. Hakala J., Melnychuk J. Russia’s Strategy in Cyberspace. – Riga: NATO STRATCOM COE, 2021. – 42 р.




Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ