Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Работа №88014

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2013
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
168
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность и структура понятия «этническая толерантность»
1.2. Научно-педагогические подходы к формированию этнической толерантности учащихся
Выводы по I главе
ГЛАВА II. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Классификация и функции СМИ
2.2. Методы влияния СМИ на этнокультурное сознание и поведение школьников
Выводы по II главе
ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ОТНОШЕНИИ К ЭТНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
3.1. Условия положительного влияния СМИ на этнокультурное сознание и поведение школьников
3.2. Содержание работы образовательных учреждений по использованию средств массовой информации в формировании культуры мышления школьников в отношении к этнической информации
Выводы по III главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Опасные для существования человечества явления современного мира - бесконечные войны и конфликты, обретающие все более жестокие и бескомпромиссные формы, окрещенный «чумой XXI столетия» терроризм, распространение в обществе всевозможных фобий и подверженность сознания каждого отдельного индивидуума вредным стереотипам - все эти явления актуализировали понятие «этническая культура», определили его жизненную необходимость. Это понятие, активно используемое политиками, журналистами, учеными во всем мире, предполагает признание факта, что наш мир многомерен и многообразен, что в нем в разных странах живут разные люди - представители разных рас, конфессий и национальностей (этносов), с разными национальными или этническими культурами, нормами поведения, со своими ценностями и привычками. С реализацией идей формирования этнической культуры связаны надежды на выживание и счастливое существование человечества в наступившем XXI столетии.
Россия многонациональное государство. В ней проживают более 170 народов, а это значит, что и система образования страны является поликультурной и многоязычной. В этой связи встает вопрос о том, как воспитать духовно-нравственную, свободную, ответственную, толерантную, граждански активную, развитую и здоровую личность в условиях как поликультурного, так и национального образования.
В данное время идет активный поиск учителями - новаторами, учеными оптимальных путей передачи учащимся культурологических знаний, способов включения знаний этнокультурного направления в содержание образования, моделей воспитательных систем, построенных с учетом социокультурных и национальных особенностей.
Необходимо отметить, что данная проблема активно рассматривалась в педагогической науке. Диалектика соотношения общечеловеческого и национального раскрывалась в трудах зарубежных педагогов Я.А. Коменского, А. Дистервега, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и других. Значимость народной культуры и народной педагогики традиционно подчеркивалась и в отечественной науке. Так, еще в 19 веке С.А. Рачинский, К.Д. Ушинский считали детерминацией воспитания этнически направленную культурную среду.
Различные аспекты формирования национального сознания, одной из сторон которого является овладение национальной культурой, занимали значительное место в трудах философов и историков Н.А. Бердяева, Н.М. Карамзина, B.C. Соловьева, указывающих. на необходимость учета диалектики соотношения национального и общечеловеческого.
Основополагающее значение для теоретико-методологического и практического решения проблемы формирования этнической культуры имеют труды русских педагогов: А.Н. Радищева, отмечавшего единство общечеловеческого и национального начала; М.В. Ломоносова, внесшего вклад в развитие отечественной науки; К.Д. Ушинского, впервые в русской педагогике предложившего последовательность национального воспитания; Н.А. Добролюбова, выдвинувшего идею народности в литературе. На необходимость использования в воспитании национальных особенностей указывала и Н.К. Крупская.
В начале 60-х годов академик РАО Г.Н. Волков впервые в педагогической литературе ввел термин «этнопедагогика», положив начало научному подходу к изучению эмпирического опыта народов в сфере воспитания молодого поколения. В 2002 году его ученик Ф.Г. Ялалов выдвигает термин «этнодидактика», который понимает как народные способы обучения.
Проблемы этнической культуры и толерантности в поликультурном обществе разрабатываются учеными многих стран. В их числе канадские психологи Дж. Берри, Р. Калин, М. Плизентс и другие. В последние годы исследования этнической толерантности активно ведутся и российскими учеными. Такие исследователи, как И.Б. Андрущак, З.Д. Гакаев, Н:М. Лебедева, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко. В работах В.К. Мальковой выдвинуто и обосновано утверждение о создании нового научного направления - этнологии средств массовой информации.
Сейчас, в начале нового века, когда реальность дает исследователям слишком много как позитивных, так и негативных примеров для анализа процессов межэтнического взаимодействия с участием в них СМИ, исследование данной темы более чем когда-либо актуально.
В последней четверти XX века произошла практически глобальная информатизация мира - интенсивно распространялась пресса, радиофицировались самые далекие населенные пункты, а к 90-м годам широко распространилось и стало особенно значимым в общественно-политической жизни и телевидение (ТВ). С помощью СМИ люди могут теперь без особых усилий очень широко смотреть на мир, познавать его, сравнивать свой опыт с опытом и жизнью других людей, групп и стран. С помощью СМИ огромные массы россиян могут теперь и очень быстро узнавать о том, что происходит с ними рядом или далеко от них и получать различные комментарии специалистов об этих событиях. Из телепередач, ведущихся в прямом эфире, россияне, как и зрители всего мира, теперь практически одновременно узнают о событиях в мире, наблюдают жизнь других стран и народов, демонстрации и забастовки, террористические акты и даже военные действия на национальной почве во многих уголках земли. Массовая информация стала доступной почти для всех.
В данном исследовании предпринимается попытка рассмотреть на теоретическом и эмпирическом материале основные проблемы, связанные с этнически окрашенной деятельностью СМИ, способствующей формированию этнической толерантности молодого поколения, и выявить формы и способы использования СМИ в формировании этнической культуры учащихся.
Объект исследования: процесс влияния средств массовой информации на формирование этнокультурного сознания и этнической толерантности.
Предмет исследования: педагогические условия формирования с помощью СМИ этнической толерантности учащихся как важного фактора межнационального взаимодействия и межкультурного диалога в современном обществе.
Цель исследования - на основе выявления особенностей влияния СМИ на воспитание этнической толерантности учащихся определить условия, формы и методы работы по формированию культуры мышления учащихся в отношении к этнической информации.
Гипотезой данного исследования является предположение о том, что воздействие средств массовой информации на формирование этнической толерантности школьников может быть положительным, если организовать этнокультурное образование в системе общего школьного образования.
В соответствии с поставленной проблемой, целью и гипотезой были выдвинуты следующие задачи исследования:
• изучить сущность категории «толерантность» и выявить отношение к феномену этнической толерантности в обществе;
• выявить роль СМИ в освещении этнических проблем и в формировании этнической толерантности как фактора позитивного межнационального и межкультурного взаимодействия;
• определить условия, разработать содержание, формы и методы работы по формированию культуры мышления учащихся в отношении к этнической информации.
Теоретическую основу исследования составили идеи народного воспитания (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, JI.H. Толстой, В.А. Сухомлинский); труды по теории и методике воспитания (П.П. Блонский, А.В. Мудрик, М.М. Плоткин, Г.Н. Филонов, Н.Е); исследования проблем ценностных ориентации, нравственного воспитания (З.И. Гришанова, В.А. Караковский, Г.Г. Силласте, Н.Я. Скоморохов, Н.Д. Никандров и др.); исследования этнической толерантности и влияния СМИ на ее формирование (И.Б. Андрущак, З.Д. Гакаев, Н:М. Лебедева, В.К. Малькова, Г.У. Солдатова,
Т.Г. Стефаненко) исследования ученых лаборатории этнокультурного образования Елабужского института К(П)ФУ (Е.Е. Мерзон, С.Ф. Тазиев).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1) изучение и теоретический анализ литературных источников, периодических печатных изданий и материалов сети Интернет;
2) изучение и обобщение передового педагогического опыта.
Выпускная квалификационная работа выполнялась как часть комплексной программы научно-исследовательской работы лаборатории этнокультурного образования ЕИ К(П)ФУ (руководитель - доцент С.Ф. Тазиев).
Теоретическая значимость исследования: научно обоснованы цель, условия, формы и методы работы по формированию культуры мышления учащихся в отношении к этнической информации.
Практическая значимость исследования состоит в выявлении и разработке путей и средств формирования культуры мышления учащихся в отношении к этнической информации.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе работы мы выяснили, что СМИ стало неотъемлемой частью жизни людей, в том числе и школьников. Проведенное исследование показало, что средства массовой информации не только развлечение, но и способ узнать больше о мире и овладеть некоторыми способами действия.
В условиях экономической и политической интеграции все большее значение придается сохранению национальной специфики, в том числе и в воспитании. Этнокультурное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых наций в условиях глобализации современного мира. Оно оказывается средством сохранения и развития этнических культур, включения их ценностей в практику воспитания и обучения и тем самым решения актуальных проблем педагогики.
Интерес к этнокультурному воспитанию обусловлен расширением международного сотрудничества, усилением борьбы этнических и расовых меньшинств за свои права в сообществах с полиэтническим составом.
СМИ, как одни из главных инструментов управления людьми, должны способствовать большему взаимопониманию и терпимости, особенно в периоды конфликтов, и чаще поднимать проблему межкультурного взаимодействия.
Средства массовой информации в целом оказывают заметное влияние на самые различные аспекты воспитания и просвещения школьников. Всеми своими программами они прямо и косвенно воздействуют на формирование их мировоззрения, этнического самосознания и на эстетический вкус.
Этнокультурное воспитание подразумевает развитие у человека способности воспринимать и уважать этническое разнообразие и культурную самобытность различных групп населения. Отсутствие же должного внимания к этнокультурной образованности людей приводит к социально-культурной нетерпимости и враждебности. В то же время лишь человек, глубоко уважающий и понимающий этническую самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.
Знакомство с лучшими образцами культуры других народов не только расширяет кругозор учащихся, но и, побуждая к сравнению, способствует пониманию индивидуального характера нации, ее идеалов и устремлений.
Этнокультурное образование призвано решать двуединую задачу; освоение молодым поколением своей национальной культуры и воспитание уважения к ценностям других культур. Целью этнокультурного образования является воспитание этнокультурной личности, способной к взаимному признанию национально-культурной идентичности, сохраняющей свою национальную культуру и индивидуальность, но понимающей многомерность мира, признающей и организующей партнерство представителей различных культур.
Смысл национального образования в современном мире заключается в сохранении существующих самобытных этнических коллективов и упрочении взаимосвязи между ними на общечеловеческой основе. Поддержание традиций в максимальной степени способствует формированию этнической идентичности. Именно в дошкольном возрасте ребенок приобретает первые фрагментарные знания о своей этнической принадлежности. Одним из наиболее действенным фактором формирования этнической идентичности детей является их непосредственное социальное окружение, однако влияние последнего может быть и положительным, и отрицательным. Учитывая, во-первых, полиэтничность окружающей российского ребенка среды, а во-вторых, наибольшую способность восприятия культур других народов именно в детском возрасте, когда еще не сложились стереотипные формы эмоционально-оценочного отношения к представителям других национальностей, естественно сделать вывод об актуальности и благоприятных перспективах этнокультурного воспитания детей именно через воздействие средств массовой информации.
В настоящее время на существующих детских каналах налажен контроль, с одной стороны, фильтрующий доступную детям информацию, с другой - организующий четкое взаимодействие с производителями информационной продукции для подрастающего поколения в целях её соответствия задачам воспитания и развития личности.
Данная политика проводится непосредственно на государственном уровне, путем издания законодательными органами различного рода нормативных актов, регулирующих такого рода отношения.
Таким образом, решается вопрос о взаимодействии свободы слова, свободы средств массовой информации и их влияния на школьников. При этом не наносится ощутимый вред свободе средств массовой информации и качественно регулируется доступ подростков к тем или иным информативным и развлекательным материалам. Будем очень надеяться, что в ближайшем будущем, положение в российских средствах массовой информации кардинально изменится. Будет оказываться значительная государственная поддержка образовательным и воспитательным проектам в СМИ.
Анализ научно-педагогической литературы по проблеме воспитания школьников средствами массовой информации, позволили сформулировать следующие выводы:
1. Человек будет воспитываться всю его жизнь. И центром его воспитания и образования будет не школа, не ВУЗ, а он сам. Школа научит его самостоятельности и основным навыкам, ВУЗ даст узкое и глубокое образование, а сам он будет изучать то, что ему интересно. Средства массовой информации с их огромной силой воздействия станут столпом свободного образования. Телевизионные и радиопрограммы, специально составленные, охватят многие миллионы людей, должны будут появиться новые специальные журналы для формирования этнического самосознания. Все виды внешкольного обучения объединятся в системе свободного воспитания.
2. Проблемой внедрения средств массовой информации в воспитательный процесс школы занимался А.С. Макаренко. Он считал, что средства массовой информации с их всепроникаемостью и массовостью станут самыми важными в смысле воспитательном из всех искусств.
3. Педагоги - современники: Егоров В.В. и Ефимов Э.М. занимаются проблемой внедрения средств массовой информации в учебный процесс школы. Асенин С.В. раскрывал эстетические аспекты современной мультипликации, влияние мультфильмов на развитие и формирование культуры восприятия информации ребёнка. Джуринский А.Н. выступал за необходимость применения средств массовой информации в воспитательном процессе школы.
4. Анализ научно - педагогической литературы позволяет говорить о недостаточной разработанности данной проблемы в педагогике.
Однако эффективность использования всех вышеперечисленных средств во многом зависит от самого педагога, его нравственной культуры и профессиональной этики.
Анализ сложившегося в данной области положения позволяет констатировать, что у общества имеются реальные возможности полностью использовать потенциал, заложенный в средствах массовой информации для формирования этнической толерантности подрастающего поколения.



1. Агеева Н.А. Исследование этнической толерантности подростков в образовательной среде: автореф. - Курск: Региональный открытый социальный институт, 2010.
2. Асмолова А.Г На пути к толерантному сознанию. - М.: Смысл, 2000. - 255 с.
3. Бабочкин П.И. Состояние современного воспитания глазами обучающихся // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России / Под общей ред. И.А. Зиленев. - М., 2001.
4. Васильев В.М. Сборник материалов по устной марийской народной словестности. Фольклор. - М., 1931.
5. Вачнадзе Т.Н. Всемирное телевидение. Новые средства массовой информации. - М.: Искусство, 1988.
6. Гальвецкий К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании - М., 1938. - 10 с.
7. Герасимова М.Г. Этническая толерантность и этнические стереотипы подростков. - В кн.: Россия: трансформирующееся общество. М.: КАНОН- пресс-Ц, 2001.
8. Гершунский Б.С. Толерантность как стратегия мышления и деятельности // Тезисы науч.-практ. конф. Самара, 1999.
9. Голошумова Г.С. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в условиях сельской школы: автореф. дис. ... канд. педаг. наук. - Уфа: Уральский гос. экономический уни-т, 2007.
10. Грушин Б.А. Мнение о мире и мир мнений. М:Политиздат,1967, 64-65 с.
11. Декларация принципов толерантности // Толерантность - идеология гражданского мира. - М., 2001. - 513 с.
12. Демушкина О.П. Социальная работа. Курсовые и рефераты. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 352 с.
13. Джуринский Н.А. Реформы зарубежной школы. Надежды и действительность. - М.: Просвещение, - 1997. - 205 с.
14. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 176 с.
15. Дмитриев Г.Д. Многокультурные образования. - М., 1999.
16. Доронин А.И. Информационно-аналитическая работа: обработка
материалов средств массовой информации. - Санкт-Петербург:
Исследовательский центр «Agentura.Ru», 2010.
17. Дрига И.И., Рах Т.И. Технические средства обучения и воспитания в общеобразовательной школе. - М.: Искусство, - 1991. - 96 с.
18. Дубровина И.В., Акимова М.К. Рабочая книга школьного психолога. - М.: Просвещение, - 1991. - 303 с.
19. Дубровина И.В., Акимова М.К. Рабочая книга школьного психолога. - М.: Просвещение, - 1991. - 305 с.
20. Ефимов Э.М. Учебное телевидение: проблемы и перспективы. - М.: Просвещение, - 1987. - 165 с.
21. Знаков В.В. Типы понимания правды о негативных явлениях 1960- 1980//Психологический журнал, 1992 т.12 №3. - 16 с.
22. Зубарева Е.А Школьные СМИ как фактор развития толерантности личности.. МОУ Сергиевская СОШ №1
23. Жданов В.С., Кортуков Е.В., Саксонов Е.А., Джугели Т.П. Гуничев В.Н., Шапкин Ю.А. К концепции информатизации образования // Социальная информатика. М. 1990, с.92; Смольникова И.А. Виртуальная реальность в искусстве и обучении // Социальная информатика - 95, с.107-114; Ульянов Б.В. Эффективность информационных систем обучения. М. 1995.
24. Илембитов И. Скайп придет в школу. - Москва: РИА Новости, 2011.
25. Карцов Н.П. Телевидение в нашей жизни. - М.: Просвещение, 1984.
26. Колесников ЮС. Прикладная социология, Ростов-на-Дону, ”Феникс”,2001. - 117 с.
27. Комарова Н.И. Социокультурные аспекты использования ИКТ в этнокультурном образовании
28. Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики. Спб. 2007 - 318 с.
29. Крупская Н.К. Избранные произведения. - М.: Политиздат, 1988.
30. Ленский И.Л. Культура межнациональных отношений в педагогической публицистике / Педагогика. - 1998. №6.
31. Малькова В.К. Проблемы этнической журналистики и толерантности/ В.К. Малькова // Этнопанорама. Оренбург, 2001. - № 1.
32. Медведев А.Л., Чернышев А.А. Десятая муза. Рассказы о киноискусстве. - М.: Просвещение, 1978.
33. Мельник Г.С.Мазз media: психологические проблемы и эффекты, изд-во. - СпбУ,1996 - 78 с.
34. Мирошниченко А.А. Бизнес-коммуникации. Мастерство делового общения. Практическое руководство. - М.: Книжный мир, 2008. - 47 с.
35. Мирошниченко А.А. Бизнес-коммуникации. Мастерство делового
общения. Практическое руководство. - М.: Книжный мир, 2008. - 201 с.
36. Мирошниченко А.А. Бизнес-коммуникации. Мастерство делового общения. Практическое руководство. - М.: Книжный мир, 2008. - 204 с.
37. Назарова Н.М. Специальная педагогика: в 3 т. / под ред.. - Т. 2 : Общие основы специальной педагогики / Н. М. Назарова, Л. И. Аксенова, Т. Г. Богданова, С. А. Морозов. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 352 с.
38. Полякова И.Н. Отчет о результатах социологического опроса населения России / И.Н. Полякова. // Неделя. № 28. 19 июля 2000.
39. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь/гл.ред.
М:Советская энциклопедия,1986, - 230-231 с. Неделя, № 28 19 июля 2000 г.
40. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь/гл.ред., М.: Сов. Энциклопедия,1986, - 81 с.
41. Рошаль Л.О. Мир и игра. - М.: Искусство, 1976.
42. Сабашникова Е.С. Третье рождение. Пути развития телевизионного театра. - М.: Просвещение, 1985.
43. Смолянская Л.В. Использование проективных техник для повышения этнической толерантности подростков в полиэтнической среде школы / Л. Смолянская // Социология образования. - 2010.
44. Суслова Э.К. Воспитание у детей этики межнационального общения // Детский сад от А до Я. - 2003, №3.
45. Тазиев С.Ф. Использование средств массовой информации в формировании этнической культуры учащихся // Формирование духовно-нравственной культуры учащихся в системе дополнительного образования: материалы региональной НПК ч.2. - Наб.Челны - 2010, - 5-8 с.
46. Тазиев С.Ф. К вопросу национального воспитания учащихся в сельской школе // Современная сельская школа: реалии и перспективы. - Елабуга - 1993, - 144-146 с.
47. Тазиев С.Ф. Концептуальные основы развития этнокультурного образования в ЕМР // сб. Проектная деятельность преподавателей кафедры педагогики. - Елабуга - 2010, - 83-106 с.
48. Тазиев С.Ф., Мерзон Е.Е. Научно-методическое обеспечение этнокультурного образования учащихся. - Елабуга - 2011, - 43 с.
49. Тазиев С.Ф. Профилактика молодёжного экстремизма посредством организации этнокультурного образовательного пространства // Диалог культуры против экстремизма: сб. материалов круглого стола, Казань, 2012, с. 65-68.
50. Тазиев С.Ф. Развитие этнокультурного образования в условиях малого города // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика, 5 выпуск. - Елабуга - 2009, - 229-232 с.
51. Тазиев С.Ф. Формирование духовно-нравственной культуры современного школьника как научно-педагогическая проблема // Формирование духовно-нравственной культуры учащихся в системе дополнительного образования: материалы региональной НПК ч.1. - Наб. Челны - 2010, - 7-12 с.
52. Тазиев С.Ф. Формирование этнической культуры школьников в современных условиях // Сб. «Актуальные проблемы современного школьного образования: опыт и инновации». - Менделеевск - 2010, - 266-269 с.
53. Толерантность // Большая Российская Энциклопедия. Новая иллюстрированная энциклопедия в 20 томах. - Т.18. - М.: Энциклопедия, 2001, 114 с.
54. Фёдоров А.В. Отношение учащихся к насилию на экране, причины и следствия их контакта с экранным насилием / А.В. Фёдоров // Педагогическая диагностика. - 2007. - № 4.
55. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.
56. «Фонд независимого радиовещания». Буклет "Толерантность". Url:/ http://fnr.ru/b_tolerance.phtml


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ