ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность и структура понятия «этническая толерантность»
1.2. Научно-педагогические подходы к формированию этнической толерантности учащихся
Выводы по I главе
ГЛАВА II. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Классификация и функции СМИ
2.2. Методы влияния СМИ на этнокультурное сознание и поведение школьников
Выводы по II главе
ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ОТНОШЕНИИ К ЭТНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
3.1. Условия положительного влияния СМИ на этнокультурное сознание и поведение школьников
3.2. Содержание работы образовательных учреждений по использованию средств массовой информации в формировании культуры мышления школьников в отношении к этнической информации
Выводы по III главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Опасные для существования человечества явления современного мира - бесконечные войны и конфликты, обретающие все более жестокие и бескомпромиссные формы, окрещенный «чумой XXI столетия» терроризм, распространение в обществе всевозможных фобий и подверженность сознания каждого отдельного индивидуума вредным стереотипам - все эти явления актуализировали понятие «этническая культура», определили его жизненную необходимость. Это понятие, активно используемое политиками, журналистами, учеными во всем мире, предполагает признание факта, что наш мир многомерен и многообразен, что в нем в разных странах живут разные люди - представители разных рас, конфессий и национальностей (этносов), с разными национальными или этническими культурами, нормами поведения, со своими ценностями и привычками. С реализацией идей формирования этнической культуры связаны надежды на выживание и счастливое существование человечества в наступившем XXI столетии.
Россия многонациональное государство. В ней проживают более 170 народов, а это значит, что и система образования страны является поликультурной и многоязычной. В этой связи встает вопрос о том, как воспитать духовно-нравственную, свободную, ответственную, толерантную, граждански активную, развитую и здоровую личность в условиях как поликультурного, так и национального образования.
В данное время идет активный поиск учителями - новаторами, учеными оптимальных путей передачи учащимся культурологических знаний, способов включения знаний этнокультурного направления в содержание образования, моделей воспитательных систем, построенных с учетом социокультурных и национальных особенностей.
Необходимо отметить, что данная проблема активно рассматривалась в педагогической науке. Диалектика соотношения общечеловеческого и национального раскрывалась в трудах зарубежных педагогов Я.А. Коменского, А. Дистервега, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и других. Значимость народной культуры и народной педагогики традиционно подчеркивалась и в отечественной науке. Так, еще в 19 веке С.А. Рачинский, К.Д. Ушинский считали детерминацией воспитания этнически направленную культурную среду.
Различные аспекты формирования национального сознания, одной из сторон которого является овладение национальной культурой, занимали значительное место в трудах философов и историков Н.А. Бердяева, Н.М. Карамзина, B.C. Соловьева, указывающих. на необходимость учета диалектики соотношения национального и общечеловеческого.
Основополагающее значение для теоретико-методологического и практического решения проблемы формирования этнической культуры имеют труды русских педагогов: А.Н. Радищева, отмечавшего единство общечеловеческого и национального начала; М.В. Ломоносова, внесшего вклад в развитие отечественной науки; К.Д. Ушинского, впервые в русской педагогике предложившего последовательность национального воспитания; Н.А. Добролюбова, выдвинувшего идею народности в литературе. На необходимость использования в воспитании национальных особенностей указывала и Н.К. Крупская.
В начале 60-х годов академик РАО Г.Н. Волков впервые в педагогической литературе ввел термин «этнопедагогика», положив начало научному подходу к изучению эмпирического опыта народов в сфере воспитания молодого поколения. В 2002 году его ученик Ф.Г. Ялалов выдвигает термин «этнодидактика», который понимает как народные способы обучения.
Проблемы этнической культуры и толерантности в поликультурном обществе разрабатываются учеными многих стран. В их числе канадские психологи Дж. Берри, Р. Калин, М. Плизентс и другие. В последние годы исследования этнической толерантности активно ведутся и российскими учеными. Такие исследователи, как И.Б. Андрущак, З.Д. Гакаев, Н:М. Лебедева, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко. В работах В.К. Мальковой выдвинуто и обосновано утверждение о создании нового научного направления - этнологии средств массовой информации.
Сейчас, в начале нового века, когда реальность дает исследователям слишком много как позитивных, так и негативных примеров для анализа процессов межэтнического взаимодействия с участием в них СМИ, исследование данной темы более чем когда-либо актуально.
В последней четверти XX века произошла практически глобальная информатизация мира - интенсивно распространялась пресса, радиофицировались самые далекие населенные пункты, а к 90-м годам широко распространилось и стало особенно значимым в общественно-политической жизни и телевидение (ТВ). С помощью СМИ люди могут теперь без особых усилий очень широко смотреть на мир, познавать его, сравнивать свой опыт с опытом и жизнью других людей, групп и стран. С помощью СМИ огромные массы россиян могут теперь и очень быстро узнавать о том, что происходит с ними рядом или далеко от них и получать различные комментарии специалистов об этих событиях. Из телепередач, ведущихся в прямом эфире, россияне, как и зрители всего мира, теперь практически одновременно узнают о событиях в мире, наблюдают жизнь других стран и народов, демонстрации и забастовки, террористические акты и даже военные действия на национальной почве во многих уголках земли. Массовая информация стала доступной почти для всех.
В данном исследовании предпринимается попытка рассмотреть на теоретическом и эмпирическом материале основные проблемы, связанные с этнически окрашенной деятельностью СМИ, способствующей формированию этнической толерантности молодого поколения, и выявить формы и способы использования СМИ в формировании этнической культуры учащихся.
Объект исследования: процесс влияния средств массовой информации на формирование этнокультурного сознания и этнической толерантности.
Предмет исследования: педагогические условия формирования с помощью СМИ этнической толерантности учащихся как важного фактора межнационального взаимодействия и межкультурного диалога в современном обществе.
Цель исследования - на основе выявления особенностей влияния СМИ на воспитание этнической толерантности учащихся определить условия, формы и методы работы по формированию культуры мышления учащихся в отношении к этнической информации.
Гипотезой данного исследования является предположение о том, что воздействие средств массовой информации на формирование этнической толерантности школьников может быть положительным, если организовать этнокультурное образование в системе общего школьного образования.
В соответствии с поставленной проблемой, целью и гипотезой были выдвинуты следующие задачи исследования:
• изучить сущность категории «толерантность» и выявить отношение к феномену этнической толерантности в обществе;
• выявить роль СМИ в освещении этнических проблем и в формировании этнической толерантности как фактора позитивного межнационального и межкультурного взаимодействия;
• определить условия, разработать содержание, формы и методы работы по формированию культуры мышления учащихся в отношении к этнической информации.
Теоретическую основу исследования составили идеи народного воспитания (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, JI.H. Толстой, В.А. Сухомлинский); труды по теории и методике воспитания (П.П. Блонский, А.В. Мудрик, М.М. Плоткин, Г.Н. Филонов, Н.Е); исследования проблем ценностных ориентации, нравственного воспитания (З.И. Гришанова, В.А. Караковский, Г.Г. Силласте, Н.Я. Скоморохов, Н.Д. Никандров и др.); исследования этнической толерантности и влияния СМИ на ее формирование (И.Б. Андрущак, З.Д. Гакаев, Н:М. Лебедева, В.К. Малькова, Г.У. Солдатова,
Т.Г. Стефаненко) исследования ученых лаборатории этнокультурного образования Елабужского института К(П)ФУ (Е.Е. Мерзон, С.Ф. Тазиев).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1) изучение и теоретический анализ литературных источников, периодических печатных изданий и материалов сети Интернет;
2) изучение и обобщение передового педагогического опыта.
Выпускная квалификационная работа выполнялась как часть комплексной программы научно-исследовательской работы лаборатории этнокультурного образования ЕИ К(П)ФУ (руководитель - доцент С.Ф. Тазиев).
Теоретическая значимость исследования: научно обоснованы цель, условия, формы и методы работы по формированию культуры мышления учащихся в отношении к этнической информации.
Практическая значимость исследования состоит в выявлении и разработке путей и средств формирования культуры мышления учащихся в отношении к этнической информации.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В ходе работы мы выяснили, что СМИ стало неотъемлемой частью жизни людей, в том числе и школьников. Проведенное исследование показало, что средства массовой информации не только развлечение, но и способ узнать больше о мире и овладеть некоторыми способами действия.
В условиях экономической и политической интеграции все большее значение придается сохранению национальной специфики, в том числе и в воспитании. Этнокультурное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых наций в условиях глобализации современного мира. Оно оказывается средством сохранения и развития этнических культур, включения их ценностей в практику воспитания и обучения и тем самым решения актуальных проблем педагогики.
Интерес к этнокультурному воспитанию обусловлен расширением международного сотрудничества, усилением борьбы этнических и расовых меньшинств за свои права в сообществах с полиэтническим составом.
СМИ, как одни из главных инструментов управления людьми, должны способствовать большему взаимопониманию и терпимости, особенно в периоды конфликтов, и чаще поднимать проблему межкультурного взаимодействия.
Средства массовой информации в целом оказывают заметное влияние на самые различные аспекты воспитания и просвещения школьников. Всеми своими программами они прямо и косвенно воздействуют на формирование их мировоззрения, этнического самосознания и на эстетический вкус.
Этнокультурное воспитание подразумевает развитие у человека способности воспринимать и уважать этническое разнообразие и культурную самобытность различных групп населения. Отсутствие же должного внимания к этнокультурной образованности людей приводит к социально-культурной нетерпимости и враждебности. В то же время лишь человек, глубоко уважающий и понимающий этническую самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.
Знакомство с лучшими образцами культуры других народов не только расширяет кругозор учащихся, но и, побуждая к сравнению, способствует пониманию индивидуального характера нации, ее идеалов и устремлений.
Этнокультурное образование призвано решать двуединую задачу; освоение молодым поколением своей национальной культуры и воспитание уважения к ценностям других культур. Целью этнокультурного образования является воспитание этнокультурной личности, способной к взаимному признанию национально-культурной идентичности, сохраняющей свою национальную культуру и индивидуальность, но понимающей многомерность мира, признающей и организующей партнерство представителей различных культур.
Смысл национального образования в современном мире заключается в сохранении существующих самобытных этнических коллективов и упрочении взаимосвязи между ними на общечеловеческой основе. Поддержание традиций в максимальной степени способствует формированию этнической идентичности. Именно в дошкольном возрасте ребенок приобретает первые фрагментарные знания о своей этнической принадлежности. Одним из наиболее действенным фактором формирования этнической идентичности детей является их непосредственное социальное окружение, однако влияние последнего может быть и положительным, и отрицательным. Учитывая, во-первых, полиэтничность окружающей российского ребенка среды, а во-вторых, наибольшую способность восприятия культур других народов именно в детском возрасте, когда еще не сложились стереотипные формы эмоционально-оценочного отношения к представителям других национальностей, естественно сделать вывод об актуальности и благоприятных перспективах этнокультурного воспитания детей именно через воздействие средств массовой информации.
В настоящее время на существующих детских каналах налажен контроль, с одной стороны, фильтрующий доступную детям информацию, с другой - организующий четкое взаимодействие с производителями информационной продукции для подрастающего поколения в целях её соответствия задачам воспитания и развития личности.
Данная политика проводится непосредственно на государственном уровне, путем издания законодательными органами различного рода нормативных актов, регулирующих такого рода отношения.
Таким образом, решается вопрос о взаимодействии свободы слова, свободы средств массовой информации и их влияния на школьников. При этом не наносится ощутимый вред свободе средств массовой информации и качественно регулируется доступ подростков к тем или иным информативным и развлекательным материалам. Будем очень надеяться, что в ближайшем будущем, положение в российских средствах массовой информации кардинально изменится. Будет оказываться значительная государственная поддержка образовательным и воспитательным проектам в СМИ.
Анализ научно-педагогической литературы по проблеме воспитания школьников средствами массовой информации, позволили сформулировать следующие выводы:
1. Человек будет воспитываться всю его жизнь. И центром его воспитания и образования будет не школа, не ВУЗ, а он сам. Школа научит его самостоятельности и основным навыкам, ВУЗ даст узкое и глубокое образование, а сам он будет изучать то, что ему интересно. Средства массовой информации с их огромной силой воздействия станут столпом свободного образования. Телевизионные и радиопрограммы, специально составленные, охватят многие миллионы людей, должны будут появиться новые специальные журналы для формирования этнического самосознания. Все виды внешкольного обучения объединятся в системе свободного воспитания.
2. Проблемой внедрения средств массовой информации в воспитательный процесс школы занимался А.С. Макаренко. Он считал, что средства массовой информации с их всепроникаемостью и массовостью станут самыми важными в смысле воспитательном из всех искусств.
3. Педагоги - современники: Егоров В.В. и Ефимов Э.М. занимаются проблемой внедрения средств массовой информации в учебный процесс школы. Асенин С.В. раскрывал эстетические аспекты современной мультипликации, влияние мультфильмов на развитие и формирование культуры восприятия информации ребёнка. Джуринский А.Н. выступал за необходимость применения средств массовой информации в воспитательном процессе школы.
4. Анализ научно - педагогической литературы позволяет говорить о недостаточной разработанности данной проблемы в педагогике.
Однако эффективность использования всех вышеперечисленных средств во многом зависит от самого педагога, его нравственной культуры и профессиональной этики.
Анализ сложившегося в данной области положения позволяет констатировать, что у общества имеются реальные возможности полностью использовать потенциал, заложенный в средствах массовой информации для формирования этнической толерантности подрастающего поколения.
1. Агеева Н.А. Исследование этнической толерантности подростков в образовательной среде: автореф. - Курск: Региональный открытый социальный институт, 2010.
2. Асмолова А.Г На пути к толерантному сознанию. - М.: Смысл, 2000. - 255 с.
3. Бабочкин П.И. Состояние современного воспитания глазами обучающихся // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России / Под общей ред. И.А. Зиленев. - М., 2001.
4. Васильев В.М. Сборник материалов по устной марийской народной словестности. Фольклор. - М., 1931.
5. Вачнадзе Т.Н. Всемирное телевидение. Новые средства массовой информации. - М.: Искусство, 1988.
6. Гальвецкий К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании - М., 1938. - 10 с.
7. Герасимова М.Г. Этническая толерантность и этнические стереотипы подростков. - В кн.: Россия: трансформирующееся общество. М.: КАНОН- пресс-Ц, 2001.
8. Гершунский Б.С. Толерантность как стратегия мышления и деятельности // Тезисы науч.-практ. конф. Самара, 1999.
9. Голошумова Г.С. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в условиях сельской школы: автореф. дис. ... канд. педаг. наук. - Уфа: Уральский гос. экономический уни-т, 2007.
10. Грушин Б.А. Мнение о мире и мир мнений. М:Политиздат,1967, 64-65 с.
11. Декларация принципов толерантности // Толерантность - идеология гражданского мира. - М., 2001. - 513 с.
12. Демушкина О.П. Социальная работа. Курсовые и рефераты. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 352 с.
13. Джуринский Н.А. Реформы зарубежной школы. Надежды и действительность. - М.: Просвещение, - 1997. - 205 с.
14. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 176 с.
15. Дмитриев Г.Д. Многокультурные образования. - М., 1999.
16. Доронин А.И. Информационно-аналитическая работа: обработка
материалов средств массовой информации. - Санкт-Петербург:
Исследовательский центр «Agentura.Ru», 2010.
17. Дрига И.И., Рах Т.И. Технические средства обучения и воспитания в общеобразовательной школе. - М.: Искусство, - 1991. - 96 с.
18. Дубровина И.В., Акимова М.К. Рабочая книга школьного психолога. - М.: Просвещение, - 1991. - 303 с.
19. Дубровина И.В., Акимова М.К. Рабочая книга школьного психолога. - М.: Просвещение, - 1991. - 305 с.
20. Ефимов Э.М. Учебное телевидение: проблемы и перспективы. - М.: Просвещение, - 1987. - 165 с.
21. Знаков В.В. Типы понимания правды о негативных явлениях 1960- 1980//Психологический журнал, 1992 т.12 №3. - 16 с.
22. Зубарева Е.А Школьные СМИ как фактор развития толерантности личности.. МОУ Сергиевская СОШ №1
23. Жданов В.С., Кортуков Е.В., Саксонов Е.А., Джугели Т.П. Гуничев В.Н., Шапкин Ю.А. К концепции информатизации образования // Социальная информатика. М. 1990, с.92; Смольникова И.А. Виртуальная реальность в искусстве и обучении // Социальная информатика - 95, с.107-114; Ульянов Б.В. Эффективность информационных систем обучения. М. 1995.
24. Илембитов И. Скайп придет в школу. - Москва: РИА Новости, 2011.
25. Карцов Н.П. Телевидение в нашей жизни. - М.: Просвещение, 1984.
26. Колесников ЮС. Прикладная социология, Ростов-на-Дону, ”Феникс”,2001. - 117 с.
27. Комарова Н.И. Социокультурные аспекты использования ИКТ в этнокультурном образовании
28. Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики. Спб. 2007 - 318 с.
29. Крупская Н.К. Избранные произведения. - М.: Политиздат, 1988.
30. Ленский И.Л. Культура межнациональных отношений в педагогической публицистике / Педагогика. - 1998. №6.
31. Малькова В.К. Проблемы этнической журналистики и толерантности/ В.К. Малькова // Этнопанорама. Оренбург, 2001. - № 1.
32. Медведев А.Л., Чернышев А.А. Десятая муза. Рассказы о киноискусстве. - М.: Просвещение, 1978.
33. Мельник Г.С.Мазз media: психологические проблемы и эффекты, изд-во. - СпбУ,1996 - 78 с.
34. Мирошниченко А.А. Бизнес-коммуникации. Мастерство делового общения. Практическое руководство. - М.: Книжный мир, 2008. - 47 с.
35. Мирошниченко А.А. Бизнес-коммуникации. Мастерство делового
общения. Практическое руководство. - М.: Книжный мир, 2008. - 201 с.
36. Мирошниченко А.А. Бизнес-коммуникации. Мастерство делового общения. Практическое руководство. - М.: Книжный мир, 2008. - 204 с.
37. Назарова Н.М. Специальная педагогика: в 3 т. / под ред.. - Т. 2 : Общие основы специальной педагогики / Н. М. Назарова, Л. И. Аксенова, Т. Г. Богданова, С. А. Морозов. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 352 с.
38. Полякова И.Н. Отчет о результатах социологического опроса населения России / И.Н. Полякова. // Неделя. № 28. 19 июля 2000.
39. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь/гл.ред.
М:Советская энциклопедия,1986, - 230-231 с. Неделя, № 28 19 июля 2000 г.
40. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь/гл.ред., М.: Сов. Энциклопедия,1986, - 81 с.
41. Рошаль Л.О. Мир и игра. - М.: Искусство, 1976.
42. Сабашникова Е.С. Третье рождение. Пути развития телевизионного театра. - М.: Просвещение, 1985.
43. Смолянская Л.В. Использование проективных техник для повышения этнической толерантности подростков в полиэтнической среде школы / Л. Смолянская // Социология образования. - 2010.
44. Суслова Э.К. Воспитание у детей этики межнационального общения // Детский сад от А до Я. - 2003, №3.
45. Тазиев С.Ф. Использование средств массовой информации в формировании этнической культуры учащихся // Формирование духовно-нравственной культуры учащихся в системе дополнительного образования: материалы региональной НПК ч.2. - Наб.Челны - 2010, - 5-8 с.
46. Тазиев С.Ф. К вопросу национального воспитания учащихся в сельской школе // Современная сельская школа: реалии и перспективы. - Елабуга - 1993, - 144-146 с.
47. Тазиев С.Ф. Концептуальные основы развития этнокультурного образования в ЕМР // сб. Проектная деятельность преподавателей кафедры педагогики. - Елабуга - 2010, - 83-106 с.
48. Тазиев С.Ф., Мерзон Е.Е. Научно-методическое обеспечение этнокультурного образования учащихся. - Елабуга - 2011, - 43 с.
49. Тазиев С.Ф. Профилактика молодёжного экстремизма посредством организации этнокультурного образовательного пространства // Диалог культуры против экстремизма: сб. материалов круглого стола, Казань, 2012, с. 65-68.
50. Тазиев С.Ф. Развитие этнокультурного образования в условиях малого города // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика, 5 выпуск. - Елабуга - 2009, - 229-232 с.
51. Тазиев С.Ф. Формирование духовно-нравственной культуры современного школьника как научно-педагогическая проблема // Формирование духовно-нравственной культуры учащихся в системе дополнительного образования: материалы региональной НПК ч.1. - Наб. Челны - 2010, - 7-12 с.
52. Тазиев С.Ф. Формирование этнической культуры школьников в современных условиях // Сб. «Актуальные проблемы современного школьного образования: опыт и инновации». - Менделеевск - 2010, - 266-269 с.
53. Толерантность // Большая Российская Энциклопедия. Новая иллюстрированная энциклопедия в 20 томах. - Т.18. - М.: Энциклопедия, 2001, 114 с.
54. Фёдоров А.В. Отношение учащихся к насилию на экране, причины и следствия их контакта с экранным насилием / А.В. Фёдоров // Педагогическая диагностика. - 2007. - № 4.
55. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.
56. «Фонд независимого радиовещания». Буклет "Толерантность". Url:/ http://fnr.ru/b_tolerance.phtml