Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОРУДИЙ ТРУДА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ

Работа №87999

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы280
Год сдачи2013
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
59
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ 6
ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
1.1 Содержание понятий «наука», «техника», «орудия труда» и «технология»
1.2 Основные принципа выявления и изучения содержания
учебного материала по истории науки, техники и технологий
Выводы по главе 1 11
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ 14
УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ИСТОРИИ НАУКИ, ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
2.1 Первобытные техника, орудия труда и технологии 14
2.2 Античные наука и техника 22
2.3 Наука, техника и технологии Древнего Рима
2.4 Средневековая техника и технологии
2.5 Техника и технологии эпохи мануфактурного производства
2.6 Техника и технологии эпохи промышленного переворота
2.7 Техника и технологии в эпоху индустриализации
2.8 Техника и технологии в эпоху индустриального общества
2.9 Техника и технологии в постиндустриальный период
2.10 Казанская научная школа и ее роль в развитии отечественной науки и техники
2.11 Элективный курс (курс по выбору) «История развития науки, техники и технологий»
Выводы по главе 2 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66

Изучение истории развития науки, техники и технологий является важной составной частью технологического образования школьников. Значение этого особенно возрастает в настоящее время в связи с повышением роли науки, техники и технологий во всех сферах человеческой деятельности. Современное технологическое образование в школе невозможно представить без подготовки учителя, способного его осуществить на основе исторического материала с учетом закономерностей развития общества, науки, техники и технологий. Это развитие должно пониматься в контексте всей культуры человеческого общества. Знания не только основ наук, техники и технологий, но и знания об их становлении и развитии становятся профессионально необходимыми. Поэтому совершенно необходимо включение в содержание подготовки учителя технологии материала по истории развития науки, техники и технологий; соответственно, аналогичный материал должен быть включен в содержание школьного курса технологии.
В современных социально-экономических условиях, когда происходит бурный рост новых технических решений на основе достижений науки и техники, чтобы не «изобретать велосипед», необходимо знать, что было сделано раньше. Справедливы в этом отношении слова Цицерона: «Не знать того, что было до того, как ты родился, значит навсегда остаться ребенком» [3].
Сведения из истории науки, техники и технологий знакомят нас с культурой человеческого общества, определяя основные направления научно-технического прогресса. Эти сведения активизируют познавательную деятельность обучаемых, производят эмоциональное воздействие, вызывают потребность к самообразованию, формируют творческие качества личности на примерах рассмотрения фактов совершения отдельных открытий и изобретений.
Школьная программа по технологии [ ] предусматривает изучение вопросов истории развития техники и технологии древнего мира, машинного производства XVIII века, электроэнергетики, радиоэлектроники, информационной техники, атомной энергетики, развития транспорта и космической техники и ряда других исторических материалов. Эти материалы должен излагаться по мере изучения всего курса технологии, чтобы создать у учащихся историческую картину развития техники и технологий. Они должны быть наполнены конкретным содержанием, которое по понятным причинам в достаточном объеме не может быть представлено на страницах школьных учебников, так как нельзя объять необъятное. Поэтому для учителя технологии необходимы методические материалы, рекомендации, которые помогли бы ему в реализации задачи овладения учащимися историческим материалом по истории науки техники и технологий. Наиболее понятным и доступным для учащихся общеобразовательной школы в изучении элементов истории науки, техники и технологий на уроках технологии в школе будет изучение развития орудий труда - как ручных, так и механизированных и автоматизированных. Таким образом, можно констатировать, что существует противоречие, заключающееся в том, что есть необходимость в изучении элементов истории науки, техники и технологий на уроках технологии в школе, но нет достаточно полного фактического систематизированного материала для этого и методических рекомендаций по изучению этого материала в школьных условиях. То есть существует проблема разработки таких материалов и рекомендаций, адресованных учителю технологии. Отсюда следует, что в соответствии с темой нашей выпускной квалификационной работы - «Методика изучения развития орудий труда на уроках технологии в школе» - цель этой работы можно сформулировать следующим образом: разработать методические рекомендации для учителей технологии, способствующие изучению истории науки, техники и технологий в рамках технологической подготовки школьников в общеобразовательной школе на примере изучение развития орудий труда.
Объектом исследования является учебный процесс по предмету «Технология» в школе.
Предметом исследования является методика преподавания школьного курса «Технология».
Основная идея исследования заключается в том, что обучение учащихся технологии будет более эффективным при наличии разработанной системы занятий, одной целей которых является изучение вопросов истории науки, техники и технологий на примере изучения истории развития некоторых орудий труда.
Для достижения поставленной цели было предусмотрено решение следующих задач исследования:
- изучение и анализ информации по исследуемой проблеме;
- определение содержания и места учебного материала по истории науки, техники и технологий, подлежащего рассмотрению на уроках технологии в общеобразовательной школе;
- определение возможных путей и способов формирования знаний учащихся по истории науки, техники и технологии в процессе изучения школьного курса технологии;
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психологической, педагогической и методической и специальной литературы; наблюдение за процессом преподавания технологии, изучение и анализ опыта преподавания технологии в общеобразовательной школе; моделирование и конструирование учебного процесса.
Методологическую и теоретическую базу исследования составили:
- общая теория обучения (М.Н. Скаткин, Ю.К. Бабанский и др);
- концептуальные положения методики обучения технологии (В.Д. Симоненко, Г.И. Кругликов и др.);
- научно-методические исследования в области методики преподавания технологии;
- научно-методические исследования в области истории науки, техники и технологий.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при проведении уроков по технологии, во внеклассной работы по технике в общеобразовательной школе.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы. Общий объём работы составляет 79 страниц машинописного текста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


История техники и технологии безгранична. Охватить её в рамках одного школьного курса технологии и элективного курса, курса по выбору невозможно. Поэтому здесь необходимо остановиться на основных вехах исторического материала, который нужен для эффективного освоения школьного предмета «Технология». Для дальнейшего изучения истории техники и технологии должна проводиться разнообразная дополнительная самостоятельная работа учащихся и учителя по поиску занимательных фактов, сведений, новостей, подборке материалов, конструирования различных моделей, выпуску газет, фотомонтажей, разработке сценариев вечеров, проведению конкурсов и олимпиад, недель (декад) науки, техники и производства и т.п.
Полученные знания по истории техники и технологии помогут учащимся лучше ориентироваться в мире современной науки и техники, а, может быть, и выбрать своею будущую специальность, профессию. Сведения исторического характера расширят их представления о различных видах промышленного и сельскохозяйственного производства. Даже если их будущая профессия будет далека от изученного материала по истории техники и технологии, то полученные знания не пропадут даром. Будучи свидетелями научно-технического прогресса, они смогут по достоинству оценить важнейшие достижения в области естественных наук, техники и производства.
Представленные в настоящей работе материалы могут оказать определенную помощь учителю технологии в проведении уроков технологии в школе, в проведении занятий на элективных курсах и курсах по выбору, где рассматривается и изучаются учебные материалы исторического характера. Поэтому мы считаем, что цель и задачи нашего исследования в целом выполнены.



1. Ахметов, Л.Г. Курсовые и дипломные работы на технологическом факультете педвуза (методические рекомендации) / Л.Г.Ахметов. - Елабуга: Изд-во ЕГПИ, 1999. - 44 с.
2. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы / Ю.К.Бабанский. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
3. Бронников, Н.Л. Страницы истории техники /Н.Л. Бронников. - Брянск: Изд-во Брянского госпедуниверситета, 1995. - 148 с.
4. Бугаев, А.И. Методика преподавания физики в средней школе: Теорет.основы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ.мат.спец. /А.И.Бугаев. - М.: Просвещение, 1981. - 288 с., ил.
5. Гильмуллин, М.Ф. История математики: Учебное пособие /
М.Ф.Гильмуллин. - Елабуга: Издательство ЕГПУ, 2009. - 212 с.
6. Гнедина, Т.Е. Физика и творчество в твоей профессии: Кн. для учащихся ст.классов / Т.Е.Гнедина. - М.: Просвещение, 1988. - 159 с.: ил.
7. Детская энциклопедия. Том 5. Техника и производство. - М.:
Педагогика, 1974. - 528 с.: ил.
8. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. Учеб. пособие для слушателей ФПК и директоров общеобразоват. школ и в качестве учеб. пособия по спецкурсу для студентов пед. ин-тов/Под ред. М.Н.Скаткина. - М.: Просвещение, 1982. - 319 с.
9. Дятчин, Н.И. История развития техники: Учебное пособие / Н.И.Дятчин. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 320 с.
10. Житомирский, С. В. Учёный из Сиракуз: Архимед. Историческая повесть/ С. В Житомирский. - М.: Молодая гвардия, 1982. 191 с.
11. Кальней, В.А. Основы методики трудового и профессионального обучения / В.А.Кальней, В.С.Капралова, В.А.Поляков; под ред. В.А.Полякова. - М.: Просвещение, 1987. - 191 С.: ил.
12. Кирсанов, А.А. Индивидуализация учебной деятельности школьников /
A. А.Кирсанов. - Казань: Татарское книжное изд-во, 1980. - 207 с.
13. Кожина, О.А. Технология: Методические рекомендации по
оборудованию кабинетов и мастерских обслуживающего труда /О.А.Кожина. - М.: Дрофа, 2003. - 208 с.: ил.
14. Кругликов, Г.И. Методика обучения старшеклассников творческой деятельности: Учебно-методическое пособие для студентов технолого-экономических (технологии и предпринимательства) факультетов педвузов и педколледжей, дополнительного образования / Г.И.Кругликов,
B. Д.Симоненко. - Курск: Изд-во Курского госпедуниверситета, 1998. - 321 с.
15. Кравцов, А.В. Электрические измерения / А.В.Кравцов. - М.: Агропромиздат, 2008. - 239 с.: ил.
16. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. Г.И. Кругликов/М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.
17. Муравьев, Е.М. Общие основы методики преподавания технологии /
Е.М.Муравьев, В.Д.Симоненко. - Брянск.: Изд-во Брянского
госпедуниверситета им. акад. И.Г.Петровского, 2000. - 235 с.
18.. Пинский, А.А. Физика с основами электротехники: Учеб. пособие для техникумов / А.А.Пинский, Г.Ю.Граковский. - М.: Высшая школа, 1985. - 384 с., ил.
19. Программы для общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение. Технология. 1-4 классы. 5-11 классы. /Под ред Ю.Л.Хотунцева и В.Д.Симоненко. - М.: Просвещение, 2005. - 240 с.
20. Программы элективных курсов. Технология. Предпрофильное
обучение. 9 класс /под ред. В.А.Кальней. - М.: Дрофа, 2006. - 105 с.
21. Программы общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение для сельских школ. Технология / Под ред. В.Д.Симоненко. - М.: Просвещение, 1998. - 170 с.
22. Рассказы о казанских ученых/ Сост. и редактор В.В.Кузьмин. - Казань: Татарское кн.изд-во, 1983. - 200 с. с ил.
23. Рожнев, Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. № 2001. - 2-е изд., перераб. /Я.А.Рожнев. - М.: Просвещение, 1988. - 240 с., ил.
24. Сборник программ курсов по выбору и элективных курсов по технологии для предпрофильной подготовки и профильного обучения / Под ред. проф. С.В.Кондратьева. - М.: Глобус, 2007. - 232 с.
25. Селиверстов, В.А. Что должен знать и уметь учитель технологии /В.А. Селиверстов //Школа и производство. - 2004. - №3. - С.17.
26. Симоненко, В.Д. Технология: Учебник для 11 класса
общеобразовательных учреждений / В.Д.Симоненко, О.П.Очинин, Н.В.Матяш. - М.: Вентана Графф, 2001. - 192 с.: ил.
27. Современная школьная энциклопедия. Техника / сост. Г.И.Белов. - М.: Росмэн, 2009. - 416 с.
28. Технология: 5-8 классы: Программа /И.А.Сасова, А.В.Марченко. - М.: Вентана-Граф, 2006. - 96 с.
29. Технология: 6 класс (мальчики): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко / сост. Ю.П.Засядько. - Волгоград: Учитель, 2007. - 126 с.
30. Технология. 7 класс (мальчики): поурочные планы по учебнику под ред. В.Д.Симоненко /сост. Ю.Л.Засядько. - Волгоград: Учитель, 2006. - 136 с.
31. Технология: 8 класс (юноши): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко / сост. Ю.П.Засядько. - Волгоград: Учитель, 2007. - 151 с.
32. Технология. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. / Тищенко А.Т. [и др.]; под ред. В.Д.Симоненко. - М.: Вентана- граф, 2001. -240 с.
33. Технология. Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы / Тищенко А.Т. [и др.]; под ред. В.Д.Симоненко. - М.: Вентана- граф, 2001. - 174 с.
34. Технология. Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы / Тищенко А.Т. [и др.]; под ред. В.Д.Симоненко. - М.: Вентана- граф, 2002. - 182 с.
35. Технология. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. / Бронников Н.Л. [и др.]; под ред. В.Д.Симоненко. - М.: Вентана- граф, 2000. - 214 с.
36. Технология. Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы / Симоненко В.Д [и др.]; под ред. В.Д.Симоненко. - М.: Вентана- граф, 2001. - 230 с.
37. Федорова, И.Н. Занятия по обслуживающему труду в 4-8 классах / И.Н.Федорова, А.И. Осадчая [и др.]; - М.: Просвещение, 1975. -447 с., ил.
38. Физика и научно-технический прогресс: Кн. для учителя /
B. Г.Разумовский [и др.]; под ред. А.Т.Глазунова. - М.: Просвещение, 1988. - 176 с.: ил.
39. Хохлова, М.В Технология: Программа начального и основного общего образования / М.В.Хохлова [и др.]; - М.: Вентана-Граф, 2008. - 192 с.
40. Хуторской, А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов/ А.В.Хуторский. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
41. Энциклопедический словарь юного техника/ Сост. Б.В.Зубков,
C. В.Чумаков. - М.: Педагогика, 1980. - 512 с.: ил.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ