Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНЦЕПТ «ДЕТСТВО» В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ Л.Н. ТОЛСТОГО И Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

Работа №87985

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы71
Год сдачи2013
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
214
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки изучения концепта «детство» в русской литературе 8
1.1. Художественная концепция детства 8
1.2. Проблема «детства» в русской литературе XIX века 13
Выводы по главе 1 17
Глава 2. Концепт детства в произведениях Л.Н. Толстого 18
2.1. Автономность мира детства 18
2.2. Семья и дом 21
2.3. Роль детских воспоминаний 23
2.4. Мир детей-героев 26
2.5. Мифологические мотивы и детство 28
Выводы по главе 2 41
Глава 3. Концепт детства в произведениях Ф.М. Достоевского 42
3.1. Духовные искания подростков 42
3.2. Функции воспоминаний о детстве 48
3.3. Образ сада и детство 56
Выводы по главе 3 63
Заключение 64
Список использованной литературы.

Детство как предмет художественного изображения в русской литературе классического и последующих периодов оказалось в фокусе исследовательского внимания уже довольно давно. Тема детства в русской литературе - одна из вечных тем, в течение своей эволюции подвергавшаяся пересмотру и получавшая различные интерпретации. Особенно громко она стала звучать с освоением художественным творчеством воспитательных теорий просветителей и прочно утвердила свои позиции в качестве приоритетной с рубежа XVIII-XIX веков.
Содержанием детской субкультуры являются не только актуальные для официальной культуры особенности поведения, сознания, деятельности, но и социокультурные варианты - элементы различных исторических эпох, архетипы коллективного бессознательного и прочие, зафиксированные в детском языке, мышлении, игровых действиях, фольклоре. Детская субкультура, обладая неисчерпаемым потенциалом вариантов становления личности, в современных условиях приобретает значение поискового механизма новых направлений развития общества.
В последнее время интерес к изучению особого мира детей все возрастает, свидетельством чему является то, что емкое понятие «детская субкультура» имеет место в психологическом словаре.
Детская субкультура трактуется в широком смысле - все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком - смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. Детство отличается рядом специфических особенностей не только как определенное состояние, но и как особый процесс. Д. И. Фельдштейн отмечает, что все более остро вырисовывается задача познания детства с точки зрения раскрытия закономерностей, характера, содержания и структуры самого процесса, «развития ребенка в Детстве и Детства в обществе, выявление скрытых возможностей этого развития в саморазвитии растущих индивидов, возможностей такого саморазвития на каждом этапе Детства и установление особенностей его движения к Взрослому Миру»1.
А потому важным нам представляется в этой связи рассмотрение отражения мира детства в художественной литературе, поскольку она отражает духовные настроения всего общества и наиболее ярко характеризует наличие морально-этических ценностей цивилизованного мира.
Для анализа проблемы воплощения мира детства и образов детей в художественном произведении нами были отобраны произведения двух известных писателей из отечественной литературы: Л. Н.Толстого и Ф.М. Достоевского, как одних из ярких представителей художников слова, в чьих произведениях отводится образу детства отнюдь не последнее место.
Тема детства глубоко органична для творчества Толстого и выражает характерные черты его воззрений на человека и общество. И не случайно, что Толстой посвятил этой теме свое первое художественное произведение - автобиографическую трилогию "Детство. Отрочество. Юность". В своей повести Толстой называет детство счастливейшей порой человеческой жизни.
Во второй половине XIX века тема детства приобретает характер и общественно значимой социальной проблемы. Такая эволюция обусловлена распространением грамотности и превращением школы в один из самых значимых институтов общества. Другим явлением, привлекавшим всеобщее внимание, была варварская эксплуатация детского труда. Драма детства, представленная теперь уже в реалиях капиталистической действительности, захватила литературу. И здесь в первую очередь следует назвать Достоевского. Одна только его метафора о «слезинке ребенка», вложенная в уста Ивана Карамазова, врезается в память и душу всякого нравственно полноценного человека.
Цель выпускной квалификационной работы - раскрыть основные семантические составляющие, проявления черт концепта «детство» на материале отдельных произведений вышеназванных писателей, выявить преемственность, схождения и разрывы в художественном исследовании писателями темы детства, в создании образа ребенка, образа матери как на уровне содержания, так и формы произведения.
В принципе отбора авторов мы исходили из рамок конкретного временного интервала, характеризуемого наличием уникальной идейно- эстетической парадигмы духовных исканий писателей. Выбор авторов обусловлен и тем, что концепт «детство» является смыслообразующим константом художественной картины мира рассматриваемых писателей, выражают особенности их художественного сознания.
Под концептом мы понимаем философско-эстетический феномен, особое ментальное образование, являющееся единицей художественной картины мира автора, заключающее в себе, с одной стороны, универсальный художественный и культурный опыт (дискретная единица коллективного сознания), с другой, эмоционально-чувственные проявления индивидуума. При изучении закономерностей литературного процесса нам представляются важными доводы академика Д.С. Лихачева об обращении писателей к устойчивым темам, присущим отечественной и мировой культуре, к объединяющим идеям - концептам. Концепт (лат. conceptus - понятие), по Лихачеву, «не непосредственно возникает из значения слова, а является результатом столкновения словарного значения слова с личным опытом человека и народным опытом. Потенции концепта тем шире и богаче, чем шире и богаче культурный опыт человека». Для нашей работы существенным представляется определение термина «концепт» профессором Ю.С. Степановым как «объединяющих идей русской культуры», мировой культуры, которые «не требуется создавать заново, они уже есть - «константы».
Художественное наследие и JI.H. Толстого, и Ф.М. Достоевского является одной из ярчайших страниц русской культуры. Произведения писателей вызывали восхищение современников, которые внимательно следили за всем, что выходило из-под их пера. Произведения Толстого и Достоевского остаются и в настоящее время актуальными и интересными для нового поколения читателей.
Объектом исследования выступают произведения классиков русской литературы XIX века Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, посвященные теме детства
Предметом исследования являются языковые и художественные средства создания концепта «детство» в произведениях Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского.
Общая цель работы определила конкретные задачи исследования:
1) охарактеризовать общие особенности изображения мира детства в русской литературе;
2) выявить и описать конкретные языковые и художественные средства создания образа ребенка в творчестве Толстого и Достоевского;
3) определить общее и специфическое в изображении концепта «детство» у исследуемых авторов.
При анализе языковых и художественных средств создания данного концепта были использованы такие методы и приемы исследования, как наблюдение над языком произведений; описательный, сравнительный методы.
Научная новизна работы состоит, во-первых, в комплексном описании языковых и художественных средств создания детских образов; в-третьих, в сравнительном анализе произведений писателей.
Данное исследование имеет практическую значимость. Материалы его могут быть использованы при изучении языка произведений русской литературы на уроках русского языка и литературы, на уроках по стилистике в школе, особенно когда речь идет о художественных средствах языка.
Структура работы. ВКР состоит из Введения, двух глав, заключения и Списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Важность и значительность концепта «детство» в творчестве Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского бесспорны для всех.
Нами были выявлены и проанализированы элементы, которые по внутренней взаимосвязи и взаимообусловленности своей естественно складываются в единую целостную художественно-философскую концепцию Детства.
Для обоих писателей ребенок внесоциален. Он не участвует в жизни общества и не отвечает за социальное зло. Ребенок не знает этических норм, выработанных обществом, и не может регулировать этими нормами свои отношения с людьми. Ребенок не способен отличать добро от зла, ибо не умеет понять, как его поступки отзываются на окружающих. Дитя - органическая часть "живой жизни". Детство счастливо самим чувством бытия.
Детство в произведениях Толстого изображается как важнейшая пора жизни каждого человека. Именно в детстве, по мнению этих писателей, формируется характер и мировоззрение личности. Кроме того, детство, несмотря ни на что, счастливейшая - «золотая» - пора жизни, наполненная светом, радостью ежедневных открытий, чистотой души. Дитя обладает реальной добротой, так как оно еще не знакомо со страданием.
Сила, достоинство детства - это одновременно его слабость и недостаток. Представления писателей о детстве отчасти парадоксальны: ребенок, по его мнению, обладает достоинствами человечности, но еще не является человеком, поскольку главные-то качества человека, отделяющие его от природы, - мысль, сознание, духовность - все это "благоприобретенное", природой ребенку не вручаемое. Ребенок не имеет социальных достоинств человека, но зато не заражен еще и социальными болезнями.
Процесс превращения ребенка в человека потому слишком противоречив. Смотря по обстоятельствам своего взросления, ребенок может оставить в детстве объективные "минусы" своей детской природы и приобрести объективные "взрослые" (социальные) плюсы; а может, зафиксировав в своей личности детские недостатки (прежде всего - детский эгоизм), заразиться к тому же "взрослыми" болезнями.
Несмотря на безусловную самостоятельность взросления каждого ребенка, несомненно и право взрослых людей помогать и способствовать росту юного сознания - при условии соблюдения взрослыми некоторых "правил".
Присутствие ребенка безусловно требует любви к нему, без этого преступно даже приближаться к детству. Зло в детской душе - это не только "отпечаток" зла внешнего, порою это - следы отсутствия внешнего добра, участия, заботы. Нелюбимому ребенку, по убеждению, например, Достоевского, бесконечно трудно, почти невозможно вырасти в Человека.
В мире Толстого и Достоевского детство присутствует не только в художественной, зримой форме (дети - персонажи), не только в форме отвлеченно - теоретической (дети - размышления автора и его героев), но и в форме неких символических образов, обозначавших исключительно "взрослые" понятия, идеи и проблемы.
Дети способны "прояснить" даже непосильный для многих героев Достоевского вопрос о боге. Из всех возможных толкований идеи бога (творец, провидение, нравственный закон) герои его, как правило, отдают предпочтение последнему.
Ребенок в творчестве Достоевского символизирует, таким образом, и высший Суд над человеком, и само страдающее Человечество, и веру в бесконечное Совершенство человеческой природы, и признание ее Слабости.
Толстой и Достоевский придавали особое значение детским воспоминаниям, полагали их решающими в становлении и воспитании человека, его преображении в критические периоды жизни.
Подсознательные воспоминания героев Достоевского, связанные с первым детским возрастом, выполняют преображающую функцию: преображение в ребенка - это возвращение к самому себе, к своей изначальной «ангельской» сущности. Сознательные воспоминания чаще всего связаны с кризисным периодом.
Итак, собранные воедино размышления Толстого и Достоевского о детстве, образы детей в их произведениях, "детская" символика составляют целостную художественно-философскую концепцию Детства, которая отнюдь не является каким-то искусственным построением именно потому, что "звенья" этой системы, как мы видим, взаимосвязаны, взаимообусловлены и порою трудно расчленяемы.
Целостная концепция Детства, созданная творчеством Достоевского, выводит традиционную "детскую тему" русской литературы на более высокий уровень: от бытового и социального ее понимания - к высотам "мировых вопросов" и философских прозрений.



1. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. - М.: Сов. Россия, 1987.- Т.1. -352 с.; Т.2. 480 с.
2. Достоевский Ф.М. Полн.собр.соч. в 30-ти т. - Л., 1972.
3. Достоевский Ф.М. Письма, т.1-4. - М.-Л., 1959.
4. Достоевская А.Г. Воспоминания. -М., 1971.
5. Достоевский Ф.М. Подросток.- М., 1961.
6. Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность / Толстой Л.Н. Собр. соч.: в 22 т. - М.: Худож. лит., 1978.- Т.1.- 11-337 с.
7. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. - М.; Л.: Худож. лит., 1992.
8. Толстой Л.Н. Произведения //http://libes.ru/142847.read
II. Научная литература:
9. Аграфонов П.Г. Мифология античного мира. Культ Геракла в Северном Причерноморье. Учеб. пособие. - Ярославль, 1998.
10. Актуальные проблемы теории и истории русской литературы. - Тарту, 1987.
11. Антонов С.А. От первого лица. -M., 1973.
12. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке / Пер. с фр. Я.Ю. Старцева при участии В.А. Бабинцева. -Екатеринбург, 1999.
13. Ашхарова А. Т. Концепт «дитя» в русской языковой картине мира: Дисс. канд. филол. наук: 10.02.01 русский язык. - Архангельск, 2002. - 5 - 6 с.
14. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Вопр. лит. и эстетики. - М.: Худож. лит., 1975. - 234-402 с.
15. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - M., 1979.
16. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. Роман воспитания и его значение в истории реализма // Эстетика словесного творчества. - М., 1979.
17. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - M., 1979.
18. Велик A.A. Художественные образы Ф.М.Достоевского. - M., 1974.
19. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. - M., 1976.
20. Виноградов В.В. Избранные труда. О языке
художественнойпрозы. -M., 1980.
21. Воркачев В. С. Счастье как лингвокультурный концепт. -М., 2004.
22. Гинзбург Л.А. О психологической прозе. - M., 1972.
23. Григорьев A.A. Литературная критика.- М., 1967.
24. Гроссман Л.П. Достоевский.- М., 1965.
25. Густафсон Р.Ф. Обитательи Чужак. Теология и художественное творчество Льва Толстого / пер.с англ. Т. Бузиной. - СПб.: Акад. проект, 2006. - 480 с.
26. Дмитриева Е.Е., Купцова О.Н. Жизнь усадебногомифа: утраченный и обретенный рай. - М.: ОГИ, 2003.- 528 с.
27. Долинин А. О. Последние романы Достоевского. - Л., 1963.
28. Евнин Ф.Е. Реализм Достоевского // Проблемы типологии русского реализма.- М., 1969.
29. Зубарева Е.Е. Символика детства в творчестве И.А. Бунина.- М., 1995.
30. Каптеров Д.Ф. Типы детей в произведениях Достоевского.-М., 1985.
31. Касаткина Т.А. Категория пространства в восприятии личности трагической мироориентации (Раскольников) // Достоевский: Мат-лы и иссл-я. Т. 11. - СПб., 1994.
32. Кларин M.B. Философия и ребенок: анализ детского
философствования // Вопросы философии. 1986. -№ 11. - 133¬135 с.
33. Ковалевская C.B. Воспоминания детства и автобиографические очерки. -M, 1966.
34. Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая
перспектива). - М., 1988. - 6-65 с.
35. Кондратьев Б.С. Образ ребенка у Ф.М. Достоевского и А.П. Г айдара // Аркадий Г айдар и круг детского и юношеского чтения. Сб. ст. - Арзамас, 2001.
36. Кошелева O.E. «Свое детство» в Древней Руси и в России эпохи Просвещения (XVI-XVIII вв.): Учеб. пособие по педагогической антропологии и истории детства. - М., 2000.
37. Лесскис Г.Лев Толстой (1852-1869). Вторая книга цикла «пушкинский путь» в русской литературе.- М.: ОГИ, 2000. - 640 с.
38. Лихачев Д.С. Поэзия садов: к семантике садово-парковых стилей; сад как текст.- М.: «Согласие», ОАО Типография «Новости», 1998.- 356 с.
39. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Изв. АН СССР. Сер. Литературы и языка. - Т. 52. - 1993. - № 1. - 3-9 с.
40. Лойтер С.М. Феномен детской субкультуры. -Петрозаводск, 1999.
41. Лосев А.Ф. Знак, символ, миф: Труды по языкознанию. -М., 1982.
42. Минералов Ю.К. Теория художественной словесности (Поэтика и индивидуальность). -М., 1999.
43. Михалков C.B. Достоевский и дети // Воспитательная сила литературы".- М.,1983.
44. Мухина В. Таинство детства. Т. 1. - М., 1998.
45. Неизданный Достоевский. Записные книжки и тетради. 1860¬1801. "Лит.наследство", т. 83.- М., 1971.
46. Николина H.A. Поэтика русской автобиографической прозы: Учеб. пособие. -М., 2002.
47. Переверзев В.Ф. Гоголь. Достоевский. Исследования. - М.,1972.
48. Потебня A.A. Символ и миф в народной культуре. Собр. трудов. -М., 2000.
49. Природа ребенка в зеркале автобиографии. Учеб. пособие по педагогической антропологии. По ред. Б.М. Бим-Бада и O.E. Кошелевой. -М., 1998.
50. Пушкарева B.C. Детство в романе Ф.М.Достоевского "Подросток" и в первой повести Л.Н.Толстого // Филологический сборник (статьи и исследования)". - Л.,1970.- 113-122 с.
51. Пушкарёва В.С. Дети и детство в творчестве Ф.М. Достоевского и русской литературе второй половины Х1Х в. - Белгород, 1998.
52. Савина JI.H. Проблематика и поэтика автобиографических повестей о детстве второй половины XIX в. (JI.H. Толстой «Детство», С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука», Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы»). Дисс. докт. филол. наук. -Волгоград, 2002.
53. Семенов Е.И. Тема детей в литературно-философской концепции Ф.М.Достоевского // Ученые записки Псковского гос.пединститута". - 1964. - Вып.25.
54. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей: статьи и исследования о русских классиках. - M., 1972.
55. Соловьев C.M. Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского. - M., 1979.
56. Тарасов В.Н. Идущее человечество (Особенности изображения детства в творчестве Ф. Достоевского) // Поиски правды. - М.,1984.
57. Топоров В.Н. Ветхий дом и дикий сад: образ утраченного счастья // Облик слова: сб. ст. - М.: РАН. Ин-т рус. яз., 1997.¬290-319 с.
58. Чернышевский Н.Г. Детство и отрочество. Сочинения графа Л.Н.Толстого. Военные рассказы графа Л.Н. Толстого. Полн. собр. соч. - М. -т.3. - 421-431 с.
59. Чирков Н.М. О стиле Достоевского. Проблематика, идеи, образы.- М.: Наука, 1967.- 298 с.
60. Шкловский В.В. За и против. Заметки о Достоевском. - М., 1957.
61. Цивьян Т.В. К мифологеме сада // Текст: семантика и
структура. - М.: Наука, 1983.- 140-152 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ