Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ В РАМКАХ ГИА И ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Работа №87945

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы89
Год сдачи2013
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
156
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ 9
1.1. ГИА и ЕГЭ как основные формы итоговой аттестации по русскому языку 9
1.2. Типология сочинений. Сочинение- рассуждение 13
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 18
ГЛАВА 2 .МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ 20
2.1. Краткий обзор методических пособий и программ по методике подготовки к ГИА и ЕГЭ по русскому языку 20
2.2 Методика подготовки написания сочинения-рассуждения ГИА по русскому языку 25
2.3. Методика подготовки к написанию сочинения-рассуждения на
ЕГЭ 29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
Приложение 1 53
Приложение 2 60
Приложение 3 62
Приложение 4 63
Приложение 5 67
Приложение 6 71
Приложение 7

Актуальность данной работы «Методика подготовки к написанию сочинения-рассуждения в рамках ГИА и ЕГЭ» заключается, во-первых, в том, что данная проблема является мало изученной и многие вопросы, касающиеся ЕГЭ и ГИА, все еще остаются открытыми, так как на данный момент не существует единой, отвечающей всем научным требованиям методики подготовки к ЕГЭ или ГИА по русскому языку, в частности, методики подготовки к написанию сочинения-рассуждения. Во-вторых, в современной методике русский язык осознается как «надпредметная» школьная дисциплина. На уроках русского языка закладываются основы эвристической переработки любого обучающего текста. Так, например, задания ЕГЭ по другим гуманитарным предметам школьного цикла (литература, иностранный язык, биология, обществознание и др.) сформулированы таким образом, что учащиеся пишут сочинения- рассуждения.
Следовательно, обучая сочинению-рассуждению по заданной модели на уроках русского языка, мы закладываем основы успешной сдачи ЕГЭ по всем предметам гуманитарного цикла. Эта перспектива побуждает, ни в коем случае не превращая занятия в натаскивание, находить новые методические решения, делать акценты на том, что раньше могло казаться необязательным, организовывать учебную деятельность так, чтобы она привела к победе ученика, а следовательно, и его учителя.
В-третьих, сдача государственного экзамена по русскому языку является обязательной для современного одиннадцатиклассника и девятиклассника. Кроме того, в современных условиях падения уровня культуры речи важно найти правильный выход из ситуации и научить подрастающее поколение владеть языком, так как с каждым годом увеличивается поток информации, в которой нужно уметь быстро ориентироваться, выбирать главное.
Анализ учебно-методической литературы позволяет говорить о том, что в современной методике обучения русскому языку еще существуют нерешенные проблемы. Так, все большую актуальность приобретает проблема обучения связной речи связной речи, и принцип текстоцентризма становится ведущим принципом обучения. (А.Г. Нарушевич, Т.А. Ладыженская, Т.М. Пахнова и др.)
Государственная итоговая аттестация (ГИА) по русскому языку в 9¬ом классе и Единый государственный экзамен в 11-ом классе проверяет сформированность трех видов компетенций - лингвистическую, языковую и коммуникативную. Эти компетенции и определяют структуру и содержание КИМ (контрольных измерительных материалов) для ГИА и ЕГЭ по русскому языку.
Успешная сдача экзамена по русскому языку ГИА в новой форме предполагает, безусловно, специальную подготовку. И обусловлено это требование не только необходимостью адаптации школьников к формально-структурным аспектам самой экзаменационной работы, но и рядом других объективных сложностей, в числе которых можно назвать следующие:
а) экзаменационная работа содержит задания, связанные со всеми другими разделами курса, изученными ранее, начиная с фонетики и лексики и заканчивая орфографией и пунктуацией;
б) в 9-м классе заканчивается изучение курса «Русский язык» - одного из самых трудных его разделов по синтаксису сложного предложения, задания которого дают низкий процент выполнения в дальнейшем на ЕГЭ, что свидетельствует о недостаточном усвоении этой темы девятиклассниками; а учителя, как правило, сокращают часы, отведенные под синтаксис, с тем чтобы занять эти часы подготовкой к ГИА;
в) экзаменационная работа 2013 г. содержит новый формат задания С2.1 (сочинение на лингвистическую тему), методика подготовки к которому пока еще отсутствует во всех изданных в России пособиях и рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Единый государственный экзамен прошёл стадию эксперимента и перешёл в штатный режим, приобретя официальный статус Государственного экзамена. Введение в качестве итоговой формы аттестации по русскому языку единого государственного экзамена, КИМами которого задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит нас перед необходимостью пересмотра системы предэкзаменационной подготовки старшеклассников. Анализ результатов, показанных выпускниками на ЕГЭ по русскому языку в предыдущие годы, свидетельствует о том, что ни грамотное преподавание русского языка, ни добросовестное отношение ученика к предмету, ни традиционные формы, методы, приёмы подготовки к экзамену, какими бы они ни казались хорошими и привычными, не гарантируют выпускникам успеха на экзамене в формате ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ должна быть обязательно ориентирована на данную форму экзамена и, что не менее важно, на специфическую систему проверки [Барбитова 2005:13].
Целесообразность выбранной темы обусловлена необходимостью качественной подготовки учащихся к сдаче обязательного экзамена по русскому языку. Написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту является одним из трудных и объемных заданий, подготовка к которому проводится поэтапно, что позволяет учащимся полностью понять структуру сочинения, отработать каждый этап (понять и осмыслить текст, определить проблему, прокомментировать ее, сформулировать позицию автора и привести свои аргументы).
Методологическую основу составляет коммуникативно-деятельностный подход, принцип текстоцентризма, системный и личностный подходы к процессу обучения связной речи в рамках методики преподавания русского языка (А.В. Волкова, А.Д. Капинос, В.И. Капинос, Е.В. Кузнецова, А.Е. Куманяева, Т.А. Ладыженская, Н.А. Шапиро, Е.Ю. Шувалова, И.В. Щербина, и др.)
Объект исследования - задание части С Единого государственного экзамена и Государственной итоговой аттестации.
Предмет исследования - методика подготовки к написанию сочинения-рассуждения части С Единого государственного экзамена и Государственной итоговой аттестации по русскому языку.
Цель работы - комплексный анализ (теоретический и практический) методики подготовки учащихся 9-11 классов к написанию сочинения- рассуждения части С ЕГЭ и ГИА по русскому языку.
В соответствии с указанной целью определились задачи исследования:
1) изучить теоретико-методологическую научную литературу по теме исследования;
2) провести сравнительный анализ учебно-методических пособий для подготовки к ЕГЭ и ГИА по русскому языку, отметив как положительные, так и отрицательные стороны;
3) обобщить существующие методические рекомендации, опыт работы учителей русского языка, разработать собственную программу подготовки учащихся 9-11 классов к сочинению-рассуждению.
При изучении всего комплекса проблем, поставленных в работе, использовались такие методы, как теоретический анализ педагогической, психологической литературы; анализ и синтез данных, полученных в ходе исследования; методы эмпирического уровня: изучение и обобщение педагогического опыта в рамках разработки методики написания сочинения-рассуждения, метод наблюдения.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что сделанные в ходе работы выводы могут явиться основой для разрешения ряда актуальных вопросов, возникающих в процессе исследования проблемы ЕГЭ и ГИА. Данная работа углубляет и расширяет научные представления о методике подготовки к работе по написанию сочинения-рассуждения в рамках ЕГЭ и ГИА.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования можно применять при подготовке учащихся к сдаче Единого государственного экзамена и Государственной итоговой аттестации по русскому языку. Данные результаты могут также стать помощником в изучении ЕГЭ и ГИА по русскому языку и методике написания сочинения-рассуждения.
Научная новизна исследования заключается в малой изученности данной проблемы, кроме того, тема методики написания сочинения- рассуждения имеет множество сторон изучения и каждая из этих сторон заслуживает внимания.
Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении указывается актуальность данного исследования, объект и предмет исследования, его основные задачи и методы.
Первая глава «Сочинение-рассуждение в системе развития речи учащихся на уроках» состоит из двух параграфов. В первом параграфе « ГИА и ЕГЭ как основные формы аттестации» говорится о структуре экзаменов. Второй параграф «Типология сочинений. Сочинение- рассуждение» дает понятие о сочинении и его видах, особое внимание уделяется типологии и структуре сочинения-рассуждения.
Вторая глава «Методика подготовки к написанию сочинения- рассуждения» состоит из 3 параграфов. В первом параграфе дается характеристика некоторых методических пособий для подготовки к написанию сочинения. Во втором параграфе «Методика подготовки написания сочинения-рассуждения ГИА по русскому языку» идет описание методики написания сочинения на ГИА. В третьем параграфе указан алгоритм написания сочинения-рассуждения на ЕГЭ, также представлена авторская программа на основе анализа методических рекомендаций и обобщения опыта учителей общеобразовательной школы №31 г. Нижнекамска Республики Татарстан Т.М.Кудряшовой, М.Р.Ямалиевой, Н.В. Ивчиной.
В заключении приводятся выводы всей исследовательской работы, в которых говорится о важности и необходимости проведения целенаправленной методической работы при подготовке к ЕГЭ и ГИА.
Список использованной литературы включает в себя 50 наименований теоретических материалов, в том числе и электронные ресурсы, которые были использованы при работе над исследованием.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключение отметим, что данная работа велась в соответствии с поставленными целями и задачами. В данной работе описана методика учителей - словесников, которая позволяет подготовить учащихся к написанию сочинений.
В первой части изучены структуры экзаменов, их содержание, отражены требования, предъявляемые к ним, нормативные документы и указана практика проведения экзаменов; даны понятия сочинений и их типология; расписаны отличия сочинений-рассуждений на ГИА и ЕГЭ.
Во второй части работы была изложена методика подготовки написания сочинения-рассуждения, был произведен анализ и дана характеристика учебно - методических пособий, которые можно использовать при подготовке. Было выявлено, что все они схожи по своей структуре, все они в разной степени готовят учеников к сдаче экзамена и что каждая из программ может подготовить учеников к эффективному написанию сочинения.
Дана характеристика работ педагогического состава общеобразовательной школы №31 г. Нижнекамска Республики Татарстан, которые готовят учеников к сдаче ЕГЭ и ГИА по русскому языку. Были описаны особенности работ учителей - словесников Т.М. Кудряшовой, М.Р. Ямалиевой, Н.В. Ивчиной. Используя различные методы обучения, педагоги получают шанс более качественно формировать новую реальность, переводят своих воспитанников на новый уровень качества жизни: в нашем быстро изменяющемся мире информация становится самым ценным. Поэтому очень важно получать и усваивать, перерабатывать и уметь воспользоваться именно новой информацией. Для этого существуют различные способы, методы. Некоторые методы обучения, приведенные в настоящей работе, могут позволить найти каждому человеку свой, подходящий только ему набор методов обучения.
Ни одна из новых технологий не является универсальной, гарантирующей высокий результат. Очень хорошо, что у учителя есть выбор и технические возможности реализации новых идей. Только новые формы работы не должны свалиться как снег на голову учащимся за несколько месяцев до сдачи экзамена. Подготовка к ним предполагает планомерную работу на протяжении всего среднего звена обучения.


1. Александров В.Н. Единый государственный экзамен. Русский язык. Сочинение-рассуждение: Учеб.пособие для 10-11 кл./ В.Н. Александров. - Челябинск: Взгляд, 2006. - 127с.
2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. Учебник для 5-9 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа,2012.- 320с.
3. Бабайцева В.В., А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К. Лидман- Орлова и др. Русский язык. Практика. Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа,2010.-221с.
4. Баранов М.М. Русский язык: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ/ М.М. Баранова. - М.: Астрель, 2011. - 286с.
5. Барбитова А.Д. Единый государственный экзамен: психолого-педагогическая подготовка учащихся и родителей: Методические
рекомендации учителям. - Ульяновск: УИПКПРО, 2005 - 13 с. (Серия «Учебно-методический комплекс»).
6. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В. Профессия - школьник: программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2000.-96с.
7. Бисеров А.Ю., Соколова Н.В. Русский язык. ЕГЭ-2009. Самые новые реальные задания.- М.: АСТ: Астрель,2009.- 192с.
8. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукшин В.С., Сучков Г.В. Педагогические технологии: учеб. пособие для студ. педагогических специальностей. - Р.-на Дону: Феникс, 2002. - 544 с.
9. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. «Русский язык»10-11 класс.- Москва: Просвещение, 2007.-255с.
10. Гардымова Н.А., Слаутина Н.В., Ткаченко Е.М., Воскресенская Е.О. :ЕГЭ. Русский язык.- М. : Эксмо- Пресс , 2010-368 с.
11. Голуб И.Б. Изложения и сочинения / И.Б. Голуб, Л.В. Давыдова. - М.: Дрофа,2007.-336с.
12. Греков В.Ф, Крючков С.Е., Чешко Л.А. «Пособие по русскому языку для учащихся старших классов».- М.: Просвещение, 2010.-224с.
13. Демонстрационный вариант ЕГЭ 2013 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс. (2013 -2/22) 22 с.
14. Драбкина С.В., Субботин Д.И. Оптимальный банк данных для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2013. Русский язык. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена. Задания и алгоритмы их выполнения. Учебное пособие./ С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. - М.: Интеллект-Центр, 2013. - 344с.
15. Егораева Г.Т.:ГИА 2013. Русский язык. Выполнение заданий части С.- М.: Просвещение , 2010.- 192 с.
16. Егораева Г.Т ЕГЭ 2010. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). -М.: Просвещение, 2010.- 94с.
17. Егорова Н.В., Дмитриева Л.П., Золотарева И.В. «Поурочные разработки по русскому языку»11 класс. -Москва: «ВАКО»,2005.-400с.
18. Единый государственный экзамен. Сборник нормативных документов. - М.: Минобразования РФ, 2002. - 233 с.
19. Загоровская О.В.: Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть С. -М.: Просвещение, 2009. - 192 с.
20. Загоровская О.В., Григоренко О.В. : Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть А. -М.: Просвещение, 2009. - 176 с.
21. Задорожная А.С. , Кузнецов А.Ю. и др.: Подготовка к экзамену по русскому языку ГИА 9 в 2013 году. Тренировочные задания.- М.:Просвещение, 2013. - 96 с.
22. Л.М.Зельманова, Е.Н.Колокольцев. Развитие речи. - М.,
Издательский дом «Дрофа», 1998.-120с.
23. Касьяненко Т.В., Марусяк Н.В. :Учебно-методическое пособие
«ЕГЭ.Русский язык. Сочинение-рассуждение (часть С)». - М.:
Просвещение, 2012.-152 с .
24. Капинос В.И., Пучкова Л.И., Цыбулько И.П. ЕГЭ 2010. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2010.-224с.
25. Кузьмина В.Ю.: Рабочая программа элективного учебного предмета «Обучение сочинению-рассуждению» на 2011 - 2012 учебный год.- М.: Дрофа, 2011. - 9 с.
26. Ладыженская Т.А., Фролович И.П.:"Система обучения сочинениям в 4-8 классах"- М.:Просвещение, 1973.- 367 с.
27. Ладыженская Т.А., Михальский А.К.; сост. Князьков А.А: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Флинта. Наука, 1998.-56 с .
28. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М.: РОСТ СКРИМ, 1997.- 254 с.
29. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. - М.: Детская литература, 1989.-20с.
30. Маркелова Е.В., Колесникова Н.И. Как «раскрываются» афоризмы. - Новосибирск: НГТУ,2001.- 36 с.
31. Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. - М.: Просвещение, 2008. -160 с.
32. Нарушевич А.Г. «Электронная образовательная программа «ГОТОВИМСЯ К СОЧИНЕНИЮ НА ЕГЭ».- Ростов н/Д: Легион-М,2010.- 192с.
33. Нефёдова Н.А. ,Алешникова Е.Л. и др.: Русский язык. Диагностические работы в формате ГИА 2013.- М.: Экзамен, 2013. - 93 с.
34. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по
русскому языку: правописание, произношение, литературное
редактирование. - М.: Айрис-пресс, 2007.-496с.
35. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. -Изд.4- е, испр. - М.: Высш.школа, 1977. - 316 с.
36. Сенина Н.А, Нарушевич А.Г. Учебно-методическое пособие «Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки».- Ростов н/Д: Легион- М, 2010. -192 с .
37. Соколова И.Ю. Методические и практические особенности
подготовки выпускника к сдаче ГИА по русскому языку по части С1 (написание сочинения-рассуждения). - Волоколамск: АЙРИС-
ПРЕСС,2011.-8 с.
38. Сычева В.П. Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация: Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. - М.: "Экзамен",2005.-20с.
39. Ушакова Д.Н. Толковый словарь русского языка: В 4 т. :Т. 1. М., 1935; Т. 2. М., 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4, М., 1940. (Переиздавался в 1947-1948 гг.); Репринтное издание.- М.: Гос. изд-во иностр. и нац. слов,1995.- 1503с.
40. Феофилактова Т.М. Учитесь с умением / Т.М. Феофилактова. - М.:Дрофа, 2004.-98с.
41. Хазанова А.С., Цвайг Л.В. Русский язык: Практическое руководство. В 5 частях. - Минск: ТПЦ «Полифакт», 1992.-58с.
42. Цыбулько И.П., Степанова Л.С. ГИА-2010: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. - М.: ACT: Астрель, 2010.-80с.
43. Цыбулько И.П. ЕГЭ 2011. Русский язык: типовые
экзаменационные варианты: 30 вариантов. - М.: Национальное
образование, 2011.-384 с.
44. Цыбулько И.П., Львова С.И. ЕГЭ 2013. Русский язык. Тренировочные задания. - М.: Эксмо,2012. - 136 с.
45. Цыбулько И.П. и др. Русский язык: методические
рекомендации по оцениванию заданий с развернутым ответом. Ч 1. - М.: Издательство РУДН, 2005.-68с.
46. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие / В.А. Якунин. - СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2000. - 349с.
47. № 07/2008 газеты "Русский язык" издательского дома "Первое сентября".
48. «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ИЗМЕРЕНИЙ» [Электронный ресурс].- URL : http//www.fipi.ru/view.
49. Толковый словарь Ефремовой [Электронный ресурс].- URL: http: //www.efremova.info/word/sochinenie .html.
50. Сайт учителя М.С.Хохловой [Электронный ресурс] .-URL: http://ruslite2043.jimdo.com/.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ