Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблема жанра школьных сочинений

Работа №15579

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

русский язык

Объем работы74
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
704
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Типология жанров школьных сочинений 5
1.1. Понятие школьного сочинения 5
1.2. Жанровые разновидности школьных сочинений 7
1.3. Характеристика отдельных жанров школьных сочинений 16
1.4. Методика обучения написанию сочинений разных жанров 20
Глава 2. Система уроков подготовки к написанию сочинений разных жанров 29
2.1. Анализ основных школьных программ 29
2.2. Анализ урока подготовки к написанию сочинения в жанре
путешествия по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро» (5 класс) 39
2.3. Анализ урока подготовки к написанию сочинения в эпистолярном жанре на основе стихотворения А.А. Ахматовой «Мужество» (7 класс) 41
2.4. Анализ урока подготовки к написанию сочинения в жанре письма
на основе повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» (8 класс) 44
Заключение 49
Список литературы 52


Развитие письменной речи школьников - важнейший момент литературного образования и формирования творческих способностей обучающихся. Одним из наиболее эффективных видов работы по развитию речи является сочинение. Современная методика предлагает использовать на уроках литературы разные жанры школьных сочинений, что, по нашему мнению, актуализирует задачу классификации жанров школьных сочинений и систематизации методических приемов обучения сочинениям разных жанров.
Объектом исследования являются жанры школьных сочинений.
Предмет исследования - методика обучения написанию сочинений различных жанров с учетом возрастных особенностей школьников. Мы останавливаемся на 5-9 классах, так как в 9 классе ученики сталкиваются с первым экзаменационным сочинением. В наших интересах уже в среднем звене ознакомить учащихся с жанровым многообразием.
Цель нашей работы - изучение жанровых особенностей школьных сочинений и методики подготовки обучающихся к написанию сочинений разных жанров на уроках литературы в школе.
Цель определяет задачи:
1. Раскрыть понятие «школьное сочинение».
2. Рассмотреть наиболее известные классификации жанров школьных сочинений.
3. Проанализировать и систематизировать методы, приемы и способы подготовки к написанию сочинений разных жанров на уроках литературы в школе.
4. Разработать систему уроков подготовки к написанию сочинений разных жанров.
Методы, использованные в работе: типологический метод, метод анализа и обработки данных, методический эксперимент.
Теоретической базой для исследования стали работы таких методистов как Ю.А. Озеров, Т.А. Ладыженская, Д.Н. Ушаков, А.Д. Алферов, В.А. Никольский, А.В. Текучев.
Научная новизна исследования заключается в применении ранее исследованных жанров сочинений к новому объекту изучения.
Практическая значимость: материалы данной работы могут быть использованы при обучении написанию сочинений на уроках литературы в школе.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования прошли апробацию на международной научно-практической конференции «Язык, литература и культура в современных парадигмах гуманитарного знания», которая состоялась на факультете отечественной и зарубежной литературы в АГГПУ им. В.М. Шукшина 20 апреля 2018 года, и отражены в статье, опубликованной в сборнике материалов конференции.
Поставленный круг задач определяет и структуру работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения с технологическими картами уроков. Первая глава включает четыре параграфа: 1. Понятие школьного сочинения, 2. Классификация жанров школьных сочинений, 3. Характеристика отдельных жанров школьных сочинений, 4. Методика обучения написанию сочинений разных жанров. Во второй главе четыре параграфа: 1. Анализ основных школьных программ, 2-4. Анализ методических разработок уроков подготовки к написанию сочинений разных жанров. Список литературы включает в себя 50 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги работы, мы можем сказать, что сочинение - творческая и самостоятельная работа, требующая от ученика точного изложения своих мыслей, эмоций, чувств. Сочинение на литературную тему требует знания текста и умения его анализировать. Учитель может обращаться к такой форме работы на разных этапах изучения произведения. Это может быть, например, сочинение-хайку по опорным словам на основе названия произведения, сочинение-синквейн, при знакомстве с биографией писателя на уроке или сочинение-ремейк, как завершающий этап работы с художественным произведением. Но такие сочинения не несут в себе образовательной ценности: учителю трудно определить знание и понимание текста учеником. К этим сочинениям учитель может обратится несколько раз, но в дальнейшем интерес у учеников будет падать и польза от таких сочинений будет минимальна.
Поэтому мы обратились к классификации сочинений на литературную тему, предложенной методистом Ю.А. Озеровым. Помимо традиционных, он приводит в своей классификации и такие нетрадиционные жанры сочинений, которые позволяют более глубоко развить умения, навыки и творческие способности школьников - основные требования ФГОС. Нами были рассмотрены такие жанры школьных сочинений как:
• Литературно-критическая статья
• Рецензия
• Эссе
• Очерк
• Дневник
• Путешествие
• Эпистолярный жанр
Во второй главе работы мы предложили методические разработки уроков подготовки к сочинениям в жанре путешествия, эпистолярного жанра и сочинением в жанре рецензии. На наш взгляд, эти жанры наиболее полно отражают замысел работы, не нагружают учителя в процессе подготовки, учитывают все возрастные особенности учеников, вызывают у них интерес к предмету и позволяют осуществить двустороннюю работу на уроке.
Использование сочинений этих жанров позволит учителю на практике более удачно реализовать такие требования ФГОС, как: формирование языковых умений и навыков, развитие творческих способностей, использование коллективной и индивидуальной работы, различных методов и приемов обучения. В процессе работы мы пришли к выводу, что сочинение может являть собой итоговую форму работы по прочитанному произведению. И развивает у ученика сразу несколько УУД: анализ текста, самостоятельная работа, развитие монологической речи, обогащение словарного запаса. Также итоговое сочинение по художественному произведению в нетрадиционном жанре позволит понять, насколько глубоко и полно ученик освоил текст и смог его осмыслить, проанализировать, что позволяет объективно оценить его знания.
Мы проанализировали рабочие программы под редакциями В.Я. Коровиной, Т.Ф. Курдюмовой, Г.С. Меркина, В.Ф. Чертова, Б.А. Ланина и пришли к выводу, что выбор последней будет удачнее для работы с заданием в виде сочинения. Она отражает интересы школьников, что обеспечивает двустороннюю работу на уроках. Ее цель - развивать творческие задатки учащихся, навыки написания сочинений в различных жанрах, воспитание культуры речи, письма и чтения, она направлена на успешную реализацию задач ФГОС.
При разработке уроков мы брали сочинение как итоговую форму работы с художественным произведением, учитывая образовательную программу под редакцией Б.А. Ланина. За основу нами были выбраны произведения разных родов: эпоса и лирики. Это позволяет ученикам продемонстрировать свои навыки анализа произведений.
Разработанные нами уроки в соответствии с программой Б. А. Ланина учитывают все требования ФГОС и возрастные особенности школьников, направлены на развитие УУД и позволят учителю успешно развивать навыки письменной речи, знакомство учеников с различными жанрами сочинений, следовательно, с различными стилями, употреблением разностилевой лексики, использовать при написании различные композиции, развивать фантазию, умение рассуждать и аргументировать свою позицию, проявлять свою индивидуальность и взрослость. Что в дальнейшем поспособствует успешной сдаче выпускных экзаменов.
Таким образом, проделанная работа будет полезна для учителей русского языка и литературы среднего звена общего образовательного учреждения.



1. Ахбарова, Г. Х., Скиргайло, Т. О. Деловое письмо [Текст]: пособие для учителей / Г. Х. Ахбарова, Т. О. Скиргайло. - М.: Просвещение, 2005. - 102 с.
2. Баранов, М. Т., Ладыженская Т. А., Методика преподавания русского языка [Текст]: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов / М.Т. Баранова.- М.: Просвещение, 1990. - 368с.
3. Богданова, О. Ю., Овчинникова Л. В., Романичева Е. С. Экзамен по
литературе: от выпускного к вступительному. [Текст] / О.Ю. Богданова. - М.: Просвещение, 1997.
4. Богданова, О. Ю., Леонов С. А., Чертов, В.Ф. Методика преподавания литературы. [Текст]: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов / О.Ю. Богданова. - М.: Академ А, 1999. - 31-50с.
5. Буслаев, Ф.И. О преподавании отечественного языка. [Текст] / Ф.И. Буслаев. - М.: Просвещение, 1992.
6. Водовозов, В. И. Словесность в образцах и разборах // Методика преподавания литературы [Текст]: хрестоматия-практикум / Б.А. Ланин. - М., 2003. - 14-16с.
7. Задунова, Т. С. Искусство писать сочинение [Текст] / Т.С. Задунова.
- Русский язык. - 2002. - №19.
8. Зельманова, Л. М., Колокольцев, Е.Н. Развитие речи. [Текст] / Л.М. Зельманова. - М., Издательский дом "Дрофа". - 1998. - 95с.
9. Зинченко, В.Г., Зусман, В.Г., Кирнозе, З.И. Методы изучения литературы. Системный подход. [Текст] / В.Г. Зинченко. - М.: Флинта, -2002. - 57-67с. 116-131с. 150-163с.
10. Калганова, Т. А. Сочинения различных жанров в старших классах. [Текст] / Т.А. Калганова. — М.: Просвещение, 1997. - 20с.
11. Каменская, Л. Я. Школьное сочинение по литературе. [Текст] / Л.Я. Каменская. — М.: Просвещение, - 1994. - 175с.
12. Капинос, В. И., Сергеева, Н. Н., Соловейчик, М. Н. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл. [Текст]: Кн. для учителя. / В.И. Капинос. — М.: Просвещение, - 1994. - 191с.
13. Карнаух, И. Л. Эссе как один из видов школьного сочинения [Текст] / И.Л. Карнаух. - «Русская словесность». - 2000. - №5, 6с.
14. Коровина, В. Я. Литература: программы общеобразовательных учреждений: 5-11 классы (базовый уровень), 10-11 классы (профильный уровень) [Текст] / В. Я. Коровина. - 11-е изд. - Москва: Просвещение. - 2009. - 252с.
15. Котельникова, С. А. "Аннотация - отзыв - рецензия - эссе". [Текст] / Русский язык в школе. - 1998. - № 1, 128с.
16. Кошелева, А. Ф., Царёва, Н. Н. «Система обучения сочинениям разных жанров» [Текст] / А.Ф. Кошелева. - УИПКПРО, 2006. - 3, 62с.
17. Краевский, В. В., Хуторской, А. В. Основы обучения. Дидактика и методика [Текст]: учеб. пособие. / В.В. Краевский. - М.: Академия, - 2007. - 71-72с.
18. Курдюмова, Т.Ф. Принципы изучения литературы в средней школе и пути их реализации // Проблемы преподавания литературы в средней школе [Текст] / Т.Ф. Курдюмова. - М. - 1985. - 7-17с.
19. Курдюмова, Т.Ф. Литература: программа для общеобразоват. учрежд.: 5-11 кл. [Текст] / Т.Ф. Курдюмова. - М.: Дрофа, - 2005.
20. Ладыженская, Т.А. Сочинение на литературную тему как речевое произведение // Развитие речи учащихся IV-X классов в процессе изучения литературы в школе. [Текст] / Т.А. Ладыженская — М. - 1985. — 102-103с.
21. Ладыженская, Т.А. Система обучения сочинениям в 4-8 классах. [Текст] / Т.А. Ладыженская - М.: "Просвещение" - 1972. - 367с.
22. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. и др. Программа по литературе для 5-9 классов [Текст] / Б.А. Ланин. - М.: «Вентана-Граф». - 2013.
23. Лунева Л.П. Нетрадиционные жанры сочинений как способ пробуждения интереса к предмету [Текст] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - М.: «Первое сентября», 2004. - 53-58с.
24. Мещеряков, В. Н. Жанры школьных сочинений: теория и практика написания [Текст]: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей- словесников. / В.Н. Мещеряков. - М. - Флита: Наука. - 2001. - 256с.
25. Меркин, С.Г., Зинин С.А., Чалмаев В.А. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы [Текст] / С.Г. Меркин. - М.: «Русское слово». - 2010.
26. Московкина, И. И. Урок осмысления жанра эссе [Текст] // И.И. Московина - Литература в школе. -1995. - № 6. - 90-92с.
27. Мосунова, Л.А. Сочинение: структурно-функциональный подход к обучению [Текст] // Л.А. Мосунова. - Русская словесность. - 2006. - №5
28. Озеров, Ю. А. Раздумья перед сочинением [Текст]: Практ.советы поступающим в вузы / Ю. А. Озеров. - М.: Высш.шк. - 1990. - 154с.
29. Озеров, Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературную тему [Текст]: Пособие для поступающих в вузы / Ю. А. Озеров. - М.: Школа- пресс, 1994. - 253с.
30. Острогорский, В. П. Беседы о преподавании словесности // История литературного образования в российской школе[Текст]: хрестоматия / В.Ф. Чертов. - М.: Академия, - 1999. - 201-214с.
31. Пассов, Е. И. Русское слово в методике как путь в мир русского слова, или Есть ли у методики будущее? [Текст] / Е.И. Пассов. - СПб.: МИРС, - 2008. - 22-29с.
32. Плотников, И. П. Опыт применения формального метода изучения литературы на младшей ступени трудовой школы // Методика преподавания литературы [Текст]: хрестоматия-практикум / авт. - сост. Б.А. Ланин. - М. -2003. - 126с.
33. Псарёва С.А. Методика организации учебно-познавательной деятельности учащихся по предмету «Русский язык». [Текст] / С.А. Псарёва. - М.: Просвещение-АСТ, 2003. - 320 с.
34. Рез, З. Я. Методика преподавания литературы [Текст] / З.Я. Рез.: Просвещение, - М. - 1977. - 10-19с.
35. Романичева, Е. С. Как "переводить теорию в методику"? (Заметки на полях книги Н.Л. Лейдермана "Уроки для души. О преподавании литературы в школе") [Текст] // Литература. - 2006. - № 19.
36. Романичева, Е. С. О границах учебного предмета "литература", или "несвоевременные" размышления над статьей Б. Эйхенбаума "О принципах изучения литературы в средней школе" [Текст] / С.Е. Романичева. - Русская словесность. - 2006. - № 1. - 2-5с.
37. Синдеева, Т. И. Некоторые особенности композиционно-речевой организации жанра "научная рецензия" // Функциональные стили в преподавании иностранных языков. [Текст] / Т.И. Синдеева. - М.: Наука, 1982.
38. Скафтымов, А. П. Преподавание литературы в дореволюционной школе // Методика преподавания литературы [Текст]: хрестоматия- практикум / авт. - сост. Б. А. Ланин. - М.: Академия, 2003. - 356-366с;
39. Скиргайло, Т. О. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров. [Текст]: Пособие для учителей. / Т.О. Скиргайло. - «Русское слово», 2006. - 351с.
40. Скиргайло, Т. О. Творческое развитие школьников: диалоги и монологи на основе художественного текста [Текст]: книга для учителя / Т.О. Скиргайло. - М.: Русское слово, 2011. - 199с.
41. Сычугова, Л. П. Когда сочинение в радость [Текст] // РЯШ., 2004. - №1. - 3с.
42. Ташлыков С. А. Сочинение: секреты жанра [Текст]: Учебное пособие. - Иркутск: Иркут. ун-т, 2001. - 103с.
43. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе. [Текст] / А.В. Текучев. - М.: Книга, 1980. - 297-299с.
44. Ушаков, Д. И. Толковый словарь русского языка / Д.Н. Ушаков. -
электронное издание. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=73001 (дата обращения: 16.02.2017, 19:30)
45. Филиппова, Н. А. К разговору о сочинениях в школе [Текст] //
Русский язык. - 2007. - №12
46. ФГОС СОО № 1644-2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: ИйрА/минобрнаукирф/документы/МЗ (дата обращения: 13.04.2018, 18:30)
47. Чертов, В. Ф. О воспитательном значении русской литературы // История литературного образования в российской школе [Текст]: хрестоматия / В.Ф. Чертов. - М.: Академия, 1999. - 130-135с.
48. Чертов, В. Ф. Литература: программа для общеобразоват. учрежд.:
5- 11 кл. (базовый и профильный уровни) [Текст] / В.Ф. Чертов. - М.: Просвещение, 2007.
49. Чертов В.Ф. Литература как метафора мира. О новой программе общеобразовательной школы [Текст] // Литература в школе. 2007. № 4. - 21-24с.
50. Эйхенбаум, Б. М. О принципах изучения литературы в средней школе // История литературного образования в российской школе [Текст]: хрестоматия /автор-сост. В.Ф. Чертов. - М.: Академия, 1999. - 272-290с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ