Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБУЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЮ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

Работа №73680

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы94
Год сдачи2020
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
220
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЮ НА
ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
6
1.1 Сочинение как вид творческой работы учащихся: виды и методика
обучения 6
1.2 Психолого-педагогические основы обучения сочинению 12
на лингвистическую тему 12
1.3 Сочинения на лингвистические темы в содержании школьных учебников
20
2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЮ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ
ТЕМУ В 7 КЛАССЕ 29
2.1 Уровень владения учащихся навыками написания сочинений на
лингвистические темы 29
2.2 Работа над сочинением на лингвистическую тему в 7 классе 38
2.3 Проверка эффективности разработанной методики 54
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложение

Школьные сочинения являются неотъемлемой частью творческих работ учащихся. Такие упражнения помогают не только повышать общий уровень речевой культуры, формировать мировоззрение, эстетические и нравственные взгляды, но и уметь доказательно, логично и образно излагать свои мысли. Работа над сочинением на лингвистическую тему занимает особое место в школьном курсе русского языка, так как является одним из видов испытаний на основном государственном экзамене. При написании таких сочинений у школьников возникает ряд трудностей: формулирование тезиса сочинения и его аргументации, непонимание текста, предложенного для аргументации своей позиции или высказывания, которое необходимо доказать, неумение определять функцию языковой единицы в тексте. Этим и обусловлена актуальность нашей работы.
Объект исследования: процесс обучения школьников сочинению на лингвистическую тему.
Предмет исследования: методы и приемы обучения школьников сочинению на лингвистическую тему.
Цель - исследовать проблему развития навыков написания учащимися сочинений на лингвистические темы на уроках русского языка.
Данная цель определила следующие задачи:
1. Охарактеризовать сочинение на лингвистическую тему как один из видов сочинений.
2. Выявить основные психические процессы, на которые необходимо опираться в процессе обучения школьников сочинению на лингвистическую тему.
3. Выделить виды заданий, предлагаемые к сочинениям на лингвистические темы, в содержании современных школьных учебников.
4. Определить уровень владения учащихся навыками написания сочинений на лингвистические темы.
5. Разработать уроки обучающих сочинений на лингвистические темы и типы упражнений, предполагающие создание устных и письменных высказываний на лингвистические темы, и апробировать их в 7 классе.
В работе использовались следующие методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме исследования.
2. Анкетирование.
3. Эксперимент (констатирующий, обучающий, контрольный).
Методологическую основу исследования составили труды Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, А.В. Текучева, М.Т. Баранова, Н.Г. Алдакаевой, Г.А. Бочкаревой и Т.Н. Дорожкиной, З.С. Смелковой, Т.В. Аржанцевой и Ю.В. Гончаровой, Е.С. Богдановой, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.
Материалы исследования были апробированы в докладе «Сочинение на лингвистическую тему на уроках русского языка» на студенческой научной конференции «Актуальные проблемы психолого-педагогических, гуманитарных и естественных наук - 2020» (диплом II степени) и статье «Сочинение на лингвистическую тему на уроках русского языка» в сборнике материалов этой конференции.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав психолого-педагогическую, методическую и учебную литературу по теме исследования, мы определили теоретические основы обучения сочинению на лингвистическую тему в школьном курсе русского языка:
- раскрыли понятие «сочинение», выявили критерии, на основании которых выделяются различные классификации сочинений;
- охарактеризовали специфику сочинения на лингвистическую тему как одного из видов сочинений и основные жанры таких сочинений, наиболее часто встречаемых в школьной практике;
- обосновали актуальность обучения сочинениям на лингвистические темы в связи с введением этого типа сочинения в экзаменационное испытание;
- выявили основные психические процессы, задействованные в обучении сочинению на лингвистическую тему;
- проанализировали современные школьные учебники разных авторских коллективов и определили характер и количество предлагаемых заданий, подготавливающих учащихся к созданию собственных текстов на лингвистические темы.
Проведенная нами на этапе констатирующего эксперимента контрольная работа подтвердила необходимость разработки методики обучения сочинению на лингвистическую тему для повышения качества знаний и уровня умений и навыков учащихся по русскому языку.
В связи с этим нами были разработаны уроки обучающих сочинений на лингвистические темы, а также 5 типов упражнений, способствующих самостоятельному созданию учащимися как устных, так и письменных текстов на лингвистические темы. Данная методика прошла апробацию в рамках обучающего эксперимента на уроках русского языка в 7 классе МБОУ «СОШ № 14» города Уссурийска Приморского края.
Полученные результаты проведенного нами исследования доказывают эффективность разработанной методики.
Практическая значимость исследования заключается в самостоятельно разработанных конспектах уроков обучающих сочинений и типах упражнений, предполагающих работу по созданию устных и письменных высказываний на лингвистические темы. Разработанные нами уроки и типы упражнений могут быть использованы в практике школьного преподавания русского языка.
Работа по теме исследования может быть продолжена в плане совершенствования навыков написания сочинений на лингвистические темы при подготовке к основному государственному экзамену в 9 классе.



1. Алдакаева, Н.Г. Сочинение как основной вид творческой работы при обучении языку / Н.Г. Алдакаева // Русский язык в школе. - 2001. - № 6. - С. 10-16.
2. Аржанцева, Т.В. Использование лингвистических сказок на уроках
русского языка как эффективный прием формирования познавательной мотивации / Т.В. Аржанцева, Ю.В. Гончарова // Филологические науки. - 2017. - № 4. - С. 103-112. [Электронный ресурс] Доступно из URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/ispolzovanie- lingvisticheskih-skazok-na-urokah-russkogo-yazyka-kak-effektivnyy- priem-formirovaniya-poznavatelnoy-motivatsii (дата обращения
04.11.2019)
3. Арефьева, С.А. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в IX классе / С.А. Арефьева // Русский язык в школе. - 2008. - № 4. - С. 5-9.
4. Бабаркина, О.А. Анализ текста как средство подготовки к сочинению-
рассуждению на лингвистическую тему / О.А. Бабаркина // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 2. - С. 57-61. [Электронный ресурс] Доступно из URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/analiz-teksta-kak-sredstvo-podgotovki-k- sochineniyu-rassuzhdeniyu-na-lingvisticheskuyu-temu (дата обращения 08.08. 2019)
5. Бабаркина, О.А. Формирование коммуникативно-аналитических
умений школьников в процессе работы с лингвистической сказкой / О.А. Бабаркина // Вестник Университета. - 2014. - № 15. - С. 246-251. [Электронный ресурс] Доступно из URL:
https: ZZcyberleninka.ruZarticleZn/formirovanie-kommunikativno- analiticheskih-umeniy-shkolnikov-v-protsesse-raboty-s-lingvisticheskoy- skazkoy (дата обращения 15.08.2019)
6. Богданова, Е.С. Русский язык: сочинение по прочитанному тексту на
уроках в старших классах и ЕГЭ: 9-11 классы / Е.С. Богданова. - М.: АСТ, 2017. - 320 с. [Электронный ресурс] Доступно из
URL: https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/07/14/russkiy yazyk.soch inen. po prochit.tekstu bogdanova 2017-320s.pdf (дата обращения 27.10.2019)
7. Бочкарева, Г.А. Виды сочинений в формате ОГЭ по русскому языку: стилевые и жанровые характеристики / Г.А. Бочкарева, Т.Н. Дорожкина // Русский язык в школе. - 2018. - № 3. - С. 7-11.
8. Бурцева, Е.В. Методика работы над сочинением-рассуждением на
лингвистическую тему / Е.В. Бурцева // Международный научно-исследовательский журнал. - 2012. - № 7. - С. 42-45. [Электронный ресурс] Доступно из URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika- raboty-nad-sochineniem-rassuzhdeniem-na-lingvisticheskuyu-temu (дата
обращения 18.04.2020)
9. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности / В.П. Григорьева, И.А. Зимняя, В.А. Мерзлякова и др. — М.: Рус. яз., 1985. — 116 с.
10. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.
11. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт,
1999. — 352 с. [Электронный ресурс] Доступно из URL:
http://www.bim-
bad.ru/docs/vygotsky myshlenije i rech.pdf (дата обращения 12.05. 2020)
12. Глухов, В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности /
В.П. Глухов, В.А. Ковшиков. - М.: АСТ, 2007.
- 318 с. [Электронный ресурс] Доступно из URL:
https://www.elkniga.ru/static/booksample/00/15/18/00151849.bin.dir/0015 1849.pdf (дата обращения 12.05.2020)
13. Дорофеев, Ю.В. О функциональных основаниях восприятия и понимания текста / Ю.В. Дорофеев // Педагогический ИМИДЖ. - 2019. - № 3. - С. 321-332. [Электронный ресурс] Доступно из URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-funktsionalnyh-osnovaniyah- vospriyatiya-i-ponimaniya-teksta (дата обращения 13.05.2020)
14. Жуковец, Л.М. Многоточие в тексте. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему / Л.М. Жуковец // Русский язык в школе. -
2011. - № 3. - С. 29-35.
15. Зарубина, О.В. Подготовка к написанию сочинения на лингвистическую тему / О.В. Зарубина // Русский язык в школе. - 2009. - № 9. - С. 8-12.
16. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя.
- Воронеж: МОДЭК, 2001. — 432 с.
17. Иванова, Н.Б. От анализа текста к сочинению / Н.Б. Иванова // Русский язык в школе. - 2008. - № 8. - С. 31-33.
18. Клычникова, З.И. Психологические особенности восприятия письменной речи (психология чтения): Автореф. дис. канд. псих. наук / З.И. Клычникова. - М., 1975. - 55 с. [Электронный ресурс]
Доступно из URL: http://irbis.gnpbu.ru/Aref 1975/Klychnikova Z I 197 5.pdf (дата обращения 14.05.2020)
19. Корчагина, Л.М. Подготовка к сочинению-рассуждению / Л.М. Корчагина // Русский язык в школе. - 2007. - № 2. - С. 39-42.
20. Ладыженская, Т.А. К вопросу о системе работы над сочинением (воспитание у учащихся навыков самостоятельной работы над сочинением) / Т.А. Ладыженская // Русский язык в школе. - 1964. - № 2. - С. 60-66.
21. Лисенкер, О.А. Сочинения на языковые темы / О.А. Лисенкер // Русский язык в школе. - 1974. - № 3. - С. 66-68.
22. Литвинко, Ф.М. Методика преподавания русского языка в школе: Учеб. пособие / Ф.М. Литвинко. - Минск: Вышэйшая школа, 2015. - 448 с.
23. Литвинова, С.Е. Использование лингвистических сказок на уроках русского языка / С.Е. Литвинова [Электронный ресурс] Доступно из URL: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-
yazyk/library/2016/01/15/ispolzovanie-lingvisticheskih-skazok-na-urokah- russkogo (дата обращения 27.10.2019)
24. Литневская, Е.И. Методика преподавания русского языка в средней
школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.И. Литневская, В.А. Багрянева; Под ред. Е.И. Литневской. - М.: Академический проект, 2006. - 590 с. [Электронный ресурс]
Доступно из URL: https: //www.philol .msu.ru/~ruslang/pdfs/Litnevskaya- E.I.2006.pdf (дата обращения 16.04.2020)
25. Ломанова, Н.В. Шестиклассники пишут сочинения на
лингвистические темы / Н.В. Ломанова // Русский язык в школе. - 1988. - № 3. - С. 48-50.
26. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя / М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
27. Львов, М.Р. Словарь - справочник по методике русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» / М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1988. - 240 с.
28. Львова, С.И. Русский язык 5-9 класс: Учебник для
общеобразовательных организаций / С.И. Львова, В.В. Львов. - М.: Мнемозина, 2017. - 336 с.
29. Манакова, Л.М. Методика обучения русскому языку в таблицах и схемах: структурированное учебное пособие для студентов-филологов бакалавриата / Л.М. Манакова. - Барнаул: АлтГПА, 2012. - 255 с.
30. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова,
Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; Под ред. М.Т. Баранова.
- М.: Академия, 2001. - 368 с. [Электронный ресурс] Доступно из URL: http://edu.vspu.ru/wp-
content/uploads/gallery/user/3147/2190/Metodika-prepodavaniya- russkogo-yazyika-v-shkole pod-red.-Baranova-M.T 2001-368s.pdf (дата обращения 16.04.2020)
31. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.; Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Просвещение, 1991. - 240 с.
32. Никитина, Е.М. Сочинение на лингвистическую тему как эффективное средство систематизации знаний учащихся / Е.М. Никитина // Русский язык в школе. - 1976. - № 3. - С. 48-51.
33. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов /
А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и др.; Под ред.
A. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1986. - 464 с.
34. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов /
B. В. Богословский, А.А. Степанов, А.Д. Виноградова и др.; Под ред. В.В. Богословского и др. - М.: Просвещение, 1981. - 383 с.
35. Основы теории речевой деятельности / Под ред. А.А. Леонтьева.
- М.: Наука, 1974. - 368 с. [Электронный ресурс] Доступно из URL: https://iling-ran.ru/library/psylingva/OTRD.pdf (дата обращения 07.05. 2020)
36. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник / Под ред.
Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. — М.: Флинта, Наука, 1998. — 312 с. [Электронный ресурс]
Доступно из URL: http://bookre.org/reader?file=674383&pg=1 (дата
обращения 09.05.2020)
37. Попкова, Л.В. Сочинение в VII - VIII классах / Л.В. Попкова // Русский язык в школе. - 2002. - № 3. - С. 12-19.
38. Пранцова, Г.В. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом: Учебное пособие /
Г.В. Пранцова, Е.С. Романичева. - М.: ФОРУМ, 2015. -
368 с. [Электронный ресурс] Доступно из URL: https://kimc.ms/soobshc hestva/gmo/gmo-
ruslit/dokumenty/1prantsova g v romanicheva e s sovremennye strategi i chteniya.pdf (дата обращения 14.05.2020)
39. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского,
М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с. [Электронный ресурс] Доступно из URL: https://www.studmed.ru/view/petrovskiy-av- slovar-obschaya-psihologiya cd986b38fe8.html (дата обращения
06.05.2020)
40. Пыпа, М.Е. Специфика работы по подготовке учащихся к написанию
сочинения на лингвистическую тему на основном государственном экзамене / М.Е. Пыпа, Е.В. Величко // Таврический научный обозреватель. - 2016. - № 1. - С. 199-201. [Электронный ресурс] Доступно из URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-raboty-po- podgotovke-uchaschihsya-k-napisaniyu-sochineniya-na-lingvisticheskuyu- temu-na-osnovnom-gosudarstvennom-ekzamene (дата обращения
16.08.2019)
41. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. -
СПб.: Питер, 2002. - 720 стр. [Электронный ресурс] Доступно
из URL: http://yanko.lib.ru/books/psycho/rubinshteyn%3Dosnovu obzhey
psc.pdf (дата обращения 10.05.2020)
42. Русский язык. 5-9 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина и др.; Науч. ред. Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 2018. - 207 с.
43. Русский язык. 5-9 кл. Учебник / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2018. - 335 с.
44. Система обучения сочинениям на уроках русского языка (IV-VIII классы). Пособие для учителей / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Просвещение, 1978. - 286 с.
45. Скиргайло, Т.О. Задания для подготовки к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему / Т.О. Скиргайло // Русский язык в школе. -
2012. - № 9. - С. 24-27.
46. Смелкова, З.С. Как работать с лингвистической миниатюрой /
З.С. Смелкова // Русский язык в школе. - 1999. - № 2. - С. 17-22.
47. Текучев, А.В. Методика русского языка в средней школе /
А.В. Текучев. - М.: Просвещение, 1970. - 606 с. [Электронный ресурс] Доступно из URL: http: //fremus .narod.ru/j ava/h01 /rus4870m.html (дата обращения 30.04.2020)
48. Тумина, Л.Е. Сказка на уроках русского языка в V классе / Л.Е. Тумина // Русский язык в школе. - 1995. - № 2. - С. 20-25.
49. Шелестюк, Е.В. Этапы и закономерности смыслового восприятия
текста / Е.В. Шелестюк // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2010. - № 2. - С. 85-90. [Электронный ресурс] Доступно из URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-i-zakonomernosti-smyslovogo- vospriyatiya-teksta (дата обращения 13.05.2020)
50. Яковлева, Г.А. Сочинение на лингвистическую тему (V класс) / Г.А. Яковлева // Русский язык в школе. - 2005. - № 2. - С. 46-47.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ