ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ
СТЫДА У ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ 7
1.1. Стыд как эмоциональное состояние 7
1.2. Психологические механизмы стыда 14
1.3. Влияние эмоции стыда на межличностные отношения 22
1.4. Психологические особенности подростков с разными социальными
характеристиками 27
Выводы по первой главе 33
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПРОЯВЛЕНИЯ СТЫДА У ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ 35
2.1. Проблематика исследования 35
2.2. Организация и методы исследования 37
2.3. Методика проведения и результаты исследования 42
Выводы по второй главе 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования определяется, прежде всего тем, что в настоящее время проблема поведения подростков приобрела особую значимость в связи с общесистемным кризисом нашего общества. Размытость норм, ослабление социальной регуляции искажает культурные и духовные устои. Негативные тенденции общества особенно отразились на подростках. Подростковый возраст представляет собой период кризиса: с одной стороны подросток связан с миром детства, с другой с взрослой жизнью. В этот период идет осознание жизненных ценностей, на основе которых строятся дальнейшие отношения с окружающим миром.
За последние годы значительно увеличилось количество как теоретических, так и эмпирических исследований такого важного регулятора человеческого поведения, как чувство стыда, однако на данный момент и в отечественной психологии, и за рубежом, рассматриваемый феномен исследованы недостаточно. Кроме того невозможно найти достаточно вразумительных исследований в области влияния чувства стыда на характер межличностных отношений.
Сказанное выше довольно четко указывает на проблему, заключающуюся в противоречии между дефицитом конкретных научных разработок, посвященных исследованию особенностей проявления чувства стыда у подростков с различными социально-психологическими характеристиками с одной стороны и необходимостью поиска новых методов исследований, получения современных данных психолого-педагогической практики, с другой стороны. Таким образом, необходимо констатировать актуальность темы настоящего исследования - «Проявление стыда у подростков с различными социально-психологическими характеристиками».
Цель исследования: выявить специфику проявления чувства стыда у подростков с разными социально-психологическими характеристиками.
Объектом исследования выступает стыд как эмоциональное состояние.
Предметом исследования являются особенности проявления чувства стыда у подростков с различными социально-психологическими характеристиками.
Гипотеза исследования: у подростков, состоящих на учёте в под-разделении по делам несовершеннолетних снижено чувство стыда, которое выполняет мотивационную функцию и побуждает просоциальное поведение, удерживает от действий, способных нанести вред другому, помогает устанавливать равноправные отношения в группе, служит индикатором усвоения моральных норм и правил.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические подходы к изучению чувства стыда как эмоционального состояния.
2. Охарактеризовать психологические механизмы стыда.
3. Определить влияние чувства стыда на межличностные отношения.
4. Выявить психологические особенности подростков с разными социальными характеристиками.
5. Организовать эмпирическое исследование особенностей переживания стыда у подростков с различными социально-психологическими характеристиками.
6. Проанализировать и интерпретировать полученные результаты.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют положения: К. Изарда, К. Левина, Ч. Дарвина, З. Фрейда об универсальной значимости эмоций в жизни человека, которая подчеркивалась многими исследователями на протяжении всей истории развития психологической науки; Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна о регулирующей роли эмоций в развитии личности, которое происходит в процессе присвоения человеком основ материальной и духовной культуры; Г.М. Андреевой о межличностных отношениях, тесно связанных с различными видами общественных отношений, поскольку существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений является реализацией обезличенных (общественных) отношений в деятельности конкретных людей, в актах их общения и взаимодействия.
Методы исследования: теоретический анализ источников, эмпирические методы, тестирование по методике «Измерение чувства вины и стыда» (Test of Self-Conscious Affect (TOSCA) Дж.П.Тангней), методы количественного и качественного анализа данных.
Исследование проводилось с февраля по апрель 2013 года с 80 под-ростками в возрасте 13-16 лет. Выборка испытуемых - учащиеся школ г. Лениногорска муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан: первая группа - 40 человек - была представлена учащимися 7 - 9 классов средней школы, вторая группа - 40 человек была представлена также учащимися 7 - 9-х классов, но все они состоят на учете в подразделении по делам несовершеннолетних г. Лениногорска.
Научная новизна исследования определяется систематизацией и расширением сложившихся ранее научных представлений и практических достижений в области изучения стыда и его проявления у подростков с различными социально-психологическими характеристиками.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что избранный путь исследования психологического феномена стыда дает основание для решения ряда вопросов, связанных с происхождением этого чувства, его структуры, функций и роли в жизни человека. Результаты данного исследования могут быть использованы в лекционных курсах и семинарских занятиях по общей, возрастной психологии и психологии развития.
Практическая значимость состоит в актуальности полученных результатов, которые могут быть использованы в практической деятельности психологов и специалистов близких профессий при решении задач индивидуального и семейного консультирования; в педагогике при обучении и воспитании юношей; в диагностических целях - для выявления причин поведения, отклоняющегося от нормы; будут полезны в разработках тренинговых программ.
Структура дипломной работы. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы по теме исследования и приложений. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты проявления стыда у подростков с разными социально-психологическими характеристиками. Вторая глава содержит эмпирические данные по проблеме исследования. Объем основного текста составляет 79 страниц. Список литературы включает в себя 53 источника. В работе 14 приложений.
Итак, данная работа была посвящена исследованию специфики про-явления чувства стыда у подростков с разными социально-психологическими характеристиками. Была выдвинута гипотеза о том, что у подростков, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних, снижено чувство стыда, которое выполняет мотивационную функцию и побуждает просоциальное поведение, удерживает от действий, способных нанести вред другому, помогает устанавливать равноправные отношения в группе, служит индикатором усвоения моральных норм и правил.
В рамках теоретической части исследования были изучены основные подходы к изучению чувства стыда, охарактеризованы психологические механизмы стыда, определено влияние чувства стыда на межличностные отношения, а также выявлены психологические особенности подростков с разными социальными характеристиками.
В рамках практической части исследования было организовано эмпирическое исследование особенностей переживания стыда у подростков с различными социально-психологическими характеристиками. Использовался эмпирический метод - тестирование по методике «Измерение чувства вины и стыда» (Test of Self-Conscious Affect (TOSCA) Дж.П. Тангней, методы количественного и качественного анализа данных. Исследование проводилось с 80 подростками в возрасте 13-16 лет.
Таким образом, по результатам дипломной работы необходимо констатировать следующие основные положения.
Стыд — самая тягостная социальная эмоция, надстроенная над врожденным страхом. Человек, который испытывает стыд, боится осуждения своего поведения, сожалеет о совершенном поступке, осуждает свое поведение, испытывает неудовлетворенность собой.
Стыд играет большую роль в человеческих отношениях. Категория стыда относится к оценке собственного действия индивида, который способен предположить, какова будет реакция других и представить себе как вообще могут быть оценены ими подобные действия. Готовность подвергнуться стыду выступает, как нейтрализующая сила по отношению к склонности людей манипулировать друг другом. Когда стыд возникает, он временно разрушает или сильно затрудняет социальное общение и межличностный контакт. Стыд используется для развития и поддержания конформности по отношению к групповым нормам. Стыд способствует общительности, действуя как ограничитель эгоцентризма и эгоизма. В то же время конформность и чувство принадлежности к группе увеличивают уверенность в себе и безопасность и делают человека менее уязвимым для стыда.
Однако в процессе исследования было установлено, что в связи со сложившейся в научном мире тенденцией, инициированной З.Фрейдом, рассматривать лишь деструктивный аспект стыда не актуально. В связи с этим авторы настоящего исследования задались идеей о положительной роли феномена стыда в развитии личности, получающей в настоящее время все большую поддержку. В данной работе предпринята попытка показать, что оптимальный уровень переживания стыда может выполнять свою природную регулятивную функцию человеческого поведения. Мы предположили, что стыд необходимо рассматривать в качестве механизмов социального контроля, побуждающего человека к реализации поведения, соответствующего общественным нормам и традициям. Данный тезис послужил основой эмпирического исследования, которое было организовано с испытуемыми - учениками школ города школ г. Лениногорска. В первую группу вошли подростки в возрасте 13-16 лет, во вторую - подростки в возрасте 13-16 лет, состоящие на учёте в ПДН.
Так, в частности, было установлено следующее:
1. Основные направления социализации подростков группы № 1 соответствуют ключевым сферам жизнедеятельности человека.
2. Статистически значимая корреляция в группе № 1 между стыдом и экстернальностью определяет предрасположенность подростков к определенной форме локуса контроля. У подростков доминирует склонность приписывать причины происходящего внешним факторам, которая выражается в полном отсутствии компетенций в отношении того, как изменить ситуацию, как повлиять на свое благополучие. Этот феномен может особенно усиливаться на фоне высокого уровня проявления чувства стыда, поскольку стыд, являясь негативным социально-психологическим механизмом адаптации, подавляет или запрещает некоторые образцы поведения. В свою очередь именно стыд определяет отношение человека к окружению, что реализуется в поведении. Кроме того, стыд влияет на самореализацию подростков и их отношение к жизни, определяет направление его развития в сторону неудачника, или же успешного субъекта.
3. У подростков группы № 1 наблюдается статистически значимая корреляция между стыдом и бета-гордостью. Чувство гордости как следствие осознания своего соответствия социальным и личным ценностным ориентациям выступает одним из результатов самосовершенствования личности. Становление самосознания способствует тому, что переживания, которые сопровождают чувство гордости, все более начинают основываться на самооценке и убеждениях самой личности. Однако не стоит забывать, что социальная адаптация предполагает не подчинение обстоятельствам, потерю себя, а жизненную устойчивость в стремлении достичь целей, реализовать свою индивидуальность. У подростка именно подвижность, способность к изменению составляет сферу возможностей развития, заполняемую активностью личности в любых обстоятельствах к ним можно и нужно адаптироваться, но и в них можно что-то изменить. Социальная адаптация связана с развитием способности реально воспринимать и изменять обстоятельства, совершенствуя предметное и духовное окружение.
4. У подростков, состоящих на учёте в ПДН группы № 2, снижено чувство стыда, которое выполняет мотивационную функцию и побуждает к оказанию помощи другим без ожидания ответной благодарности, удерживает от действий, способных нанести вред другому, помогает устанавливать равноправные отношения в группе, служит индикатором усвоения моральных норм и правил. Они склонны использовать чувство стыда как средство манипуляции другими лицами. Также они более отстраненно относятся ко всему происходящему вокруг и стремятся продемонстрировать свое превосходство как реакцию на свое неблагополучие и неустроенность, что следует учитывать при организации и проведении с ними коррекционной работы.
5. У подростков группы № 2 доказана взаимосвязь между низким чувством стыда и отстраненностью. Отстранённость это внутреннее состояние спокойствие и нахождение в стороне от эмоционального и психического плана. Такие подростки принимают хорошее и плохое одинаково. Если они не могут что-то сделать или что-то изменить, это не нарушает их покой. Неудачи и поражения не вызывают у них всплеска эмоций.
6. Подросткам группы № 2 характерно ощущение преувеличенной собственной значимости, не соответствующее фактическим данным. Это часто связано с уязвимостью, неудовлетворенностью и неуверенностью в себе, идущие из детства. Такое состояние часто усугубляется депрессиями, злоупотреблением наркотиками и алкоголем, что неизбежно влечет за собой развитие других заболеваний психики. Наиболее тяжелые случаи могут привести к насилию. В этих обстоятельствах достаточно легко объясняется социально-психологическая характеристика группы № 2, когда подросток, страдающий излишней самовлюбленностью и преувеличенной значимостью, в стремлении ликвидировать «угрозу» и, утратив контроль над собой, совершает преступление.
Таким образом:
1) повышенное чувство стыда сопровождается экстернальностью и наличием бета-гордостью
2) пониженное чувство стыда сопровождается повышенным уровнем отстраненностью и альфа-гордостью.
Это может свидетельствовать о следующем:
- с одной стороны характеристики человека склонного к переживанию стыда соответствуют моделям субъекта затрудненных межличностного отношений.
- с другой стороны стыд, традиционно рассматриваемый в качестве механизмов социального контроля, побуждающего человека к реализации поведения, соответствующего общественным нормам и традициям, на практике не имеет взаимосвязи с социально-психологической адаптированностью, с принятием других и себя, с внутренним контролем за ситуацией или интернальностью и эмоциональным комфортом.
Отсюда можно предположить, что для того чтобы стыд играл изначально заданную ему роль социального регулятора, он должна стать зрелым сознательным чувством, бессознательный же и иррациональный стыд должен быть интегрирован или пересмотрен личностью, стремящейся к целостности и свободе.
Гипотеза выдвинутая в начале исследования полностью подтвердилась: у подростков, которые состоят на учете в подразделении по делам несовершеннолетних снижено чувство стыда, которое выполняет мотивационную функцию и побуждает просоциальное поведение (т.е. поведения, направленное на благо другого человека в условиях выбора - оказывать помощь или нет), удерживает от действий, способных нанести вред другому, помогают устанавливать равноправные отношения в группе, служат индикатором усвоения моральных норм и правил.
1. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. - 448 с.
2. Адреева Г.М. Общение и межличностные отношения / Г.М. Андреева. - М.: Педагогика, 2007. - 328 с.
3. Белик И.А. Чувство вины в связи с особенностями развития личности // Вопросы психологии. - 2011. - № 7. - С. 18-19.
4. Белов В.Г. Психологические особенности подростков с девиантной виктимностью / В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов, В.М. Кирьянов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 9 (79). - С. 28-73.
5. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды / А.А. Бодлаев. - М.: Просвещение, 2006. - 274с.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2005. - 352с.
7. Брель Е.Ю. К вопросу о взаимосвязи типов и направлений реакции на фрустрацию с видами агрессивного поведения у подростков / Е.Ю. Брель, М.В. Тихонова. - М.: Психотерапия, 2007. - 259 с.
8. Бреслав Г. М. Психология эмоций: Учебное пособие. — М.: Смысл; Академия, 2004. - 544 с.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: Учение об эмоциях / Л.С. Выготский - М.: Высшая школа, 2004. - 374с.
10. Галигузова Л.Н. Психологический анализ феномена детской застенчивости // Вопросы психологии. - 2010. - №5. - С. 7-9.
11. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М.: Просвещение, 2006. - 428 с.
12. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. ВУЗов / В.А. Горянина. - М.: Академия, 2007. - 416 с.
13. Доценко Е.Л. Психология манипуляции / Е.Л. Доценко. - М.: МГУ,2006.- 248 с.
14. Донцов А.И. Психология коллектива / А.И. Донцов. - М.: Издательство Московского Университета, 2007. - 174с.
15. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. - Спб.: Питер, 2007. - 386 с.
16. Жутикова А.В. Психологические уроки обыденной жизни / А.В. Жутикова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 268 с.
17. Зимбардо Ф. Застенчивость / Пер. с англ. - М.: Педагогика, 2007. - 208 с.
18. Изард К. Эмоции человека / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2007. - 440 с.
19. Ильин Г. Л. Некоторые проблемы психологии общения // Вопросы психологии. - 2011. - №5. - С. 113-124.
20. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2008. - 576 с.
21. Каплан Г.И. Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия / Пер.с англ. - М.: Высшая школа, 2008. - 428 с.
22. Кинстон У. Стыд. Теоретический обзор / Пер. Д.Г. Борисова. - М.: Сфера, 2010. - 217 с.
23. Ковалев Л.Г. Курс лекций по социальной психологии / Л.Г. Ковалев. - М.: Высшая школа, 2011. - 328 с.
24. Комер Р. Основы патопсихологии / Пер. с англ. - М.: Медицина,
2006.- 496 с.
25. Кон И.С. Психология ранней юности / Пер. с англ. - М.: Просвещение, 2007. - 342.
26. Короленко Ц.П. Психосоциальная аддиктология / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. - Новосибирск: Олсиб, 2009. - 251 с.
27. Короткова Е.В. Социально-психологический анализ вины и стыда как системы отношений личности к себе и другому / Е.В. Короткова // Вопросы психологии. - 2010. - №5. - С. 22-25.
28. Лабунская В.А. Эмоциональные и познавательные характеристики общения. — Ростов-н/Д.: РГУ, 2008. - 167 с.
29. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. - 2007. - № 6. - С. 118-129.
30. Леонтьев А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. - 3-е изд. - М.: Высшая школа, 2009.- 365 с.
31. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Ли-сина. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2009. - 276с.
32. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе / Пер. с англ. - М.: Класс, 2011. - 480 с.
33. Минахметова А.З. Статистические методы в психологии (практикум): Учебно-методическое пособие. 2-е изд., допол. - Елабуга: ЕГПУ, 2011. - 115 с.
34. Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя. Влияние на людей / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2010. - 364 с.
35. Общая психология / Под ред. В.В. Богословского.- М.: Просвещение,
2007.- 358 с.
36. Петровский А.В. Общая психология / А.В. Петровский. - М.: Просвещение, 2006. - 462 с.
37. Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков: учебное пособие / Н.М. Платонова. - СПб. : Речь, 2009. - 322 с.
38. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология / К.К. Платонов, Г.Г. Голубев.- М.: Высшая школа, 2009. - 408 с.
39. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова.- М.: Просвещение, 2008. - 364 с.
40. Психологический словарь / Авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева. - 3-е изд., доп.и перераб. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 640 с.
41. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / Д.Я. Райгородский. - Самара: Летопись, 2010. - 458 с.
42. Рогов Е.И. Психология общения /Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 336 с.
43. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии: учебное пособие / Е.В. Сидоренко. - СПб. : Речь, 2007. - 350 с.
44. Смирнова Е.О. Межличностные отношения: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: Владос, 2008. - 151 с.
45. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - Ростов- н/Д.: Феникс, 2007. - 214с.
46. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т. 1 / К.Д. Ушинский; од ред. А.И. Пискунова. — М.: Педагогика, 1988. - 584 с.
47. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шевандрин. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 508 с.
48. Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. Психологический справочник / Л.И. Фридман, И.Ю. Кулагина. - М.: Просвещение, 2006. - 161с.
49. Хоффман Д. ЛСД - мой трудный ребенок / Пер. с англ. // Вопросы психологии. - 2010. - №9. - С. 18-20.
50. Хрестоматия по психологии : учеб. пособие для пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа,
2007. - 448 с.
51. Эриксон Э.Г. Детство и общество / Э.Г. Эриксон. - СПб.: Ленато Аст, 2006. - 264 с.
52. http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=1137
53. http://www.psychol-ok.ru/statistics/spearman/spearman_02.html