ПРОЯВЛЕНИЕ СТЫДА У ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ
СТЫДА У ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ 7
1.1. Стыд как эмоциональное состояние 7
1.2. Психологические механизмы стыда 14
1.3. Влияние эмоции стыда на межличностные отношения 22
1.4. Психологические особенности подростков с разными социальными
характеристиками 27
Выводы по первой главе 33
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПРОЯВЛЕНИЯ СТЫДА У ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ 35
2.1. Проблематика исследования 35
2.2. Организация и методы исследования 37
2.3. Методика проведения и результаты исследования 42
Выводы по второй главе 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ
СТЫДА У ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ 7
1.1. Стыд как эмоциональное состояние 7
1.2. Психологические механизмы стыда 14
1.3. Влияние эмоции стыда на межличностные отношения 22
1.4. Психологические особенности подростков с разными социальными
характеристиками 27
Выводы по первой главе 33
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПРОЯВЛЕНИЯ СТЫДА У ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ 35
2.1. Проблематика исследования 35
2.2. Организация и методы исследования 37
2.3. Методика проведения и результаты исследования 42
Выводы по второй главе 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования определяется, прежде всего тем, что в настоящее время проблема поведения подростков приобрела особую значимость в связи с общесистемным кризисом нашего общества. Размытость норм, ослабление социальной регуляции искажает культурные и духовные устои. Негативные тенденции общества особенно отразились на подростках. Подростковый возраст представляет собой период кризиса: с одной стороны подросток связан с миром детства, с другой с взрослой жизнью. В этот период идет осознание жизненных ценностей, на основе которых строятся дальнейшие отношения с окружающим миром.
За последние годы значительно увеличилось количество как теоретических, так и эмпирических исследований такого важного регулятора человеческого поведения, как чувство стыда, однако на данный момент и в отечественной психологии, и за рубежом, рассматриваемый феномен исследованы недостаточно. Кроме того невозможно найти достаточно вразумительных исследований в области влияния чувства стыда на характер межличностных отношений.
Сказанное выше довольно четко указывает на проблему, заключающуюся в противоречии между дефицитом конкретных научных разработок, посвященных исследованию особенностей проявления чувства стыда у подростков с различными социально-психологическими характеристиками с одной стороны и необходимостью поиска новых методов исследований, получения современных данных психолого-педагогической практики, с другой стороны. Таким образом, необходимо констатировать актуальность темы настоящего исследования - «Проявление стыда у подростков с различными социально-психологическими характеристиками».
Цель исследования: выявить специфику проявления чувства стыда у подростков с разными социально-психологическими характеристиками.
Объектом исследования выступает стыд как эмоциональное состояние.
Предметом исследования являются особенности проявления чувства стыда у подростков с различными социально-психологическими характеристиками.
Гипотеза исследования: у подростков, состоящих на учёте в под-разделении по делам несовершеннолетних снижено чувство стыда, которое выполняет мотивационную функцию и побуждает просоциальное поведение, удерживает от действий, способных нанести вред другому, помогает устанавливать равноправные отношения в группе, служит индикатором усвоения моральных норм и правил.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические подходы к изучению чувства стыда как эмоционального состояния.
2. Охарактеризовать психологические механизмы стыда.
3. Определить влияние чувства стыда на межличностные отношения.
4. Выявить психологические особенности подростков с разными социальными характеристиками.
5. Организовать эмпирическое исследование особенностей переживания стыда у подростков с различными социально-психологическими характеристиками.
6. Проанализировать и интерпретировать полученные результаты.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют положения: К. Изарда, К. Левина, Ч. Дарвина, З. Фрейда об универсальной значимости эмоций в жизни человека, которая подчеркивалась многими исследователями на протяжении всей истории развития психологической науки; Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна о регулирующей роли эмоций в развитии личности, которое происходит в процессе присвоения человеком основ материальной и духовной культуры; Г.М. Андреевой о межличностных отношениях, тесно связанных с различными видами общественных отношений, поскольку существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений является реализацией обезличенных (общественных) отношений в деятельности конкретных людей, в актах их общения и взаимодействия.
Методы исследования: теоретический анализ источников, эмпирические методы, тестирование по методике «Измерение чувства вины и стыда» (Test of Self-Conscious Affect (TOSCA) Дж.П.Тангней), методы количественного и качественного анализа данных.
Исследование проводилось с февраля по апрель 2013 года с 80 под-ростками в возрасте 13-16 лет. Выборка испытуемых - учащиеся школ г. Лениногорска муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан: первая группа - 40 человек - была представлена учащимися 7 - 9 классов средней школы, вторая группа - 40 человек была представлена также учащимися 7 - 9-х классов, но все они состоят на учете в подразделении по делам несовершеннолетних г. Лениногорска.
Научная новизна исследования определяется систематизацией и расширением сложившихся ранее научных представлений и практических достижений в области изучения стыда и его проявления у подростков с различными социально-психологическими характеристиками.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что избранный путь исследования психологического феномена стыда дает основание для решения ряда вопросов, связанных с происхождением этого чувства, его структуры, функций и роли в жизни человека. Результаты данного исследования могут быть использованы в лекционных курсах и семинарских занятиях по общей, возрастной психологии и психологии развития.
Практическая значимость состоит в актуальности полученных результатов, которые могут быть использованы в практической деятельности психологов и специалистов близких профессий при решении задач индивидуального и семейного консультирования; в педагогике при обучении и воспитании юношей; в диагностических целях - для выявления причин поведения, отклоняющегося от нормы; будут полезны в разработках тренинговых программ.
Структура дипломной работы. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы по теме исследования и приложений. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты проявления стыда у подростков с разными социально-психологическими характеристиками. Вторая глава содержит эмпирические данные по проблеме исследования. Объем основного текста составляет 79 страниц. Список литературы включает в себя 53 источника. В работе 14 приложений.
За последние годы значительно увеличилось количество как теоретических, так и эмпирических исследований такого важного регулятора человеческого поведения, как чувство стыда, однако на данный момент и в отечественной психологии, и за рубежом, рассматриваемый феномен исследованы недостаточно. Кроме того невозможно найти достаточно вразумительных исследований в области влияния чувства стыда на характер межличностных отношений.
Сказанное выше довольно четко указывает на проблему, заключающуюся в противоречии между дефицитом конкретных научных разработок, посвященных исследованию особенностей проявления чувства стыда у подростков с различными социально-психологическими характеристиками с одной стороны и необходимостью поиска новых методов исследований, получения современных данных психолого-педагогической практики, с другой стороны. Таким образом, необходимо констатировать актуальность темы настоящего исследования - «Проявление стыда у подростков с различными социально-психологическими характеристиками».
Цель исследования: выявить специфику проявления чувства стыда у подростков с разными социально-психологическими характеристиками.
Объектом исследования выступает стыд как эмоциональное состояние.
Предметом исследования являются особенности проявления чувства стыда у подростков с различными социально-психологическими характеристиками.
Гипотеза исследования: у подростков, состоящих на учёте в под-разделении по делам несовершеннолетних снижено чувство стыда, которое выполняет мотивационную функцию и побуждает просоциальное поведение, удерживает от действий, способных нанести вред другому, помогает устанавливать равноправные отношения в группе, служит индикатором усвоения моральных норм и правил.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические подходы к изучению чувства стыда как эмоционального состояния.
2. Охарактеризовать психологические механизмы стыда.
3. Определить влияние чувства стыда на межличностные отношения.
4. Выявить психологические особенности подростков с разными социальными характеристиками.
5. Организовать эмпирическое исследование особенностей переживания стыда у подростков с различными социально-психологическими характеристиками.
6. Проанализировать и интерпретировать полученные результаты.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют положения: К. Изарда, К. Левина, Ч. Дарвина, З. Фрейда об универсальной значимости эмоций в жизни человека, которая подчеркивалась многими исследователями на протяжении всей истории развития психологической науки; Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна о регулирующей роли эмоций в развитии личности, которое происходит в процессе присвоения человеком основ материальной и духовной культуры; Г.М. Андреевой о межличностных отношениях, тесно связанных с различными видами общественных отношений, поскольку существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений является реализацией обезличенных (общественных) отношений в деятельности конкретных людей, в актах их общения и взаимодействия.
Методы исследования: теоретический анализ источников, эмпирические методы, тестирование по методике «Измерение чувства вины и стыда» (Test of Self-Conscious Affect (TOSCA) Дж.П.Тангней), методы количественного и качественного анализа данных.
Исследование проводилось с февраля по апрель 2013 года с 80 под-ростками в возрасте 13-16 лет. Выборка испытуемых - учащиеся школ г. Лениногорска муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан: первая группа - 40 человек - была представлена учащимися 7 - 9 классов средней школы, вторая группа - 40 человек была представлена также учащимися 7 - 9-х классов, но все они состоят на учете в подразделении по делам несовершеннолетних г. Лениногорска.
Научная новизна исследования определяется систематизацией и расширением сложившихся ранее научных представлений и практических достижений в области изучения стыда и его проявления у подростков с различными социально-психологическими характеристиками.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что избранный путь исследования психологического феномена стыда дает основание для решения ряда вопросов, связанных с происхождением этого чувства, его структуры, функций и роли в жизни человека. Результаты данного исследования могут быть использованы в лекционных курсах и семинарских занятиях по общей, возрастной психологии и психологии развития.
Практическая значимость состоит в актуальности полученных результатов, которые могут быть использованы в практической деятельности психологов и специалистов близких профессий при решении задач индивидуального и семейного консультирования; в педагогике при обучении и воспитании юношей; в диагностических целях - для выявления причин поведения, отклоняющегося от нормы; будут полезны в разработках тренинговых программ.
Структура дипломной работы. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы по теме исследования и приложений. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты проявления стыда у подростков с разными социально-психологическими характеристиками. Вторая глава содержит эмпирические данные по проблеме исследования. Объем основного текста составляет 79 страниц. Список литературы включает в себя 53 источника. В работе 14 приложений.
Итак, данная работа была посвящена исследованию специфики про-явления чувства стыда у подростков с разными социально-психологическими характеристиками. Была выдвинута гипотеза о том, что у подростков, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних, снижено чувство стыда, которое выполняет мотивационную функцию и побуждает просоциальное поведение, удерживает от действий, способных нанести вред другому, помогает устанавливать равноправные отношения в группе, служит индикатором усвоения моральных норм и правил.
В рамках теоретической части исследования были изучены основные подходы к изучению чувства стыда, охарактеризованы психологические механизмы стыда, определено влияние чувства стыда на межличностные отношения, а также выявлены психологические особенности подростков с разными социальными характеристиками.
В рамках практической части исследования было организовано эмпирическое исследование особенностей переживания стыда у подростков с различными социально-психологическими характеристиками. Использовался эмпирический метод - тестирование по методике «Измерение чувства вины и стыда» (Test of Self-Conscious Affect (TOSCA) Дж.П. Тангней, методы количественного и качественного анализа данных. Исследование проводилось с 80 подростками в возрасте 13-16 лет.
Таким образом, по результатам дипломной работы необходимо констатировать следующие основные положения.
Стыд — самая тягостная социальная эмоция, надстроенная над врожденным страхом. Человек, который испытывает стыд, боится осуждения своего поведения, сожалеет о совершенном поступке, осуждает свое поведение, испытывает неудовлетворенность собой.
Стыд играет большую роль в человеческих отношениях. Категория стыда относится к оценке собственного действия индивида, который способен предположить, какова будет реакция других и представить себе как вообще могут быть оценены ими подобные действия. Готовность подвергнуться стыду выступает, как нейтрализующая сила по отношению к склонности людей манипулировать друг другом. Когда стыд возникает, он временно разрушает или сильно затрудняет социальное общение и межличностный контакт. Стыд используется для развития и поддержания конформности по отношению к групповым нормам. Стыд способствует общительности, действуя как ограничитель эгоцентризма и эгоизма. В то же время конформность и чувство принадлежности к группе увеличивают уверенность в себе и безопасность и делают человека менее уязвимым для стыда.
Однако в процессе исследования было установлено, что в связи со сложившейся в научном мире тенденцией, инициированной З.Фрейдом, рассматривать лишь деструктивный аспект стыда не актуально. В связи с этим авторы настоящего исследования задались идеей о положительной роли феномена стыда в развитии личности, получающей в настоящее время все большую поддержку. В данной работе предпринята попытка показать, что оптимальный уровень переживания стыда может выполнять свою природную регулятивную функцию человеческого поведения. Мы предположили, что стыд необходимо рассматривать в качестве механизмов социального контроля, побуждающего человека к реализации поведения, соответствующего общественным нормам и традициям. Данный тезис послужил основой эмпирического исследования, которое было организовано с испытуемыми - учениками школ города школ г. Лениногорска. В первую группу вошли подростки в возрасте 13-16 лет, во вторую - подростки в возрасте 13-16 лет, состоящие на учёте в ПДН.
Так, в частности, было установлено следующее:
1. Основные направления социализации подростков группы № 1 соответствуют ключевым сферам жизнедеятельности человека.
2. Статистически значимая корреляция в группе № 1 между стыдом и экстернальностью определяет предрасположенность подростков к определенной форме локуса контроля. У подростков доминирует склонность приписывать причины происходящего внешним факторам, которая выражается в полном отсутствии компетенций в отношении того, как изменить ситуацию, как повлиять на свое благополучие. Этот феномен может особенно усиливаться на фоне высокого уровня проявления чувства стыда, поскольку стыд, являясь негативным социально-психологическим механизмом адаптации, подавляет или запрещает некоторые образцы поведения. В свою очередь именно стыд определяет отношение человека к окружению, что реализуется в поведении. Кроме того, стыд влияет на самореализацию подростков и их отношение к жизни, определяет направление его развития в сторону неудачника, или же успешного субъекта.
3. У подростков группы № 1 наблюдается статистически значимая корреляция между стыдом и бета-гордостью. Чувство гордости как следствие осознания своего соответствия социальным и личным ценностным ориентациям выступает одним из результатов самосовершенствования личности. Становление самосознания способствует тому, что переживания, которые сопровождают чувство гордости, все более начинают основываться на самооценке и убеждениях самой личности. Однако не стоит забывать, что социальная адаптация предполагает не подчинение обстоятельствам, потерю себя, а жизненную устойчивость в стремлении достичь целей, реализовать свою индивидуальность. У подростка именно подвижность, способность к изменению составляет сферу возможностей развития, заполняемую активностью личности в любых обстоятельствах к ним можно и нужно адаптироваться, но и в них можно что-то изменить. Социальная адаптация связана с развитием способности реально воспринимать и изменять обстоятельства, совершенствуя предметное и духовное окружение.
4. У подростков, состоящих на учёте в ПДН группы № 2, снижено чувство стыда, которое выполняет мотивационную функцию и побуждает к оказанию помощи другим без ожидания ответной благодарности, удерживает от действий, способных нанести вред другому, помогает устанавливать равноправные отношения в группе, служит индикатором усвоения моральных норм и правил. Они склонны использовать чувство стыда как средство манипуляции другими лицами. Также они более отстраненно относятся ко всему происходящему вокруг и стремятся продемонстрировать свое превосходство как реакцию на свое неблагополучие и неустроенность, что следует учитывать при организации и проведении с ними коррекционной работы.
5. У подростков группы № 2 доказана взаимосвязь между низким чувством стыда и отстраненностью. Отстранённость это внутреннее состояние спокойствие и нахождение в стороне от эмоционального и психического плана. Такие подростки принимают хорошее и плохое одинаково. Если они не могут что-то сделать или что-то изменить, это не нарушает их покой. Неудачи и поражения не вызывают у них всплеска эмоций.
6. Подросткам группы № 2 характерно ощущение преувеличенной собственной значимости, не соответствующее фактическим данным. Это часто связано с уязвимостью, неудовлетворенностью и неуверенностью в себе, идущие из детства. Такое состояние часто усугубляется депрессиями, злоупотреблением наркотиками и алкоголем, что неизбежно влечет за собой развитие других заболеваний психики. Наиболее тяжелые случаи могут привести к насилию. В этих обстоятельствах достаточно легко объясняется социально-психологическая характеристика группы № 2, когда подросток, страдающий излишней самовлюбленностью и преувеличенной значимостью, в стремлении ликвидировать «угрозу» и, утратив контроль над собой, совершает преступление.
Таким образом:
1) повышенное чувство стыда сопровождается экстернальностью и наличием бета-гордостью
2) пониженное чувство стыда сопровождается повышенным уровнем отстраненностью и альфа-гордостью.
Это может свидетельствовать о следующем:
- с одной стороны характеристики человека склонного к переживанию стыда соответствуют моделям субъекта затрудненных межличностного отношений.
- с другой стороны стыд, традиционно рассматриваемый в качестве механизмов социального контроля, побуждающего человека к реализации поведения, соответствующего общественным нормам и традициям, на практике не имеет взаимосвязи с социально-психологической адаптированностью, с принятием других и себя, с внутренним контролем за ситуацией или интернальностью и эмоциональным комфортом.
Отсюда можно предположить, что для того чтобы стыд играл изначально заданную ему роль социального регулятора, он должна стать зрелым сознательным чувством, бессознательный же и иррациональный стыд должен быть интегрирован или пересмотрен личностью, стремящейся к целостности и свободе.
Гипотеза выдвинутая в начале исследования полностью подтвердилась: у подростков, которые состоят на учете в подразделении по делам несовершеннолетних снижено чувство стыда, которое выполняет мотивационную функцию и побуждает просоциальное поведение (т.е. поведения, направленное на благо другого человека в условиях выбора - оказывать помощь или нет), удерживает от действий, способных нанести вред другому, помогают устанавливать равноправные отношения в группе, служат индикатором усвоения моральных норм и правил.
В рамках теоретической части исследования были изучены основные подходы к изучению чувства стыда, охарактеризованы психологические механизмы стыда, определено влияние чувства стыда на межличностные отношения, а также выявлены психологические особенности подростков с разными социальными характеристиками.
В рамках практической части исследования было организовано эмпирическое исследование особенностей переживания стыда у подростков с различными социально-психологическими характеристиками. Использовался эмпирический метод - тестирование по методике «Измерение чувства вины и стыда» (Test of Self-Conscious Affect (TOSCA) Дж.П. Тангней, методы количественного и качественного анализа данных. Исследование проводилось с 80 подростками в возрасте 13-16 лет.
Таким образом, по результатам дипломной работы необходимо констатировать следующие основные положения.
Стыд — самая тягостная социальная эмоция, надстроенная над врожденным страхом. Человек, который испытывает стыд, боится осуждения своего поведения, сожалеет о совершенном поступке, осуждает свое поведение, испытывает неудовлетворенность собой.
Стыд играет большую роль в человеческих отношениях. Категория стыда относится к оценке собственного действия индивида, который способен предположить, какова будет реакция других и представить себе как вообще могут быть оценены ими подобные действия. Готовность подвергнуться стыду выступает, как нейтрализующая сила по отношению к склонности людей манипулировать друг другом. Когда стыд возникает, он временно разрушает или сильно затрудняет социальное общение и межличностный контакт. Стыд используется для развития и поддержания конформности по отношению к групповым нормам. Стыд способствует общительности, действуя как ограничитель эгоцентризма и эгоизма. В то же время конформность и чувство принадлежности к группе увеличивают уверенность в себе и безопасность и делают человека менее уязвимым для стыда.
Однако в процессе исследования было установлено, что в связи со сложившейся в научном мире тенденцией, инициированной З.Фрейдом, рассматривать лишь деструктивный аспект стыда не актуально. В связи с этим авторы настоящего исследования задались идеей о положительной роли феномена стыда в развитии личности, получающей в настоящее время все большую поддержку. В данной работе предпринята попытка показать, что оптимальный уровень переживания стыда может выполнять свою природную регулятивную функцию человеческого поведения. Мы предположили, что стыд необходимо рассматривать в качестве механизмов социального контроля, побуждающего человека к реализации поведения, соответствующего общественным нормам и традициям. Данный тезис послужил основой эмпирического исследования, которое было организовано с испытуемыми - учениками школ города школ г. Лениногорска. В первую группу вошли подростки в возрасте 13-16 лет, во вторую - подростки в возрасте 13-16 лет, состоящие на учёте в ПДН.
Так, в частности, было установлено следующее:
1. Основные направления социализации подростков группы № 1 соответствуют ключевым сферам жизнедеятельности человека.
2. Статистически значимая корреляция в группе № 1 между стыдом и экстернальностью определяет предрасположенность подростков к определенной форме локуса контроля. У подростков доминирует склонность приписывать причины происходящего внешним факторам, которая выражается в полном отсутствии компетенций в отношении того, как изменить ситуацию, как повлиять на свое благополучие. Этот феномен может особенно усиливаться на фоне высокого уровня проявления чувства стыда, поскольку стыд, являясь негативным социально-психологическим механизмом адаптации, подавляет или запрещает некоторые образцы поведения. В свою очередь именно стыд определяет отношение человека к окружению, что реализуется в поведении. Кроме того, стыд влияет на самореализацию подростков и их отношение к жизни, определяет направление его развития в сторону неудачника, или же успешного субъекта.
3. У подростков группы № 1 наблюдается статистически значимая корреляция между стыдом и бета-гордостью. Чувство гордости как следствие осознания своего соответствия социальным и личным ценностным ориентациям выступает одним из результатов самосовершенствования личности. Становление самосознания способствует тому, что переживания, которые сопровождают чувство гордости, все более начинают основываться на самооценке и убеждениях самой личности. Однако не стоит забывать, что социальная адаптация предполагает не подчинение обстоятельствам, потерю себя, а жизненную устойчивость в стремлении достичь целей, реализовать свою индивидуальность. У подростка именно подвижность, способность к изменению составляет сферу возможностей развития, заполняемую активностью личности в любых обстоятельствах к ним можно и нужно адаптироваться, но и в них можно что-то изменить. Социальная адаптация связана с развитием способности реально воспринимать и изменять обстоятельства, совершенствуя предметное и духовное окружение.
4. У подростков, состоящих на учёте в ПДН группы № 2, снижено чувство стыда, которое выполняет мотивационную функцию и побуждает к оказанию помощи другим без ожидания ответной благодарности, удерживает от действий, способных нанести вред другому, помогает устанавливать равноправные отношения в группе, служит индикатором усвоения моральных норм и правил. Они склонны использовать чувство стыда как средство манипуляции другими лицами. Также они более отстраненно относятся ко всему происходящему вокруг и стремятся продемонстрировать свое превосходство как реакцию на свое неблагополучие и неустроенность, что следует учитывать при организации и проведении с ними коррекционной работы.
5. У подростков группы № 2 доказана взаимосвязь между низким чувством стыда и отстраненностью. Отстранённость это внутреннее состояние спокойствие и нахождение в стороне от эмоционального и психического плана. Такие подростки принимают хорошее и плохое одинаково. Если они не могут что-то сделать или что-то изменить, это не нарушает их покой. Неудачи и поражения не вызывают у них всплеска эмоций.
6. Подросткам группы № 2 характерно ощущение преувеличенной собственной значимости, не соответствующее фактическим данным. Это часто связано с уязвимостью, неудовлетворенностью и неуверенностью в себе, идущие из детства. Такое состояние часто усугубляется депрессиями, злоупотреблением наркотиками и алкоголем, что неизбежно влечет за собой развитие других заболеваний психики. Наиболее тяжелые случаи могут привести к насилию. В этих обстоятельствах достаточно легко объясняется социально-психологическая характеристика группы № 2, когда подросток, страдающий излишней самовлюбленностью и преувеличенной значимостью, в стремлении ликвидировать «угрозу» и, утратив контроль над собой, совершает преступление.
Таким образом:
1) повышенное чувство стыда сопровождается экстернальностью и наличием бета-гордостью
2) пониженное чувство стыда сопровождается повышенным уровнем отстраненностью и альфа-гордостью.
Это может свидетельствовать о следующем:
- с одной стороны характеристики человека склонного к переживанию стыда соответствуют моделям субъекта затрудненных межличностного отношений.
- с другой стороны стыд, традиционно рассматриваемый в качестве механизмов социального контроля, побуждающего человека к реализации поведения, соответствующего общественным нормам и традициям, на практике не имеет взаимосвязи с социально-психологической адаптированностью, с принятием других и себя, с внутренним контролем за ситуацией или интернальностью и эмоциональным комфортом.
Отсюда можно предположить, что для того чтобы стыд играл изначально заданную ему роль социального регулятора, он должна стать зрелым сознательным чувством, бессознательный же и иррациональный стыд должен быть интегрирован или пересмотрен личностью, стремящейся к целостности и свободе.
Гипотеза выдвинутая в начале исследования полностью подтвердилась: у подростков, которые состоят на учете в подразделении по делам несовершеннолетних снижено чувство стыда, которое выполняет мотивационную функцию и побуждает просоциальное поведение (т.е. поведения, направленное на благо другого человека в условиях выбора - оказывать помощь или нет), удерживает от действий, способных нанести вред другому, помогают устанавливать равноправные отношения в группе, служат индикатором усвоения моральных норм и правил.
Подобные работы
- ИЗМЕРЕНИЕ СКЛОННОСТИ К ПЕРЕЖИВАНИЮ ЧУВСТВА
ВИНЫ И СТЫДА У ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЦ С НАРКОТИЧЕСКОЙ И АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - Психологическая помощь детям, пережившим насилие в семье (Восточная Экономико-Юридическая Гуманитарная Академия)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2024 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ В ОБЩЕНИИ СТУДЕНТОВ МИГРАНТОВ СО СВЕРСТНИКАМИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА АУТОДИСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2017 - Эмоциональный комфорт подростков с трудностями саморегуляции в образовательной среде
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2021 - Отношение родителей к ребенку как фактор формирования социальной фобии
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Психологический портрет созависимых женщин
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022



