Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Автоматизация исследования самооценки и лидерских качеств подростков

Работа №22133

Тип работы

Главы к дипломным работам

Предмет

информатика

Объем работы55
Год сдачи2016
Стоимость7300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
685
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретический обзор по проблеме автоматизации исследования
самооценки и лидерских качеств подростков 6
1.1 Теоретическое обоснование проблемы самооценки и лидерских
качеств подростков 6
1.1.1 Общее представление о феномене самооценки подростков в
отечественной и зарубежной психологии 6
1.1.2 Лидерский потенциал подростков 16
1.1.3 Роль самооценки в проявлении лидерских качеств подростков 21
1.2 Методические подходы и приемы автоматизации методик
психологического исследования 23
1.2.1 Обзор средств автоматизации методик исследования. Языки и технологии программирования 24
2 Автоматизация методик для исследования самооценки и лидерских
качеств подростков 28
2.1 Характеристика исследовательских методик 28
2.2 Визуальная среда разработки приложений Delphi 7.0 30
3 Создание автоматизированного пакета методик «Исследование
самооценки и лидерских качеств подростков» 39
3.1 Описание автоматизированного пакета методик
«Исследование самооценки и лидерских качеств подростков» 39
3.2 Результаты исследования самооценки и лидерских качеств
подростков 41
Заключение 47
Список использованных источников 49
Приложение А Тест «Изучение самооценки личности» 51 


В современном обществе вопросы информационного развития весьма актуализированы в связи с активным усовершенствованием техническотехнологических разработок во всех отраслях жизнедеятельности. Этот процесс следует рассматривать как создание и развитие информационной среды т.е. комплекса условий и факторов, обеспечивающих наилучшие условия функционирования информационных ресурсов с учетом современных автоматизированных способов их переработки и использования в целях социального и научного прогресса.
Появление новых компьютерных технологий и постоянное их усовершенствование дает большие возможности в области образования и науки, а в частности в сферах мониторинга образовательного процесса, автоматизации исследований, мультимедийного оснащения учебного процесса, компьютерной обработки исследовательских данных и т.д.
При всем многообразии форм обучения, возникших в настоящее время в результате обширной информатизации, основными по-прежнему остаются задачи обучения и воспитания детей и контроль за этими процессами (М.Н. Скаткин, Д.Б. Эльконин, А.И. Липкина, Ю.К. Бабанский). В контексте информатизации сферы образования, вопросы оценивания своих сил и потенциала в учебно-воспитательном процессе приобретают новые формы и содержание, а, по мнению М.Н. Скаткина, влияют на формирование личности в целом.
Проблема самооценки и проявления лидерских качеств в разных своих аспектах получила отражение в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов таких как Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Дж. Брунер, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, А.Р. Лурия и др. Авторы отмечают, что такие факторы как успешность учебной деятельности, особенности межличностных отношений, лидерский потенциал, специфика личностного развития и становления поведения подростка регулируются в большой степени его самооценкой, которая формируется, по мнению авторов, в ходе его общения с окружающими людьми. Отечественный психолог и педагог Э.А. Г олубева анализирует эти вопросы в контексте сферы досуговой деятельности подростков и отмечает важность и актуальность данных исследований.
Рассматриваемая нами концепция современной жизни ставит перед подростками задачи, которые требуют активного включения не только в учебно-образовательную деятельность, но и в социальные отношения, во взаимодействие с людьми и социальными институтами в экономической, политической и духовной сферах. По мнению В.Г. Асеева, Е.П. Ильина, А.Г. Ковалева и др. ученых «...инициатива подростков, их стремление к самостоятельному участию в жизни общества и государства, к удовлетворению и реализации их социальных потребностей и интересов ведут к возникновению
лидерских качеств - важного элемента структуры самооценки подростков» []•
Исследование подростков как социальной группы предполагает изучение их как части общества и, следовательно, изучение их характеристик в данный конкретный момент с учетом современного этапа информатизации, что особенно актуализирует выбранную нами тематику, т.к. применение информационных технологий в области проведения психологических исследований имеет решающее значение для повышения эффективности и достоверности получаемых знаний.
Вышеобозначенные положения обуславливают выбор темы дипломной работы «Автоматизация исследования самооценки и лидерских качеств подростков».
Цель дипломной работы - разработка и создание автоматизированного пакета методик для исследования самооценки и лидерских качеств подростков.
Поставленная цель реализуется при помощи решения следующих задач:
1 Обзор теоретических исследований становления самооценки и формирования лидерских качеств подростков в отечественной и зарубежной литературе.
2 Обзор программных средств для автоматизации диагностического инструментария.
3 Подбор пакета методик для исследования самооценки и лидерских качеств подростков.
4 Разработка и создание автоматизированного пакета методик для исследования самооценки и лидерских качеств подростков.
5 Диагностика самооценки и лидерских качеств подростков КГБОУ ДОД «Красноярский краевой дворец пионеров и школьников».
6 Анализ полученных результатов исследования.
7 Расчет экономической эффективности дипломной работы.
8 Анализ безопасности и экологичности работы.
Цель исследования - исследование роли самооценки в проявлении лидерских качеств.
Объект исследования - подростки КГБОУ ДОД «Красноярский краевой дворец пионеров и школьников» в количестве 28 человек.
Предмет - роль самооценки в проявлении лидерских качеств у подростков КГБОУ ДОД «Красноярский краевой дворец пионеров и школьников».
В качестве гипотезы нашего дипломного исследования выступает положение о том, что уровень самооценки влияет на проявление лидерских качеств у подростков.
Исследование проводилось на базе КГБОУ ДОД «Красноярский краевой дворец пионеров и школьников». В исследовании приняло участие 28 подростков. Для реализации целей исследования использовались следующие диагностические методики:
1 Тест «Изучение самооценки личности» А. Бретта, направлен на диагностику личностных особенностей и уровня развития самооценки подростков.
2 Методика «Самооценка лидерских качеств» А.М. Прихожан, позволяет определить актуальный уровень проявления лидерства в совместной деятельности.
Дипломная работа состоит из 5 глав и подразделов. В первой главе дано теоретическое обоснование проблемы становления самооценки и проявления лидерских качеств подростков в отечественной и зарубежной литературе, включающее анализ структуры личности подростка, общее представление о феномене самооценки и ее влияние на способность личности подростка к росту лидерского потенциала. Во втором подразделе первой главы рассмотрены основные методологические подходы для создания автоматизированных диагностических комплексов.
Вторая глава также состоит из двух подразделов. Первый подраздел посвящен описанию методик, использование которых возможно при изучении вопроса исследования самооценки и лидерских качеств подростков, второй - содержит описание интерфейса и структуры профессионального редактора Borland Delphi 7.0.
Третья глава содержит подробное описание создания автоматизированного диагностического комплекса (алгоритм работы приложения и описание пользовательского интерфейса с представлением основных страниц) и подробное описание результатов проведенного исследования самооценки и лидерских качеств подростков на базе КГБОУ ДОД "Красноярский краевой Дворец пионеров и школьников".
В четвертой главе содержатся экономические расчеты эффективности программного продукта и раскрываются преимущества компьютерной разработки автоматизированных диагностических комплексов.
Пятая глава посвящена безопасности и экологичности дипломной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью дипломной работы выступала автоматизация исследования самооценки и лидерских качеств подростков. Анализ теоретических источников по исследуемой проблеме показал, что одним из актуальных вопросов в этой области является определение роли самооценки в проявлении лидерских качеств подростков
В своей работе мы придерживались взглядов таких ученых как Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Дж. Брунер, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.Н. Скаткин, А.Р. Лурия, М.Н. Скаткин, Д.Б. Эльконин, А.И. Липкина, Ю.К. Бабанский и др. Авторы отмечают, что такие факторы как успешность учебной деятельности, особенности межличностных отношений, лидерский потенциал, специфика личностного развития и становления поведения подростка регулируются в большой степени его самооценкой, которая формируется, по мнению авторов, в ходе его общения с окружающими людьми. Именно данное суждение легло в основу нашей исследовательской работы.
В связи с обозначенной актуальностью, нами было проведено исследование, направленное на исследование роли самооценки в проявлении лидерских качеств подростков КГБОУ ДОД «Красноярский краевой дворец пионеров и школьников». По методикам А. Бретта и А.М. Прихожан с помощью сравнительного анализа была выявлена зависимость уровня самооценки и проявления лидерских качеств у подростков.
Из анализа результатов исследования мы выяснили, что в общем в рассматриваемом подростковом коллективе преобладает средний уровень самооценки и составляет 49% от общего количества испытуемых. В последнее время многие психологи высказывают идею о том, что для оптимального функционирования необходим средний уровень самооценки, который является наилучшим для приспособления личности к среде, в межличностных отношениях, проблемных ситуациях (Ю.К. Бабанский, А.И. Липкина,Э.А. Голубева и др.). У 32% испытуемых при анализе данных обнаружен низкий уровень самооценки, что ведет к неуверенности, робости и, как следствие, к неуверенности в процессе принятия решений. Достаточно высокий уровень самооценки выявлен у 19% испытуемых.
По результатам анализа данных методики А.М. Прихожан нами было установлено, что 19% испытуемых характеризуются высоким уровнем развития лидерского потенциала, что отражает высокие коммуникативные, организаторские и управленческие способности. 26% испытуемых характеризуются средним уровнем развития лидерских способностей, что характеризует их как людей малоинициативных, лабильных в поведении с членами группы. А большая часть выборки - 55% - характеризуется низким уровнем или деструктивным лидерством. Для них характерно полное отсутствие лидерских качеств, стремления и способностей к организаторской деятельности.
По результатам сравнительного анализа полученных данных мы проследили зависимость между исследуемыми параметрами самооценки и проявлением лидерских качеств подростками КГБОУ ДОД «Красноярский краевой дворец пионеров и школьников», что подтверждает положение нашей гипотезы о том, что уровень самооценки влияет на проявление лидерских качеств у подростков.
Такие ученые как В.Г. Асеев, Е.П. Ильин, А.Г. Ковалев и др. считают, что будущее любого общества зависит от степени внимания образовательного учреждения к вопросу воспитания и образования учащихся. Поэтому в системе образования поддерживается и стимулируется развитие различных форм детско-взрослого самоуправления, создаются условия для обучения и подготовки актива подростковых коллективов, для подготовки лидеров. Вышеобозначенное положение и результаты исследования в нашей дипломной работе, обуславливают необходимость повышения уровня самооценки подросткам КГБОУ ДОД «Красноярский краевой дворец пионеров и школьников» с низким уровнем проявления лидерских качеств.
Таким образом, поставленные задачи в целом решены, цель работы достигнута: создан автоматизированный диагностический комплекс «Исследование самооценки и лидерских качеств подростков», призванный упростить процедуру изучения данного вопроса.



Ананьев, Б.Г. К постановке проблем подросткового самосознания [Текст]: учеб. / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Союз, 2000. - 315 с.
Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учеб. / Г.М. Андреева. - М.: Феникс, 1995. - 457 с.
Бернс, Р. Я-концепция и Я-образы. Самосознание и защитные механизмы личности [Текст]: учеб. / Р. Бернс. - Самара: Бахрах, 2003. - 656 с.
Бодалев, А.А. Субъективная значимость другого человека и определяющие ее факторы / А.А. Бодалев // Вестн. МГУ. - Сер. 14. - Психология. - 1995. - № 2. - С. 13-17.
Божович, Л.И. Этапы формирования личности / Л.И. Божович // Вопросы психологии. - 2006. - №4. - С. 64.
Бороздина, Л.В. Исследование уровня притязаний [Текст]: учеб. / Л.В. Бороздина. - М.: Просвещение, 2003. -341 с.
Будасси, С.А. Способ исследования количественных характеристик личности в группе / С.А. Будасси // Вопр. психол. - 1991. - № 3. - С. 138-143.
Выготский, Л.С. Собр. соч.: В 6 т. [Текст]: моногр. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1992. - 984 с.
Джемс, У. Психология [Текст]: учеб. / У. Джемс. - М.: Педагогика, 2001. - 488 с.
Квинн, В.Н. Прикладная психология [Текст]: учеб. / В.Н. Квинн. - СПб.: Феникс, 2005. -468 с.
Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание [Текст]: учеб. / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1994. - 335 с.
Кон, И.С. Категория «Я» в психологии / И.С. Кон // Психологический журнал. - 2004. - №3. - С.81.
Кон, И.С. Открытие «Я» [Текст]: учеб. / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 2003. -367 с.
Конопкин, О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности [Текст]: учеб. / О.А. Конопкин. - М.: Просвещение, 1990. - 355 с.
Корнеева, Л.Н. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональном образовании [Текст]: учеб. / Л.Н. Корнеева. - М.: Владос, 2000. -296 с.
Крылов, А.Н. «Образ Я» как фактор развития личности [Текст]: учеб. /A. Н. Крылов. - М.: Юнити, 2004. -437 с.
Кулагина, И.Ю. Возрастная психология [Текст]: учеб. / И.Ю. Кулагина,B. Н. Колюцкий. - М.: Сфера, 2001. -464 с.
Липкина, А.И. Психология самооценки школьника [Текст]: учеб. / А.И. Липкина. - М.: Просвещение, 1998. - 235 с.
Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст]: учеб. / М.И. Лисина. - М.: Просвещение, 1996. - 144 с.
Лисина, М.И. Исследование по проблемам возрастной и педагогической психологии [Текст]: учеб. / М.И. Лисина. - М.: Дело, 2005. -332 с.
Маркова, А.К. Психологические критерии эффективности учебного процесса / А.К. Маркова // Вопросы психологии. - 2006. - №5. - С. 51.
Мейли, Р. Различные аспекты Я. Экспериментальная психология [Текст]: учеб. / Под общ. ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. - М.: Наука, 2005. - 341 с.
Мид, Дж. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст]: учеб. / Дж. Мид. - М.: Прогресс, 2000. -422 с.
Непомнящая, Н.И. Ценность как центральный компонент психологической структуры личности / Н.И. Непомнящая // Вопросы психологии. - 2000. - № 1. - С. 73.
Петровский, А.В. Введение в психологию [Текст]: учеб. /А.В. Петровский. - М.: Наука, 2005. - 510 с.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: учеб. /С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2004. - 720 с.
Серебрякова, Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования у студенческой молодежи [Текст]: учеб. / Е.А. Серебрякова. - М.: Академия, 2000. - 222 с.
Соколова, Е.Т. Самосознание и самооценка личности подростка [Текст]: учеб. / Е.Т. Соколова, В.В. Столин. - М.: Просвещение, 2001. - 487 с.
Столин, В.В. Самосознание личности [Текст]: учеб. / В.В. Столин. - М.: Просвещение, 2003. - 284 с.
Сторская, С.А. Энциклопедия психологических тестов [Текст]: учеб. пособ. / С.А. Сторская. - М.: АСТ, 1997. - 303 с.
Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность в 2 т. [Текст]: учеб. / Х. Хекхаузен // Под общ. ред. Б.М. Величковского. - М.: Педагогика, 2005. - 474 с.
Чеснокова, И.И.. Особенности развития самосознания [Текст]: учеб. / И.И. Чеснокова. - М.: Академия, 2004. - 267 с.
Чеснокова, И.И.. Самосознание личности. Теоретические проблемы психологии личности [Текст]: учеб. / И.И. Чеснокова. - М.: Просвещение, 2004. - 225 с.
Шибутани, Т. Я-концепция и чувство собственного достоинства. Самосознание и защитные механизмы личности [Текст]: учеб. / Т. Шибутани. - Самара: Бахрах, 2003. - 573 с.
Эфорина, В.Л. Методы и тесты по выявлению уровня самооценки [Текст]: учеб. / В.Л. Эфорина. - М.: Юнити, 2006. - 165 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ