Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗМЕРЕНИЕ СКЛОННОСТИ К ПЕРЕЖИВАНИЮ ЧУВСТВА ВИНЫ И СТЫДА У ПОДРОСТКОВ

Работа №62856

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы73
Год сдачи2017
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
321
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
СКЛОННОСТИ К ПЕРЕЖИВАНИЮ ЧУВСТВА ВИНЫ И СТЫДА У
ПОДРОСТКОВ 8
1 Анализ переживания чувства вины в современной психологической литературе 8
1.2 Анализ переживания чувства стыда в современной
психологической литературе 17
1.3 Психологические особенности переживания чувства вины и стыда
у подростков 26
Выводы по первой главе 34
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СКЛОННОСТИ К
ПЕРЕЖИВАНИЮ ЧУВСТВА ВИНЫ И СТЫДА У ПОДРОСТКОВ 37
2.1 Выбор методик и организация исследования 37
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 40
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ

Каждый человек в своей жизни сталкивался с такими чувствами как вина и стыд.
Вина вызывает желание извиниться, исповедаться, а стыд - желание спрятаться, убежать. Вина связана с негативной оценкой своего конкретного поведения, а стыд - с негативной оценкой своей личности.
Стыд запускает негативную оценку Я, а вина - негативную оценку своего поведения. В связи с этим чувство стыда является более болезненным переживанием, чем чувство вины, включающим чувство собственной беспомощности и ничтожности по сравнению с другими.
Вина - важная составная часть чувствующей, ответственной личности. Это инструмент сознания, который в чистой, неискаженной форме регистрирует ощущение дискомфорта и угрызений совести, если нарушаются личные или общественные этические нормы. К сожалению, чувству вины не всегда можно доверяться.
Чувство вины характеризуется проявлением страха, угрызением совести, само упреками и ощущением собственного ничтожества, страданием и потребностью в раскаянии.
Чувство вины, по мнению некоторых авторов, является моральной эмоцией «высшего порядка». Достаточно долгое время чувство вины изучалось лишь в русле психоанализа и только несколько десятилетий назад стало предметом исследования и в других психологических школах.
Проделанный нами поиск работ, исследовавших роль чувства вины, показал, что в психологии это направление начало активно развиваться около пятидесяти лет назад.
Исследованиями чувства вины занимались: Хоуфман М., Левис М., Айсенберг Н., Белик П.А, Ильин Е.П, Махнаева О.М., Фрейд 3., Кроткова Е. В., Горнаева С. В., Ялом И.
В настоящее время проблема эмоции полностью изучена различными учеными многих стран. Изучены и освещены все виды эмоций, но, к сожалению, проблема эмоции вины в редких научных источниках описана достаточно информативностью, в основном материалы о ней обобщение и поверхностные. В данной работе мы рассмотрим подробно проблему эмоции вины у подростков, а так же проведем сравнительный анализ проявления чувства вины и стыда у детей подросткового возраста.
Стыд отличает нас от животных и делает людьми. Стыд актуален, если мы живем в обществе. Если человек один на необитаемом острове - вопрос стыда будет мало его беспокоить.
Стыд - это чувство сильной неловкости, смущения от осознания неприемлемости поступка или качества человека. Другими словами, страх дурной молвы. Стыд возникает там, где есть опасения, что общество осудит действие, точку зрения, внешний вид, который отличаются от принятых социальных норм. [7, с. 114].
Стыд возникает только там, где есть зритель, который порицает за содеянное. Наедине с собой чувство стыда не беспокоит - только страх, вдруг кто-нибудь узнает о том, что сделал, или не сделал, за чем неминуемо придут строгая критика, обвинение и приговор.
Анализ чувства стыда свидетельствует о том, что это чувство более деструктивно, чем чувство вины. Это связано с тем, что чувство вины носит более конкретный характер, касается определённого действия, поступка, активности или наоборот, отсутствия таковых. Чувство стыда затрагивает Я человека и формирует его низкую самооценку. Я поступаю плохо и я не могу поступать хорошо, потому, что я плохой.
Исследованиями чувства стыда занимались: Горнаева С. В., Изард Кэррол. Э., Ильин Е. И.
Чувство вины возникает в ситуации анонимности, а чувство стыда возникает в ситуации, когда о проступке известно не только человеку его совершившему, но и окружающим. Это нашло подтверждение в исследовании С. В. Горнаевой и Т. Н. Смотровой в 2012 году. Были получены данные о том, что в ситуации, когда окружающим неизвестно о совершенном проступке, большинство респондентов склонны чувствовать вину, нежели стыд. И, наоборот, в ситуации, когда совершенный проступок стал достоянием общественности, большинство респондентов склонны испытывать стыд, нежели вину [3, с. 4].
Подростковый возраст - это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 лет и продолжается до 16 - 17 лет - периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».
Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма.
Актуальность: В настоящее время с чувством вины и стыда часто сталкиваются подростки. В подростковом возрасте особенно актуально стоит вопрос межличностных отношений. Подростки с большей трепетностью относятся к своей социальной обусловленности. Для них общение со сверстниками и значимыми взрослыми стоит на первом месте. Стыд и вина считаются социальными чувствами, так как связаны с отношениями межу людьми. Они позволяют людям уживаться в обществе и становиться успешными личностями, а вредны лишь их перегибы. Успешный человек периодически испытывает стыд, именно это чувство подталкивает развиваться. Полезная сторона чувства вины и стыда в том, что эти чувства помогают человеку жить в соответствии со своими ценностями и следовать общественной морали.
Воспитание через чувства оказывает огромное позитивное воздействие на моральное развитие детей. В работах А. И. Подольского было показано значение эмоций в присвоении моральных норм и их регулирующая функция. Тем не менее, вопрос о роли эмоций в процессе формирования нравственной личности остается еще недостаточно изученным. Таким образом, изучение эмоционального аспекта в процессе морального мышления и морального выбора является актуальным направлением исследований в современной психологии. [15, с. 58].
Цель: измерить склонность к переживанию чувства вины и стыда в подростковом возрасте.
Объект исследования - подростки в возрасте от 15 до 16 лет. Предмет исследования - переживание чувства вины и стыда.
Гипотезы исследования: Мы предполагаем, что существует взаимосвязь между переживанием чувства вины и стыда в подростковом возрасте.
Задачи:
^Проанализировать определение «чувство вины» и «стыд» в научной литературе.
2) Рассмотреть переживание чувства вины и стыда в подростковом возрасте.
3) Исследовать взаимосвязь между переживанием чувства вины и стыда у подростков.
4) Провести анализ полученных данных.
Методы и методики исследования:
Теоретический анализ литературы по теме исследования;
Методика «Измерение чувства вины и стыда» (Test of Self-Conscious Affect, TOSCA) Дж. П. Тангней;
Метод математической статистики (Пирсона).
Эмпирическая база данных:
В исследовании принимали участие учащиеся «МБОУ СОШ №2» города Елабуга, дети подросткового возраста в количестве 30 человек, в возрасте от 15до16 лет (15 девочек и 15 мальчиков).
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования, выводы и интерпретация могут быть использованы школьными психологами для проведения тренингов личностного роста, регуляции чувства вины и стыда, индивидуальных и групповых занятий.
Апробация: основные положения исследования нашли отражение в научной публикации: статья «Взаимосвязь переживания одиночества и чувства вины у детей подросткового возраста». Электронный международный научно - практический журнал «Теория и практика современной науки» №5(23) (МАЙ, 2017) ;(см.: Приложение 4) [50] . Так же материалы исследования по данной работе были представлены на итоговой научно-образовательной конференции Елабужского института Казанского федерального университета в секции: «Актуальные проблемы современного подростка». Был получен диплом третьей степени.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Чувство вины и стыда идут рядом, иногда сливаясь так, что одно переживание неотличимо от другого.
Как правило, принято считать эти переживания однозначно негативными. Однако здесь все не так однозначно. На определенном этапе чувство вины и стыда - это благо, способствующее развитию сущности.
Любое взаимодействие строится на обмене информацией: вербальной, мимической, жестикуляционной, эмоциональной. Чувства - это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам.
Чувства выполняют мотивирующую роль в жизни и деятельности подростка, в его общении с окружающими людьми. В отношении окружающего его мира подросток стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства.
Чувство вины - это осознание, что безосновательно предал нечто светлое. Возможно, в чувстве вины парадоксальным образом смешаны страх потери и любовь - как некий созидательный настрой это потерянное воскресить. В этом отношении вина может стать мостом от разрушения к созиданию.
Стыд похож на вину, но механизм у него иной. Стыд - это чувство разоблачения, когда человек выглядит совсем не так, как себя позиционировали в глазах других. То есть, стыд переживается, когда разрушается красивый, зачастую искусственный образ человека.
Чувства вины и стыда действительно идут рядом. Иногда мы можем сделать какое-то неверное действие, принести какой-то вред и тогда будем чувствовать вину. Однако процесс может быть и таким: если человек сделал что-то неправильное, возможно потому, что он сам по себе неправильный, и тогда неправильное действие оказывается связано со стыдом.
Технологии диагностики переживания чувства вины и стыда занимают особую, важную роль, так как их применение имеет большие общественные последствия. В наше время очень многие подростки остаются без должного внимания. Особо сильные переживания чувства вины и стыда могут понести за собой необратимые последствия. Дети подросткового возраста легко поддаваемы влиянию окружения, особенно в то время, когда им тяжело, когда они чувствуют себя никому не нужными, отверженными, непонятыми, засмеянными и виноватыми.
Мы провели исследование на выявление взаимосвязи чувства вины и стыда у детей подросткового возраста 15-16 лет на базе «МБОУ СОШ №2» города Елабуга.
По методике «Измерение чувства вины и стыда» (Test of Self¬Conscious Affect, TOSCA) Дж. П. Тангней получились следующие результаты: По шкале «Вины» большинство испытуемых имеют средний уровень. По шкале «Стыда» большинство испытуемых имеют повышенный уровень. По шкале «Экстернальности» большинство имеют средний уровень. По шкале «Отстраненности» большинство имеют средний уровень. По шкале «Бета - Гордости» большинство имеют пониженный уровень. По шкале «Альфа - Гордости» большинство человек имеют пониженный уровень.
В результате нашего исследования было выявлено, что взаимосвязь между чувством вины и стыда существует, потому что оба этих чувства связанны с эмоциями человека, самооценкой, чувством собственного достоинства, обществом. Для подростка страшно, быть обсуждаемым за спиной сверстниками, быть засмеянным, отверженным, непонятым, в последствиях этих чувств. Человек, по своей сути, существо социальное, с высокоразвитым чувством общности. Это исторически обусловленный факт, ведь еще в древние века, чтоб выжить, людям приходилось группироваться и создавать племена. Принадлежность к обществу, группе людей, семье и сейчас играет огромную роль в жизни человека. Особенно в подростковом возрасте люди ориентированы на построение доверительных отношений со значимыми окружающими. И чем большей близости и глубины этих отношений они хотят достигнуть, тем больший появляется риск испытать чувство стыда, так как главной причиной его возникновения является страх быть отвергнутым. Чем больше подросток стремится к другим, тем более непереносимой становится мысль о том, что его не примут. Вся эта ситуация особенно сильно влияет на подростка, чувства вины и стыда перемешиваются в нем, ведь он и сам не всегда может принять себя таким, какой он есть.
Подростки являются людьми с завышенными требованиями к себе и окружающим. Когда требования так высоки, и необходимо сделать все идеально, люди создают намного больше возможностей для недовольства собой.
Такие чувства, как стыд и вина, испытывают все люди. Таким образом, нормальное чувство вины и стыда заставляет контролировать свое поведение, а значит, может уберечь от безнравственных поступков. Можно предположить, что именно эти чувства, делают нас людьми. Благодаря чувству вини и стыда человек следует законам нравственности и морали.
Особенно огромное значение эти чувства имеют в подростковом возрасте. Именно подростки - наше будущее. Подростковый период - это первые шаги на пути к взрослой жизни. Это период первых постановок целей, период определения жизненных ценностей. Со временем многое в них может поменяться, но фундамент закладывается уже сейчас.



1. Айсенберг Н. Взаимосвязь эмпатии на социальные и связанные поведения. -М.,1987.
2. Белик И. А. Чувство вины в связи с особенностями развития личности. - М., 2006.
3. Горнаева С. В. Специфика переживания вины и стыда у лиц с различными социально - психологическими характеристиками. - М., 2012.
4. Дружиненко Д. А. Чувство вины и моральная саморегуляция в подростковом возрасте // Новые исследования в психологии, - М., 2006. - С. 134-142.
5. Дружиненко Д. А. Особенности переживания чувства вины подростками.- М., 2007.
6. Изард Кэррол. Э. Психология эмоций. Plenum Press. New York and London., 1999.
7. Ильин E. П. Книга: Психология совести. Вина, стыд, раскаяние. - СПб.: Издательство «Питер», 2016.
8. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001.
9. Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент: учебник. - М.: ЧеРо, 2010.
10. Короткова Е. В. Особенности переживания вины в современном обществе. - М., 2002.
11. Лотман Ю. М. О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры // Семиосфера. - СПб., 2000.
12. Лукина М. Г. Некоторые психофизиологические аспекты эмоции стыда // Российский физиологический журнал им. И. М. Сеченова: Материалы Съезда физиологического общества им. И. П. Павлова. - 2004. - № 8.
13. Лукина М. Г. Некоторые психофизиологические основы смущения и стыда // Новые биокибернетические и телемедицинские технологии XXI века для диагностики и лечения заболеваний человека: Материалы междисциплинарной конференции. - Петрозаводск, 2003.
14. Махнаева О.М. Переживание чувства вины у мужчин с различной социальной направленностью. - М., 2012.
15. Подольский А.И. Идобаева О.А., Хеймане П., Диагностика подростковой депрессии. - СПб., 2003.
16. Фрейд 3. Психология бессознательного. - М., 1990.
17. Хофман М. Развитие социальной эмпатии, мотивации и вины,- N.Y., 1982.
18. Экман П. Муки совести // Психология лжи. Обмани меня, если сможешь. - СПб.: Питер, 2013.
19.Эриксон Э. Г. Автономия против стыда и сомнения // Детство и общество. - СПб., 1996.
20. Якоби М. Стыд и истоки самоуважения. - М., 2001.
21. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия, - М.: Класс, 1999.
22. Обращение в интернете // Мир психологии. - 2011. - 19 декабря [Электронный ресурс]. URL: http://heatpsv.narod.ги/ (дата обращения: 4.03.2017).
23.Обращение в интернете // Кабинет доктора - 2013. - 22 декабря [Электронный ресурс]. URL: http://kabinetdoktora.сот/ (дата обращения: 20.04.2017).
24.Обращение в интернете // Рефак - 2010. - 18 декабря [Электронный ресурс]. URL: http://refac.ru/(дата обращения: 15.05.2017).
25.Обращение в интернете // Психолог - 2013. - 10 декабря [Электронный ресурс]. URL: http://psvchology pedagogy.academic.ru/ (дата обращения: 19.04.2017).
26.Обращение в интернете. Подростковый возраст. [Электронный ресурс]. URL: http://www.studfiles.ru/ (дата обращения: 15.04.2017).
27.Обращение в интернете [Электронный ресурс]. URL: http://heatpsv.narod.ru/ (дата обращения: 20.03.2017).
28. Методика «Измерение чувства вины и стыда» (Test of Self-Conscious Affect (ТО8СА)Дж.П.Тангней..//Тестотека. Обращение в интернете [Электронный ресурс]. URL: https://psv.wikireading.ru/ (дата обращения: 12.05.2017).
29. Обращение в интернете. Статэксперт. Критические значения
коэффициентов корреляции г-Пирсона. [Электронный ресурс]. URL:http://statexpert.org// (дата обращения: 03.02.2017).
30.Обращение в интернете. Стыд и вина. Польза и вред. [Электронный ресурс]. URL: https: //www. psyh, ru/rubric/2/articles/2755 (дата обращения:
14.04.2017).
31.Обращение в интернете. Стыд. Помощь психолога. [Электронный ресурс]. URL:http://www.therapy.by (дата обращения: 14.04.2017).
32.Обращение в интернете. Стыд. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.sumasoyti.com (дата обращения: 10.05.2017).
33.Обращение в интернете // Чувство стыда в воспитании. - 2015. - 19 мая [Электронный ресурс]. URL: https://letidor.ru (дата обращения: 27.04.2017).
34.Обращение в интернете // Чувство стыда как психологический фенемен. - 2012. - 1 июня [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-reading.club (дата обращения: 27.04.2017).
35.Обращение в интернете // Чувство стыда. - 2008. - 13 августа [Электронный ресурс]. URL: http: //mybabe. info (дата обращения:
25.04.2017).
36.Обращение в интернете // Вина и стыд: Возрастная специфика переживания. - 2007. - 3 декабря [Электронный ресурс]. URL: http://mybabe.info (дата обращения: 20.05.2017).
37.Обращение в интернете // Понятие о чувствах вины и стыда. - 2007. - 23 февраля [Электронный ресурс]. URL: http://andreenko-infnarod.ru (дата обращения: 23.05.2017).
38. Обращение в интернете //Чувство вины в психологии. - 2005. - 5 мая [Электронный ресурс]. URL: http://fb.ru (дата обращения: 23.05.2017).
39.Обращение в интернете //Душевных дел мастер. Доктор Юрий Ананьен. - 2015. - 6 ноября [Электронный ресурс]. URL: http://doctor-
ananin.ru/main.html (дата обращения: 23.05.2017).
40.Обращение в интернете //Подростковый возраст: История о стыде полового созревания. - 2016. - 2 декабря [Электронный ресурс]. URL: http://www.uaua.info (дата обращения: 24.05.2017).
41. Обращение в интернете //Подростковый возраст: Мыслим, живем, развиваемся. - 2014. - 12 ноября [Электронный ресурс]. URL: http://psvchologies.today (дата обращения: 25.05.2017).
42.Обращение в интернете //Файловый архив. - 2005. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.studfiles.ru (дата обращения: 25.05.2017).
43.Обращение в интернете //Наука и педагогика. - 2002. - [Электронный ресурс]. URL: http://nauka-pedagogika.com (дата обращения: 25.05.2017).
44. Обращение в интернете //Современный подросток. - 2012. - [Электронный ресурс]. URL: http://podrostok-novi.com (дата обращения: 25.05.2017).
45.Обращение в интернете //Электронная библиотека. - 2001. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com (дата обращения: 25.05.2017).
46.Обращение в интернете //Психология: Шаг в науку. - 2016. - 5 мая [Электронный ресурс]. URL: http://dogmon.org (дата обращения: 25.05.2017).
47.Обращение в интернете // Психолог. Гурьева Елена. - 2014. - 24 июня [Электронный ресурс]. URL: http://grigorieva-elena.ru (дата обращения: 25.05.2017).
48.Обращение в интернете //Топ самых лучших статей по психологии. 10 ноября -2016. - [Электронный ресурс]. URL: https://psy-practice.com (дата обращения: 25.05.2017).
49.Обращение в интернете //Психология. Игорь Саторин. 23 декабря - 2009. - [Электронный ресурс]. URL: http://progressman.ru (дата обращения: 25.05.2017).
50.Салахова А. Р. «Взаимосвязь переживания одиночества и чувства вины у детей подросткового возраста». Выпуск №5(23) (МАЙ, 2017) [Электронный ресурс]. URL:http://modernj.ru (дата обращения: 30.05.2017).



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ