Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Групповые формы работы с подростками как условие снижения агрессивных проявлений в их поведении

Работа №104735

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы89
Год сдачи2022
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
167
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Научно-теоретический анализ агрессии и ее особенностей у подростков. Условия и методы психологической работы с агрессивным поведением 10
1.1 Зарубежные и отечественные психологические подходы к
проблеме агрессии 10
1.2 Особенности агрессии и агрессивного поведения в
подростковом возрасте 18
1.3 Условия и методы психологической работы с агрессивным
поведением 29
Глава 2 Экспериментальное изучение возможностей групповых форм работы в снижении проявлений агрессии в подростковом возрасте 38
2.1 Организация и методы исследования 38
2.2 Выявление агрессивных проявлений в поведении подростков
и особенностей их личности 42
2.3 Разработка и апробация программы, направленной на
снижение агрессии у подростков 58
2.4 Анализ полученных результатов 64
Заключение 80
Список используемой литературы 84

Актуальность. Агрессия в молодежной среде уже несколько десятилетий не сходит с позиций доминирующих и острых проблем современного общества. Ее обсуждают как в социальном пространстве, так и в научных кругах, пытаясь найти источники усиления ее у подростков и юношей, а также обсуждая и исследуя подходы, способы и условия ее снижения, а, что более важно, предупреждения. В эти поиски включены многие государственные институты, общественные организации, ученые разных научных направлений - социологов, политологов, культурологов и, кончено, психологов. Статистические исследования проявления агрессии в социокультурном пространстве жизни подтверждают остроту этой проблемы - агрессия и обусловленное ею агрессивное поведение проявляется сегодня во всех сферах жизнедеятельности человека и распространяется на все возрастные группы. Здесь фиксируется рост напряжения и агрессии в межличностном и межгрупповом взаимодействии, во внутрисемейных контактах и детско-родительских отношениях и т. д.
Подростковая и юношеская среда по статистическим данным сегодня перенасыщена агрессией, проявляемой в той или иной форме - буллинг, групповые избиения и драки, общее напряжение в межличностном взаимодействии, выражающееся в вербальных формах агрессии, и даже стрельба в учебных заведениях, и достигает такого количества, что становится не столько возрастной, сколько общественной проблемой. По данным десятилетних наблюдений социологи указывают на факт того, что практически половина школьников средних и старших классов сталкиваются с агрессией и сами участвуют в агрессивных действиях. Ситуация такой остроты и привлекает внимание и теоретической и практико-прикладной психологии, где необходимо одновременно и выявлять источники и факторы такого негативного явления и устранять их в поведении и общении современной молодежи.
Проблема такого распространения агрессии важна и тем, что для личности или группы, подвергшейся жестокому обращению, это чревато серьезными последствиями. Это, как правило, отражается на психическом здоровье человека, влияет на особенности его личности, может ограничивать его самореализацию в личной и профессиональной жизни. Также это негативно влияет на физическое здоровье и нарушает психоэмоциональное благополучие личности.
Все это в совокупности обосновывает актуальность нашего исследования и выделяет основную его проблему.
Проблема исследования, проведенного нами, лежит в плоскости практико-ориентированной психологии, которая решает задачи оказания психологической помощи, обеспечивая своевременную коррекцию или предупреждение имеющихся или потенциальных психических, психологических или поведенческих проблем личности. Здесь в свою очередь перед психологами-практиками поднимается вопрос о возможностях оказания эффективной помощи, о подходах и методах, позволяющих не только устранять, но и предупреждать актуализацию различных недостаточностей. При работе над проблемой агрессии в подростковой среде и агрессивного поведения детей подросткового возраста важным становится проблема поиска условий, в которых бы эта работа была и трансформирующей, устраняющей имеющиеся нарушения, и развивающей личность ребенка, при этом не теряя свой эффективности.
Именно такая постановка проблемы важна в подростковом возрасте, который характеризуется, по мнению ученых, высокой нестабильностью, бурным физическим ростом и физиологическими и гормональными изменениями, наличием выраженного возрастного кризиса, что влияет и на состояние и поведение ребенка. Также это важно в аспекте значимости личностного развития в этом возрасте для дальнейших периодов развития и реализации ребенка, так как, как сказал Б.Г. Ананьев, «именно этот возрастной период является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека» [5].
Проблема агрессии давно и активно исследуется в зарубежной и отечественной психологии. Огромный вклад в понимание этого феномена сделали З. Фрейд, Д. Доллард, К.Ю. Бютнер, Р. Вельдер, А. Бандура, А. Басс, П.А. Ковалев, О.И. Зотова, А.А. Реан, С.А. Колосова, Л.П. Калгина и многие другие, рассматривающие ее в рамках разных концепций и научных направлений. Они же, зачастую, занимались проблемами коррекции агрессивного поведения и агрессивности личности или ее предупреждением - З. Фрейд, А. Бандура, К. Лоренц, Л. Берковиц, Д. Ричардсон, С. Розенцвейг, А.В. Петровский, Т.Г. Румянцева, Я.Л. Коломинский и др.
Не смотря на широкую изученность проблемы агрессии и возможностей ее коррекции, в этом направлении все еще остаются некоторые противоречия:
- всесторонняя изученность проблемы агрессии, ее механизмов и форм выражения, все еще требуется детализация ее особенностей, а также условий, стимулирующих ее проявление в рамках базовых, детских и подростковых, возрастов;
- имеющиеся концепции и подходы к пониманию агрессии, выделяя ее деструктивность как для личности ее носителя, так и для того, на кого она направлена, недостаточно полно раскрывают ресурсы агрессии, порождающей активность личности, и способы ее конструктивного компонента;
- множественные практико-ориентированные подходы к изучению агрессии в аспекте ее коррекции и предупреждения, недостаточно полной степени выделили все возможные условия, способствующие большей эффективности оказываемой психологической помощи.
Это и определило проблему нашего исследования - изучение групповых форм работы с подростками для снижения агрессии в их поведении.
Цель исследования - изучение групповых форм работы, способствующих снижению агрессивного поведения подростков.
Объект исследования - агрессивное поведение детей подросткового возраста.
Предмет исследования - групповые формы работы, способствующие созданию условий по снижению агрессивных проявлений в поведении подростков.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что групповые формы работы с подростками будут способствовать формированию у них навыков конструктивного взаимодействия и позитивных межличностных отношений и тем самым снижать агрессивные проявления в поведении подростков.
Задачи исследования:
- изучить теоретический материал по проблеме исследования;
- выявить уровень проявления агрессии в поведении подростков;
- разработать и апробировать комплекс упражнений с групповыми формами работы с подростками, направленный на снижение проявлений агрессии в поведении;
- проанализировать полученные результаты.
Методы и методики исследования:
Метод теоретического анализа. Психодиагностические методы:
- опросник уровня агрессивности Басса - Дарки;
- методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, адаптированный Л.Н. Собчик;
- тест личностной тревожности для подростков А.М. Прихожан.
Методы количественного и качественного анализа данных.
Теоретико-методологическая база исследования. В теоретико-концептуальное основание исследования легли культурно-историческая концепция Л.С. Выготского об общественно обусловленной природе сознания и его содержания, теория деятельности А.Н. Леонтьева, теория фрустрации как источника агрессии Л. Берковиц, бихевиорально-когнитивной теории агрессии как результата социального научения А.А. Реана и др.
Теоретическая значимость исследования.
Теоретической значимостью исследования можно считать анализ проблемы агрессии, форм и видов агрессивного поведения и их специфики в подростковом возрасте. Также, значимостью обладает выполненная нами систематизация форм и методов психологической помощи при коррекции агрессивного поведения в условиях работы с группой.
Практическая значимость выражена в разработанной и апробированной нами в ходе исследования психологической программе, направленной на снижение агрессивных проявлений в поведении подростков, которая может быть широко применима практическими психологами школ, работающими как в целях контроля за уровнем агрессии в подростковых группах и ее снижения, так и использоваться в развивающих и профилактических целях, обеспечивая условия, способствующие становлению социально-психологических и личностных новообразований детей подросткового возраста.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы № 294, г. Ташкент, Республика Узбекистан. Испытуемые - 50 подростков, обучающихся в 7-8 классе.
Новизна исследования. Новизной исследования можно считать разработанный нами комплекс психологических мероприятий, реализованный в групповых формах работы, позволяющий снизить проявления неконструктивной агрессии в поведении подростков, а также создающий условия для личностного развития детей этого возраста, ведущей деятельностью которых является общение со сверстниками.
Положения, выносимые на защиту:
- агрессия как явление и агрессивное поведение, как действие, направленное на причинение какого-либо вреда (физического или психологического) другому, имеет свои особенности и источники в подростковом возрасте;
- агрессия в подростковом возрасте во многом обусловлена изменениями, происходящими с ребенком, социогенным факторами и опытом отношений, а также переживанием фрустрации, как состояния невозможности удовлетворить свои значимые потребности и мотивы жизни;
- групповые формы психологической работы, представленной комплексом игр и упражнений, обеспечивающих подросткам формирование навыков конструктивного взаимодействия и межличностной коммуникации, явятся условием предупреждения агрессивного поведения и агрессивности личности детей подросткового возраста.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (74 источника). В работе содержится 7 таблиц, 24 рисунка. Общий объем работы составляет 90 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследование, проведенное в рамках выпускной квалификационной работы, было посвящено изучению проблемы агрессивных проявлений в поведении подростков и возможностей их коррекции в групповых формах психологической работы.
Целью и гипотезой исследования явилась необходимость изучения возможностей групповых форм работы, которые будут способствовать формированию у подростков навыков конструктивного взаимодействия и позитивных межличностных отношений и тем самым снижать агрессивные проявления в поведении подростков.
В рамках работы нами была изучена проблема агрессии и ее особенности в подростковом возрасте, а также проведено экспериментальное исследование для проверки гипотезы.
Теоретический анализ проблемы агрессии показал, что агрессия - это форма поведения, наносящая ущерб объекту нападения и вызывающая состояния страха и общей напряженности.
Различают понятия агрессии, агрессивности и агрессивного поведения. Под агрессией понимают некие действия, причиняющие ущерб иному человеку, группе, животным или неживым объектам. Агрессивность же осмысляется как личностное свойство, существующее как готовность человека к агрессии, но при этом не означающее постоянное проявление личностью агрессивного поведения.
Выделяют оборонительную и деструктивную агрессию; индивидуальную и социально-групповую; физическую и вербальную; активную и пассивную, прямую и косвенную агрессию.
Было установлено, что агрессия имеет свои возрастные особенности и формы ее проявления. В подростковом возрасте на передний план выходят задачи личностного развития ребенка, упрочиваются имеющиеся у ребенка Я-концепция в совокупности образов Я, Других и Мира. В рамках интимно-личностного развития, ведущей деятельности детей этого возраста, развиваются все личностные сферы, формируются значимые социальные навыки, устанавливаются навыки саморегуляции и самоконтроля на осознанном уровне осмысленности и внутренней мотивированности.
Сложные и качественные преобразования личности вызывают кризисные переживания ребенка. Столкновение личности с новыми требованиями и потребностями не может обходится без напряжения. Сталкиваясь с внутренним и внешним напряжением, подросток испытывает чувство разочарования, гнева, обиды, собственной незначимости, что может выражаться в его конфликтности и враждебности, недоверии, обиде, злости и сопровождаться нарастанием агрессии и агрессивности.
Возрастное развитие личности подростка меняет и мотив, и форму его агрессии - социализируясь, ребенок начинать выражать ее в большей степени вербально, а форма становится часто пассивно-агрессивной. Мотив же с инструментального, где агрессия есть средство достижения чего-либо значимого (внимания, любви, понимания, признания и пр.) смещается на деструктивный, направленный на причинение вреда с мотивом мести, наказания и пр. В основе проявления агрессии лежат как биологические процессы, так и социально-средовые, экономические и индивидуально-личностные.
Качественные преобразования личности в подростковый период развития, задачи развития сознания и самосознания, не только во многом объясняют агрессивность детей, но и определяет актуальность и необходимость решения задач психологического сопровождения и своевременной психологической помощи, направленной на предупреждение деструктивных форм поведения и коррекции неблагоприятных личностных черт. Психологическая помощь в виде развивающих, профилактических и коррекционных программ позволяет развивать необходимые личностные новообразования детей и предупреждать развитие деструктивных паттернов поведения и личностных свойств человека.
Эффективным способом организации такого психологического воздействия признаны групповые формы работы. Доминирующими целями при работе с агрессией являются развитие конструктивных способов реагирования и поведения, формирование способов адекватного выражения негативных эмоций, навыков управления ими, развитие эмпатии и рефлексии, позволяющие подростку лучше понимать и ориентироваться в напряженных ситуациях взаимодействия. Также необходимой в этом возрасте является задача формирования навыков конструктивного общения в различных ситуациях социальных коммуникаций.
Во второй главе проведено экспериментальное исследование, направленное на выявление возможностей групповых форм работы, способствующих снижению агрессивных проявлений в поведении подростков посредством формирования у них навыков конструктивного взаимодействия и позитивных межличностных отношений.
Для получения эмпирической информации использовались опросник уровня агрессивности Басса - Дарки, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, адаптированная Л.Н. Собчик и тест личностной тревожности для подростков.
Полученные данные показали, что испытуемым присуща агрессивность разных форм и враждебность по отношению к другим. Также у них выявлены умеренно высокие показатели тревожности. В межличностных отношениях испытуемым свойственны неконструктивные типы взаимоотношений, которые во-многом агрессивны, что может провоцировать агрессивное поведение у других. Испытуемым присущи тенденции к доминированию, властности, независимости.
Также нами была разработана и апробирована психологическая программа, направленная на коррекцию агрессивного поведения подростков в групповых формах работы по формированию навыков конструктивного взаимодействия. Программа построена на основе требований и принципов психологической коррекции.
В ходе всего цикла встреч проводилась работа над формированием навыков социально-приемлемого поведения в межличностном общении и взаимодействии, осваивались способы разрядки негативных эмоций, работа по развитию контакта с ощущениями, восприятием эмоций и пониманием их посредством выделения невербальных признаков, а также работа над саморегуляцией.
Основными средствами достижения цели программы явились игровые методы (коммуникативные игры, игры на снятие напряжения и пр.), методы психогимнастики, релаксации, методы обратной связи, самораскрытия.
Основная форма работы - групповая.
Анализируя ход работы, можно сказать, что тренинг проходил в непринужденной легкой форме. Подростки были заинтересованы и вовлечены в работу.
После реализации программы были повторно получены показатели агрессивности, тревожности и межличностных отношений с целью выявления их динамики. Их анализ позволил выделить улучшение показателей по изучаемым параметрам., что подтверждает эффективность апробированной нами программы по коррекции проявлений агрессивного поведения у подростков, как мальчиков, так и девочек.
Групповая работа с подростками прошла успешно. Испытуемые приобрели самоуважение, появилась конструктивность Я-концепции, их самооценочные суждения стали более позитивными, появилось чувство эмпатии друг к другу. Также у детей появилось умение работать в коллективе, наблюдалась готовность к ответственности, появились навыки конструктивного взаимодействия и социально приемлемого поведения.
Таким образом, разработанная и апробированная нами программа может быть рекомендована для использования психологами при работе с подростками как в целях коррекции, так и для личностного развития



1. Авдулова Т. П. Агрессивность в подростковом возрасте. 2-е издание. М.: Юрайт, 2022. 127 с.
2. Агрессия у детей и подростков: учебное пособие / под ред. Н.М. Платоновой. СПб.: Речь, 2006. 336 с.
3. Адлер А. Наука о характерах. Понять природу человека; пер. Е. А. Цыпина. СПб.: Академический проект, 2019. 256 с.
4. Александровский Ю. А. История отечественной психиатрии. Том 3. В 3-х томах. Минск: Городец, 2020. 928 с.
5. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2018. 288 с.
6. Антонов А. С., Третяк Э. В. Влияние стилей семейного воспитания
на формирование агрессии у подростков [Электронный ресурс] // Интерактивная наука. 2020. №3 (49). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-stiley-semeynogo-vospitaniya-na-formirovanie-agressii-u-podrostkov
7. Антонян Ю. М. Человек и преступная агрессия. М.: Проспект, 2022. 224 с.
8. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. М.: Прайм-Еврознак, 2006. 416 с.
9. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных ценностей. М.: Эксмо-Пресс, 2000. 512 с.
10. Берковиц Л., Зимбардо Ф. Агрессия. Причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. 512 с.
11. Большой психологический словарь; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2009. 816 с.
12. Бордышевская М. К., Лебединский В. В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей. Учебное пособие. М.: Когито-центр, 2019. 283 с.
13. Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. СПб.: Речь, 2004. 144 с.
14. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. 2-е издание. СПб.: Питер, 2014. 416 с.
15. Васильева А. В., Караваева Т. А., Незнанов Н. Г. Психотерапия. М.: ГЕОТАР-Медиа, 2022. 864 с.
16. Витакер К., Малоун Т. Истоки психотерапии. СПб.: Питер, 2019. 288 с.
17. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М.: Перспектива, 2022. 224 с.
18. Гиппенрейтер Ю. Б. Большая книга общения с ребенком. М.: АСТ, 2021. 464 с.
19. Голубков Г. В., Лычагина Я. А. Причины возникновения кризиса в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Скиф. 2019. №5-1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-vozniknoveniya-krizisa-v-podrostkovom-vozraste
20. Гонина В. В. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2022. 425 с.
21. Грузевски К. Терапевтические игры для детей и подростков. 150 упражнений для повышения самооценки. М.: Вильянс, 2021. 224 с.
22. Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности. М.: Академпроект, 2000. 320 с.
23. Гульдан В. В., Антонян Ю. М. Криминальная патопсихология. М.: Наука, 1991. 248 с.
24. Дубровина И. В., Реан А. А., Дандарова Ж. К. Психология подростка. Самое полное руководство для психологов, педагогов и родителей. М.: АСТ, 2008. 512 с.
25. Духновский С. В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. СПб.: Речь, 2009. 141 с.
26. Змановская Е. В., Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2019. 352 с.
27. Знаков В. В. Психология возможного. Новое направление исследований понимания. М.: Институт психологии РАН, 2020. 257 с.
28. Ильин Е. П. Психология агрессивного поведения. СПб.: Питер, 2014. 368 с.
29. Кассинов Г., Тафрейт Р. Управление гневом для всех. 10 проверенных стратегий, помогающих контролировать гнев и жить счастливо. М.: Весь, 2020. 320 с.
30. Копытин А. И., Свистовская Е. Е. Арт-терапия детей и подростков. М.: Когито-Центр, 2017. 197 с.
31. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.: Питер, 2019. 940 с.
32. Криворучко М. В. Телевизионные предпочтения как предикторы
девиантного поведения в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // ОмГУ. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/televizionnye-
predpochteniya-kak-prediktory-deviantnogo-povedeniya-v-podrostkovom-vozraste
33. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. СПб.: Питер, 2003. 336 с.
34. Курпатов А. В., Аверьянов Г. Г. Психотерапия. Системный поведенческий подход. М.: Капитал, 2021. 576 с.
35. Кучерова И. Г. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и
агрессивности в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Скиф. 2018. №5 (21). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-emotsionalnogo-
intellekta-i-agressivnosti-v-podrostkovom-vozraste
36. Левитов Н. Д. Психическое состояние агрессии. М.: Наука, 1999. 286 с.
37. Леонтьев В. Г. Психологические механизмы мотивации. Новосибирск: Изд-во Пединститута, 1992. 215 с.
38. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. 320 с.
39. Лоренц К. Агрессия или Так называемое зло. М.: АСТ, 2021. 416 с.
40. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.: Диалектика-Вильямс, 2022. 480 с.
41. Лютова Е. К., Монина Б. Г. Шпаргалка для родителей. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными и тревожными детьми. СПб.: Речь, 2010. 136 с.
42. Мандель Б. Р. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2016. 352 с.
43. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. 429 с.
44. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития и бытия личности. Учебник для студентов вуза. Том 1. М.: Наука, 2022. 671 с.
45. Начладжян А. А. Агрессивность человека. СПб.: Питер, 2007. 736 с.
46. Оклендер В. Окна в мир ребенка: руководство по детской психотерапии. М.: Класс, 2015. 408 с.
47. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового возраста. СПб.: Питер, 2014. 816 с.
48. Реан А. А. Психология личности. СПб.: Питер, 2016. 288 с.
49. Реан А. А. Психология подростка. М.: АСТ, 2008. 512 с.
50. Романов А. А. Направленная игровая терапия агрессивного поведения у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. М.: «ПлэЙТ», 2004. 48 с.
51. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 2022. 448 с.
52. Румянцева Т. Г. Агрессия. Проблемы и поиски в западной философии и науке. М.: Университетское, 1991. 152 с.
53. Савинков С. Н. Основы психологической коррекции детей и подростков / С.Н. Савинков, Е.О. Барышева, В.А. Золотова, В.В. Козырева, Е.И. Позднякова. М.: ИНФРА-М, 2021. 217 с.
54. Савченков Ю. И., Шилов С. Н., Солдатова О. Г. Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков). Учебное пособие. СПб.: Владос, 2018. 143 с.
55. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. 93 с.
56. Скочилов Р. В. Современные подходы к оказанию социальной и психологической помощи. Учебно-методическое пособие. СПб.: СПбГУ, 2016. 76 с.
57. Социологический словарь / авт.-сост. А. В. Скрыпников, И. З. Фархутдинов, С. П. Погарский и др. М.: Научная библиотека, 2018. 460 с.
58. Тарарина Е. В. Шкатулка мастера. Практикум по арт-терапии. М.: Вариант, 2017. 208 с.
59. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002. 369 с.
60. Уилсон Э. О природе человека. М.: Кучково поле, 2015. 352 с.
61. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать. Части 1 -4. М.:
Генезис, 2006. 541 с.
62. Фрейд З. Недовольство культурой. М.: Фолио, 2013. 222 с.
63. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: АСТ, 2017. 736 с.
64. Фромм Э., Фрейд З., Юнг К. Эдипов комплекс. Мама, я люблю тебя. М.: Алгоритм, 2021. 400 с.
65. Фурманов И. А. Агрессия и насилие. Диагностика, профилактика и коррекция. СПб.: Речь, 2007. 480 с.
66. Ходоров Д. Танцевальная психотерапия и глубинная психология. Движущее воображение. М.: Когито-Центр, 2016. 221 с.
67. Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге. СПб.: Речь, 2012. 272 с.
68. Чистякова М. И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990. 128 с.
69. Шестакова Е. Г., Дорфман Л. Я. Агрессивное поведение и агрессивность личности [Электронный ресурс] // Образование и наука. 2009. №7. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/agressivnoe-povedenie-i-agressivnost-lichnosti
70. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: МОДЭК, 1997. 416 с.
71. Яйленко А. А. Проблемы подросткового возраста [Электронный
ресурс] // Смоленский медицинский альманах. 2016. №4. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/problemy-podrostkovogo-vozrasta
72. Ялом И., Лесц М. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 2018. 624 с.
73. Buss A. The psychology of aggression. New York: Wiley, 1961. 307 p.
74. Richardson D. R., Baron R. A. Human Aggression (Perspectives in Social Psychology): 2nd Edition. New York: Plenum Press, 1994. 419 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ