ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И
РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 7
1.1 Сущность понятия «техническое мышление» 7
1.2 Структура технического мышления 9
1.3 Развитие технического мышления школьников 13
1.4 Технические задачи, формирующие техническое мышление 17
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 32
2.1 Этапы и уровни формирования и развития технического мышления
2.2 Методы определения уровней технического мышления 42
2.3 Рекомендации по составлению и применению технических задач ... 46
2.4_ Упражнения, направленные на формирование и развитие технического мышления 51
Выводы по второй главе 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ
Мышление человека в процессе трудовой деятельности непрерывно развивается, его интеллектуальные способности совершенствуются. К этому выводу уже давно пришли ученные и психологи в результате изучения и наблюдения его деятельности [16, с. 298]. Однако в целом интеллектуальная сторона трудовой деятельности изучена недостаточно. Она слабо проанализирована, прежде всего, в техническом труде, значение которого в современных условиях очевидно и не нуждается в обосновании.
Проблема изучения особенностей мыслительной деятельности человека в техническом труде вполне очевидна и изучение процесса решения конструктивно-технических и производственно-технических задач представляет немалый интерес. Исследование процесса решения технических задач представляет богатые возможности для изучения специфических видов мышления, структура которых пока остается малоизученной и в которых понятийные, образные и практические компоненты мыслительной деятельности своеобразно сочетаются и взаимодействуют.
Можно утверждать, что проблема формирования и развития технического мышления имеет сравнительно небольшую историю. Исследователи часто не могли усмотреть тонких переходов между теоретическими и практическими компонентами в сложной мыслительной деятельности человека. Правильная постановка вопроса о практическом мышлении стала возможной лишь в середине XX века. С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым и другими известными отечественными психологами было показано, что мышление тесным образом связано с действием, так как человек познает мир, изменяя его. Зародившись в практической деятельности, мышление затем выделяется в относительно самостоятельную теоретическую деятельность.
В последнее время проблема формирования и развития технического мышления выделяется в качестве самостоятельной, хотя почти не анализируется в целом.
Техническое мышление в настоящее время чаще отождествляется или с решением конструктивно-технических задач, или с решением задач на применение технических знаний, или же связывается с техническим творчеством [32, с. 124].
Правомерность и необходимость изучения технического мышления исходит из дифференцированного подхода к человеческой деятельности и, в частности, к мыслительной деятельности. Хотя это и не означает, что техническое мышление характеризуется своей исключительностью, однако можно предположить, что постоянное оперирование техническим матери-алом накладывает свой отпечаток на психологическую структуру мысли-тельной деятельности, вырабатывает определенную направленность мышления и способствует преимущественному развитию определенных качеств ума.
Анализ структуры технического мышления неизбежно приводит к вопросу о путях и методах развития этого вида мышления. При постановке данной проблемы руководствуемся тем, что само содержание объекта (со-держание технического материала) и способы оперирования с ним до известной степени определяют и общие требования к методу его изучения. Встает задача выявления общих принципов развития технического мышления, реализация которых обеспечила бы высокую степень обобщенности технических знаний у учащихся и сформировала бы у них общие подходы к решению задач.
Процесс решения задачи требует от ученика постоянной мыслительной деятельности: он анализирует, группирует, систематизирует условия,
выполняет другие умственные операции, а значит, развивает свое мышление. Особенности многих технических объектов, само оперирование техническим материалом придают мышлению специфический характер.
Особую актуальность данной теме — «Развитие технического мышления на уроках технологии в школе» придает тот факт, что процесс развития личности протекает в процессе решения технических задач. До сих пор в практике проведения уроков технологии в школе применение задач либо ограничено (при этом до конца не изучены возможности различных учебных задач при формировании технического мышления школьников), либо не практикуется вообще. Таким образом, можно указать на наличие противоречия между необходимостью формирования и развития технического мышления при изучении образовательной области «Технология» и отсутствием научно обоснованной методики его формирования. Из сформулированного противоречия вытекает проблема исследования: каковы пути и средства формирования и развития технического мышления в условиях изучения образовательной области «Технология»?
Объект исследования: учебный процесс по технологии в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: методика формирования и развития технического мышления школьников на уроках технологии.
Цель работы: определить методы, пути и средства формирования и развития технического мышления школьников при изучении технологии по направлению «Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов».
Для достижения поставленной цели в соответствии с указанным объектом и предметом были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть структуру технического мышления и дать его характеристику.
2. Осуществить анализ условий формирования и развития технического мышления в процессе решения технических задач.
3. Разработать содержание некоторых дидактических материалов для занятий по технологии, направленных на формирование и развитие технического мышления и способы определения уровней его сформированности.
4. Разработать предложения и рекомендаций для учителей технологии по составлению и применению конструктивно-технических задач, направленных формирование и развитие технического мышления.
Методы исследования:
• теоретические: изучение и анализ литературы по теме исследования, сравнение, обобщение;
• эмпирические: наблюдение, эксперимент.
Теоретическую и методическую базу исследования составили работы ученых, занимавшихся исследованием технического мышления Т.В. Кудрявцева, А.М. Аверина, А.М. Василевской, Ю.С. Столярова; активизации процесса обучения через решение технических задач посвящены работы В.В. Юдина, И.И. Гольдина, П.И. Иванова, В.В. Евдокимова, И.К. Божинова и др.
Практическая значимость исследования заключается в определении некоторых методов и приемов, способствующих развитию технического мышления и позволяющих их использовать в практике учителя технологии.
Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
С нашей точки зрения, существует прямая зависимость между уровнем сформированности технического интеллекта и способами обучения. Отсутствие единой системы технических знаний в содержании технического трудового обучения в школе, ремесленнический характер некоторых из формируемых умений и навыков не отражает уровня современной техники и производства и затрудняет формирование технического мышления. В связи с этим настоятельно необходимо дальнейшее совершенствование технического обучения в школе с учетом психологических предпосылок развития технического мышления. Оно должно формироваться и развиваться в ходе получения и усвоения учащимися обобщенных технических знаний и выработки общетрудовых и общетехнических умений.
В данной выпускной квалификационной работе первая глава - теоретическая. В ней рассматривается сущность технического мышления - понятие и структура технического мышления, развитие и формирование технического мышления в процессе решения технических задач.
Вторая глава - исследовательская, здесь изложены методика и рекомендации, направленные на формирование и развитие технического мышления при изучении школьного предмета «Технология» по направлению «Обслуживающий труд. Культура дома».
Решение поставленных задач в соответствии с целью выпускной квалификационной работы позволяют на сновании выводов, сделанных в главах 1 и 2, констатировать, что задачи данной работы решены и цель достигнута.
1. Аверин, A. M. Развитие мышления учащихся в процессе решения технических задач /А. М. Аверин, Э. Ф. Зеер. - М.: РУМК, 1979. - 120 с.
2. Андрианов, П. Н. Развитие технического творчества младших школьников / П. Н. Андрианов, М. А. Галагузова, Л.А.Каюкова. - М.: Просвещение, 1990. - 180 с.
3. Балл, Г. А. О психологическом содержании понятия задача / Г. А. Балл // Вопросы психологии. - 1970. - №6. - С.75-85.
4. Барлачук, Л. Ф. Психодиагностические методы исследования интеллекта / Л. Ф. Барлачук. - Киев: Знание, 1985. - 180 с.
5. Берцфан, Л. В. Формирование умений в ситуации решения конкретно-практических и учебных задач / Л. В. Берцфан // Вопросы психологии. - 1966. - №6. - С. 43-45.
6. Божинов, И. К. Дидактические условия развития технического мышления у учащихся / И. К. Божинов. - М.: Высш. школа, 1996. - 360 с.
7. Боркова, Т. Н. Анализ решения учащимися КТЗ / Т. Н. Боркова; под ред. Т. В. Кудрявцева. - М.: Педагогика, 1970. - 120 с.
8. Василевская, A. M. Формирование технического творческого мышления у учащихся / А. М. Василевская. - М.: Высш. школа, 1978. - 111с.
9. Заёнчик, В. М. Основы творческо - конструкторской деятельности / В. М. Заёнчик, А. А. Карачёв, В. Е. Шмелёв. - М.: Академия, 2004. - 256 с.
10. Ганацевич, Е. С. О развитии мышления учащихся в процессе решения технических задач / Е. С. Ганацевич. - Минск: НИИ педагогики министерства просвещения БССР, 1974. - 116 с.
11. Гетта, В.Г. Дидактические основы использования проблемности на уроках трудового обучения / В. Г. Гетта. - Киев: ПГУ, 1980. - 35 с.
12. Гольдин, И. И. О формировании в процессе проблемного обучения рациональных способов решения задач / И. И. Гольдин. - М.: Советская Россия, 1973. - 126 с.
13. Горяинов, М. А., Организация и методика контроля за учебно-воспитательной работой в ПТУ / М. А. Горянов, М. Г. Колесник. - М.: Высш. школа, 1975. - 255с.
14. Гришин, Л. М. О видах и структуре учебных задач / Л. М. Гришин // Советская педагогика. - 1965. - №3. - С. 32-33.
15. Гурова, Л. Л. Психологический анализ решения задач / Л. Л. Гурова. - Воронеж: ВГУ, 1976. - 327 с.
16. Данюшевская, Т. И. Особенности мышления учащихся в процессе трудового обучения. / Т. И. Данюшевская; Под ред. Т. В. Кудрявцева. - М.: Педагогика, 1970. - 480 с.
17. Евдокимов, В.В. Способы активизации технического мышления учащихся при решении конструктивно-технических задач в процессе трудового обучения в средней школе / В. В. Евдокимов. - Ростов-на-Дону: РГПУ, 1970. - 43 с.
18. 3аботин, В.В. Этап усмотрения проблемы в мышлении и обучении / В. В. Заботин. - Владимир: Астра, 1973. - 187с.
19. Зальцман, A. M. Развитие основ технического мышления в общеобразовательной школе / А. М. Зальцман // Школа и производство. - 1988. - №11. - С.3-6.
20. Захаров, В. П. Психология технического творчества / В. П. Захаров. - М.: Высшая школа, 1973. - 480 с.
21. 3еер, Э. Ф. Решение конструкторских задач / Э. Ф. Зеер. - М.: Высшая школа, 1970. - 196 с.
22. Иванов, П. И. Развитие технического мышления школьников на уроках труда / П. И. Иванов. - Ярославль: Азбука, 1969. - 60 с.
23. Калмыкова, З. И. Процессы анализа и синтеза при решении задач / З. И. Калмыкова. - М.: Высшая школа, 1974.- 232 с.
24. Кобак, В.А. Проблемные задачи как средство формирования профессионального мастерства / В. А. Кобак. - СПб.: Азбука, 1989. - 125 с.
25. Концевой, Ю. А. Анализ компонентов структуры технического мышления / Ю. А. Концевой. - М.: МПИ, 1976. - 40 с.
26. Кувшинов, Н. И. Решение практических задач учащимися на уроках труда / Н. И. Кувшинов // Вопросы психологии. - 1982. - №4. - С. 48-58.
27. Кудрявцев, Т. В. Психология технического мышления / Т. В. Кудрявцев. - М.: Педагогика, 1975. - 304с.
28. Кудрявцев, Т. В. О развитии технического мышления у школьников / Т. В. Кудрявцев, Б. А. Соколов // Школа и производство. - 1986. - №9. - С. 4-8.
29. Матюшкин, A. M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. - М.: Педагогика, 1972. - 240 с.
30. Менчинская, Н. А. Психология решения учащимися производственно-технических задач / Н. А. Менчинская. - М.: Просвещение, 1965. - 256 с
31. Моляко, В. А. Психология конструкторской деятельности /В.А.Моляко. - М.: Машиностроение, 1983. - 134 с.
32. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб заведений. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Владос, 2003. - 688 с.
33. Осипов И. Формирование учебной мотивации школьников/И.Осипов // Школа и производство, 2004, №2, с.4-6.
34. Платонов, К. К. Психология / К. К. Платонов. - М.: Высшая школа, 1977. - 530 с.
35. Резапкина, Г. В. Тип мышления / Г. В. Резапкина. - М.: Генезис, 2005. - 24 с.
36. Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования / С. Л. Рубинштейн. - М.: АН СССР, 1958. - 390 с.
37. Стернберг, Р. Практическая психология / Р. Стернберг. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.
38. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д. : Феникс, 2000. - 672 с.
39. Столяров, Ю. С. Техническое творчество учащихся / Ю. С. Столяров, Д. М. Комский, В. Г. Гетта. - М.: Просвещение, 1989. - 233 с.
40. Терешкина, И. В. Особенности мышления учащихся в процессе трудового обучения. / И. В. Терешкина. - М.: Просвещение, 1970. - 256 с.
41. Фарапонова, Э. А. Психологический анализ особенностей решения младшими школьниками КТЗ / Э. А. Фарапонова; под ред. Т.В.Кудрявцева. - М.: Высшая школа, 1970. - 160 с.
42. Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды / Д.Б.Эльконин. - М.: Психология, 2000. - 227 с.
43. Энгельмейер, П.К. Творческая личность и среда в области технических изобретений /П.К. Энгельмейер. - СПб: Образование, 1911.
44. Эсаулов, А. Ф. Психология решения задач / А. Ф. Эсаулов. - М.: Высш. школа, 1972. - 216 с.
45. Юдин, В. В. Технико-технологические задачи как средство активизации познавательной деятельности учащихся средних ПТУ / В. В. Юдин // Школа и производство. - 1983. - № 7. - С.9-12.
46. Яровой, И. Н. Сборник задач по техническому труду / И. Н. Яровой. - М.: Просвещение, 1976. - 135с.