Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Черты и свойства постмодернизма в романе «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей»

Работа №87866

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы52
Год сдачи2013
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
126
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Постмодернизм в литературе 6
1.1. Исторический контекст 6
1.2. Характерные черты 11
Выводы 18
Глава II. Художественное своеобразие романа «Бойня номер пять, или
Крестовый поход детей» 19
2.1. Этапы творчества Курта Воннегута 19
2.2. Идейно-тематический аспект романа «Бойня номер пять, или Крестовый
поход детей» 27
2.3. Постмодернистская поэтика романа « Бойня номер пять, или Крестовый
поход детей» 32
Выводы 47
Заключение 48
Библиография

Проза эпохи постмодернизма разнообразна по своим формам и содержанию. В истории литературы еще никогда не было такой свободы самовыражения и выхода за границы традиций. До сих пор ведутся споры о том, в чем отличие постмодернизма от модернизма в литературе, и некоторые склонны считать, что это два разных названия одного и того же направления. Однако между ними есть существенные различия. В нашей работе мы постараемся рассмотреть, в чем они заключаются. Мы определим, в чем суть постмодернизма как явления в литературе и культуре в целом, а также выделим его основные черты, что позволит определить, почему исследуемый нами роман «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» К. Воннегута относят именно к этому направлению.
Одним из наиболее необычных нововведений постмодернизма в литературе стало возникновение так называемой «Школы черного юмора». Ее яркими представителями являются всемирно известные Джозеф Хеллер, Хантер С. Томпсон, Кен Кизи, а также Курт Воннегут, чьему творчеству мы уделим пристальное внимание в настоящей работе. Эти писатели заставляют смеяться над проблемами, из-за которых обычно хочется плакать, и задумываться о серьезных вещах, таких, например, как война в «Уловке - 22» Хеллера и «Бойне номер пять» Воннегута. Стоит заметить, что оба писателя основывали свои работы на фактах, которые имели место в жизни, и были непосредственными свидетелями событий второй мировой войны.
Для того чтобы понять, какова была атмосфера времени создания романа, и что подтолкнуло К. Воннегута писать о войне, необходимо обратить внимание на историю создания романа и проследить связь жизни писателя и событий, описанных в «Бойне номер пять». Это поможет нам добраться до сути, философии романа. Воннегут писал о войне, используя приемы черного юмора, неслучайно. Юмористический эффект направлен на то, чтобы заставить читателя глубоко задуматься, ведь «юмор ради юмора» слишком прост, не дает никакой пищи для размышлений, а потому неинтересен и скучен.
Актуальность исследования обусловливается тем, что общепринятого мнения о творчестве Курта Воннегута не существует, на множество вопросов о его творчестве пока не найдено ответов.
Цель данной работы заключается в выявлении черт и свойств постмодернизма в романе «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» при помощи анализа текста.
Для того чтобы достичь главной цели работы, мы выделяем следующие задачи:
1. Рассмотреть роль постмодернизма в литературе и культуре в целом.
2. Осветить основные черты постмодернизма, а также его отличия от модернизма.
3. Выявить автобиографические мотивы в романе.
4. Провести анализ текста романа.
Предметом нашего исследования является роман «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» Курта Воннегута, а центральным объектом - черты постмодернизма в романе.
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что результаты анализа романа Курта Воннегута «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» могут быть в дальнейшем использованы для анализа других художественных произведений постмодернизма.
Структура работы.
Данная работа состоит из двух глав, в первой из которых мы рассмотрим ключевые понятия, необходимые для проведения обоснованного анализа романа, которому посвящена вторая глава.
В первом параграфе первой главы речь пойдет о постмодернизме как культурном и литературном направлении. Во втором параграфе мы определим, каковы главные черты постмодернистской литературы. Мы подведем итог первой главы в разделе Выводы.
В первом параграфе второй главы рассматривается творческий путь Курта Воннегута и его наиболее значимые произведения. Второй параграф посвящен идейно-тематическому аспекту романа. В третьем параграфе мы проведем анализ романа с точки зрения его принадлежности эпохе постмодернизма, выявляя типичные ей черты, такие как фрагментарность, интертексуальность, а также приведем примеры «черного юмора». Итог исследования, проведенного во второй главе, будет приведен в Выводах.
Выводы всей работы основываются на результатах, полученных в первой и второй главах, и приводятся в Заключении.
Материалы, посвященные анализу интертекстуальных связей романа «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» с другими литературными произведениями, прошли апробацию на X Всероссийской научно-практической конференции «Литературоведение и эстетика в XXI веке» («Татьянин день»), посвященной памяти Татьяны Александровны Геллер. Конференция проходила 23-25 января 2013 года в Институте филологии и искусств Казанского (Приволжского) федерального университета.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Литература постмодернизма многогранна и противоречива. Ей присущи черты, применимые и к современному постмодернистскому искусству в целом. Своеобразие этих черт культуры сформировалось под воздействием крупных изменений в науке и обществе в XX веке. Одним из наиболее значимых событий века стала Вторая мировая война. Именно это событие нашло отражение в романе Курта Воннегута «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей».
Постмодернизм - это единый комплекс представлений, объединяющий постмодернизм, постструктурализм и деконструктивизм. Постструктурализм возник как французское явление, деконструктивизм - как феномен культуры США, постмодернизм же - явление интернациональное. Идейный комплекс постмодернизма стал восприниматься как выражение восприятия эпохи, реализующегося не только в литературе, но и в архитектуре, живописи и любом другом феномене культуры.
До сих пор не утихают споры о том, является ли постмодернизм самостоятельным феноменом или существует как продолжение модернизма. Согласно первому подходу, постмодернизм - это углубление модернизма, согласно второму подходу - отказ от него. Постмодернизм отказывается от модернистских ценностей, однако заимствует и переосмысливает формы, ранее выработанные в модернизме.
Постмодернизм - это не стиль, не жанр, а скорее ситуация, своего рода «культурное бытие». Свое видение картины мира постмодернисты выражают через творческое поведение, которому присущи безличность, игра со смыслами, неопределенность, отказ от канонов, ироничность, прямое и скрытое цитирование.
«Черный юмор» - это одно из постмодернистских направлений. В основе идейно-эстетического аспекта «черного юмора» - плюрализм, конформизм и расшатанная система ценностей, что полостью вписывается в парадигму постмодернизма. Автор предоставляет читателю право самому решать, как относиться к тому или иному событию, описываемому в произведении. Конформизм заключается в идее о том, что человек не может изменить ситуацию, в которой находится. В модернистском же сознании мир воспринимается как нечто, создаваемое и преобразуемое человеком.
В романе «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» реальные события смешаны с вымыслом, однако в основе романа - исторический факт: бомбардировка Дрездена авиацией союзнических войск в 1945 году, одним из свидетелей которой стал Курт Воннегут. Ему пришлось потратить немало усилий и времени, чтобы написать книгу о трагедии Дрездена, однако в дальнейшем роман «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» стала знаковым произведением антимилитаристской литературы. Воннегуту удается затронуть наиболее важные для любого человека темы - такие как, война, смерть, человечность. Воннегут считал себя гуманистом и призывал всех людей отказаться от участия в войнах.
Текст романа «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» обладает основными чертами, присущими постмодернистской литературе. Наиболее полно и ярко раскрываются такие черты, как интертекстуальность, фрагментарность и «черный юмор». Роман представляет собой пример типичной литературы «черного юмора»: автор придерживается мнения, что человек беспомощен перед обстоятельствами жестокой реальности. Так как человек не может изменить свою жизнь, все, что ему остается, - это изменить к ней свое отношение, то есть воспринимать все вокруг с юмором. Повествование в романе нелинейно, что обосновано сюжетом. Воннегут обращается к различным произведениям других авторов, также можно проследить интертекстуальные связи между работами Воннегута и даже частями романа «Бойня номер пять».
В начале исследования, мы ставили перед собой цель выявить черты и свойства постмодернизма в романе «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей», обращаясь к примерам из текста. Прежде чем достичь цели исследования, нам пришлось решить несколько задач. Во-первых, мы рассмотрели, что представляет собой постмодернизм в литературе и культуре в целом; во-вторых, изложили, каковы основные черты постмодернизма, а также чем он отличается от модернизма; в-третьих, проследили связь событий, произошедших в жизни Курта Воннегута, и содержания романа «Бойня номер пять»; и, в-четвертых, провели анализ текста «Бойни номер пять» и выявили в нем черты, присущие постмодернистской литературе.
В романе ярко выражена его антимилитаристская направленность, стереотипы «настоящих героев» извращены до нелепости, а человек показан бессильным перед жестокостью войны. Курт Воннегут рассказывает печальную историю бомбардировки Дрездена в юмористическом ключе и ему удается вызвать у читателя и смех, и слезы.



1. Воннегут К. Механическое пианино. - М.: Издательство АСТ, 2010. - 416 с.
2. Воннегут К. Сирены Титана. - М.: Издательство АСТ, 2010. - 336с.
3. Воннегут К. Мать тьма. - М.: Издательство АСТ, 2010. - 224 с.
4. Воннегут К. Колыбель для кошки. - СПб: Издательство Азбука, 2004. - 256 с.
5. Воннегут К. Бойня номер пять, или Крестовый поход детей - М.: Издательство АСТ, 2008. - 320 с.
6. Воннегут К. Завтрак для чемпионов, или Прощай черный понедельник! - М.: Издательство АСТ, 2011. - 256 с.
7. Воннегут К. Малый не промах. - М.: Издательство АСТ, 2010. - 256 с.
8. Воннегут К. Времятрясение. - СПб.: Издательство Кристалл, 2001. - 222 с.
Научно - критическая литература:
9. Аствацатуров А.А. Молчание абсурда в романе Курта Воннегута «Бойня номер пять» // Воннегут К. Бойня номер пять, или Крестовый поход детей. - СПб.: Азбука-классика, 2003. - 255 с.
10. Зверев A.M. Модернизм в литературе США: формирование, эволюция, кризис. - М.: Наука, 1979. - 320 с.
11. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм.
Постмодернизм. - М.: Интрада, 1996. - 255 с.
12. Судас Л.Г. Постмодернистская альтернатива в социологии. - М.: МАКС Пресс, 2004. - 30 с.
13. Шогенцукова Н.А. Откровения Курта Воннегута // Литературное обозрение. - 1988. - №3. С.65-67.
14. Bailey Michael E. Life in a Feed Lot // Touchstone: A Journal of Mere Christianity. - 2006. Vol. 19. P.10-12
15. Hauck R. A Cheerful Nihilism: Confidence and “the Absurd” in American Humorous Fiction. - Bloomington Ind., 1971. - 269 p.
16. Matheson T.J. Mixing Fantasy with Fact: Kurt Vonnegut’s Use of Structure in the Slaughterhouse-Five // Theocrit: The Online Journal of Undergraduate Literary Criticism and Theory. - 2009. Vol. 1.1. P.74-81
17. McGinnis Wayne D. The Arbitary Cycle of Slaughterhouse-Five: A Relation of Form to Theme // Critique. - 1975. Vol. 17. P. 55-67
18. Simpson J. This Promising of Great Secrets. Literature, Ideas, and the (Re)Invention of Reality in Kurt Vonnegut’s God Bless You, Mr.Rosewater, Slaughterhouse-Five, and Breakfast of Champions Or “Fantasies of an Impossibly Hospitable World”: Science Fiction // Critique. - 2004. Vol. 45. P.261-271
Справочная литература:
19. Ильин И. П. Постмодернизм. Словарь терминов. - М.: Интрада, 2001. - 385 с.
20. Кутырев В.А. Философия постмодернизма: Научно-образовательное пособие для магистров и аспирантов гуманитарных специальностей. - Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2006. - 95 с.
21. Тойнби А. Дж. Постижение истории. - М.: Издательство Айрис- Пресс, 2008. - 640 с.
22. Шичалин Ю.А. История философии: Запад-Россия-Восток (Книга
четвёртая. Философия XX в.). - М.: Изд-во Греко-латинский кабинет Ю.А.
Шичалина, 1999. - 448с.
Интернет-источники:
23. Арт-азбука // Электронный словарь современного искусства под
редакцией Макса Фрая. [Электронный ресурс] URL:
http://azbuka.gif.ru/alfabet/p/postmodernism/(дата обращения 16.05.2013).
24. Воронкова В.Г. Истоки возникновения постмодернизма: статус,
разновидности и характерные черты // Статья док. фил. наук В.Г. Воронковой. - Запорожье: Запорожская инженерная академия, - 2003. - 6 с. [Электронный ресурс]. URL: http://eprints.zu.edu.Ua/76/1/03vvghhc.pdf(дата обращения:
22.04.2013).
25. Интервью Курта Воннегута журналу «Плейбой» в 1973 году // Сайт, посвященный американскому писателю Курту Воннегуту. -2003. [Электронный ресурс] URL: http://vonnegut.ru/stat/stat_playboy.htm(дата обращения: 20.05.2013).
26. Особенности восприятия постмодернистского рассказа В.Пелевина
русскими критиками. - 73 с. [Электронный ресурс]. URL:
http://nccur.lib.nccu.edu.tw/bitstream/140.119/33281/4/55400104.pdf(дата обращения 19.04.2013).
27. Постмодернизм как явление культуры 20 века (Дип. работа) //
Космическая вибрация: электронный научный журнал. - 2009. - 9 сентября [Электронный ресурс]. URL: http://otmart.net/node/100(дата обращения:
17.05.2013).
28. Словарь литературоведческих терминов // Проект «Словарь литературоведческих терминов»: электронный словарь. [Электронный ресурс] URL: http://slovar.lib.ru/dictionary/postmodernizm.htm(дата обращения 11.03.2013).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ