Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИОНННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №87777

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2013
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
107
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования этнического самосознания
старших школьников 6
1.1. Понимание сущности этнического самосознания на основе разных
научных подходов
1.2. Особенности формирования этнического самосознания в старшем
школьном возрасте 20
1.3. Анализ зарубежного и отечественного опыта модельного подхода к формированию этнического самосознания школьников в условиях полиэтнического общеобразовательного учреждения 35
Выводы по 1 главе 50
Глава 2. Организационно-содержательные условия формирования
этнического самосознания старших школьников в полиэтническом общеобразовательном учреждении 52
2.1. Организация и содержание психолого-педагогической деятельности общеобразовательного учреждения по формированию этнического самосознания 52
2.2 Эффективные формы, методы и средства формирования этнического самосознания старших школьников 63
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы полиэтнического
общеобразовательного учреждения по созданию организационно-содержательных условий, способствующих эффективному формированию этнического самосознания у старших школьников 72
Выводы по П главе 80
Заключение 82
Список использованной литературы

Проблема формирования этнического самосознания интересует историю, философию, психологию, педагогику и социологию. У ученых нет единого взгляда на структуру этнического самосознания. Интенсивная разработка вопросов формирования этнического самосознания школьников дает ряд актуальных проблем:
- между недостаточными условиями, доступными технологиями и самой потребностью формирования этнического самосознания;
- между практикой формирования этнического самосознания в общеобразовательном учреждении и благоприятных для нее условий обеспечения эффективности данного процесса;
- между значимостью исследования условий обеспечения формирования этнического самосознания и малой разработкой положения обозначенной проблемы;
- между обязательным изменением подходов и технологий формирования этнического самосознания в условиях общеобразовательного учреждения и недостаточной к этому подготовленностью педагогов.
Из всего этого появляется вопрос, какие же нормальные условия для развития этнического самосознания старших школьников в полиэтническом общеобразовательном учреждении. Это определило выбор темы исследования, целью которого стало выявление организационно-содержательных условий формирования этнического самосознания старших школьников в полиэтническом образовательном учреждении.
Объектом исследования является формирование этнического самосознания старшеклассников.
Предметом исследования - организационно-содержательные условия для формирования этнического самосознания старших школьников во время обучения в полиэтническом общеобразовательном учреждении.
Гипотеза исследования: формирование этнического самосознания учащихся старших классов в полиэтническом общеобразовательном учреждении будет осуществляться эффективно, если:
- в содержание обучения будут включены специальные дисциплины, направленные на повышение этнокультурной, этической и правовой компетентности, развитие эмпатических способностей старших школьников;
- педагогами будут активно использоваться интерактивные формы и методы, способствующие формированию этнического самосознания учащихся старших классов;
- в целенаправленный процесс формирования этнического самосознания старших школьников будут активно включаться семьи учащихся и этнокультурные общественные организации.
Задачи исследования:
1. Проанализировать современное состояние исследования проблемы формирования этнического самосознания старших школьников в педагогической теории и практике деятельности общеобразовательного учреждения.
2. Определить основные направления в содержании и организации деятельности школы, способствующие повышению эффективности формирования этнического самосознания старших школьников.
3. Выявить специфику формирования этнического самосознания старших школьников в полиэтническом общеобразовательном учреждении.
4. Разработать программу и методический инструментарий изучения процесса формирования этнического самосознания старшеклассников в полиэтническом общеобразовательном учреждении.
Теоретическую основу исследования составили:
- теоретико-методологические положения о сущности этнического самосознания и теоретические основы его формирования (А.В. Авксентьев, В.А. Аксентьев, Ю.В. Арутюнян, А.Б. Багдасарова, Д. Берри, Ю.В. Бромлей, К.М. Бэр, Л.Н. Гумилев, Л.М. Дробижева, П.И. Кушнер, У. Самнер, А. Тэшфел, Дж. Тернера, В.А. Тишков, Г.Г. Шпет и др.);
- исследования в области проблем формирования этнического самосознания (А.Г. Асмолов, Е.П. Белинская, М. Барретт, Г.Н. Волков, Н.М. Лебедева, З.Ф. Мубинова, О.Д. Мукаева, В.С. Мухина, И.С. Кон, В.С. Кукушин, Ж. Пиаже, И.А. Снежкова, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, С. Томпсон, Дж. Финни, Р.М. Фарр, В.Ю. Хотинец, Э. Эриксон и др.);
- учение о целостном педагогическом процессе и его обусловленности социальными и психологическими факторами (В.П. Беспалько, В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, Л.С. Выготский, Г.М. Гогиберидзе, В.И. Горовая, В.Н. Гуров, Э.В. Ильенков, И.А. Малашихина, А.В. Мудрик, М.М. Поташник, А.В. Спирин, Г.К. Селевко, В.А. Сластенин, П.А. Флоренский, В.А. Шаповалов, И.А. Шаповалова, М.И. Шилова и др.);
-исследования ученых лаборатории этнокультурного образования Елабужского института К(П)ФУ (Е.Е. Мерзон, С.Ф. Тазиев)[33, с.56].
Для достижения цели и решения поставленных задач использовался комплекс методов:
-теоретические методы: теоретический анализ и синтез, моделирование;
-эмпирические: наблюдение, опрос, тестирование, изучение школьной документации и результатов деятельности, эксперимент;
-статистические: количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлось МБОУ «Школа № 10» г. Елабуга.
Выпускная квалификационная работа выполнялась как часть комплексной программы научно-исследовательской работы лаборатории этнокультурного образования ЕИ К(П)ФУ (руководитель - доцент С.Ф. Тазиев).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основе комплексного анализа отечественных и зарубежных исследований осуществлена классификация основных моделей формирования этнического самосознания старших школьников; выявлена специфика процесса формирования этнического самосознания старшеклассников в образовательном процессе полиэтнической общеобразовательной школы.
Практическая значимость исследования состоит в разработке эффективных форм, методов и средств формирования этнического самосознания старшеклассников с учётом регионального компонента содержания общего образования старших школьников, направленных на совершенствование деятельности школы по формированию этнического самосознания учащихся старшего школьного возраста.
Результаты исследования и разработанные программы спецкурса «Этнический мир человека», тренингов, семинаров для педагогов по изучению культурных особенностей различных этносов могут быть использованы в практической работе общеобразовательных школ. Они обеспечивают целостное влияние на личность старших школьников, формирование этнического самосознания средствами взаимодействия школы, семьи и этнокультурных общественных организаций, могут использоваться руководителями школ, учителями, педагогами-психологами, социальными педагогами и другими специалистами.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность подготовки молодёжи к жизни и деятельности в поликультурном обществе требует от педагогов и других специалистов серьёзного внимания к развитию этнокультурной составляющей образования. Выбор оптимального соотношения основных подходов к осуществлению образовательно-воспитательного процесса, в том числе: этнологического, культурологического, конфликт логического и др., является важной проблемой организации системного модельного подхода в этническом и межэтническом воспитании. На теоретическом осмыслении данных были сделаны выводы.
1. В ходе исследования выявлены особенности процесса формирования этнического самосознания старшеклассников в полиэтническом образовательном учреждении, определяемые как психофизиологическими, личностными и социально-психологическими характеристиками старшего школьного возраста, так и спецификой педагогического процесса в полиэтнической среде. Для него характерны: ориентация на комплексные теоретические знания в области этнологии, социологии, культурологии, в области межэтнических отношений, а также формирование этнической толерантности, предполагающей наличие позитивного образа иной этнической культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной, с опорой на активное использование межэтнической интеграции.
2. Разработанная типология моделей деятельности образовательных учреждений, основанная на анализе содержания образовательного процесса как в России, так и за рубежом, позволила выделить общее и особенное для каждой из моделей и на основе этого определить наиболее оптимальные содержание, формы и методы формирования этнического самосознания старших школьников в полиэтническом образовательном учреждении.
3. Результаты исследования доказывают, что реализация процесса
формирования этнического самосознания школьников осуществляется более эффективно через разработку и внедрение модели деятельности образовательного учреждения, включающей организационные характеристики субъектов и объектов этого процесса, характеристику содержания базисного и регионального компонентов учебных программ и внеклассной образовательной деятельности, а также формы и методы, ориентированные на привлечение педагогического потенциала поликультурной среды образовательного учреждения.
4. Разработанная и апробированная модель поликультурного образования, которая включает этнокультурное, конфликт логическое, эмоциональное, моральное, правовое и межкультурное направления, способствует формированию позитивной этнической идентичности старшеклассников, знаний о своей и иных культурах, этнической толерантности, навыков конструктивного общения, чувства эмпатии, морально-нравственных и юридических норм и является одним из психолого-педагогических условий эффективного формирования этнического самосознания старших школьников.
5. Необходимым организационным условием эффективной работы полиэтнической школы по формированию этнического самосознания старшеклассников возникает введение должности этнопедагога, создание служб психолого-педагогической поддержки и делегирование педагогам и специалистам функций, связанных с формированием этнического самосознания старших школьников.
6. В ходе исследования выявлено, что одним из важных условий, способствующих оптимизации процесса формирования этнического самосознания старшеклассников, выступает включение в образовательный процесс интерактивных форм и методов работы (тренингов, диспутов, дискуссий, семинаров-практикумов).
7. Превращение полиэтнического образовательного учреждения в открытую социально-педагогическую систему, ориентированную, с одной стороны, на использование воспитательного потенциала семьи, государственных и общественных этнокультурных организаций, а с другой - на педагогизацию семейного и общинно-соседского социумов, способствует повышению эффективности процесса формирования этнического самосознания старших школьников.
Прогностическое осмысление эмпирических результатов исследования позволяет нам сделать заключение, что эффективность процесса формирования этнического самосознания молодежи возрастет, если системный модельный подход к деятельности будет реализовываться на всех уровнях образовательного комплекса города, края и региона.



1. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Краткий этносоциологический словарь - справочник. / Подред. В.А. Шаповалова. - Ставрополь, 1994.
2. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-синологические проблемы.М. ,1990.
3. Арабов И.А., Нагорная Г.Ю. Этнопедагогика (культурологический аспект).- г. Карачаевск: изд-во КЧГПУ, 1999.
4. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. - М., 1999.
5. Багдасарова А.В. Этническое сознание и самосознание: сущность, структура: Этнические проблемы современности. Вып. 6. - Ставрополь: Издательство СГУ, 2000. - 25-30с.
6. Багдасарова А.В. Этнонациональное самосознание как феномен культуры: Этнические проблемы современности. Вып. 7. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. - 17-19с.
7. Барретт М. Развитие национальной идентичности: Концептуальный анализ и некоторые итоги Западноевропейского исследования // Развитие национальной этнолингвистической и религиозной идентичности у детей и подростков. М., 2001.
8. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М., 1983.
9. Койчуева А.С. Формирование ценностных ориентаций
старшеклассников в национальной школе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Карачаевск, 2000.
10. Вирин В.П. Ментальность, менталитет // Современная западная философия. Словарь. - М., 1991.
11. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студ. пед. инс-ов. Под ред. А.В. Петровского. Изд. 2-е, М.: Просвещение, 1979..
12. Всеобщая декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
13. Всеобщая декларация прав человека.
14. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1996.
15. Гнатенко П.И., Павленко В.Н. Идентичность: Философский и психологический анализ. - Киев: Арт-Пресс, 1999.
16. Гончаров И. Народное образование. - № 1. - 1993.
17. Гукаленко О.В. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки защиты учащихся - мигрантов в поликультурном образовательном пространстве. - Дисс. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону 2000г.
18. Жуковский И.В. Этнокультурное образование в многонациональном регионе // педагогика. - 2001. №3.
19. Закон Российской Федерации «Об образовании».
20. Иванов А.В. Педагогические условия развития этнического самосознания подростков: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Якутск, 2001.
21. Павленко В.Н., Кряж И.В., Барретт М. Этнические и национальные идентификации и представления у детей и подростков //Психологический журнал, 2002. - № 5.
22. Кипиани Г. Этническая идентичность в структуре идентификации личности и социально - культурные условия развития.//Развитие национальной этнолингвистической и религиозной идентичности у детей и подростков. М., 2001.
23. Кодзаспирова Г.М., Кодзаспиров А.Ю. Педагогический словарь: студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений.. -М.: Академия. 2000.
24. Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса // Советская этнография, 1974. - № 2.
25. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.
26. Конвенция о правах ребенка.
27. Конституция Российской Федерации.
28. Кохановский В.П. Философия методология науки. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.
29. Реальность этноса. Национальные школы в этнологии, этнографии и культурной антропологии: Наука и образование. Материалы докл. Междун. научн. практ. конф. / Под общ. ред. И.Л. Набока. - СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2001.
30. Кушнер П.И. Национальное самосознание как этнический определитель // Краткие сообщения Ин-та этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, 1949.
31. Личко А.Е. Эти трудные подростки: записки психиатра.
Л.Лениздат,1983.
32. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
33. Мерзон Е.Е., Тазиев С.Ф. Научно-методическое обеспечение этнокультурного образования учащихся: учебно-методическое пособие. - Елабуга, 2011.
34. Московиси С. Век толп. - М., 1996.
35. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество / Учебник для студентов вузов. - М., 1998.
36. Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов
педагогических институтов. М.1985.
37. Налгаджян А.А. Этнопсихология. 2-е изд. - СПБ: Питер, 2004.
38. Немов Р.С. Психология.: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - Кн. 2: Психология образования.
39. Обухова Л.Ф. Возрастная психология - М.: Пед. об-во России, 2000.
40. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. ст. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.
41. Проектирование систем внутри школьного управления: Пособие для руководителей обр.уч-ний и территориальных образовательных систем/ Под ред. А.М.Моисеева. -М: Пед-кое общ-во России, 2001..
42. Садохин А.П. Этнология. - М., 2001.
43. Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества: Советская этнография. - 1982. - №1.
44. Современная Этнопсихология. Хрестоматия / Под общ. ред. А.Е. Тараса. - Мн: Харвест, 2003.
45. Тавадов Г. Т. Этнология: Словарь - справочник. - М., 1998.
46. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. / под ред. Ю.В. Бромлей. 2-еизд., испр. идоп. - М.: Наука, 1985.
47. Тазиев С.Ф. К проблеме использования историко-культурного наследия в духовно-нравственном воспитании учащихся // Использование исторического и культурного наследия региона в духовно-нравственном воспитании учащихся: материалы республиканской НПК, Елабуга, 2012.
48. Тазиев С.Ф. Концептуальные основы развития этнокультурного образования в ЕМР // сб. Проектная деятельность преподавателей кафедры педагогики, Елабуга, 2010.
49. Хабибулин К.Н., Скворцов Н.Г. Испытание национального самосознания.- СПб., 1993.
50. Тазиев С.Ф. Опыт и перспективы развития этнокультурного образования учащихся // Ученые записки филиала КФУ в г. Елабуга, том 20, серия “Педагогика”, 1972.
51. Тазиев С.Ф. Развитие образовательного учреждения как центра нравственного воспитания на основе национальной культуры // Инновации и традиции в решении проблем модернизации современного образования: материалы международной НПК, Елабуга.
52. Тазиев С.Ф. Развитие этнокультурного образования в условиях малого города // Сб. региональной н.пр.конференции «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика». - Елабуга, 2009.
53. Тазиев С.Ф. Создание единого этнокультурного образовательного пространства школы // Формирование духовно-нравственной культуры и национального самосознании учащихся в современных условиях, Елабуга, 2013.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ