Заказать работу


Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭТНИЧЕСКИ - СМЕШАННЫЕ БРАКИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН (НА ПРИМЕРЕ РУССКО - ТАТАРСКИХ СЕМЕЙ Г. КАЗАНЬ)

Работа №52877
Тип работыДипломные работы, ВКР
Предметантропология
Объем работы123
Год сдачи2017
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание

Введение 4
Глава I. Развитие отечественной историографии в вопросах исследований межэтнических браков и этнически-смешанных семей второй половины XX - начала XXI вв 9
1.1. Теоретико-методологические подходы, применяемые в исследованиях межэтнических браков и этнически-смешанных семей 10
1.2. Источники изучения межэтнических браков и этнически-смешанных семей 14
1.3. Основное содержание дискуссионных полей и проблем межэтнических
браков, обсуждаемых отечественными этнологами 16
Глава II. Вопрос этнического самосознания в этнически-смешанных семьях в отечественной историографии периода второй половины XX - начала XXI вв 23
2.1. Роль этнической культуры в определении этнического самосознания членов этнически-смешанных семей 25
2.2 Формирование этнического самосознания детей в этнически-смешанных семьях 30
Глава III. Этническое самосознание супругов национально-смешанных семей 34
3.1. Парадигма этнической культуры в формировании этнического
самосознания в национально-смешанных семьях 35
3.2. Этноязыковые процессы в национально-смешанной семье 43
Глава IV. Этнопсихологические ориентации супругов национально-смешанных семей 48
4.1. Этнические и гражданские идентификации супругов русско-татарских семей г. Казань 49
4.2. Отношение членов этнически - смешанных семей к национально—смешанным бракам 54
4.3. Отношение членов этнически - смешанных семей к представителям своей
национальности и национальности своего(ей) иноэтничного(ой) супруга/ супруги 61
Заключение 65
Список использованных источников и литературы 70
Приложение

Республика Татарстан - полиэтничный регион, межнациональные браки в нашем регионе распространенное явление. Семья - это не только «базовая ячейка», но и духовный, ментальный, интеллектуальный потенциал общества. Изучение динамики изменения отношений внутри этнически-смешанных семей позволяет выявить более полную картину межэтнического взаимодействия в регионе, а также проследить динамику межэтнических процессов. В фокусе исследования находились 50 семейных пар - супруги русско-татарских семей города Казань. Возрастной диапазон составил от 18 до 60 лет, основной массив респондентов пришелся на возрастную группу «30 - 45» лет.
Актуальность данной темы заключается в постоянном изменении межэтнических отношений. Семья, как базовая ячейка общества, является одним из «маркеров», так посредством динамики этнически-смешанных браков можно проследить уровень взаимовосприятия разных этносов в одном полиэтничном и поликультурном пространстве. Взаимосвязь социально важных факторов заставляет исследователей обращаться к данной теме.
Историография исследуемого вопроса достаточно обширна, однако в ней отсутствует комплексный подход к проблеме. Для анализа эмпирических данных был изучен пласт отечественной историографии межнациональных браков рубежа второй половины XX - начала XXI веков. К настоящему времени отечественная историография, рассматривающая вопросы межнациональной брачности и национально-смешанных семей, недостаточно систематизирована. Это обусловлено разными методами работы исследователей, разными подходами в обобщении реального опыта исследования.
Анализ этнологической, исторической и социологической литературы позволил выявить несколько направлений в исследуемом вопросе. В исследованиях советского периода представлен широкий спектр различных тематик: динамика межэтнической брачности, причины и факторы заключения этнически-смешанного брака, элементы стабильности этнически-смешанных семей? Комплексный анализ проблемы проведен в работе А.А. Сусоколова, соединяющий в себе как элементы этнодемографического исследования, так и социологического. Особый интерес у исследователей, как советского, так и постсоветского периода вызывают микросоциальные проблемы функционирования этнически- смешанных семей. Главным образом — это проблема этнической самоидентификации детей и супругов этнически-смешанных семей. В этой области работали такие исследователи, как Л.М. Дробижева, И.С. Кон, Т.А. Титова, Е.М. Галкина, В. Худавердян, Э.С.Асанова, О.В. Осипова, Буева Л.М и А.В. Топилин
Трансформационные процессы, происходящие в российском обществе последние двадцать пять лет, вновь обратили внимание исследователей к проблеме межэтнической брачности и этнически-смешанных семей. В центре внимания остался тот же круг проблем, носящий, как правило, региональный характер.
В ходе работы также была привлечена литература, заключающая базовые теоретические разработки в этносоциологических и этнодемографических исследованиях.
Исходя из описанного состояния разработки данного вопроса, определяется направленность нашего исследования. Цель данной работы - проследить тенденцию развития этнически-смешанных браков в республике Татарстан (на примере русско-татарских семей г. Казань).
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть историографические исследования второй половины XX - начала XXI вв. по проблеме;
2. Проанализировать этноязыковые процессы и этническое самосознание разнонациональных супругов;
3. Рассмотреть этнопсихологические ориентации разнонациональных супругов.
Объектом исследования является этнически - смешанный брак. Предмет изучения - этническое самосознание и ценностные установки супругов русско-татарских семей г. Казань.
В соответствии цели и задачам построена структура исследования. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников и литературы. В первой главе показано развитие отечественной историографии в вопросах исследования межэтнических браков и этнически-смешанных семей второй половины XX - начала XXI вв. Глава делится на три части, каждая из которых раскрывает основные положения рассматриваемой темы: теоретико-методологические подходы, применяемые в исследованиях межэтнических браков и этнически- смешанных семей; источники изучения рассматриваемого феномена; основное содержание дискуссионных полей и проблем межэтнических браков, обсуждаемых отечественными этнологами. Вторая глава посвящена вопросу этнического самосознания в этнически-смешанных семьях в отечественной историографии периода второй половины XX - начала XXI вв. Глава состоит из двух частей, каждая из которых затрагивает основные положения поставленного вопроса: роль этнической культуры в определении этнического самосознания членов этнически-смешанных семей; формирование этнического самосознания детей в этнически-смешанных семьях. Третья глава посвящена анализу эмпирических данных русско- татарских семей в городе Казань, где отражены основные вопросы исследования: парадигма этнической культуры в формировании этнического
самосознания и этноязыковые процессы в национально-смешанной семье. В четвертой главе анализируются материалы, затрагивающие этнопсихологические ориентации супругов национально-смешанных семей. Глава содержит три части: этнические и гражданские идентификации супругов русско-татарских семей города Казань, отношение членов этнически — смешанных семей к национально—смешанным бракам, отношение членов этнически - смешанных семей к представителям своей национальности и национальности своего(ей) иноэтничного(ой) супруга/супруги.
Источниковой базой исследования послужили материалы этносоциологического опроса супругов русско-татарских семей города Казань (сбор материала проходил в ноябре - декабре 2016 г.). Объем выборки составил 50 семейных пар (50 человек - русские, 50 человек - татары). Также источниковым материалом послужило действующее российское законодательство и законодательные акты Республики Татарстан.
Методологической основой исследования выступает диалектический метод познания, который позволяет рассматривать явления в их развитии и взаимосвязи. Работа базируется на принципах всесторонности, восхождения от частного к общему и от общего к частному (единство индукции и дедукции). Одним из основных является антропологический метод анализа культур, что обусловлено спецификой рассматриваемого объекта - этнически - смешанный брак в динамике развития. Также был использован метод контент-анализа, так как мы обрабатывали материал анкетных данных и работали, прежде всего, с текстовой информацией. Работа проводилась через призму диффузионизма, так как мы считаем главным содержанием исторического процесса диффузию - «контакт», «взаимодействие» и «взаимовлияние».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


Вышеизложенный материал позволяет нам сделать следующие выводы.
1. Проанализированная литература показала разграничения в целевой ориентации советских и российских исследователей. Так, первые ставили перед собой цель нарисовать общую картину межэтнической брачности на всей территории СССР, проводя масштабные и во многом статистические исследования. Российские исследователи в сферу своих интересов при исследовании межэтнической брачности прежде всего ставят локальный этнос и его связи с инонациональным населением, тем самым масштаб российских исследователей региональный, а не всероссийский. Также было выявлено, что со временем сменился основной источник исследований, статистические данные уступили место этносоциологическим анкетам. Кроме различий в советских и российских исследованиях, можно найти их общие черты: прежде всего - это дискуссионные поля по проблеме межэтнических браков и этнически-смешанных семей. К ним относят причины и движущие силы; также в сферу интересов входит динамика заключение и расторжения таких браков.
2. На основе изученного материала можно заключить, что большинство исследователей при изучении этнического самосознания делают акцент на знании материальных и нематериальных форм национальных культур супругов, а также знании и употреблении родного языка. Важно отметить формирование этнического самосознания у детей из этнически-смешанных семей. В советское время исследование данного процесса не нашло бы широкого отклика в научной среде, так как было принято, что есть один единый советский народ, что не исключает этничность, но значение ее несколько уменьшает. Интересны исследования постсоветского периода, где отмечается, что формирование этнического самосознания у детей из этнически-смешанных семей формируется стадиально, а во многих случаях еще и ситуативно (в зависимости от того, к какой этнической группе выгоднее себя отнести).
Так системное изучение советского и постсоветского историографического материала по проблеме межэтнических браков и национально-смешанных семей позволило раскрыть основную целевую ориентацию исследователей, изучить их методы работы (методологический аппарат), источники исследований, а также сферу проблем, входящих в понятие межэтнический брак и этнически-смешанная семья.
3. Согласно материалам проведенного исследования были выявлены следующее тенденции, связанные со знанием и употреблением материальных и нематериальных форм национальных культур:
а. Приоритет в области материальной культуры отдается национальной кухне, так как на сегодняшний день национальная кухня (как среди опрошенных русских респондентов, так и среди опрошенных респондентов татар) является наиболее используемым элементом не только по праздникам, но и в обыденные дни.
б. Знание народных песен, танцев и игр для опрошенных респондентов не является важным показателем для определения этнической принадлежности. Самой непопулярной формой народной культуры для опрошенных супругов русско-татарских семей города Казань является народная игра.
в. Знание обрядов и обычаев своего народа для респондентов является важной составляющей для идентификации себя со своим народом, но здесь же стоит отметить следующую тенденцию: большинство респондентов не соблюдают обряды и традиции своего народа, но имеют желание соблюдать.
г. Знание истории своего народа является для супругов русско- татарских семей важной составляющей в идентификации себя со своим народом. Не менее важной для респондентов оказалась передача знаний о своем народе своим детям. Стоит отметить, что первостепенную роль в передаче знаний о своем народе респонденты отводят семье, а потом только учебным заведениям. Здесь же стоит отметить достаточно высокий процент респондентов, знающих историю народа своего инонационального(ой) супруга/супруги.
д. Абсолютное большинство респондентов к национальным праздникам относит религиозные. При анализе анкетных данных, мы столкнулись с трудностью в восприятии респондентами религиозного праздника в качестве национального. Данная тенденция наблюдается как у татар, так и у русских. Наряду с народными праздниками: Сабантуй, Масленица, Науруз байрам встречаются религиозные - Курбан байрам, Пасха, Рождество, Крещение, Ураза байрам. Данное явление говорит о прочном влиянии религиозных традиций на народную культуру и мировосприятие. Здесь же стоит отметить, при вопросе «кем вы себя считаете?» абсолютное большинство отнесло себя к национальностям «русский/русская», «татарин/татарка» и только 2% опрошенных идентифицировали себя в качестве представителя своей религии (ислам и христианство).
4. Изучив тенденции этнопсихологических ориентаций супругов русско- татарских семей, мы пришли к следующим выводам:
а. У абсолютного большинства опрошенных гражданско-национальная идентичность, т.е. респонденты в равной степени считают себя гражданиномгражданкой страны и представителем своей национальности. Для респондентов русских характерен выбор общероссийской гражданской идентичности, среди респондентов татар (преимущественно мужчин) встречается выбор «татарстанец».
б. Чувство сближения со своим народом у опрошенных респондентов вызывает место жительства и самосознание, в меньшей степени национальная культура. Ни для опрошенных татар, ни для опрошенных русских респондентов национальный язык не является ключевым интегрирующим элементом в этническую общность.
в. Большинство респондентов обоих полов положительно оценивают этнически смешанный брак (в том числе между русскими и татарами). Небольшой процент респондентов, который категорически против этнически-
смешанного брака имеет тенденцию негативной оценки всех аспектов, связанных с этим явлением, в том числе принятие в семью супруга/супруги, сложившихся отношений с родителями второй половинки и общей атмосферой внутри семьи.
г. Абсолютное большинство респондентов не испытают дискомфорта внутри этнически-смешанной семьи, но также отмечают, что национально-смешанный брак не прочнее однонационального, отмечая субъективные факторы, а не объективные закономерности.
д. Большинство респондентов считает, что в Республике Татарстан благоприятная межэтническая атмосфера, в том числе между русскими и татарами, кроме того, респонденты достаточно объективно перечислили качества, присущие представителям русского и татарского народов, как положительного характера, так и отрицательного.
Проведенный анализ национально — смешанного брака среди русско- татарских семей г. Казань показал основные тенденции развития межэтнического взаимодействия внутри семей. Благодаря проведенному анализу полученных материалов, мы можем наметить для себя новые горизонты дальнейшего исследования: происходит ли взаимовлияние национальных культур супругов во внутрисемейном пространстве и как; по какому принципу дети национально-смешанных браков выбирают свою этничность, что при этом является решающим фактором; как национально-смешанный брак может влиять на межнациональные отношения в регионе.



1.3акон РТ от 08.07.1992 N 1560-X1I «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан (в ред. Законов РТ от 3.12.2009 N 54-ЗРТ, от 03.03.2012 N-16-3PT, от 12.06.2014 N 53- ЗРТ).
Литература:
1. Арутюнян Ю.В., Сусоколов А.А. Переписи населения как источник количественного анализа этнокультурных процессов/ Ю.В. Арутюнян, А.А. Сусоколов// Советская этнография - 1983. - №5. - С. 19-21.
2. Асанова Э.С. Межэтническое взаимодействие в условиях национально-смешанных семей республики Адыгея: Автореф. дис...канд. соц. наук. - Майкоп. 2009, - 28с.
3. Ачылова Р.А. Межнациональные браки и семьи в СССР / Р.А. Ачылова - М., 1968,- 187с.
4. Барт Ф. Этнические группы и социальные границы. М.: Новое издательство.2006, - 200с.
5. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В. Бромлей - М.: Наука. 1983, - 412с.
6. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности/ Л.П. Буева - М., 1968, - 226с.
7. Верещагина А.В. Этнически смешанные семьи на Северном Кавказе: образование и межэтническая адаптация: Автореф. дис...канд.соц.наук. - Ростов-на-Дону,2003. - 28с.
8. Волков А.Г. Этнически смешанные семьи и межнациональные браки в СССР/ А.Г. Волкова - М.: Инс-тут соц.-эконом. проблем народонаселения АН СССР. 1991,-90с.
9. Галкина Е.М. Этническая идентификация у выходцев из национально-смешанных семей: этносоциологический и этнопсихологический аспекты/ Е.М. Галкина // Этнография, антропология и смешанные дисциплины: соотношение педметаи методов. М., 1989. С. 11-19.
10. Голод И.С. Семья и брак: историко-социологический анализ /С.И. Голод - СПб., 1998,-272с.
11. Голод С.И., Харчев А.В. Профессиональная работа женщин и семья/С.И. Голод, А.В. Харчев -М.: Наука. 1991, - 175с.
12. Делова Л.А. Социокультурные факторы межэтнической брачности: Диссерт. на соиск. уч. степени канд. соц. наук. - Майкоп. 2001, - 27с.
13. Дробижева Л.М. Идентичность и этнически установки русских в своей и иноэтничной среде/Л.М. Дробижева//Социс. - 2010. - №12, с.49-58.
14. Дробижева Л.М. Межэтнические отношения и этнокультурные процессы (по материалам этносоциологических исследований в СССР)/ Л.М. Дробижева // Советская этнография. - 1971. - №4. - С.41-46.
15. Дробижева Л.М. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития/ Л.М. Дробижева// Советская этнография. - 1988. -№.3. - С. 27-34.
16. Ерамаков В.А. Этнопсихология. М.: Евразийский открытый институт /В.А. Ермакова - М.,2011, - 338с.
17. Исхакова З.А. Языковая компетентность в условиях татарско-русского двуязычия/ З.А. Исхакова И Функциональное развитие татарского языка в условиях перестройки. - Казань, 1991. - С. 293-303.
18. Исхакова З.А. Языковая ориентация татарского и русского городского населения Республики Татарстан /З.А. Исхакова И Языковая политика в Республике Татарстан. Документы и материалы (80 -90-е годы). - Казань, 1999.-С. 20-24.
19. Кваша А.Я., Киселева Г. П. О чем рассказывают переписи населения / А.Я. Кваша, Т.П. Киселева - М., 1983,- 103с.
20. Кон И.С. К проблеме национального характера/ И.С. Кон - М.: Наука. 1971,-226с.
21. Кули Ч. Человеческая природа и социальный порядок / Ч. Кули. - М.: «Идея-пресс». 2000, - 312с.
22. Материалы XXVII съезда КПСС. М., 1986. С. 156.
23. Мид Дж. Избранное /под ред. Д.В. Ефременко, перевод с англ. в.Г. Николаев.-М.: ИНИОН РАН. 2009, - 290с.
24. Осипова О.В. Этническая идентичность: особенности самоопределения потомков межнациональных браков. М., 2012. С.1-15. [электронный ресурс]. URL: (дата обращения 4.02.2016)
25. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка/ Ж.Пиаже - М.: «Педагогика-Персс». 1994,-462с.
26. Попов Б.Н. Развитие межнациональных браков и семей на северо-востоке России /Б.Н. Попов// Отечественный журнал -2004, -№4. - С.33-38.
27. Семья: психология, педагогика, социальная работа/ под ред. А.А.Реана - М.:АСТ. 2010,-576с.
28. Сусоколов А.А. Межнациональные браки в СССР /А.А. Сусоколов - М.: «Мысль». 1987, - 142с.
29. Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник / Г.Т. Тавадов -М., 2011,-352с.
30. Титова Т.А. Этническое самосознание в национально — смешанных семьях /Т.А. Титова - Казань: «Форт-диалог». 1999, - 164с.
31. Топилин А.В. Межнациональные семьи и миграция: вопросы взаимовлияния / А.В. Топилин// Социс. - 1995. - №7. - С. 76-88.
32. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. /А. Г. Хорчев - М.: «Мысль». 1979, - 365с.
33. Худавердян В. Межэтническое взаимодействие в российской семье/ В. Худавердян// Социология и политология - 2007. - №3. - С.80-92.
34. Эккель Б.М. Определение индекса мозаичности национального состава республик, краев и областей /Б.М. Эккель// Советская этнография. - 1976. - №2. С. 27-36.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!


Подобные работы


© 2008-2021 Cервис помощи студентам в выполнении работ
.