Исследование социальных структур в группах дошкольников
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНЫХ СТРУКТУР В
ГРУППАХ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Социально-психологические исследования малой группы
в социальной психологии детства 5
1.2. Особенности малой социальной группы детей дошкольного
возраста 9
1.3. Дифференциация детей в детском коллективе 17
1.4. Социально-психологический статус в группе 23
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СТРУКТУР
В ГРУППАХ ДОШКОЛЬНИКОВ 32
2.1. Организация эмпирического исследования 32
2.2. Анализ полученных результатов и их интерпретация 33
Выводы по главе 2 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНЫХ СТРУКТУР В
ГРУППАХ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Социально-психологические исследования малой группы
в социальной психологии детства 5
1.2. Особенности малой социальной группы детей дошкольного
возраста 9
1.3. Дифференциация детей в детском коллективе 17
1.4. Социально-психологический статус в группе 23
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СТРУКТУР
В ГРУППАХ ДОШКОЛЬНИКОВ 32
2.1. Организация эмпирического исследования 32
2.2. Анализ полученных результатов и их интерпретация 33
Выводы по главе 2 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ
Одной из наиболее сложных и, вместе с тем, весьма значимых психолого-педагогических проблем на сегодняшний день является изучение социальных структур в группах дошкольников.
Группа детского сада, с одной стороны, явление социально-педагогическое, развивающееся под воздействием воспитателей, которые ставят перед этой группой социально-значимые задачи. С другой стороны, благодаря существующим внутригрупповым процессам в ней имеются зачатки саморегуляции.
Являясь своеобразной малой группой, группа детского сада представляет собой генетически наиболее раннюю ступень социальной организации, где у ребенка развивается общение и разнообразные виды деятельности, формируются первые отношения со сверстниками, столь важные для становления его личности.
Какова структурная организация групп дошкольников, какие психологические характеристики ребенка ее обуславливают? Ответ на эти вопросы составляет проблему данного исследования.
Вопросы психологии детей дошкольного возраста в различных аспектах затрагивали такие авторы как: Н.Н. Авдеева, О.Е. Биченкова, О.А. Богатырева, Л.И. Галигузова, Н.И. Ганошенко, Т.В. Ермолова, А.А. Кроник, И.Ю. Кулагина, М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, Ю.М. Плюснин, А.А. Рояк, А.И. Силвестру, Е.О. Смирнова, Е.Т. Соколова, Р.К. Терещук, Е.П. Щербаков и др.
Объектом исследования в данной выпускной квалификационной работе выступает группа дошкольников.
Предметом исследования является социальные структуры в группах дошкольников.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании особенностей социальной структуры в группе дошкольников.
- охарактеризовать социально-психологические исследования малой группы в социальной психологии детства;
- выявить особенности малой социальной группы детей дошкольного возраста;
- рассмотреть дифференциация детей в детском коллективе;
- определить сущность социально-психологического статуса в группе;
- организовать и провести эмпирическое исследование социальной структуры в группе дошкольников.
Гипотеза исследования формулируется следующим образом: социальные структуры в группах дошкольников различаются в зависимости от ситуации социального взаимодействия.
В качестве методов исследования в работе используются: анализ теоретической литературы по выбранной теме; обобщение и систематизация аналитического материала, его интерпретация в соответствии с поставленной целью и решаемыми задачами; наблюдение; тестирование. Диагностическим методом в работе выступает тест на определение социально-психологического статуса в группе (по методике Дж. Морено) [27, с. 63-65].
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации положений педагогики, возрастной и социальной психологии, касающихся социальных структур в группах дошкольников.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что полученные в ней результаты могут быть использованы при организации воспитательной работы в детском саду.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Группа детского сада, с одной стороны, явление социально-педагогическое, развивающееся под воздействием воспитателей, которые ставят перед этой группой социально-значимые задачи. С другой стороны, благодаря существующим внутригрупповым процессам в ней имеются зачатки саморегуляции.
Являясь своеобразной малой группой, группа детского сада представляет собой генетически наиболее раннюю ступень социальной организации, где у ребенка развивается общение и разнообразные виды деятельности, формируются первые отношения со сверстниками, столь важные для становления его личности.
Какова структурная организация групп дошкольников, какие психологические характеристики ребенка ее обуславливают? Ответ на эти вопросы составляет проблему данного исследования.
Вопросы психологии детей дошкольного возраста в различных аспектах затрагивали такие авторы как: Н.Н. Авдеева, О.Е. Биченкова, О.А. Богатырева, Л.И. Галигузова, Н.И. Ганошенко, Т.В. Ермолова, А.А. Кроник, И.Ю. Кулагина, М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, Ю.М. Плюснин, А.А. Рояк, А.И. Силвестру, Е.О. Смирнова, Е.Т. Соколова, Р.К. Терещук, Е.П. Щербаков и др.
Объектом исследования в данной выпускной квалификационной работе выступает группа дошкольников.
Предметом исследования является социальные структуры в группах дошкольников.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании особенностей социальной структуры в группе дошкольников.
- охарактеризовать социально-психологические исследования малой группы в социальной психологии детства;
- выявить особенности малой социальной группы детей дошкольного возраста;
- рассмотреть дифференциация детей в детском коллективе;
- определить сущность социально-психологического статуса в группе;
- организовать и провести эмпирическое исследование социальной структуры в группе дошкольников.
Гипотеза исследования формулируется следующим образом: социальные структуры в группах дошкольников различаются в зависимости от ситуации социального взаимодействия.
В качестве методов исследования в работе используются: анализ теоретической литературы по выбранной теме; обобщение и систематизация аналитического материала, его интерпретация в соответствии с поставленной целью и решаемыми задачами; наблюдение; тестирование. Диагностическим методом в работе выступает тест на определение социально-психологического статуса в группе (по методике Дж. Морено) [27, с. 63-65].
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации положений педагогики, возрастной и социальной психологии, касающихся социальных структур в группах дошкольников.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что полученные в ней результаты могут быть использованы при организации воспитательной работы в детском саду.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В заключении подведем основные итоги исследования социальных структур в группах дошкольников.
Группа дошкольников - малая группа, под которой понимается простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами и определенными эмоциональными отношениями между всеми ее членами, специфическими ценностями и нормами поведения. Малы группы складываются во всех сферах жизни и оказывают важное влияние на развитие личности.
Внутри малой группы различают формальные (отношения регулируются формальными фиксированными правилами) и неформальные (возникающие на почве личных симпатий) отношения.
Применительно к детской группе выделяются такие структурные единицы как: поведенческая, к которой обычно относятся общение, взаимодействие в совместной деятельности и поведение члена группы, адресованное другому; эмоциональная (межличностные отношения), к которой относят деловые отношения, оценочные и личностные отношения; когнитивная (гностическая), включающая восприятие и понимание детьми друг друга (социальную перцепцию).
Вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, имеет исключительное значение.
Анализ качества и способности наиболее популярных детей можно понять, что привлекает дошкольников друг в друге и что позволяет ребенку завоевать расположение сверстников. Вопрос о популярности детей дошкольного возраста традиционно решался преимущественно в связи с игровыми способностями детей.
В работах Т.А. Репиной, А.А. Рояк, В.С. Мухиной обсуждался характер социальной активности и инициативности дошкольников в сюжетно-ролевых играх.
Предпочтение детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумывать и организовывать совместную игру.
В исследовании Т.А. Репиной положение ребенка в группе также изучалось в связи с успешностью ребенка в конструктивной деятельности. Было показано, что повышение успешности в этой деятельности повышает число положительных форм взаимодействия и повышает статус ребенка.
Оценивая успешность в какой-либо деятельности, обращают внимание не столько на ее результат, сколько на признание этой деятельности со стороны окружающих. Если успехи ребенка признаются окружающими, что находится в связи с ценностными установками группы, то улучшается отношение к нему со стороны сверстников. В свою очередь, ребенок становится более активным, повышается самооценка и уровень притязаний.
В основе популярности дошкольников лежит их деятельность - либо способность к организации совместной игровой деятельности, либо успешность в продуктивной деятельности.
Анализ психологических исследований показывает, что наиболее пред-почитаемыми оказываются дети, демонстрирующие доброжелательное внимание партнеру - доброжелательность, отзывчивость, чувствительность к воздействиям сверстника.
В основе избирательных привязанностей детей могут быть самые разные качества: инициативность, успешность в деятельности (включая игровую), потребность в общении и признании сверстников, признание взрослого, способность удовлетворить коммуникативные потребности ровесников. Столь широкий перечень качеств не позволяет выявить главного условия детской популярности.
Группа детского сада - целостное образование, представляет из себя единую функциональную систему со своей структурой и динамикой. В группе дошкольников присутствует сложная система межличностных иерархизированных связей ее членов в соответствии с их деловыми и личностными качествами, ценностными ореинтациями группы, определяющими, какие качества наиболее высоко в ней ценятся.
В старшем дошкольном возрасте существенно преобразуется характер взаимодействия со сверстником и, соответственно, процесс познания ровесника: ровесник, как таковой, как определенная индивидуальность становится объектом внимания ребенка. Своеобразная переориентация стимулирует развитие периферических и ядерных структур образа ровесника. У ребенка расширяется представление об умениях и знаниях партнера, появляется интерес к таким сторонам его личности, которые прежде не замечались. Все это способствует вы-делению устойчивых характеристик сверстника, формированию более целостного его образа.
Опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка.
Социально-психологический статус в группе традиционно рассматривается в рамках социометрии - психологической теории общения и внутригрупповых отношений, и одновременно метода, применяемого для оценки межличностных отношений.
Самыми высокостатусными являются так называемые социометрические звёзды - члены группы, имеющие максимальное количество положительных выборов. Это люди, к которым обращены симпатии большинства или, по край-ней мере, многих членов группы. Далее идут высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные члены группы, определяемые по числу положительных выборов. Есть группы, в которых нет социометрических звёзд, а есть только высоко-, средне-, низкостатусные.
Высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные члены группы составляют обычно её большинство. Группы и общества, имеющие тройную социометрическую структуру, рассматриваются как нормативные. Относительная устойчивость социометрического статуса определяется многими факторами, среди которых выделяют следующие: внешний вид (физическая привлекательность, ведущая модальность мимики, оформление облика, невербальный язык); успехи в ведущей деятельности; некоторые свойства характера и темперамента (толерантность, общительность, благорасположение, низкая тревожность, стабильность нервной системы и др.); соответствие ценностей индивида ценностям группы, членом которой он является; положение в других социальных группах. Чтобы изменить статус человека в группе, иногда достаточно только «поработать с тем или иным фактором статуса.
Проведенное исследование социальных структур в группе дошкольников МБОУ № 6 г. Чистополь в количестве 20 человек подтвердило гипотезу о том, что социальные структуры в группах дошкольников различаются в зависимости от ситуации социального взаимодействия.
Группа дошкольников - малая группа, под которой понимается простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами и определенными эмоциональными отношениями между всеми ее членами, специфическими ценностями и нормами поведения. Малы группы складываются во всех сферах жизни и оказывают важное влияние на развитие личности.
Внутри малой группы различают формальные (отношения регулируются формальными фиксированными правилами) и неформальные (возникающие на почве личных симпатий) отношения.
Применительно к детской группе выделяются такие структурные единицы как: поведенческая, к которой обычно относятся общение, взаимодействие в совместной деятельности и поведение члена группы, адресованное другому; эмоциональная (межличностные отношения), к которой относят деловые отношения, оценочные и личностные отношения; когнитивная (гностическая), включающая восприятие и понимание детьми друг друга (социальную перцепцию).
Вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, имеет исключительное значение.
Анализ качества и способности наиболее популярных детей можно понять, что привлекает дошкольников друг в друге и что позволяет ребенку завоевать расположение сверстников. Вопрос о популярности детей дошкольного возраста традиционно решался преимущественно в связи с игровыми способностями детей.
В работах Т.А. Репиной, А.А. Рояк, В.С. Мухиной обсуждался характер социальной активности и инициативности дошкольников в сюжетно-ролевых играх.
Предпочтение детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумывать и организовывать совместную игру.
В исследовании Т.А. Репиной положение ребенка в группе также изучалось в связи с успешностью ребенка в конструктивной деятельности. Было показано, что повышение успешности в этой деятельности повышает число положительных форм взаимодействия и повышает статус ребенка.
Оценивая успешность в какой-либо деятельности, обращают внимание не столько на ее результат, сколько на признание этой деятельности со стороны окружающих. Если успехи ребенка признаются окружающими, что находится в связи с ценностными установками группы, то улучшается отношение к нему со стороны сверстников. В свою очередь, ребенок становится более активным, повышается самооценка и уровень притязаний.
В основе популярности дошкольников лежит их деятельность - либо способность к организации совместной игровой деятельности, либо успешность в продуктивной деятельности.
Анализ психологических исследований показывает, что наиболее пред-почитаемыми оказываются дети, демонстрирующие доброжелательное внимание партнеру - доброжелательность, отзывчивость, чувствительность к воздействиям сверстника.
В основе избирательных привязанностей детей могут быть самые разные качества: инициативность, успешность в деятельности (включая игровую), потребность в общении и признании сверстников, признание взрослого, способность удовлетворить коммуникативные потребности ровесников. Столь широкий перечень качеств не позволяет выявить главного условия детской популярности.
Группа детского сада - целостное образование, представляет из себя единую функциональную систему со своей структурой и динамикой. В группе дошкольников присутствует сложная система межличностных иерархизированных связей ее членов в соответствии с их деловыми и личностными качествами, ценностными ореинтациями группы, определяющими, какие качества наиболее высоко в ней ценятся.
В старшем дошкольном возрасте существенно преобразуется характер взаимодействия со сверстником и, соответственно, процесс познания ровесника: ровесник, как таковой, как определенная индивидуальность становится объектом внимания ребенка. Своеобразная переориентация стимулирует развитие периферических и ядерных структур образа ровесника. У ребенка расширяется представление об умениях и знаниях партнера, появляется интерес к таким сторонам его личности, которые прежде не замечались. Все это способствует вы-делению устойчивых характеристик сверстника, формированию более целостного его образа.
Опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка.
Социально-психологический статус в группе традиционно рассматривается в рамках социометрии - психологической теории общения и внутригрупповых отношений, и одновременно метода, применяемого для оценки межличностных отношений.
Самыми высокостатусными являются так называемые социометрические звёзды - члены группы, имеющие максимальное количество положительных выборов. Это люди, к которым обращены симпатии большинства или, по край-ней мере, многих членов группы. Далее идут высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные члены группы, определяемые по числу положительных выборов. Есть группы, в которых нет социометрических звёзд, а есть только высоко-, средне-, низкостатусные.
Высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные члены группы составляют обычно её большинство. Группы и общества, имеющие тройную социометрическую структуру, рассматриваются как нормативные. Относительная устойчивость социометрического статуса определяется многими факторами, среди которых выделяют следующие: внешний вид (физическая привлекательность, ведущая модальность мимики, оформление облика, невербальный язык); успехи в ведущей деятельности; некоторые свойства характера и темперамента (толерантность, общительность, благорасположение, низкая тревожность, стабильность нервной системы и др.); соответствие ценностей индивида ценностям группы, членом которой он является; положение в других социальных группах. Чтобы изменить статус человека в группе, иногда достаточно только «поработать с тем или иным фактором статуса.
Проведенное исследование социальных структур в группе дошкольников МБОУ № 6 г. Чистополь в количестве 20 человек подтвердило гипотезу о том, что социальные структуры в группах дошкольников различаются в зависимости от ситуации социального взаимодействия.
Подобные работы
- СВЯЗЬ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИХ СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - Социальная компетентность и способность к прогнозированию у дошкольников с расстройством аутистического спектра
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Аспекты социальной компетентности и
способности к прогнозированию дошкольников с РАС
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫХ СИТУАЦИЙ В СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМ РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УВЕРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - ОБОГАЩЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2016 - Формирование первичных представлений о социальных объектах у старших дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Сравнительное изучение особенностей социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с заиканием в условиях разных образовательных маршрутов
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2021



