Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АВТОМАТИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА

Работа №19081

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

информатика

Объем работы82
Год сдачи2016
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
487
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КАК ФАКТОР ЦЕЛОСТНОСТИ МАЛОЙ ГРУППЫ ..6
1.1 ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛОЙ ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 6
1.1.1 Определение малой группы и ее границ 7
1.1.2 Эффективность групповой деятельности 10
1.1.3 Социально-психологические детерминанты группового воздействия на индивида в малой группе 11
1.2. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА 13
1.2.1 Структура социально-психологического климата 16
1.2.2 Роль социально-психологического климата в жизнедеятельности личности и коллектива 20
1.2.3 Потенциалы социально-психологического климата коллектива 26
1.2.4 От характеристики потенциалов к структурной модели 31
2 РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ПО МОДИФИЦИРОВАННОМУ ВАРИАНТУ АНКЕТЫ "СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ГРУППЫ" 35
2.1 КОМПЬЮТЕРНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА 35
2.2 СИСТЕМА ПРОГРАММИРОВАНИЯ DELPHI 38
2.2.1 КОМПИЛЯТОР В МАШИННЫЙ КОД 38
2.2.2 ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ПРОГРАММНЫХ КОМПОНЕНТ 39
2.2.3 МАСШТАБИРУЕМЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ БАЗ ДАННЫХ 40
2.2.4 DELPHI FOR WINDOWS 41
2.2.5 ЯЗЫК ПРОГРАММЫ 41
2.2.5.1 Идентификаторы 43
2.2.5.2 Константы 44
2.2.5.3 Выражения 46
2.2.6 СТРУКТУРА СРЕДЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ 47
2.3 АВТОМАТИЗАЦИЯ 54
2.3.1 ОПИСАНИЕ АЛГОРИТМА 55
2.3.2 ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРФЕЙС 57
3 АПРОБАЦИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА 59
3.1 ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 59
3.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ А (ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ) ТЕКСТ ПРОГРАММЫ «АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ АНКЕТА ПАРЫГИНА» 76


Очень актуален в настоящее время вопрос информатизации общества, использования информационных систем во всех отраслях, и, в частности, в социальной психологии. Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Во всех странах информационные технологии изменяют условия труда и порождают новые требования к профессиональным навыкам работников. В настоящее время 90% трудовой деятельности включает непосредственное взаимодействие с информационными технологиями. При работе на персональном компьютере пользователи могут обмениваться информацией (программами, документами и т.д.), что облегчает их работу. Создание компьютерных сетей вызвано практической потребностью совместного использования информации пользователями, работающими на удаленных друг от друга компьютерах.
Ныне Интернет прочно вошел в нашу жизнь и стал не только доступен, а просто необходим многим людям. Сегодня ссылки на Интернет мы видим каждый день на телеэкране, на страницах газет, даже на упаковках продуктов. В Интернете работают и отдыхают.
В наш век индустриализации и бурного расцвета экономических отношений образуется большое количество разного рода предприятий и организаций, между которыми в условиях свободного рынка развивается жесткая конкуренция. Этим обуславливается заинтересованность руководителя предприятия, работодателя в наибольшей эффективности деятельности трудового коллектива, которая напрямую зависит от сложившегося в нем социально-психологического климата. К тому же в наше время существует тенденция к сужению числа кадров, работающих на предприятии, предполагающая наибольшую работоспособность и реализацию трудового и творческого потенциала каждого кадра. Именно поэтому в последние десятилетия возникают и бурно развиваются новые научные направления, связанные с исследованием социально-психологических закономерностей и механизмов функционирования малых групп. С одной стороны, нас интересуют закономерности, которые проявляются при изучении групп взаимодействующих индивидов, с другой - нельзя упускать из вида отдельную личность и особенности организации ее индивидуальной деятельности в коллективе.
Хотя неформальные психологические отношения членов группы не влияют непосредственно на выполнение задач, стоящих перед ней, они воздействуют на сознание каждого члена группы. И потому являются важным, субъективно значимым фактором их трудовой, социальной активности и возможностей наиболее полной реализации творческого потенциала каждой личности.
Таким образом, изучение и понимание процессов и закономерностей социально-психологического климата группы помогает решить многие вопросы обеспечения процессов управления, обучения и достижения задач, стоящих перед коллективами в различных сферах их деятельности.
В исследованиях ряда психологов (Г.М. Андреевой, Р.Л. Кричевского, Б.Г. Афанасьева, А.В. Петровского, А.А. Петровской, Л. А. Кандыбовича, Б.Д Парыгина, А.И. Донцова, Е. С. Кузьмина, А. С. Чернышева) показано, что в напряженных экстремальных ситуациях совместной деятельности проявляются латентные стороны групповой психологии, не проявляющиеся непосредственно в оптимальных условиях деятельности группы. Вместе с тем важно помнить, что эффект совместной деятельности индивидуален для каждого субъекта, то есть сам факт такого изменения его состояния может привести к тому, что работоспособность индивида в группе повысится или понизится.
В рамках дипломной работы нами была автоматизирована анкета Б. Д. Парыгина «Социально-психологический климат группы». Ценность этой методики в ее универсальном характере, она позволяет достаточно качественно исследовать как социально-психологический климат группы и ее творческий потенциал, так и каждого индивида в отдельности. А также соотношение к среднему показателю потенциала всей группы каждого индивида.
Целью данной работы - является автоматизация исследования социально-психологического климата малой группы.
Объект исследования - трудовой коллектив бюро по социальной работе Дудинского морского порта.
Предмет исследования - социально-психологический климат выделенной группы.
Задачи исследования:
• провести обзор литературы по теме дипломной работы;
• подобрать средство автоматизации процесса исследования социально - психологического климата в группе;
• автоматизировать анкету Б. Д. Парыгина;
• провести апробацию разработанного программного продукта;
• провести исследование социально-психологического климата группы посредством использования данного продукта;
• осуществить психологический анализ социально¬психологического климата малой социальной группы на основе полученных результатов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Приступая к исследованию данной проблемы мы должны помнить, что коллектив следует рассматривать как систему «человек-человек». Заметим, что нарушение целостности трудового коллектива и является основной его проблемой. Это нарушение влечет за собой потерю успешности выполнения задач данного коллектива, понижение производительности труда, работоспособности и т. д.
Успешность трудового коллектива мы рассматривали через его творческий потенциал, где основным показателем является состояние психологического климата в изучаемой группе. В данной работе мы исследовали творческий потенциал или возможную творческую полезность группы для общества по формуле
Субъект > Деятельность > прибавочный продукт прибыль, иначе говоря, чем выше прибыль, тем выше социальная значимость и личности, и коллектива в целом для общества.
В данном исследовании поднимался вопрос об успешности личности. Для того, чтобы деятельность личности была успешной, необходимо, чтобы ее внутреннее состояние, а также внешние условия, в которых она находится и предпринимаемые ею практические действия соответствовали друг другу /32/. Иными словами, адаптация в окружающей среде позволяет личности успешнее взаимодействовать с ней.
Оптация - это психологическая адаптация человека к различным условиям жизни и деятельности - достаточно остро заявляет о себе на переломных этапах развития общества. На фоне сегодняшних социально-экономических преобразований, сопровождающихся кризисами, адаптация человека к окружающей среде является приоритетной и в то же время
В своем исследовании понятие адаптации мы используем, с одной стороны, для обозначения свойств человека, которые характеризуют его устойчивость к условиям среды, выражая тем самым его приспособленность к ней, с другой стороны, адаптация для нас выступает как процесс приспособления человека к меняющимся условиям.
На наш взгляд, здесь очень важно видеть также взаимный характер человека с той средой, с которой он вступает в регулятивно-адаптационные связи в труде и в жизни, поскольку именно здесь появляется понятие социально-психологического климата группы.
Устойчивая психическая адаптация личности - это уровень психической деятельности (комплекс психических реакций), который определяет адекватность поведения человека к заданным условиям среды, а так же его эффективное взаимодействие с этой средой и успешную деятельность без значительного нервно¬психического напряжения. Критерием нервно-психической устойчивости можно считать внутреннюю психологическую комфортность человека, которая определяется сбалансированностью положительных и отрицательных эмоций.
Подобные состояния человека мы можем найти в случаях, когда он находится в среде своей привычной жизнедеятельности: в семье, в кругу друзей, за привычным занятием и т. п. Понятие устойчивой адаптации мы считаем нормой, здоровьем. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дает следующее определение: здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Все процессы как в здоровом, так и в больном организме обладают специфичностью, т. е. представляют собой поток информации.
Созданный нами программный продукт предназначен для изучения социально-психологического климата группы. Необходимо заметить, что мы исследуем социально-психологический климат группы, который учитывает взаимодействие в системе «человек-человек». Данная система формируется под влиянием: интерактивной (взаимодействие), перцептивной (целостное восприятие не только предметов, но и так называемых объектов, куда входят группы и классы), коммуникативной структуры коллектива, т. е. структуры зависимости, власти и ответственности. Ответственность зависит от профессионализма, но больше от психологической совместимости членов коллектива, от типа эмоционального лидера, который формирует эмоциональный настрой.



1. Шихирев П.Н. «Современная социальная психология» М., 1999.
2. Щедрина Е. В. Референтность как характеристика системы межличностных отношений // Психологическая теория коллектива. М., 1979.
3. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А. Корпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.- М.: Политиздат, 1985.-431с.
4. Немов Р.С. Общая психология. М., 1994.
5. Кричевский Р.Л. «Психология малой группы» М. 1991.
6. Багрецов С.А. «Исследования малых групп с внешним статусом» М., 1999.
7. Ярошевский М. Г. Психология XX столетия. М., 1974.
8. Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. М, 1968.
9. Андреева Г.М. «Социальная психология» М., 1998.
10. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
11. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М., 1991.
12. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. - 3-е изд,. - Ростов н/Дону: Феникс, 2002. - 704 с.
13. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М.: Педагогика, 1988. - 174 с.
14. Донцов А. И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979.
15. Кричевский Р. Л., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М., 1985.
16. Петровский А В. Опыт построения социально-психологической концепции групповой активности. Вопросы психологии, 1973, № 5.
17. Руководство и лидерство. Л., 1973.
18. Волков И. П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л., 1970.
19. Тихомиров О. К. Психологические механизмы целеобразования. М., 1977.
20. Емельянов Ю. Н. Социально-психологическое обучение. Л., 1985.
21. Горшечникова Т.Б. Цветовая ассоциативная методика определения социально-психологического климата в коллективе // Психология и школа, 2003. - №1. - с.33 - 46.
22. Вассерман Л.И., Дюк В.А., Иовлев Б.В. Психологическая диагностика и новые информационные технологии. - СПб.: Питер, 1997. - 203с.
23.Экономическая информатика /Под ред. П.В. Конюховского и Д.Н. Колесова. - СПб.: Питер, 2000. - 560 с.
24. Гурьева А.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты //Вопросы психологии, 1993. - №3. - с.22 - 28.
25. Лекции по методике конкретных социальных исследований. М., 1972.
26. Парыгин Б. Я. Основы социально-психологической теории. М., 1971.
27. Багрецов С.А. «Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом» С-П., 1999.
28. Ефимова О. и др. Курс компьютерной технологии с основами информатики: Учебное пособие. - М.: АСТ, 2002. - 424 с.
29. Холл М., Браун Л. Программирование для Web /пер. с англ. - 2-е изд., -
М.: Вильямс, 2002. - 1264 с.
30.Чарльз Карвит «Дельфи 2: Энциклопедия пользователя» Киев, 1996.
31. Фаронов В.В. «Турбо-Паскаль: Практика программирования» М., 1993.
32. Немов Р. С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М., 1984.
33. Парыгин Д.Б. «Социально-психологический климат группы» М., 1981.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ