ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ ТЕСТЫХ ЗАДАНИЙ ... 6
1.1 Виды тестов и их характерные особенности 6
1.2 Формы тестовых заданий 9
1.3 Мера трудности тестовых заданий 12
1.4. Дидактические единицы 13
Выводы к главе 1 18
ГЛАВА 2. СИСТЕМА КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПО
РАЗДЕЛУ «МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА» 19
2.1 Требования государственного образовательного стандарта и
содержание учебной программы дисциплин 19
2.2 Структура цифрового образовательного ресурса 22
2.3 Тестовые задания по разделу 29
Выводы по главе 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность. В настоящее время продолжается стремительная информатизация сферы образования, в частности, разработка электронных средств обучения. В связи с этим перед учебными заведениями стоит задача создания дополняющих учебники наборов электронных образовательных ресурсов (ЭОР): электронных курсов лекций, электронных учебных пособий, контрольно-измерительных материалов с постепенным переходом к созданию полных электронных модулей и электронных учебно-методических комплексов по дисциплинам, поддерживающих проведение всех видов занятий для получения соответствующих специальности компетенций.
Актуальность разработки ЭОР связана с недостатком или отсутствием полноценных материалов по вновь введенным дисциплинам, внедрением методов дистанционного обучения в образовательный процесс, систематизацией и обобщением материалов преподавателей, необходимостью адаптации материалов для учебных программ и контингента студентов, обучающихся в данном учебном заведении. Важно также иметь возможность постоянно развивать и совершенствовать имеющиеся обучающие материалы, сделать их максимально доступными для студентов. Электронные учебные пособия, разумеется, не являются копией бумажных, они должны включать средства навигации по учебному материалу, тезаурус, средства поиска, вопросы и задачи для самопроверки усвоения учебного материала, а также средства привлечения внимания студентов, включая анимационные последовательности и активное содержимое.
Цель работы - разработка электронного образовательного ресурса по разделу «Молекулярная физика и термодинамика» курса физики для направления подготовки 051000.62 профессионального образования (по отраслям) по профилям, « Транспорт», «Декоративно - прикладное искусство и дизайн », «Экономика и управление».
Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи работы:
- Спроектировать и разработать электронный образовательный ресурс по разделу «Молекулярная физика и термодинамика»;
- Изучить государственный образовательный стандарт и учебные по данному разделу;
- Изучить научно-методическую литературу по данному разделу;
- разработка структуры и содержания тестовых заданий;
Объект исследования: электронный образовательный ресурс.
Предмет исследования: электронный образовательный ресурс по разделу «Молекулярная физика и термодинамика».
Методы исследования: анализ учебно-методической и специальной литературы в области разработки электронных образовательных ресурсов и разработки тестов, анализ и обобщение изученного материала.
Степень изученности проблемы. Методика изучения данной темы достаточно разработана в учебно-методической литературе [1- 3], однако в ресурсах сети «интернет» и других источниках сложно найти конкретный, систематизированный материал, пригодный к применению в учебном процессе. Кроме того, имеющиеся электронные образовательные ресурсы, либо имеют ограниченный доступ, либо их содержание не удовлетворительно.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней:
- создан Web - сайт, содержащий электронный образовательный ресурс для изучения данного раздела.
- разработана система тестовых заданий, на основе систематизации материалов из широкого круга источников.
- разработана автономная система компьютерного тестирования по разделу «Молекулярная физика и термодинамика» .
Практическая значимость проведенного исследования разработанного электронного образовательного ресурса состоит в том, что результаты работы могут быть использованы педагогом для контроля знаний студентов по разделу «Молекулярная физика и термодинамика», обучающихся по направлению подготовки 051000.62 профилям « Транспорт», «Декоративно-прикладное искусство и дизайн », «Экономика и управление». Кроме того, разработанный образовательный ресурс будет полезен студентам при изучении данного раздела физики.
В соответствии с целью и задачами выстроена и структура работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения с разработанным ресурсом на диске.
Целью дипломной работы была разработка электронного образовательного ресурса по разделу «Молекулярная физика и термодинамика» обучающихся по направлению подготовки 051000.62 по профилям «Транспорт», «Декоративно - прикладное искусство и дизайн» и «Экономика и управление». Цель работы достигнута в полном объёме, что удалось осуществить путём решения поставленных задач.
В первой главе рассмотрены теоретические основы составления теста. Были даны определения теста и тестовых заданий, представлены виды тестов, указаны их характеристики и отличительные черты. Так же классификация тестовых заданий: по форме проведения, подробно рассмотрен вопрос о положительных моментах использования тестирования на уроках: экономия времени, объективное оценивание знаний учащихся, освобождение учителя от многочисленной проверки письменных работ.
Во второй главе было рассмотрено содержание учебной программы и государственного образовательного стандарта по разделу «Молекулярная физика и термодинамика» по направлению подготовки 051000.62. В соответствии с рабочими программами, материал был разбит на три модуля. Разработана структура и содержание тестовых заданий по всем трем модулям дисциплины. Они были загружены в программу KTC Net, в которой могут быть реализованы различные режимы компьютерного тестирования. Кроме того, представлена структура и содержание разработанного нами образовательного ресурса, оформленного в виде Web-сайта.
Разработанный нами образовательный ресурс и система компьютерного тестирования, может оказаться полезной, как при изучении раздела «Молекулярная физика и термодинамика» курса физики, так и при проведении текущего и итогового контроля результатов освоения дисциплины.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Балыхина, Т.М. Словарь терминов и понятий тестологии / Т.М. Балыхина. - М: МГУП, 2000.
2. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. — М., 1989.
3. Васильев, В. И. Теория и практика формирования программно-дидактических тестов / В. И. Васильев. -М.: Изд-во МЭСИ, 2001.-130 с.
4. Нейман Ю.М. Хлебников В.А. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов / Ю.М. Нейман - М: Изд-во Прометей, 2000.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. М.: Изд-во Академия, 2000.
6. Павленко Ю.Г. Тест - Физика. 350 задач. Ответы, указания, решения. М.: Издательство «Экзамен», 2004. 256с.
7. Сабирова Ф. М. Современные средства оценивания результатов обучения /Ф. М. Сабирова/ Учебно-методическое пособие для студентов педвузов. - Елабуга: изд-во Елабужского пед. ун-та, 2007. - 79 с
8. Сабирова Ф.М. Лекции по курсу общей физики. Молекулярная физика. Термодинамика. / Ф.М. Сабирова - Елабуга : Изд. ЕГПУ , 2003.
9. Тесты по общей физике для студентов физических специальностей вузов. URL:http://physics.nad.ru/task.html/(дата обращения: 10.01.2013)
10. Тесты продвинутого уровня по физике: 470 вопросов. Тесты по кинематике. URL:http://www.afportal.ru/physics/test/online/(дата обращения: 10.01.2013)
11. Российское образование. Федеральный портал. URL: http://www.edu.ru/moodle/login/index.php/ (дата обращения: 10.01.2013)
12. НИИ Мониторинга качества образования. Интернет - тестирование в сфере образования. URL:http://www.i-exam.ru/(дата обращения: 10.01.2013)
13. All - fizika.com. 2009. URL: http://www.all-
fizika. com/tests/index.php(дата обращения: 10.01.2013)
14. FizPortal.ru. Все о физике. Все для физики. URL:
http://fizportal.ru/tests/1(дата обращения: 10.01.2013)