Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗУЧЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Работа №87499

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы60
Год сдачи2013
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
174
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ 8
1.1. Теоретико-методические основы изучения психологического
стресса и стрессоустойчивости 8
1.2. Психологический портрет студента 22
1.3. Особенности проявления стресса у студентов и рекомендации
по его преодолению 26
Выводы по 1 главе 34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ 36
2.1. Организация и проведение исследования 36
2.2. Анализ результатов исследования 36
Выводы по 2 главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования. Жизнь и деятельность человека в условиях современного общества неразрывно связана с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным воздействием неблагоприятных экологических, социальных, профессиональных и других факторов, которое сопровождается сильными негативными переживаниями, перенапряжением физических и психических функций. Особенно выражены эффекты такого воздействия на психику человека при техногенных и природных бедствиях, авариях и катастрофах, социально профессиональных конфликтах, в ходе выполнения сложных ответственных и опасных задач трудовой деятельности. В многочисленных психологических работах отмечается, что такого рода воздействия приводят не только к ухудшению функционального состояния, но также к изменению личностного статуса, нарушению эффективности и безопасности труда, развитию психосоматических и других заболеваний .
Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием экстремальных факторов их жизнедеятельности, является психологический стресс. Как самостоятельная научная проблема он стал предметом специальных исследований всего три-четыре десятилетие назад. Зарождение этой проблемы связано с достижениями в области изучения биологического и физиологического стресса, психологии и физиологии эмоций, адаптации человека к экстремальным условиям, развития психосоматических заболеваний и ряда других направлений. Существенный вклад в решение данной проблемы был сделан исследованиями таких состояний, как эмоциональный стресс, психическое напряжение, утомление (переутомление) и другое. Важно перечислить и авторов, которые занимались изучением стресса в разных областях знания. Распространенную концепцию биологического стресса способствовали работы У. Кеннона, Г. Селье, И. П. Павлова, Л.А. Орбели, Э. Гесморна, проблемами состояния человека в условиях значимой напряженной деятельности занимались К. К. Платонов, В. Л. Марищук, Е.А. Плетницкий, В.В. Суворова, Ф.П. Космолинский, Н.И. Наенко и другие. Вопросами психологического стресса занимались Р.Лазарус, Г. Стокфельд, П. Фресс, В.С. Мерлин, М. Франкенхайзер, Ч.Д. Спилбергер и др.
Механизм влияния ситуации на стрессовую реакцию рассматривается в коллективном труде С. Греминга и С. Аэрбаха «Практикум по управлению стрессом», где авторы предлагают ряд стратегий преодоления стресса, рекомендации по выбору наиболее эффективной из них для каждого конкретного случая. Практикум построен на традиционных принципах обучения, в числе которых: определение и постановка целей, устранение возникших трудностей и самонаблюдение. Эти процедуры призваны помочь в освоении новых методик преодоления стресса, проведении мониторинга и оценке индивидуального прогресса в этой области. Практикум предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей факультетов психологии и медицинских вузов, а также для педагогов, врачей, работников социальной сферы, бизнесменов - всех, кто сталкивается с проблемой преодоления стресса и его последствий.
Что касается эмоционального состояния личности студента в период экзаменационной сессии, то оно, на наш взгляд, изучено недостаточно. В литературе экзаменационная сессия освещается то, как стрессовый фактор, вызывающий перенапряжение и утомление студентов, то как элемент в системе обучения, способствующий закреплению и систематизации знаний. Работы психологов О.В. Овчинниковой, Э.Ю. Пунга и А. О. Прохоров выяснили, что состояние человека в стрессовой обстановке характеризуется той или иной степенью психологического дискомфорта, уровнем тревожности.
Данная работа посвящена анализу стрессоустойчивости студентов педагогического вуза. Стрессовые ситуации могут негативно отразиться на психическом здоровье будущих педагогов. Вместе с тем правильное понимание положительной и отрицательной сторон стресса, их адекватность использование или предотвращение создадут условия для проявления творческих возможностей студентов, для плодотворной и эффективной учебной деятельности.
Вместе с тем, надо отметить, что в студенчестве, особенно на начальном его этапе, обострены многие противоречия, провоцирующие самые разнообразные проблемы. Так, в 17-18 лет человеком переживается кризис идентичности, основной смысл которого - поиск себя, своей самотождественности, самоидентичности. Это пора самоанализа и самооценок, личностных выборов и самоопределений. В числе важнейших проблем, с которыми сталкиваются студенты, находится проблема переживания, экзаменационных стрессов.
В последние десятилетия стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии и социологии. Сложность и многообразие форм стресса определяет многообразие подходов к изучению этого состояния, однако для лучшего понимания этого явления имеет смысл обратиться к первоначальной концепции стресса, предложенной Гансом Селье. Он определял стресс как феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия .
В психологии понятие стресса рассматривается с многих точек зрения. Стрессом называют неспецифическую (общую) реакцию организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Неспецифическая реакция - определённый всегда одинаковый комплекс физиологических изменений живого организма в ответ на любое предъявленное ему требование, иначе общий адаптационный синдром, (таким образом, стресс присутствует всегда, пока организм жив, нет стресса - нет жизни). Такое определение стрессу дал Г. Селье .
В качестве объекта исследования выступили студенты факультета татарской и сопоставительной филологии Елабужского института Казанского федерального университета.
Предметом исследования является стрессоустойчивость у студентов.
Цель выпускной квалификационной работы выявить выраженность- стрессоустойчивости у студентов факультета татарской и сопоставительной филологии.
Гипотеза исследования: стрессоустойчивость у студентов старших курсов выше, чем у студентов младших курсов.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
- выявить теоретико-методические основы изучения психологического стресса;
- проанализировать особенности стрессов у студентов;
- подобрать методику, для предмета исследования;
- организовать эмпирические исследования;
- обработать полученные результаты и на их основании сделать выводы о подтверждении или опровержении воздвигнутой гипотезы;
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, обобщение и систематизация аналитического материала, тестирование (тест на стрессоустойчивость).
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования материалов исследования в учебной деятельности студентов, а также в практической работе психологов.
Структура выпускной квалификационной работы включает: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Первая глава изучает теоретические аспекты стресса у студентов. Глава состоит из двух параграфов. В первом параграфе мы рассмотрели теоретико-методические основы изучения психологического стресса и стрессоустойчивости. Во втором параграфе мы рассмотрели психологический портрет студента. В третьем параграфе мы представили особенности проявления стресса у студентов и рекомендации.
Во втором параграфе мы представили провиденное нами эмпирическое исследование по выявлению стрессоустойчивости студентов.
В работе представлено 6 таблиц и 5 диаграмм. Библиографический список представлен 51 источниками.
Работа была доложена на итоговой образовательно-научной конференции студентов Казанского федерального университета (16апреля 2013г.).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Стресс - это своеобразная реакция человека на психическое или физическое напряжение, которая является физиологическим безусловным рефлексом. Стресс - это часть нашей повседневной жизни. Он воздействует на нас, начиная с утренней суматохи до позднего вечера и даже во время сна. Стресс может быть и полезен, и разрушителен: полезный прибавляет энергии, а разрушительный проявляется в виде головной боли, гипертонии, язвы желудка, хронической бессонницы, психических расстройств или других болезней.
Стресс - это состояние индивида в экстремальных условиях, проявляющееся на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Экстремальные условия, чрезвычайно сильные воздействия внешней среды, которые находятся на грани переносимости могут вызывать нарушения адаптации. Экстремальные факторы вызывают в организме предельно допустимые изменения.
Стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся средней и, особенно, высшей школы. Очень часто учеба становится психотравмирующим фактором, который учитывается даже в клинической психиатрии при определении характера психогении и классификации неврозов. В последние годы получены убедительные доказательства того, что учебный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов.
Студенческая жизнь насыщена чрезвычайными и стрессогенными ситуациями, поэтому студенты часто испытывают стресс и нервно-психическое напряжение. В основном у студентов стресс развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре и, как правило, стресс в период сессии.
Проблема стресса сложна и многогранна. Стресс в учебном процессе необходимо регулировать. Это задача самих студентов и их педагогов, социальных педагогов, психологов. Возможно пути ее решения кроются в профессиональной мотивации студентов и во внедрении в учебный процесс основ здорового образа жизни, тренинговых курсов, здоровьесберегающих технологий.
Длительное и весьма значительное эмоциональное напряжение может приводить к активации симпатического или парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, а также к развитию переходных процессов, сопровождающихся нарушением вегетативного гомеостаза и повышенной лабильностью реакций сердечно-сосудистой системы на эмоциональный стресс.
Анализ исследований психологического стресса свидетельствует о том, что данное явление рассматривается, как правило, односторонне. Многие исследователи отождествляют стресс с другими отрицательными эмоциями и поведенческими реакциями.
Психологический стресс возникает как реакция на воздействие стрессора при осознании человеком его личностной значимости. Физиологические и психологические изменения при стрессе тесно связаны между собой, что ставит на повестку дня вопрос об исследовании психологических и физиологических показателей стресса.
Важным направлением психологической помощи является обучение человека определенным приемам и выработка навыков поведения в стрессовых ситуациях, повышение уверенности в себе и самопринятие.
Для реализации нашей цели мы провели эмпирическое исследование стрессоустойчивости студентов, направленное на выявление чувствительности студентов к стрессу.
Исследование проводилось со студентами факультета татарской и сопоставительной филологии 1 - 5 курсов в количестве 110 человек.
Для диагностики стрессоустойчивости студентов был использован тест стрессоустойчивости, разработанный Ю.В. Щербатых.
В результате исследования было выявлено, что к старшим курсам уровень стрессоустойчивости студентов повышается. В основном для студентов старших курсов характерен средний уровень, при котором стрессоустойчивость находится в норме.
Исследование стрессоустойчивости студентов Елабужского института казанского (Приволжского) федерального университета подтвердило гипотезу о том, что стрессоустойчивость у студентов старших курсов выше, чем у студентов младших курсов.
Было выявлено, что к старшим курсам уровень стрессоустойчивости студентов повышается. В основном для студентов старших курсов характерен средний уровень, при котором стрессоустойчивость находится в норме.
Таким образом, мы в данной работе убедились, что стрессоустойчивость это сложная ситуация.
Стрессоустойчивость человека - умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, понимать человеческие настроения, проявляя выдержку и такт.
Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.
Стрессонеустойчивым людям сложно адаптироваться к любым изменениям, им сложно менять свое поведение, установки, взгляды. Если что-то пошло не так, то они уже находятся в состоянии стресса.
Стрессотренируемые люди в общем-то готовы к изменениям, но только не к мгновенным и не к глобальным. Этим людям свойственно адаптироваться к окружающей обстановке постепенно, без резких движений, но если это невозможно, то они легко впадают в депрессию. Если же одни и те же ситуации, вызывающие стресс, повторяются, то стрессотренируемые привыкают к ним и реагируют на них уже более спокойно.
Стрессотормозные люди не станут меняться под воздействием внешних событий, они имеют твердые позиции и свои мировоззренческие установки. Однако такие люди могут пойти на однократное изменение психотравмирующей сферы жизни. Если же стрессы постоянно сопровождают такого чело-века, то он теряется.
Следовательно, стресс - это процесс внутренних изменений в системах организма в ответ на любое сильное или продолжительное воздействие окружающей среды. Стресс - это древнее приобретение эволюции: в состояние стресса способны впадать все без исключения живые организмы.
Важным направлением психологической помощи является обучение человека определенным приемам и выработка навыков поведения в стрессовых ситуациях, повышение уверенности в себе.



1. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. - М.: Наука, 1996. - 272 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 302 с.
3. Анохин П.К. Эмоциональное напряжение как предпосылка к развитию неврогенного заболевания // Вестник. - 1996. - №6. - С.25-38.
4. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. - 1996. - Т.17. - №4. - С.64-72.
5. Бодров В.А. Орлов, В.Я. Психология и надежность: Человек в системах управления техникой. - М.: Институт психологии РАН, 1998. - 288 с.
6. Бодров В.А. Экспериментальное изучение эмоционального напряжения у операторов // Военно-медицинский журнал. - 1993. - №1. - С.70-73.
7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев: Наукова Думка, 1989. - 200 с.
8. Вальдман А.В., Козловская М.М., Медведев О.С. Фармакологическая регуляция эмоционального стресса. - М.: Медицина, 1989. - 359 с.
9. Варфоломеева О.В. Основы психологии учебной деятельности: Учебное пособие. - М., 1999. - 180 с.
10. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. - М.: Педагогика, 1998. - 168 с.
11. Вопросы практической психодиагностики и консультирования в ВУЗе / Под ред. проф. Н. Н. Обозова. - Л.: ЛГУ, 1984. - 152 с.
12. Высшая школа. Сборник основных постановлений, приказов и инструкций. - М., 1995. - 94 с.
13. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом . - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 112 с.
14. Гиппиус С. Гимнастика чувств. - М.: Искусство, 1987. - 296 с.
15. Голизек Э. Преодоление стресса за 60 секунд / Пер. с англ. - М.: Мысль, 1995. - 184 с.
16. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л.: ЛГУ, 1988. - 560 с.
17. Греминг С., Аэрбах С. Практикум по управлению стрессом. - СПб.: Питер, 2002. - 240 с.
18. Додонов Б.И. В мире эмоций. - Киев, 2005. - 252 с.
19. Дьяченко М.И., Кандыбович и др. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект. - Мн.: Изд-во «Университетское», 1985. - 195 с.
20. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. - Мн.: Изд-во БГУ, 1998. - 319 с.
21. Дэвидсон Д. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. - Минск, 1985. - 136 с.
22. Жариков Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости. - М., 1985. - 129 с.
23. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983. - 370 с.
24. Кон И.С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М., 1979. - 175 с.
25. Косицкий Г.И., Смирнов В.М. Нервная система и «стресс». - М.: Наука, 1970. - 200 с.
26. Левис Ш.К. Ребенок и стресс. - СПб.: Питер, 1997. - 283 с.
27. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. - М.: Просвещение, 1994. - 89 с.
28. Лобзин В.С., Решетников М.М. Аутогенная тренировка. - Л.: Медицина, 1986. - 280 с.
29. Льюис Д. Стресс - Менеджер. - М., 2000. - 266 с.
30. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М., 2001. - 480 с.
31. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. - М.: Просвещение, 1984.
-78 с.
32. Наенко Н.И. Психическая напряженность. - М.: Изд-во МГУ, 1976.
-367 с.
33. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. - М.: Наука, 1976. - 336 с.
34. Некрасов В.П. Всегда в хорошем настроении. Методы психорегуляции. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 32 с.
35. Овчинникова О.В., Пунг Э.Ю. Экстремальное исследование эмоциональной напряженности в ситуации экзамена // Психологические исследования. - М., 1985. - №4. - С.112-119.
36. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психологический журнал. - Т.17. - 1996. - №1. - С. 169-174.
37. Прохоров А.О. Словарь-тезаурус психический состояний человека.
- СПб., 1992. - 78 с.
38. Психические состояния / Под ред. А.А. Крылова. - Л.: Наука, 1980.
- 122 с.
39. Психология. Словарь / Под. ред. А.В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Просвещение, 1990. - 494 с.
40. Разумов С.А. Эмоциональный стресс, работоспособность и здоровье. - М.: Мысль, 1975. - 224 с.
41. Сарычев С.В., Чернышев А.С. Социально-психологические аспекты надежности группы в напряженных ситуациях совместной деятельности. - Курск: Изд-во КГПУ, 2007. - 82 с.
42. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1979. - 123 с.
43. Стресс и тревога в спорте / Под ред. Ю.Л. Ханина. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 303 с.
44. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. - Л.: ЛГУ, 1988. - 286 с.
45. Тигранян Г.А. Стресс и его значение для организма. - М.: Наука, 1988. - 172 с.
46. Тьюбинг Д. Избегайте стрессовых ситуаций / Пер. с англ. Н.Я. Ковановой. - М., 1993. - 144 с.
47. Хекхаузен Х. Личностные и ситуационные подходы к объяснению поведения // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. / Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. - СПб.: Питер. 2001. - С.58-91
48. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.
49. Яковлев Г.М. Эмоциональный стресс и психологические заболевания // Психология. Учебник / Под ред. А.А. Крылова. - М., 1999. - С.126-153.
50. Ясюкова Л.А. Стрессоустойчивость и профессиональный потенциал личности // Первые международные ломовские чтения. - М., 1991. - С.266¬268.
51. http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-122384


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ