ИЗУЧЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ 8
1.1. Теоретико-методические основы изучения психологического
стресса и стрессоустойчивости 8
1.2. Психологический портрет студента 22
1.3. Особенности проявления стресса у студентов и рекомендации
по его преодолению 26
Выводы по 1 главе 34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ 36
2.1. Организация и проведение исследования 36
2.2. Анализ результатов исследования 36
Выводы по 2 главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ 8
1.1. Теоретико-методические основы изучения психологического
стресса и стрессоустойчивости 8
1.2. Психологический портрет студента 22
1.3. Особенности проявления стресса у студентов и рекомендации
по его преодолению 26
Выводы по 1 главе 34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ 36
2.1. Организация и проведение исследования 36
2.2. Анализ результатов исследования 36
Выводы по 2 главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Жизнь и деятельность человека в условиях современного общества неразрывно связана с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным воздействием неблагоприятных экологических, социальных, профессиональных и других факторов, которое сопровождается сильными негативными переживаниями, перенапряжением физических и психических функций. Особенно выражены эффекты такого воздействия на психику человека при техногенных и природных бедствиях, авариях и катастрофах, социально профессиональных конфликтах, в ходе выполнения сложных ответственных и опасных задач трудовой деятельности. В многочисленных психологических работах отмечается, что такого рода воздействия приводят не только к ухудшению функционального состояния, но также к изменению личностного статуса, нарушению эффективности и безопасности труда, развитию психосоматических и других заболеваний .
Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием экстремальных факторов их жизнедеятельности, является психологический стресс. Как самостоятельная научная проблема он стал предметом специальных исследований всего три-четыре десятилетие назад. Зарождение этой проблемы связано с достижениями в области изучения биологического и физиологического стресса, психологии и физиологии эмоций, адаптации человека к экстремальным условиям, развития психосоматических заболеваний и ряда других направлений. Существенный вклад в решение данной проблемы был сделан исследованиями таких состояний, как эмоциональный стресс, психическое напряжение, утомление (переутомление) и другое. Важно перечислить и авторов, которые занимались изучением стресса в разных областях знания. Распространенную концепцию биологического стресса способствовали работы У. Кеннона, Г. Селье, И. П. Павлова, Л.А. Орбели, Э. Гесморна, проблемами состояния человека в условиях значимой напряженной деятельности занимались К. К. Платонов, В. Л. Марищук, Е.А. Плетницкий, В.В. Суворова, Ф.П. Космолинский, Н.И. Наенко и другие. Вопросами психологического стресса занимались Р.Лазарус, Г. Стокфельд, П. Фресс, В.С. Мерлин, М. Франкенхайзер, Ч.Д. Спилбергер и др.
Механизм влияния ситуации на стрессовую реакцию рассматривается в коллективном труде С. Греминга и С. Аэрбаха «Практикум по управлению стрессом», где авторы предлагают ряд стратегий преодоления стресса, рекомендации по выбору наиболее эффективной из них для каждого конкретного случая. Практикум построен на традиционных принципах обучения, в числе которых: определение и постановка целей, устранение возникших трудностей и самонаблюдение. Эти процедуры призваны помочь в освоении новых методик преодоления стресса, проведении мониторинга и оценке индивидуального прогресса в этой области. Практикум предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей факультетов психологии и медицинских вузов, а также для педагогов, врачей, работников социальной сферы, бизнесменов - всех, кто сталкивается с проблемой преодоления стресса и его последствий.
Что касается эмоционального состояния личности студента в период экзаменационной сессии, то оно, на наш взгляд, изучено недостаточно. В литературе экзаменационная сессия освещается то, как стрессовый фактор, вызывающий перенапряжение и утомление студентов, то как элемент в системе обучения, способствующий закреплению и систематизации знаний. Работы психологов О.В. Овчинниковой, Э.Ю. Пунга и А. О. Прохоров выяснили, что состояние человека в стрессовой обстановке характеризуется той или иной степенью психологического дискомфорта, уровнем тревожности.
Данная работа посвящена анализу стрессоустойчивости студентов педагогического вуза. Стрессовые ситуации могут негативно отразиться на психическом здоровье будущих педагогов. Вместе с тем правильное понимание положительной и отрицательной сторон стресса, их адекватность использование или предотвращение создадут условия для проявления творческих возможностей студентов, для плодотворной и эффективной учебной деятельности.
Вместе с тем, надо отметить, что в студенчестве, особенно на начальном его этапе, обострены многие противоречия, провоцирующие самые разнообразные проблемы. Так, в 17-18 лет человеком переживается кризис идентичности, основной смысл которого - поиск себя, своей самотождественности, самоидентичности. Это пора самоанализа и самооценок, личностных выборов и самоопределений. В числе важнейших проблем, с которыми сталкиваются студенты, находится проблема переживания, экзаменационных стрессов.
В последние десятилетия стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии и социологии. Сложность и многообразие форм стресса определяет многообразие подходов к изучению этого состояния, однако для лучшего понимания этого явления имеет смысл обратиться к первоначальной концепции стресса, предложенной Гансом Селье. Он определял стресс как феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия .
В психологии понятие стресса рассматривается с многих точек зрения. Стрессом называют неспецифическую (общую) реакцию организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Неспецифическая реакция - определённый всегда одинаковый комплекс физиологических изменений живого организма в ответ на любое предъявленное ему требование, иначе общий адаптационный синдром, (таким образом, стресс присутствует всегда, пока организм жив, нет стресса - нет жизни). Такое определение стрессу дал Г. Селье .
В качестве объекта исследования выступили студенты факультета татарской и сопоставительной филологии Елабужского института Казанского федерального университета.
Предметом исследования является стрессоустойчивость у студентов.
Цель выпускной квалификационной работы выявить выраженность- стрессоустойчивости у студентов факультета татарской и сопоставительной филологии.
Гипотеза исследования: стрессоустойчивость у студентов старших курсов выше, чем у студентов младших курсов.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
- выявить теоретико-методические основы изучения психологического стресса;
- проанализировать особенности стрессов у студентов;
- подобрать методику, для предмета исследования;
- организовать эмпирические исследования;
- обработать полученные результаты и на их основании сделать выводы о подтверждении или опровержении воздвигнутой гипотезы;
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, обобщение и систематизация аналитического материала, тестирование (тест на стрессоустойчивость).
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования материалов исследования в учебной деятельности студентов, а также в практической работе психологов.
Структура выпускной квалификационной работы включает: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Первая глава изучает теоретические аспекты стресса у студентов. Глава состоит из двух параграфов. В первом параграфе мы рассмотрели теоретико-методические основы изучения психологического стресса и стрессоустойчивости. Во втором параграфе мы рассмотрели психологический портрет студента. В третьем параграфе мы представили особенности проявления стресса у студентов и рекомендации.
Во втором параграфе мы представили провиденное нами эмпирическое исследование по выявлению стрессоустойчивости студентов.
В работе представлено 6 таблиц и 5 диаграмм. Библиографический список представлен 51 источниками.
Работа была доложена на итоговой образовательно-научной конференции студентов Казанского федерального университета (16апреля 2013г.).
Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием экстремальных факторов их жизнедеятельности, является психологический стресс. Как самостоятельная научная проблема он стал предметом специальных исследований всего три-четыре десятилетие назад. Зарождение этой проблемы связано с достижениями в области изучения биологического и физиологического стресса, психологии и физиологии эмоций, адаптации человека к экстремальным условиям, развития психосоматических заболеваний и ряда других направлений. Существенный вклад в решение данной проблемы был сделан исследованиями таких состояний, как эмоциональный стресс, психическое напряжение, утомление (переутомление) и другое. Важно перечислить и авторов, которые занимались изучением стресса в разных областях знания. Распространенную концепцию биологического стресса способствовали работы У. Кеннона, Г. Селье, И. П. Павлова, Л.А. Орбели, Э. Гесморна, проблемами состояния человека в условиях значимой напряженной деятельности занимались К. К. Платонов, В. Л. Марищук, Е.А. Плетницкий, В.В. Суворова, Ф.П. Космолинский, Н.И. Наенко и другие. Вопросами психологического стресса занимались Р.Лазарус, Г. Стокфельд, П. Фресс, В.С. Мерлин, М. Франкенхайзер, Ч.Д. Спилбергер и др.
Механизм влияния ситуации на стрессовую реакцию рассматривается в коллективном труде С. Греминга и С. Аэрбаха «Практикум по управлению стрессом», где авторы предлагают ряд стратегий преодоления стресса, рекомендации по выбору наиболее эффективной из них для каждого конкретного случая. Практикум построен на традиционных принципах обучения, в числе которых: определение и постановка целей, устранение возникших трудностей и самонаблюдение. Эти процедуры призваны помочь в освоении новых методик преодоления стресса, проведении мониторинга и оценке индивидуального прогресса в этой области. Практикум предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей факультетов психологии и медицинских вузов, а также для педагогов, врачей, работников социальной сферы, бизнесменов - всех, кто сталкивается с проблемой преодоления стресса и его последствий.
Что касается эмоционального состояния личности студента в период экзаменационной сессии, то оно, на наш взгляд, изучено недостаточно. В литературе экзаменационная сессия освещается то, как стрессовый фактор, вызывающий перенапряжение и утомление студентов, то как элемент в системе обучения, способствующий закреплению и систематизации знаний. Работы психологов О.В. Овчинниковой, Э.Ю. Пунга и А. О. Прохоров выяснили, что состояние человека в стрессовой обстановке характеризуется той или иной степенью психологического дискомфорта, уровнем тревожности.
Данная работа посвящена анализу стрессоустойчивости студентов педагогического вуза. Стрессовые ситуации могут негативно отразиться на психическом здоровье будущих педагогов. Вместе с тем правильное понимание положительной и отрицательной сторон стресса, их адекватность использование или предотвращение создадут условия для проявления творческих возможностей студентов, для плодотворной и эффективной учебной деятельности.
Вместе с тем, надо отметить, что в студенчестве, особенно на начальном его этапе, обострены многие противоречия, провоцирующие самые разнообразные проблемы. Так, в 17-18 лет человеком переживается кризис идентичности, основной смысл которого - поиск себя, своей самотождественности, самоидентичности. Это пора самоанализа и самооценок, личностных выборов и самоопределений. В числе важнейших проблем, с которыми сталкиваются студенты, находится проблема переживания, экзаменационных стрессов.
В последние десятилетия стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии и социологии. Сложность и многообразие форм стресса определяет многообразие подходов к изучению этого состояния, однако для лучшего понимания этого явления имеет смысл обратиться к первоначальной концепции стресса, предложенной Гансом Селье. Он определял стресс как феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия .
В психологии понятие стресса рассматривается с многих точек зрения. Стрессом называют неспецифическую (общую) реакцию организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Неспецифическая реакция - определённый всегда одинаковый комплекс физиологических изменений живого организма в ответ на любое предъявленное ему требование, иначе общий адаптационный синдром, (таким образом, стресс присутствует всегда, пока организм жив, нет стресса - нет жизни). Такое определение стрессу дал Г. Селье .
В качестве объекта исследования выступили студенты факультета татарской и сопоставительной филологии Елабужского института Казанского федерального университета.
Предметом исследования является стрессоустойчивость у студентов.
Цель выпускной квалификационной работы выявить выраженность- стрессоустойчивости у студентов факультета татарской и сопоставительной филологии.
Гипотеза исследования: стрессоустойчивость у студентов старших курсов выше, чем у студентов младших курсов.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
- выявить теоретико-методические основы изучения психологического стресса;
- проанализировать особенности стрессов у студентов;
- подобрать методику, для предмета исследования;
- организовать эмпирические исследования;
- обработать полученные результаты и на их основании сделать выводы о подтверждении или опровержении воздвигнутой гипотезы;
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, обобщение и систематизация аналитического материала, тестирование (тест на стрессоустойчивость).
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования материалов исследования в учебной деятельности студентов, а также в практической работе психологов.
Структура выпускной квалификационной работы включает: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Первая глава изучает теоретические аспекты стресса у студентов. Глава состоит из двух параграфов. В первом параграфе мы рассмотрели теоретико-методические основы изучения психологического стресса и стрессоустойчивости. Во втором параграфе мы рассмотрели психологический портрет студента. В третьем параграфе мы представили особенности проявления стресса у студентов и рекомендации.
Во втором параграфе мы представили провиденное нами эмпирическое исследование по выявлению стрессоустойчивости студентов.
В работе представлено 6 таблиц и 5 диаграмм. Библиографический список представлен 51 источниками.
Работа была доложена на итоговой образовательно-научной конференции студентов Казанского федерального университета (16апреля 2013г.).
Стресс - это своеобразная реакция человека на психическое или физическое напряжение, которая является физиологическим безусловным рефлексом. Стресс - это часть нашей повседневной жизни. Он воздействует на нас, начиная с утренней суматохи до позднего вечера и даже во время сна. Стресс может быть и полезен, и разрушителен: полезный прибавляет энергии, а разрушительный проявляется в виде головной боли, гипертонии, язвы желудка, хронической бессонницы, психических расстройств или других болезней.
Стресс - это состояние индивида в экстремальных условиях, проявляющееся на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Экстремальные условия, чрезвычайно сильные воздействия внешней среды, которые находятся на грани переносимости могут вызывать нарушения адаптации. Экстремальные факторы вызывают в организме предельно допустимые изменения.
Стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся средней и, особенно, высшей школы. Очень часто учеба становится психотравмирующим фактором, который учитывается даже в клинической психиатрии при определении характера психогении и классификации неврозов. В последние годы получены убедительные доказательства того, что учебный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов.
Студенческая жизнь насыщена чрезвычайными и стрессогенными ситуациями, поэтому студенты часто испытывают стресс и нервно-психическое напряжение. В основном у студентов стресс развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре и, как правило, стресс в период сессии.
Проблема стресса сложна и многогранна. Стресс в учебном процессе необходимо регулировать. Это задача самих студентов и их педагогов, социальных педагогов, психологов. Возможно пути ее решения кроются в профессиональной мотивации студентов и во внедрении в учебный процесс основ здорового образа жизни, тренинговых курсов, здоровьесберегающих технологий.
Длительное и весьма значительное эмоциональное напряжение может приводить к активации симпатического или парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, а также к развитию переходных процессов, сопровождающихся нарушением вегетативного гомеостаза и повышенной лабильностью реакций сердечно-сосудистой системы на эмоциональный стресс.
Анализ исследований психологического стресса свидетельствует о том, что данное явление рассматривается, как правило, односторонне. Многие исследователи отождествляют стресс с другими отрицательными эмоциями и поведенческими реакциями.
Психологический стресс возникает как реакция на воздействие стрессора при осознании человеком его личностной значимости. Физиологические и психологические изменения при стрессе тесно связаны между собой, что ставит на повестку дня вопрос об исследовании психологических и физиологических показателей стресса.
Важным направлением психологической помощи является обучение человека определенным приемам и выработка навыков поведения в стрессовых ситуациях, повышение уверенности в себе и самопринятие.
Для реализации нашей цели мы провели эмпирическое исследование стрессоустойчивости студентов, направленное на выявление чувствительности студентов к стрессу.
Исследование проводилось со студентами факультета татарской и сопоставительной филологии 1 - 5 курсов в количестве 110 человек.
Для диагностики стрессоустойчивости студентов был использован тест стрессоустойчивости, разработанный Ю.В. Щербатых.
В результате исследования было выявлено, что к старшим курсам уровень стрессоустойчивости студентов повышается. В основном для студентов старших курсов характерен средний уровень, при котором стрессоустойчивость находится в норме.
Исследование стрессоустойчивости студентов Елабужского института казанского (Приволжского) федерального университета подтвердило гипотезу о том, что стрессоустойчивость у студентов старших курсов выше, чем у студентов младших курсов.
Было выявлено, что к старшим курсам уровень стрессоустойчивости студентов повышается. В основном для студентов старших курсов характерен средний уровень, при котором стрессоустойчивость находится в норме.
Таким образом, мы в данной работе убедились, что стрессоустойчивость это сложная ситуация.
Стрессоустойчивость человека - умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, понимать человеческие настроения, проявляя выдержку и такт.
Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.
Стрессонеустойчивым людям сложно адаптироваться к любым изменениям, им сложно менять свое поведение, установки, взгляды. Если что-то пошло не так, то они уже находятся в состоянии стресса.
Стрессотренируемые люди в общем-то готовы к изменениям, но только не к мгновенным и не к глобальным. Этим людям свойственно адаптироваться к окружающей обстановке постепенно, без резких движений, но если это невозможно, то они легко впадают в депрессию. Если же одни и те же ситуации, вызывающие стресс, повторяются, то стрессотренируемые привыкают к ним и реагируют на них уже более спокойно.
Стрессотормозные люди не станут меняться под воздействием внешних событий, они имеют твердые позиции и свои мировоззренческие установки. Однако такие люди могут пойти на однократное изменение психотравмирующей сферы жизни. Если же стрессы постоянно сопровождают такого чело-века, то он теряется.
Следовательно, стресс - это процесс внутренних изменений в системах организма в ответ на любое сильное или продолжительное воздействие окружающей среды. Стресс - это древнее приобретение эволюции: в состояние стресса способны впадать все без исключения живые организмы.
Важным направлением психологической помощи является обучение человека определенным приемам и выработка навыков поведения в стрессовых ситуациях, повышение уверенности в себе.
Стресс - это состояние индивида в экстремальных условиях, проявляющееся на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Экстремальные условия, чрезвычайно сильные воздействия внешней среды, которые находятся на грани переносимости могут вызывать нарушения адаптации. Экстремальные факторы вызывают в организме предельно допустимые изменения.
Стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся средней и, особенно, высшей школы. Очень часто учеба становится психотравмирующим фактором, который учитывается даже в клинической психиатрии при определении характера психогении и классификации неврозов. В последние годы получены убедительные доказательства того, что учебный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов.
Студенческая жизнь насыщена чрезвычайными и стрессогенными ситуациями, поэтому студенты часто испытывают стресс и нервно-психическое напряжение. В основном у студентов стресс развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре и, как правило, стресс в период сессии.
Проблема стресса сложна и многогранна. Стресс в учебном процессе необходимо регулировать. Это задача самих студентов и их педагогов, социальных педагогов, психологов. Возможно пути ее решения кроются в профессиональной мотивации студентов и во внедрении в учебный процесс основ здорового образа жизни, тренинговых курсов, здоровьесберегающих технологий.
Длительное и весьма значительное эмоциональное напряжение может приводить к активации симпатического или парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, а также к развитию переходных процессов, сопровождающихся нарушением вегетативного гомеостаза и повышенной лабильностью реакций сердечно-сосудистой системы на эмоциональный стресс.
Анализ исследований психологического стресса свидетельствует о том, что данное явление рассматривается, как правило, односторонне. Многие исследователи отождествляют стресс с другими отрицательными эмоциями и поведенческими реакциями.
Психологический стресс возникает как реакция на воздействие стрессора при осознании человеком его личностной значимости. Физиологические и психологические изменения при стрессе тесно связаны между собой, что ставит на повестку дня вопрос об исследовании психологических и физиологических показателей стресса.
Важным направлением психологической помощи является обучение человека определенным приемам и выработка навыков поведения в стрессовых ситуациях, повышение уверенности в себе и самопринятие.
Для реализации нашей цели мы провели эмпирическое исследование стрессоустойчивости студентов, направленное на выявление чувствительности студентов к стрессу.
Исследование проводилось со студентами факультета татарской и сопоставительной филологии 1 - 5 курсов в количестве 110 человек.
Для диагностики стрессоустойчивости студентов был использован тест стрессоустойчивости, разработанный Ю.В. Щербатых.
В результате исследования было выявлено, что к старшим курсам уровень стрессоустойчивости студентов повышается. В основном для студентов старших курсов характерен средний уровень, при котором стрессоустойчивость находится в норме.
Исследование стрессоустойчивости студентов Елабужского института казанского (Приволжского) федерального университета подтвердило гипотезу о том, что стрессоустойчивость у студентов старших курсов выше, чем у студентов младших курсов.
Было выявлено, что к старшим курсам уровень стрессоустойчивости студентов повышается. В основном для студентов старших курсов характерен средний уровень, при котором стрессоустойчивость находится в норме.
Таким образом, мы в данной работе убедились, что стрессоустойчивость это сложная ситуация.
Стрессоустойчивость человека - умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, понимать человеческие настроения, проявляя выдержку и такт.
Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.
Стрессонеустойчивым людям сложно адаптироваться к любым изменениям, им сложно менять свое поведение, установки, взгляды. Если что-то пошло не так, то они уже находятся в состоянии стресса.
Стрессотренируемые люди в общем-то готовы к изменениям, но только не к мгновенным и не к глобальным. Этим людям свойственно адаптироваться к окружающей обстановке постепенно, без резких движений, но если это невозможно, то они легко впадают в депрессию. Если же одни и те же ситуации, вызывающие стресс, повторяются, то стрессотренируемые привыкают к ним и реагируют на них уже более спокойно.
Стрессотормозные люди не станут меняться под воздействием внешних событий, они имеют твердые позиции и свои мировоззренческие установки. Однако такие люди могут пойти на однократное изменение психотравмирующей сферы жизни. Если же стрессы постоянно сопровождают такого чело-века, то он теряется.
Следовательно, стресс - это процесс внутренних изменений в системах организма в ответ на любое сильное или продолжительное воздействие окружающей среды. Стресс - это древнее приобретение эволюции: в состояние стресса способны впадать все без исключения живые организмы.
Важным направлением психологической помощи является обучение человека определенным приемам и выработка навыков поведения в стрессовых ситуациях, повышение уверенности в себе.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - Индивидуально-личностные предикторы стрессоустойчивости у студентов (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Взаимосвязь тревожности, самоактуализации и стрессоустойчивости у студентов (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - Формирование опыта эмоциональной саморегуляции у студентов педагогического вуза в процессе педагогической практики в детском оздоровительном лагере
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМОРАЗВИТИЮ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - Взаимосвязь самооценки и стрессоустойчивости у студентов вуза (Московский Институт Психоанализа)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - ПСИХИЧЕКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Индивидуально-личностные предикторы стрессоустойчивости у студентов (Отчёт по производственной практике, Алтайский государственный педагогический университет)
Отчеты по практике, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ ИФКСИТ В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2023



