Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь самооценки и стрессоустойчивости у студентов вуза (Московский Институт Психоанализа)

Работа №118011

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы71
Год сдачи2023
Стоимость2200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
62
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа.
Выборка: 56 студентов 2 и 3 курса психологического факультета, девушки в возрасте 21-27 лет.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНОВ САМООЦЕНКИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ 7
1.1. Психологические теории самооценки личности 7
1.2. Определение стрессоустойчивости личности 17
Выводы по теоретической главе 28
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА 30
2.1. Организация и этапы исследования взаимосвязи самооценки и стрессоустойчивости студентов вуза 30
2.2. Описание результатов исследования 36
2.3. Разработка рекомендаций по повышению уровня самооценки и стрессоустойчивости для студентов вуза 47
Выводы по эмпирической главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что существенным моментом современной жизни общества является постоянное воздействие на человека стресс-факторов. Стресс, который оказывает негативное влияние как на профессиональную, так и учебную деятельность человека, – это неотъемлемая часть повседневной жизни каждого студента.
Воздействие на человека длительных перегрузок, как физических, так и моральных, в частности, речь идет о недостаточном количества времени, выделяемого на полноценный отдых и сон, при котором организм не успевает восстановиться полностью, общественная загруженность крайне неблагоприятно. Весь комплекс стрессогенных факторов дезорганизует как учебную деятельность студента, так и его личную жизнь, снижает его трудоспособность и качество деятельности, отражаясь на состоянии психического и физического здоровья. Как показывает статистика, более 50% студентов страдают различными хроническими заболеваниями [15; 35]. Поэтому устойчивость к стрессу является необходимым условием сохранения психологического благополучия, внутреннего спокойствия, максимальной трудоспособности.
Проблема стрессоустойчивости, стресса и его воздействия на здоровье, психологическое состояние, уровень работоспособности, отношения с однокурсниками и другие аспекты жизни человека является одной из важных сфер в научно-исследовательской работе в психологии. Ежегодно количество публикуемых эмпирических исследований по данной теме только увеличивается, организовываются международные проекты по ее изучению. Авторы статей и исследований (М.М. Амельченко, Е.И. Барышева, К.Н. Безъязыкова, В.А. Бодров, Н.Е. Водопьянова, Дж.С. Гринберг, Е.С. Жариков, Л.А. Китаев-Смык, Р. Лазарус, Р.М. Сапольски, Г. Селье и др.) рассматривают влияние на стрессоустойчивость таких факторов, как тревожность, самооценка, особенности коммуникации, интеллект, умение работать в разных условиях.
Изучение самооценки личности, которая напрямую связана с ее стрессоустойчивостью, является не менее актуальным, поскольку самооценка рассматривается как важнейшее личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции человеком своего поведения и деятельности, оказывает влияние на социальное развитие человека, его адаптацию к социальным условиям, что отмечают в своих работах Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, И.С. Кон, В.В. Столин, П.П. Чеснокова А.И. Липкина и др.
Вместе с тем, несмотря на достаточно широкий круг как теоретических, так и эмпирических исследований, данная проблема не теряет своей актуальности и сегодня. В частности, взаимосвязь самооценки и стрессоустойчивости у студентов является непростой и существенной проблемой, она недостаточно разработана и изучена. На сегодняшний день имеется небольшое число исследований, посвященных изучению взаимосвязи самооценки и стрессоустойчивости. Исследователи, в основном, занимаются изучением самооценки и стрессоустойчивости каждый в отдельности без влияния их взаимосвязи друг с другом. Таким образом, мы видим, что проблема исследования взаимосвязи самооценки и стрессоустойчивости определяется имеющимися потребностями практики и ее недостаточной разработанностью в психологической науке, что и определило выбор темы дипломного исследования: «Взаимосвязь самооценки и стрессоустойчивости студентов вуза».
Теоретические подходы и концепции к изучаемой проблеме исследования:
- концепции и теории зарубежных и отечественных ученых по психологии стресса (В.А. Бодров, Н. Е. Водопьянова, Дж.С. Гринберг, Л.А. Китаев-Смык, Р. Лазарус, Г. Селье и др.);
- научные труды в области исследования проблемы стрессоустойчивости Е.И. Барышевой, К.Н. Безъязыковой, Е.С. Жарикова, Е.А. Метелева, С.В. Субботина и др.;
- теоретические подходы отечественных и зарубежных психологов к проблемам самосознания и самооценки (Р. Бернс, Л. В. Бороздина, У. Джеймс, В. В. Столин, И. И. Чеснокова и др.)
Цель исследования: выявить взаимосвязь самооценки и стрессоустойчивости студентов вуза, для повышения самооценки и уверенности в себе молодых людей путем использования социально-психологической программы.
Объект исследования: самооценка и стрессоустойчивость студентов вуза.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня самооценки и уровня стрессоустойчивости студентов вуза.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между самооценкой и стрессоустойчивостью, а именно: чем выше уровень самооценки, тем выше уровень стрессоустойчивости у студентов вуза.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по теме исследования;
2. Определить понятия «самооценка» и «стрессоустойчивость» в психологической литературе;
3. Провести эмпирическое исследование по выявлению взаимосвязи показателей уровня самооценки и уровня стрессоустойчивости студентов;
4. Обработать и проанализировать результаты эмпирического исследования;
5. Разработать рекомендации по повышению уровня самооценки и стрессоустойчивости для студентов вуза.
Методы исследования:
 теоретические: библиографический метод (анализ научной литературы по теме исследования);
 эмпирические: тестирование, опрос (проведение тестового опроса среди студентов вуза);
 методы математической статистики: корреляционный анализ с помощью коэффициента ранговой корреляции Ч. Спирмена.
Методики исследования:
1. Шкала устойчивости к источникам стресса (ШУИС), автор Е.В. Распонин;
2. Тест на самооценку стрессоустойчивости личности, авторы Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова;
3. Методика диагностики самооценки Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан).
Эмпирическая база исследования: НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа».
Характеристика выборки исследования: 56 студентов 2 и 3 курса психологического факультета (бакалавриат), все респонденты – девушки в возрасте 21-27 лет (средний возраст – 23,4±1,85 года).
Практическая значимость исследования: методические рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы в практической деятельности психологов вузов в ходе консультирования студентов по вопросам повышения уровня стрессоустойчивости и нормализации уровня самооценки, а также самостоятельно студентами для улучшения своего психологического благополучия.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Цель выпускной квалификационной работы заключалась в выявлении взаимосвязи самооценки и стрессоустойчивости у студентов вуза.
В ходе теоретического анализа литературы по проблеме исследования были определены основные понятия:
Самооценка – динамическая система внутренне согласованных представлений человека о самом себе, отношений к самому себе, установок, направленных на свою личность, эмоционального реагирования на собственные качества, достижения и возможности. Самооценка студентов – динамический процесс, в ходе которого они осуществляют самоконтроль, оценку своих достижений и определяют корректирующие действия для обучения.
Стрессоустойчивость – интегративное свойство личности, которое проявляется через взаимодействие волевых, интеллектуальных, мотивационных и эмоциональных составляющих деятельности психики человека, обеспечивающее наилучший способ достижения результата деятельности в сложных обстоятельствах, вызывающих мощные эмоции.
По результатам анализа литературы мы пришли к выводу, что в ходе обучения в вузе проблема стрессов, в особенности связанных с зачетами и экзаменами, стоит особенно остро, поскольку стрессоустойчивость студентов напрямую влияет на успешность их учебной деятельности. Однако, несмотря на пристальный интерес психологов к данной проблеме, исследования взаимосвязи самооценки и стрессоустойчивости личности в аспекте студенческого возраста немногочисленны и нередко противоречивы, в связи с чем было организовано и проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление такой связи.
Мы предположили, что существует взаимосвязь между самооценкой и стрессоустойчивостью, а именно: чем выше уровень самооценки, тем выше уровень стрессоустойчивости у студентов вуза.
Для проверки данной гипотезы к исследованию были привлечены 56 девушек-студентов НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа» в возрасте 21-27 лет.
Анализ полученных в ходе тестирования результатов показал, что у большинства принявших участие в исследовании студентов высокий уровень самооценки и притязаний. Наибольшие доли в выборке составляют студенты со средним, чуть выше среднего и выше среднего уровнями стрессоустойчивости. Наименьшие доли составили студенты с низким и ниже среднего уровнями. Кроме того, в ходе корреляционного анализа выявлены многочисленные связи как между реальной самооценкой студентов и их стрессоустойчивостью, так и между идеальной самооценкой и уровнем стрессоустойчивости, на основании чего сделан вывод о подтверждении выдвинутой гипотезы.
В рамках выпускной квалификационной работы нами разработана программа повышения уровня самооценки и стрессоустойчивости, которая может быть использована психологами в работе со студентами, испытывающими проблемы в совладании со стрессом. Кроме того, практическая значимость сформулированных рекомендаций по повышению уровня стрессоустойчивости и нормализации уровня самооценки заключается в том, что они могут быть использованы студентами самостоятельно для улучшения своего психологического благополучия.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи реализованы, гипотеза – существует взаимосвязь между самооценкой и стрессоустойчивостью, а именно: чем выше уровень самооценки, тем выше уровень стрессоустойчивости у студентов вуза, нашла свое подтверждение.
В заключение отметим, что, несмотря на достаточно активный интерес, проявляемый представителями разных отраслей знаний к проблеме стрессоустойчивости студентов, на сегодняшний день данная проблема не теряет своей актуальности и далека от разрешения. В этой связи проведенное нами исследование открывает перспективы для дальнейших эмпирических исследований в данной области. В частности, достаточно актуальным и перспективным, на наш взгляд, направлением исследования может стать апробирование на практике разработанной программы повышения уровня самооценки и стрессоустойчивости студентов и выявление ее эффективности.



1. Азарных, Т.Д. Посттравматические стрессы у женщин [Текст] / Т.Д. Азарных // Академический журнал Западной Сибири. – 2014. – Т. 10. – № 3 (52). – С. 48-49.
2. Аллахвердян, С.Р. Референтное общение как фактор развития адекватной самооценки личности: автореф. дис. … канд. психол. наук [Текст] / С.Р. Аллахвердян. – Новосибирск, 2005. – 28 с.
3. Амельченко, М.М. Повышение уровня стрессоустойчивости педагогов посредством проведения тренинга «Ресурсы стрессоустойчивости» [Текст] / М.М. Амельченко // Векторы психологии – 2020: психолого-педагогическое сопровождение личности в современной образовательной среде: материалы межд. научно-практ. конф. (Гомель, 25 июня 2020 г.) – Гомель, 2020. – С. 356-359.
4. Апчел, В.Я. Стресс и стрессоустойчивость человека [Текст] / В.Я. Апчел, В.Н. Цыган. – СПб. : ВМА, 1999. – 86 с.
5. Архиреева, Т.В. Критическое самоотношение младших школьников и факторы его развития: монография [Текст] / Т.В. Архиреева. – Великий Новгород : НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2008. – 158 с.
6. Ахмедеева, Н.М. Стресс: как его победить. Защита от стресса [Текст] / Н.М. Ахмедеева. – 2-е изд. – М.: Психология, 2017. – 317 с.
7. Бернс, Р. Что такое Я-концепия // Психология самосознания [Текст] / Р. Бернс; под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Бахрах-М, 2020. – С. 67-72.
8. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление [Текст] / В.А. Бодров. – М .: ПЕРСЭ, 2006. – 528 с.
9. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология [Текст] / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. – М. : ИД ГУ ВШЭ, 2017. – 526 с.
10. Болортуяа, Б. Самооценка студента: ключ к обучению студентов [Текст] / Б. Болортуяа // Современные тенденции в обучении иностранным языкам: материалы межд. научно-практ. конф. (Улан-Удэ, 18-20 мая 2017 г.) / под ред. Э.В. Бурцевой. – Улан-Удэ, 2017. – С. 101-111.
11. Бороздина, Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией [Текст] / Л.В. Бороздина // Вестник московского университета. Серия 14. Психология. – 2011. – № 1. – С. 54-65.
12. Вейкман, А.Э. Самооценка студентов-психологов и ее проявление в межличностных отношениях [Текст] / А.Э. Вейкман, В.Г. Моисеев // MODERN SCIENCE. – 2021. – № 4-1. – С. 352-359.
13. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса [Текст] / Н.Е. Водопьянова. – СПб. : Питер, 2009. – 336 с.
14. Газиева, М.З. Стрессоустойчивость личности как предмет психолого-педагогического изучения [Текст] / М.З. Газиева // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2008. – № 4. – С. 317-322.
15. Гареев, Д.Р. Занятия физической культурой в вузах для студентов с ограниченными возможностями и студентов специальных групп [Текст] / Д.Р. Гареев, Т.Е. Могилевская // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 2 (168). – С. 73–78.
16. Гогицаева, О.У. Детско-родительские отношения и самооценка подростка [Текст] / О.У. Гогицаева, А.В. Небежева // Балтийский гуманитарный журнал. – 2018. – Т. 7. – № 3 (24). – С. 183-186.
17. Горбунова, О.С. Особенности самооценки подростков в межличностных конфликтах [Текст] / О.С. Горбунова // Концепт. – 2015. – № S1. – С. 14-18.
18. Гринберг, Дж.С. Управление стрессом [Текст] / Дж.С. Гринберг. – СПб. : Питер, 2014. – 496 с.
19. Гуревич, П.С. Психология личности [Текст] / П.С. Гуревич. – М. : КноРус, 2020. – 320 с.
20. Джеймс, У. Психология [Текст] / У. Джеймс. – М. : РИПОЛ классик, 2018. – 613 с.
21. Жариков, Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости [Текст] / Е.С. Жариков. – М. : Моск. кадровый центр, 1990. – 32 с.
22. Жученко, О.А. К вопросу о личностных детерминантах адекватности самооценки академических достижений как ресурса стрессоустойчивости студентов [Текст] / О.А. Жученко // Психология стресса и совладающего поведения: устойчивость и изменчивость отношений, личности, группы в эпоху неопределенности: материалы VI межд. научн. конф. (Кострома, 22-24 сентября 2022 г.) – Кострома, 2022. – С. 234-238.
23. Захарова, А.В. Структурно-динамическая модель самооценки [Текст] / А.В. Захарова // Психологические исследования. – 2012. – № 4 (33). – С. 113-120.
24. Зильберман, П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора: автореф. дис. … канд. психол. наук [Текст] / П.Б. Зильберман. – М., 1970. – 15 с.
25. Зуйкова, Е.Г. Изучение стрессоустойчивости студентов в учебной деятельности [Текст] / Е.Г. Зуйкова, Т.В. Бушма, А.Ю. Липовка // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2019. – Т. 14. – № 2. – С. 759-765.
26. Китаев-Смык, Л.А. Стресс. Эмоции и соматика [Текст] / Л.А. Китаев-Смык. – М.: Академический проект, 2020. – 461 с.
27. Клюйкова, Е.С. Роль самооценки в установлении межличностных отношений у студентов [Текст] / Е.С. Клюйкова, Д.А. Онофрейчук, Д.Д. Киселев // Молодой ученый. – 2019. – № 49 (287). – С. 547-549.
28. Козлова, Т.Г. Формирование стрессоустойчивости студентов средствами физического воспитания [Текст] / Т.Г. Козлова, С.У. Шарафутдинова // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2020. – № 4-4 (60). – С. 57-62.
29. Кондратьева, С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие [Текст] / С.В. Кондратьева. – Мн.: Университетское, 1997. – 212 с.
30. Кочнева, Д.Д. Взаимосвязь самооценки личности и стрессоустойчивости в юношеском возрасте [Текст] / Д. Д. Кочнева // Молодой ученый. – 2016. – № 14 (118). – С. 505-507.
31. Красоткина, И.Н. Особенности стрессоустойчивости студентов университета с различным уровнем самооценки эмоциональных состояний / И.Н. Красоткина, И.А. Мезенцева, О.В. Карбанович, И.Г. Степченко // Ученые записки Университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2022. – № 8 (210). – С. 467-472.
32. Лазарус, Р. Стресс, оценка и копинг [Текст] / Р. Лазарус. – М.: Медицина, 1984. – 218 с.
33. Лазарус, Р.С. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс [Текст] / Р.С. Лазарус; под ред. Л. Леви. – Л.: Медицина, 2010. – 135 с.
34. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2020. – 526 с.
35. Линькова, Н.А. Определение интенсивности физической нагрузки для лиц с различной сосудистой гемодинамикой [Текст] / Н.А. Линькова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 9 (175). – С. 167–170.
36. Липкина, А.И. Самооценка школьника [Текст] / А.И. Ликина. – М.: Знание, 1976. – 64 с.
37. Марчук, С.А. Влияние экзаменационного стресса на психофизическое состояние студентов [Текст] / С.А. Марчук // Ученые записка Университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 10 (176). – С. 222-226.
38. Маясова, Т.В. Влияние профессиональной деятельности на стрессоустойчивость [Текст] / Т.В. Маясова // Вестник Мининского университета. – 2014. – № 4. – С. 12-18.
39. Маясова, Т.В. Сформированность профессиональных предпочтений, склонностей и их связь с характером мышления студентов первого курса разных специальностей [Текст] / Т.В. Маясова, А.А. Лекомцева // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 11. – С. 12-15.
40. Маясова, Т.В. Самооценка студентов с различными показателями успешности в обучении [Текст] / Т.В. Маясова, Л.А. Паниткова // Успехи современной науки. – 2016. – Т. 10. – № 12. – С. 135-137.
41. Миронова, О.И. Подходы к изучению экзаменационного стресса у студентов [Текст] / О.И. Миронова // Педагогика и психология образования. – 2021. – № 1. – С. 159-170.
42. Миронова, О.И. Самоэффективность студентов в условиях экзаменационного стресса [Текст] / О.И. Миронова, К.А. Машкин // Педагогика и психология в образовании. – 2021. – № 3. – С. 133-145/
43. Молчанова, О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования [Текст] / О.Н. Молчанова. – М.: Флинта-М, 2016. – 255 с.
44. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития и бытия личности [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Наука, 2019. – 456 с.
45. Павлова, Т.С. Влияние родителей и структуры семьи на самооценку ребенка [Текст] / Т.С. Павлова // Бюллетень науки и практики. – 2019. – Т. 5. – № 12. – С. 383-386.
46. Питкевич, М.Ю. Стрессовые состояния и стрессоустойчивость человека [Текст] / М.Ю. Питкевич // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2015. – № 1. – С. 115-120.
47. Плахтиенко, В.А. Надежность в спорте [Текст] / В.А. Плахтиенко, Ю.М. Блудов. – М.: Физкультура и спорт, 2005. – 176 с.
48. Поветьев, П.В. Факторы стрессоустойчивости в процессе учебной деятельности студентов высших учебных заведений [Текст] / П.В. Поветьев // International journal of medicine and psychology. – 2022. – Т. 5. – № 7. – С. 18-25.
49. Пономаренко, В.А. Психология человеческого фактора в опасной профессии [Текст] / В.А. Пономаренко. – Красноярск: Поликом, 2006. – 629 с.
50. Прихожан, A.M. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога [Текст] / А.М. Прихожан // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психологических методик. – М.: Просвещение, 1988. – С. 110-118.
51. Прихожан, A.M. Проблема подросткового кризиса [Текст] / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. – 1997. – № 1. – С. 105.
52. Сапольски, Р.М. Психология стресса [Текст] / А.М. Сапольски. – СПб.: Питер, 2015. – 480 с.
53. Селье, Г. Стресс без дисстресса [Текст] / Г. Селье. – М.: Просвещение, 2012. – 467 с.
54. Ткаченко, Н. Связь стрессоустойчивости и самооценки личности [Текст] / Н. Ткаченко // Психологическое благополучие современного человека: материалы Межд. научно-практ. конф. (Екатеринбург, 20 марта 2019 г.) / отв.ред. С.А. Водяха. – Екатеринбург, 2019. – С. 161-166.
55. Хрящева, Ю.Н. Психогимнастика в тренинге Текст / Ю.Н. Хрящева, Е.В. Макшанова, Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2014. – 141 с.
56. Церковский, А.Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости [Текст] / А.Л. Церковский // Вестник Витебского государственного медицинского университета. – 2011. – Т. 10. – № 1. – С. 6.
57. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии [Текст] / И.И. Чеснокова. – М. : Прагма, 1997. – 260 с.
58. Шарыпова, Н.В. Влияние соматотипа на адаптивные реакции организма при экзаменационном стрессе [Текст] / Н.В. Шарыпова, А.А. Свешников // Современные проблемы науки и образования. – 2007. – № 6. – Ч. 2.
59. Шибутани, Т. Социальная психология [Текст] / Т. Шибутани ; пер. с англ. В.Б. Ольшанского. – Р-н/Д: Феникс, 1999. – 544 с.
60. Щербинина, О.А. Взаимосвязь тревожности, социометрического статуса и самооценки младших подростков [Текст] / О.А. Щербинина // Вестник ОГУ. – 2018. – № 3 (215). – С. 12-17.
61. Amirkhan, J.H. Seeking person-related predictors of coping: Exploratory analyses [Текст] / J.H. Amirkhan // European Journal of Personality. – 1999. – № 4. – P. 13-30.
62. Boud, D. Rethinking assessment in higher education [Текст] / D. Boud, N. Falchikov. – London : Kogan Page, 2007. – 124 р.
63. Lazarus, R.S. Stress – related transactions between person and environment [Текст] / R.S. Lazarus, R. Launier // L. A. Pervin, M. Levis (Eds.). Perspectives in inreractional psychology. – N. Y. : Plenum, 1978. – P. 287-327.
64. Rosenberg, М. Self-Esteem Scale // Measures of Social Psychological Attitudes [Текст] / М. Rosenberg,; еd. Robinson J. P., Shaver P. R. – Ann Arbor: Institute for Social Research, 1972. – P. 98-101.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ