ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИТ). РАЗВИТИЕ И
ПЕРСПЕКТИВЫ 6
1.1 Понятие ИТ. Классификация ИТ 6
1.2 Этапы развития ИТ 24
1.3 Аппаратное и системное обеспечение 29
ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИТ В ОБРАЗОВАНИИ 46
2.1 Области применения ИТ в образовании 53
2.2 Перспективные направления использования ИТ в образовании 57
2.3 Практические методы применения ИТ в образовании 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЕ
Начало XXI века характеризуется переходом общества от постиндустриального к информационному этапу своего развития, этапу, на котором с каждым годом увеличивается доля информационного продукта в валовом национальном продукте, растёт число людей, занятых информационной деятельностью. Совокупность этих явлений называется информатизацией общества. Активное развитие информационных технологий (ИТ) влечет за собой изменение многих сфер жизни общества. Система образования, как часть социума, не может остаться в стороне от происходящих кардинальных реформ общества. Поэтому в данной работе будут рассмотрены перспективы информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в системе образования.
В последние годы мы все чаще слышим сообщения о перспективах использования компьютерной коммуникации для решения задач, стоящих перед системой образования. Действительно, компьютер заметно изменил нашу жизнь. Еще больше изменений произойдет в ближайшее десятилетие благодаря революции в области глобальной цифровой системы связи, распространению мультимедиа.
Компьютерная коммуникация находится сегодня на острие глобальной информационной революции и не может не затрагивать образование. Не удивительно, что политики, бизнесмены, педагоги все чаще обращают внимание на эту динамичную область, которая обещает радикально изменить современную практику образования.
XXI век, информационное общество пытается решить свои проблемы с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий и технологий мультимедиа в образовании способно радикально изменить существующую систему обучения. Организация учебного процесса может стать более инновационной в том смысле, что будут широко применяться аналитические, практические и экспериментальные принципы обучения, которые позволят ориентировать весь процесс обучения каждого отдельного обучающегося.
Современная система образования все активнее использует информационные технологии и компьютерные телекоммуникации. Особенно динамично развивается система дистанционного образования, чему способствует ряд факторов, и, прежде всего - оснащение образовательных учреждений мощной компьютерной техникой и развитие сообщества сетей Интернет. В этом и состоит актуальность данной темы.
Развитие ИКТ предоставило новую, уникальную возможность проведения занятий - внедрение дистанционной формы обучения. Как правило, в дистанционной форме обучения применяются электронные учебники. Таким образом, развитие информационных технологий дает широкую возможность для изобретения новых методов методик в образовании и тем самым повысить его качество.
Стремительное развитие ИКТ вызывает необходимость прогнозирования дальнейшего развития и внедрения ИКТ в сферу образования.
Цель исследования состоит в изучении состояния данной проблемы; в разработке электронного пособия для учителя по теоретическим основам информационных технологий, этапах их развития и внедрения в образование, а также анализу перспектив развития как самих ИТ, так и направлений их использования в образовании.
Объект исследования - профессионально-педагогическая деятельность учителя в области применения ИКТ.
Предмет исследования - информационные технологии, этапы их развития, аппаратное и программное обеспечение ИТ, перспективные направления развития и применения в образовании..
Гипотеза исследования состоит в том, что созданный электронный ресурс, содержащий обзор информационных технологий, позволит повысить уровень ИТ-компетентности учителя.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы задачи:
• сформулировать понятие ИТ, их основные виды, провести их классификацию;
• проследить основные этапы развития ИТ;
• рассмотреть аппаратное и программное обеспечение;
• рассмотреть области применения ИТ в образовании;
• выделить перспективные направления ИТ в образовании;
• рассмотреть практические методы применения ИТ в образовании.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
Теоретические методы: анализ педагогической, научно-технической и специализированной литературы, материалов научно-практических конференций и ресурсов Internet по проблеме исследования; общенаучные методы исследования - обобщение, классификация, систематизация, сравнение, системный анализ и обобщение педагогического опыта.
Методы эмпирического исследования: анализ результатов деятельности педагогов и учащихся, анализ практического опыта.
Теоретическая значимость результатов исследования: теоретически обоснована роль ИТ в образовании; проведена классификация ИТ; раскрыты преимущества перспективных ИТ.
Практическая значимость результатов исследования: созданное электронное пособие по ИТ позволит учителю сориентироваться среди представленных ИТ и упростит выбор ИТ для использования в своей профессиональной деятельности.
В результате, нами были рассмотрены различные понятия ИТ, этапы их развития. Были определены перспективные направления ИТ в образовании, их влияние на учебный процесс.
Сегодня наблюдается период так называемого информационного взрыва, когда объем знаний, накапливаемый человечеством в ходе своего развития, удваивается каждые 10 лет, а по некоторым оценкам, уже к началу XXI века это удвоение будет проходить каждые 5 лет. Это означает, что становится невозможно за относительно короткий период обучения ознакомить обучаемого даже с малой частью информации, необходимой ему в процессе будущей деятельности. Разумеется, образование в постиндустриальном обществе и не может ставить своей целью только чистую передачу некоторого объема информации. Роль точных наук состоит в обучении студента современному научному языку, логическому мышлению и быстрому воспринятию новых идей, умению доучиваться уже во время своей профессиональной деятельности.
Системы виртуальной реальности допускают, например, управление виртуальным объектом, взаимодействие которого с окружающей средой построено на законах, отличных от законов ньютоновской механики. Здесь возникают совершенно уникальные возможности экспериментально убедиться в оптимальности окружающего нас мира, объективные физические законы которого и реализуют свойства "этого лучшего из миров". Виртуальные миры, в которых можно простым изменением знака в какой-нибудь формуле поменять свойства геометрии пространства или законы классической механики, допускают личное присутствие обучаемого. Изучение первичных и очень непростых понятий геометрии и механики: пространства, времени, инертности, взаимодействия, мерами которых являются расстояние, длительность, масса и сила и которые требуют ясного и четкого изложения в преподавании, может быть изменено и дополнено с помощью систем виртуальной реальности.
Виртуальные университеты по мере совершенствования ИТ получают все большее распространение. Созданы виртуальные университеты в США, Германии, Франции, Японии и других странах. С сожалением следует отметить, что в России виртуальные колледжи и университеты в настоящее время не получили распространения.
Функционирование научно-исследовательской сферы в системе образования порождает целое направление для внедрения мультимедиа-средств. Обширной сферой применения мультимедиа технологий в современной школе является организационно-управленческая деятельность.
Системы мультимедиа уже используются во многих образовательных учреждениях, в том числе и в нашем городе. Например, сюда можно отнести интерактивную доску.
Использование информационных компьютерных технологий в образовании способно радикально изменить существующую систему обучения. Организация учебного процесса может стать более инновационной в том смысле, что будут широко применяться аналитические, практические и экспериментальные принципы обучения, которые позволят ориентировать весь процесс обучения и каждого отдельного обучающегося.
Роль преподавателя в информационном обществе меняется: он перестает быть авторитарным и единственным источником знания, и становится руководителем и помощником обучающихся в образовательном процессе. Обучающимся предоставляется возможность самостоятельно искать нужные им знания в быстро меняющемся мире, и поэтому им требуется значительное количество индивидуальных стратегий обучения, которые позволили бы каждому из них стать активным участником учебного процесса и критически подходить к предоставляемым им знаниям. Педагог освобождается от рутинных работ и получает возможность уделять большее внимание каждому ученику, повышается престиж предмета и самого учителя, возрастают возможности педагога заниматься творчеством.
Изучив материал данной работы можно сделать соответствующие выводы:
Возникновение и интенсивное развитие информационных компьютерных технологий ставят систему образования перед необходимостью реагирования на них. Компьютеры и средства коммуникации являются теми технологическими достижениями, которые радикально изменяют все стороны жизнедеятельности человека. Появление ИТ знаменует собою вступление человечества в новую эру. Системе образования как социальному институту, призванному готовить людей к полноценной социальной жизни посредством передачи знаний, норм деятельности и культурных ценностей, необходимо трансформировать собственную жизнедеятельность применительно к меняющимся условиям.
Развитие ИТ носит динамичный характер, является одним из самых существенных факторов модернизации мировой образовательной системы, поэтому необходимо и целесообразно рассматривать его в качестве одного из приоритетных направлений развития образования.
Одной из важнейших задач внедрения информационных технологий в образовательную среду является задача подготовки и переподготовки преподавательских и административных кадров к работе в новых условиях.
Внедрение информационных технологий в учебный процесс способствует повышению качества образования, совершенствованию системы управления образованием, создает предпосылки включения республиканской и российской образовательных систем в мировую образовательную систему как равноправной составляющей.
Само по себе наличие компьютерной техники и средств коммуникации еще не обеспечивает формирования мировоззрения информационного общества. Реализовать эту задачу можно лишь на основе специально организованных педагогических программных средств и навигации в глобальных сетях. В связи с этим возникает необходимость в новой отрасли педагогических знаний - компьютерной дидактики, которая, в частности, является основным звеном в дистанционном образовании.
Широкое внедрение педагогических программных средств, адекватных характеристикам информационного общества, приведет к формированию нового качества знания - коммуникативно-диалогического, особенностями которого будут многоуровневость и многокомпонентность.
Благодаря информационным технологиям и масс-медиа, все более изменяется взгляд на преподавателя как чуть ли не на единственного носителя знания и истины (в рамках традиционного образования).
Появилась необходимость повысит уровень образованности учителей. Современному учителю становятся необходимыми знания об информационных технологиях, об их развитии, влиянии на учебный процесс, как можно их использовать в учебной деятельности, преимущества их применения. И созданное нами пособие поможет повысить их профессиональную подготовку. Это пособие можно использовать на курсах повышения квалификации, для самостоятельного изучения. Также на уроках информатики с целью повышения грамотности учеников. Это повлечет за собой повышение уровня информационной и коммуникационной компетентности педагогов и сделает учебный процесс интенсивнее, насыщеннее.
Широкомасштабное внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий должно привести к качественно новому уровню получения и обобщения знаний, их распространения и использования, в конечном итоге - к повышению доступности и качества российского образования.
1. Бент Б. Андресен, Катя ван ден Бринк Мультимедиа в образовании специализированный учебный курс / Андресен Б.Б., Ван ден Бринк Катя. - М.: “Обучение-Сервис”, 2005. - 216 с.
2. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров
(педагогика третьего тысячелетия) / В,П. Беспалько. - М.: Изд-во
Московского психолого-социального института, 2002. - 352 с.
3. Бурлакова Т.А. Разработка электронных средств обучения // Теория и практика реализации технологического образования: матер. междунар. научно-практ. конфер. - Улан-Удэ, 2006. - С. 85-87.
4. Васильев С.Ю. Как обучать технологии. // «Школа и производство». - 2000, № 6.
5. Васенин В.А. Российский Интернет и новые технологии в образовании: Докл. на Втором Междунар. конгр. ЮНЕСКО "Образование и информатика" М., 2001.
6. Волик О.Н. Рекомендации по организации эффективного
использования компьютерной базы образовательного учреждения // Специфика информационной подготовки специалиста
постиндустриального общества в средней профессиональной школе: Сборник статей под ред. Г.И.Кириловой. - Казань: ИНН ПО РАО, 2004.
7. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Мультимедиа в образовании. Режим доступа:http://www.ido.edu.ru/open/multimedia/index.html- 12.03.08
8. Долинер Л.И. Информационные и коммуникационные технологии обучения: проблемы и перспективы / Л.И. Долинер // Информатика и образование. - 2003. - № 6. - С. 52-62.
9. Долинер Л.И. Проблемы внедрения информационных и коммуникационных технологий в обучение. Доклад на международном конгрессе конференций «Информационные технологии в образовании» 2003 г. / Л.И Долинер. - Режим доступа:http://ito .edu.ru/2003/III/2/III-2-1523.html- 04.10.2007
10. Домрачев В.Г., Ретинская И.В. О классификации компьютерных образовательных информационных технологий // Информ. технологии. 2001. №2.
11.Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. - М: Академия, 2005. - 192 с.
12. Информатизация образования: направления, средства, технологии:
Учебное пособие / Под общ. ред. С.И. Маслова. - М.: Издательство МЭИ, 2004. - Режим доступа:
www.moodle.kspu.ru/file.php/1/hrestomatia/Maslov.html- 13.01.2008.
13. Использование мультимедиа-технологий в общем среднем
образовании - Режим доступа:http: //www.humanities.edu.ru/db/ms g/80306- 31.01.08
14. Использование информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании. Иллюстративный материал - Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/nfpk/mult/fl/1_1.2.html -12.12.07
15. Использование мультимедиа-технологий в общем среднем
образовании - Режим доступа:http://www.ido.rudn.ru/nfpk/mult/mult 1.html- 01.04.08
16. Кривошееев А. О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ // Информ. технологии. 2005. № 1.
17. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 256с.
18. Конференция "Новые информационные технологии в образовании:
опыт, проблемы, перспективы" - Режим доступа:
http://www.admhmao.ru/inform/Seminar/28 11 06/index.htm- 13.03.08
19. Лазарев М.А. Новые информационные технологии обучения и деятельностные подходы к проектированию // Народ. образование N10, - 2001.
20. Мультимедиа для всех - Режим доступа:
http://www.osp.ru/cw/1996/08/10537/- 12.11.2007.
21. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Под ред. Полат Е.С. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. - 567 с.
22. Новосельцева О.Н. Возможности применения современных средств мультимедиа в образовательном процессе. - М., 2006. - 237 с.
23. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2008. - 272 с.
24. Образование и 21 век. Информационные и коммуникационные технологии. М. 2001, с.23
25. Перспективы развития Информационных технологий. Вести из
лабораторий IBM - Режим доступа:
http://iemag.external.chimera.adt.ru/?ID=506215- 15.02.08
26. Понятие информационных технологий. Виды информационных технологий - Информатика - Шпаргалки - ШКола.ЕУ - Режим доступа: http://shkola.lv/index.php?mode=cht&chtid=456-15.02.08
27. Проворов А.С., Смолянинова О.Г. - Модели использования
мультимедиа-изданий в образовании в условиях компетентностного подхода - Режим доступа: http ://www. ito. su/2002/P/P-0-442. html-12.11.2007
28. Решетников В.Н. Проблемы и перспективы применения
компьютерных технологий в образовании. // Информ. технологии. 2006. - № 4.
29. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогические и технологические аспекты). - М.: ИИО РАО, 2007. - 234 с.
30. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования / И.В. Роберт.- М.: Школа-пресс, 1994. - 205 с.
31. Словари наwww.yandex.ru
32. Словарь для преподавателей высшей школы понятия, термины, определения / Трегубова Е.С. - СПб, 2003 г. - 322 с.
33. Стариченко Б.Е. Теоретические основы информатики: Учебное пособие для высших учебных заведений / Б.Е. Стариченко. - М: Горячая Линия - Телеком, 2004. - 312 с.
34. Урванцева С.Е., Горбунова Н.Т., Сапогова Н.И. Технологии
мультимедиа в образовании: возможности и направления развития. - Режим доступа: http://www.nsu.ru/archive/conf/nit/96/sect6/node23 .html-15.02.08
35. www.ict.edu.ru/