Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Интерактивные тренажеры для обеспечения самостоятельной работы студентов по курсу «Информационные системы и базы данных

Работа №26703

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы122
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
533
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы самостоятельной работы студентов с использованием интерактивных тренажеров 6
1.1 Особенности организации самостоятельной работы студентов в условиях информационно-образовательной среды 6
1.2 Критерии оценки качества интерактивных тренажеров как основополагающих компонентов информационно-образовательной среды 19
1.3 Возможности мультимедийной среды Adobe Flash по созданию интерактивных электронных образовательных тренажеров 39
2. Практика использования интерактивных электронных образовательных тренажеров для обеспечения самостоятельной работы студентов 46
2.1 Разработка структуры и функционирования интерактивных тренажеров,
на основе анализа ЭОР 46
2.2 Результаты апробации и экспертной оценки интерактивных тренажеров 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ


С развитием информационных технологий, в мире все большую актуальность приобретают базы и банки данных, предназначенные для хранения и обработки массивов информации.
Согласно примерной основной образовательной программе (ПООП) подготовки бакалавров по направлению 050100 «Педагогическое образование», одним из результатов освоения основной образовательной программы должна стать готовность выпускника к использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации; готовность работать с компьютером как средством управления информацией [45]. Кроме того, основной целью изучения дисциплины «Информационные системы», согласно ПООП, является формирование систематизированных знаний в области информационных систем - информационного моделирования и проектирования баз данных [45].
Как показывает анализ примерных образовательных программ и учебной литературы, студенты должны освоить способы организации баз данных, методы поиска и сортировки, должны иметь представление о структуре реляционных баз данных, основанной на связанных таблицах.
Отсюда следует, что необходимо знакомить студентов с основами проектирования баз данных, развивать у них умения создавать концептуальные модели будущих баз данных и представлять эти модели в виде семантических сетей.
Проведя обзор доступных цифровых образовательных ресурсов в различных коллекциях, представленных в сети Интернет, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день имеется большое количество дидактических материалов, которые нацелены на освоение инструментария реализации баз данных, например СУБД Access, и практически отсутствуют учебные ресурсы, позволяющие развить умения проектировать и реализовывать модели баз данных.
Все это позволило прийти к выводу о необходимости разработки доступных электронных образовательных ресурсов, направленных на развитие у студентов умений проектировать модели базы данных.
Проблема: недостаточная разработанность электронных образовательных ресурсов для самостоятельной работы студентов, направленных на формирование умений проектировать и реализовывать модели баз данных.
Объект: учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование».
Предмет: интерактивные тренажеры по курсу «Информационные системы и базы данных».
Цель: разработка и апробация электронных образовательных интерактивных тренажеров по курсу «Информационные системы и базы данных» для обеспечения самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование».
Гипотеза: электронные образовательные интерактивные тренажеры по курсу «Информационные системы и базы данных» будут обеспечивать самостоятельную работу студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», если при их разработке опираться на технические, эстетические и эргономические требования, содержащиеся в государственных стандартах, а также на такие дидактические принципы как наглядность, интерактивность и проблемность.
Задачи:
- исследовать особенности организации самостоятельной работы студентов в условиях информационно-образовательной среды;
- изучить педагогические основания разработки интерактивных тренажеров;
- проанализировать электронные образовательные ресурсы, связанные с изучением баз данных, находящиеся в свободном доступе в сети Интернет;
- разработать интерактивные тренажеры по курсу «Информационные системы и базы данных»;
- провести апробацию разработанных интерактивных тренажеров на студентах, обучающихся по направлению «Педагогическое образование».
Методы исследования:
- теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
- диагностические методы (анкетирование, метод экспертной оценки).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Организация самостоятельной работы всегда осуществляется под руководством преподавателя и реализуется наиболее эффективно, если грамотно подключать информационные технологии, которые позволяют совершать информационную деятельность, влиять на формирование позитивных мотивов. Кроме того, применение информационных технологии, при организации самостоятельной работы, позволяет добиться главной стратегической цели: ИКТ обеспечивают возможность обучающемуся самообразовываться.
На сегодняшний день, применение информационных технологий в образовательном процессе приводит к появлению инновационной формы взаимодействия преподавателя и обучающегося, формированию информационно-образовательной среды, которая перенимает некоторые функции педагога на себя.
Одним из основополагающих компонентов информационно-образовательной среды является электронно-образовательный ресурс. При его разработке всегда должны учитываться технические, эргономические и эстетические требования, которые зафиксированы в государственных стандартах, а также основополагающие психологические и дидактические принципы. Соответствие данным требованиям позволяет судить о качестве разработки.
Согласно проведенному анализу ресурсов, ЭОР которые бы действительно соответствовали всем требованиям качества - очень мало. Наибольшую ценность представляют ресурсы, которые позволяют проявлять самостоятельность обучающимся - это источники, которые обладают вторым и третьим уровнями интерактивности, именно они соответствуют практически всем дидактическим требованиям.
В сети Интернет очень много дидактического материала по теме баз данных, но, в тоже время, актуальной является разработка ресурсов,
позволяющих проектировать модели баз данных на концептуальном и логическом уровнях. Данный этап позволяет определить информационные потребности потребителя будущей базы данных, выявить необходимые сущности, атрибуты и обозначить связи между ними. Следует отметить, что в свободном доступе электронных образовательных ресурсов, которые позволяют студентам научиться создавать концептуальные модели баз данных практически нет.
Целью нашей работы было разработать электронные образовательные тренажёры по теме концептуального проектирования и реализации баз данных, которые, главным образом, позволяют изучать построение семантических сетей.
Разработанные нами электронные ресурсы были апробированы на студентах, обучающиеся по направлению «Педагогическое образование» и представлены на экспертную оценку преподавателям и учителям информатики по информатике. Студенты восприняли тренажеры как эффективное учебное средство для изучения проектирования и реализации баз данных, а экспертами была дана положительная оценка и отмечен прикладной характер методических разработок.
Также рекомендации данные экспертами позволят улучшить разработанные тренажеры, сделать из них один более сложный ЭОР, связав все приложения в единое целое.
В заключение хотелось бы отметить, что разработанные ними интерактивные тренажеры могут быть использованы в процессе обучения дисциплинам в предметной области проектирования информационных систем и реляционных баз данных.



1. Агибова, И. М. Самостоятельная работа студентов в вузе: виды, формы, классификации / И. М. Агибова, Т. А. Куликова // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2010.- № 6. - С. 221-227.
2. Александрова, Н.В. Организация самостоятельной работы студентов в системе высшего образования на современном этапе / Н.В.Александрова// Вестник санкт-петербургской юридической академии. - 2012. - Т. 17.- № 4. - С. 94-96.
3. Бабенко, А. А. Формирование алгоритмической компетентности будущего учителя информатики при изучении баз данных и систем управления базами данных / А.А. Бабенко, М.Е. Маньшин // Электронный научно¬образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания» . - 2012.- № 6 (20). С. 58-63
4. Баранов, П. Ф. Flash-тренажёры как элемент успешной постановки лабораторного практикума / П. Ф. Баранов, С.А. Горисев, И.В. Ряшенцев, Е.В. Царева, Э.И. Цимбалист // Открытое образование. - 2012. - № 5. - С. 30-35.
5. Бороненко, Т.А. Мультимедийные технологии в организации самостоятельной работы студентов / А. В. Кайсина, В. С.Федотова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015.- № 7. - С. 187-191.
6. Босова, Л. Л. Типология электронных образовательных ресурсов как основополагающего компонента информационно-образовательной среды [Электронный ресурс]. - / Л. Л. Босова // II Всероссийская конференция «Применение ЭОР в образовательном процессе» . - Режим доступа: http://msk.ito.edu.ru/2012/section/188/95548/
7. Введение в системы баз данных: Учебное пособие / Бураков П.В., Петров В.Ю. - СПб: СПбГУ ИТМО, 2010. - 128 с.
8. Витченко, О. В. Интерактивность как одно из основных требований к современным электронным образовательным ресурсам / О. В. Витченко // Международный журнал экспериментального образования. - 2013.- № 4.
- С. 66-68.
9. ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы [Электронный ресурс]: национальный стандарт РФ. - Введ. 01.01.2011. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-53620-2009
10. ГОСТ Р 53909-2010 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Учебная техника. Термины и определения [Электронный ресурс]: национальный стандарт РФ. - Введ. 01.01.2012. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-53909-2010
11. ГОСТ Р 55751-2013 Информационно-коммуникационные технологии в
образовании. Электронные учебно-методические комплексы. Требования и характеристики [Электронный ресурс]: национальный стандарт РФ. - Введ. 01.01.2015. // Электронный фонд правовой и нормативно¬технической документации. - Режим доступа:
http: //docs.cntd.ru/document/1200108264
12. ГОСТ Р ИСО 9241-3-2003 Эргономические требования при выполнении офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ). Часть 3. Требования к визуальному отображению информации [Электронный ресурс]: государственный стандарт РФ. - Введ. 01.01.2004. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации.
- Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-iso-9241-3-2003
13. ГОСТ Р ИСО 9241-8-2007. Эргономические требования при выполнении офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ). Часть 8. Требования к отображаемым цветам [Электронный ресурс]: государственный стандарт РФ. - Введ. 01.01.2009. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-iso-9241-8-2007
14. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119-2000 Информационная технологии. Пакеты программ. Требования к качеству и тестирование [Электронный ресурс]: государственный стандарт РФ. - Введ. 01.01.2002. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-iso-mek-12119-2000
15. Григорьев, С. Г Педагогические аспекты формирования коллекций
цифровых образовательных ресурсов / С. Г. Григорьев, В. В Гриншкун // Энциклопедия знаний. - Режим доступа:
http://www.pandia.ru/text/78/311/54028.php
16. Еремина, И.И. Разработка комплекса электронных образовательных ресурсов «вычислительные системы, сети и телекоммуникации» и его использование для самостоятельной информационной учебной деятельности в условиях многоуровневой подготовки / И.И.Еремина // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. - 2015.- № 2. - С. 12-27.
17. Ефремова, В. В. Проектное обучение и организация самостоятельной работы студентов при формировании ключевых профессиональных компетенций по ФГОС ВПО / В. В. Ефремова, А. Н.Силин // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2012. - Т. 10. - № 6. - С. 80-82.
18. Зубец, В.В. Разработка базы данных как универсальный проект / В.В. Зубец // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. -2013. - № 1 (20). - С. 221-223
19. Иванова, Е.О. Дидактические требования к информационно-образовательной среде и ее компонентам / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская// Ярославский педагогический вестник. - 2015.- № 5. - С. 19-24.
20. Иргалиева, А. И. Самостоятельная работа студентов: деятельностный подход к определению понятия / А. И. Иргалиева // Интеграция образования. - 2011.- № 2. - С. 19-25.
21. Карнаух, И. В. Организация самостоятельной работы студентов в образовательном процессе / И. В. Карнаух // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2012. - Т. 11. - № 9. - С. 79-81.
22. Кинтонова А. Ж. Macromedia Flash Professional как средство создания обучающих программ и электронных учебников / А. Ж. Кинтонова, Т. Ж. Кутебаев, Г. М.Ахметова // Успехи современного естествознания. -
2014. - № 12-3. - С. 296-299.
23. Козлова, А. В. Современные методы организации самостоятельной работы студентов в процессе их подготовки к использованию информационных и коммуникационных технологий / А. В. Козлова // Сибирский педагогический журнал . - 2012.- № 8. - С. 27-32.
24. Компьютерная анимация физических процессов [Электронный ресурс] . - Режим доступа: http://r.bookap.info/work/151650/Kompyuternaya-animaciya- fizicheskix-processov
25. Костюкова, С.В. Аспекты разработки программ управления базами данных в среде Microsoft Access / С.В. Костюкова // Сборник научных трудов всероссийского научно-исследовательского института табака, махорки и табачных изделий. - 2012.- № 180. - С. 74-78.
26. Кочарян, Н.Б. Сущностные характеристики мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста школьников / Н.Б. Кочарян // Известия волгоградского государственного педагогического университета - 2015. - Т. 96.- № 1. - С. 10-13.
27. Махжутдинова, Ш. Р. Факторы и условия, влияющие на качество самостоятельной работы студентов на занятиях / Ш. Р. Махжутдинова // Человек. Общество. Инклюзия.- 2012. - Т. 12.- № 4. - С. 47-53.
28. Методика использования электронных тренажеров для организации
непрерывного обучения в начальной школе в рамках высокотехнологичной среды образовательного учреждения [Электронный ресурс] / Юдина, Е.П. - 2015. - Режим доступа:
http://324school.spb.ru/index.php?id=49&Itemid=55&layout=blog&option=co m_content&view=category
29. Мотивация и мотивы: учеб. пособие / Ильин Е. П.. - СПб.: Питер, 2002 - 512 с: ил.
30. Мультимедиа в образовании (теоретические основы и методика использования): Монография / О.Г. Смолянинова - Красноярск: Изд. КрасГУ, 2002. - 300 с.
31. Мурадова, Л.С. Самостоятельная работа студентов и роль преподавателя в ее организации / Л.С. Мурадова // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. - 2012.- № 2. - С. 135-140.
32. Никулова, Г.А. Представление графической информации в цифровых образовательных ресурсах / Г. А. Никулова, А. А Пчелинцев // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2010.- № 6. - С. 90-97.
33. О программе Adobe Flash [Электронный ресурс].-Режим доступа: http: //ru.wikipedia.org/wiki/Adobe_Flash
34. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 29.12.2012 N273-(+3 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
35. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
36. Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс] : приказ от 31.06.2011 № 16277// Портал Федеральных государственных
образовательных стандартов. - Режим доступа:
http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/5/20111207163943.pdf
37. Осадчук, О. Л. Управление самостоятельной работой студентов: метод. пособ. / О. Л. Осадчук. - Омск: Полиграфический центр КАН. - 2009. - 156 с.
38. Основы разработки электронных образовательных ресурсов: учеб. пособие. / С.Л. Лобачев.- М.: ИИТО ЮНЭСКО, 2012. - 140 с
39. Павлинов, А. В. Современные компьютерные технологии как средство самостоятельной учебной работы школьников / А. В. Павлинов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова- 2010. - Т. 16.- № 1. - С. 334-336.
40. Педагогика : современная энциклопедия / Е. С. Рапацевич. - Минск : Современная школа, 2010.
41. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого. М., Педагогическое общество России, 2007. - 576 с.
42. Педагогическая психология: учебник для вузов/ Зимняя И. А. М.: Логос, 2004 - 384 с.
43. Полихрониди, А.Х. Педагогические условия эффективного применения обучающих систем на базе ИКТ / А.Х. Полихрониди // Среднее профессиональное образование. - 2013.- № 10. - С. 27-28.
44. Поспелов, В.К. Проблемы перехода к уровневой системе подготовки / В.К. Поспелов, Комиссарова Н.Н.// Экономика образования . - 2014.- № 1. - С. 54-60.
45. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования. Направление подготовки 050100 Педагогическое образование [Электронный ресурс] : приказ от 17.09.2009 № 337 // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/news/1/32
46. Пупонина, О. С. Применение flash-технологий на занятиях по математике / О. С. Пупонина // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2012.- № 13. - С. 159-163.
47. Романова, Ю.С. Инновационные технологии в образовательном сервисе / Ю.С. Романова, И. Х. Эмиров // Технико-технологические проблемы сервиса. - 2013.- № 4. - С. 88-92.
48. Семенова, Н. Б. Принципы организации самостоятельной работы студентов вуза на основе ИКТ / Н. Б. Семенова // Вестник Бурятского государственного университета. - 2014. - № 1-2. - С. 75-78.
49. Сеславский, И.К. Влияние информационных технологий на учебные мотивы студентов технических вузов / Сеславский И.К., Ведерников О.Н.// Совет ректоров. - 2014.- № 12. - С. 48-54.
50. Ситникова, Л. Д. Использование анимации и компьютерной графики в учебном процессе / Л. Д. Ситникова, Ю. И. Богатырева // Открытое образование. - 2013. - № 1-2. - С. 29-35.
51. Соколов, О. И. Компьютерное моделирование интерактивных лабораторных работ / О. И. Соколов, С. В. Петров, М. А. Новичкин // Известия московского государственного индустриального университета. - 2012. - № 2. - С. 49-54.
52. Соловьева, В. В. Информационно-технологическая подготовка педагога профессионального обучения в области дизайна (специализация графический дизайн) / В. В. Соловьева // Научные исследования в образовании . - 2011.- № 10. - С. 33-39.
53. Технологии профессионального образования: учеб. пособие / Авт.-сост. Г.А.Федотова, Е.Ю.Игнатьева; Нов ГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2010. - 142 с.
54. Федеральное хранилище Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://school- collection.edu.ru/about/
55. Федосеева О.Ю. Анализ эффективности самостоятельной работы студентов с использованием информационных технологий / О.Ю.Федосеева // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева-
2015. - Т. 24.- № 2. - С. 117-125.
56. Фомин, Н.В. Организационное и методическое обеспечение самостоятельной работы студентов в бакалавриате и магистратуре /Н.В.
Фомин// Вестник Брянского государственного университета. - 2011.- № 1. - С. 70-80.
57. Фуфаева, Е.С. Разработка базы данных на уроках информатики / Е.С.
Фуфаева // Вестник научных конференций. - 2015. - № 5 (3). - С. 175-177
58. Часовских, Н. С. Психолого-педагогические основания для организации самостоятельной работы студентов при обучении общей физике / Н. С. Часовских // Мир науки, культуры, образования. - 2011.- № 1. - С. 80-83.
59. Чупрова, Л. В. Разработка интерактивных электронных образовательных ресурсов для активизации самостоятельной работы студентов / Л. В.
Чупрова // Успехи современного естествознания. - 2014.- № 12. - С. 250-253.
60. Шихмурзаева, А. Б. Электронные образовательные ресурсы в развитии ИКТ-компетентности будущих бакалавров педагогического образования / А. Б. Шихмурзаева // Мир науки, культуры, образования. - 2013.- № 6. - С. 122-123
61. Электронное обучение: состояние, проблемы, перспективы: Материалы межрегионального Интернет-педсовета (3-7 февраля 2014 года) / Под редакцией И.Х. Тагирова, Р.И. Имамутдиновой. - Уфа: Издательство ИРО РБ, 2014. - 262 с.
62. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах [Электронный ресурс] / Свинцова Л.В. // Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества - Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/246351/
63. Якушина, Е. В. Электронно-образовательные ресурсы: актуальные
вопросы и ответы [Электронный ресурс] / Е. В. Якушина // Вопросы интернет образования. - Режим доступа:
http: //vio. uchim.info/Vio_97/cd_site/articles/art_3_2 .htm
64. ActionScript 3.0 для Flash / Мук К. - СПб.: Питер, 2009. - 988 с.: ил
65. Adobe Flash CS3 Professional для Windows и Macintosh / Ульрих Кетрин ; Пер. с англ. Слинкина А. - М. : ДМК Пресс, 2009. - 568 с.: ил. (Quick Start).
66. LearningApps.org [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //learningapps.org/about.php

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ