Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЭТИКА СНОВ В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Работа №87437

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы66
Год сдачи2013
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
112
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Поэтика сна и жанр романа 7
1.1. Различные подходы к анализу литературного сновидения 7
1.2. Определение литературного сновидения 13
1.3. Виды и функции литературных сновидений 15
1.4. Форма сна и жанровая специфика романа 21
Выводы по главе 1 32
Глава 2. Поэтика сна и грезы Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» 33
2.1. Пространство и время в мире снов 33
2.2. Первый сон 40
2.3. Второй и третий сон 47
2.4. Четвёртый сон 52
Вывод по главе 2 57
Заключение 59
Список используемой литературы

Актуальность выбранной темы. Данная работа посвящена тому вопросу, решение которого дает возможность представить стремление писателей к постановке коренных философских, мировоззренческих вопросов, связанных с нравственной ориентацией человека в мире, к поискам смысла жизни. Духовный мир героев Достоевского раскрывается через такие категории, как зло, добро, свобода, добродетель, необходимость, бессмертие, совесть. Достоевский, как художник, отличается тонкостью психологического анализа, произведения его характеризуются глубиной философского содержания. В этом важнейшая особенность его творчества. Г ерои его - это люди ищущие, одержимые той или иной идеей, все интересы сосредоточены вокруг какого-либо вопроса, над разрешением которого они мучаются.
Достоевский, безусловно, человек «интеллигентного склада», и он, несомненно, человек, пораженный вселенской несправедливостью. О царящей в мире несправедливости, он и сам заявлял неоднократно с мучительной болью, и именно это чувство составляет основу постоянных раздумий его героев. Чувство это порождает в душах героев протест, доходящий до бунта против Творца: тем отмечены Раскольников, Ипполит Терентьев, Иван Карамазов. Чувство несправедливости и бессилия перед нею калечат сознание и психику героев, превращают их порой в издерганных, кривляющихся неврастеников. Для человека разумного, думающего (тем более для русского интеллигента, склонного к рефлексии) несправедливость всегда «бессмыслица, неразумие». Достоевский и его герои, пораженные бедствиями мира, ищут разумного основания жизни.
Следует отметить, что для героев их сон такая же действительность, как явь, свой сон они проживают действительно и реально. Не всякий сон - фантастика. Многие из них лежат в пределах реального или вероятного, в них нет ничего невозможного. «Сновидец, даже зная, что он видит сон, верит в реальность происходящего». Есть у Достоевского сны, которые остаются снами и только. На первый план в них выступает психологическое содержание, они имеют важное композиционное значение, но не создают «второго плана».
Жизнь, увиденная во сне, устраняет обычную жизнь, заставляет понять и оценить её по-новому (в свете увиденной иной возможности); сон несет в себе определенную философскую значимость. И сам человек во сне становится другим, раскрывает в себе иные возможности (и лучшие, и худшие), он испытывается и проверяется сном. Иногда сон прямо строится как увенчание-развенчание человека и жизни».
Сны героев зачастую определяют их жизнь. Часто то, что персонажи произведений видят, закрыв глаза, важнее того, что он делает, открыв их. Они могут показать внутренний мир героя, его переживания или то, что может ждать его в будущем. Самыми яркими примерами сновидений героев в литературе являются сон Татьяны из романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, сон Ильи Ильича из романа «Обломов» И.А. Гончарова, сны Раскольникова и Свидригайлова из ««Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского, сны героев в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова. Во всех этих книгах авторы отводят снам серьёзную идейно - художественную роль. Сны предрекают будущее героев, разъясняют их прошлое, помогают сделать правильный выбор или пытаются предостеречь от ошибок.
Глубокий психологизм романов Ф. М. Достоевского заключается в том, что их герои попадают в сложные, зачастую экстремальные жизненные ситуации, в которых обнажается их внутренняя сущность, открываются глубины психологии, скрытые конфликты, противоречия в душе, неоднозначность и парадоксальность внутреннего мира. Для отражения психологического состояния главного героя в романе «Преступление и наказание» автор использовал разнообразные художественные приемы, среди которых немаловажную роль играют сны, так как в бессознательном состоянии человек становится самим собой, теряет все наносное, чужое и, таким образом, свободнее проявляются его мысли и чувства.
Объектом работы является роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Предметом работы является поэтика снов в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Целью работы является рассмотреть и проанализировать поэтику снов в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
В этом исследование мы решали следующие задачи:
1. Изучить определение литературного сновидения;
2. Рассмотреть виды и функции литературных сновидений;
3. Рассмотреть форму сна и жанровая специфика романа;
4. Проанализировать сны героя.
5. Выявить взаимосвязь сна Раскольникова с его нравственным состоянием и осмыслением действительности.
6. Понять какой идейно - художественный смысл вложил автор в сны Родиона Раскольникова, посещающие его на протяжении всего романа «Преступление и наказание»
Методы исследования:
• Изучение научной литературы по предмету исследования;
• Самостоятельное исследование художественного текста
в направлении темы;
• Наблюдение за художественными функциями сна в романе;
• Классификация снов, их описание;
• Обобщение наблюдений.
Новизна исследования. При выборе произведений определённая сложность заключалась в их большом количестве, но при более детальном рассмотрении оказалось, что использование снов в текстах художественных произведений служит, как правило, сходным задачам, поэтому имеет смысл ограничиться наиболее типичными из них.
Практическая значимость работы: работа имеет практическую направленность и представляет интерес, как для учителей литературы, так и для учащихся. Она поможет глубже изучить место и роль сна литературных героев, лучше понять произведение, поступки героев и их характер.
Работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследование специфики сновидений с позиции их функционирования в произведениях разных родов и жанров является актуальным и позволяет проследить эволюцию взглядов писателей на роль онеирического начала в художественном тексте и обозначить пути анализа онейросферы. Изучение сновидений не только на уровне мотивной структуры (хотя она, без сомнения, является важной составляющей анализа произведения вообще, поскольку мотивы «репрезентируют смыслы и связывают тексты в единое смысловое пространство), но и на уровне образной и жанровой специфики текста позволяет выявить устойчивые, характерные признаки онейросферы и авторской философии сна, что является одной из составляющих художественной картины мира писателя, так как сон - явление онтологическое.
Таким образом, сны в поэтике имеют разнообразное значение. Сон - это блаженная, желанная норма, возможность «переиграть жизнь», изменить ее катастрофический ход. Сон - это выявление сокрытых и подавленных стремлений, осуществление мечты о мире и покое, которые никак не складываются наяву.
Сны в произведениях различных авторов, несут большую смысловую нагрузку. В них автор в метаморфической форме передает ощущения своих героев, до конца не раскрываемых ими. Использование иррационального пространства сна позволяет автору углубить проблематику произведения, утверждая вечные нравственные ценности, которые начинают терять свое значение в «реальном» мире рассказов, повестей и романов.
Многие русские писатели и до, и после Достоевского использовали сны как художественный прием, но вряд ли кто-либо из них смог так глубоко, тонко и ярко описать психологическое состояние героя посредством изображения его сна.
Сны в романе имеют разное содержание, настроение и художественную микрофункцию, но общее назначение художественных средств, использованных Достоевским в романе, одно: наиболее полное раскрытие основной идеи произведения — опровержения теории, убивающей в человеке человека при осознании этим человеком возможности убийства им другого человека.
Сны Раскольникова являются своеобразной пунктирной линией, которая на разных уровнях отражает идейное и художественное содержание романа.
Сны и видения Раскольникова в романе передают его внутренние состояния, чувства, сокровенные желания и тайные опасения. Композиционно сны нередко предваряют будущие события, становятся причинами событий, движут сюжет. Сновидения способствуют смешению реального и мистического планов повествования: из снов героя словно вырастают новые персонажи. Кроме того, сюжеты в этих видениях перекликаются с идейным замыслом произведения, с авторской оценкой идей Раскольникова.
Положение снов в ткани романа тонко продумано, оно позволяет автору сделать нужные акценты в нужных местах. Сон, посещавший Раскольникова - каждый из них является зеркалом души Родиона Романовича, которое отражает именно то, что и хотел донести до нас автор.
Исследовав идейно-художественное содержание снов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», мы пришли к следующим выводам.
Достоевский как художник интересен, прежде всего, тем, что он принес с собой новые формы художественного видения, и сумел открыть и увидеть новые стороны человека и его жизни.
Пожалуй, ни у кого из прежних писателей сны не были столь мощным орудием художественного познания человека и мира, как у Достоевского.
Сон у него - сложный художественный прием, позволяющий проникнуть в самые глубины человеческого сознания, расширить горизонт художественного видения и взглянуть на человека под другим углом художественного зрения.
В романе реальная действительность и сновиденческая тесно взаимосвязаны, и через сны происходит болезненный, мучительный, сложный процесс познания героем мира, осознания его непреходящих ценностей. Через сны писатель раскрывает путь героя от постепенного «умирания» в себе семилетнего мальчика, олицетворяющего милосердие, к покаянию и началу нравственного возрождения.
Достоевский - писатель глубокой мысли. Главная художественная задача его - философское осмысление жизни, судьбы человеческой.
Этой задаче подчинена и пространственно-временная организация эпизодов - снов. И здесь автор выступает как новатор, создавая «новый хронотоп».
Совмещая прошлое, настоящее и будущее в сновидениях героя, что дает ощущение безмерности любого мгновения, Достоевский переносит нас в особый пространственно-временной мир, соответствующий «всечеловеческому» смыслу романа.
Новый хронотоп - это время-пространство борьбы последнего самоубийственного преступления и время-пространство решающей борьбы бытия с небытием.
Философски осмысляя сложность, противоречивость современного ему мира, исследуя причины духовной деградации человека в нем, Достоевский предостерегал, что нашествие трихин может повториться, и в то же время надеялся, что человеческое в человеке окажется сильнее. Эстетика Достоевского - это эстетика спасения жизни, спасения бытия человечества. Это эстетика спасения на путях красоты, любви, добра и правды.
Это писатель, который учит нас понимать жизнь в ее непрерывном развитии, обновлении и гармонии.
Особенности поэтики снов в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
В произведениях Достоевского встречаются сцены, в которых нет зрительных отношений и повествование создается исключительно изображением звуков, обычно голосов участников, доносящихся словно из- за закрытого занавеса.
Так, в романе «Преступление и наказание» в снах, которые видит Родион Раскольников, мы встречаем одну из особенностей поэтики Достоевского - внеобразную, бессюжетную полифонию.
Мы рассмотрели лишь некоторые особенности поэтики Достоевского, которые нашли отражение в снах Раскольникова, а именно: стремление писателя выразить человеческие переживания в звуках, в цвете, раскрыть внутренний мир героя, исследовать психологию его души через мир звуков и красок, в которых он пребывает. Это мир, по определению Достоевского, «неестественных звуков» - звуков, длящейся человеческой трагедии и мир напряженных, «катастрофичных» красок, создающих атмосферу тупика, доводящих человеческое сознание до крайности.
Автор считает, что именно с помощью снов Раскольникова, мы можем сопереживать герою, почувствовать атмосферу того времени, наиболее полно понять цели и мысли людей девятнадцатого столетия. Ведь только во сне человеческое подсознание высвобождается и способно о многом поведать читателю.



I. Источники литературы:
1. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание // Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 12 т.-Т. 5. - М.: Правда, 2000.
2. Достоевский Ф.М. Сон смешного человека // Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 12 т.-Т. 12. - М.: Правда, 2000. - 543 с.
3. Достоевский Ф. М. Библиография произведений Ф. М. Достоевского и литературы о нем. 1917 - 1965. Сост.: В. В. Акопджанова, С. В. Белов, Г. Ф. Коган, Г. Б. Пономарева. - М., «Книга», 2008. - 407 с
4. Достоевский Ф.М. Эстетика и поэтика // словарь-справочник / Сост. Г.К. Щенников, А.А. Алексеев. Челябинск, 1997. 160 с.
II. Научная литература:
5. Анциферов Н.П. Петербург Достоевского. - СПб., 2002. - 210 с.
6. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 2005. - 34 с.
7. Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» комментарии. - М., 2005. - 67 с.
8. Белкин А. А. Роман «Преступление и наказание». - В кн.: Русская классическая литература. - М., «Просвещение», 1969, 307 - 332 с.
9. Болдарева С. Тема покаяния в романе Достоевского «Преступление и наказание» // Литература. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». - 2006. - №3. - 65-71 с.
10. Бурсов Б.И. Личность Достоевского. - 2 изд. - М., 2009. - 245 с.
11. Выгонский С. «Сны Раскольникова» социальный психоанализ. - 2005. - №12. - 54-58 с.
12. Викторович В. А. Сюжетная оппозиция повествователя и героя в
романе Достоевского «Преступление и наказание». - В кн.: Русская литература XIX в. Вопросы сюжета и композиции. II Меж-вуз. сб. Горький, 2005, - 75 - 82 с.
13. Виноградов И., Денисова Н. «Совсем тут другие причины...» (Люсьен де Рюбампре и Родион Раскольников - опыт сравнительного анализа). - «Вопр.лит.». - 1972. - № 10. - 76 - 106 с.
14. Володин А. Раскольников и Каракозов. (К творческой истории статьи Д. Писарева «Борьба за жизнь»). - Нов.мир. - 2005. - № 11. - 212 - 231 с.
15. Данилов В. В. К вопросу о композиционных приемах в «Преступлении и наказании» Достоевского. - М., 2003. № 3. - 249 - 263 с.
16. Даунер Л. «Раскольников в поисках души». - М., 2005. - 76 с.
17. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. - М., 1988. - 89 с.
18. Карякин Ю.Ф. «Самообман Раскольникова» // Советский писатель. - 1989. - №4. - 47-51 с.
19. Катто Ж. «Пространство и время в романах Достоевского».
«Достоевский. Материалы и исследования» том 3. - М., 2000. - 254 с.
20. Карякин Ю. Достоевский и канун XXI века. - М., 1989. - 102 с.
21. Касаткина Т.А. Характерология Достоевского. - М., 2006. - 158 с.
22. Кирпотин В. Достоевский - художник. - М., 2004. - 168 с.
23. Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. - М., 2006. - 206 с.
24. Коминов В.В. Роман Достоевского «Преступление и наказание». - М., 2007. - 211 с.
25. Кондратьев Б.С. Сны в художественной системе Достоевского. Мифологический аспект. - Арзамас, 2001. - 134 с.
26. Кожинов В. «Преступление и наказание» Достоевского // Три шедевра русской классики. - М., 2001. - 98 с.
27. Комментарии к роману «Преступление и наказание» - М., 1986. - 301с.
28. Конышев Е. М. Базаров и Раскольников. Научные труды Курского пед. ин-та. 2006. - 260 с.
29. Кунильский А. Е. «Жизнь» в структуре романа Достоевского
«Преступление и наказание». - В кн.: Жанр и композиция литературного произведения. Межвуз. сб. Петрозаводск. 2005. - 55-66 с.
30. Лебедева Т.Б. О некоторых истоках символики цвета в романе
«Преступление и наказание». - В кн.: XXVII Герценовские
чтения. Литературоведение (Науч. доклады). - Л., 1975, 44 - 49 с.
31. Меншутина О. И. Из наблюдений над языком романа «Преступление и наказание». - Труды Ун-та Дружбы народов им. П. Лумумбы. - 2000. - т. 49. Языкознание, вып. 7, - 121 - 129 с.
32. Мысляков В. А. Как рассказана «история» Родиона Раскольникова (К
вопросу о субъективно-авторском начале у Достоевского). - В кн.: Достоевский. Материалы и исследования, т. I.- Спб., Наука, 2004. -
147 с.
33. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М., 1992. - 268 с.
34. Литературная энциклопедия в 3 томах. - М., 2005. - 221 с.
35. Миркина З. Истина и ее двойники. - М., 2006. - 245 с.
36. Мотылева Т.Л. Достояние современного реализма. - М., 1973. - 87 с.
37. Нечаенко Д.А. Сон, заветных исполненный знаков. - М., 2008. - 99 с.
38. Пашкова Г.Р. Особенности развития сюжета в «Преступлении и наказании». - Алма-Ата, 2005. Рус. лит., вып. 5. - 41 - 56 с.
39. Ремизов А.М. Сны и предсонья. - СПб.: «Азбука», 2000. - 385 с.
40. Руднев В.П., Сновидение и событие // Сон-семиотическое окно. XXVI Випперовские чтения. - М., 2003. - 111 с.
41. Селезнев Ю.И. В мире Достоевского. - М., 2007. - 102 с.
42. Соловьев В. Три речи в память Достоевского. Вторая речь. - М.: Художественная литература, 2008. - 33 с.
43. Теперик Т.Ф. Литературное сновидение: терминологический аспект // Литература XX века: итоги и перспективы изучения. Материалы Пятых Андреевских чтений /Под редакцией Н.Н. Андреевой, Н.А. Литвиненко и Н. Т. Пахсарьян. - М., 2007. - 47 - 55 с.
44. Ходанен Л А. Мотивы и образы сна в поэзии русского романтизма // Русская словесность. - 2007. - 45 с.
45. Харитонова О. Д. Вечность как идея // Литература. Приложение к газете «Первое сентября». - 2007. - № 44. - 10-11 с.
46. Фромм Эрих. Искусство толкования снов // Душа человека. - М.,
2006. - 387 с.
47. Якобсон Р. Работы по поэтике. - М., 2007. - 257 с.
48. Якушин Н. Великий русский писатель. - М.: Художественная
литература, 2006. - 77 с.
49. Амелин Г., Пильщиков И.А. Новый Завет в «Преступлении и
наказании» Ф.М. Достоевского. Электронная версия.
www.holychurch.narod.ru
50. «Преступление и наказание» - Русофил - Русская филология Образовательный ресурс.шЫ - Абельтин Э.А., Литвинова В.И.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ