Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОМАНТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

Работа №13838

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы77стр.
Год сдачи2017
Стоимость2900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
992
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение...................................................................................................... 3
Глава 1. Особенности художественной системы романтизма
1.1. Понятие романтизма.............................................................................. 8
1.2. Романтизм как направление в литературе......................................... 10
1.3. Художественные особенности романтизма как литературного
направления ................................................................................................. 14
Глава 2. Черты романтического героя в произведениях Ф. М.
Достоевского
2.1. Достоевский и романтизм. История изучения проблемы................ 16
2.2. Эволюция сентиментального и романтического характеров в
творчестве раннего Достоевского ............................................................. 23
2.3. Образ мечтателя в фельетоне «Петербургская летопись» и романах
Ф. М. Достоевского..................................................................................... 32
2.4. Романтический герой в романе Ф. М. Достоевского «Униженные и
оскорблённые» ............................................................................................ 42
Глава 3. Романтизм в творчестве Ф. М. Достоевского
3.1 Проблема воздействия на роман Достоевского «Идиот» традиций
романтической литературы........................................................................ 51
3.2. О романтическом «пласте» в романе «Преступление и
наказание».................................................................................................... 60
Заключение................................................................................................. 68
Список литературы .................................................................................. 73

Романтизм (фр. romantisme, от средневекового фр. romant, роман) –
направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного
течения на рубеже XVIII–XIX вв. в Германии. Получил распространение во
всех странах Европы и Америки. Наивысший пик романтизма приходится на
первую четверть XIX в.
Расцвет романтизма в России пришелся на первую треть XIX в.,
значительный и яркий период русской культуры. Он связан с именами В. А.
Жуковского, К.Н. Батюшкова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, К. Ф.
Рылеева, В. К. Кюхельбекера, А. И. Одоевского, Е. А. Баратынского, Н. В.
Гоголя.
Центр художественной системы романтизма – личность, а его главный
конфликт – конфликт личности и общества. Решающей предпосылкой
развития романтизма стали события Великой французской революции.
Появление романтизма связано с антипросветительским движением,
причины которого лежат в разочаровании в цивилизации, в социальном,
промышленном, политическом и научном прогрессе, результатом которого
явились новые контрасты и противоречия, нивелировка и духовное
опустошение личности.
Эпоха романтизма ознаменовалась расцветом литературы, одним из
отличительных свойств которой было увлечение общественными и
политическими проблемами. Пытаясь постичь роль человека в происходящих
исторических событиях, писатели-романтики тяготели к точности,
конкретности, достоверности.
Во второй половине XIX века романтизм уже не существовал как
литературное направление. Но его наследие, его традиции были живы в
творчестве многих реалистов. Лирическая проза Тургенева, гражданская
поэзия Некрасова, романы Достоевского различным образом и в разной
степени связаны с романтизмом. Достоевский, как и большинство писателей, вступивших в литературу в
1840-е гг., испытал мощное воздействие романтического искусства,
сказавшегося в активном освоении молодым писателем идей, которые
определили важнейшее направление философско-художественных исканий
всего творчества: это пафос великой любви к человечеству, воодушевлявший
Шиллера и Жуковского; проблема нравственной свободы и самоопределения
человека в мире, так остро поставленная Байроном, Лермонтовым,
Тютчевым; концепция двоемирия, нашедшая глубокую разработку в
произведениях Э. Гофмана и развернувшаяся у Достоевского в исследование
двойничества как типа сознания современного человека; идеи милосердия,
утопического и христианского социализма, воплощенные в созданиях Ж.
Санд и В. Гюго. У истоков постановки проблемы «Достоевский и
романтизм» стоит Белинский, указавший в обзоре «Взгляд на русскую
литературу 1847 года» на связь повести «Хозяйка» с фантастическим
романтизмом Гофмана. Современное изучение проблемы характеризуется
стремлением исследователей, во-первых, выявить нравственнофилософскую, общественную, эстетическую природу тяготения
Достоевского к романтизму и исследовать закономерности освоения
традиций; во-вторых, раскрыть своеобразие использования Достоевским
романтических тем, образов, элементов поэтической структуры на материале
сравнительного анализа произведений писателя с творчеством одного из
романтиков, подключая к изучению этого процесса литературноисторический контекст, дающий представление о многоуровневом характере
освоения традиций.
Развивая одну из важнейших проблем романтического искусства о
двоемирии человеческого бытия, Достоевский на протяжении всего
творчества, начиная с «Двойника» и кончая «Братьями Карамазовыми»,
изображал фантастически сложную, таинственную жизнь души и сознания
современного человека. «Занявшись исследованием тайны человека,
Достоевский раскрыл большое многообразие переживаний, стремлений, идей, являющихся следствием сложнейшей работы, происходящей в
глубинных сферах сознания и подсознания разных людей своего времени»
[Гражис 1979: 10].
Связь Достоевского с романтизмом явно ощутима и в сфере идеальных
исканий писателя, когда в своем творчестве он, по словам М. Е. СалтыковаЩедрина, «вступает в область предвидений и предчувствий, которые
составляют цель не непосредственных, а отдаленнейших исканий
человечества» [Русский романтизм 1978: 42]. Романтические произведения
В. Жуковского, Ж. Санд, В. Гюго, принципиально ориентированные на
руссоистские традиции в понимании человека и мира, оказались для
Достоевского своеобразными подмостками в процессе изображения вечной
устремленности героев к нравственному идеалу и особенно при создании
образа «положительно прекрасного человека» князя Мышкина. Осваивая и
используя романтические традиции, Достоевский одновременно ведет с
романтизмом полемический диалог: воссоздавая потребность своих героев в
высокой идеальной сфере духа, Достоевский осуждает ограниченность
субъективной самоуглубленности в ущерб общим интересам, не принимает
эгоизма и пренебрежения к живым запросам жизни.
На протяжении всего творчества Достоевский обращается к образам,
созданным романтиками, и включает их в свой собственный художественный
процесс как наиболее характерное выражение типа современного сознания.
Типологическая близость многих мыслящих героев Достоевского с
романтическими образами коренится в мечтательно-романтической
противоречивой структуре их сознания в условиях всеобщего кризиса. В
произведениях 1840-1850-х гг. Достоевский создал панораму русского
мечтательства, раскрыв двойную природу этого национального и
общественного явления, восходящего к романтическому периоду русской
истории и литературы. В творчестве последующих десятилетий Достоевский
раскрыл эволюцию романтического сознания как углубляющийся
катастрофический разрыв между потребностью вселенской гармонии и разрушительным индивидуализмом вседозволенности, трагедией
«подпольного» существования. «Романтическая активность
интеллектуальной философии мыслящей личности, раскрытая в
произведениях Достоевского, отличается исключительным размахом мысли,
эмоциональным накалом и явно выраженным бунтарским пафосом» [Гражис
1979: 21].
Наиболее ярко связь с романтической поэтикой сказалась в
использовании Достоевским принципа контраста, ставшего одним из
универсальных способов организации сюжета, характера, повествования,
манеры психологического анализа как сопряжения высокого и низкого,
прекрасного и безобразного. Произведениям Достоевского в высшей степени
свойственна характерная для романтизма драматическая напряженность
повествования, исповедальность, многочисленные жанровые включения в
текст снов, вставных «легенд», «исповедей», «слов», «поучений» как способа
создания многоголосого хора с равными по значимости партиями идей и
героев. Достоевский использует развернутую систему символов, вводящую
целые пласты романтических текстов и образов и обогащающую
произведения писателя глубокими нравственно-философскими и
художественными идеями искусства романтизма.
В больших романах Достоевского мир дается во множественных
романтических восприятиях героев-антагонистов, но принцип организации
этих восприятий является реалистическим.
В романе «Униженные и оскорблённые» продолжен давний спор
Достоевского с литературным направлением, которое перестало отвечать его
творческим задачам и стесняло его художественные возможности
[Герасименко 1987: 21].
Объект исследования: черты романтизма в поэтике Достоевского.
Предмет исследования: творчество Достоевского Ф. М. 40-60 гг.
Цель исследования: выявить влияние эстетических принципов
романтизма на произведения Достоевского Ф. М.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Романтизм – одно из крупнейших направлений в европейской
литературе конца XVIII – начала XIX вв. В широком смысле слова
художественный метод, в котором доминирующее значение имеет
субъективная позиция писателя по отношению к изображаемым явлениям
жизни, тяготение его не столько к воспроизведению, сколько к пересозданию
действительности. Сам термин возник от слова «роман», т.е. имеется в виду
особенное значение художественного вымысла. Романтизм возник в
Германии и быстро распространился по всем европейским странам.
В романтизме сформировалась особая эстетическая концепция –
двоемирие, т.е. разлад, несоответствие идеального и реального мира, мечты и
жизни. В романтизме возникли два течения, различающиеся характером
толкования двоемирия в романтизме.
Двоемирие в какой-то мере обусловило увлечение романтиков
фантастическим и экзотическим, писатели этого направления рассказывают о
далеких и неизведанных странах, необычных людях, которые охвачены
возвышенными страстями. Сюжеты в творениях романтиков развиваются
стремительно и неожиданно, а тексты проникнуты стремлением к свободе и
идеалу.
Романтический герой – личность яркая, независимая, индивидуалист,
всегда находится в конфликте с другими персонажами и со всем миром
Жизнь героя полна риска и опасностей. Живущий не разумом, а чувствами,
он предстаёт перед читателями натурой бесконечно глубокой, неизведанной.
Для него не существует полутонов, его эмоции постоянно крайне
напряжены. Он бунтарь.
В России наиболее сильное развитие романтизм приобрёл во время
общенационального подъема после победы над Наполеоном в войне 1812 г.
В центре романтического искусства находится человеческая
индивидуальность, ее духовный мир, ее идеалы, тревоги и печали в условиях буржуазного строя жизни, жажда свободы, независимости. Романтический
герой страдает от одиночества, от невозможности что-то изменить в своей
жизни и от неосуществимости своей мечты.
В середине XIX столетия в России романтизм уже не существовал как
литературное направление. Но его наследие, его традиции были живы в
творчестве многих реалистов. Лирическая проза Тургенева, гражданская
поэзия Некрасова, романы Достоевского различным образом и в разной
степени связаны с романтизмом.
Образы, созданные Достоевским в 40-е годы, отличают и глубина
социально-исторического обобщения, и значимость выраженных ими
гуманистических идеалов; в его произведениях всесторонне показана
духовная культура человека: не только образ жизни, который характерен для
данной среды, свойства души, но и система ценностных ориентаций и
критериев, нравственных установок, распространённых в широких слоях
общества.
В творчестве Достоевского 40-50-х годов происходит полное
переосмысление двух важнейших типов романтической личности, созданных
европейской и русской романтической литературой: байронического герояиндивидуалиста, противопоставляющего себя миру, и универсальной
личности, ищущей высшей гармонии.
В «Слабом сердце» показан человек, который не смог выдержать
испытания счастьем: он не верит в свое право на счастье, так как понимает
его случайность и переживает, чтобы очередное событие не развернуло
судьбу в иную сторону; помимо этого, он считает, что недостоин счастья, не
заслуживает его, считает себя вечным должником у всего человечества.
Мечтатель из «Белых ночей» уединился от мира, но он совершенно не
похож на байронического героя, который презирает всех вокруг. Реальность
не нравится мечтателю, ведь люди не стремятся к высшей гармонии. В. И. Левин указывает, что Достоевский в своём творчестве начала 60-х
годов изображает хищных и безнравственных людей под воздействием
образа Печорина.
Повестью «Двойник» открывается одна из главных тем всего
творчества Достоевского – тема духовной трагедии человека, вызванной
ложным самосознанием. И источником отчужденного самосознания в
повестях 40-х годов является романтический склад души, романтические
нравственно-этические установки.
Достоевский после каторги и ссылки (в конце 50-х годов) по-иному
переосмысливает типы, которые волновали его творческое воображение в
40-е годы.
Роман «Униженные и оскорбленные» (1861) считается переходным
произведением в творчестве Достоевского, потому что в нём встретились
старые сентиментальные мотивы и образы, которые уже уходят из самой
жизни и новые трагические проблемы и характеры.
Говоря о поэтике внутрижанровых связей (присутствии элементов
фельетонного жанра в крупных произведениях Ф. М. Достоевского, которые
стали достоянием не только русской, но и мировой литературы), мы можем
выделить несколько наиболее значимых образов, мотивов и тем, которые
были в той или иной степени повторены либо развиты в соответствии со
спецификой жанра романа.
Стилевая тенденция, присущая Ф. М. Достоевскому, сохраняется в
образе Родиона Раскольникова. Этому образу присущи романтические черты,
характерные для фельетонного мечтателя 1840-х гг.
Становление образа в произведениях Достоевского происходит таким
образом, что герой приходит к тому этапу, где мы видим разрыв между
мечтой и реальностью. Для Раскольникова этот момент наступил перед
убийством старухи-процентщицы, а у князя Мышкина – это появление в
доме Епанчиных, в результате чего возник конфликт. Романтическая повесть Шарля Нодье «Жан Сбогар» - один из
источников, к которому не один раз обращался в своём творчестве
Достоевский.
Различие героев у Нодье и Достоевского в том, что у Нодье персонаж
предстаёт в разных ипостасях (разбойник Сбогар и венецианский вельможа
Лотарио), а у Достоевского в романе «Идиот» два отдельных героя:
ужасному разбойнику соответствует Парфен Рогожин, ангелоподобному
Лотарио – князь Мышкин.
Это значит, что интерпретация образов романа Достоевского через
призму романтической повести Ш. Нодье доказывает вывод Назирова о
сопоставимости сюжета романа Достоевского с христианской символикой,
ведущей читателя к надежде на воскрешение заблудшей души через
испытание.
Сходство Раскольникова с романтическими героями отмечается давно.
Но для нас важно заметить не только эту близость, но и пересекающуюся с
ней разность. Раскольников догоняет оставшийся в прошлом романтизм,
пытаясь достать до него с «обратного» конца. Начинает с того, чем его
предшественники заканчивали, – с преступления, которое представляет
собой «издержки» и тупик демонического пути.
Таким образом, Достоевский испытал мощное воздействие
романтического искусства, сказавшегося в активном освоении молодым
писателем идей, которые определили важнейшее направление философскохудожественных исканий всего творчества
На протяжении всего своего творчества Достоевский Ф. М. обращается
к образам, созданным романтиками, и включает их в свой собственный
художественный процесс как наиболее характерное выражение типа
современного сознания.
Наиболее ярко связь с романтической поэтикой сказалась в
использовании Достоевским принципа контраста, ставшего одним из
универсальных способов организации сюжета, характера, повествования, манеры психологического анализа как сопряжения высокого и низкого,
прекрасного и безобразного.
Тема мечтательства в произведениях Ф. М. Достоевского имеет свою
особенность: каждый герой-мечтатель обязательно фантазирует, но его
мечты всегда находят свои истоки в реальности.
Первый период творчества Достоевского ознаменован чередованием
реалистических и романтических исканий, затем эти две тенденции
постепенно сливаются. В больших произведения Достоевского мир даётся во
множественных романтических восприятиях героев, но принцип организации
этих восприятий является реалистическим


Абрамович Г. Л. К вопросу о природе и характере реализма
Достоевского. В сб.: Творчество Ф. М. Достоевского. - М.: АН СССР,
1959.
2. Абрамович Г. Л. К вопросу о природе и характере реализма
Достоевского. В сб.: Творчество Ф. М. Достоевского. - М.: АН СССР,
1959.
3. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия,
1979.
4. Белинский В. Г. Поли. собр. соч., т. IV. М., 1954.
5. Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. XII.
6. Бем А. Л. Достоевский - гениальный читатель // Вокруг Достоевского:
В 2 т. М.: Русский путь, 2007. Т. 1.
7. Берковский Н. Я. Проблемы романтизма. М ., 1971.
8. Бурсов Б. И. Личность Достоевского. Роман-исследование. -Л.:
Советский писатель, 1979.
9. В. Я. Кирпотин Разочарование и крушение Родиона Раскольникова.
10. Велик А. П. Художественные образы Ф. М. Достоевского. М.: Наука,
1974.
11. Вильмонт Н. Н, Достоевский и Шиллер. М., 1985.
12. Герасименко Л. А. Принципы характерологии в романе Достоевского
«Униженные и оскорбленные» //Филологические науки. 1987, №6.
13. Головин К.Ф. Русский роман и русское общество. СПб., 1897.
14. Гражис П. Достоевский и романтизм. Вильнюс, 1979.
15. Гроссман Л. П. Достоевский-художник // Творчество Достоевского.
1959.
16. Гроссман Л. П. Путь Достоевского. Л., 1924.
17. Гроссман Л. П. Творчество Достоевского. М.: Изд-во АН СССР, 1959.74
18. Достоевский и романтизм // Назиров Р. Г. О мифологии и литературе,
или Преодоление смерти. Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 2010.
19. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. в 30 т. Л.: Наука, 1990.
20. Достоевский, Ф. М. Идиот [Текст] / Ф. М. Достоевский. - М.: Эксмо,
2006.
21. Достоевский. Сборник статей. М., 1928.
22. Зарубежная литература ХIХ века. Романтизм. Хрестоматия / Под ред.
Я. Н. Засурского. – М., 1976.
23. Евнин Ф. И. Об одной историко-литературной легенде (повесть
Достоевского «Двойник»). – Русская литература, 1965, № 3.
24. Евнин Ф. И. Роман «Преступление и наказание» // Творчество Ф. М.
Достоевского. М., 1959.
25. Ермакова М. Я. Романы Достоевского и творческие искания в русской
литературе XX века. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1973.
26. Жид Андре «Достоевский (статьи и беседы)», Томск, изд-во
«Водолей», 1994.
27. Жилякова Э. М. К вопросу о традициях сентиментализма 1 творчестве
Ф. М. Достоевского 40-х годов. (Статья первая). – В кн.; Проблемы
метода и жанра, вып. 3. Томск, 1976.
28. Захаров В. Н. Загадка «Двойника». – В кн.: Захаров В. Н. Проблемы
изучения Достоевского. Петрозаводск, 1978.
29. Иванов В. Достоевский и роман-трагедия. В кн.: Иванов Вяч. Борозды
и межи. - Мусагет, 1916.
30. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М. М. Эстетика
словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
31. Канунова Ф. 3. Из истории русской повести. (Историко-литературное
значение повестей Н. М. Карамзина). Томск, 1967.
32. Катенин П. А. Избр. произведения. М.; Л., 1965.75
33. Кирай Д. Художественная структура ранних романов Ф. М.
Достоевского. (К вопросу о разграничении позиции автора и позиции
героя в романе «Бедные люди»). — Studia slavica, Budapest, 1968.
34. Кирпотин В. Я. Достоевский в шестидесятые годы. М., 1966.
35. Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова.
М., 1970.
36. Кирпотин В. Я. Ф. М. Достоевский. Творческий путь (1821-1859). М.,
1960.
37. Ковач А. О смысле и художественной структуре повести Достоевского
«Двойник». — В кн.: Достоевский. Материалы и исследования, т. 2. Л.,
1976.
38. Кунильский А. Е. «Жизнь» в структуре романа Ф. М. Достоевского
«Преступление и наказание» // Жанр и композиция литературного
произведения. Петрозаводск, 1981.
39. Купреянова Е. Н. Молодой Толстой. Тула, 1956.
40. Левин В. И. Достоевский, «подпольный парадоксалист» и Лермонтов.
Изв. АН СССР, 1972. Серия лит. и яз., т. 31, вып. 2.
41. Лихачев Д. С. Внутренний мир художественного произведения. -
Вопросы литературы, 1968, № 8.
42. Маймин Е. А. О русском романтизме. Книга для учителя. М.,
«Просвещение», 1975.
43. Мочульский К. Гоголь. Соловьёв. Достоевский. / Сост. и послесл. В.
М. Толмачева – М.: Республика, 1995.
44. Назиров Р. Г. Реминисценция и парафраза в «Преступлении и
наказании» // Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1976. Т. 2.
45. Назиров Р. Г. Творческие принципы Ф. М. Достоевского. Саратов,
1982.
46. Назиров Р. Г. Трагедийное начало в романе Ф. М. Достоевского
«Униженные и оскорбленные». – Научные доклады высшей школы.
Филологические науки, 1965, № 4.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ