АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И МЕТОДИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИДЕЙ Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО
КАК ОТРАЖЕНИЕ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ 7
1.1. Возникновение и становление научного мировоззрения 7
1.1.1. Первые годы жизни (1792-1807) - истоки гениальности 8
1.1.2. Студенческие годы Н.И. Лобачевского (1807-1814) и творческая
университетская среда 13
1.1.3. Первые годы преподавательской деятельности (1814-1819) 16
1.2. Н.И. Лобачевский - ректор университета 24
1.2.1. Эффективная деятельность Н.И. Лобачевского на посту ректора
Казанского университета 24
1.2.2. Последние годы жизни Лобачевского (1846-1856) 32
ВЫВОДЫ К ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 36
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ
Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО 38
2.1. Педагогические взгляды Н.И. Лобачевского 38
2.1.1. Разносторонняя педагогическая и образовательная деятельность
Н.И. Лобачевского и их актуальные выводы 38
2.1.2. Экономические взгляды Н.И. Лобачевского 48
2.2. Обзор «Речи» Н.И. Лобачевского 53
2.3. «Обозрения» Н.И. Лобачевского 62
2.4. «ГЕОМЕТРИЯ» Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО И МЕТОД ФУЗИОНИЗМА 65
2.4.1. Идеи фузионизма в XVIII в. и первой половине XIX в 65
2.4.2. Идеи фузионизма во второй половине XIX в 71
2.4.3. Идеи фузионизма в XX в 74
ВЫВОДЫ К ВТОРОЙ ГЛАВЕ 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87
Приложение 1 90
Приложение 2
ГЛАВА I. ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО
КАК ОТРАЖЕНИЕ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ 7
1.1. Возникновение и становление научного мировоззрения 7
1.1.1. Первые годы жизни (1792-1807) - истоки гениальности 8
1.1.2. Студенческие годы Н.И. Лобачевского (1807-1814) и творческая
университетская среда 13
1.1.3. Первые годы преподавательской деятельности (1814-1819) 16
1.2. Н.И. Лобачевский - ректор университета 24
1.2.1. Эффективная деятельность Н.И. Лобачевского на посту ректора
Казанского университета 24
1.2.2. Последние годы жизни Лобачевского (1846-1856) 32
ВЫВОДЫ К ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 36
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ
Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО 38
2.1. Педагогические взгляды Н.И. Лобачевского 38
2.1.1. Разносторонняя педагогическая и образовательная деятельность
Н.И. Лобачевского и их актуальные выводы 38
2.1.2. Экономические взгляды Н.И. Лобачевского 48
2.2. Обзор «Речи» Н.И. Лобачевского 53
2.3. «Обозрения» Н.И. Лобачевского 62
2.4. «ГЕОМЕТРИЯ» Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО И МЕТОД ФУЗИОНИЗМА 65
2.4.1. Идеи фузионизма в XVIII в. и первой половине XIX в 65
2.4.2. Идеи фузионизма во второй половине XIX в 71
2.4.3. Идеи фузионизма в XX в 74
ВЫВОДЫ К ВТОРОЙ ГЛАВЕ 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87
Приложение 1 90
Приложение 2
Николай Иванович Лобачевский - русский математик, создатель не-евклидовой геометрии, мыслитель-материалист, деятель университетского образования и народного просвещения. Жизненный и творческий путь Н.И. Лобачевского изучен достаточно подробно. Тем не менее, историки математики находят новые данные из его обширного наследия не только как математика, но и просветителя, основоположника казанской методико-математической школы.
Появление новой геометрии явилось разрешением более двухтысячелетних усилий доказать V постулат Евклида - аксиому о параллельных. Но появление новой геометрии имело гораздо большее значение, знаменуя переворот не только в геометрии и даже не только в математике, но, можно сказать, в развитие человеческого мышления вообще. К своей новой геометрии он пришел, исследую проблемы преподавания геометрии.
Деятельность Н.И. Лобачевского по народному образованию была направлена на создание единой, бессословной школы, открывавшей народу путь к высшему образованию.
Тема нашей выпускной квалификационной работы: «Актуальность педагогических и методико-математических идей Н.И. Лобачевского на современном этапе развития образования».
Актуальность исследования определяется необходимостью оценки как вклада Н.И. Лобачевского в науку и народное образование в начале современного этапа развития математики, так и переосмысления его педагогических и методических идей в переломном этапе российской истории.
Целью нашего исследования является выделение актуальных для современного этапа развития образования положений из педагогических и методических идей Н.И. Лобачевского, а также из опыта его жизненного и творческого пути.
Объектом исследования является научный и педагогический путь Н.И. Лобачевского. В качестве предмета исследования рассматривается педагогические и методико-математические идеи Н.И. Лобачевского с точки зрения их актуальности для современного математического образования и воспитания.
Задачами исследования, которые определили содержание и структуру работы, выступают:
1) Провести анализ жизненного и творческого пути Н.И. Лобачевского, выделяя актуальные приложения его педагогических и методико-математическим идей.
2) Изучить и проанализировать речь «О важнейших предметах воспитания» Н.И. Лобачевского.
3) Проанализировать основные принципы преподавания математики, декларируемые Н.И. Лобачевским.
4) Проанализировать возможные применения принципа фузионизма в преподавании геометрии в современной школе.
В соответствии с задачами исследования использовались следующие методы исследования:
- теоретические методы: анализ литературных источников по истории математики и методики обучения математике, истории педагогики, связанных с вопросами вклада Н.И. Лобачевского в математическую науку и образование;
- эмпирические методы: анализ содержания учебников, созданных Н.И. Лобачевским и его методико-математических взглядов, изложенных в различных статьях и выступлениях.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что проведено систематизированное изучение жизненного и творческого пути Н.И. Лобачевского с точки зрения актуальности его педагогических и методико-математических идей.
Практическая значимость исследования определяется наличием в нем анализа актуальности педагогических идей Н.И. Лобачевского с точки зрения их практических приложений в деле воспитания юношества.
Апробация результатов исследования выполнялась в форме доклада на студенческой научной конференции Елабужского института КФУ в 2013 году и предварительной защиты на кафедре математического анализа, алгебры и геометрии.
Структура работы определяется последовательностью решения задач исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении определяются методологические компоненты дипломной работы, делается краткий обзор литературы и говорится о возможности практического применения результатов данного исследования.
В работе использовалась литература о жизни, деятельности и научных трудах гениального русского ученого. Во многих исследованиях авторы стремятся познакомить нас с основными моментами биографии ученого, с его длившейся до конца жизни борьбой за утверждение научной истины, за развитие физико-математических наук, с важными проблемами преподавания математики и других дисциплин, к которым обращался Н.И. Лобачевский.
Появление новой геометрии явилось разрешением более двухтысячелетних усилий доказать V постулат Евклида - аксиому о параллельных. Но появление новой геометрии имело гораздо большее значение, знаменуя переворот не только в геометрии и даже не только в математике, но, можно сказать, в развитие человеческого мышления вообще. К своей новой геометрии он пришел, исследую проблемы преподавания геометрии.
Деятельность Н.И. Лобачевского по народному образованию была направлена на создание единой, бессословной школы, открывавшей народу путь к высшему образованию.
Тема нашей выпускной квалификационной работы: «Актуальность педагогических и методико-математических идей Н.И. Лобачевского на современном этапе развития образования».
Актуальность исследования определяется необходимостью оценки как вклада Н.И. Лобачевского в науку и народное образование в начале современного этапа развития математики, так и переосмысления его педагогических и методических идей в переломном этапе российской истории.
Целью нашего исследования является выделение актуальных для современного этапа развития образования положений из педагогических и методических идей Н.И. Лобачевского, а также из опыта его жизненного и творческого пути.
Объектом исследования является научный и педагогический путь Н.И. Лобачевского. В качестве предмета исследования рассматривается педагогические и методико-математические идеи Н.И. Лобачевского с точки зрения их актуальности для современного математического образования и воспитания.
Задачами исследования, которые определили содержание и структуру работы, выступают:
1) Провести анализ жизненного и творческого пути Н.И. Лобачевского, выделяя актуальные приложения его педагогических и методико-математическим идей.
2) Изучить и проанализировать речь «О важнейших предметах воспитания» Н.И. Лобачевского.
3) Проанализировать основные принципы преподавания математики, декларируемые Н.И. Лобачевским.
4) Проанализировать возможные применения принципа фузионизма в преподавании геометрии в современной школе.
В соответствии с задачами исследования использовались следующие методы исследования:
- теоретические методы: анализ литературных источников по истории математики и методики обучения математике, истории педагогики, связанных с вопросами вклада Н.И. Лобачевского в математическую науку и образование;
- эмпирические методы: анализ содержания учебников, созданных Н.И. Лобачевским и его методико-математических взглядов, изложенных в различных статьях и выступлениях.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что проведено систематизированное изучение жизненного и творческого пути Н.И. Лобачевского с точки зрения актуальности его педагогических и методико-математических идей.
Практическая значимость исследования определяется наличием в нем анализа актуальности педагогических идей Н.И. Лобачевского с точки зрения их практических приложений в деле воспитания юношества.
Апробация результатов исследования выполнялась в форме доклада на студенческой научной конференции Елабужского института КФУ в 2013 году и предварительной защиты на кафедре математического анализа, алгебры и геометрии.
Структура работы определяется последовательностью решения задач исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении определяются методологические компоненты дипломной работы, делается краткий обзор литературы и говорится о возможности практического применения результатов данного исследования.
В работе использовалась литература о жизни, деятельности и научных трудах гениального русского ученого. Во многих исследованиях авторы стремятся познакомить нас с основными моментами биографии ученого, с его длившейся до конца жизни борьбой за утверждение научной истины, за развитие физико-математических наук, с важными проблемами преподавания математики и других дисциплин, к которым обращался Н.И. Лобачевский.
В исследовании внимание уделяется к выделению актуальных для современного этапа развития образования положений из педагогических и методических идей Н.И. Лобачевского, а также из опыта его жизненного и творческого пути.
В нашей работе были рассмотрены идеи Н.И. Лобачевского по народному образованию. это был первый шаг, направленный на создание единой, бессословной школы, открывавшей народу путь к высшему образованию.
Исследование показало, какой вклад Н.И. Лобачевский принес в науку и в народное образование в начале современного этапа развития математики, так и позволило переосмыслить его педагогические и методические идеи в переломном этапе российской истории. По схеме и замыслу Лобачевского строятся теории современной физики, неевклидова геометрия составляет базу новых важнейших ее учений.
Все эти сложные вопросы основного значения еще далеки от окончательного разрешения. Но исследования, поиски этого разрешения идут по пути, общее направление которого предуказанно Лобачевским. В ходе развития его творения еще отнюдь не сказано последнее слово.
Нет тех весов, на которых можно было бы взвесить сравнительное значение гениальных идей в области методики. Несомненно, то, что в плеяде гениальных русских ученых Николай Иванович Лобачевский занимает одно из первых мест.
Н.И. Лобачевский был назван «Коперником геометрии», но его можно назвать и «Колумбом науки», открывшим новую ее область, за которой следовал материк новой геометрии и вообще новой математики. Николай Иванович Лобачевский был Гениален не только в создании неевклидовой геометрии, но и большую роль он сыграл в методике преподавания.
В нашей работе были рассмотрены идеи Н.И. Лобачевского по народному образованию. это был первый шаг, направленный на создание единой, бессословной школы, открывавшей народу путь к высшему образованию.
Исследование показало, какой вклад Н.И. Лобачевский принес в науку и в народное образование в начале современного этапа развития математики, так и позволило переосмыслить его педагогические и методические идеи в переломном этапе российской истории. По схеме и замыслу Лобачевского строятся теории современной физики, неевклидова геометрия составляет базу новых важнейших ее учений.
Все эти сложные вопросы основного значения еще далеки от окончательного разрешения. Но исследования, поиски этого разрешения идут по пути, общее направление которого предуказанно Лобачевским. В ходе развития его творения еще отнюдь не сказано последнее слово.
Нет тех весов, на которых можно было бы взвесить сравнительное значение гениальных идей в области методики. Несомненно, то, что в плеяде гениальных русских ученых Николай Иванович Лобачевский занимает одно из первых мест.
Н.И. Лобачевский был назван «Коперником геометрии», но его можно назвать и «Колумбом науки», открывшим новую ее область, за которой следовал материк новой геометрии и вообще новой математики. Николай Иванович Лобачевский был Гениален не только в создании неевклидовой геометрии, но и большую роль он сыграл в методике преподавания.
Подобные работы
- ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 9-х КЛАССОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Обучение математике учащихся 7-8 классов ни основе моделирования вариативных образовательных маршрутов
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - Развитие правосознания у будущих юристов в ВУЗе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2015 - РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ) (13.00.01 )
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Технология педагогического тестирования как средство эффективного управления функционированием и развитием образовательной системы региона
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ ЮГА РОССИИ)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - Разработка комплекса мероприятий по антикризисному управлению субъектов малого предпринимательства (на примере ООО «ТольяттиСнабЗапчасти»)
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2021 - Философско- педагогические идеи представителей русского космизма в становлении ноосферного образования
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



