Введение 3
Глава 1. Общая характеристика таможенного перевозчика по действующему законодательству 7
§1. Понятие и нормативно-правовая основа деятельности таможенного перевозчика 7
§2. Виды таможенного перевозчика 10
Глава 2. Порядок получения статуса таможенного перевозчика 20
§1. Включение в реестр таможенных перевозчиков. Исключение из реестра 20
§2. Права, обязанности и ответственность таможенного перевозчика 27
Глава 3. Практические аспекты, связанные с перевозкой товаров перемещаемые через таможенную границу 38
§1. Практика рассмотрения споров, связанных с международной перевозкой 36
§2. Перспективы осуществления деятельности в качестве таможенного перевозчика 55
Заключение 64
Список использованной литературы
На протяжении последних нескольких лет в Российской Федерации происходит пересмотр способов таможенного оформления товаров, а именно осуществляется переход от бумажного к электронному декларированию, и получает развитие дистанционное декларирование товаров. Участникам внешнеэкономической деятельности предоставляется прямой доступ к услугам, оказываемым владельцами контейнерных парков, терминалов и транспортной инфраструктуры. В результате все большее число участников рынка стали исключать из цепей поставок традиционных посредников — транспортных и таможенных брокеров (представителей). Однако многие специалисты выступают за аутсорсинг услуг по таможенному оформлению товаров.
В ТК ТС расширен перечень лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, включаемых в соответствующие реестры. Теперь такими лицами являются: таможенный представитель, владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, таможенный перевозчик, владелец магазина беспошлинной торговли, уполномоченный экономический оператор.
Перевозчики являются одними из самых активных участников внешнеторгового процесса и взаимоотношений с таможенными органами. Разговор об институте перевозчиков необходимо начать с определения, содержащегося в Таможенном кодексе Таможенного союза (далее - ТК ТС).
Согласно ТК ТС "перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории Таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств" (п. 21 ч. 1 ст. 4 ТК ТС). В 2017 году ФТС России рассчитывает всего 221 число респондентов (по состоянию на 28.02.2017). Сравнивая с 2014 годом, количество перевозчиков значительно уменьшилось, так как составлял на тот момент 256 человек .
Говоря о месте и роли перевозчиков в длинной цепи правоотношений с таможенными органами, остановимся на одном, очень важном аспекте. Это ответственность перевозчика за перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.
Перевозчик появляется в поле зрения таможенных органов с момента пересечения таможенной границы (при ввозе) или при наличии намерения вывезти товар (при вывозе). В соответствии со ст. 158 ТК ТС он обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию Таможенного союза путем представления соответствующих документов и сведений (ст. 159 ТК ТС), в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров.
Важным звеном в цепочке взаимоотношений таможенных органов с участниками внешнеторговых операций является доставка товаров и транспортных средств в места, определенные таможенными органами.
Таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза (ч. 2 ст. 1 ТК ТС).
Институт таможенного перевозчика основан в целях предоставления дополнительной возможности участникам ВЭД осуществлять транспортировку товаров в случае, если импортер либо иные заинтересованные лица не обладают способностью обеспечения исполнения обязанностей перед таможенными органами при транспортировке товаров под таможенным контролем.
Актуальность выбранной темы заключается, в том, что Российская Федерация интенсивно сотрудничает в экономической области с иностранными государствами. При этом десятки миллионов тонн различных грузов ежегодно перемещаются через государственную границу нашей страны. На сегодняшний день, таможенные перевозки становятся все более востребованными. Основной причиной этого являются некоторые преимущества данного вида транспортировки товаров: гибкая система таможенных перевозок, а также определенные привилегии таможенного перевозчика в этой области, установленные ТК ТС.
Целью выпускной квалификационной работы является изучить правовой статус и особенности деятельности таможенного перевозчика.
Для достижения вышеуказанной цели определены следующие задачи настоящего исследования:
1. Рассмотреть понятие и виды таможенного перевозчика.
2. Охарактеризовать реестр таможенных перевозчиков, условия включения и исключения из него.
3. Проанализировать обязанности и ответственность таможенного перевозчика.
4. Исследовать практические аспекты, связанные с перевозкой товаров перемещаемые через таможенную границу
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является система общественных отношений, возникающих в процессе реализации таможенными перевозчиками своих прав и обязанностей.
Предметом исследования является правовое регулирование деятельности таможенного перевозчика.
В качестве методов изучения данной темы применялись общие методы исследования, такие как анализ, синтез статистические и исторические методы.
Теоретическая разработка выпускной квалификационной работы отражена в работах В.В. Авдеева, О.Г. Анохина, О.Ю. Бакаева, Р.В.Бахтина, В.А. Бублик, Е.Е. Веселкова, О.Н. Воронкова, Г.К. Дмитриева, И.В. Ершова, А.В. Карташова, В.В. Хрешкова, Д.В. Чермянинкова, В.А. Шамахова, Ю.А. Кожанкова, Б.А. Шахназарова и других исследователей.
Нормативную базу изучения данной темы составляют прежде всего, нормативные правовые акты Российской Федерации, международные договоры, акты правоприменительных органов, регулирующие деятельность таможенных перевозчиков.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе раскрыта общая характеристика таможенного перевозчика по действующему законодательству. Вторая глава раскрывает понятие получение статуса таможенного перевозчика. В третьей главе рассмотрены практические аспекты, связанные с перевозкой товаров перемещаемые через таможенную границу.
Перевозчиком является лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенных контролем в пределах таможенной территории Таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств (пп. 21 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса). В понятие перевозчика входят таможенные перевозчики, являющиеся юридическим лицом государства - члена Таможенного союза, осуществляющие перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и включенные в реестр таможенных перевозчиков (ст. 18 Таможенного кодекса). Перевозчик становится участником таможенно¬тарифных правоотношений в момент пересечения товарами таможенной границы при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза (п. 1 ст. 161 Таможенного кодекса) или в момент выдачи таможенным органом разрешения на убытие товаров с таможенной территории Таможенного союза (п. 1 ст. 166 Таможенного кодекса) в связи с обязанностью уплаты
ввозных таможенных пошлин. Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин прекращается:
- при доставке товаров в место прибытия, или размещении на временное хранение, или помещении под таможенную процедуру в месте прибытия, а также при убытии товаров с таможенной территории Таможенного союза, если эти товары после прибытия на таможенную территорию Таможенного союза не покидали места перемещения товаров через таможенную границу (пп. 1 п. 2 ст. 161 Таможенного кодекса);
- при фактическом пересечении товарами таможенной границы при убытии иностранных товаров с таможенной территории Таможенного союза (пп. 1 п. 2 ст. 166 Таможенного кодекса);
- в случаях, установленных п. 2 ст. 80 Таможенного кодекса.
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам. Благодаря профессиональным опытам таможенных перевозчиков максимально быстро и компетентно можно осуществить растаможку импортного или экспортного груза. В этой связи данная тема актуальна, так как удаленное декларирование товаров и таможенное оформление на границе ускоряет выпуск таможни. С 2011 года таможенное оформление, таможенное декларирование и выпуск товаров может быть произведен удаленно в ЦЭД (центрах электронного декларирования), что позволяет оперативно оформлять грузы, находящиеся на приграничных терминалах. Предварительное интернет- декларирование позволяет заблаговременно подготовить документы для оформления товара и направить их по защищенному каналу на любые таможни и таможенные посты. Это экономит время на таможенное оформление и таможенный контроль, а также дает определенную гибкость при выборе точки пересечения границы.
Например, таможенный пост «Парголовский» обслуживает все причалы морского порта Санкт-Петербург, причем без доставки контейнеров на пост. А в аэропорту Внуково проходят таможенную очистку автомобильные грузы из Турции.
Отдельно следует упомянуть экспериментальный т/п «Каширский» в Москве. Это один из немногих постов, которые остались внутри страны, — и здесь крайне удобно оформлять экспортные товары, отправляемые к границе в режиме TIR.
Институт таможенных перевозчиков на сегодняшний день — один из элементов околотаможенной инфраструктуры. Из года в год количество грузов перевезенных таможенными перевозчиками увеличивается. Увеличивается и количество юридических лиц, включенных в Реестр таможенных перевозчиков.
Деятельность таможенных перевозчиков наряду с другими субъектами таможенного права регулируется императивными нормами законодательства в области таможенного дела. Поскольку для того, чтобы получить статус таможенного перевозчика претенденту необходимо полностью соответствовать и соблюдать установленные законодательством РФ нормы и правила. В случае несоответствия или не полного соответствия указанным требованиям законодатель предусмотрел процедуру отзыва свидетельства о включении в Реестр таможенных перевозчиков.
Так как реализация права перевозки товаров любым перевозчиком обусловлена соблюдением требований таможенного законодательства, то выгоднее обратиться к услугам организаций — таможенного перевозчика, нежели нести затраты по времени, финансовое расходы по надлежащему оборудованию транспортных средств, а также ответственность за риск недоставки товаров.
Развитие института таможенных перевозчиков - это необходимое условие для развития любой таможенной системы.
1. "Таможенный кодекс Таможенного союза" (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) // "Собрание законодательства РФ", 13.12.2010, N 50, ст. 6615.
2. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // в "Собрании законодательства РФ", 04 .08.2014, N 31, ст. 4398
3. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017)// "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
4. "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81- ФЗ (ред. от 07.02.2017) // "Собрание законодательства РФ", 03.05.1999, N 18, ст. 2207.
5. "Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // "Собрание законодательства РФ", 24.03.1997, N 12, ст. 1383.
6. "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 48, 28.11.2011 (прил. 3 - 5 к Регламенту не приводятся).
7. Приказ ФТС России от 28.12.2010 N 2636 (ред. от 24.09.2014) "Об утверждении порядка представления и форм отчетности лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела" (вместе с "Порядком представления отчетности в таможенный орган лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела") (Зарегистрировано в Минюсте России 17.02.2011 N 19864) // "Российская газета ", N 43, 02.03.2011.
8. Приказ ФТС РФ от 31.10.2007 N 1351 (ред. от 25.03.2009) "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению Реестра таможенных перевозчиков" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.11.2007 N 10587) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2008. - № 3.
9. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 NM-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2015. - № 5. - Ст. 410.СЗ РФ. - 1996. -№ 5. -Ст.410.
10. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 №1-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
11. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 01ю05.2017) "О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России) "//"Парламентская газета", N 131-132, 13.07.2002
12. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // "Российская газета", N 97, 06.05.2011
13. Федеральный закон от 24.07.1998 N 127-ФЗ (ред. от 14.12.2015) "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" // "Российская газета", N 146, 04.08.1998
14. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О бухгалтерском учете" // "Парламентская газета", N 54, 09-15.12.2011
15. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" (в редакции от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ) // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4851.
Научная и специальная литература:
1. Авдеев В.В. Перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза // Налоги. - 2014. - №35. - С. 14 - 19.
2. Акимов Л.Ю., Андриченко Л.В., Артемьева Е.А. Разрешительная система в Российской Федерации: научно-практическое пособие / - М.: ИНФРА-М, 2015 . - С. 501
3. Анохина О.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза (поглавный). - М.: Проспект, 2014. - 448 с.
4. Асалханова С.А. Понятие внешнеэкономической деятельности в российском праве // Российская юстиция. - 2013.- №9. - С. 8 - 10.
5. Афанасьева Е. Г., Белицкая А.В., Вайпан В.А. Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / отв. ред. Губин Е.П., Лахно П.Г // НОРМА, ИНФРА-М, 2017. - C. 228.
6. Бакаева О.Ю. Таможенный союз - Единое экономическое пространство - Евразийский экономический союз: этапы интеграции // Международное публичное и частное право. - 2012. - №4. - С. 7 - 10.
7. Бахтин Р.В. Административная ответственность перевозчика за недоставку (утрату) принятых к перевозке грузов на железнодорожном транспорте в условиях становления Таможенного союза // Административное и муниципальное право. - 2013. - №5. - С. 60 - 64.
8. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. - М.: Проспект, 2012. - С. 33.
9. Бублик В.А. Новеллы государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности // Российский юридический журнал. - 2014. - №3. - С. 180 - 186.
10. Веселкова Е.Е. Правовой статус субъектов внешнеэкономической
деятельности // Законодательство и экономика. - 2014. - №4. - С. 60 - 63.
11. Воронкова О.Н. Внешнеэкономическая деятельность: организация и
управление. - М.: Экономистъ, 2013. - 496 с.
12. Гуменюк Е.В. Административно-правовое регулирование
внешнеэкономической деятельности. - М., 2009. - С. 9.
13. Дадабаева З.А. Проблемы взаимодействия участников таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности в рамках Таможенного Союза // Потенциал развития Российской Федерации в новых экономических условиях. - М., 2016. - С. 757
14. Дмитриева Г.К., Ершова И.В., Карташов А.В. Регулирование внешнеэкономической деятельности // Инфра-М, 2013. - 192 с.
15. Иванова Т.М. Российское предпринимательское право. - М.: Проспект, 2012. - С. 892.
16. Зыков А.А., Котов А.Ю. Перспективы развития системы таможен-ного администрирования в условиях формирования Евразийского эконо-мического союза // Потенциал социально-экономического раз-вития Российской Федерации в новых экономических условиях материалы Международной научно-практической конференции - М., 2015. - С. 496
17. Кулешова Л.И. Колонтаевская И.Ф. Развитие организационно- правовых форм Евразийской интеграции. Материалы международной научно¬практической конференции «Россия и Евразийский мир: прошлое, настоящее и будущее».- Новосибирск, 2015. - С. 109
18. Кравченко Р.Ю. Классификация участников внешнеэкономической деятельности и особенности нормативного регулирования их отношений // Международный бухгалтерский учет.- 2012. - №7. - С. 28.
19. Хрешкова В.В. Владелец склада временного хранения как участник таможенных правоотношений в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС // Публично-правовые исследования. - 2013. - №1. - С. 120 - 145.
20.Чермянинов Д.В. Правовой режим перемещения товаров через таможенную границу // Юрист. - 2012. - №7. - С. 30 - 34.
21. Шамахов В.А., Кожанков Ю.А. Таможенное регулирование в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС. - М.: СофтИздат, 2012. - 482 с.
22. Шахназаров Б.А. Модернизация правового регулирования
внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации // Таможенное дело. - 2013. - №1. - С. 105 - 114.
23. Попова Д. А. Проблемы взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности в рамках Таможенного союза // Молодой