Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации

Работа №87370

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

судебная власть

Объем работы87
Год сдачи2017
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
221
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Судебная власть как вид государственной власти 8
Место судебной власти в конституционной системе разделения властей 8
1.1. Понятие судебной власти, её содержание и признаки 8
1.2. Взаимодействие органов судебной власти с Президентом Российской Федерации, законодательной и исполнительной властями 15
2. Конституционные принципы организации и функционирования судебной
власти в Российской Федерации 26
2.1. Понятие конституционных принципов судебной власти, их система и
юридическая природа 26
2.2. Конституционно-правовая реализация принципов осуществления
судебной власти 34
3. Проблемы и перспективы совершенствования судебной власти в Российской Федерации 48
3.1. Проблемы осуществления судебной власти в ходе реформирования
судебной системы в России 48
3.2. Проблемы формирования независимой судебной власти в условиях
совершенствования законодательства о статусе судей 62
Заключение 78
Список использованных источников

Актуальность темы исследования обусловлена потребностями науки
конституционного права и современным развитием российской
государственно-правовой системы.
Коренное изменение конституционно-правового устройства
российского государства в конце прошлого столетия вызвало создание новой
модели государственной власти, основанной на принципе разделения власти
с утверждением самостоятельности органов законодательной,
исполнительной и судебной её ветвей. Эта важнейшая конституционная
новелла предопределила развитие российского суда как независимой и
самостоятельной составляющей государственного механизма. Процессы
становления суда в этом качестве, сопровождавшиеся глубокими и
серьезными мерами реформирования его статуса, структуры, функций,
полномочий, привели к такому её состоянию, когда становится возможным
утверждать, что судебная власть прочно заняла свое место в российской
правовой системе как неотъемлемая часть единого целостного механизма
государственной власти.
Независимая и самостоятельная, обладающая должной силой и
авторитетом судебная власть - один из основных признаков правового
государства. Суду принадлежит ведущая роль в утверждении
конституционной законности, соблюдении принципа верховенства права.
Основное назначение судебной власти - защита членов общества от любого
произвола граждан и от неправомерных действий самого государства, его
органов, должностных лиц. Именно судебная власть способна в полном
объёме и наиболее эффективно защитить конституционные права и свободы
человека и гражданина.5
С принятием Конституции Российской Федерации 1993 года1 роль
судебной власти в государственном механизме России значительно
изменилась. Согласно закреплённому в ст. 10 Конституции Российской
Федерации принципу разделения властей судебная власть является
независимой и самостоятельной ветвью государственной власти, что
вызывает необходимость изучения роли и места судов в системе органов
государственной власти. Однако система правосудия ещё далека от той роли,
которая отводится ей в правовом государстве. Построение судебной системы
в стране затормозилось, не созданы специализированные суды
административной и ювенальной юстиции, суды по разрешению трудовых
споров и др. Это порождает ряд проблем, связанных с определением статуса
данных судов, их полномочий, категорий рассматриваемых ими дел, которые
должны получить доктринальное осмысление с позиции эффективного
обеспечения прав и свобод граждан. Особого внимания заслуживают
вопросы организации судебной власти в России с учетом принципа
федерализма, поскольку особенности федеративного устройства российского
государства, безусловно, накладывают свой отпечаток на систему судебных
органов. Конституция Российской Федерации предоставляет возможность
субъектам Российской Федерации создавать конституционные (уставные)
суды; участвовать в формировании судейского корпуса; суды субъектов
Российской Федерации вправе принимать окончательные решения по
вопросам, относящимся к исключительному ведению субъектов Российской
Федерации на основе законов и иных правовых актов субъектов Российской
Федерации. Однако процесс создания конституционных (уставных) судов в
ряде субъектов Российской Федерации и специализированных судов
приостановлен.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование проблем конституционно-правового регулирования судебной власти в Российской Федерации, занимающей особое место в конституционной системе разделения властей, позволило сделать следующие выводы и предложения.
Проблемы становления и реализации судебной власти в Российской
Федерации в основном исследовались в общетеоретическом плане и в плане
функционирования государственно-правового механизма обеспечения прав и
свобод граждан, на уровне отраслевых юридических наук. Проводимая в
стране судебно-правовая реформа ставит своей задачей утверждение судебной власти в государственном механизме как влиятельной силы, независимой
от исполнительной и законодательной властей. Возникла необходимость
глубокого теоретического анализа института судебной власти, проблем реализации новых форм её осуществления и принятия соответствующих мер организационного и законодательного характера. Это поставило перед наукой
конституционного права задачи изучения судебной власти как политико-правового явления, исследования многогранного содержания конституционных основ и принципов её осуществления, форм реализации в сфере деятельности судебной системы. Однако уяснение сути судебной власти сегодня затруднено отсутствием чёткой дефиниции и недостаточным закреплением в
действующем законодательстве.
В предлагаемой работе проводится комплексное исследование института судебной власти в Российской Федерации, которое в соответствии с современными научно-правовыми требованиями, предполагает анализ понятия
судебной власти и её признаков, как особой разновидности государственной
власти, осуществляемой государством посредством специально уполномоченных государственных органов - судов, реализуемой отдельными должностными лицами - судьями, действующими на профессиональной основе, для78
выполнения правоприменительных функций с использованием силы принуждения, и имеющей специальные задачи и способы их обеспечения.
Эффективное осуществление судебной власти невозможно без конституционного закрепления её основ. Поэтому особое внимание в настоящем
исследовании уделено становлению и развитию судебной власти в Российской Федерации в ходе судебной реформы, начавшейся в 1988 году, связанной с развитием конституционно-правового законодательства о суде и судоустройстве и в первую очередь с принятием Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года.
Несмотря на продолжительный срок проведения реформы, некоторые
концептуальные вопросы так и не нашли своего разрешения до сих нор. Требуют конкретизации и законодательного закрепления вопросы, связанные с
учреждением административной и ювенальной юстиции. Необходимо развитие на всей территории Российской Федерации института мировой юстиции,
призванной «разгрузить» суды общей юрисдикции. Медленное развитие суда
с участием присяжных заседателей, возрождённого в России, из-за недостаточности денежных средств для финансирования указанного нововведения
существенно тормозит развитие России как демократического правового государства. Таким образом, основной задачей в настоящее время является закрепление достижений судебной реформы, подведение её промежуточных
итогов, продвижение вперёд, а также приближение к основам построения судебной системы зарубежных стран в поисках новых возможностей совершенствования судопроизводства и законодательства.
В целях наиболее полного анализа проблем, связанных с определением
роли и места судебной власти в конституционной системе разделения властей, проанализированы механизмы взаимодействия судебной власти с Президентом Российской Федерации, законодательной, исполнительной властями. Можно констатировать, что законодательная реализация системы сдержек и противовесов, преследующая цель не допустить сосредоточение всей79
полноты власти в одном органе, защиты граждан от беззакония и
произвола ещё далека от совершенства и не позволяет суду в полной мере
выступать в роли арбитра между ветвями государственной власти, а также
защитить всех субъектов общественных отношений без исключения, во всех
сферах судебной юрисдикции от всех нарушений и угроз, в том числе от
произвола государства, его органов и должностных лиц.


I. Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (ред. 30.12.2008 г.) // Российская газета. - 2009. - № 7.
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. От 28.12.2010) «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. -1997.- №51.-Ст. 5712.
3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. -
1994. - № 13.-Ст. 1447.
4. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ (ред. от 30.04.2010) «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // СЗ РФ. -
1995. -№ 18.-Ст. 1589.
5. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. -1997.- № 1. - Ст. 1.
6. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 12.07.2011) // СЗ РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3012.
7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.
8. Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 28.12.2010) «О статусе судей в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 30. - Ст. 1792.
9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. - № 1 (ч. I). - Ст. 1.
10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // СЗ РФ. - 2001. - № 52 (ч. I). - Ст. 4921.
11. Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «Об оружии» // СЗ РФ. — 1996. - № 51. - Ст. 5681.
12. Федеральный закон от 15.12.2001 № 169-ФЗ (ред. от 09.11.2009) «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2001. - № 51. - Ст. 4834.
13. Федеральный закон от 20.04.1995 № 45-ФЗ (ред. от 07.02.2011) «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» // СЗ РФ. — 1995. - № 17. - Ст. 1455.
14. Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «О судебных приставах» // СЗ РФ. - 1997. - № 30. - Ст. 3590.
15. Указ Президента РФ от 13.05.2000 № 849 (ред. от 07.09.2010) «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // СЗ РФ. - 2000. - № 20. - Ст. 2112.
16. Указ Президента РФ от 31.12.1996 № 1791 (ред. от 14.01.2011) «Об обеспечении деятельности полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1997. - № 1. - Ст. 118.
II. Материалы судебной практики:
1. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23
марта1995 г. № 1-П «По делу о толковании части 4 статьи 5 и 106
Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1995. - № 16. - Ст. 1451.
2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (ред. 06.02.2007) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. -1996. - №2.-С. 1.
III. Специальная литература:
1. 80 лет Верховному Суду Российской Федерации / Под общ. ред. В.М. Лебедева. - М., 2003. - 230 с.
2. Абросимова Е.Б. Парламент и суд в Российской Федерации// Конституционный строй России. - М, 1995. - Вып. 2. - 290 с.
3. Амелин Г.К. Материалы к изучению истории государства и права СССР. Русская правда. - М., 1952. - 340 с.
4. Антология мировой правовой мысли. - М., 1999. Т. 1. - 780 с.
5. Байкин И.М. Современный взгляд на проблему теории разделния властей Ш.Л. Монтескье // Современное право. - 2010. - № 7. - С. 11-14.
6. Бахрах Д. Административное судопроизводство и административная юстиция // Современное право. - 2005. - № 5. - С. 12-16.
7. Бахрах Д. Юридическая ответственность по административному праву // Административное право и процесс. - 2010. - № 1. - С. 9-12.
8. Бахрах Д.Н. Нужна специализация судей, а не судов // Российская юстиция. - 2003. - №2. - С. 10-12.
9. Бойков Л.Д. Третья власть в России. - М., 1997. - 390 с.
10. Боровский М.В. Суды общей юрисдикции в Российской Федерации: проблемы и перспективы: Дисс. канд. юр ид. наук. - М, 2000. - 210 с.
11. Власов Л. Какой будет административная юрисдикция? // Российская юстиция. - 2002. - № 11. - С. 15-19.
12. Галимов Р.И. Правовые проблемы судебной реформы в России // Российский судья. - 2005. - № 4. - С. 6-8.
13. Дмитриев Ю.Л., Черемных Г.Г. Судебная власть в механизме разделения властей и защите прав и свобод человека // Государство и право. - 1997. - № 8. - С.48-50.
14. Жаднов Ю. Система административных судов не должна совпадать с административно-территориальным делением // Российская юстиция. -2002. - № 9. с. 22-25.
15. Захаров Н.А. Система русской государственной власти. - М., 2002. - С. 256 с.
16. Зорькин В.Д. Россия и Конституция в 21 веке. - М.: Норма, 2007. - 220 с.
17. Качалова О.В. Судебная система Российской Федерации . - М.: Приор, 2008.-520 с.
18. Кожевников М.В. История советского суда. 1917 - 1956 годы. - М., 1957.-450 с.
19. Колоколов Н.А. Судебная власть как общеправовой феномен. - М.: Юрист, 2007. - 320 с.
20. Конституционное право: Учебное пособие. - М., 2009. - 720 с.
21. Корякин Е.А. Административные суды в Российской Федерации // Российский судья. - 2009. - № 12. - С. 22-25.
22. Косоногова О. В. Рассмотрение дел об административных правонарушениях судьями арбитражных судов: Монография. - Воронеж, 2007. -310с.
23. Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России: история, документы. В 6 т. - М., 2003. Т. 1. - 650 с.
24. Лебедев В. От идеи судебного нормоконтроля к административному судопроизводству // Российская юстиция. - 2000. - № 9. - С. 4-6.
25. Лебедев В. Судебная реформа: итоги, приоритеты, перспективы // Серия «Научные доклады»: Материалы конференции. - 1997. - № 47. -560 с.
26. Лебедев В.М. Проблемы становления и развития судебной власти в Российской Федерации: Авторефер. дисс. докт. юр ид. наук. - М., 2000. -32 с.
27. Линьков А. Доверие к судейской мантии // Российская газета. - 1998. -7 марта. - С. 2.
28. Лупарев Е. Административные суды: эволюция или революция? // Российская юстиция. - 2003. - № 5. - С. 5-9.
29. Маркс К. Соч. Т. 1. - С. 137 - 158.
30. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М., 2011. - С. 720 с.
31. Мухаметшин Ф.В. Проблемы модернизации судебной власти (прошлое и настоящее) // Арбитражный и гражданский процесс. - 2005. - №2.- С. 9-11.
32. О принципах права // Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. - М., 2010. - 540 с.
33. Офитова С. Судья тяжелой категории // Московские новости. - 1996. -№ 15.-С. 5.
34. Панова И.В. Вопросы взаимодействия судебной и исполнительной власти // Законодательство. - 2011. - № 11. - С. 15-17.
35. Паршина О.Л. Суд как орган судебной власти: Дисс. канд. юрид. наук. - М., 2001.-230 с.
36. Петрухин И.Л. Какой будет судебная система России? // Законодательство. - 1999. - № 8. - С. 74-77.
37. Петрухин И.Л. Проблема судебной власти в современной России // Государство и право. - 2000. - № 7. - С. 15-17.
38. Повести Древней Руси. М., 1983. - 420 с.
39. Познышев С.В. Элементарный учебник русского уголовного процесса. - М., 1913. -450с.
40. Радченко В. Компетенция административных судов нам понятна // Российская юстиция. - 2001. - № 6. - С. 9-11.
41. Райкова Н.С. Вопросы реализации принципов осуществления правосудия в конституционном судопроизводстве // Государственная власть и местное самоуправление. - 2009. - № 2. - С. 22-24.
42. Ржевский В.А. Судебная власть в Российской Федерации: конституционные основы организации и деятельности. - М., 1998. - 345 с.
43. Салищева П.Г., Хаманева Н.Л. Административная юстиция, административное судопроизводство. // Государство и право. - 2002. -№ 1. - С. 7-9.
44. Сапрыкин С.Ю. Мировой судья. Новый субъект российской судебной системы. - М: ГроссМедиа, 2007. - 387 с.
45. Солнцева Н.Г. Административная юстиция // Судебная реформа: проблемы и перспективы. - М., 2001. - 290 с.
46. Старилов Ю.Н. Административные суда «за» и «против» - М.: Норма, 2004.-190 с.
47. Стецовский Ю.И. Судебная власть. Учебное пособие. - М.: Дело, 2009. - 220 с.
48. Студеникина М. Административная юстиция: какой путь избрать России? // Российская юстиция. - 1996.-№ 5. - С.36-39.
49. Судебная реформа превращается в контррсформу. Верховный Суд пошёл против Кремля // Коммерсант. 2001. - 5 нюня. - С. 1.
50. Тарасаов О.Н. Основные тенденции организации судебной власти в РФ на современном этапе. // Российский судья. - 2009. - № 4. - С. 12-14.
51. Тишин Р.В. Реализация конституционного принципа «правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом» в положениях «досудебного соглашения о сотрудничестве» // Мировой судья. - 2010. -№ 11.-С. 19-22.
52. Фойницкий И .Я. Курс уголовного судопроизводства. - СПб., 1996. -Т.1.¬890 с.
53. Фокин В.М. Правоохранительные органы Российской Федерации: Дисс. канд. юрид. наук - М., 1999. - 420 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ