Введение 3
1 Научные подходы к анализу детско - родительских отношений 5
2 Психолого-педагогические особенности детско-родительских отношений 11
3 Специфика личностного развития подростка в рамках детско-родительских отношений 18
Заключение 28
Библиографический список 29
В основу исследований проблем личностного становления человека многие специалисты закладывают анализ взаимоотношений детей и родителей. То есть в качестве фундамента для формирования системы взаимоотношений «ребенок-взрослый» выступают личностные особенности развития подростка. В подростковом возрасте проблема взаимоотношений детей и родителей становится максимально остро. Ведь в этот период развития у подростка происходит переоценка ценностей, формируется жизненная ориентация, самосознание, личностные цели. Так, с одной стороны у подростков наблюдается потребность в самоопределении и автономии от родителей, а с другой стороны достаточно ярко проявляется потребность в присоединении к семье и ощущение ее поддержки [9]. Вышеизложенное обуславливает важность гармоничных детско-родительских отношений для эффективного развития личности подростка. Таким образом, мы можем сформулировать проблему проведенного нами исследования – особенности психолого-педагогических условий для эффективного личностного развития подростков.
Цель работы - анализ детско-родительских отношений, являющихся одним из основополагающих факторов эффективного личностного развития подростков.
Объект исследования – личность подростка.
Предмет исследования - детско-родительские отношения в личностном развитии подростка.
Гипотеза исследования – предположим, что эффективность личностного развития подростков в детско-родительских отношениях зависит от комплексного обеспечения психолого - педагогических условий таких как смена родительских установок, принятие родителями личностных особенностей подростков, взаимное эмоциональное принятие.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогические основы проблемы детско-родительских отношений.
2. Рассмотреть влияние детско-родительских отношений на личностное развитие подростка.
3. Изучить особенности личностного развития в подростковом возрасте.
4. Выявить и обосновать психолого-педагогические условия эффективного развития личности подростка.
В качестве практической значимости исследования были выделены следующие параметры: результаты работы могут быть использованы психолого-педагогическими организациями, занимающиеся вопросами родительского воспитания, работниками социальных служб, студентами.
Поведение человека является результатом взаимодействия, происходящего в его сознании, и событиями окружающего мира, между его ощущением самого себя и социальным окружением. Социальное пространство, в котором находится подросток, является пространством, в котором происходит непосредственное формирование личности подростка. Самым первым и самым важным социальным пространством можно выделить детско - родительские отношения на протяжении всего онтогенеза.
Родители подростков, в большинстве своем не умеют ни увидеть, ни тем более учесть в практике воспитания того быстрого, интенсивного процесса взросления, который протекает на протяжении подросткового возраста, всеми силами пытаются сохранить детские формы контроля, общения с детьми. Кризис подросткового возраста более затяжной и острый, так как в связи с быстрым темпом физического и умственного развития у подростков возникает много актуальных потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях недостаточной социальной зрелости школьника.
Общение подростка с родителями, начинает складываться под влиянием возникающего чувства зрелости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отожествляемую в их понимании с взрослостью.