Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эффективность обучающей программы с участием лошадей в развитии межличностных и внутриличностных отношений у подростков

Работа №59091

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы95
Год сдачи2017
Стоимость4980 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
269
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Особенности межличностных и внутриличностных отношений у подростков
1.1 Система отношений личности 8
1.2. Особенности развития внутриличностных и
межличностных отношений подростков 19
1.3 Возможности программы обучения с участием лошадей для
развития системы отношений личности подростка 28
2. Исследование эффективности обучающей программы с участием лошадей для коррекции личности
2.1. Организация, методы и методики определения
эффективности программ с участием лошадей для развития системы отношений личности подростка 47
2.2. Количественный анализ эффективности программы обучения
с участием лошадей 60
2.3 Качественный анализ эффективности программы обучения с
участием лошадей
Заключение 79
Литература 82
Приложения

Актуальность темы исследования. Подростковый возраст один из самых непростых этапов формирования личности. Причинами сложностей могут быть: гормональные сбои, непростые взаимоотношения с семьей и близкими, нелогичность в воспитании, излишняя дисциплина, склонность к группированию, а также сложное ощущение мира подростка. Именно в подростковом периоде у подростка формируется личность, мироощущение, и поэтому, в этом возрасте эффективно проводить коррекцию развития ребенка, для того, чтобы он стал полноценной, самодостаточной личностью.
Оптимизация коррекционно-развивающей работы с детьми - это одна из основных задач, которые пытаются решить педагоги, психологи и дефектологи, работающие с ними. В настоящее время наиболее активно стали внедряться методы зоотерапии, использующие для решения важнейших задач психического и физического развития детей работу с животными (дельфинотерапия, лечебная кинология, работа в «живом уголке», иппотерапия). Среди таких направлений можно выделить направление терапевтического взаимодействия - ипповенцию, представляющую собой стимулирование сампознания и развития личности, при общении и взаимодействии с лошадью. Это направление интенсивно, начиная с середины ХХ века, развивается за рубежом, однако в Росии еще только зарождается.
За рубежом программы, которые можно отнести к направлению ипповенции, разрабатываются и апробируется преимущественно в рамках психотерапевтической езды и психологической реабилитации в процессе ухода за лошадьми.
В России за последние пять лет предпринимаются попытки внедрять разработанные за рубежом технологии развития личностных качеств при специально организованном взаимодейсвтии с лошадьми во время
выполнения тренинговых упражнений (О. Платонова). Можно также встретить отдельные случаи использования общения с лошадью для психотерапевтических целей при психиатрических клиниках. Однако ситуацию развития ипповенции в России в настоящее время можно охарактеризовать как диффузную, несформированную: отдельные попытки практической реализации работы в данном направлении не имеют собственных методических и методологических оснований.
В то же время, можно отметить, что в российской психологии существует необходимая и достаточная методологическая база для развития психокоррекционных и развивающих программ в рамках ипповенции. Речь идет об экопсихологическом подходе к развитию личности (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, В.И. Панов, и др.), объектом которой выступают психологические аспекты взаимодействия в системе «человек - окружающая среда (природная или социальная)». Область экологической психологии - это влияние среды, влекущее за собой изменения комплексного характера - от эмоций и настроений до мотивов деятельности, устремлений, ценностных ориентаций, поступков, предпочтений, волеизъявлений [12] .
Анализ имеющихся на данный момент научно-исследовательских данных позволил выделить противоречия, которые легли в основу нашего исследования, это:
- назревшая в практической психологии необходимость использовать возможности общения, взаимодействия человека с лошадьми для психокоррекционных задач.
- достаточно хорошо методологически и методически разработанное направление психотерапевтического взаимодействия человека и лошади (в рамках психотерапевтической верховой езды) и относительно слабо представленного психокоррекционного и развивающего личность направления в ипповенции.
В связи с этим необходим поиск эффективного, комплексного, методологически обоснованного подхода к воздействию на психическое развитие личности подростка средствами ипповенции, что позволяет нам обозначить проблему исследования.
Потребность в исследовании новых, научно и практически подтвержденных и отвечающих последним достижениям педагогики и психологии методов коррекции и развития личности подростка с участием лошадей побудила нас заняться работой над этой проблемой и обусловила выбор темы настоящего исследования: «Эффективность обучающей
программы с участием лошадей в развитии межличностных и внутриличностных отношений у подростков».
Цель исследования - обосновать и проверить эффективность обучающей программы с участием лошадей в развитии внутриличностных и межличностных отношений у подростков, с помощью психодиагностических методов, а также ретроспективного анализа.
Объект исследования - система отношений личности.
Предмета исследования - эффективность обучающей программы с участием лошадей в развитии внутриличностных и межличностных отношений у подростков.
Гипотеза исследования: мы ожидаем, что эффективность обучающей программы с участием лошадей в развитии системы отношений личности у подростков должна проявляться в следующих показателях:
- повышение уровня принятия себя у подростков, в отличие от подростков, которые в программе не участвовали;
- более высокий уровень самооценки, в отличие от подростков, которые в программе не участвовали;
- рефлексия (осознание и самонаблюдение) положительной психологической динамики в процессе прохождения программы обучения;
- у подростков проходивших обучение с участием лошадей тенденция устанавливать близкие отношения с другими значительно выше, чем у подростокв не проходивших программу обучения.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:
1. Осуществить анализ и систематизацию научных представлений о системе отношений личности.
2. Рассмотреть теоретические данные об особенностях развития межличностных и внтуриличностных отношений у подростков.
3. Проанализировать возможности развития системы отношений личности на основе программ, в которых используется взаимодействие с лошадьми.
4. Организовать и подобрать методы исследования по проверке эффективности обучающей программы на основе взаимодействия с лошадьми.
5. Проанализировать соотношения между количественными показателями у контрольной и экспериментальных групп в ходе формирующего эксперимента по проверке эффективности обучающей программы с участием лошадей в развитии внутриличностных и межличностных отношений у подростков.
6. Проанализировать и описать результаты рефлексии подростков своего опыта участия в обучющей программе на основе общения лошадьми по развитию внутриличностных и межличнстных отношений.
Методологической основой настоящего исследования являются основные положения возрастной и педагогической психологии, экологической психологии, представленные в работах отечественных и зарубежных психологов: Д.Б.Эльконина [14], С.Я.Рубинштейна [25], Л.С. Выготского [4], А.Н. Леонтьева [17], Э.Эриксона [1], А.А.Реана [22], Мясищева [19], , Л.И.Божович [3], С.Д. Дерябо [12], Г.М. Заболотной [15],
В.И. Панов [20], Г. Блэйка [6], Х-Дж Барайсса [2], К. Рождерса [23], А. Денк [13] и других.
Методы и методики исследования:
Методы исследования:
- организационный метод формирующего эксперимента, органичный метод реализиующий метод субъективного подхода;
- психодиагностический подход в диагностике личности;
- количественный и качественный анализ данных.
Методики исследования:
- Опросник Шутца для оценки системы межличностных отношений;
- Тест-опросник самоотношения Столина и Пантелеева;
- Метафорические ассоциативные карты « Образ лошади» для организации ретроспективного анализа подростков, прошедших программу обучения с участием лошадей.
Выборка: в исследовании приняло участие 30 респондентов. В
экспериментальную группу, прошедшую программу обучения с участием лошадей, вошло 30 человек. В контрольную группу - 15 подростокв в возрасте от 11 до 15 лет. В экспериментальную выборку вошли 15 подростков возрастом от 12 до 15 лет.
Организация исследования: формирующий эксперимент, который проходил в течение 6 недель на базе Казанского конного спортивного клуба. В обучающей программе было задействовано 5 лошадей; занятия проводили 2 психолога и ассистенты, имеющие опыт обращения с лошадьми.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данном исследовании была поставлена цель - обосновать и проверить эффективность обучающей программы с участием лошадей в развитии внутриличностных и межличностных отношений у подростков, с помощью психодиагностических методов, а также ретроспективного анализа.
Согласно гепотезе эффективность участия лошадей в развитии взаимоотношений у подростков напрямую связана с общением с лошадьми, в рамках обучающей программы.
В первой главе, после проведения анализа теоретической литературы, психологического содержания можно говорить о том, что подростковый возраст наиболее подходящий период для коррекции личности. Зная особенности развития личности подростка и особенностей межличностного взаимодействия важно подобрать наиболее безопасные методы, дабы добиться эффективного результата. Подростковый возраст является особенно важным периодом в жизни человека для развития личности. Наше исследование посвящено изучению эффективности обучающей программы на основе взаимодействия с лошадьми. Наиболее важными критериями мы обозначили самооценку подростков, самопринятие, уровень агрессии и тревожности.
Теоретический анализ показал, что в один из самых сложных периодов в процессе формирования личности, лошадь может оказать непосильную помощь. При установлении контакта с лошадью ребенок может идентифицировать себя с ней, а для лучшего понимания ее и себя он «играет» роль «другого», которым и является лошадь. Как было описано выше - лошадь имеет возможность проецировать и отзеркаливать внутреннее состояние человека, что может наглядно показать ребенок, как он себя ведет по отношению к своему внутреннему Я и своим близким. В результате человек знакомится с новыми эффективными способами поведения, поскольку он в процессе саморефлексии осознает свои чувства, происходящие «здесь и сейчас», и в определённых моментах осознанно переключается и изменяет данное состояние. Мы предположили, что возникающие в результате взаимодействия и общения с лошадью эмоциональная связь, эмпатия, сопереживание способствуют личностному росту, улучшению межличностных отношений и психологическому благополучию в целом, и результаты исследования это подтвердили.
Результаты исследования и проведение диагностики позволили выбрать и сформулировать основные положения различия между подростками, проходившими программу обучения и не проходившими.
В исследовании приняло участие 25 респондентов. Сравнение средних показателей в группах участвующих в программе обучения и не участвующих по результатам психодиагностики дало возможность предположить, что в первую группу вошли те люди, которые испытывали сравнительно большую потребность в решении внутрлиличностных и межличностных конфликтов либо трудностей.
В результате исследования были сделаны следующие выводы:
1. Установлено, что уровень принятия себя у подростков, принимающих участие выше в отличие от подростков, которые в программе не участвовали;
2. Выявлено, что более высокий уровень самооценки, у подростков, принимающих участие, в отличие от подростков, которые в программе не участвовали;
3. Показана рефлексия (осознание и самонаблюдение) положительной психологической динамики в процессе прохождения программы обучения;
4. Подтверждено, что у подростков проходивших обучение с участием лошадей тенденция устанавливать близкие отношения с другими значительно выше, чем у подростков не проходивших программу обучения.
Анализ результатов исследования позволяет утверждать, что использование ипповенции в психолого-коррекционных программах являются эффективными при развитии подростков. Именно в этом периоде поведение подростков отличается в целом склонность к проявлению протестных реакций в межличностном общении, обращению на свой внутренний мир, формированию самооценки. Поэтому соответствующая коррекционно-развивающая работа способствует приобретению навыков адекватного проявления подобного рода реакций. По результатам участия в коррекционной программе с применением ипповенции показатели по обозначенным нами критериям значительно выше, чем у групп, которые ипповенцией не занимались.



1. Асмолов А. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека /— 3-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл: Издатель ский центр «Академия», 2007. — 528 с.
2. Барайсс Х-Дж. Модели «лечебная верховая езда» и «терапевтическое взаимодействие человека и лошади» // Лошадь в психотерапии, иппотерапии и лечебной педагогике. Учебные материалы и исследования немецкого кураториума по терапевтической групповой езде. Пер с нем. - В трех частях. Ч. 1. - М.: Конноспортивный клуб инвалидов. 2003. 24-40 с.
3. Божович Л. И. О культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности / Л. И. Божович // Вопросы психологии. - 2008. - № 5. - 108-116 с.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.
5. Вайнман, Т.А. Лошадиные силы для менеджеров [Электронныйресурс]/Т.А. Вайнман. - Режим доступа: Ьйр://’№№^1гатт§8.ги/НЬгагу/аг11с1е8/?1ё=14623 (дата обращения 13.04.2017)
6. Блэйк Г. Разговор с лошадью. Изучение общения человека и лошади
[Электронный Ресурс] Режим доступа
ййр://ПЬ100.сот/Ьоок^ооЛа1ктд with horses/html/ (дата обращения
13.04.2017)
7. Вичев В. Мораль и социальная психика. — М.: Прогресс, 1978 . - 356 с.
8. Волков. Б.С. Психология подростка.- М., Педагогическое общество России, 2001, - 268 с.
9. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982. - 504 с.
10. Газизов К.К., Лопухова О.Г. Программа развития личности на основе общения с лошадьми // 7-я Российская конференция по экологической
психологии. Тезисы / отв. ред. М.О. Мдивани. — М.: ФГБНУ
«Психологический институт РАО»; СПб.: Нестор-История, 2015. — С 118120
11. Громова, Е.А. Коммуникация и выражение эмоций у лошади [Электронный ресурс] Режим доступа: http://аnimаl.ru/horse/аrtiсles (дата обращения
12.05.2017)
12. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М.: МПСИ, 1999. С. 263-284.
13. Денк А. Самопознание при встрече с собственной тенью. Аналитическая детская психиатрия по К. Юнгу // Лошадь в психотерапии, иппотерапии и лечебной педагогике. Учебные материалы и исследования немецкого кураториума по терапевтической групповой езде. Пер с нем. - М.: Конноспортивный клуб инвалидов. 2004. 54-61 с.
14. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 1972. - №2. - 25-37 с.
15. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет ). М.: УРАО., 1997 — 327 с.
16. Клювер К. О работе с лошадью в психиатрии и психотерапии. Попытка осмысления основных возможностей общения человека и лошади// Лошадь в психотерапии, иппотерапии и лечебной педагогике. Учебные материалы и исследования немецкого кураториума по терапевтической групповой езде. Пер с нем. - М.: Конноспортивный клуб инвалидов. 2004. 8-26 с.
17. Леонтьев А. H. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
18. Майер-Тринклер М. Критические вопросы и мысли об использовании лошади в области психотерапии // Лошадь в психотерапии, иппотерапии и лечебной педагогике. Учебные материалы и исследования немецкого кураториума по терапевтической групповой езде. Пер с нем. - М.: Конноспортивный клуб инвалидов. 2004 г. - 659с.
19. В.Н.Мясищев. Психология Отношений. Избранные психологические труды. Под редакцией А. А. Бодалева г. Воронеж 1995 г. 356 с.
20. Панов В.И. Введение в экологическую психологию: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: НИИ Школьных технологий, 2006. - 184 с.
21. Платонова О. Новый вид тренингов по лидерству - с лошадьми. Узнайте,
умеете ли Вы вести за собой, и что в себе развивать // Директор по персоналу. Практический журнал по управлению человеческими ресурсами, № 9, 2014 [Электронный Ресурс] Режим доступа: http://e.hr-
direсtor■ru/аrtiсle■аspx?аid=350472 (дата обращения 08.06.2017)
22. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти .АСТ ; 2015 г. 656 с.
23. Роджерс К. Актуализирующаяся тенденция: «мотивы» и сознание // Человеко-центрированный подход в образовании, психотерапии, психол: Пер. с англ. Е. В. Барзданиса, Ю. А. Менжерицкой. — Ростов н/Д, 1996. 78 - 79 с.
24. Раттер, М. Помощь трудным детям Раттер М. - М.: Прогресс, 1987. - 280 с.
25. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
26. Столин В.В., Пантилеев С.Р. Опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. М., 1988. С. 123-130.
27. Шайдхакер М. Лошадь - реальный объект для контакта и архетипический
символ // Лошадь в психотерапии, иппотерапии и лечебной педагогике. Учебные материалы и исследования немецкого кураториума по
терапевтической групповой езде. Пер с нем. - М.: Конноспортивный клуб инвалидов. 2004. 62-68 с.
28. Шайдхакер М. Групповая психотерапия с участием лошадей. Доклад на 10
м Международном конгрессе по лечебной верховой езде в 2000 г., Анжер (Франция) // Лошадь в психотерапии, иппотерапии и лечебной педагогике. Учебные материалы и исследования немецкого кураториума по терапевтической групповой езде. Пер с нем. - М.: Конноспортивный клуб инвалидов. 2004. 50-53 с.
29. Хайперц В. Введение // Лошадь в психотерапии, иппотерапии и лечебной педагогике. Учебные материалы и исследования немецкого кураториума по терапевтической групповой езде. Пер с нем. - В трех частях. Ч. 1. - М.: Конноспортивный клуб инвалидов. 2003. 10-15 с.
30. Шайдхакер М., Фридрих Д., Бендер В. О лечении расстройств на почве страха с помощью психотерапевтической верховой езды. Длительные наблюдения и результаты экспериментальных исследований, проведенных в районной Гаарской больнице // Лошадь в психотерапии, иппотерапии и лечебной педагогике. Учебные материалы и исследования немецкого кураториума по терапевтической групповой езде. Пер с нем. - М.: Конноспортивный клуб инвалидов. 2004. — 126-135 с.
31. Goier P. Distrust а ргас!са1 problem/J. of soсiаl Philosophy. - 1992. - V/ 23 (3):
80-112 p.
32. Brothers D. Pr^te PraG^e — Fа11ing bасkwаrds: An exploration of trust 8nd se1f-experienсe. — N.Y., 1991. 316 p.
33. Eisner G.P. The origins of exp1аnаtory Style: Trust аs а Determimnt of Optimism end Pessimism// Exp^^tory style. — P.A. — 1995. P.49-55 P.
34. Erikson E.H. Childhood 8nd Sodety. — N.Y., 1967. - 448 p.
35. Erikson E.H. Identity youth end Crisis. — N.Y., 1968 - 412 p.
36. Jourard S.M. Self-disdosure: An experiment аnа1ysis of the trаnspаrent self.-
N.Y., 1971 - 564 p.
37. Pаrks CD., Hulbert L.G. High а^ Low Trustee's Responses to Feаr in а Pаy of Mаtrix // J. Of Conflid Resolution. — 1995. — V. 39 (4). 718-730 P.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ