Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие личности подростка посредством трудовой занятости

Работа №96839

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы133
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
90
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА 6
1.1 Личность подростка: определение, структура, особенности формирования и проявления свойств 6
1.2. Факторы, влияющие на формирование личности современных подростков 21
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ: ИСТОРИЯ И
СОВРЕМЕННОСТЬ 49
2.1. Роль трудового воспитания в формировании личности подростка
(советская практика) 49
2.2. Современные технологии формирования личности подростка через
профориентацию и трудовую занятость 58
ГЛАВА 3. МОЛОДЕЖНАЯ БИРЖА ТРУДА КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ
ПОДРОСТКА 76
3.1. Программа исследования «Влияние МБТ на формирование личности
подростка» 76
3.2. Результаты исследования 94
3.3. Проект «ЧистоДвор» 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 113
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 117
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 127


Социально-экономические реформы в Российской Федерации приводят к изменениям в сфере труда и занятости населения, в т.ч. молодежи. Комплекс рыночных отношений в сфере занятости ужесточает условия выхода трудоспособного населения на рынок труда и в то же время обусловливает выделение человеческого капитала в качестве приоритетного фактора экономического роста, а молодежи - как объекта долгосрочных инвестиций.
Молодежь - наиболее перспективная группа в составе трудоспособного населения, так как ей присуща энергичность, высокая работоспособность, быстрая обучаемость, высокие физические показатели. Через десять-двадцать лет формируемое в современных условиях поколение работников будет определять как направление развития отношений занятости, так и системы
Государственное регулирование занятости молодежи в Российской Федерации становится одной из главных стратегических задач развития страны, так как молодежь - объект национально-государственных интересов, один из 6 факторов обеспечения развития российского государства и общества.
Успешный старт на рынке труда - ключевое условие, которое влияет на дальнейшую занятость молодежи и ее отношение к работе, а в перспективе определяет участие в социально-экономической жизни общества. Данное обстоятельство и определяет, главным образом, высокую социальную значимость современного рынка труда как сферы становления и развития трудового потенциала молодежи - самой экономически активной части общества.
Однако обеспечение занятости молодежи осложняется в условиях мирового финансового кризиса, вызвавшего снижение инвестиционной активности, на него влияет рост безработицы населения, поэтому обеспечения занятости молодежи - одна из стратегических задач молодежной политики. При этом рыночные условия найма остаются тяжелыми для молодых работников, не имеющих профессиональных навыков, производственного опыта и требуемой квалификации. Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и имеет тенденцию к ухудшению. Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, - один из важнейших факторов, определяющих жизненный путь современного молодого человека.
В этой связи актуальным и стратегически важным становится формирование действенного механизма обеспечения занятости молодежи в рамках государственной молодежной политики, с одной стороны, и политики занятости, с другой, что обусловливает, в свою очередь, актуальность темы ВКР.
Объект выпускной квалификационной работы - развитие личности подростка.
Предмет выпускной квалификационной работы - влияние трудовой занятости на развитие личности подростка.
Цель работы - показать, как влияет трудовая занятость на развитие личности подростка.
В выпускной квалификационной работе были поставлены и решены следующие задачи:
1) дано определение личности подростка, представлена ее структура, особенности формирования и проявления личностных свойств;
2) определены факторы, влияющие на формирование личности современных подростков;
3) показана роль трудового воспитания в формировании личности российского подростка;
4) представлены современные технологии формирования личности подростков через профориентацию и трудовую занятость;
5) описана деятельность Молодежной биржи труда как одной из технологии социальной работы по формированию личности подростка.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы являются труды отечественных и зарубежных ученых - экономистов, социологов, социальных педагогов, специалистов сферы государственной молодежной политики по проблемам социально-экономического положения работников, занятости и рынка труда, а также аналитические материалы периодических изданий, научных сборников по проблемам занятости молодежи, нормативно-правовые акты, федеральные законы и муниципальные правовые акты, регулирующие исследуемые отношения.
Структура дипломной работы включает: введение, три главы, заключение, приложение и список использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, в ВКР были определены особенности подросткового возраста, такие как появление своеобразного чувства взрослости, осознание готовности жить в коллективе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника этой жизни. Подростки начинают осознавать, что их знания, умения, навыки значительно расширяются. Переоценивая свои возросшие возможности, они нередко приходят к убеждению, что мало чем отличаются от взрослых и претендуют на то, чтобы и взрослые относились к ним как к равным. Вследствие этого возникает противоречие между потребностью подростков участвовать в жизни взрослых в качестве полноправных членов и несоответствие этих потребностей реальным возможностям.
В XXI веке современные подростки иначе переживают подростковый период, иначе решают возрастные задачи, сталкиваются с иными социальными рисками. Образ ситуаций социально-психологической адаптации и дезадаптации также несколько изменяется.
Факторы, влияющие на то, как проходит подростковый возраст в современных условиях: распространение Интернета, отсутствие общественного заказа на определенную желательную жизненную траекторию вырастающего подростка, высокая социальная напряженность и неопределенность, изменение структуры и сущности понятия «семья», размытая идентичность подростка в контексте изобилия вариантов идентификации.
Формирование личности - это процесс приобретения человеком личных и социальных качеств в процессе различных видов деятельности. Данный процесс происходит постоянно, на протяжении всей жизни человека. Личность формируется на основе внутренних - биологических и внешних - социальных факторов. Самое основное, что влияет на формирование личности - это наследственность, генетический материал, который человек получает от родителей, это та программа, которая была заложена в предках двух родов - материнском и родительском. Но при рождении человек не получает черты характера, он получает только основу для развития.
Процесс развития личности есть, прежде всего, усвоение человеком социального опыта, который происходит в общении и взаимодействии с людьми. В результате этого формируются психические особенности человека: его характер, волевые черты, склонности и способности, интересы. Психологические особенности человека - прижизненное, онтогенетическое образование; ведущую роль в их формировании играет социальный опыт человека, условия его жизни и деятельности, обучения и воспитания. Внешние условия жизни, внешние воздействия определяют психику человека не прямо, а через процесс взаимодействия человека со средой, через его деятельность в этой среде. Сегодня под деятельностью мы понимаем разнообразные формы проявления собственной сущности. Однако в недавнем прошлом деятельность осмысливалась в категориях труда.
Изучение теории и практики трудового воспитания в советской школе периода 1917-1991 гг. позволили нам сделать ряд практических выводов о существовании позитивного и негативного опыта в его влиянии на процесс формирования личности подростка. В индустриальном обществе труд воспринимался как созидательная деятельность и «инструмент» в руках воспитателей. Однако с переходом к информационному обществу изменилось отношение к труду. Он стал интерпретироваться достаточно широко и не связываться с материальными активами и педагогическими ценностями, которые начали существовать отдельно друг от друга. В итоге труд как безусловная ценность перестал использоваться в воспитательных целях.
На наш взгляд, в советской трудовой школе было рациональное зерно. Государству, школам, педагогическому сообществу сегодня необходимо, критически оценив существовавшую практику, использовать позитивный опыт трудового воспитания подростков. Такие внутренние установки, как общественный долг, развитие в труде общественно значимых качеств личности, ответственность за порученное дело и т.п. являются жизненно важными элементами успешного функционирования института воспитания вне зависимости от идеологической конъюнктуры. Сегодня эти элементы должны быть возвращены в систему школьного воспитания. Стремление к инновационному развитию в современном обществе, к модернизации экономики должно иметь под собой прочное основание в виде устойчивого желания молодого поколения трудиться на благо государства, общества и отдельной личности, поэтому без формирования позитивного отношения к труду не обойтись. Без преувеличения можно сказать, что в этом смысле на политиках, как и на педагогах, лежит ответственность за будущее страны .
Сегодня понятие труд заменено другим - профориентация, которая интерпретируется как специально организованная деятельность по сопровождению профессионального самоопределения подростков. С ее помощью формируется диалоговая площадка для молодых людей общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и работодателей, что позволяет одним определиться со своим профессиональным будущим, другим - определить кадровую политику.
Профессиональная ориентация в современном обществе - это не только совокупность мероприятий, которые позволяют человеку выбирать профессию с учетом его запросов и возможностей. Профессиональная ориентация - это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная и многогранная проблема. Профориентация должна содействовать рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями страны в кадрах для определенных сфер деятельности и экономических нужд. Фактически профориентационная деятельность заменила в современном обществе трудовую и воспитательную.
Для изучения воспитательного потенциала трудовой деятельности мы изучили процессы личностных изменений подростков во время работы в Трудовом лагере. Нами было выявлено, что ребята научились взаимодействовать во временном коллективе, брать на себя ответственность за свои дела и поступки, выполнять поставленные задачи, доводить начатое дело до конца. Ребята получили навыки коммуникативного общения, навыки работы с документами. Так как в течение смены ребята помимо трудовой деятельности участвовали в досуговых мероприятиях, то смогли открыть в себе и показать организаторские способности. Важно отметить, что многие ребята, которые раньше боялись поздороваться или познакомиться со сверстниками, стали бригадирами групп, брали на себя ответственность за выполнение поставленной задачи на объекте.
Кульминационным моментом стало получение заслуженной заработной платы. Ребята за время работы в Трудовом лагере научились ценить свой труд, труд окружающих, у них появилась возможность грамотно распорядиться собственными заработанными деньгами.
Следовательно, организацию трудовой деятельности на Бирже труда и ее воспитательный эффект можно признать одной из современных социальных технологий.


1. Закон СССР от 24.12.1958 «Об укреплении связи школы с
жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования СССР» [Электронный ресурс]. - Режим
достУ11а:11Пр:/Аууу.со1Ш|11ап1.Г11/со1^/сцьопНпе.сц1'’гес] cloc&baseESU&n 99 34#04809588470968986 (дата обращения: 30.07.2018).
2. Закон СССР от 15 июля 1970 года № 2-VIII «Об утверждении
Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://ru.wikisource.org/wiki/Закон_СССР_от_15.07.1970_об_утверждении_Ос нов_законодательства_Союза_ССР_и_союзных_республик_о_труде (дата обращения: 30.07.2018).
3. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 03.07.2018) «О занятости населения в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/ (дата обращения: 30.07.2018).
4. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 02.06.1959 N 603 «О
расширении самообслуживания в общеобразовательных школах» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=584#01827 4828152496236 (дата обращения: 30.07.2018).
5. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 12.04.1984 N 314
«Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной
ориентации школьников и организации их общественно полезного,
производительного труда» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=26509#02 7202937433285346 (дата обращения: 30.07.2018).
6. Положение о межшкольном учебно-производственном комбинате трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся
[Электронный ресурс].
http://docs.cntd.ru/document/902005554
7. Концепция организационно-педагогического сопровождения
профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В.И. Блинов, И.С.Сергеев [и др.]. М.:
Федеральный институт развития образования. М.: Издательство «Перо», 2014. - 38 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.firo.ru/wp- content/uploads/2012/12/Concept_SPS.pdf (дата обращения: 07.06.2018).
8. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
(утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. N Пр-271) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/6744437/#ixzz5OWTI61Uv
(дата обращения: 30.07.2018).
9. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.b-port.com/
news/item/93504.html. (дата обращения: 16.07.2018).
10. Приказ Минпрос СССР от 11.05.1985 N 80 «Об утверждении
Положения о межшкольном учебно-производственном комбинате» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=21779#044 85353425630487 (дата обращения: 30.07.2018).
11. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об
утверждении Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://fadm.gov.ru/activity/scope/3 (дата обращения: 30.07.2018).
12. Аверин В.А. Психология детей и подростков. Монография. СПб.: Санкт-Петергбургский педиатрический медицинский институт; Центр общественного здоровья, 1994. - 178 с.
13. Американская социологическая мысль. Тексты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sociolog.in.ua/view book.php?id=957 (дата обращения: 21.06.2017).
14. Ананьев Б.Г. Человек как предмет сознания. Л.: Изд-во. ЛГУ, 1968. - 339 с.
15. Ахияров К.Ш. Проблемы трудового воспитания и обучения в
трудах В.А. Сухомлинского [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://irorb.ru/files/magazineIRO/2015august/ 19.pdf (дата обращения:
30.07.2018).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ