Оглавление
Введение 3
Глава 1 Семья как объект социологического исследования
§ 1.1 Теоретические аспекты изучения семьи в социологии
§ 1.2 Семья как ячейка общества 15
§ 1.3 Молодая семья и ее специфика 25
Глава 2 Конфликты в молодой семье 35
§2.1 Семейный конфликт: сущность и виды 35
§2.2 Причины возникновения конфликтов в молодой семье
§2.3 Способы разрешения конфликтов в молодой семье 56
Заключение 63
Список литературы 66
Приложения 68
Брачно-семейные отношения в обществе представляют собой важнейшую сферу существования как отдельного индивида, так и всего государства. Семья, будучи социальным институтом, безусловно, находится под влиянием общества, и с точки зрения перспектив его развития, его обновления особую социальную ценность имеет именно молодая семья, представляющая собой важный фактор социально-экономических и демографических перемен.
Молодые семьи - это динамичная и легко реагирующая на различные социально-экономические изменения часть общества. Состояние данной категории населения во многом отражает происходящие в обществе преобразования, что выражается в изменении особенностей формирования молодой семьи, ее структуры, состава, типов семейного уклада.
В связи с этим, в современных условиях проблема конфликтности в молодых семьях приобретает особую значимость. Важным обстоятельством является то, что понятие конфликтов в молодых семьях, часто вливается в общее понятие «семейные конфликты».
На наш взгляд, вычленение проблематики конфликтов в молодых семьях необходимо, так как такие семьи имеют свои характерные особенности. В связи с тем, что данная проблематика является мало изученной, мы так же предполагаем её решение в рамках данной работы. Практическая и теоретическая значимость данной работы заключается в необходимости постоянного научного мониторинга данной проблематики.
Большое значение для стабильности брака имеет и согласованность так называемых межличностных ролей - своеобразной фиксации положения людей в системе групповых связей.
Изучение степени разработанности проблемы конфликтности в молодой семье, показывает, что она была достаточно полно рассмотрена в научной отечественной и зарубежной литературе. Тем не менее, проведенные исследования не позволяют адекватно отслеживать динамику изменения брачно-семейных отношений, влияние на уровень конфликтности молодых семей политических, социально-экономических, религиозных и других факторов.
Теоретической базой данной работы выступили такие работы как учебник А.И.Антонова «Социология семьи», в котором представлены теоретические подходы и основные научные школы, раскрыто становление институциональной социологии семьи, определяются основные понятия, функции и структуры семьи ; Т.В. Андреевой «Семейная психология», где раскрываются темы, касающиеся различных областей семейной психологии - выбор партнера и вступление в брак, динамика семейных отношений, супружеские конфликты ; исследование А.Г. Харчева «Современная семья и ее проблемы», которое по сей день сохраняет свою актуальность и является ценным источником информации .
Объектом нашего исследования является молодая семья. Предметом - конфликты в молодой семье.
Цель исследования: определение специфики молодой семьи и изучение причин конфликтов в молодой семье.
Задачи исследования:
1. Дать определения понятиям «семья», «брак», «молодая семья»;
2. Изучить специфику молодой семьи;
3. Изучить проблемы молодой семьи в современном обществе;
4. Дать определение понятиям «конфликт», «семейный конфликт»;
5. Проанализировать теоретические подходы к проблеме конфликтности молодой семьи в отечественной и зарубежной литературе;
6. Раскрыть сущность и причины возникновения семейных конфликтов посредством проведения социологического исследования;
7. Разработать рекомендации по урегулированию конфликтов в обследуемых молодых семьях.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что возникновение конфликтов в молодой семье имеет комплекс причин, и прежде всего конфликты происходят из-за несоответствия супругов ролевым ожиданиям, а не на почве материальных затруднений, так часто сопровождающих молодые семьи.
Решение задач исследования предполагается осуществлять с помощью комплекса теоретических и эмпирических методов.
Основными теоретическими методами стали: теоретический анализ научных работ по социологии семьи, социальной психологии, конфликтологии, сравнительный и системный анализ, обобщение и др. В качестве эмпирического метода был применен метод глубинного интервью с обоими супругами, с целью выявления их представлений о возникшем конфликте (конфликтах) и путях их разрешения. Кроме того, посредством метода глубинного интервью, был проведен экспертный опрос с участием трех семейных психологов Казани.
Исследование молодых семей проводилось на базе выборки, которую составили 10 молодых семей в возрасте 18-30 лет, всего 20 человек..
Выводы и рекомендации, сделанные в ходе работы могут быть использованы в деятельности социальных, семейных психологов, других специалистов по оказанию психологической помощи семьям в снижении конфликтности молодой семьи в период первичной адаптации.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Первая глава посвящена определению понятий «семья», «брак», «молодая семья». В ней раскрыты теоретические аспекты изучения семьи в социологии, а также специфика молодой семьи.
Во второй главе анализируется специфика конфликтов в молодой семьи в период первичной адаптации, а также представлено исследование по данной теме.
Вступая в брак, многие молодые люди начинают самостоятельную жизнь, к которой оказываются совершенно не подготовленными. Неподготовленность к браку является одной из самых распространенных причин возникновения конфликтов между супругами. Очень часто проявляется на первом этапе совместной жизни и нередко приводит к распаду семьи.
Как и социальные, межличностные роли могут входить в противоречия и препятствовать семейной гармонии. Например, жена хочет быть главой семьи, но с этим не соглашается муж, считающий, что ей больше пристала роль домохозяйки.
Период первичной адаптации индивидуален для каждой из молодых семей. В среднем, он может длиться от 1 до 1,5 лет. Именно в это время супруги сталкиваются с множеством проблем, которые их приходится решать самостоятельно.
Проведенное исследование показало, что конфликты в молодых семьях в период первичной адаптации возникают из-за целого ряда причин, однако, чаще всего из-за несоответствия ролевым ожиданиям супругов. Таким образом, гипотеза, выдвинутая вначале, нашла свое подтверждение.
Семейные психологи советуют молодым супругам, в первую очередь, относиться к своему избраннику с уважением, признавая его право на собственную точку зрения. Немало важным является умение говорить о возникших проблемах и слушать своего супруга. Подчеркнем, что помимо прочих функций, семья выполняет защитную функцию, в том числе, ив психологическом плане. Поэтому крайне важно чтобы молодые супруги имели представление о том, как можно поддержать своего избранника в трудную минуту.
Эксперты, принимавшие участие в интервью отмечают, что чаще всего, молодые пары обращаются за помощью на первых стадиях возникновения конфликта. Конечно, такая сознательность играет важную роль, но, к сожалению, встречается лишь в единичных случаях. Для сохранения браков в более широком смысле, необходимо, на наш взгляд, не столько увеличение числа психологических центров, сколько их пропаганда среди молодежи.
Работа по устранению семейный конфликтов имеет важное значение не только для отдельно взятой семьи, но и для всего общества в целом.
А. Я. Конфликтология:. - СПб.: Питер, 2008.
2. С оциология семьи: Учебник / Под ред. А.И. Антонова. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 637 с.
3. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. Пособие - СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
4. В асилькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная психология. Курс лекций: Учебник для высш. учеб. заведений. - 4-е изд.,стереотип. - М.: Изд. центр «Академия»,2004. - 440с.
5. Каптерев П.Ф. О семейном воспитании. - М.: Изд. центр «Академия», 1996. - 168с.
6. Карнеги Д. Как быть счастливым в семье. -М.:
Попури,Г.К.М., 1996.
7. Килпатрик В.Х. Воспитание в условиях меняющейся цивилизации /Пер. с англ. М., 1930. С.38.
8. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни». - М.: Просвещение, 1988.
9. Коряковцева О.А., Конева Е.В., Иванова Н.Л. Психология современного подростка: поведенческие проблемы, воспитание толерантности. Ярославль: «Ресурс», 2001. 76 с.
10. Кризис семьи и депопуляция в России: круглый стол, Соц И.С.,- Спб.: 2003.- 69с.
11. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. - Спб.: Речь, 2006. - 360с.
12. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования под. ред. Силяевой Е.Г. Учебник для высш. учеб. заведений. -3-е изд.,-стер. - М.: Изд. центр «Академия»,2005. - 237с.
13. Психология семьи // Под ред. Райгородского Д.Я. Издательский дом «Бахрах-М2», 2002. 752 с.
14. Сатир В.Н. как строить себя и свою семью. Заметки психолога. - М.: Педагогика-Пресс, 1992.
15. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебник для высш. учеб. заведений. - 5-е изд., - стер. - М.: Изд. центр «Академия»,2006. - 576с.
16. Сысенко В.А. Культура семейных отношений. - М.: Знание, 1987. - 254с.
17. Харчев А.Г. Современная семья и ее проблемы. М.:3нание,1978. - 186с.
18. Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. М., 1985. 176 с.
19. Шмелева М.Н. Развитие внутренних связей в современной городской семье русских центральной России // Семья. Традиции и современность. М., 1990. С.223.
20. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1973. - 218 с.